Единый реестр уголовных производств

Отмена стадии возбуждения уголовного дела и введение Единого реестра досудебных расследований — ключевая новелла УПК. Ей пели хвалебные оды, ее жестко критиковали. Итак, чем чревато введение ЕРДР и как он изменит нашу жизнь?

Во-первых, согласно Положению о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденному приказом ГПУ (именно этот орган определен как «ответственный» за ЕРДР), реестр — это созданная с помощью автоматизированной системы электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется сбор, хранение, защита, учет, поиск, обобщение определенных сведений, которые используются для формирования отчетности, а также предоставление информации о данных, внесенных в реестр. Создание ЕРДР преследует несколько целей: обеспечение единого учета уголовных преступлений и тех, кто их совершил, принятых в ходе досудебного расследования решений и результатов судебного производства; оперативный контроль за соблюдением законов при проведении досудебного расследования; анализ состояния и структуры уголовных правонарушений.

Согласно ст.214 нового УПК досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в ЕРДР (по

сути, эквивалент постановления о возбуждении уголовного дела). Следователь, прокурор должен сделать это безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении правонарушения. Причем он не имеет права отказать в регистрации обращения, даже если его абсурдность изначально очевидна. В реестр вносятся следующие сведения:

— дата поступления заявления/сообщения об уголовном правонарушении или получения из другого источника сведений об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о совершении УП;

— ФИО потерпевшего или заявителя;

— краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении УП;

— предварительная правовая квалификация УП с указанием статьи УК;

— ФИО и должность следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и/или начал досудебное расследование.

ЕРДР может дополняться и другими сведениями — например, о приостановлении и возобновлении предварительного расследования, времени и дате сообщения о подозрении, об объявлении подозреваемого в розыск, цене предъявленных исков, стоимости арестованного имущества и т.д.

Следователь, который будет проводить ДР, определяется руководителем органа досудебного расследования и без­отлагательно в письменной форме уве­домляет прокурора об основаниях для начала расследования. Любопытно, что обжалование подозреваемым и его адвокатом внесения сведений в ЕРДР не предусмотрено, а вот отказ заносить данные в реестр согласно ст.303 УПК может быть оспорен заявителем и другими участниками производства.

Радетели прав уже выражали опасение по поводу того, что человек, в отношении которого начато расследование, порой даже не будет об этом догадываться. На самом деле подозреваемому обязаны сообщить об этом, но только… в случае наличия достаточных доказательств для подозрения в совершении им уголовного правонарушения (ст.276 УПК «Случаи сообщения о подозрении»). Статья 276 УПК предусмат­ривает еще два основания для этого — задержание лица на месте совершения уголовного

правонарушения или непосредственно после его совершения и избрание меры пресечения. Правда, формулировка о «наличии достаточных доказательств» звучит не совсем четко, и есть вероятность, что следователь будет трактовать ее по своему усмотрению и, например, сообщит подозреваемому о том, что он «на карандаше» у милиции, только в тот момент, когда это будет ему выгодно. Уведомление вручается в день его составления следователем или прокурором, а если подозреваемый задержан — не позднее 24 часов с момента задержания. Если прошло больше суток с тех пор, как вас задержали, а вам до сих пор не сообщили, в чем же подозревают, вас должны немедленно освободить.

Будь готов! Всегда готов!

Правоохранители уверенно рапортуют о готовности работать с единым реестром. В Генеральной прокуратуре утверждают, что уже создан автономный центр сертификации электронных ключей доступа к ЕР, и в скором будущем их получат все следователи и прокуроры. Доступ к информации об уголовных производствах будет жестко ограничен. Ход уголовного производства и все решения по нему будут шаг за шагом фиксироваться системой, чтобы в любой

момент можно было получить полную информацию о том, как идет досудебное расследование. Естественно, обычный гражданин запросто «заглянуть» в ЕРДР не сможет.

По словам начальника управления ГУ организационного и правового обеспечения ГПУ Евгения Курбы, в прокуратуре создано отдельное подразделение, которое занимается разработкой и внедрением ЕРДР, подготовлен интерактивный обучающий курс для его регистраторов и пользователей, проведены учебно-методические семинары по вопросам администрирования ЕРДР, совещания с руководителями правоохранительных органов. Представители ГПУ даже выезжали в прокуратуры областного уровня для изучения реального состояния готовности к внедрению реестра.

В МВД, на которое ляжет основная нагрузка после вступления в силу УПК, тоже утверждают, что к вступлению в силу нового УПК и работе с реестром готовы. Скажем, сейчас в милиции поэтапно расширяется штат следователей и оперативных работников. За последний год следственный аппарат МВД «вырос» почти на 3000 сотрудников. В этом году за счет внутреннего перераспределения планируется увеличить его еще на 5000 человек.

По словам начальника департамента информационно-аналитического обеспечения МВД Игоря Аршинова, в настоящее время разрабатываются критерии оценки работы милиции в новых условиях. «Требованиями министра внутренних дел являются, во-первых, стопроцентная регистрация в едином реестре всех заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях, а во-вторых, немедленное реагирование на них, чтобы в течение 24 часов было начато досудебное расследование. Это позволит оперативно обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод граждан», — отметил И.Аршинов на недавнем совещании, посвященном функционированию ЕРДР.

Правда, судя по «кулуарной» информации, у правоохранителей пока не все так гладко, и в реальности они с некоторым беспокойством ждут 20 ноября. Впрочем, это понятно: как будет работать новая система, ясно пока только в теории.

Большинство экспертов считают отмену стадии возбуждения уголовного дела и появление Единого реестра досудебных расследований прогрессивным новшеством. Но и здесь не все так однозначно. Тот факт, что милиция больше не сможет «отфутболивать»

людей, сообщающих о совершении преступления, — безусловный плюс. Так же, как упрощение работы следователей и процедуры в целом, отсутствие огромного количества бумаг, бюрократических проволочек и т.д. В то же время оппоненты говорят о том, что из-за отсутствия формальной стадии возбуждения уголовного дела исчезают возможности для обжалования начального этапа расследования.

К тому же, по данным МВД, право­охранительные органы ежегодно отка­зывают в возбуждении уголовных дел почти по 2,5 млн заявлений и сообщений о преступлениях. Следовательно, теперь примерно на столько же увеличится объем их работы. Справится ли с такой нагрузкой наша правоохранительная система? Скорее всего, большинство из этих дополнительно зарегистрированных правонарушений не будут стоить выеденного яйца, но будут отнимать время у правоохранителей и частично ограничат права и свободы подозреваемых.

Есть большая вероятность того, что писать кляузы друг на друга начнут бизнес-конкуренты, политические оппоненты и обычные соседи. Даже если в конечном итоге человека оправдают, внесение дела в ЕРДР будет стоить ему нервов и времени, к тому же на время расследования дела он будет находиться под

бдительным оком следственных органов. К счастью, по новому УПК, сроки досудебного расследования существенно сокращены (2 месяца после сообщения лицу о подозрении в совершении преступления, при этом срок может быть продлен, но не более чем до 12 месяцев). Так что во всяком случае находиться под дамокловым мечом человек будет не бесконечно долго, как раньше.

И все-таки некоторые юристы считают, что со временем законодатель может внести некоторые коррективы. Например, не совсем справедливым кажется то, что обжаловать отказ о внесении информации в реестр можно, а инициирование уголовного преследования — нет. Скажем, старший юрист «ЕПАП» Сергей Гребенюк считает, что такая возможность должна все-таки со временем появиться, это докажет практика. В любом случае, по его мнению, как будет работать новая система и насколько она эффективна, мы узнаем только после 20 ноября.

— Мне кажется, если положение о едином реестре будет действовать так, как это было предусмотрено законодателем, то все будет нормально. Те, кто

регистрирует заявления о совершении преступлений, не смогут их скрывать, как раньше. Зарегистрировали — запустили в компьютер — и нужно будет работать. Это уже не регистрация шариковой ручкой. Мне кажется, в кодексе все выписано последовательно и четко. Думаю, это прогрессивная новелла, но прогнозировать пока ничего нельзя — нужно посмотреть, как это будет работать… Кстати, еще 20 лет назад никто не мог и подумать, что можно обжаловать постановление прокурора о возбуждении уголовного дела. Это стало возможно только после принятия Конституции.

— Отмена стадии возбуждения уголовного дела приведет к тому, что определенный фильтр на пути заявлений и обращений граждан исчезнет, все они должны будут регистрироваться, и, как следствие, у правоохранителей прибавится работы. Позитив тут в том, что раньше человек писал десять заявлений о совершении преступления, и ему отказывали в регистрации, теперь же любое заявление автоматически вносится в реестр. Таким образом мы делаем шаг в сторону добросовестных заявителей. Негатив же в том, что зачастую заявления пишутся необоснованно, и есть вероятность появления заказных

дел. Раньше правоохранители отсеивали явно незаконные обращения. Сейчас таким материалам будет даваться ход, они будут проверяться, и все это время человек будет находиться в подвешенном состоянии. К тому же вторым фильтром была возможность обжалования возбуждения уголовного дела в суде, человеку таким образом предоставлялся еще один шанс доказать необоснованность уголовного преследования. Уверен, что со временем такая возможность должна появиться вновь, чтобы граждане имели право обжаловать в суде процедуру инициирования уголовного преследования или внесения информации в единый реестр».

studfiles.net

ГПУ создаст реестр уголовных дел по фактам преступлений на Майдане

КИЕВ, 1 апр — РИА Новости. Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) намерена создать единый реестр уголовных производств по убийствам, совершенным в Киеве 20 февраля 2014 года во время «евромайдана», сообщила в среду пресс-служба ведомства.

Ранее Международная консультативная группа Совета Европы обнародовала в Киеве отчет, согласно которому бойцы спецподразделения «Беркут», по данным расследования Генпрокуратуры Украины, ответственны за большинство убийств на Майдане.

«В реестре будут собраны все новые уголовные производства, которые расследуются Генеральной прокуратурой, областными и районными прокуратурами, а также прокуратурой города Киева», — сказал генпрокурор Виктор Шокин во время встречи с президиумом Консультативного совета при надзорном ведомстве.

Он также отметил, что многие преступления были совершены в регионах страны: речь идет об организации противодействия мирным акциям протеста, использование административного ресурса, отправка в Киев противников «евромайдана».

На сайте ГПУ будет создан специальный раздел, в котором каждый желающий сможет увидеть на какой стадии находится расследование того или иного уголовного производства. «Процесс расследования будет максимально открытым и подотчетным общественности», — подчеркнул Шокин.

Сторонники евроинтеграции заняли главную киевскую площадь Майдан Незалежности (площадь Независимости) 21 ноября 2013 года, сразу после заявления правительства Николая Азарова о приостановке подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Майдан стал центром противостояния силовиков и радикалов. В феврале результатом столкновений, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и «коктейли Молотова», стали десятки человеческих жертв с обеих сторон.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года Генпрокуратура завела уголовные дела против экс-чиновников по статье «незаконное препятствование проведению собраний и митингов».

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    На главную страницу

    Адвокатское объединение Елуашвили и партнеры.

    Єдиний реєстр досудових розслідувань: репресії чи облік?

    З 19 листопада Україна почне жити за новим Кримінальним процесуальним кодексом. Відповідно до нього стадія порушення кримінальної справи скасовується, а досудове розслідування починатиметься з моменту внесення відомостей до Єдиного реєстру досудових розслідувань. Генеральний прокурор України Віктор Пшонка спільно з керівниками силових відомств 17 серпня ц. р. затвердили Положення про порядок ведення Єдиного реєстру досудових розслідувань. За словами Генпрокурора, Реєстр призначений насамперед для того, щоб пересічний громадянин не ходив за міліціонером або прокурором, слізно просячи про допомогу
    Однако серьезная проблема, которую может породить реализация этой идеи, заключается в том, что отсутствие формального начала уголовного дела делает невозможным обжалование факта его возбуждения. В то же время, как показывает судебная практика, значительное количество заявлений о совершении преступлений при их предварительной проверке не подтверждаются.
    По данным МВД, правоохранитель ные органы ежегодно отказывают в расследовании уголовных дел почти по 2,5 млн заявлений и сообщений о преступлениях. Таким образом, можно предположить, что в случае принятия предлагаемой редакции нового УПК милиция будет обязана провести полное расследование свыше 3 млн уголовных дел. Большая часть этих дел не будет иметь судебной перспективы, но их расследование приведет к ограничению прав и свобод граждан, действия которых (возможно, фактически не совершенные) станут предметом расследования. Чем же грозит введение Реестра и каким образом он будет функционировать ?
    Итак, согласно п. 1.2 Положения о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Украины от 17 августа 2012 года №69 , реестр — это созданная с помощью автоматизирован ной системы электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется сбор, хранение, защита, учет, поиск, обобщение определенных данных, которые используются для формирования отчетности, а также предоставления информации о сведениях, внесенных в реестр.
    Создание Единого реестра досудебных расследований (далее — ЕРДР) преследует несколько целей: обеспечение единого учета уголовных преступлений и лиц, их совершивших, принятых в ходе досудебного расследования решений и результатов судебного производства; оперативный контроль за соблюдением законов при проведении досудебного расследования; анализ состояния и структуры уголовных правонарушений.
    Рассмотрим, как это будет работать, на конкретном примере. Допустим, ваши соседи написали заявление в милицию, что вы якобы скрываете в своей квартире мини-склад с оружием, не имея на то соответствующих разрешений. Такие действия подпадают под ст. 263 УК «Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами».
    Как сведения попадут в Реестр?
    Итак, соседи подали на вас жалобу. Согласно ст. 214 нового УПК, следователь, прокурор безотлагательно , но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении (далее — УП) или после самостоятельног о выявления из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствова ть о совершении УП, обязаны внести соответствующие сведения в ЕРДР и начать расследование. Причем отказать в приеме и регистрации заявления он не вправе.
    С момента внесения сведений в Реестр начинается досудебное расследование (далее — ДР). Вести его до, а тем более без внесения сведений запрещается. Впрочем, в определенных случаях осмотр места происшествия может быть произведен до внесения сведений, но затем все данные сразу фиксируются в ЕРДР. Следователь, который будет проводить ДР, определяется руководителем органа досудебного расследования и безотлагательно в письменной форме уведомляет прокурора об основаниях для начала расследования.
    Если ваши соседи обратились в милицию устно, следователь или прокурор заносит их заявление в протокол, который подписывается заявителем. При этом последнего должны под роспись предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение — это предусмотрено в п. 1.3 Положения. Однако тут есть одна интересная оговорка: «Кроме случаев поступления заявления, сообщения по почте или другими средствами связи». Заявление или сообщение об УП считаются поданными с момента предупреждения лица об уголовной ответственности . Опять-таки, «за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно сделать по объективным причинам: поступление заявления, сообщения по почте, другим средствам связи, обморочное состояние заявителя, командировка и т. д.». Поскольку перечень таких обстоятельств не исчерпывающий, очевидно, что возможности для написания необоснованных доносов открываются широкие.
    Отметим, что отказ вносить сведения в ЕРДР может быть обжалован заявителем и другими участниками производства согласно ст. 303 УПК, а вот подозреваемый обжаловать внесение сведений о себе в реестр не может.
    Присвоение номера
    Далее следует этап учета информации. Учет УП осуществляется по поручению руководителя прокуратуры или органа ДР путем внесения в реестр сведений, определенных ч. 5 ст. 214 УПК Украины, а именно: дата поступления заявления/ сообщения об УП или установления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствова ть о совершении УП; ФИО (наименование) потерпевшего или заявителя; краткое изложение обстоятельств; предварительная правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) УК; ФИО и должность лица, внесшего сведения в реестр, а также следователя, прокурора, который внес сведения и/или начал досудебное расследование, и пр.
    После внесения и проверки этих данных руководителем прокуратуры или органа ДР в Реестре автоматически фиксируется дата учета информации, и уголовному производству присваивается номер. Факт внесения этих сведений отражается в Реестре, и они доступны для просмотра прокурору соответствующег о уровня. Реквизиты номера уголовного производства сохраняются на всех стадиях расследования. В случае если уже есть уголовное производство по аналогичному заявлению, сообщению об УП, следователь приобщает материалы к ранее учтенному производству без последующего их учета в отчетности.
    Примечательно, что согласно п. 2.16 Положения при внесении в ЕРДР фабулы УП в обязательном порядке отражаются дата, время, адрес, место, способ, орудие и другие особенности совершения УП, размер убытков, фамилия физического лица или данные о юрлице, которые являются пострадавшими, а также, что немаловажно, — данные о лицах, совершивших уголовное правонарушение.
    Вы подозреваетесь…
    Получается, что информация о вас так или иначе уже будет зафиксирована — правда, сначала просто в фабуле правонарушения. Но внесение сведений о УП — это еще не все. Далее, если устанавливается лицо, которое могло бы его совершить, ему должны сообщить об этом. Отметим, что с момента уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения вы уже находитесь на новой стадии уголовного производства — привлечения к уголовной ответственности . Но это, конечно, еще не означает, что вас привлекут к ней.
    В новом УПК процедуре уведомлению о подозрении посвящена гл. 22. Так, согласно ст. 276 такое сообщение производится в порядке, предусмотренном ст. 278 Кодекса, в случаях: 1) задержания лица на месте совершения УП или непосредственно после его совершения; 2) избрания меры пресечения; 3) наличия достаточных доказательств для подозрения лица в совершении УП. Во всех указанных случаях следователь, прокурор или другое уполномоченное должностное лицо, которому законом предоставлено право осуществлять задержание, обязаны безотлагательно сообщить подозреваемому о его правах, предусмотренных ст. 42 УПК, а также, по его просьбе, детально разъяснить содержание каждого права. Уведомление вручается в день его составления следователем или прокурором, а если подозреваемый задержан — не позднее 24 часов с момента задержания. Таким образом, если вас задержали, прошло более суток, а сообщение о том, в чем вас подозревают, вам не вручено, согласно ч. 3 ст. 278 нового УПК вас должны немедленно освободить.
    Учет лиц, которым сообщено о подозрении в совершении УП, производится прокурором или следователем путем внесения сведений в ЕРДР после: составления уведомления о подозрении (ст. 277 УПК); вручения (дата и время) уведомления о подозрении (ст. 278 УПК). Таким образом, с момента вручения Вам уведомления о подозрении знайте, что в реестре о вас уже есть конкретная информация.
    А если в ходе ДР будет установлено, что в ваших действиях отсутствовал состав УП (п. 2 ст. 284 УПК)? Положение в этом случае предлагает достаточно непонятную формулировку: «Сведения о лице, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения и в отношении которого во время досудебного расследования принято решение, предусмотренное п.п. 2-4, 6 ч. 1 ст. 284 УПК, исключаются из числа лиц, совершивших уголовные правонарушения» . Т. е. такие сведения исключаются, если: установлено отсутствие в деяниях состава УП; не установлены достаточные доказательства вины лица в суде и исчерпаны возможности их получить; вступил в силу закон, которым отменена уголовная ответственность за деяние, совершенное лицом; существует приговор по тому же обвинению, вступивший в законную силу, или определение суда о прекращении уголовного производства по тому же обвинению.
    Чем все закончится?
    Сроки досудебного расследования, как известно, в новом УПК установлены достаточно сжатые — 2 месяца после сообщения лицу о подозрении в совершении преступления (срок может быть продлен, но не более чем до 12 месяцев). Согласно ст. 283 УПК, прокурор обязан в кратчайший срок после сообщения лицу о подозрении осуществить одно из следующих действий: 1) закрыть уголовное производство; 2) обратиться в суд с ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности ; 3) обратиться в суд с обвинительным актом либо с ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера. Сведения об окончании ДР также вносятся прокурором в ЕРДР.
    Итак, есть надежда, что вы будете благоразумным гражданином и сдадите оружие государству. Ведь согласно ч. 3 ст. 263 УК, если лицо добровольно сдало органам власти оружие, боевые припасы и пр., оно освобождается от уголовной ответственности . Уголовное производство в таком случае закрывается судом.
    Установив на стадии ДР основания для освобождения вас от уголовной ответственности , прокурор составляет соответствующее ходатайство и без проведения досудебного расследования в полном объеме направляет его в суд (ст. 286 нового УПК). Однако и в этом случае сведения о вас (в т. ч. о роде занятий, служебном положении) попадут в ЕРДР — как о лице, которое совершило УП, но в отношении которого прокурор решил обратиться с ходатайством об освобождении от уголовной ответственности (статьи 44 — 49 УК Украины).
    Если же до суда не дойдет — например, будет установлено, что никакого оружия у вас дома не было, т. е. отсутствовал состав преступления, — уголовное производство подлежит закрытию, о чем следователь, прокурор выносит постановление. Оно может быть обжаловано. Отметим, что решение прокурора о прекращении уголовного производства в отношении подозреваемого не является препятствием для продолжения досудебного расследования. Копия постановления следователя о закрытии уголовного производства направляется заявителю, потерпевшему, прокурору. Прокурор в течение 20 дней с момента получения копии постановления имеет право отменить его в связи с незаконностью или необоснованност ью либо по жалобе заявителя, потерпевшего, если такая жалоба подана в течение 10 дней с момента получения заявителем, пострадавшим копии постановления. Копия постановления прокурора о прекращении уголовного производства также направляется заявителю, потерпевшему, его представителю, подозреваемому, защитнику.
    Если факт того, что в ваших действиях не было состава преступления, выяснится уже в суде, суд обязан вынести оправдательный приговор. Вся соответствующая информация должна быть внесена в реестр в течение 24 часов с момента поступления из суда материалов. Т. е. «досье» на вас в ЕРДР в любом случае останется.
    Безусловно, уже сегодня понятно, что такой важный документ, как Положение о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, требует доработки. Но основные его недостатки поможет обнаружить только практика. Есть надежда, что до вступления в силу нового УПК его «отшлифуют», и все положительные моменты, которое может дать его введение, себя еще продемонстрирую т.
    Данные, подлежащие внесению в ЕРДР:
    1. Время и дата поступления заявления/ сообщения об уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствова ть о совершении УП; ФИО (наименование) потерпевшего или заявителя.
    2. Краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствова ть о совершении УП.
    3. Предварительная правовая квалификация УП с указанием статьи УК.
    4. Передача материалов и сведений другому органу досудебного расследования или по месту проведения предварительног о расследования.
    5. ФИО и должность следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и/или начал досудебное расследование.
    6. Дата задержания лица; избрание, изменение и отмена меры пресечения; продление сроков досудебного расследования и содержания под стражей.
    7. Приостановление и возобновление предварительног о расследования.
    8. Время и дата сообщения о подозрении, сведения о лице, которое подозревается, правовая квалификация УП с указанием статьи УК.
    9. Объявление о розыске подозреваемого.
    10. Установлены/ возмещены ли материальные убытки, суммы предъявленных исков в уголовном производстве, стоимость арестованного имущества.
    11. Окончание досудебного расследования.
    Уведомление о подозрении должно содержать следующие сведения:
    1. фамилию и должность следователя, прокурора, производящего уведомление;
    2. анкетные данные (ФИО, дата и место рождения, место жительства, гражданство) лица, которому сообщается о подозрении;
    3. наименование (номер) уголовного производства, в рамках которого осуществляется сообщение;
    4. содержание подозрения;
    5. правовая квалификация УП, в совершении которого подозревается лицо, с указанием статьи (части статьи) УК;
    6. краткое изложение фактических обстоятельств УП, в совершении которого подозревается лицо, в т. ч. указание времени, места его совершения, а также других существенных обстоятельств, известных на момент уведомления о подозрении;
    7. права подозреваемого;
    8. подпись следователя, прокурора.
    Комментарии
    Елена Первушина, председатель Голосеевского райсуда Киева
    Отказать в регистрации заявления о преступлении после вступления норм нового УПК в силу правоохранитель ные органы не смогут. Могу сказать, что это значительная демократизация, поскольку не все граждане, вероятно, адекватно отнесутся к этому новшеству и, возможно, будут злоупотреблять своим правом. Отмечу, что в УК есть статья, которая предусматривает уголовную ответственность за заведомо неправдивое сообщение о совершении преступления.
    Как будет выглядеть все на практике, сказать сложно. Поскольку сейчас, пока существует институт возбуждения уголовного дела, каждый имеет право обжаловать его возбуждение. Отмечу, что согласно новому УПК только с момента сообщения следователем лицу о том, что оно подозревается в совершении уголовного правонарушения, оно становится подозреваемым. А внесение имени лица в данный реестр еще не означает, что оно совершило преступление.
    Что касается нагрузки, думаю, на следственных судей она будет высокой, поскольку практически все действия следователя и прокурора в ходе досудебного расследования подлежат обжалованию следственному судье.
    Николай Луговой, председатель Апелляционного суда Сумской области
    Я очень критически отношусь к нововведению в виде Единого реестра досудебных расследований. Очевидно, что сразу возникнет масса заявлений на прокуроров, судей, милицию — всех, кто кому-то неугоден. А внести сведения в Реестр надо в течение 24 часов и немедленно начать проверку. Вот и выйдет, что «кляузники» будут писать друг на друга, и наступит чуть ли не хаос. Я не могу сказать, как это точно будет в действительност и, но в том, что данный механизм может быть использован в отнюдь не благородных целях, нет сомнений. Все будет проверяться практикой. Сегодня есть такие вопросы по применению норм нового УПК, на которые ответ сможет дать только она. Конечно, цель принятия нового Кодекса была хорошая — чтобы преступления не скрывались. Но я думаю, что этот момент авторами был не совсем продуман.
    Петр Бойко, вице-президент Союза адвокатов Украины
    Причина создания ЕРДР банальна до невозможности. Сейчас, до вступления нового УПК в силу, существует возможность обжаловать любое постановление о возбуждении уголовного дела, т. е. через судебную систему, решение суда дать оценку законности его возбуждения. Правоохранитель ные органы всегда утверждали, что этот момент мешает им работать. Но есть решение КСУ, в котором сказано, что человек имеет на это право, есть новеллы, которые были введены в УПК, и т. д. Поэтому они решили обойти право обжалования постановления о возбуждении уголовного дела, попросту упразднив эту стадию процесса. Поэтому придумали «заменитель» — Реестр. С вытекающими последствиями. Ничего хорошего из этого не выйдет: конечно, человек будет узнавать, что в отношении него проводится какая-то проверка, потом, и всегда это будет поздно. Естественно, права будут нарушаться.
    Виктор Пшонка, генеральный прокурор Украины
    Без введения Реестра практическая реализация нового уголовного процессуального закона невозможна. Благодаря настойчивой и профессионально й работе наших специалистов, которые приложили максимум усилий для качественного выполнения поставленных задач, требования закона и поручение главы государства выполнены. Реестр будет функционировать как единая база данных об уголовных правонарушениях в пределах государства. Он предназначен, прежде всего, для того, чтобы рядовой гражданин не ходил за милиционером или прокурором, слезно прося о помощи. Введение автоматизирован ного учета уголовных правонарушений станет залогом прозрачности и демократичности при рассмотрении заявлений или сообщений о преступлениях, в первую очередь, тех, которые поступают от граждан. Каждое заявление будет основанием для полноценного досудебного расследования, а тот, кто его подаст, немедленно получит действенный механизм защиты своих законных прав. Раньше такого не было.

    Джерело: Судово-юридична газета
    Рубрика: Право і відповідальніст ь / Судова практика
    Теги: Єдиний державний реєстр, Суд.

    m.facebook.com