Условия предоставления льготных кредитов на строительство жилья

Правительством РФ разработано программы льготного кредитования для граждан РФ, желающих самостоятельно построить собственно жилье.

Каковы их условия? Кто имеет право на получение финансовой помощи от государства? Есть ли негосударственные программы подобного характера?

Рассмотрим все интересующие вопросы подробней.

Какие виды получения займа на строительство

Основными отличиями между ними принято считать:

  • государственные программы льготного кредитования полностью находятся под ответственностью государственного агентства. Говоря о частных – гарантом выступает исключительно банковское учреждение;
  • на получение льготных займов по государственной программе возведения жилой недвижимости могут рассчитывать только определенные слои населения, в то время как по частным никаких ограничений не предусмотрено;
  • при оформлении государственной субсидии на возведения жилого дома установлены четкие лимиты по будущей жилплощади. В свою очередь банковские учреждения дают в этом вопросе свободу выбора.

Помимо этого, государственная программа льготного кредитования обладает одним из ключевых преимуществ – низкая процентная ставка и большие периоды возврата денежных средств.

Кто может претендовать

Исполнительная власть в регионах формирует перечень граждан, которые могут рассчитывать на получение льготного кредита в целях постройки жилья.

Для того чтобы подробно узнать условия займа и категорию лиц, следует обратиться в орган социальной защиты населения по месту проживания.

Имеется лишь несколько категорий лиц, для которых полагается государственная программа финансирования по низкой процентной ставке.

К таким категориям относятся:

  • молодые супружеские пары (возраст обоих супругов не должен достигать 35-и лет);
  • семьи, которые воспитывают 3 и более детей;
  • молодые сотрудники с высшим образованием, у которых небольшой стаж работы (менее 5 лет);
  • военные.
  • Каждая из льготных категорий должна предоставить пакет необходимых бумаг, которые подтверждают право получения льготного кредита, а также финансовую стабильность.

    Выдача займа на строительство дома под материнский капитал – разновидность льготной ипотеки.

    Процент от суммы выплачивается с помощью материнского капитала, поэтому гражданам остается лишь выплатить оставшуюся часть ссуды. Так как постройка нового частного дома чаще всего получается выгоднее приобретения уже обустроенного жилища, учитывая вычеты суммы материнского капитала, взятие ипотечного кредита становится посильным даже для малоимущих семей.

    Условия предоставления

    Данное финансовое учреждение выдает кредит молодым семейным парам по определенным требованиям:

  • минимальный размер займа – 45 000 рублей;
  • максимальный период кредитования – 30 лет;
  • годовая процентная ставка — 11%;
  • при появлении на свет ребенка – период кредитования может быть увеличен на 3 года.
  • Предлагает молодым семьям заманчивое условие. Согласно условиям господдержки можно получить льготный заем на строительство недвижимости сроком до 50 лет под 11% в год.

    В отличие от Сбербанка, ВТБ-24 обладает большим порогом входа в ипотеку – 20% от стоимости объекта. Страховка является обязательным условием.

    ДельтаКредит

    Предлагает программу «Ипотека молодым», которая рассчитана для семейных пар с детьми. По условиям, обеим супругам не должно быть больше 35 лет.

    При появлении на свет еще одного малыша, банком предоставляется отсрочка платежа. Заемщик выплачивает только процент.

    Особенности оформления для разных категорий граждан

    Молодые семьи

    Государственная программа «Молодая семья» предоставляет шанс получить государственную субсидию на возведения собственного жилья.

    Принять участие в программе имеют право граждане, которые:

    • имеют гражданство РФ;
    • находятся в официальном браке;
    • возраст обеих супругов менее 35 лет (каждого).
    • Вдобавок ко всему необходимо привести доказательства собственной платежеспособности в пределах остаточной суммы банковского кредита, которая не покрыта субсидией. Воспользоваться данным шансом супруги смогут всего лишь раз.

      В 2018 году прибыль семьи для одобрения субсидии должна составлять не менее чем:

    • 21, 62 тыс. руб. – для семей, у которых нет детей;
    • 32, 15 тыс. руб. – воспитывают одного малыша;
    • 43, 35 тыс. руб. – семьи с двумя детками.
    • Исходя из общего правила, сумма субсидии ровняется:

    • 40% от суммы ипотеки для бездетных пар;
    • 45% от суммы ипотеки для супружеских пар с детками.
    • Период подачи необходимых документов для получения субсидии – с 1 января по конец июня.

      Документы подаются вместе со специальным заявлением в муниципальные органы. После положительного решения заявленное лицо внесут в список участников программы.

      Поданное заявление рассматривается в период 15 дней, а после официальным письмом адресату оправляется ответ. В период 30 дней с момента получения ответа следует прийти и получить сертификат на государственную субсидию.

      Многодетные

      Согласно законодательству РФ семья, воспитывающая 5 (в некоторых регионах от 3) и больше детей, имеет полное право на получение льготного кредита для возведения собственного жилья.

      Важно помнить о том, что финансовая помощь предоставляется всего лишь 1 раз, после чего на протяжении первых нескольких лет необходимо будет предъявлять отчеты об их целевом направлении, в противном случае капитал в полном объеме должен быть возвращен государству.

      В долевую собственность построенного жилья обязаны быть включены все без исключения дети в возрасте до 18 лет.

      Основными требованиями для потенциальных заемщиков являются:

    • если речь идет о полной семье – оба родителя обязаны проживать на территории РФ, если неполная – один, до периода подачи необходимого пакета документов;
    • в обязательном порядке острая необходимость в улучшении своих условий проживания должна быть подтверждена документально.
    • По территории РФ норма площади на одного человека составляет 15 кв. метров, поэтому необходимость можно с легкостью подсчитать лично.

      Кроме того, необходимо отвечать заемщику и дополнительным требованиям для одобрения банковским учреждением льготного займа:

      • возрастная категория от 21 года на период оформления льготного кредитования, причем по завершении выплат не должно быть больше 65 лет;
      • наличие трудового стажа по последнему официальному месту работы – полгода. Общий стаж должен быть минимум 12 месяцев за последние 5 лет;
      • обязательное наличие стабильного ежемесячного дохода;
      • наличие гражданства РФ;
      • наличие регистрации по месторасположению филиала банковского учреждения.
      • Если же заемщик не отвечает требованиям, возможность получить льготный кредит отсутствует.

        Нуждающихся граждан

        Для получения льготного кредита нуждающимися гражданами, необходимо обязательно иметь документальное подтверждение факта постановки в региональную очередь по вопросу улучшения своих условий проживания.

        Что касается дополнительных условий, то они являются стандартными, как и для обычного займа:

      • наличие соответствующего стажа работы;
      • наличие стабильного ежемесячного дохода;
      • возрастная категория и так далее.
      • Что касается возможности оформления займа для молодых семей, то им предоставляется возможность принять участие в программе “Молодая семья”. Благодаря ей можно получить финансовую помощь от государства на возведение собственного дома.

        По условиям программы, молодой семье средства выдаются не сразу, а в несколько этапов. Изначально они получают порядка 50% от общей суммы помощи на приобретение строительных материалов и так далее. Спустя определенное время (оговаривается в индивидуальном порядке) они получают остальные 50% для завершения строительных работ. Ключевым моментом здесь является период кредитования – до 30 лет, при этом процентная ставка не больше 15%.

        Как видно, для каждой категории граждан предусмотрены свои условия льготного кредитования. Для уточнения сведений по интересующей категории можно обратиться в отдел социальной защиты населения либо же в местные органы самоуправления по месту проживания.

        Про оформления ипотечного займа на строительство жилого дома смотрите в следующем видеосюжете:

        posobie-help.ru

        Категории граждан имеющие право на льготы

        ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» г.Москвы информирует население о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве, (в частности о предоставлении льгот гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт).

        Часть 1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

        1. Куда обратиться для оформления субсидии?

        В Многофункциональный центр предоставления государственных услуг любого района города Москвы.

        Право на получение субсидии имеют граждане Российской Федерации (республики Беларусь, Киргизской республики), которые являются пользователями жилых помещений в государственном жилищном фонде, нанимателями жилых помещений по договору найма в частном жилищном фонде, собственниками жилых помещений, членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

        Доход одиноко проживающих в Москве граждан или семей определенной численности для получения субсидий не должен превышать максимального размера дохода, установленного для данных граждан (семей определенной численности). Таблица максимальных размеров доходов приведена на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru. (вкладка «О субсидиях» — пункт «Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии …»).

        Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

        3. Какие документы представить для оформления субсидии?

        Для оформления субсидии необходимо предъявить:

        1. документы, подтверждающие гражданство (паспорта заявителя и членов его семьи, для несовершеннолетних – свидетельство о рождении);

        2. реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;

        Кроме того отдельным категориям граждан необходимо представить:

        — работающим: справку о доходах с места работы;

        — учащимся: справку с места учебы с указанием стипендии (если имеется), формы обучения, стоимости обучения (для обучающихся на платной основе).

        — в случае отсутствия доходов – документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия, например, для граждан, имеющих статус безработных,- документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным (в случае отсутствия электронных сведений в ГКУ «ГЦЖС»), документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства.

        С перечнем документов, необходимых для оформления субсидии, можно ознакомиться на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru.

        4. От чего зависит размер субсидии? Может ли субсидия изменяться?

        Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от совокупного дохода семьи, количественного состава семьи и фактических начислений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

        Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.

        Кроме того, если в летние месяцы вы были в отъезде и тратили немного воды, а у вас стоят приборы учета – то платеж в этом месяце также небольшой. А это значит, что субсидия, которая не должна превышать фактический платеж, могла уменьшиться.

        5. Нужно ли переоформлять субсидию, если в ЕПД появился взнос на капитальный ремонт?

        Гражданам, получающим жилищную субсидию, перерасчет субсидии с учетом оплаты взноса на капитальный ремонт сделан автоматически. Обращаться в МФЦ района для переоформления субсидии не надо. Размер субсидии уже пересчитан с учетом взноса на капитальный ремонт.

        6. Где узнать телефон МФЦ?

        Единый справочный телефон МФЦ города Москвы: 8 (495) 587-88-88.

        7. Как оформить субсидию при наличии задолженности?

        Для решения вопроса о предоставлении субсидии при наличии задолженности по оплате ЖКУ необходимо остановить свой выбор на одном из двух вариантов решения вопроса о погашении задолженности, а именно: погасить имеющуюся задолженность полностью или заключить с управляющей организацией соглашение о ее погашении в рассрочку.

        Часть 2. Льготы гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве

        Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (льгот) утвержден постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004г. №850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг».

        В указанном документе приведен перечень льготных категорий и объем льгот для каждой категории.

        Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.

        Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты при расчете им платежей за эти услуги.

        Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена Жилищным Кодексом Российской Федерации.

        К платежам за жилое помещение относятся: плата за содержание жилого помещения, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма; взнос на капитальный ремонт – для собственников жилых помещений.

        К платежам за коммунальные услуги относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

        Льготные скидки с оплаты жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.

        Социальные нормы площади жилого помещения для расчета и предоставления гражданам льготных скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами льготы предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения) составляют:

        для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;

        для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;

        для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.

        Если льготы на оплату коммунальных услуг предоставляются в пределах нормативов потребления этих услуг, то при расчете льготных скидок учитываются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлениями Правительства Москвы:

        от 11.01.1994г. №41 – отопление, газоснабжение;

        от 28.07.1998г. №566 – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение;

        от 20.12.1994г. №1161 – электроснабжение.

        В случае, когда гражданин имеет право на льготы по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки.

        Часть 3. Льготы гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт

        В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. №833-ПП граждане, имеющие льготы по оплате жилого помещения, имеют право на льготы по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

        Тем льготным категориям граждан, которые не имеют права на льготы по оплате жилого помещения, постановлением Правительства Москвы от 30.07.2015г. №478-ПП предоставлены дополнительные льготы в частном жилищном фонде в размере 50 % по оплате взноса на капитальный ремонт в пределах социальной нормы площади жилого помещения (см. таблицу).

        teplystan.mos.ru

        Гарантия прав на жилище в Советском союзе. Граждане СССР имеют право на жилище

        Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

        Статья 44 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик.

        Ни одна страна в мире не знает такого огромного размаха, таких темпов строительства жилья, как наше государство — государство развитого социализма. Коммунистическая партия и Советское государство считают этот вопрос одним из важнейших и уделяют ему особое внимание, планомерно проводя в жизнь широкую программу жилищного строительства.

        Вся наша страна—это гигантская, невиданных размеров строительная площадка. За годы Советской власти выросли и похорошели города всех наших республик, а в них — современные благоустроенные жилые районы со школами, детскими садами и яслями, магазинами, кинотеатрами, стадионами, больницами. На карте СССР появилось, около тысячи новых городов. Ежегодно новоселами становятся более 11 миллионов человек. Достаточно напомнить, что каждые, два года в СССР вводится больше жилья, чем было во всем городском фонде России перед революцией. Только за 1966—1976 годы улучшили жилищные условия 122 миллиона советских граждан. О гигантском размахе жилищного строительства убедительно говорят и такие цифры: за период с 1936 по 1976 год городской жилой фонд увеличился с 321,8 миллиона до 1932 миллионов квадратных метров полезной площади. И это — не считая поистине массового строительства индивидуальных жилых домов, которое ведется на селе.

        Новая Конституция СССР одной из первых в мире провозгласила жизненно важное право человека на жилище. Право это обеспечивается конституционными гарантиями: политическими, экономическими и правовыми. Давайте посмотрим, как эти гарантии осуществляются в жизни.

        К политическим гарантиям относится охрана прав и интересов граждан всеми государственными органами, и в первую очередь — местными Советами народных депутатов. Конституция СССР провозглашает, что вся власть в СССР принадлежит народу, народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

        Большое значение в осуществлении права на жилище имеют экономические гарантии.

        Конституция СССР законодательно закрепляет основу экономической системы нашего государства — социалистическую собственность на средства производства. В статье 11 Конституции сказано, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Именно это дает возможность постоянно развивать жилищное строительство.

        Государство предоставляет для жилищного строительства в бесплатное пользование земельные участки, финансирует строительство за счет бюджета и за счет собственных средств предприятий и объединений» государственные проектные организации разрабатывают проектно-техническую документацию с улучшенными вариантами квартир. Государство обеспечивает строителей необходимыми материалами и оборудованием, принимает меры для перехода всего жилищного строительства на индустриальные методы посредством развития и кооперирования подрядных строительных организаций и внедрения прогрессивных способов ведения строительных и отделочных работ. Государственные предприятия получают все больше возможностей выделять средства на сооружение новых домов из фондов социально-культурных и жилищного, строительства.

        Вот один из многочисленных примеров. Киевский завод «Арсенал» за восьмую и девятую пятилетки построил 12 жилых домов для своих работников. Жилищный фонд завода увеличился по полезной жилой площади более чем на 63 000 квадратных метров. В девятой пятилетке 2214 семей арсенальцев получили жилую площадь.

        Государство принимает на себя расходы и организует развитие коммунального хозяйства в городах: строительство и обслуживание водопроводов и канализации, горячее водоснабжение, энерго и газоснабжение, городской транспорт и так далее. Только в десятой пятилетке на жилищное и коммунальное строительство будет израсходовано более 100 миллиардов рублей.

        В нашей стране самая низкая в мире квартирная плата. И эго тоже, согласно 44 статье Конституции СССР, экономическая гарантия права на жилище в СССР. Квартирная плата у нас остается неизменной с 1926 года, а тарифы на все коммунальные услуги — с 1934 года. И это несмотря на то, что за последние 10 лет стоимость квартир увеличилась на 35 процентов, в основном за счет улучшения качества и комфорта. По данным статистики, средняя квартирная плата занимает в бюджете семьи, проживающей в государственном доме, около пяти процентов. Выступая на встрече с рабочими ЗИЛа, товарищ Л. И. Брежнев так сказал об этом: «Плата за жилье и коммунальные услуги не покрывает и трети расходов на эти цели. Поэтому государство ежегодно выделяет около 5 миллиардов рублей на ведение жилищно-коммунального хозяйства. Мы и впредь будем идти на такие расходы». Эти слова просто и убедительно показывают, как Коммунистическая партия и Советское государство заботятся об улучшении благосостояния народа.

        Иное положение в капиталистических странах. Там в основном жилые дома являются объектами частной капиталистической собственности, принадлежат домовладельцам. В Англии, например, 66 процентов жилых домов находятся в частной собственности. Капиталисты стремятся извлечь из сдаваемого внаем жилья максимальную прибыль. Вот почему квартирная плата в развитых капиталистических странах составляет от 20 до 30 процентов семейного бюджета рабочего.

        Важная экономическая гарантия состоит в том, что Советское государство оказывает всемерную помощь жилищно-строительным кооперативам и индивидуальным застройщикам.

        Государство всегда помогало индивидуальным застройщикам: им отводились в установленных размерах земельные участки, предоставлялись банковские ссуды, предоставлялись лесосеки для заготовки строительной древесины. Застройщики имели возможность приобрести необходимые материалы и оборудование в государственных и кооперативных магазинах. Местные Советы разрешали вопросы благоустройства поселков индивидуальных застройщиков, энерго и водоснабжения. Согласно новой Конституции СССР, государство и в дальнейшем будет оказывать содействие индивидуальному жилищному строительству.

        В статье 13 Основного Закона закреплено право личной собственности гражданина на жилой дом. Там же подчеркивается, что право это охраняется законом. При этом указано, что в пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства и других целей, в том числе — для индивидуального жилищного строительства. Отвод земельных участков будет производиться только на территориях, предназначенных по генеральным планам для индивидуального жилищного строительства, с учетом необходимости сохранения вновь возводимых домов в течение длительного периода. И это очень важно, потому что гарантирует гражданам возможность постоянно жить в построенных ими домах без опасения, что они будут со временем снесены.

        Для ускорения и удешевления строительства гражданам предоставлена возможность объединяться в жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков. Такие коллективы могут строить одноквартирные и многоквартирные дома совместными усилиями на началах трудовой взаимопомощи.

        Коллективы индивидуальных застройщиков, как правило, создаются на предприятиях, где они работают. Предприятия за свой счет строят дороги, инженерные коммуникации и линии энергоснабжения на территории поселков индивидуальных застройщиков, а также оказывают коллективам необходимую помощь при строительстве жилых домов.

        Члены коллективов индивидуальных застройщиков, как и индивидуальные застройщики, имеют право на помощь государства. Сейчас рабочие и служащие (не считая колхозников и сельскую интеллигенцию) строят ежегодно за свой счет и с помощью государственного кредита жилые дома с общей площадью 13 миллионов квадратных метров.

        Особое значение для застройщиков имеет финансовая помощь государства. Напомним, что с 1 января 1977 года увеличены размеры банковских ссуд для индивидуальных застройщиков. Сейчас они могут получить ссуду на индивидуальное жилищное строительство в размере 1500 рублей с погашением в течение 10 лет.

        Значительно увеличены размеры ссуд для переселенцев. И, кроме того, им предоставлены большие льготы при погашении ссуд. Возьмем, к примеру, семьи, переселяющиеся в отдельные районы Нечерноземной зоны РСФСР, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов и Казахской ССР. Им выдаются ссуды до 10 тысяч рублей. При этом застройщик погашает только 2500 рублей в течение 15 лет, начиная с шестого года после получения кредита; 3000 рублей погашается за счет государственного бюджета, а остальные 4500 рублей — за счет колхоза или совхоза, куда переселился застройщик.

        Наиболее прогрессивной, экономически целесообразной формой организации жилищного строительства с использованием средств рабочих и служащих стало кооперативное строительство многоквартирных благоустроенных домов. По общему правилу ЖСК имеет право получить ссуду в размере 60 процентов стоимости строительства, а в Казахской ССР и некоторых краях и областях РСФСР — 70 процентов при условии взноса в соответствующий банк до начала строительства не менее 40 (соответственно — 30) процентов стоимости дома, а также включения строительства в государственный план подрядных строительно-монтажных работ. Ссуды выдаются на 10— 15 лет, а кооперативам, которым банк ссужает 70 процентов стоимости дома,— на 10—12 лет. За пользование ссудой ЖСК уплачивает очень низкие проценты: всего 0,5 процента годовых. Кроме того, кооператив освобождается от уплаты налога со строений и земельной ренты.

        С политическими и экономическими гарантиями неразрывно связаны гарантии правовые. К ним относятся: справедливое распределение жилой площади, охрана прав нанимателей, членов ЖСК и собственников индивидуальных домов, охрана государственного и общественного жилищного фонда.

        Расскажем, как действуют правовые гарантии.

        Каждый гражданин СССР в зависимости от места жительства, места работы, специфики жилищного строительства в данном населенном пункте так или иначе обеспечивается жильем: он может получить квартиру в государственном доме, доме жилищно-строительного кооператива или построить собственный индивидуальный дом. При этом право на жилплощадь может быть реализовано только в соответствии с действующим законодательством.

        Возьмем основной жилищный фонд в городах и поселках, который является собственностью государства. Государственный жилищный фонд состоит из жилых домов, находящихся в ведении местных Советов народных депутатов (фонд местных Советов), и домов, принадлежащих государственным предприятиям, объединениям, учреждениям и организациям (ведомственный жилой фонд) В Конституции СССР закреплено 5 положение о том, что государственный жилищный фонд — достояние всенародное. Естественно, что, будучи всенародной собственностью, жилая площадь должна справедливо распределяться между гражданами СССР, нуждающимися в жилье или в улучшении жилищных условий. Так это и решается на деле: существенной гарантией справедливого распределения жилищ стало законодательное закрепление права общественных организаций на участие в решении этих вопросов. Такой порядок установлен статьей 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: «Предоставление жилых помещений в домах местных Советов народных депутатов производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций».

        Несколько отличается порядок предоставления жилой площади в домах государственных, кооперативных и общественных организаций. Но и он полностью основан на присущих всему нашему строю демократических принципах: здесь предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессиональных союзов, утвержденному исполнительным комитетом Совета народных депутатов. А в некоторых случаях, предусмотренных Советом Министров СССР,— по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполкому Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполком местного Совета народных депутатов выдает гражданину ордер на заселение.

        Справедливое распределение жилья достигается и самим порядком рассмотрения заявлений граждан. Так, граждане, нуждающиеся в жилье, подают заявление в комитет профсоюза или администрации предприятия (организации) о постановке их на учет. Получив заявление, профсоюзный комитет обследует жилищные условия рабочего или служащего. Эту работу проводит жилищно-бытовая комиссия ФЗМК и ее актив. О результатах обследования составляется акт, который подписывается также лицом, чьи жилищные условия подлежат улучшению. В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределения жилой площади, профсоюзная организация определяет, можно ли отнести заявителя к категории остро нуждающихся в жилье. На совместном заседании администрации и ФЗМК решается вопрос о возможности постановки его на очередь для получения жилой площади. Лица, поставленные на учет, вносятся в список очередности.

        Если предприятие, учреждение, организация не имеет своего жилищного фонда, документы передаются в исполком местного Совета народных депутатов, где комиссия по жилищным вопросам рассматривает заявления граждан, материалы проверки жилищных условий, а* также ходатайства администрации и ФЗМК соответствующих организаций о постановке на учет этих граждан по месту жительства. Решение о постановке на учет принимает исполком местного Совета.

        Установлено важное правило: списки очередности на предоставление жилой площади должны быть едиными как на предприятиях, так и в исполкомах местных Советов. Но вместе с тем существуют еще и отдельные списки. В них включаются граждане, нуждающиеся в жилой площади и пользующиеся определенными льготами: инвалиды Великой Отечественной войны, семьи военнослужащих, семьи, проживающие в аварийных домах, офицеры, уволенные из Вооруженных Сил СССР, и некоторые другие.

        Ведомственная жилая площадь, вводимая в эксплуатацию, распределяется между рабочими и служащими соответствующего предприятия, организации. Профсоюзный комитет с помощью жилищно-бытовой комиссии составляет из числа очередников предварительные списки, в которые включаются те, кому намечено предоставить жилую площадь в новом доме. Эти списки должны вывешиваться для сведения коллектива. Рабочие и служащие имеют право делать замечания по намеченным кандидатурам. Все замечания по предварительным спискам рассматриваются жилищно-бытовой комиссией. В необходимых случаях комиссия производит дополнительное обследование жилищных условий лиц, о которых в комитет профсоюза поступили новые сведения,— скажем, изменились их семейные условия. Уточненные списки утверждаются совместным решением администрации и профсоюзного комитета и передаются на рассмотрение исполкома местного Совета народных депутатов. Предварительно списки рассматриваются в жилищной комиссии исполкома и только потом представляются на утверждение исполнительного комитета.

        Таким образом, основные принципы распределения жилья по советскому законодательству состоят в следующем. Во-первых, распределение осуществляется с учетом степени нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий. Во-вторых, жилая площадь предоставляется в порядке очередности. В-третьих, распределение квартир носит гласный характер. В-четвертых, весь процесс распределения находится под контролем общественности и Местных органов государственного управления.

        В статье 14 Основного Закона СССР указано, что источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. «Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе,— провозглашает Конституция СССР. Поэтому законодательством предусмотрено, что при всех других равных условиях жилая площадь в первую очередь предоставляется передовикам производства, лицам, имеющим большой стаж безупречной работы.

        К важнейшим правовым гарантиям относится охрана прав нанимателей.

        Начнем с того, что добросовестные наниматели фактически имеют право проживать на предоставленной им жилой площади пожизненно, если нет оснований для расторжения договора.

        Члены семьи нанимателя имеют равное с ним право на занимаемую жилплощадь. В случае смерти нанимателя они сохраняет это право, и договор найма жилого помещения может быть заключен с любым совершеннолетним членом семьи.

        Успехи в развитии жилищного строительства позволили перейти к распределению нового жилья, в основном по принципу: квартиру — одной семье. При этом учитывается количество членов семьи и размер жилой площади квартиры.

        Для равномерного распределения жилплощади законодательством союзных республик установлены жилищио-санитарные нормы. Некоторым категориям граждан предоставлено право на дополнительную жилую площадь — сверх жилищно-санитарной нормы. Такое право закреплено за лицами, страдающими определенными болезнями, указанными в специальном списке. Кроме того, право на дополнительную площадь имеют Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, заслуженные деятели науки, искусства, техники, научные работники, члены союзов писателей, художников, композиторов и некоторые другие категории граждан.

        Конституция СССР надежно защищает предусмотренные законом права граждан. Если же кто-либо действует вопреки закону, в отношении нарушителей применяются соответствующие меры. Например, граждане, самоуправно занявшие жилое помещение, не приобретают права на жилплощадь. Они подлежат выселению в административном порядке с санкции прокурора без предоставления другого жилого помещения. В случае самовольной постройки дома граждане не приобретают права собственности на него. По решению исполкома местного Совета народных депутатов дом подлежит сносу или по решению суда может быть безвозмездно изъят и зачислен в фонд местного Совета.

        Большое значение имеет выполнение конституционного положения о том, что граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу. Наниматель обязан возмещать наймодателю весь ущерб от повреждения квартиры, дома и их оборудования, причиненный по вине нанимателя или лиц, совместно с ним проживающих. Если наниматель или члены его семьи систематически разрушают либо портят жилое помещение, они могут быть выселены в судебном порядке без предоставления другого жилья.

        Охрана государственного и общественного жилищного фонда — одна из важных гарантий права граждан на жилище.

        Среди юридических гарантий права советских граждан на жилище следует отметить и процессуально-правовые. Все жилищные споры рассматриваются в определенном порядке — судебном, административном и — в некоторых случаях — в товарищеских судах.

        Сейчас наша страна занимает первое место в мире по объему и темпам жилищного строительства. Однако прирост населения еще опережает строительство. Например, в 1976 году в Киеве каждые 20 минут строилась квартира, а каждые 15 минут рождался человек, и, кроме того, каждые 20 минут в город приезжал новый работник.

        Вот почему из года в год в стране увеличиваются суммы ассигнований на государственное жилищное строительство, кредиты для ЖСК и для индивидуального жилищного строительства. Недалеко то время, когда каждая семья будет иметь отдельную квартиру или индивидуальный дом на праве личной собственности. Главная гарантия этого — экономика зрелого, развитого социалистического общества, цели и принципы новой Конституции СССР.

        автор О. ПЛЕТНЕВА, Е. ШЕШЕНИН, кандидат юридических наук

        crime-technology.ru