«ИСКЕ КАЗАН»

«Независимая система оценки качества организаций, оказывающих социальные услуги»

«ИСКЕ-КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ- ЗАПОВЕДНИК «.

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в окрестностях деревень Камаево, Русский Урмат и Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан был основан в 1992 году по инициативе доктора исторических наук, руководителя Иски-Казанской археологической экспедиции Фахрутдинова Равиля Габдрахмановича ( Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.04.1992 г. № 228) и представлен целым рядом историко-археологических и архитектурных памятников: археологических объектов первобытно-общинного строя, раннего, развитого и позднего средневековья, а также некоторых памятников традиционного сельского деревянного зодчества начала ХХ в. в дер.татарская Айша и в целом существованием самой этой деревни как примера обычного татарского селения в знаменитом Заказанье – центре формирования этноса казанских татар, его богатой материальной и духовной культуры. Как составную часть музея- заповедника следует отметить исключительно красивый ландшафт названной территории, особенно района расположения Камаевского (Иске-Казанского) городища: классический для древних крепостей подтреугольный мыс на высоком правом берегу р.Казанки (высота над уровнем лугов 70-80 м), огражденный с т.н. напольной стороны высокими земляными валами и рвом между ними, являющимися уникальными остатками средневекового татарского оборонительного искусства во всей заказанской зоне; не распаханные, болотистые луга на низине под городищем с довольно богатой флорой (дикий лук, свербига, борщевик, кувшинки и др.) и со старым руслом Казанки; уже редкие в наши дни представители фауны, живущие на крутых берегах глубоких оврагов, береговой террасы и среди земляных валов (барсук, енотовидная собака, лиса), а также парящие в воздухе над остатками древнего города ястреб и орлан-белохвост. Все это придает названному участку неповторимую красоту и исключительную привлекательность, представляя собой редкий уголок прекрасного ландшафта с интересным животным и растительным миром.

Заселение данного района началось еще в первом тысячелетии до н.э., в период ананьинской археологической культуры, когда весь средневожско-приуральский регион вошел в широкий контакт с целым рядом народностей и племен Евразии, в том числе и с южным скифо-сарматским миром Северного Причерноморья. Именно о таких связях в значительной степени свидетельствуют найденные под Иске-Казанским городищем два скифских бронзовых зеркала т.н. ольвийского типа VI в. до н.э. Эти зеркала являются уникальными не только для Татарстана, но и всего древнего Волго-Камья. Они могут быть связаны с каким-нибудь кладом, зарытым на известном «торговом пути Геродота» из Северного Причерноморья на Южный Урал или скорее всего с курганом, местонахождение которого предварительно намечается нами недалеко от названного городища. Следовательно, район Иске-Казани, судя по этим редким памятникам, еще с древних времен вошел в сферу исторических связей северной зоны Пердкамья с античным миром. Непосредственно с ананьинской же культурой связано т.н. II Камаевское городище (памятник №5 по прилагаемому перечню аннотированных памятников), расположенное в непосредственной близости, к западу за оврагом от основного Камаевского (I Камаевского) городища.

В последующий историко-археологический период — в I тысячелетии н.э. – описываемый лесной северный район частично был заселен местными финно-угорскими племенами, о чем в некоторой степени свидетельствуют отдельные небольшие поселения и местонахождения керамики чуть выше по Казанке.

Более интенсивное заселение района началось позднее – с начала II тысячелетия, более конкретно с XI – XII вв. уже тюркоязычными булгарскими и родственными им племенами. В XII в. происходит значительное расширение владений Волжской Булгарии, вызванное ростом ее социально-экономической и политической силы, начинается освоение новых земель, в том числе и на севере вплоть до реки Казанки. В ее среднем течении возникает ряд поселений, одно из которых (представленное в настоящее время Русско-Урматским Iселищем, памятник №8) со временем превратился в центр консолидации пришлого населения. Однако для превращения этого поселения в средневековый город в самом начале его существования еще не было достаточно социальной основы, не хватало тех сил, которые смогли бы повести за собой деревню. Такие силы появляются несколько позднее, во второй половине XIII в. Этот процесс связан с большими переменами в жизни народов Среднего Поволжья и в целом Восточной Европы. Значительная часть населения Закамья во главе со своими новыми правителями оставляет исконные земли и уходит дальше на север, что довольно ярко отражено в памятниках татарского летописания и в народном эпосе. В «Татарской летописи» (VI глава «Дастан фи-т-тарих», т.е. повествование по истории, известного исторического сочинения «Дафтар-и Чингиз-намэ», составленного в конце XVII — начале XVIIIв.) говорится, что после разрушения города Булгара два оставшихся в живых царевича – Алтын-бек и Алим-бек – «пришедши на реке Казани поставили крепость (и) основали город».[1] Об этом же событии рассказывается в целом ряде других татарских рукописей XVII – XVIIIвв.: в рукописях по И.Г.Георги, К.Ф.Фуксу, И.Ф.Яковкину, в «Ферхег-намэ», «Таврих уд-Даваир», «Беан дастан уд-Тарих», в «Повести о несгораемой царевне», в многочисленных вариантах татарского устного народного творчества.

Именно в этом районе относительно спокойного лесного севера, в среднем течении Казанки, которое уже было известно и тюркоязычным народам (булгарам, добулгарским тюркским корням, позднее кипчакам и др.) возникает крепость, превратившаяся вскоре в политико-административный центр того названного выше домонгольского поселения, которое выделялось среди остальных значительностью своей территории и количеством населения и, следовательно, сосредоточением тех сил, которыми обуславливается рост производительных сил и общественного разделения труда – консолидации ремесленного производства и торговли. Город рассматривается здесь как центр ремесла, торговли и культуры, возникший на основе общего роста производительных сил и отделения ремесла от земледелия. Так возникло большинство средневековых городов. Так возникла и Старая Казань, превратившаяся вскоре в новый политический, экономический и культурный центр северной зоны Среднего Поволжья, в центр нового – Казанского княжества.

Город растет, получают дальнейшее развитие ремесло и торговля, зодчество и декоративно-прикладное искусство, являвшиеся по своему происхождению тюркскими. Об этом наглядно свидетельствуют остатки материальной культуры, выявленные археологическими исследованиями: керамика, ювелирные изделия, орудия труда и оружие, железные и медно-бронзовые бытовые предметы, производственные комплексы (мастерские, металлургические и гончарные горны), эпиграфика. На селище находки менее разнообразны: масса простой керамики, железные орудия труда и бытовые предметы, из производственных комплексов – гончарные горны. Н а городище же находки намного богаче и разнообразнее: поливная, изразцовая т.н. тимуридская керамика, различное оружие, среди них глиняный свистящий снаряд и железные ширики-ядра, свидетельствующие о применении огнестрельного оружия. Если на селище – материал, в основе своей относящийся к булгарской культуре, то на городище значительна доля нижневолжской, собственно золотоордынской материальной культуры (керамике с редким лощением, с розовой или ангобированной поверхностью, погребение кипчака и др.). На городище несравнимо больше серебряных джичидских (золотордынских монет) XIV и в основном XV в. Вообще Казань становится самостоятельным центром чеканки и обращения золотоордынских монет на севере.

Однако расположение Казани в среднем течении Казанки, вдали от больших рек, которое в самом начале своего существования было удобным для населения разоренного Закамья, со временем стало не устраивать растущие социальные и политические силы княжества, превращенного впоследствии в самостоятельное государство – Казанское ханство. Еще до его образования Казань как новый политико-административный центр края переносится в устье Казанки (где в этот период возможно существовало значительное поселение) – на место впадения ее в Волгу, центральную реку Восточной Европы. Перенос Казани также ярко отражен в национальных источниках и народном фольклоре.

С возникновением Новой Казани постепенно пустеет основная часть Старой Казани, ее ремесленно торговый посад. Городок же, представленный ныне Камаевским I городищем (памятник №1), продолжал существовать в качестве необходимого и удобного опорного военного пункта. В первое время, предшествовавшее образованию Казанского ханства, он являлся центром чекана джучидских монет. В последний раз городок Старая Казань упоминается в русских летописях под 1536 годом в связи с казнью там казанского хана Джан-Али (Еналея), ставленника московского правительства, в результате государственного переворота в Казани. Помимо своей основной цели в качестве военно-стратегического пункта по охране северных земель ханства, Иске-Казанская крепость сыграла дополнительную роль в качестве своего рода бастиона-тюрьмы, где, видимо, содержались и военнопленные. Именно о пленниках в определенной степени свидетельствуют и археологические находки.

Археологически Старая Казань представлена двумя основными памятниками, уже упомянутыми выше: Камаевским I (Иске-Казанским) городищем площадью 61200 кв.м (6,12 га), расположенным у села Камаево Высокогорского района Республики Татарстан, на высоком правом берегу Казанки, и русско-Урматским I селищем в 1240000 кв.м (124 га), находящимся между деревнями Камаево и Русский Урмат в низине левобережья реки вдоль ее притока Урматки. Городище – это остатки политического центра, кремля Старой Казани (позднее – городка-форпоста), основная часть историко-археологической литературы об Иски-Казани относится к этому памятнику. Селище – остатки ремесленно-торгового посада древнего города. Помимо них, имеется и третий памятник – это Иске-Казанское кладбище недалеко от городища на том же высоком правом берегу Казанки (до начала 60-х годов нашего столетия на его территории находилось три намогильных камня XV, XVI и XVII вв. После попытки их разрушения местными идеологическими работниками, перенесены на территорию действующего кладбища деревни Мульма в 3 км от данного памятника; один из них, камень XV в. в настоящее время находится в Иске-Казанском музее – см.ниже). Иске-Казанское кладбище (памятник №2) является предметом поклонения татарского населения округи и специально приезжающих туда паломников на могилу святого Муллы-Хаджи – лица исторического, полководца упомянутых выше основателей Старой Казани, т.е. Алтын-бека и Алим-бека.

В результате похода большого отряда русского войска в Заказанье в сентябре 1552 г. перед штурмом города Казани армией Ивана Грозного, Иске-Казанский городок был взят и ликвидирован как военный форпост. В русских писцовых книгах, составленных через 13-16 лет после завоевания Казанского ханства, т.е. в 1565 – 1568 гг., он упоминается как место Иски-Казани, а находившееся рядом село – Князь-Камаево (современное Камаево) по имени казанского князя Камая, известного по русским источникам во время взятия Казани (очевидно, село было вотчиной этого князя). В последующих документальных материалах (переписные книги 70-х годов XVIII в., т.н. «Акты генерального межевания» и др.) село также именуется как Князь-Камаево, иногда с дополнением «Иски-Казань — Камаево» или сокращенно «Искамаево» — так называлось оно местным татарским и русским населением почти до последнего времени.

В писцовых книгах сер.XVI и нач.XVII вв. зафиксирована и близлежащая деревня татарская Айша . В известном татарском историческом сочинении «Таварихе Болгария», написанном в нач.50-х годов XVI в., эта деревня названа «Гайшэ бикэ авылы» (деревня Гайшэ-бикэ) в честь героини упомянутой выше «Повести о несгораемой царевне»: в рукописи рассказывалось, что дочь царя Булгара Абдуллы после своего пленения у завоевателя булгарских земель, вернулась в родные края, где узнала, что ее братья Алтын-бек и Алим-бек построили новый город на Казанке; она поехала к ним, вышла там замуж за их полководца, т.е. за Муллу-Хаджи. Могила же ее у деревни, названной в ее честь «Гайшэ бикэ авылы». Данная могила, находящаяся именно у этой деревни – ныне татарской Айши, как и могила Муллы-Хаджи, считается святой и является объектом поклонения татарского населения округи. Татарская Айша в настоящее время представляет собой типичную татарскую деревню в долине Казанки с характерной и издали бросающейся в глаза рощей древнего и ныне функционирующего кладбища.

Памятники Старой Казани и ее ближайшей округи исследуются с конца XVIII в. Вначале это были первые полевые описания, сделанные историками-любителями и географами-путешественниками при попутном сборе у местного населения исторических рассказов и преданий о возникновении Казани, а также некоторых остатков материальной культуры на ее территории (И.Г.Георги, Д.Зиновьев, И.Ф.Яковкин, М.С.Рыбушки, Н.Н.Кафтанников, П.Малов). Позднее, с начала ХХ в., такие же поиски с небольшими археологическими раскопками при параллельном изучении эпиграфических памятников проводили члены ОАИЭ при Казанском университете, некоторых других московских и казанских обществ (В.Л.Борисов, И.Н.Смирнов, П.А.Пономарев, М.М.Хомяков, И.Н.Бороздин, Али-Рахим). В 1950-х годах там работала археологическая экспедиция ИЯЛИ КФАН СССР и Казанского университета под руководством Н.Ф.Калинина, в 1960 г. небольшие исследования на иске-казанских памятниках проводила Поволжская археологическая экспедиция, руководимая А.П.Смирновым. С 1972 по 1989 гг. памятники Старой Казани исследовались Иски-Казанской археологической экспедицией ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР под руководством Р.Г.Фахрутдинова и при участии А.Г.Мухаммадиева, Н.А.Кокориной и Р.Р. Фахрутдинова (в 1969-1970 гг. Р.Г.Фахрутдиновым же была проведена первая сплошная археологическая разведка бассейна верхнего и среднего течений Казанки с выявлением целого ряда новых памятников XII-XVI вв). В 1995-1996 гг. на территории памятников работала археологическая экспедиция под руководством А.А.Бурханова Небольшая часть сохранившихся материалов дореволюционных поисков находится в Объединенном гос.музее Республики Татарстан и Национальном музее Финляндии (Хельсинки); материалы раскопок А.П.Смирнова в Государственном историческом музее (Москва), Н.Ф.Калинина – в Кабинете археологии Казанского университета, Р.Г.Фахрутдинова – в Иске-Казанском музее.

АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ «ИСКЕ-КАЗАНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ- ЗАПОВЕДНИКА»

1. Камаевское I (Иске-Казанское) городище XIII XVI вв. Расположено в 1,5 км к северо-северо-западу от дер.Камаево Высокогорского района Республики Татарстан на правом берегу р.Казанки, левого притока р.Волги. Площадь 61200 кв.м. Остатки детинца (кремля) Старой (Иске) Казани. Осмотрено, описано или обследовано: Н.П.Рычковым в 1770 г., П.С.Палласом в 1772 г., И.Г.Георги в 1774 г., Д.Зиновьевым в 1810-х годах, И.Ф.Яковкиным, М.С.Рыбушкиным и Н.Н.Кафтанниковым в 1833 г., Н.И.Второвым в 1840 г., П.Маловым в 1852 г., П.А.Пономаревым в 1904 г., М.М.Хомяковым в 1910 г., Н.И.Бороздиным в 1928 г. Исследовано: экспедицией Казанского филиала АН (КФАН) СССР и Казанского гос.университета (КГУ) под руководством Н.Ф.Калинина в 1945, 1956 гг., Поволжской археологической экспедицией (ПАЭ), руководитель А.П.Смирнов в 1960 г., с 1972 по 1989 гг. исследовался Иски-Казанской археологической экспедицией Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) им.Г.Ибрагимова КФАН СССР (с 1992 г. – КНЦ РАН) под руководством Р.Г.Фахрутдинова, в 1995,1996 гг. под руководством А.А.Бурханова. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. – Казань: Татарск.книжн.изд-во, 1975. – С.165. — №1438; Его же. Исследования в Старой Казани// Археологические открытия 1979 года (АО-1979). – М.: Наука, 1980. – С.175-176; Его же. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М.: Наука, 1984. – С.125-166; Его же. Исследования Старой Казани: Итоги раскопок 1970-х годов// Сов.археология. – 1984. — №4. – С.90-108; Его же. Мелодия камней. – Казань: Татарск.книжн.изд-во, 1986. – С.141-159; Его же. Раскопки Иски Казани// АО-1981. – М.: Наука, 1983. – С.177; Его же. Здесь деды наши. – Казань: Татарск.книжн.изд-во, 1992. – С.96-108; Его же и Н.А.Кокориной. Исследования Старой Казани// АОН-1983. – М.: Наука, 1985. – С.181

2. Иске-Казанское кладбище (в бывшем – с надгробиями) XV XVIII вв . Расположено в 0,5 км к востоку от Камаевского I городища на правом берегу р.Казанки (надгробия перенесены в начале 1960-х годов на кладбище дер.Мульма, одно из них, памятник XV в., находится в Иске-Казанском историко-этнографическом музее ). Обследовано или описано: Н.П.Рычковым в 1770 г., И.Г.Георги в 1774 г., Д.Зиновьевым в 1817 г., М.С.Рыбушкиным в 1833 г., П.Маловым в 1852 г., И.Н.Бороздиным в 1928 г. Исследовано: Али-Рахимом в 1920-х годах, Н.Ф.Калининым в 1945 г. Литература: Рычков Н. Продолжение журнала или дневных записок путешествия по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 году. – СПб., 1772. – С.4-5; Рыбушкин М.С. Поездка в Старую Казань// Заволжский муравей. – Казань, 1833. – Ч.Ш., №21. – С.1180; Малов П. Городище Старая Казань и город Арск// Записки Императорского археологического общества. – СПб., 1853. – Т.V. – С.118; Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарский памятники в Казанской губернии. – Казань, 1877. – С.426-428; Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи-ахвал Казан ва Булгар. – Казань, 1897. – Т.1. – С.121; Бороздин И.Н. Два татарских надгробия близ городица «Иски-Казань» //Материалы по охране, ремонту и реставрации памятникв ТССР. – Казань, 1930. – Вып.4; Али-Рахим. Татарские эпиграфические памятники XVI в.// Труды Общества изучения Татарстана. – Казань, 1930. – Т.1. – С.155-157; Смирнов А.П. Волжские булгары. – М., 1951. – С.269; Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – С.23, 25, табл.54; Фахрутдинов Р.Г. Очерки… — С.129, 131, 155.

3. Камаевское селище, XIII XIV вв. Расположено к западу от Камаевского I городища за вторым оврагом на правом берегу р.Казанки. Площадь 1500 кв.м. Обследовано ПАЭ в 1960 г. Коллекция в ГИМ, инв.№97186, колл.опись №1833/1-32. Литература: Смирнов А.П. Работы Поволжской экспедиции 1960 г.// Краткие сообщения Института археологии АН СССР. – М., 1962. – Вып.90. – С.28; Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.165, №1440; Его же. Очерки… — С.136. — №22 .

4. Камаевское местонахождение, XIII XIV вв. Выявлено к востоку от Иски-Казанского кладбища. Обследовано ПАЭ в 1960 г. Коллекция в ГИМ, инв.№97186, колл.опись №1835/1-5. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.165. -0 №1437; Его же. Очерки… — С.136. — №18 .

5. Камаевское II городище, сер. I тыс.до н.э. (ананьинская культура). Расположено к западу от Камаевского I городища за первым оврагом на узком мысу. Обследовано ПАЭ в 1960 г. Литература: Смирнов А.П. Работы Поволжской экспедиции… — С.25.

6. Татарско-Айшинское кладбище, XIII XIV вв. Расположено на южной окраине Татарско-Айшинского селища (см.ниже, памятник №7). По преданиям, здесь захоронена также царевна Гайша-бикэ, могила которой почитается местным населением. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Очерки… — С.137; Его же. Мелодия камней. – С.149; Его же. Здесь деды наши. – С.103.

7. Татарско-Айшинское селище, XIII XIV вв. Расположено в 1,1 – 1,2 км к северо-западу от дер.татарская Айша Высокогорского района республики Татарстан на правом берегу ручья, правого притока р.Казанки. Площадь 30000 кв.м. Обследовано Татарской археологической экспедицией в 1969 г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.165, №1436; Его же. Очерки… — С.136. — №17.

8. Русско-Урматское I селище, XII XIV вв. К северу от дер.Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан на правом, частично на левом берегу речки Урматки, левого притока р.Казанки. Площадь 1240000 кв.м. Остатки посада Иске-Казани – нового политического, экономического и культурного центра северных земель Улуса Джучи. Описано или собран материал: М.С.Рыбушкиным в 1833 г., П.Маловым в 1852 г., В.Л.Борисовым и И.Н.Смирновым в1900 г. Исследовано экспедицией Научного общества татароведения (И.Н.Бороздин) в 1928 г., экспедицией КФАН СССР и КГУ (Н.Ф.Калинин, Т.А.Хлебникова) в 1945, 1951, 1956, 1957 гг., ПАЭ (А.П.Смирнов) в 1960 г., Иски-Казанской археологической экспедицией ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР (Р.Г.Фахрутдинов, А.Г.Мухамадиев, Н.А.Кокорина) в 1976, 1977, 1983 гг. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1426; Мухамадиев А.Г., Фахрутдинов Р.Г. Раскопки в Иски-Казани // АО-1975. – М.: Наука, 1977. – С.165-166; Фахрутдинов Р.Г., Хазиев Р.М. Раскопки Старой Казани// АО-1977. – М.: Наука, 1978. – С.199; Фахрутдинов Р.Г. Очерки… — С.125-166; Его же. Исследования Старой Казани; Фахрутдинов Р.Г., Корониа Н.А. Исследования Старой Казани; Фахрутдинов Р.Г. Мелодия камней. – С.141-159; Его же. Здесь наши деды. – С.96-108.

9. Русско-Урматское I кладбище (в бывшем – с надгробиями), XIII XVI вв . Расположено на северной окраине Русско-Урматского I селища на правом берегу речки Урматки. Описано М.С.Рыбушкиным в 1833 г. Исследовано Али-Рахимом в 1920-х годах, экспедицией КФАН СССР и КГУ (Н.Ф.Калинин, Г.В,Юсупов) в 1951 г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1427; Его же. Очерки… — С.132-133, 136. — №10 .

10. Русско-Урматское II кладбище (в бывшем – с надгробиями), XVI в. К западу от дер.Русский Урмат на левом берегу речки Урматки. Выявлено в конце 1920-х годов (надгробия хранятся в настоящее время на современном кладбище дер.Татарский Урмат). Обследованы ТАЭ в 1969 г. (Р.Г.Фахрутдинов).

11. Русско-Урматское II селище ,. В 0,4 км к юго-юго-западу от дер.Русский Урмат на левом берегу речки Урматки. Площадь 30000 кв.м. Обследовано ТАЭ в 1969г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1424; Его же. Очерки… — С.136. — №7.

12. Татарско-Урматское кладбище, XIII XIV вв. В 0,3 км к северу от дер.Татарский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан на правом берегу речки Урматки. Обследовано ТАЭ в 1969 г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1425; Его же. Очерки… — С.136. — №8 .

iskekazan.ru

Иска казань

У подножия двух холмов, на берегу Казанки, похожей здесь на ручей, перед взором предстают разбросанные валуны и глыбы песчаника, веками вросшие в землю. Некогда здесь был город с мощными стенами острога, шумными рынками, пышными дворцами и благоухающими садами. Этот город, по мнению ученых, возник в период угасания Золотой Орды и известен под несколькими именами: Газан, Булгар аль-Джадид, Казан, Иске Казан, о легенде «О несгораемой деревне» говорится, что после взятия города Ибрагима (Булгара), Аксак Тимур (Булат Тимур) казнил местного эмира, саранского вассала Габдуллу. Его сыновьям Алтынбеку и Галимбеку удалось спастись.

После ухода завоевателей с награбленным добром братья не стали возрождать свою столицу из руин. В лесостепной зоне Заказанья они нашли более спокойное и укромное место. Этот холм с крутыми склонами, опоясанный у подножия полноводной в то время Казанкой, делающей возвышенность снизу неприступной. Здесь царевичи и заложили город Иске Казан. На месте погибшей в 1236 году и поднявшейся из руин в период Золотой Орды Волжско-Камской Булгарии стало складываться новое государство с центром в Иске Казан. Оно наладило былой уровень торговли и внешних связей.

Впоследствии войны и связанная с ними стратегическая бесперспективность места, а также экономическая конъюнктура заставили перенести столицу в более удобное место в устье рек Казанки, Булака, впадающих в реку Волгу — главную торговую и стратегическую артерию средневековой Восточной Европы. Именно здесь стоит современная Казань. Старая же столица пришла в запустение и со временем исчезла с торговой и политической арены, оставив на своем месте несколько слобод, превратившихся со временем в села. Возле них и по сей день сохранились святые места людского поклонения.
Спор о месте нахождения города Иске Казан и по сей день сотрясает научные круги. Наиболее веской позиции в этом вопросе придерживается доктор исторических наук, археолог Равиль Фахретдинов. Он связывает местонахождение Иске Казан с Камаевским городищем и Русско-урматским селищем, расположенным у деревень Камаево, Русский Урмат и Гайша Высокогорского района республики, в 40 км от устья Казанки вверх по реке.

Неким итогом проделанных научных поисков (хотя конечно же, работа еще продолжается) явилось открытие в д. Камаево (станция Камаево) Иске-Казанского государственного музея-заповедника истории, культуры и природы. Экспозиция музея предваряется эпиграфом из книги видного татарского теолога-просветителя начала XX века Ризы Фахретдина «История булгарских и казанских тюрок»- «у тюрок Булгара было три столицы: первая из них в былые времена славный, на сегодняшний день разрушенный город Булгар, вторая — на берегу реки Казанки также разрушенный город Казань (Иске Казань), третья – стоящий и поныне город Казань с центром ремесла и торговли. Это доказывает и коллекция музея, вобравшая в себя весь дух тех времен.

Изящно выполненные бронзовые замки и ключи. На них уже нет той ровной блестящей глади, сквозь разъеденную временем окисленную рябь едва прорисовываются детали чеканных и литых узоров. Удивляет точная и совершенная технология кузнечного ремесла и металлургии, с помощью которой выполнены эти изделия. Но не только плавка меди и бронзы поражает посетителей.

Перед нами предстают и другие творения кузнечного ремесла. Это стальные ножницы, ювелирные весы, изготовленные для торговли очень дорогими товарами — будь то драгоценные камни, изделия из золота, серебра или очень ценившиеся в средневековье пряности и целительные травы. Это и орудия сельского хозяйства, такие как серпы, косы и другие. Кузнечное дело, помимо предметов быта и ремесла, представлено также образцами вооружения: железные ядра мелкого калибра, ножи, наконечники для стрел разных типов и назначения, сабли и другие.

Керамика в коллекции представлена деталями архитектурных обзразцов, майолики, осколками некогда пышной посуды, украшениями в виде бус, торговыми гирями и грузами для рыболовных сетей. Особое место в коллекции занимают костяные изделия в виде наконечников для стрел и охотничье-рыболовных гарпунов, а также гребней и пуговиц. Есть и нумизматический планшет серебряных и медных монет времен Золотой Орды, Астраханского и Казанского ханств ХIV-XV вв.

На выставке представлены экспонаты, которыми гордится музей. Бронзовый гуннский котел. Он относится приблизительно к эпохе переселения народов, т.е. к IV-V вв. н.э. Особенность этого экспоната в том, что подобные котлы не предназначались для того, чтобы готовить пищу (о чем свидетельствует конусовидная ножка). Такие котлы, начиная с древних гуннов Центральной Азии вплоть до кочевых империй тюрок раннего средневековья служили символом власти, единения рода и племени. Котел найден в поле у деревни Татарские Сунчалеи Аксубаевского района Республики Татарстан механизаторами села во время проведения сельскохозяйственных работ.

Бронзовое скифское зеркало. Оно относится приблизительно к VI в до н. э. выполнено в зверином стиле.

Также механизаторами села Русский Урмат было найдено во время полевых работ недалеко от Камаевского городища глиняные свистящие ядра. Они относятся приблизительно к ХIII-ХV вв. Представляют из себя глиняные сферы с четырьмя внешними отверстиями и сферической полостью внутри. Предположительно предназначались для шумового воздействия на противника в бою.

В коллекции музея есть и этнографические материалы Заказанья конца XIX — начала XX вв. Это национальные женские костюмы, калфаки, шали, тканые ковры и полотенца, мозаичные женские сапожки — ичиги.

Музей в дальнейшем будет расти и совершенствоваться по типу известного всему миру российского «Золотого кольца».

www.xn—-8sbarmcoc4a6a.xn--p1ai