Разъясняем законодательство

Кто спилит аварийные деревья?

Вопрос: Я инвалид 2 группы, живу в частном доме. Во второй половине живет другая семья, где также есть инвалид по зрению. Три года назад рядом с нашим домом упало дерево. К счастью, никто не пострадал. Но после этого случая мы обратились в Фатежский горсовет с просьбой спилить деревья. Горсовет признал их аварийными, есть письменный ответ от 09 ноября 2012 года, пообещал спилить, но прошло уже три года, а ничего не сделано. Во время непогоды страшно находиться дома – деревья качаются и скрипят, боимся, что упадут в любой момент. Как нам быть, куда обращаться?

Отвечает заместитель прокурора Фатежского района Татьяна Ярыгина: В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, организация благоустройства территории поселения (включая, в том числе озеленение территории), использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Согласно Правилам благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории города Фатежа, утвержденных решением Собрания депутатов г. Фатежа Фатежского района Курской области от 05.04.2011 № 150, в целях сохранения зеленых насаждений не разрешается рубить, пилить, ломать деревья, производить обрубку, нарезку и наносить другие повреждения деревьям, кустарникам без проектов и разрешений, оформленных в соответствии с действующим законодательством (п.2.10.2).

Проверкой, проведенной прокуратурой Фатежского района, установлено, что в сентябре 2011 года, а также в октябре 2013 года по распоряжению главы г. Фатежа проводилось комиссионное обследование деревьев, растущих на территории города, угрожающих падением на жилые дома. По результатам проведенного обследования на территории г. Фатежа установлено 252 аварийных дерева, угрожающих безопасности, как жилых строений, так и проживающим в них гражданам, в том числе 3 клена, расположенные рядом с домом по ул. Веселая, 23 г. Фатежа.

В тоже время, администрацией г. Фатежа длительное время меры по предупреждению возможных негативных последствий и причинения вреда, как жизни и здоровью гражданам, проживающим на территории города Фатежа, так и строениям, находящимся вблизи растущих аварийных деревьев, не предпринимаются, специальной техники, с помощью которой возможно произвести спиливание либо опиловку аварийных деревьев в г. Фатеже не имеется, договор на выполнение работ по спиливанию аварийных деревьев с подрядной организацией, имеющей соответствующие технические возможности, не заключен.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению

Не принятие соответствующих мер по спиливанию либо опиловке аварийных деревьев в г. Фатеже может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда, который в силу п.1 ст.1069 ГК РФ подлежит возмещению из казны муниципального образования.

По результатам проведенной проверки прокурором Фатежского района в адрес главы города Фатежа внесено представление об устранении нарушений требований закона

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Деревья, кустарники, цветы на территории учреждения: учет и налогообложение

Случается, что ревизор не может найти в учреждении никаких нарушений. И вот проверяющий выходит на улицу и. видит «три тополя» и несколько кустарников. Сразу же следует вопрос: «А учтены ли у вас многолетние насаждения?». И если ответ отрицательный, ревизор с чувством выполненного долга пишет замечание в акт проверки.

Чтобы такой вопрос проверяющего не застал вас врасплох, «пройдитесь» по списку объектов, которые находятся на территории вашего учреждения. Числятся ли они в учетных регистрах? Правильно ли они учтены?

Самое главное правило – не все деревья и кустарники надо учитывать как многолетние насаждения на счете счет 101 08 «Прочие основные средства». Зачисляйте насаждения в состав основных средств только в том случае, если ваше учреждение несло затраты на их создание или же эти затраты были переданы вам какой-нибудь организацией (п. 43 Инструкции № 157н).

Если деревья растут на территории уже много лет и никаких вложений в их посадку не было, учитывайте растения за балансом. Чтобы не спорить с ревизорами, предусмотрите для этого в учетной политике специальный забалансовый счет. А в документах пишите о таких растениях как о «лесе, исторически произрастающем на закрепленном за учреждением земельном участке» – это выражение из письма Минфина России от 27 октября 2015 г. № 02-05-10/61628.

Учитывайте многолетние насаждения по площадям – инвентарный номер присваивайте совокупности насаждений на определенной площади (п. 43 Инструкции № 157н). Инвентарный номер на каждой березе – это, конечно, перебор. Хотя в некоторых учреждениях бывает и такое.

Стоимость посадочного материала однолетних растений, травы и цветов списывайте на расходы по благоустройству территории. Но не забывайте учитывать в составе основных средств отдельные объекты благоустройства, например, оборудованную в качестве малой архитектурной формы клумбу.

Все подробности об учете объектов благоустройства вы можете найти в Энциклопедии решений «Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налог на имущество надо платить по тем насаждениям, которые учтены в составе основных средств. Впрочем, для движимых вещей, принятых на учет с 1 января 2013 года, в этом году предусмотрены льготы (п. 25 ст. 381 Налогового кодекса). Многолетние насаждения относятся к движимым вещам (ст. 130 Гражданского кодекса, письмо Минфина России от 11 января 2017 г. № 03-05-05-01/314). Так что, если нет региональных льгот, в 2017 году налог на имущество надо платить только по принятым на учет до 1 января 2013 года многолетним насаждениям.

Обратите внимание! В следующем году в составе основных средств будет предусмотрена специальная группа «Многолетние насаждения» (п. 7 Федерального стандарта «Основные средства»). А значит, ревизоры еще внимательнее будут проверять, насколько корректно учтены такие активы в учреждении.

www.garant.ru

Удаление деревьев в Московской области с точки зрения закона

Удаление деревьев в Московской области, как и любая деятельность на территории Российской Федерации, регламентируется законодательными актами. Это означает, что вы не можете просто взять и удалить дерево на участке, даже если этот участок у вас в собственности.

Для того, чтобы удаление аварийного дерева не переросло для вас в проблемы с законом, еще до начала всех работ по вырубке деревьев вам необходимо получить Порубочный билет. Только при таком подходе вы можете быть уверены, что все делаете правильно.

ВАЖНО.

Самовольная вырубка деревьев без правильно оформленных документов преследуется по закону, в соответствии с соответствующими статьями КоАП РФ и УК РФ.

Далее мы приведем краткий обзор статей КоАП и УК, осуществляющих правовое регулирование в области удаления деревьев.

Кодекс Об Административных Правонарушениях РФ

Статья 8.28. КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Уголовный кодекс РФ

Статья 260. УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:а) группой лиц;б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;в) лицом с использованием своего служебного положения;г) в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ) Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Помните, что цена удаления дерева без соблюдения законодательных норм может не только многократно возрасти (на сумму штрафов за незаконную вырубку деревьев), но и стоить вам нескольких лет жизни. Это надо иметь в виду, даже если вам просто надо спилить дерево на даче. Ответственность, как административную, так и уголовную, понесет не только исполнитель работ, но и вы, как владелец дерева, которое надо спилить.

www.udalim-derevo.ru

Закон о вырубке деревьев и кустарников

Вырубка деревьев и кустарников. Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях:

  • реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта, разработанного в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы;
  • восстановления по заключению органов санитарно — эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил;
  • ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ.

Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и иными нормативными актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения — порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.

Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы.

Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы.

Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

www.derevorub.ru

МОСКВА, 21 мар — РАПСИ. Двое судей Конституционного суда РФ выступили с особым мнением по делу о вырубке редких пород деревьев на собственном участке: судьи Гадис Гаджиев и Юрий Данилов не согласились с решением о прекращении изучения краснодарского закона, который позволяет привлечь собственника к ответственности за распоряжение растительностью, находящейся на его участке.

Судьи отметили, что правовая неопределённость закона так и сохранилась, и его положения до сих пор «находятся под конституционным подозрением».

Житель Краснодарского края, получивший 1,5 года условно за вырубку глициний и лиан на своём дачном участке, просил КС проверить конституционность закона «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае», который разрешает привлекать дачников и собственников земельных участков к уголовной ответственности за вырубку редких пород деревьев на своей земле. Этот закон, по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству, в том числе Лесному кодексу РФ, который относит растительность на участке к частной собственности.

Ко времени рассмотрения дела в КС заявителя оправдали по уголовному делу, поэтому КС прекратил производство по жалобе.

Однако судьи в особом мнении отметили, что рассмотрев дело КС мог бы защитить не только права заявителя, но и всех собственников земельных участков как Кубани, так и России.

Беззащитные собственники земли

Судья Гадис Гаджиев считает, что КС между нормами о допустимости жалобы и необходимостью защитить право человека на закон должен отдавать предпочтение последнему.

Он указал, что обращаясь в КС, житель Кубани стремился добиться не своего оправдания, а отмены спорного правового акта, он защищал не только свои интересы, но и всех собственников земли в Краснодарском крае.

КС, по мнению Гаджиева, разрешая правовую коллизию в этом деле должен был отдать предпочтение не позиции властей.

«Государство обычно воспринимается как субъект права, занимающий такое положение в правоотношениях, когда. (он) имеет большую юридическую ценность, чем другой. Однако при осуществлении конституционного правосудия человек и государство являются юридически равными. Такая правовая модель является результатом признания в процессе длительной исторической эволюции достоинства личности, которое охраняется государством», — отмечает судья.

На его взгляд, отказавшись рассмотреть дело КС допустил ситуацию, когда в гражданско-правовых и административно-правовых отношениях сохраняется неопределенность оспоренной нормы.

«В результате на основе бланкетной нормы в законе субъекта РФ, в системной связи с уголовно-правовой и административно-правовой нормой КоАП РФ происходит регулирование порядка осуществления пользования как полномочия содержания права частной собственности», — указывает Гаджиев.

Он напоминает, что в оправдательном приговоре в отношении заявителя допускается возможность взыскания с него стоимости вырубленных деревьев — 125 тысяч рублей в порядке гражданского судопроизводства.

«Применительно же к настоящему делу остается доля неопределенности в правовой судьбе заявителя относительно (не)признания государством за ним принципиального права в дальнейшем распоряжаться по своему усмотрению произрастающими на его участке растениями. Иными словами, состоявшимся правоприменительным актом в пользу заявителя был разрешен лишь один из возможных аспектов (уголовно-правовой) предполагаемого нарушения его конституционных прав: для устранения неопределенности оспоренной нормы в иных аспектах требовалось рассмотрение дела по существу», — полагает судья.

Закон под подозрением

Судья Юрий Данилов в особом мнении также отметил, что возможность ограничивать право собственности есть только у федерального закона и то только в случаях, когда это необходимо для защиты других конституционно значимых ценностей, отвечает требованиям справедливости, разумности и соразмерности.

«При этом законодатель субъекта федерации не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо конституционных прав, снижать уровень их федеральных гарантий, а также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод», — указывает Данилов.

На его взгляд, оправдательный приговор в отношении заявителя никак не должен был сказываться на судьбе дела о проверке конституционности краснодарского закона.

«Конституционный суд, разрешая дело, имеет целью защиту конституционных прав не только заявителя, но и неопределенного круга лиц, в отношении которых могут быть применены рассматриваемые им нормативные положения, а также защиту основ конституционного строя, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ», — напоминает судья.

Он отмечает, что прекращение уголовного дела не снимает проблему ограничения распоряжения зелеными насаждениями, расположенными на принадлежащих гражданам на праве собственности земельных участках, приобретенных без обременений.

Неблагоприятные последствия действия этой нормы как для самого заявителя, так и для других граждан могут проявляться в иных видах ответственности, отличных от уголовной, указывает Данилов. Тем более что своим решением президиум подтвердил применение в Краснодарском крае закона о вырубке в том смысле, который как раз и оспаривал заявитель.

«Таким образом. жалоба не утратила свойство допустимости, поскольку неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемого им положения может быть устранена только в ходе конституционного судопроизводства», — считает судья.

Он подчеркивает, что решения КС и региональных судов дают совершенно разные эффекты: если бы неопределенность в вопросе была бы разрешена в пользу неконституционности, это имело бы правозащитный эффект также на территории других субъектов РФ, в том числе в такой значимой для прав и свобод граждан сфере, как сфера уголовной ответственности.

«Видимо, смысл отказного определения сводится к тому, что возможность такого оспаривания у заявителя может появиться лишь тогда, когда к нему будут применены меры административной или гражданско-правовой ответственности, основанные на указанной, оставшейся тем не менее под «конституционным подозрением», норме. По меньшей мере это странная логика в отношении гражданина, уже подвергшегося на основе этих нормативных положений уголовной репрессии», — отмечает Данилов.

rapsinews.ru