В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Обоснование вывода:

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

При этом доходы от ЕНВД, также по нормативу 100%, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов — бюджеты муниципальных районов (городских округов) (п. 2 ст. 61.1 БК РФ, п. 2 ст. 61.2 БК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

7 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Система налогообложения РФ

Налогообложение в России — сложный процесс, осуществляемый Налоговой службой РФ. Налоговая система РФ — это совокупность взимаемых на территории РФ федеральных, региональных и прочих видов налогов и налоговых сборов. Различного рода налогами облагаются любые ООО, ОАО, ЗАО, ИП и прочие юридические и физические лица РФ. В России существуют три режима налогообложения:
1. Налогообложению подвержены коммерческие и государственные организации независимо от их статуса (крупное, среднее или малое).
2. Упрощенная система налогообложения («упрощенка») создана для организаций малого бизнеса, с которых взимается единый налог с совокупного дохода и с валовой выручки.
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — это вид налогообложения, при котором налогоплательщик по фиксированной базовой доходности рассчитывает вмененный доход и налог на него.
Для того, чтобы понять, какой вид налогообложения присущ той или иной компании, необходимо знать общепринятый критерий — субъект малого предпринимательства. Согласно Федеральному закону от 14.06.1995 № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» субъектом малого предпринимательства является коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ общественных объединений, благотворительных и иных видов фондов не превышает 25 %. Численность сотрудников за отчетный период не должна превышать у субъекта малого предпринимательства в сфере промышленности — 100 человек, в сфере строительства — 100 человек, в сфере транспорта — 100 человек, в сфере сельского хозяйства — 60 человек, в научно-технической сфере — 60 человек, в сфере оптовой торговли — 50 человек, в сфере розничной торговли и бытового обслуживания населения — 30 человек, в остальных отраслях и сферах деятельности — 50 человек. В случае превышения численности сотрудников малое предприятие лишится полученных льгот приблизительно на три месяца. Субъектами малого предпринимательства также являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Налог — это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, собираемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных образований.
Налоговый сбор — это обязательный взнос денежных средств, взимаемых с юридических и физических лиц в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Для налоговых проверок в установленные сроки малые предприятия-налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по территориальному местонахождению обособленных подразделений. Порядок налогообложения малых предприятий регламентируется Законодательством РФ о налогах и сборах, Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления РФ. Налоги в российской системе налогообложения бывают трех уровней: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, региональные и местные — на территории регионов РФ. К федеральным налогам и сборам можно отнести следующие виды:
1. НДС (налог на добавочную стоимость);
2. акцизы;
3. налог на прибыль организации;
4. налог на доход физического лица;
5. ЕСН (единый социальный налог);
6. государственная пошлина;
7. налог на наследование, дарение;
8. сборы за использование объектов животного мира и за пользование объектами водных биологически ресурсов;
9. налог на добычу полезных ископаемых;
10. водный налог.
К региональным налогам и сборам можно отнести следующие виды:
1. налог на имущество организации;
2. транспортный налог;
3. налог на игорный бизнес.
К местным налогам и сборам можно отнести следующие виды:
1. земельный налог
2. налог на имущество физических лиц.
Налогообложение РФ — сложная система сбора и учета налогов и налоговых сборов. Чтобы знать все тонкости Налогового кодекса РФ, Нормативных актов РФ и законодательства РФ о налогах и сборах необходимо долгое изучение данной информационной ниши. Воспользовавшись услугами аутсорсинговой бухгалтерской компании по составлению налоговой отчетности, учетной политики предприятия и других видов бухгалтерских документов, можно оградить себя от потери времени и ответственности за ведение бухгалтерии.

Мы предлагаем комплекс услуг по обслуживанию Вашего бизнеса:

www.auditor-bughalter.ru

Региональные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Транспортный налог

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.

Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Специальные налоговые режимы

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

www.audit-it.ru

ЕНВД — федеральный или региональный налог?

ЕНВД какой налог — федеральный или региональный? Ответ на этот вопрос можно будет получить, прочитав статью. О том, к какому виду относится указанный налог и почему, узнаем далее.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Аббревиатура ЕНВД расшифровывается как единый налог на вмененный доход.

ЕНВД является системой налогообложения на определенный вид деятельности, перечень которых перечислен в ст. 346.26 НК РФ, и исчисляется не с итога фактической прибыли, а с суммы вмененного дохода (то есть с размера дохода, получение которого при выполнении определенной деятельности предполагалось на законодательном уровне).

До 2013 года указанный сбор считался обязательным при определенных условиях (если лицо занималось бизнесом, который в данной местности подлежал налогообложению в виде ЕНВД), но впоследствии предприятия и предприниматели получили право на добровольный переход на указанный спецрежим.

ЕНВД посвящена гл. 26.3 НК РФ, устанавливающая:

  • какие организации/предприниматели вправе, а какие не вправе переходить на ЕНВД;
  • как этот налог устанавливается;
  • каким образом рассчитывается и в каком порядке он уплачивается.

ЕНВД — это местный или федеральный налог?

В ст. 12 действующего Налогового кодекса РФ все налоги разделяются на несколько видов:

  1. Федеральные (ст. 13 НК РФ).
  2. Региональные (ст. 14 НК РФ).
  3. Местные (ст. 15 НК РФ).

Разделение налогов на виды удобно с целью возможности произведения зачетов переплаты в счет уплаты иных сборов. При этом ст. 78 НК РФ регламентирует, что произведение зачета между сборами разного вида недопустимо, то есть нельзя зачесть суммы между федеральным и региональным налогом.

Как гласит подп. 3 п. 2 ст. 18 НК РФ, данная система налогообложения (ЕНВД) является специальным режимом, при котором плательщик сборов может быть освобожден от уплаты определенных налогов.

Но в соответствии с условиями п. 7 ст. 12 НК РФ сборы, подлежащие оплате при спецрежимах, относятся к федеральным.

Иными словами, единый налог на вмененный доход представляет собой федеральный налог, несмотря на то, что в ст. 13 НК РФ он не указан и вводится региональным нормативным актом. Указанный вывод подтвержден ФНС РФ в письме от 10.05.2006 № ММ-6-19/481.

ЕНВД — это специальная система налогообложения. Налоги, уплачиваемые при ней, в соответствии с налоговым законодательством отнесены к федеральным.

rusjurist.ru

Комментарии к СТ 12 НК РФ

Статья 12 НК РФ. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Комментируемая статья устанавливает характеристики федеральных, региональных и местных налогов, конкретные виды которых предусмотрены статьями 13, 14 и 15 НК РФ: приведены понятия каждого из видов налогов, определены полномочия государства, субъектов РФ и муниципальных образований по установлению субъектов и элементов налогообложения.

Устанавливая региональные и местные налоги, уполномоченные органы власти вправе действовать только в предоставленных НК РФ пределах: то, что прямо урегулировано в НК РФ, не может быть по-другому установлено в нормативном правовом акте субъекта РФ или муниципального образования.

Например, согласно статьям 15, 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, поэтому НК РФ регулируются не все элементы налогообложения. Часть из них, а именно налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Вместе с тем данные акты должны соответствовать положениям главы 31 НК РФ, в частности обеспечивать соблюдение максимального размера налоговой ставки, оговоренного в статье 394 НК РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2011 N А65-17247/2011).

В письме от 17.10.2012 N 03-02-08/92 Минфин России обратил внимание, что представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы по местным налогам в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, однако указанным органам не предоставлено право изменять или отменять налоговые льготы по местным налогам, установленные НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Следует обратить внимание, что налоги и сборы, которые установлены НК РФ, обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, исключения приведены в положениях пункта 7 статьи 12 НК РФ.

Суды указывают, что пунктом 7 статьи 12 НК РФ по отношению к государственной пошлине иного не предусмотрено (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 N 18АП-9949/2012).

Также в статье 12 НК РФ указано на специальные налоговые режимы, виды которых установлены в статье 18 НК РФ.

Специальные налоговые режимы с точки зрения НК РФ рассматриваются как федеральные налоги (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2012 N А21-7173/2011).

В Постановлении от 16.11.2012 N А13-12234/2011 ФАС Северо-Западного округа отклонил доводы налогового органа о невозможности зачета ЕНВД в счет уплаты недоимок по налогу на НДС, ЕСН, НДФЛ и налога на прибыль в связи с несовпадением видов бюджетов. Как отметил суд, поскольку указанные в решении налогового органа налоги подлежат зачислению в бюджеты одного уровня, налоговый орган в соответствии с установленным статьей 78 НК РФ порядком зачета излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по иным налогам, направляемым в тот же бюджет, обязан был самостоятельно уменьшить доначисленные по результатам проверки налоги на сумму уплаченного ЕНВД. Суд признал неправомерным доначисление организации налогов без учета переплаты по ЕНВД.

Минфин России в письме от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 разъяснил, что установленные главами 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ специальные налоговые режимы предусматривают соответственно единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые являются федеральными налогами, не указанными в статье 13 НК РФ.

В НК РФ не указано, что специальные налоговые режимы могут предусматривать региональные и (или) местные налоги.

Следует добавить, что глава 26.4 НК РФ устанавливает еще один специальный налоговый режим — систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а с 01.01.2013 действует такой ранее не являвшийся самостоятельным специальный налоговый режим (фактически ранее он являлся частью УСН), как патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).

Необходимо обратить внимание, что до 01.01.2013 переход на ЕНВД был обязателен в случае осуществления одного из видов деятельности, в отношении которых на соответствующей территории введен ЕНВД, в то время как с 01.01.2013 переход на ЕНВД является добровольным.

До 01.01.2013 выбор одного из двух специальных режимов налогообложения (УСН или ЕНВД) осуществлялся налогоплательщиками не произвольно, а с учетом критериев, установленных главами 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, в отношении которых на соответствующей территории введен единый налог на вмененный доход, не вправе были по этим видам деятельности применять никакую иную систему налогообложения, кроме системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Лишь в случае прекращения осуществления налогоплательщиком деятельности, подпадающей под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, он вправе был перейти на иную систему налогообложения, в том числе на УСН (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N А35-4574/2012).

Следует обратить внимание на Определение ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-18420/12.

Как отметил суд, Постановлением Правительства от 30.06.2010 N 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений» установлены ставки платы за единицу площади охотничьего угодья в каждом субъекте Федерации, в том числе для Приморского края в размере 10 рублей за 1 га охотничьего угодья.

Единовременный платеж, уплачиваемый при заключении охотхозяйственного соглашения, отсутствует в перечне налогов и сборов, установленных статьями 13 — 15 НК РФ, не соответствует признакам налога или сбора и не может рассматриваться в качестве сбора налогового характера.

Суд счел, что единовременный платеж, предусмотренный при заключении этого договора со сроком действия от 20 до 49 лет, не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку подписавшие его лица получают возможность оформить договоры аренды земельных и лесных участков, наделяются правом на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, а также выдают разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

www.nalkod.ru