Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:
- акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
- все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
- устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
- повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
- устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
- иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
- устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
- отменяющие налоги и (или) сборы;
- снижающие размеры ставок налогов (сборов);
- устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
- иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:
Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:
Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:
- календарной датой;
- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;
- указанием на действие, которое должно быть совершено;
- периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
- нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
- вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;
- запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;
- запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;
- разрешает или допускает действия, запрещенные НК;
- изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;
- изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;
- иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса).
Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 Налогового кодекса) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:
Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).
Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.
Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).
be5.biz
Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу в особом порядке. Этот порядок определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Следует отметить, что к актам законодательства относятся федеральные законы по налогам и сборам, законы о налогах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах (ст. 1 НК РФ). В то же время, установленный ст. 5 НК РФ порядок вступления в силу распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).
Общее правило
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ). Это правило распространяется и на акты законодательства о страховых взносах (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Акт законодательства по налогу на прибыль организаций опубликован 10 ноября.
Так как налоговый период по налогу на прибыль 1 календарный год, акт законодательства вступает в силу по истечении одного месяца с 10 ноября, но не ранее 1 января следующего года.
Акт законодательства по налогу на прибыль опубликован 20 декабря.
Так как налоговый период по налогу на прибыль 1 календарный год, акт законодательства вступает в силу по истечении одного месяца с 20 декабря, но не ранее 1 января следующего года.
Соответственно, дата вступления в силу акта законодательства – 21 января следующего года*.
* относительно этой ситуации существует позиция, что нормативный акт вступает в силу не с 21 января следующего года, а с 1 января года, следующего за следующим годом. Эта позиция была выражена в п. 3 ныне отмененного Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: «При решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.»
На правомерность такого подхода сослался Конституционный суд РФ в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П: «Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в более благоприятном для налогоплательщиков смысле, в том числе с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении Пленума от 28 февраля 2001 года N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал: при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3).»
Эта позиция выражена в ряде судебных решений, например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.09.2013 N Ф03-4115/2013 по делу N А51-30436/2012.
Акт законодательства по налогу на прибыль опубликован 5 января.
Так как налоговый период по налогу на прибыль 1 календарный год, акт законодательства вступает в силу по истечении одного месяца с 5 января, но не ранее 1 января следующего года.
Соответственно, дата вступления в силу акта законодательства – 1 января следующего года.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Такое же правило установлено и для акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов (абз. 3 п. 1 ст. 5 — введен с 01.01.2017 федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ):
«Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей»
Введение новых налогов и сборов
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Ограничения на обратную силу нормативных актов
Нормативные акты могут иметь обратную силу – то есть их действие может распространяться на прошедшие периоды. НК РФ устанавливает правила на обратную силу актов законодательства по налогам и сборам:
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Акты законодательства о налогах и сборах, «, плательщиков страховых взносов устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ).
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (р. 4 ст. 5 НК РФ).
В последних двух случаях акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Опубликование актов законодательства
Дата вступления актов законодательства зависит от дня их официального опубликования. Для федеральных законов порядок их опубликования определен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Статья 4 Закона определяет, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Как правило, наиболее ранняя публикация производится на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Для законов субъектов Российской Федерации порядок их опубликования определяется законом каждого из субъектов РФ. Обычно эти законы также публикуются на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). На это указывает ст. 9.1. Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ.
Применение правил ст. 5 НК РФ к актам органов исполнительной власти и Правительства РФ
Статья 5 НК РФ регулирует порядок вступления в силу актов законодательства о налогах. Эти же правила распространяются и на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ). Причем, на акты Правительства РФ эти правила были распространены изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
К примеру, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 утверждены Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Изменения в этот документ (например, в части изменения книги покупок или книги продаж) вступают в силу в соответствии со ст. 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В то же время, существуют нормативные акты органов исполнительной власти, связанные с налогообложением, но прямо в законодательство по налогам и сборам не включаемым (например, о порядке определения кадастровой стоимости земли, недвижимости). Распространяются ли рассмотренные выше правила статьи 5 НК РФ на такие нормативные акты?
Этот вопрос был предметом расмотрения Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина».
Рассматривая вопрос о порядке вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, КС РФ отметил, что нормы ст. 5 НК РФ распространяются и на нормативные правовые акты органов исполнительной власти, имеющие отношение к налогообложению.
Декларации и расчеты по налогам
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», установлены особые правила вступления в силу нормативных актов, связанных с установлением и изменением форм налоговых деклараций и расчетов. Эти изменения вступили в силу с 1 июня 2016 года. Суть правил:
«Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.»
Пример из судебно практики
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.07.2016 № Ф10-2363/2016 по делу № А35-3276/2015
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость, которую применил для расчета налогоплательщик, установлена постановлением от 27.12.2012, следовательно, месячный срок истек 27.01.2013. При этом в самом тексте постановления отсутствует указание на то, что данный нормативный акт имеет обратную силу и распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013. Суд пришел к выводу, что в спорном налоговом периоде (2013 г.) для целей налогообложения действовало более ранее постановление, в связи с чем налоговый орган правомерно доначислил земельный налог.
Если договор заключен до даты вступления в силу нормативного акта по налогам и сборам, то применяются ли изменения к такому договору?
В общем случае, дата договора не играет никакой роли в определении налоговых последствий. Положения нормативного акта распространяются на налоговую базу, которая возникает с даты его вступления в силу и не важно когда был заключен договор (до изменений или после). Так, если договор заключен в текущем году, а изменения вступают в силу с 1 января следующего года, то налоговая база (например, доходы) по такому договору с 1 января будет облагаться налогом по новым правилам, а до 1 января по старым правилам.
Пример
Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ отменил с 01.01.2015 нормирование расходов на проценты по полученным займам. На вопрос о том, применяются ли новые правила к процентам по займам, полученным до 01.01.2015 Минфин РФ ответил (Письмо Минфина РФ от 13 января 2015 г. N 03-03-06/1/69460):
«Каких-либо переходных положений Федеральный закон N 420-ФЗ не содержит. В связи с этим считаем, что к долговым обязательствам, возникшим до 2015 года, с 2015 года при учете для целей налогообложения расходов в виде процентов необходимо применять вышеуказанный порядок, установленный Федеральным законом N 420-ФЗ.»
Аналогичные выводы в Письме Минфина РФ № 03-01-10/5222 от 03.02.2016.
Особый случай, если закон, который внес изменения, устанавливает особые правила вступления в силу таких изменений. Тогда применяются такие правила.
Федеральный закон от 08.03.2015 N 32-ФЗ устанавливает особые правила налогообложения в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года (ст. 2).
taxslov.ru
Статья 5 НК РФ. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;
2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.
5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Комментарии к ст. 5 НК РФ
Положения статьи 5 НК РФ несут важную роль, предоставляя компетентным органам право изменять нормативные правовые акты о налогах и сборах и одновременно обеспечивая гарантии налогоплательщиков на соответствующее Конституции РФ изменение налогового бремени.
При применении данной статьи следует принимать во внимание Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания», Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П, а также Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4.
rulaws.ru
Одним из немаловажных вопросов, заслуживающих отдельного внимания, является определение действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, в том числе определение даты вступления в силу акта, регулирующего налоговые отношения.
При определении действия нормативных правовых актов законодательства о налогах и сборах, отдельных положений НК РФ следует ориентироваться на положения ст. 5 НК РФ.
Рассмотрим шесть основных требований, которые необходимо знать бухгалтеру:
1) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Как указал Конституционный Суд РФ, акт законодательства о налогах вступает в силу, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его опубликования (Определение от 8 апреля 2003 г. N 159-О). Также Конституционный Суд РФ в Определении от 17 ноября 2011 г. N 1571-О-О отметил, что «по крайней мере» не означает необязательность соблюдения иных условий вступления такого акта в силу. Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел в более благоприятную для налогоплательщиков сторону.
Следует обратить внимание на п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 о применении части первой НК РФ, в котором разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
По общим правилам, установленным ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
В настоящее время по порядку опубликования действует Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Таким образом, срок на вступление в силу акта законодательства о налогах начинает исчисляться только с даты официального опубликования;
2) акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
3) федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;
4) акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2012 г. по делу N А56-39759/2011 указано, что налоговый орган неправомерно применил введенную позднее отягчающую размер ответственности санкцию за прежние налоговые периоды, тем самым придав новой редакции ст. 119 НК РФ, отягчающей ответственность за совершенные налогоплательщиком противоправные виновные действия, обратную силу;
5) акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;
6) акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Под обратной силой акта понимается распространение его действия до момента вступления его в силу.
Так, например, Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» установлен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанный порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций данных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Таким образом, ст. 5 НК РФ установлен порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Данные положения призваны обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
www.pnalog.ru