Фз о пенсиях с 01012018
Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2018
Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:
- условий получения такого пенсионного обеспечения,
- порядка его начисления и доставки,
- расчёта отчислений из пенсионных выплат,
- непосредственно самих пенсионных сумм.
Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.
Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.
Структура закона
Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.
Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.
Кому важно знать закон
Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.
Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:
- накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
- страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.
Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.
Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.
Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.
В 2016-2018 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.
Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.
Основные положения Федерального закона №400 О страховых пенсиях
Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.
При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Это быстро и бесплатно!
Основные положения
Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.
Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.
Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года.
Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему, подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части, которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой, рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в баллы и их стоимостью, ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.
Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.
Определение понятий
То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий:
При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий, оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:
- Пособие по возрасту:
- обязательное наличие трудового стажа не менее пятнадцати лет;
- достижение установленного законом возраста, а именно 60 и 55 лет;
- ИПК не менее 30 баллов.
- Пособие по выслуге:
- достижение 55 и 50 лет в отношении лиц мужского и женского пола;
- наличие вредного стажа не менее 12,6 и 10 лет либо северного стажа – 15 лет;
- наличие общего стажа занятости 25 и 20 лет;
- По инвалидности:
- установление ограничения физических возможностей;
- наличие стажа даже в минимальном размере.
- При потере кормильца:
- нетрудоспособность в связи с юным возрастом либо ограничением физических возможностей, не говоря уже о невозможности трудиться в связи с уходом за ребенком-инвалидом;
- утрата основного источника материальной помощи, которую оказывал умерший родственник;
- наличия трудового стажа у погибшего.
Порядок расчета страхового стажа
Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.
Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности:
- все периоды занятости, на протяжении которых производились отчисления страховых взносов;
- служба в армии;
- периоды нетрудоспособности;
- отпуска по уходу за малышами, но не более 6 лет в общей совокупности;
- периоды пребывания на учете на Бирже труда;
- нахождение в гарнизонах с супругом военным, но не более 5 лет;
- уход за родственников, являющимся инвалидом 1 группы, либо достигшим 80 лет;
- осуществление трудовой деятельности за пределами РФ, при условии заключения международного договора.
При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.
При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.
После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета страхового стажа осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.
Определение размера выплат
В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии составляет 4805,11 рублей и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.
Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов составляет 30, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за декретные отпуска в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.
Сроки осуществления выплат
В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов, которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.
Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия, то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.
При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.
Досрочное начисление
Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние вредных факторов либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.
Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:
- при наличии вредного стажа не менее 12,6 лет для мужчин и 10 лет для женщин;
- многодетным матерям, воспитавшим 5-х детей и имеющих общий стаж занятости на протяжении 15 лет;
- одному из родителей малыша-инвалида, при наличии общего стажа в 20 и 15 лет для папы и мамы соответственно;
- инвалидам, получившим военную травму при подтверждении совокупного стажа на протяжении 25 и 20 лет;
- труженикам северных районов при наличии общего стажа в 25 и 20 лет, из которых 15 лет отданы труду в особых климатических условиях.
При этом указанным категориям граждан пенсия устанавливается в порядке, описанном выше, а именно с учетом повышенного размера фиксированной выплаты и трудовой части пенсии за все отработанные года.
Последние изменения и дополнения в 2018 году
Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок. Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы:
- Мужчины могут выйти на заслуженный отдых по достижении 60-ти лет, а для женской аудитории эта граница снижена до 55-ти лет.
- Для оформления страховой пенсии необходим трудовой стаж минимум 15-ть лет.
- у претендента на получение ежемесячный выплат должен быть пенсионный коэффициент минимум 30-ть баллов.
- Страховые пенсии могут оформлять люди с ограниченными возможностями, способные документально подтвердить 1, 2 или 3 группу инвалидности.
- Претендовать на получение страховой пенсии по потере кормильца могут нетрудоспособные родственники покойного пенсионера: внуки, сестры, тети, братья, супруги, родители. Стоит отметить, что для оформления таких выплат граждане должны документально подтвердить факт смерти кормильца. Если он числится пропавшим без вести, то этот статус также должен быть подтвержден официальным документом, выданным правоохранительными органами.
Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале:
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О страховых пенсиях»
Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях
1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;
Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин «пенсионное законодательство».
Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»
Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .
размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.
2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом «О страховых пенсиях».
1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:
«1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее — аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:»;
Законы пенсионной реформы
Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.
Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.
Законодательство до реформирования пенсионной системы
До введения новых законов трудовая пенсия (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исходя из этого документа данный вид пенсионного обеспечения можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с инвалидностью, старостью, либо если они являлись иждивенцами таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.
При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что трудовая пенсия являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей.
Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение трудовых пенсий, содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.
Виды трудовых пенсий:
- по инвалидности — данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность;
- по потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
- по старости — назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.
Также стоит отметить такое понятие, как страховой (трудовой) стаж — период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали страховые отчисления от работодателей.
Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.
До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).
Новая пенсионная реформа 2015 года в России
С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.
Основным изменением, которое принесла реформа 2015 года, явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами — это страховая пенсия и накопительная.
Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия — теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.
Изменения в пенсионном законодательстве
С реформой в пенсионном законодательстве появилось два новых федеральных закона — «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях», а старый — в большей своей части перестал действовать.
В 2004 году Верховным судом было определено, что любой гражданин вправе рассчитывать на то, что пенсия при назначении будет основываться на том законодательстве, которое действовало в период трудовой деятельности. Иными словами, если лицо застало все пенсионные реформы, начиная с 1990 года и заканчивая 2015 годом, то назначение пенсии может происходить на основании трех законов.
Исходя из этого с одной стороны, граждане вроде бы и могут быть уверены в том, что их пенсионные права останутся при них (к тому же, Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ дается гарантия на то, что пенсия в случае применения нового законодательства будет точно не ниже той, что рассчитывалась по старым формулам). Однако наличие нескольких формул и правил исчисления выплат создает сложности для самих граждан — отнюдь не все являются экспертами в области пенсионного обеспечения. Поэтому требуется проанализировать новые условия, которые регламентируются двумя федеральными законами, вступившими в силу с 2015 года.
Федеральный закон N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Разделение трудовой пенсии на две самостоятельных выплаты подразумевало создание законодательной базы для каждого вида пенсий. Именно поэтому был принят закон «О страховых пенсиях».
Первое и самое главное, пожалуй, изменение касается условий назначения: если описания условий, по которым может быть назначена пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца, практически скопированы из Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то со страховыми пенсиями по старости произошли существенные преобразования:
- вместо необходимых 5 лет страхового стажа введена ежегодно увеличивающаяся продолжительность стажа от 6 лет в 2015 году и до 15 лет в 2024 году;
- понятие фиксированный базовый размер заменено на фиксированную выплату (ФВ);
- на размер пенсии теперь влияет индивидуальныйпенсионный коэффициент (пенсионный балл), величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода;
Кроме того, предусмотрено повышение фиксированной выплаты в случае, если гражданин добровольно не выходит на пенсию, когда она ему уже положена. Таблица, отражающая характер изменения величины ФВ, отражена в приложении 2 к вышеуказанному закону.
Федеральный закон N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
Кроме вышеуказанного закона «О страховых пенсиях» был принял еще один — «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.
Накопительная пенсия является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете.
В случае, если у лица на накопительном счете менее 5% от этого размера, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).
Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе работодателя, инвестирования материнского капитала, а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования. С помощью следующей формулы можно рассчитать, какую сумму ежемесячно будет получать гражданин:
- НП — размер накопительной пенсии;
- ПН — сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица;
-
Т — предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия.
Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы
Санкции со стороны западных стран, падение цен на нефть и другие обстоятельства создали определенные трудности для экономики России. В связи с высказыванием премьер-министра Д.А. Медведева о том, что «для индексаций у нас денег нет не только для Крыма, у нас ни для кого их нет», стоит подумать, насколько целесообразна была реформа 2015 года. Что ждет существующую пенсионную систему?
В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере:
- повышение пенсионного возраста для госслужащих;
- заморозка пенсионных накоплений;
- изменение правил ежегодной индексации пенсии.
Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?», конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:
- прекращение выплат пенсии«досрочникам» и работающим пенсионерам;
- в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии — теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.
Заключение
К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение расчета пенсии. Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации — стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.
Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто — даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.
adm-kuzminskiy.ru