Формы собственности в здравоохранении 3282
ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Мировой опыт показывает, что здравоохранение наиболее эффективно функционирует при многообразии форм собственности. Это позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной формы собственности и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия. Поэтому в условиях становления рыночных отношений в здравоохранении надо достичь рационального соотношения государственной и негосударственной форм собственности, государственного и негосударственного секторов. Это соотношение должно соответствовать уровню социально-экономического развития страны и обеспечивать надежную социальную защиту населения, удовлетворение его запросов и потребностей по охране и укреплению здоровья.
Многообразие форм собственности в нашей стране закреплено в ст. 8 Конституции РФ: «B Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Государственные организации.В здравоохранении на базе государственной формы собственности создаются и действуют федеральные и региональные организации. Государственный сектор в обязательном порядке обеспечивает населению гарантированный минимум услуг в сфере охраны и укрепления здоровья и принимает долевое участие в ОМС (рис. 15).
К федеральныморганизациям относятся государственные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности федерации в целом. Это могут быть крупнейшие медицинские, научные организации.
Деятельность таких организаций здравоохранения обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Региональныеорганизации объединяют государственные организации, имущество которых на праве собственности принадлежит субъектам Федерации. К таким организациям в здравоохранении можно отнести крупные медицинские центры, находящиеся в собственности краевых, республиканских, областных органов власти. В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне характеризуется как самостоятельная форма собственности. На ее основе функционируют муниципальные организации.
Муниципальные организации— это организации, имущество которых принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям. В здравоохранении они включают поликлиники, больницы, роддома, станции скорой медицинской помощи, диспансеры, аптеки и др. Имущество муниципальных организаций закрепляется за ними во владение, пользование и распоряжение. Муниципальный сектор обеспечивает основной объем ПМСП, из его источников осуществляется финансирование многоотраслевых служб здравоохранения (см. рис. 15).
Рис. 15.Виды государственных и муниципальных организаций в здравоохранении
В России в соответствии с п. 4 ст. 214 ГК имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение.
Деятельность государственных организаций в здравоохранении позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения услуг и товаров медицинского назначения с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для членов общества в области охраны и укрепления здоровья.
Вместе с тем государственным организациям здравоохранения присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на охрану и укрепление здоровья населения, бюрократический стиль управления, недостаточная заинтересованность в использовании новых технологий, оборудования, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества ко-
нечных результатов труда. Все это часто приводит к снижению результативности деятельности государственных организаций в области охраны и укрепления здоровья населения.
Необходимо отметить, что существует острая необходимость в преобразовании системы управления государственным сектором здравоохранения. Уже сейчас назрела проблема раздела собственности, прав и ответственности в деле охраны здоровья граждан между Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Решение этого вопроса особенно актуально для крупных клиник и больниц.
Негосударственные организации.Преимущественную долю в здравоохранении составляет негосударственный сектор. Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Негосударственные организации в индустрии здоровья создаются и действуют в виде коммерческих и некоммерческих организаций.
Негосударственные организации можно подразделить на два вида: действующие на основе индивидуальной и коллективной форм собственности.
Становление и развитие негосударственного сектора в здравоохранении обусловлено недостаточной эффективностью государственных структур, бюджетного финансирования, постоянным ростом диверсификации потребительского спроса на конечные результаты деятельности организаций здравоохранения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что высокообеспеченная часть граждан предпочитает услуги и товары медицинского значения негосударственного сектора как более квалифицированные, с высоким уровнем обслуживания и информирования, правом выбирать врача, медицинскую организацию, медицинскую страховую компанию.
Необходимо отметить, что деятельность негосударственного сектора здравоохранения предполагает не замену услуг и товаров медицинского назначения, созданных в государственном секторе, а напротив, их альтернативное, дополнительное предоставление с соответствующим дополнительным привлечением средств за счет включения конкурентных механизмов. С этой точки зрения деятельность негосударственного сектора, безусловно, способствует усилению конкуренции, повышению качества помощи, созданию рабочих мест и обеспечению дополнительных налоговых поступлений. Например, частные стоматологические клиники и кабинеты могут успешно конкурировать с аналогичными государственными структурами как за участие в разработке, так и за реализацию государственных целевых программ по стоматологической помощи.
Негосударственный сектор в здравоохранении выполняет своего рода функцию «эффекта демонстрации», сигнализируя потребителям и производителям о недостатках и «узких» местах в организации государственного сектора. Поэтому негосударственному сектору отводится своеобразная роль новатора в применении научно-технологических достижений и передового опыта в оказании медицинской помощи населению.
Эффект конкуренции негосударственного сектора сводится к дополнению государственного сектора здравоохранения, компенсации его негативных сторон, а следовательно, и к усилению потенциала здравоохранения в целом.
Становление негосударственного сектора в здравоохранении в России пока не подготовлено в той степени, которая необходима для его устойчивого функционирования. Нужны соответствующая правовая база, институциональные преобразования, формирование бюджетной и налоговой политики, обеспечивающей возможность пользоваться негосударственным сектором здравоохранения значительной части населения.
Формирование негосударственного сектора здравоохранения затормозилось на стадии коммерциализации отрасли, в большинстве случаев заключающейся в торговле услугами, частично оплаченными из бюджета на базе государственных учреждений. Необходимо всесторонне и глубоко изучить опыт развитых стран в области негосударственного сектора здравоохранения, выработать стратегический курс его совмещения с российской государственной системой, определить наиболее эффективные пути развития.
Первостепенное значение приобретает правовая защита субъектов негосударственного сектора наравне с правами субъектов государственного и муниципального секторов здравоохранения в условиях ее многоукладности и отсутствия специального медицинского законодательства по этому вопросу. Целесообразно разработать и реализовать целевую комплексную программу развития негосударственного сектора здравоохранения.
По результатам проводимых обследований большая часть руководителей лечебно-профилактических организаций рассматривает практику формирования и развития негосударственного сектора, в том числе через механизмы разгосударствления и частной медицинской деятельности, как единственную возможность решения финансово-хозяйственных и организационно-управленческих проблем, соответствующих структурным изменениям экономики в целом.
Создание негосударственного сектора здравоохранения предполагает учет особенностей социально-экономической ситуации в России. По мнению авторов, из этого условия вытекают следующие принципы:
• негосударственный сектор не может заменить государственные формы обслуживания населения в области охраны здоровья. Он является их равноправным дополнением в плюралистической системе охраны здоровья граждан;
• негосударственный сектор функционирует в виде негосударственных организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей (частная практика). Его основой является частная собственность на факторы производства или их аренда с государственной регистрацией арендных отношений, включая лизинг; производственной базой функционирования негосударственного сектора могут быть объекты любой формы собственности.
Особую роль в условиях России играет обязательное страхование профессиональной ответственности участников негосударственного сектора в системе здравоохранения в целях финансового возмещения возможного ущерба, причиняемого жизни и здоровью граждан.
Становление и развитие негосударственного сектора здравоохранения не может обойтись без помощи и участия государства. Прежде всего необходимо соответствующее законодательство для установления статуса частных организаций, государственных предприятий (малых), коммерческих организаций на праве полного хозяйственного расчета, регулирования их взаимоотношений с государственным сектором, системой медицинского
страхования, инвентаризация коечного фонда, приведение его в соответствие со структурой заболеваемости, ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем рождаемости, устранением структурных диспропорций и др.
В конечном счете развитие негосударственного сектора здравоохранения следует рассматривать как одно из органических звеньев реформирования российского здравоохранения, тесно увязывая его с уровнем благосостояния населения.
Иные формы организаций.В современном здравоохранении помимо государственной и негосударственной собственности, существуют и другие виды и производные формы собственности (иностранная, смешанная, совместная). На их основе функционируют соответственно иностранные, смешанные и совместные организации.
Иностранная организация— организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства. В Российской Федерации к иностранным организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.
Активное участие в охране и укреплении здоровья населения играют смешанные и совместные организации. Смешанная организацияоснована на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности. Совместная организацияфункционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность.
Вопросы для повторения
1. Дайте краткую характеристику государственных и муниципальных организаций.
2. Дайте краткую характеристику негосударственных организаций.
3. Назовите основные принципы негосударственного сектора здравоохранения.
4. Дайте краткую характеристику иностранной, смешанной и совместной организаций.
studepedia.org
Формы собственности, новый хозяйственный механизм, предпринимательство в здравоохранении;
Собственность — система экономических и юридических отношений между людьми по поводу имущества, условий и результатов производства. В системе правоотношений можно выделить право собственности, ответственность собственника, защиту прав собственности.
1 См. Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья, Самара, 1996.
484 > ЧАСТЬ II 4- Раздел 13
По Закону «О собственности в Российской Федерации» право собственности определяется как право по своему усмотрению осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом. Владение означает фактическое обладание имуществом, без чего невозможно реализовать все другие права собственности, пользование — это потребление имущества в соответствии с теми свойствами, которыми оно обладает. Распоряжение означает определение юридической судьбы имущества, которое можно продать, обменять, подарить, отдать в залог, аренду и т.д. Ответственность собственника выражается в том, что он несет все издержки, связанные с содержанием собственного имущества, а также в том, что имущество собственника может быть использовано для компенсации потерь, нанесенных собственником третьему лицу. Защита прав собственности предполагает наличие норм права, исключающих нарушение прав собственности со стороны какого-либо иного субъекта права. Наряду с правом собственности существует право полного хозяйственного ведения, когда собственник передает свои полномочия другому субъекту. ‘Государственные предприятия и многие учреждения функционируют на правах полного хозяйственного ведения, носителем которого является руководитель соответствующего предприятия (учреждения), переданного государством в полное хозяйственное ведение. Если деятельность этого предприятия (учреждения) финансируется за счет собственника, то возникает право оперативного управления. Учреждения в Российской Федерации в основном обладают правом оперативного управления. Это относится и к государственным (муниципальным) медицинским учреждениям. Отношениям собственности в основном посвящена часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации.
Современные формы рыночного хозяйствования основываются на разделении не столько собственности, сколько правомочий собственника между экономическими субъектами. Предприниматель, являясь главным действующим лицом на рынке, может не быть собственником применяемого им имущества.
К основным видам собственности в России относятся;
— общая (коллективная) собственность;
— собственность общественных объединений (организаций);
•v- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -О- 485
— собственность юридического лица.
В здравоохранении приходится иметь дело с различными формами собственности. В ст. 41 Конституции Российской Федерации говорится о трех формах собственности в здравоохранении: государственной, муниципальной, частной. В основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» содержатся ст. 12 — «Государственная система здравоохранения», ст. 13 — «Муниципальная система здравоохранения», ст. 14 — «Частная система здравоохранения».
Государственная собственность — имущество, право на которое находится у органов государственной власти. К государственной собственности относятся федеральная собственность и собственность субъектов в составе Российской Федерации. Государственная система здравоохранения включает:
— Министерство здравоохранения Российской Федерации;
— министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
— органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— Российскую академию медицинских наук;
— находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения ЛПУ, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные, санитар-но-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят ЛПУ, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения РФ и министерств здравоохранения республик в составе РФ. Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения являются юридическими лицами. Их имущество соответственно можно отнести к собственности юридического лица, переданной ему в
486 О- ЧАСТЬ II ^ Раздел 13
оперативное управление или полное хозяйственное ведение, что должно быть отражено в соответствующем договоре и уставе учреждения или предприятия в системе государственного здравоохранения.
Муниципальная собственность— имущество, право собственности на которое принадлежит органам местного самоуправления. В Российской Федерации к муниципальной собственности относится имущество, находящееся в собственности органов власти районов, городов и территориальных образований в их составе, а также средства их бюджетов. Муниципальная собственность здравоохранения включает: муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические организации и предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. Они так же, как и государственные, являются юридическими лицами, их собственность — собственность юридического лица, переданная ему собственником в ответственное управление или полное хозяйственное ведение по соответствующему договору, что должно быть отражено в уставе предприятия или учреждения. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Частная собственность— имущество, право собственности на которое регулируется частным правом. Частной может быть собственность как физических лиц — граждан, так и юридических лиц, если юридическое лицо не является субъектом государственной или муниципальной собственности. К частной системе здравоохранения относятся:
— ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности;
— лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;
— ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Проблемы экономики, финансирования, маркетинга 4- 487
Экономические преобразования в государственной системе здравоохранения нашей страны начались с введения нового хозяйственного механизма. Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении было одобрено Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 23.06.89. Этому предшествовали экономические эксперименты в здравоохранении, направленные на введение элементов предпринимательства, хозрасчета, экономических методов управления. Новый хозяйственный механизм(НХМ) в здравоохранении разрабатывался на основании широкомасштабного эксперимента, проводившегося в четырех регионах страны. К этому эксперименту в дальнейшем добровольно, по собственной инициативе, присоединились другие территории и отдельные медицинские учреждения. Для полного использования нового хозяйственного механизма, представляющего собой специфическую форму хозяйственного расчета, было необходимо его введение не менее чем на территории области. Наибольшего успеха в эксперименте удалось добиться Кемеровской области, опыт которой и дальнейшем был использован другими территориями.
В положении о новом хозяйственном механизме в здравоохранении сказано: «Основными целями перевода учреждений здравоохранения на новые условия хозяйствования является более полное удовлетворение потребностей населения в квалифицированной медицинской помощи, обеспечение бесплатности, гарантированное™ и доступности ее всем слоям населения, эффективное использование кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала общества, направленных на улучшение здоровья населения». Введение нового хозяйственного механизма в 1989 г. происходило в условиях единой государственной системы здравоохранения с финансированием из государственного бюджета. В этот период страна уже приступала к рыночным преобразованиям в экономике, шире стали использоваться экономические методы управления. В 1987 г. был принят правительственный документ под названием «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», в котором один из 6 разделов был посвящен совершенствованию управления здравоохранением с использованием экономических методов. Введение нового хозяй-
488 <> ЧАСТЬ II О- Раздел 13
ственного механизма в здравоохранении было связано с хозрасчетом во всех сферах хозяйствования. Полный хозяйственный расчет, основанный на самоокупаемости и самофинансировании, в здравоохранении был невозможен, единственным реальным источником финансирования в 1989 г. оставался государственный бюджет. Однако необходимость повышения эффективности использования ограниченных ресурсов здравоохранения, включения здравоохранения в комплексное реформирование экономики требовали введения тех элементов хозрасчета, которые были возможны и желательны для решения проблем здравоохранения в новых условиях.
Специфическая форма хозяйственного расчета в государственном здравоохранении СССР и получила название новый хозяйственный механизм (НХМ) в здравоохранении.
Основными направлениями НХМ в здравоохранении стали распределение средств по подушевому нормативу, а не на отрасль и ее службы, учреждения; оплата труда с учетом его количества и качества; разрешение платных услуг; предоставление экономической самостоятельности руководителям учреждений. НХМ предусматривал:
— изменение управления здравоохранением (децентрализация, приоритет экономических методов, элементы научного подхода к управлению — менеджмента);
— новая структура управления (создание территориальных медицинских объединений, расширение прав руководителей медицинских учреждений и усиление роли трудовых коллективов в управлении учреждениями — создание советов трудовых коллективов);
— изменение порядка финансирования здравоохранения (выделение средств из бюджета на одного жителя по дифференцированным подушевым нормативам, разрешение использовать в государственных учреждениях здравоохранения дополнительные источники финансирования, оказание платных услуг сверх гарантированных, работы по договорам с предприятиями и т.д.);
— расчет цен на услуги в учреждениях здравоохранения и введение взаиморасчетов внутри учреждения между подразделениями и между учреждениями в соответствии с выполненной работой;
— новые формы организации труда в медицинских учреждениях, бригадный метод, бригадный и арендный подряд, аренда, медицинские кооперативы, дневные стационары при больницах и поликлиниках, стационары на дому и т.д.;
-V- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -Ф- 489
— введение моделей хозрасчета, соответствующих новым формам организации труда: 1-я модель хозрасчета — бригадная форма организации труда, 2-я модель хозрасчета — подрядные формы организации труда (бригадный и арендный подряд), 3-я модель хозрасчета — аренда, 4-я модель хозрасчета — медицинские кооперативы и другие формы частного предпринимательства в здравоохранении;
— попытка создания системы оплаты труда в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, введение экономических методов стимулирования интенсивности и качества;
— введение системы внутриведомственного контроля качества медицинского обслуживания на основе разработки медико-экономических стандартов (диагностически связанных, диагностически родственных или клинико-статистических групп) с использованием экспертных оценок различного уровня (ступеней контроля качества медицинского обслуживания).
Являясь специфической формой хозяйственного расчета в государственной системе здравоохранения, НХМ должен был повысить эффективность использования ресурсов и качество медицинского обслуживания путем интенсификации труда и увеличения заинтересованности работников учреждений здравоохранения в его результатах. Это достигалось созданием различных вариантов (моделей) хозяйственного расчета — формирования и распределения хозяйственного дохода.
На основе использования всех разрешенных нормативными документами источников финансирования в соответствии со спецификой организации труда формировался единый финансовый фонд, который распределялся в зависимости от принятой коллективом модели хозяйственного расчета. Основным источником финансирования учреждения здравоохранения являлись средства бюджета, выделяемые по долговременным экономическим нормативам, устанавливаемым на 5 лет с распределением по годам. Поликлиникам бюджетные средства выделялись по дифференцированным подушевым нормативам, а другим учреждениям поступали как оплата в соответствии с объемом и качеством выполненной работы или по смете расходов. Дополнительные средства зарабатывались коллективом путем оказания сверхнормативных услуг по договорам с различными государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями, оказания сверхнормативных услуг населению на платной основе,
studopedia.su
Глава 3. Организационные основы здравоохранения
Охрана здоровья граждан — обязательное и неотъемлемое условие развития цивилизованного общества. В России государство возлагает на себя ответственность и гарантирует охрану здоровья каждого человека. Эти положения закреплены в Конституции РФ и иных законодательных актах. Наиболее полно все аспекты охраны здоровья населения отражены в принятых в 1993 г. Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000 гг. изменений).
В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
3.1. СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Выполнение задач по охране здоровья населения не может быть возложено только на здравоохранение. Это дело государства и общества в целом, однако здравоохранению в решении этих задач должна принадлежать ведущая и координирующая роль.
В зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяют три системы здравоохранения:
К государственной системе здравоохранения относятся Федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной соб-
ственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.
К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью.
Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативно-правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.
Выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно, поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.
Право граждан на охрану здоровья закреплено следующими основными принципами отечественного здравоохранения:
• соблюдения прав человека в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритета профилактических мер в области охраны здоровья населения;
• доступности медико-социальной помощи;
• социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;
• ответственности органов государственной власти, руководителей организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за реализацию прав граждан в области охраны здоровья.
Однако следует оговориться, что в настоящее время эти принципы носят больше декларативный характер и соблюдаются не в полной мере.
3.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Учреждения, входящие в систему здравоохранения РФ, оказывают населению различные виды медицинской помощи. Существуют несколько принципов классификации медицинской помощи населению. Согласно ст. 38-42 «Основ» выделяют:
• первичную медико-санитарную помощь;
• специализированную медицинскую помощь;
• медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
• медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
С учетом номенклатуры учреждений здравоохранения, а также стоящих перед ними задач выделяют следующие виды медицинской помощи:
• амбулаторно-поликлиническую (внебольничную) медицинскую помощь;
• больничную (стационарную) медицинскую помощь;
• скорую медицинскую помощь;
• санаторно-курортную медицинскую помощь.
Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом:
Отдельно выделяют первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), которая представляет собой основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина вид медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое
образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается жителям муниципального района и городского округа учреждениями муниципальной системы здравоохранения. ПМСП предоставляется населению в рамках территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В оказании ПМСП могут участвовать учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
3.3. НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основным структурным элементом в системе оказания населению медицинской помощи является учреждение здравоохранения, перечень которых утверждается соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР РФ).
В настоящее время действует «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСР РФ № 627 от 7 октября 2005 г.
1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения.
1.1.1. Больницы, в том числе:
♦ городская скорой медицинской помощи;
♦ центральная (городская, районная);
♦ областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:
♦ восстановительного лечения, в том числе детская;
♦ инфекционная, в том числе детская;
♦ психоневрологическая, в том числе детская;
♦ психиатрическая, в том числе детская;
♦ психиатрическая (стационар) специализированного типа;
♦ психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
♦ туберкулезная, в том числе детская.
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения.
1.3.2. Поликлиники, в том числе:
♦ городская, в том числе детская;
♦ стоматологическая, в том числе детская;
♦ консультативно-диагностическая, в том числе для детей;
1.4. Центры, в том числе научно-практические:
♦ восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;
♦ восстановительной медицины и реабилитации;
♦ медицинский, в том числе окружной;
♦ по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;
♦ патологии речи и нейрореабилитации;
♦ медицинской и социальной реабилитации;
♦ общей врачебной (семейной) практики;
♦ консультативно-диагностический, в том числе для детей;
♦ лечебной физкультуры и спортивной медицины;
♦ лечебного и профилактического питания;
♦ специализированных видов медицинской помощи;
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови.
1.5.1. Станция скорой медицинской помощи.
1.5.2. Станция переливания крови.
1.5.3. Центр крови.
1.6. Учреждения охраны материнства и детства.
1.6.1. Перинатальный центр.
1.6.2. Родильный дом.
1.6.3. Женская консультация.
1.6.4. Центр планирования семьи и репродукции.
1.6.5. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.
1.6.6. Дом ребенка, в том числе специализированный.
1.6.7. Молочная кухня.
1.7. Санаторно-курортные учреждения.
1.7.1. Бальнеологическая лечебница.
1.7.3. Курортная поликлиника.
1.7.4. Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.
1.7.6. Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Учреждения здравоохранения особого типа.
♦ медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);
♦ медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);
♦ лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);
♦ контроля качества и сертификации лекарственных средств;
♦ информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения;
♦ средств медицинского применения.
2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.
2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.
2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.
3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.3. Противочумный центр (станция).
3.4. Дезинфекционный центр (станция).
3.5. Центр гигиенического образования населения.
4. Аптечные учреждения.
4.2. Аптечный пункт.
4.3. Аптечный киоск.
4.4. Аптечный магазин.
Примечание. Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
В основу такой номенклатуры заложены юридические и функциональные признаки. Можно использовать и другие подходы для классификации учреждений здравоохранения:
• по форме собственности: государственные, муниципальные, частные и иных форм собственности;
• по территориально-административной подчиненности: федеральные, субъектов РФ, муниципальные;
• по ведомственной принадлежности: системы МЗиСР, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Российской академии медицинских наук и др.;
• по месту расположения учреждений: городские и сельские;
• по организационно-функциональной структуре: объединенные и необъединенные;
• по специализации: многопрофильные и специализированные;
• по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.;
• по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного лечения и др.
Можно выделить и другие характеристики, по которым разделяются организации здравоохранения, однако каждая из них, как правило, включает в себя несколько признаков, относясь с учетом решаемых задач к той или иной номенклатурной группе учреждений здравоохранения.
1. В каком законодательном акте наиболее полно отражены все аспекты охраны здоровья населения? Когда он был принят?
2. Что подразумевается под охраной здоровья граждан?
3. Какие системы здравоохранения действуют в России?
4. Охарактеризуйте государственную систему здравоохранения.
5. Охарактеризуйте муниципальную систему здравоохранения.
6. Охарактеризуйте частную систему здравоохранения.
7. Перечислите основные принципы отечественного здравоохранения.
8. Какие виды лечебно-профилактической помощи населению принято выделять?
9. Что такое номенклатура учреждений здравоохранения? Каково ее значение?
10. Как можно классифицировать организации здравоохранения?
vmede.org