ЕНВД — грузоперевозки и транспортные услуги

ЕНВД — грузоперевозки

Похожие публикации

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузоперевозками или оказывающих транспортные услуги, считается наиболее удобным выбор специального режима налогообложения. Это не что иное, как возможность уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход (ЕНВД), заменяющего собой ряд начислений. Все возникающие вопросы регулируются в соответствующих статьях главы 26.3 НК РФ. Начиная с 2013 года ЕНВД перешел из статуса обязательного в добровольный – предприниматели самостоятельно могут перейти на этот режим налогообложения. Отчет по ЕНВД — ежеквартальный.

Использование ЕНВД освобождает организации и ИП от уплаты:

  • НДФЛ или налога на прибыль для организаций;
  • Налога на имущество (за рядом исключений);
  • налога на добавленную стоимость (НДС).

При определении величины ЕНВД в 2016 году для ИП, грузоперевозки и транспортные услуги стоят в одном ряду. Тот же порядок действует и в отношении организаций. Это значит, что расчет месячного размера налога идет по единой формуле: ЕНВД = БД x ФП x К1 x К2 x 15%, где

БД – базовая доходность (определяется в соответствии с видом деятельности в п. 3 ст. 346.29 НК РФ);

ФП – физический показатель (для грузоперевозок и транспортных услуг это количество задействованных автомобилей);

К1 – стандартный коэффициент-дефлятор, независящий от вида предпринимательской деятельности и территориальности и вводимый ежегодно приказом Министерства экономического развития РФ (К1 = 1,798 на 2016 г.);

К2 – вариативный региональный коэффициент, устанавливаемый решениями представительных региональных органов власти;

15% – ставка налога ЕНВД (ст. 346.31 НК РФ).

Тут надо учитывать ряд изменений по налогу, которые были приняты в прошлом году. В частности, Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ регионам и муниципалитетам дали право снижать до 7,5% ставку ЕНВД. Транспортные услуги в 2016 году в отдельных регионах тоже получили льготу (например, грузоперевозки в Курске, где ставка снижена до 14%). Также в соответствии с приказом от 22.12.2015 ФНС России № ММВ-7-31590@ изменилась форма декларации по ЕНВД.

ЕНВД при оказании транспортных услуг

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст.346.26 НК РФ, чтобы иметь право перейти на ЕНВД, транспортные услуги 2016 года по перевозке пассажиров должны обеспечиваться не более чем 20 автомобилями или автобусами. При осуществлении ИП одновременно пассажирских и грузовых перевозок исчисление налога ведется с учетом каждого вида деятельности отдельно с последующим суммированием результата. Не допускается применение ЕНВД при превышении численности наемных работников свыше 100 человек. Кроме этого, доля участия сторонней фирмы в уставном капитале организации, занимающейся оказанием транспортных услуг, не должна превышать 25% (исключение составляют организации инвалидов и потребительской кооперации).

Пример расчета ЕНВД при оказании транспортных услуг

ИП оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров в г. Курск, имея в наличии три автобуса на 36 посадочных мест каждый.

1.БД = 1500 р. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);

2.ФП = 108 (количество посадочных мест – у нас 3 автобуса по 36 посадочных мест каждый).

4.К2 = 0,2 (Решение Курского городского Собрания от 25.11.2005 № 171-3-РС).

5.15% — ставка ЕНВД для пассажирских перевозок по Курской области (Решение Курского городского собрания от 16.02.2016 № 158-5-РС).

Вмененный доход (ВД) = 1500 руб. x 1,798 x 0,2 x 108 = 58 255,2 руб. в месяц. Сумма ЕНВД составит 8738 руб. (58 255,2 х 15%) в месяц и 26 215 руб. (8738 х 3) за квартал.

А вот у грузоперевозок под ФП будет приниматься единица транспортного средства.

Пример расчета ЕНВД. Грузоперевозки

Организация, зарегистрированная в Курске, занимается грузоперевозками, имеет в собственности семь грузовых автомобилей и три арендует. Рассчитаем ЕНВД. Грузоперевозки осуществляются и арендованными автомобилями, которые необходимо учитывать при определении ФП. В случае с грузоперевозками, под ФП понимается количество транспорта, используемого для этих целей. Решением Курского городского собрания от 16.02.2016 № 158-5-РС для грузоперевозок снижена ставка налога, ЕНВД уплачивается по ставке 14%.

Вводим исходные данные:

5.14% — ставка ЕНВД для грузоперевозок в Курске.

ВД = 6000 руб. x 1,798 x 1 х 10 = 107 880 руб. в месяц. Сумма налога равна 15 103 руб. (107 880 руб. х 14%). Итого ЕНВД за квартал составит 45 310 руб. (15 103 руб. х 3 мес).

spmag.ru

Какие новшества для транспортной сферы приготовил наступивший год?

Ну, что ж… Наступил-таки новый год, а с ним, как водится, и кое-какие изменения. Инициатива законодателей, естественно, не обошла стороной и сферу грузоперевозок. Какие-то нововведения вступили в силу вместе с боем курантов (то бишь с 1-го января), какие-то возымеют свое официальное действие чуть позже (но тоже в течение ближайших 12 месяцев), а какие-то все еще продолжают находиться в подвешенном состоянии (на рассмотрении Государственной Думы и Правительства, значится) и, может (а вдруг?!), успеют быть принятыми именно в этом году…

Мы постарались «законспектировать» наиболее важные изменения наступившего года, которые тем или иным образом затрагивают сферу автомобильных грузоперевозок.

Налог на движимое имущество

Не успели транспортные (и остальные, обладающие движимым имуществом) компании привыкнуть к нулевой ставке по этому налогу, как региональные бюджеты настолько поиздержались, что появилась необходимость найти хоть какой-то источник для их пополнения. Впрочем, ничего нового придумывать не стали: решили, что пять лет — достаточный срок для того, чтобы как следует модернизироваться (а ставку по налогу обнулили аккурат с 1-го января 2013-го года), а значит, можно опять взимать плату за возможность иметь в своем распоряжении автомобили, оборудование и прочую «роскошь».

Бизнес, конечно, возмущался, писал письма, проводил встречи, просил не возвращать налог на движимое имущество (…), но суммарный долг регионов размером в два триллиона рублей перевесил все разумные доводы.

Единственное, Государственная Дума, принимая поправки в Налоговое законодательство, несколько ограничила прыть местных правительств и на этот год снизила максимальную ставку по налогу, установив ее в пределах 1,1%. (В следующем, по планам, она должна уже вырасти до 2,2%.)

Дополнительно законодатели также подчеркнули, что для «инновационного высокоэффективного оборудования» можно вводить специальные льготы.

В общем, если тогда, в 2012-м, федеральная власть своей волей лишила регионы части доходов (то есть для всей страны установила одинаковую ставку, равняющуюся нулю), то с этого года инициатива в отношении налога на движимое имущество снова отдана регионам. Это они теперь решают: возобновлять ли налог и какую ставку (разумеется, в дозволенных пределах) для него назначать.

И с 1-го января их решения вступили в силу…

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что не все регионы забыли об интересах бизнеса. Если Татарстан и Забайкалье, например, воспользовались предоставленной им возможностью и «зарядили» максимальную ставку по налогу, то Пензенская, Тульская и Тюменская области снизили ее вдвое (до 0,55%), а Московская и Нижегородская и вовсе оставили в размере 0%.

При этом некоторые регионы даже проявили фантазию. Так, Санкт-Петербург освободил от уплаты налога движимое имущество младше трех лет, а в Челябинской области разработали целую градацию льгот: по нулевой налоговой ставке могут работать организации, осуществляющие на территории области мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, субъекты малого и среднего предпринимательства, лизинговые компании, по пониженной — компании, работающие в сфере железнодорожных перевозок. Кстати, это значит, что большая часть автоперевозчиков в этом регионе (как представители малого и среднего бизнеса) могут рассчитывать на фактическое отсутствие налога на движимое имущество.

Акцизы на топливо

По этой «статье» перевозчиков тоже ждет рост расходов. С 1-го января с принятием в силу поправок в налоговое законодательство повысились акцизы на бензин 5-го класса и дизельное топливо.

Так, на бензин 5-го класса акцизы поднялись на 10,7% и составляют теперь 11 213 рублей за тонну. До такой же отметки, в 11 213 рублей за тонну, выросли и акцизы на дизельное топливо.

Что примечательно, этот рост не последний в наступившем году: с 1-го июля акцизы на бензин 5-го класса и дизельное топливо снова устремятся вверх и остановятся на уровне в 11 892 рубля за тонну.

Эксперты отмечают, что таким образом цены на бензин в 2018-м году могут перешагнуть отметку в 50 рублей. А инициативу законодателей, кстати, объясняют необходимостью «подпитать» дорожный фонд, которому явно не хватает средств для строительства трассы «Таврида» в Крыму и «Приморского кольца» в Калининградской области.

Впрочем, перевозчики, которые не в последнюю очередь почувствуют на себе действие такой законодательной инициативы, на самом деле не против повышения акцизов на топливо. Но лишь при условии, что вместе с его ростом отменят транспортный налог (и прочие дорожные сборы в виде «Платона»), а вырученные средства целиком направят на строительство и ремонт дорог. Причем не только в регионах-«вывесках», а по всей территории России.

Однако пока единственное, что выполняется из перечисленного, так это повышение акцизов на топливо…

Транспортный налог

Нет, отменять его не собираются!

Однако некоторую часть долга с тех, кто бойкотировал данные выплаты, все-таки спишут. Правда, амнистия по транспортному налогу затронет только физические лица (впрочем, в России как минимум четверть грузовых автомобилей принадлежит именно им).

Амнистия, стоит подчеркнуть, коснется не всего, а только части долга: все, что «накоплено» (вместе с пеней) до 1-го января 2015-го года, с 1-го января 2018-го года обнуляется. То есть в этом году «счет» могут выставить только за периоды 2015-го, 2016-го и 2017-го годов.

Кстати, предвыборная амнистия, по данным РБК, с 1-го января обнуляет задолженности и по другим налогам, в том числе для ИП (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенного НДС).

Есть большая вероятность, что ныне действующий и считающийся льготным тариф в размере 1,90 рублей за километр в нынешнем году все-таки вырастет. И потому, что изначально, повышая его с 15-го апреля прошлого года с 1,53 до 1,90 рублей за километр (вместо положенного полного размера в 3,73 рублей за километр), отмечали, что послабление будет действовать только до 1-го июля 2018-го года. И потому, что при формировании бюджета на этот год поднимали вопрос индексации тарифа.

Впрочем, вряд ли перевозчиков захотят перед выборами лишний раз тревожить. Если тариф и проиндексируют, то соответствующее постановление правительство выпустит только где-нибудь в апреле. Кстати, как раз успеют к 1-му числу июля установить новый размер дорожного сбора. Предполагается, правда, что он составит не 3,73, а 2,15 рублей за километр.

Что еще касается «Платона», то напомним, что 19-го октября 2017-го года в Государственную Думу Правительством РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам».

Он предполагает увеличение штрафов за бесплатный (то есть без внесения соответствующей платы в систему «Платон») проезд по федеральным дорогам в четыре раза — с 5 000 до 20 000 рублей. И вместе с тем увеличение до шести месяцев срока давности для привлечения к административной ответственности тех, кто нарушил законодательство о движении тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств.

Правда, пока о точной дате принятия законопроекта говорить не приходится — на данный момент он только рассмотрен Советом Государственной Думы и находится на этапе подготовки к первому чтению.

Утилизационный сбор

Его тоже хотят проиндексировать. На 15 процентов. По крайней мере, именно такое повышение ставок было заложено в проект бюджета на 2018-2020-й годы.

Однако в середине декабря «Коммерсанту» стало известно, что Министерство промышленности и торговли ужесточило проект увеличения ставок утилизационного сбора. По сведениям издания, документ уже поступил на рассмотрение в Правительство. Он предполагает, что в 2018-м году индексация в грузовом сегменте составит 15-40% (на легковые машины, кстати, 87-125%).

Впрочем, пока (на момент написания этого текста) судьба документа, равно как и самого утилизационного сбора, официально не подтверждена. Может, не решаются все-таки настолько «удорожить» автомобили (тем более что российским автопроизводителям компенсация идет из федерального кармана).

Как бы там ни было, но в этом году, скорее всего, утилизационный сбор все же вырастет. Пусть и не с первого января.

Весогабаритный контроль

В этом году может, наконец-то, произойти то, чего перевозчики требуют и о чем просят на протяжении уже не одного месяца. А именно: на законодательном уровне урегулируют порядок проведения автоматизированного весогабаритного контроля.

По крайней мере, в сентябре прошлого года сообщалось, что Министерство транспорта подготовило законопроект о внесении изменений в статьи №16 и №19 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В начале этого года он должен поступить на рассмотрение Государственной Думы. И если никаких крупных разногласий его «чтение» не вызовет, есть надежда, что долгожданные изменения могут вступить в силу уже в течение этого года.

Законопроект, во-первых, важен тем, что в настоящее время порядок проведения автоматизированного контроля нигде не прописан, в то время как штрафы за превышение допустимой массы, выписываемые в результате такого контроля, поступают перевозчикам в «предельно полном количестве». А во-вторых, тем, что действительно учитывает пожелания участников рынка грузоперевозок.

Так, на дорогах должна быть внедрена система оповещения водителей: световые табло будут информировать о результатах замеров транспортного средства (при нынешнем положении вещей водители могут преодолеть всю Россию вдоль и поперек, проехать через несколько рамок и, только получив несколько штрафов за одну поездку, узнать, что ехали с перегрузом). Водителей также будут информировать о расположенных неподалеку от рамок контроля специальных площадках, где они могут провести взвешивание и устранить выявленные нарушения (то есть, как можно полагать, планируется еще и обустройство таких площадок в достаточном количестве).

Законопроект, кроме того, предусматривает единые требования для автоматизированных систем весогабаритного контроля: правила организации работы пунктов контроля, порядок размещения рамок, перечень проводимых измерений с показателями точности.

Что не менее примечательно, так это желание разработчиков законодательных изменений дифференцировать штрафы в зависимости от степени превышения разрешенных значений массы и габаритов и исключить «штрафную» ответственность в тех случаях, когда нагрузка на оси превысила допустимую менее чем на 10 процентов, а по габаритам — менее чем на пять.

Впрочем, радоваться перевозчикам еще рановато: законопроект, повторимся, даже не попал пока на глаза депутатам. Примут ли они его и в каком виде. Остается надеяться, что об этом мы узнаем именно в этом году, а не в 2020-м, когда автоматизированная система весогабаритного контроля должна заработать в России в полную силу…

Электронные ПТС

С 1-го июля 2018-го года должны перестать оформлять паспорта транспортных средств на бумаге. По крайней мере, год назад называлась именно такая дата окончательного перехода к электронным ПТС.

Напомним: решение о введении электронной формы ПТС на всей территории Евразийского экономического союза было принято 17-го августа 2016-го года. Предполагалось, что отказ от бумаги в этом вопросе произойдет еще в июле прошлого года. И хотя к этому сроку российская система технически была готова к эксплуатации, к ее внедрению оказались морально не готовы отечественные дилеры. Вместе с ними, кстати, несколько отстали от временных рамок разработчики аналогичных систем в других странах ЕАЭС, а также законодатели.

Однако в этом году бумажные ПТС все-таки уже должны уйти в небытие.

Впрочем, не совсем… Просто с 1-го июля паспорта транспортных средств начнут оформлять только в электронном виде, бумажные же паспорта, выданные ранее этого срока, все равно останутся действующими.

То есть, иными словами, не надо нервничать и пытаться уже сейчас каким-то образом забронировать себе очередь на замену документа. Замена ПТС — дело сугубо добровольное: даже при продаже автомобиля его владелец, как уверяют в МВД, не обязан обзаводиться электронным паспортом. В то же время, если он проявит готовность, препятствовать его желанию точно никто не станет: стоимость услуги по выдаче современного документа обойдется дешевле, чем выдача ПТС на бумаге, и составит 600 рублей.

Правда, тем, кто станет обладателем электронного ПТС, придется смириться с тем фактом, что отныне этот документ содержит не только ФИО автовладельца и хранит в себе не только информацию о технических и прочих характеристиках автомобиля. Он также собирает сведения о ДТП, страховании и страховых случаях, прохождении технического осмотра и прочее из того, что иногда хотелось бы скрыть от патруля ГИБДД.

Новый полис ОСАГО

С 1-го января этого года автолюбителей и автопрофессионалов начинают приобщать еще к одной технологии — «умному» полису ОСАГО. Новая форма полиса отныне содержит в верхнем правом углу особый QR-код. Благодаря этому коду на сайте Российского союза автостраховщиков можно «добыть» такие сведения, как: наименование страховщика; серия, номер и дата выдачи страхового полиса; срок действия договора обязательного страхования; марка, модель автомобиля, его идентификационный номер и государственный регистрационный знак, а также узнать, кто является собственником и страхователем транспортного средства и кто допущен к его управлению.

Кроме того, QR-код выдает расчет размера страховой премии и отражает класс, присвоенный каждому водителю, допущенному к управлению этим транспортным средством.

Правда, на данный момент специальный код содержат только бумажные полисы ОСАГО — на распечатках электронных версий он еще не предусмотрен. При этом старая форма полиса ОСАГО (без QR-кода) останется действующей до 1-го июля этого года.

Как отмечают эксперты Российского союза автостраховщиков, главная цель новшества — усложнить жизнь мошенникам и сделать невозможной подделку страхового полиса.

И последнее, но не менее важное

С 1-го января те, кто осуществляют международные грузоперевозки и ведет внешнеэкономическую деятельность, руководствуются положениями нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

trans.ru

Закон по грузоперевозкам с 15 ноября

Личные собственники встанут в один ряд с транспортными компаниями. Им теперь придется оборудовать свой транспорт приборами контроля труда и отдыха водителя. Так называемыми тахографами. И это — только начало перемен.

За последние несколько лет грузовой и автобусный транспорт вдруг стал в большом количестве переходить в частный сектор. И тут же превратился в серьезную проблему на дорогах. Увеличилось количество аварий с такими автобусами и грузовиками. Как правило, аварии с очень тяжелыми последствиями. Ведь когда в ДТП попадет несколько легковушек, то пострадавших — единицы. Когда автобус — десятки. А если автобус перевозил детей?

Примерно та же ситуация и с грузовиками. Когда грузовик случайно заденет на дороге другой автомобиль — это легкая авария. Но перегруженные грузовики имеют тенденцию сносить все на своем пути. И количество жертв таких ДТП растет.

Дело в том, что транспортные компании должны контролировать свой транспорт и своих водителей. Проверять техническое состояние машин перед выпуском на линию, а также проводить медконтроль водителя как предрейсовый, так и послерейсовый.

Частный собственник, если он не индивидуальный предприниматель или не юридическое лицо, отвечает за любое нарушение штрафом от 500 до 5 тысяч рублей. А индивидуальные предприниматели и юридические лица наказываются штрафами от 25 до 250 тысяч рублей за те же нарушения.

Именно по этой причине многие транспортные предприятия предпочитают пользоваться услугами частных автовладельцев. Ведь в этом случае им не нужно вкладывать деньги в контроль за транспортным средством, а также водителем. А если что случится, то штраф, который выпишут водителю, будет в разы меньше, чем тот, который наложили бы на фирму.

Поэтому правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в закон о безопасности дорожного движения, который устанавливает для частных автовладельцев те же требования, что и для компаний и фирм, а также частных предпринимателей.

Если проект будет принят и вступит в силу, то частным автовладельцам — физическим лицам — придется обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Это подразумевает под собой проверку техники перед каждым выпуском на линию. На них также ляжет обязанность обеспечивать соблюдение правил безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Впрочем, это только лишь предположения. У частников, согласно этому документу, появится требование проходить техосмотр в установленные периоды — раз в полгода. Пока поправки в закон не обязывают водителей собственного транспорта проходить предрейсовый медицинский контроль. Но это дело отдано на откуп правительству.

Но в обязательном порядке частным владельцам придется оснастить свой транспорт тахографами. Таким образом на частников будет наложен контроль по соблюдению труда и отдыха водителей. Ведь не всегда за рулем сидит именно собственник транспорта. Может быть, и нанятый водитель. Но отвечать за соблюдение режима труда и отдыха должен и собственник. Даже если это частный собственник.

Полномочия на установление соответствующих норм предлагается закрепить за правительством, говорится в пояснительной записке к документу. В связи с этим потребуется внесение изменений в Правила дорожного движения в части установления норм времени непрерывного управления автобусом или грузовым автомобилем и перерывов в таком управлении. То есть сколько водитель максимум может находиться за рулем и сколько после этого отдыхать.

Благодаря этому восстановится не только принцип справедливости, но и повысится безопасность, считают авторы проекта.

Для тех, кто погиб или получил ранения, нет разницы в том, какое лицо было виновато в этом — физическое или юридическое. А поэтому и отвечать они должны на равных условиях.

Предполагается, что в Госдуме он будет рассмотрен 24 ноября.

cargolink.ru

Первые последствия ужесточения правил грузоперевозок

Грузоперевозчики бастуют, производители стройматериалов останавливают заводы, строительство дорожает и замедляется. Таковы первые последствия новых правил перевозки грузов и введения платы за проезд грузовиков.

Вчера российские грузоперевозчики провели предупредительную акцию протеста против изменения законодательства о грузоперевозках. Однако взимание платы за проезд по федеральным трассам и ужесточение контроля за весовыми параметрами грузовых автомобилей изменили жизнь не только перевозчиков, но и множества их клиентов.

Из–за резкого ужесточения надзора за весом грузовиков основные стройматериалы подорожали на 10–40%, а себестоимость строительства дорог выросла на 20–30%. Смольный уже пересматривает сметы по запланированным бюджетным стройкам, а подрядчики требуют увеличить финансирование строящихся проектов.

С 15 ноября в России заработает автоматизированная система взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 т — «Платон». Перевозчики утверждают, что инфраструктура для этого нововведения не готова, и угрожают перекрыть дороги в ночь на 15–е, если правительство РФ не отложит запуск этой системы. Некоторые заказчики уже столкнулись с отказами поставщиков отгружать продукцию.

Кумулятивный эффект

Последний раз «ДП» писал о беспокойстве перевозчиков и производителей стройматериалов, связанном с ужесточением требований по допустимой нагрузке на ось, в августе. Участники рынка уже тогда прогнозировали удорожание поставок стройматериалов на 100% и связанный с этим рост стоимости самих материалов.

Эти опасения оправдались, а в ряде случаев реальность даже превзошла самые пессимистичные ожидания. Теперь перевозчикам приходится загружать в транспорт в 2–3 раза меньше грузов, чем до нововведений (на 35–54% от номинальной грузоподъемности автомобилей). Это привело к увеличению стоимости доставки — как за счет роста тарифов (в 2–3 раза), так и за счет увеличения количества рейсов. В результате подскочили и цены на перевозимые товары.

По оценкам исследовательской компании «Решение», песок уже подорожал в среднем на 38%, а до конца года его цена может подняться еще на 13%.

«Доля транспортных расходов в стоимости стройматериалов — 35–50%. А они, в свою очередь, составляют 75% стоимости строительства. В итоге сметы на реконструкцию и прокладку дорог возросли на 20–30%», — говорит глава ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов.

По его мнению, зная о грядущих изменениях в законодательстве, чиновники должны были просчитать это увеличение, заложить в сметы и пройти Главгосэкспертизу. Однако они этого не сделали, и теперь комитету по развитию транспортной инфраструктуры Смольного приходится переносить даты объявления конкурсов по выбору подрядчиков на дорожные стройки, спешно корректируя сметы.

Сложнее изменить сметы по уже действующим проектам. Закон о госзаказе позволяет подрядчикам увеличить цену контракта на 10%. Частично это может помочь строителям, но нет четкого механизма, как произвести эти корректировки, сетуют подрядчики.

Холостой пробег

Предприниматели, обновившие свои автопарки и закупившие большегрузные автомобили, говорят, что теперь не смогут окупить эти инвестиции.

«Мы не можем впустую гонять заполненные на треть машины. Если бы знали, что будут введены серьезные ограничения по нагрузке на ось, то купили бы машины меньшей грузоподъемности. Получается, что подрядчики вложились в увеличение автопарка, заплатили многомиллионные таможенные пошлины, государство приняло деньги, зарегистрировало автотранспорт. А теперь оно нам говорит: вы этим транспортом пользоваться не можете», — возмущается один из предпринимателей.

«Федеральные законодатели думают, что мы песок на Дворцовой добываем. Почему перевозчики возили материалы с перегрузом и на крупнотоннажных автомобилях? Да потому, что плечо доставки очень большое. Только увеличив загрузку, можно оправдать затраты на транспортировку», — добавляет руководитель компании–грузоперевозчика.

Взялись — выполняйте

Транспортные проблемы обострили и без того сложную ситуацию на рынке стройматериалов, спрос на которые упал из–за кризиса и приостановки многих строительных проектов. У производителей начались серьезные сложности со сбытом продукции, некоторым приходится сворачивать деятельность.

Так, на днях «ДП» писал об остановке производства ОАО «Петрокерамика» — одного из последних конкурентов «Группы ЛСР» на рынке керамического кирпича.

«Петрокерамика» возила глину из карьера, находящегося в 30 км от производства. После вступления в силу весовых ограничений транспортные расходы выросли вдвое. Адекватно повысить цены в условиях падения спроса предприятие не смогло, и рентабельность производства ушла в минус.

Это не последняя остановка производства, предупреждают эксперты. В начале ноября производители на встрече с чиновниками Смольного и бизнес–омбудсменом Александром Абросимовым жаловались на убытки по госконтрактам. По их словам, из–за резкого роста цен на стройматериалы некоторые компании не смогут выполнить контракты в срок.

«Ответ чиновников меня обескуражил: раз взялись за контракты — выполняйте. А если обанкротитесь, проведем тендер по новым условиям», — цитирует присутствовавший на этой встрече Андрей Мукосеев, гендиректор компании «Пилигрим» (производство бетона).

По мнению бизнесменов, часть грузов перераспределится с автомобильного транспорта на железнодорожный. Однако не для всех это возможно. Например, товарный бетон перевозится только грузовиками. Да и не у всех предприятий поблизости есть железнодорожные пути. «Производители щебня и песка, удаленные от железнодорожных артерий, скорее всего, закроются», — считает Мукосеев.

«Для нас все это настолько серьезный негатив, что все последствия мы пока даже не можем до конца оценить. Поскольку в результате реформы РЖД практически перестали работать, мы возим продукцию на машинах», — говорит председатель совета директоров птицефабрики «Синявинская» Никита Мельников:

Пошел навстречу перевозчикам

Грузовладельцы уже начали сталкиваться с проблемой отправки товара: некоторые транспортные компании отказываются принимать заказы на перевозку после 15 ноября, когда начнет работать система «Платон». «Нам пока приборы не выдали. Если до конца недели их не получим, то не сможем ездить после 15 ноября. Мы уже соглашаемся везти товар не дальше Москвы, чтобы грузовик вернулся домой до 15 ноября. Надеемся, что завтра или послезавтра получим бортовые устройства», — говорит Артем Баршай, гендиректор ЗАО «Союзхимтранс–Авто».

По мнению управляющего » ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад» Василия Кострицы, грядущее введение платы за проезд грузового транспорта по региональным и муниципальным дорогам может вызвать очередной виток роста цен. Стоимость перевозки груза в результате введения платы за дороги, по оценкам транспортников, возрастет на 10–20%.

Впрочем, вчера Минтранс под давлением транспортников, грозящих перекрыть федеральные трассы, пошел на попятную: за неоплату проезда будут штрафовать не всех перевозчиков, а только тех, чьи автомобили курсируют по Московской области. В связи с чем петербургские бизнесмены вздохнули с облегчением и надеются на отмену «Платона».

m.dp.ru