Налив нефтепродуктов

Слив и налив нефтепродуктов – это очень небезопасное дело, поэтому требования ко всем установкам, которые производят налив нефтепродуктов достаточно жесткие. Особенно высокие требования предъявляются к такому оборудованию, с точки зрения пожарной безопасности. Каждая установка, совершающая налив нефтепродуктов, всегда должна иметь функцию автоматического отключения, как только емкость (автоцистерна и др.) будет заполнена. Это в полной мере касается любого места, где производится процедура слива или налива нефтяных продуктов. Так, например, если налив нефтепродуктов производится на причалах, то, мало того, что сами причалы должны быть произведены из несгораемых материалов (это же, в полной мере касается и пирсов), но и быть достаточно широкими, для того, чтобы обеспечить прокладку всех необходимых трубопроводов. Кроме этого, на них должен быть обустроен удобный проезд, шириной не менее 3,5 метров для беспрепятственного подъезда пожарной автомобильной техники. Так же, следует учитывать и тот факт, что если налив нефтепродуктов производится на речных причалах, то расстояние между такими причалами не должно быть менее 300 метров.

Если говорить о наливе нефтепродуктов с применением железнодорожных цистерн, то подача и выведение таких емкостей для того, чтобы осуществить налив нефтепродуктов, либо их слив, должна производиться наиболее плавно, без рывков и толчков. Так же, стоит обратить внимание и на то, что на территории, где установлены устройства, предназначенные для слива и налива нефтяных продуктов, для торможения железнодорожных цистерн нельзя применять металлические башмаки. С этой целью необходимо применение специальных деревянных подкладок.

Не менее жесткие требования предъявляются и к автомобильным цистернам. Так, автомобиль, перевозящий нефтепродукты, перед тем, как произвести налив нефтепродуктов в цистерну, должен быть осмотрен на предмет заземления и всех необходимых приспособлений, предназначенных для пожаротушения.

Слив, либо налив нефтепродуктов должен осуществляться с помощью специально предназначенных для этой цели установок, насосов, стояков налива, которые в широком ассортименте предоставляет наша фирма. Именно эти приспособления слива-налива нефтяной продукции обеспечивают наибольшую пожаробезопасность и наименьший ущерб окружающей среде. Так же, необходимо отметить, что агрегаты, предназначенные для осуществления слива и налива, просто незаменимы не только для налива светлых нефтепродуктов, но и для слива, либо налива загрязненных вязких остатков от нефтепродуктов, которые неизбежно образуются в цистернах, резервуарах и других емкостях. Кроме того, специальные устройства, при помощи которых осуществляется слив и налив нефтепродуктов, с успехом справятся с задачей налива/слива загрязненных вод, в которых может быть высокое содержание кварцевого песка, либо всевозможных волокнистых составляющих. Весь ассортимент и документацию вы можете увидеть у нас на сайте.

С точки зрения пожарной безопасности, все устройства, благодаря которым производится налив нефтепродуктов (а так же их слив), должны проходить регулярный технический осмотр и предупредительный плановый ремонт. Если в процессе этих мероприятий обнаруживаются какие-либо неполадки и утечки, то они должны быть незамедлительно устранены. Если устранение не представляется возможным, вышедшие из строя элементы отключают.

Эвакуационные и рабочие ступени эстакад, которые предназначены для т ого, чтобы проводить слив и налив нефтепродуктов, всегда должны содержаться в полной исправности. Площадки, с установленными на них сооружениями слива/налива нефтепродуктов, должны быть оборудованы специальными стоками на случай аварии и пролива, которые, в свою очередь, должны соединяться со сборником или специальным аварийным резервуаром при помощи отводных лотков или каналов.

Продолжать разговор о системе безопасности во время такой процедуры, как слив или налив нефтепродуктов, можно бесконечно долго, и ни для кого не станет откровением, что соблюсти абсолютно все правила пожарной безопасности, чаще всего, не представляется возможным. Чего только стоит указание о том, что нельзя производить ремонтные работы во время слива и налива нефтепродуктов, кроме «исключений», которые вы обязаны всякий раз согласовывать с пожарной охраной. Многие положения в документах, которые регламентируют правила пожарной безопасности, являются, мягко говоря, спорными. И не вызывает сомнений тот факт, что некоторые правила налива нефтепродуктов давно пора изменить, причем, зачастую, не в пользу кармана собственников предприятий. Так же, все мы знаем, что от любых норм, при согласии соответствующих инстанций, можно отступить. Так что, если вы – владелец предприятия, которое занимается сливом/наливом нефтепродуктов и у вас есть необходимость отступить от каких-либо положений правил пожарной безопасности, имеет смысл договориться по этому поводу с пожарными.

Также, во избежание штрафов, старайтесь не допускать нарушений, которые буквально «бросаются в глаза» каждому, даже самому неопытному инспектору пожарной безопасности.

Чтобы заказать, приобрести, купить оборудование для налива нефтепродуктов в Санкт-Петербурге по низким ценам оптом и в розницу обращайтесь по нашим телефонам, указанным в разделе Контакты. С более детальной технической информацией по данному виду оборудования и прайс-листом Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе каталога сайта.

energo-arsenal.spb.ru

СЛИВ/НАЛИВ НЕФТИ/НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПРИЁМ И ОТПУСК НЕФТЕПРОДУКТОВ

Требования безопасности

Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны производится через системы автоматизированного налива, автоэстакады и одиночные стояки.

Для налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны, прицепы и полуприцепы должны применяться специальные, в т.ч. автоматизированные устройства верхнего и нижнего налива, оборудованные счетно- дозирующими устройствами, насосным агрегатом, пультом дистанционного управления, устройствами для предотвращения перелива и герметизации процесса налива, а также автоматизированными системами измерения количества наливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема) и оформления товарных документов.

Для уменьшения гидравлических ударов, предотвращения проявлений статического электричества и достижения более точной высоты уровня взлива нефтепродуктов в автоцистерны наливное устройство следует оснащать оборудованием, обеспечивающим подачу нефтепродукта с пониженной производительностью в начальной и завершающей стадиях налива.

Налив нефтепродуктов в автоцистерны необходимо производить без разбрызгивания, под слой жидкости, что достигается опусканием наливных рукавов и труб до дна цистерны. Рукава на концах должны иметь наконечники, изготовленные из металла, исключающего возможность искрообразования при ударе, и быть заземлены.

Количество отпускаемого в автоцистерну нефтепродукта следует определять взвешиванием на автомобильных весах, при помощи счетчиков жидкости или по номинальной вместимости цистерн (по планку). Грузоподъемность автомобильных весов должна обеспечить взвешивание всех типов автоцистерн.

Используемые счетчики и фильтры должны соответствовать условиям их применения по давлению, вязкости нефтепродуктов, производительности и другим данным.

Автомобильные цистерны, подаваемые под налив нефтепродуктов, должны быть подготовлены согласно требованиям табл.2 ГОСТ 1510.

Соединительные трубопроводы от раздаточных резервуаров до наливных устройств должны быть раздельными для каждой марки (сорта) нефтепродукта, отгружаемого в автотранспорт. Последовательная перекачка по ним не допускается.

Должностные лица нефтебазы обязаны перед наливом в цистерну легковоспламеняющегося нефтепродукта проверить исправность искрогасителя на автомобильной цистерне, заземляющего устройства, наличие двух огнетушителей, ящика с сухим песком и лопаты. На цистерне должен быть знак опасности согласно ГОСТ 19433. Автоцистерны должны заземляться цепью длиной 100-200 мм.

Сливоналивные устройства автоцистерн должны быть исправными; люки должны быть снабжены стойкими к нефтепродуктам прокладками и не допускать выплескивания и подтекания нефтепродуктов при транспортировании.

Неисправные и неукомплектованные пожарным инвентарем автоцистерны к наливу нефтепродуктом не допускаются.

Для обеспечения правильного пользования системами налива водители автоцистерн должны пройти на станции налива инструктаж.

Затаренные легковоспламеняющиеся жидкие, затвердевшие нефтепродукты и горюче-смазочные материалы должны храниться в специально оборудованных зданиях под навесом и на открытых площадках в соответствии с требованиями СНиП 2.11.03-93.

Обслуживающий персонал обязан:

  • знать схемы размещения оперативных площадок и безошибочно выполнять операции отпуска нефтепродуктов потребителям;
  • следить за соблюдением схемы движения автотранспорта в оперативной зоне в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
  • выполнять все требования по уходу за счетчиками, весами, масло- и топливораздаточными колонками, специальными расфасовочными установками, линиями затаривания и т.п. в соответствии с паспортами и инструкциями по их эксплуатации;
  • применять средства механизации при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарными грузами;
  • хранить тарные грузы (бочки, бидоны, ящики и др.) согласно требованиям пожарной безопасности
  • Налив автоцистерн

    Налив нефтепродуктов с помощью системы АСН осуществляется в следующем порядке:

  • водитель, подъехав к диспетчерской, сдает документы на право получения нефтепродукта. Диспетчер определяет номер поста налива, сбрасывает показания пульта на нуль, ставит ключ управления в положение «Разрешено» и передает водителю ключ (или два ключа, если автоцистерна с прицепом и налив будет осуществляться двумя стояками);
  • водитель подъезжает к указанному посту налива, заземляет автоцистерну, сбрасывает показания счетчика на нуль, открывает горловину цистерны, опускает в нее наливную трубу, вставляет ключ в гнездо клапана-дозатора; при этом включается насосный агрегат и на клапане-дозаторе загорается сигнал «Открой клапан». Водитель нажатием рычага открывает клапан — начинается налив;
  • при достижении в цистерне заданного уровня нефтепродукта срабатывает датчик уровня и налив прекращается. Налив может быть прекращен нажатием кнопки «Стоп» на клапане-дозаторе или на пульте дистанционного управления наливом;
  • водитель вынимает и приводит в первоначальное положение наливную трубу, закрывает люк цистерны, вынимает ключ, покидает пост налива, передает ключ диспетчеру и получает оформленные документы на полученный нефтепродукт.
  • Налив нефтепродуктов в автоцистерны должен производиться при неработающем двигателе. Допускается налив при работающем двигателе в условиях отрицательных температур.

    Автоцистерны с нефтепродуктами должны пломбироваться предприятием в соответствии с действующими правилами перевозок (по ГОСТ 1510), за исключением тех случаев, когда нефтепродукты вывозятся автотранспортом получателя (самовывозом). Пломбированию подлежат автоцистерны, прицепы и полуприцепы, в которых перевозится нефтепродукт. Места пломбирования устанавливаются в зависимости от конструкции автоцистерны.

    В целях предотвращения загрязнения окружающей среды, наливные устройства должны иметь дренажную систему с каплеуловителем для возможного слива остатка нефтепродуктов из наливных устройств после окончания операций налива.

    Отпуск нефтепродуктов в тару

    Отпуск нефтепродуктов в тару (бочки, бидоны и т.п.) следует производить через разливочные, расфасовочные или раздаточные отделения.

    На нефтебазах 1-4 групп отпуск этилированных, легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов должен производиться в отдельных зданиях (помещениях) или на отдельных площадках. На нефтебазах 5 группы отпуск этих нефтепродуктов можно осуществлять в одном здании при условии разделения помещений стеной, выполненной из несгораемых материалов.

    Подача нефтепродуктов к раздаточным устройствам может осуществляться самотеком или с помощью насосов, оборудованных предохранительными клапанами, срабатывающими при повышении давления в трубопроводе при прекращении отпуска.

    При наливе нефтепродуктов в мелкую тару необходимо выполнять следующие требования:

    • металлическая, деревянная, полиэтиленовая тара (бидоны, барабаны, ящики, банки и т.п.) должны соответствовать действующим стандартам или техническим условиям и обеспечивать сохранность качества нефтепродуктов;
    • тара перед наливом должна быть чистой и сухой; в случае необходимости ее пропаривают, моют, сушат;
    • деревянные бочки и ящики, металлофанерные и фанерные бидоны и барабаны, служащие для разовой перевозки нефтепродуктов, должны быть новыми и чистыми;
    • непосредственно перед наливом тару осматривают внутри с помощью светильника во взрывозащищенном исполнении и при обнаружении посторонних предметов, грязи бракуют;
    • после налива нефтепродукта тару плотно закрывают пробками.
    • Наливать легковоспламеняющиеся нефтепродукты следует только в металлическую тару, пробки которой завинчиваются и отвинчиваются специальными ключами, изготовленными из материалов, не дающих искр.

      Допускается налив легковоспламеняющегося нефтепродукта в бочки, установленные на специально оборудованных автомашинах, при условии выполнения следующих требований:

    • налив должен производиться на площадках отпуска нефтепродуктов, имеющих твердое покрытие и расположенных не ближе, чем в 30 м от резервуарных парков;
    • налив производится в бочки, установленные в кузове только одного автомобиля, в исключительных случаях — на двух автомобилях, если наливные устройства расположены друг от друга на расстоянии не ближе 15 м;
    • глушитель автомобиля, в кузове которого установлены бочки, должен быть выведен под двигатель или радиатор;
    • автомобиль, поданный под налив нефтепродуктов в бочки, должен быть установлен на расстоянии 5-7 м от бензосчетчиков; во время налива двигатель должен быть выключен; на заправочных площадках должен быть трос или штанга для отбуксировки автомобиля в случае пожара;
    • наливать нефтепродукты оператор должен при помощи наливного рукава, оборудованного краном «Автостоп», который следует заземлять;
    • после налива необходимо перекрыть наливные устройства и кран у счетчиков, рукав с пистолетом убрать в специально предназначенное место, бочки, залитые нефтепродуктом, закрыть пробками с прокладками.
    • proofoil.ru

      Автоцистерна правило налива

      104. После завершения сливоналивных операций и замера уровня нефтепродуктов в железнодорожной цистерне крышки люков цистерны должны быть герметично закрыты.
      Открывание и закрывание крышек люков железнодорожной цистерны следует производить, не допуская ударов крышки о горловину цистерны.
      105. При выполнении сливоналивных операций на сливоналивной эстакаде необходимо выполнять следующие требования:

      1) корпус железнодорожной цистерны должен быть заземлен;
      2) должен применяться неискрообразующий инструмент.

      106. При эксплуатации сливоналивной эстакады запрещается:

      1) тормозить на эстакаде железнодорожную цистерну металлическими башмаками;
      2) производить слив (налив) нефтепродуктов в неисправную либо незаземленную железнодорожную цистерну;
      3) производить слив (налив) нефтепродуктов в железнодорожную цистерну при грозе и скорости ветра 15 м/с и более;
      4) производить слив (налив) нефтепродуктов в железнодорожную цистерну, облитую нефтепродуктами и горючими жидкостями;
      5) производить ремонт и зачистку железнодорожной цистерны;
      6) применять фонари и переносные лампы общепромышленного назначения;
      7) загромождать территорию эстакады посторонними предметами;
      8) сбрасывать с эстакады и с железнодорожной цистерны инструмент, детали и другие предметы.

      Требования охраны труда при эксплуатации эстакад
      для налива автоцистерн

      107. Эстакада для налива автоцистерн (далее — эстакада) должна содержаться в чистоте. В зимнее время эстакаду необходимо очищать от снега, льда и посыпать противоскользящими средствами. Наледи, образовавшиеся на оборудовании, на площадках с наливными устройствами и на металлоконструкциях, должны своевременно удаляться.
      108. Эстакада должна быть оборудована навесом, защищающим автоцистерну от атмосферных осадков.
      109. Налив нефтепродуктов на эстакаде должен производиться при неработающем двигателе автоцистерны. Водитель автоцистерны и оператор налива должны постоянно контролировать процесс налива нефтепродукта в автоцистерну.
      110. По окончании налива нефтепродукта в автоцистерну наливные рукава должны быть выведены из горловины автоцистерны после полного слива из них нефтепродукта. При закрывании горловины автоцистерны крышкой должны быть исключены удары крышки о горловину.
      111. При автоматической системе налива водитель автоцистерны должен выполнять требования инструкции по эксплуатации этой системы.
      112. Запрещается:

      1) допускать въезд на эстакаду неисправных автоцистерн, а также их ремонт на эстакаде;
      2) выполнять налив автоцистерн на эстакаде при грозе и скорости ветра 15 м/с и более;
      3) выполнять налив автоцистерн на эстакаде без присоединения автоцистерны к заземляющему устройству, расположенному на площадке налива;
      4) находиться в кабине автоцистерны во время налива нефтепродукта в автоцистерну;
      5) запускать двигатель автоцистерны на эстакаде, если при наливе нефтепродукта в автоцистерну допущен его разлив. В этом случае автоцистерна должна быть отбуксирована на безопасное расстояние с помощью троса или штанги.

      Требования охраны труда при розливе
      и расфасовке нефтепродуктов

      113. Устройства для розлива и расфасовки нефтепродуктов должны размещаться в помещениях (разливочных и расфасовочных участках) или на площадках под навесом, изолированных от устройств для розлива и расфасовки этилированного бензина.
      Допускаются розлив и расфасовка нефтепродуктов в одном здании при условии отделения помещений розлива и расфасовки этилированного бензина от других помещений глухими стенами.
      114. На разливочном участке наливные краны резервуаров (емкостей) должны быть снабжены надписями с наименованием нефтепродукта. Под наливными кранами должен быть расположен лоток для отвода в сборник случайно пролитых нефтепродуктов.
      Сборник для пролитых нефтепродуктов должен располагаться вне помещения разливочной. Сборник необходимо регулярно очищать от загрязнений и промывать водой.
      115. Если пол в помещении разливочного участка выполнен из неэлектропроводных материалов, то на него должны быть уложены заземленные металлические листы, на которые устанавливают тару при розливе.
      116. Отпуск нефтепродуктов в тару должен осуществляться работниками разливочного участка. Перед отпуском нефтепродуктов работник обязан убедиться в исправности тары, предназначенной под розлив.
      117. Запрещается:

      1) наливать нефтепродукты в неисправную тару;
      2) выполнять на разливочном участке работы, не связанные с розливом нефтепродуктов в тару, а также хранить посторонние предметы, материалы и оборудование;
      3) хранить на разливочном участке тару, заполненную нефтепродуктами.

      Требования охраны труда при эксплуатации
      автозаправочных станций

      118. Слив нефтепродуктов в резервуары автозаправочных станций (далее — АЗС) должен быть герметизированным.
      Слив нефтепродуктов «падающей струей» запрещается.
      119. На крышках люков резервуаров, находящихся на территории АЗС, должны быть установлены прокладки из неискрообразующего материала.
      Открывать и закрывать крышки люков и колодцев резервуаров следует, соблюдая осторожность, без ударов во избежание искрообразования.
      120. Работники, открывающие люки автоцистерн, резервуаров и колодцев, должны находиться с наветренной стороны во избежание отравления парами нефтепродуктов.
      121. Слив нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерн должен производиться в присутствии водителей автоцистерн и работника АЗС, которые должны следить за герметичностью сливного устройства и контролировать слив нефтепродуктов.
      При обнаружении утечки слив нефтепродуктов должен быть немедленно прекращен.
      122. Перед сливом нефтепродукта автоцистерна должна подсоединяться к заземляющему устройству АЗС: заземляющий проводник сначала подсоединяют к корпусу автоцистерны, а затем к заземляющему устройству.
      Каждая цистерна автопоезда должна заземляться отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.
      Заземление снимается после отсоединения шлангов от сливных устройств резервуара: сначала заземляющий проводник отсоединяется от заземляющего устройства, а затем от корпуса автоцистерны.
      Запрещается подсоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям автоцистерн.
      123. Во время слива нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары АЗС не допускается движение автотранспорта на расстоянии менее 3 м от автоцистерн.
      124. При заправке автотранспорта на АЗС необходимо соблюдать следующие требования:

      1) мотоциклы, мотороллеры, мопеды необходимо перемещать к топливо- и смесераздаточным колонкам и от них вручную с заглушенным двигателем, пуск и остановка которого должны производиться на расстоянии не менее 15 м от колонок;
      2) заправка автотранспорта должна производиться в присутствии водителя и при заглушенном двигателе;
      3) облитые нефтепродуктами места автомобиля до пуска двигателя водитель обязан протереть насухо. Пролитые нефтепродукты должны быть засыпаны песком, а пропитанный ими песок собран в специальный контейнер и по мере наполнения контейнера вывезен с территории АЗС в специально отведенное место;
      4) после заправки автотранспорта горючим водитель обязан установить раздаточный кран в колонку; расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями — не менее 1 м;
      5) при скоплении на АЗС автотранспорта должны быть обеспечены свободный выезд автотранспорта с АЗС и возможность маневрирования.

      125. Заправка автотранспорта, груженного горючими или взрывоопасными грузами, должна производиться на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС.
      126. В помещении АЗС запрещается использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами, а также электронагревательные приборы не заводского изготовления.
      127. Ремонт и техническое обслуживание электрооборудования АЗС должны производиться работниками, имеющими соответствующую группу по электробезопасности *.
      _____________________________________________
      * Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

      128. На территории АЗС запрещается:

      1) производить без согласования с руководством АЗС какие-либо работы, не связанные с приемом или отпуском нефтепродуктов;
      2) курить и пользоваться открытым огнем;
      3) мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями;
      4) заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, и гусеничные тракторы;

      base.safework.ru

      Законодательная база Российской Федерации

      Бесплатная консультация
      Федеральное законодательство

    • Главная
    • «ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕБАЗ И АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ ПОТ Р О-112-001-95» (утв. Минтопэнерго РФ 18.09.95 N 191)
      • М., Минтопэнерго РФ, 1995
      • 3.5. Станции налива автоцистерн

        3.5.1. Площадка, на которой расположена автоналивная эстакада, должна иметь твердое покрытие и обеспечивать беспрепятственный сток разлитого нефтепродукта в специальный сборник, а дождевых стоков — в канализацию.

        3.5.2. Запрещается въезд на оперативную площадку неисправных автомобилей, а также их ремонт на этой площадке.

        3.5.3. Водители автоцистерн должны быть проинструктированы (с записью в журнале и выдачей удостоверения) о требованиях охраны труда на территории нефтебаз и автоналивных эстакад.

        3.5.4. Автоцистерны должны иметь металлическую заземлительную цепь с касанием ею земли по длине 100 — 200 мм.

        3.5.5. Автоцистерны должны быть снабжены двумя огнетушителями, кошмой, песочницей с сухим песком и лопатой и иметь информационные таблицы системы информации об опасности (СИО).

        3.5.6. Налив нефтепродуктов должен производиться при неработающем двигателе автомобиля.

        3.5.7. Автоцистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся нефтепродуктов, должны быть оборудованы заземляющими устройствами для присоединения к контуру заземления наливной эстакады.

        Конструкция заземлителей должна соответствовать ГОСТ 21130, а порядок заземления разделу 5 настоящих Правил.

        Глушители автоцистерны должны быть оборудованы искрогасительными сетками и выведены вперед под двигатель или радиатор.

        Запрещается налив автоцистерн без присоединения к заземляющему устройству, расположенному на площадке налива.

        3.5.8. Оператор налива должен осуществлять контроль за процессом налива нефтепродукта в цистерну.

        3.5.9. Если при наливе нефтепродукта в цистерну допущен его разлив, то запуск двигателя запрещается. В этом случае автоцистерна должна быть отбуксирована на безопасное расстояние с помощью троса или штанги.

        3.5.10. По окончании налива наливные рукава из горловины автоцистерны выводят только после полного слива из них нефтепродукта. Закрывать горловину автоцистерны крышкой следует осторожно, не допуская ударов.

        3.5.11. При автоматической системе налива водитель должен выполнять действия, предусмотренные инструкцией для этой системы.

        3.5.12. Автоналивные эстакады должны быть оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами и т.п.) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами цистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами.

        3.5.13. Автоналивную эстакаду следует в зимнее время очищать от снега и посыпать песком.

        Наледи, образовавшиеся на оборудовании, площадках и металлоконструкциях, должны своевременно удаляться.

        zakonbase.ru

        АВТОЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

        Автоцистерны для перевозки наливных грузов

        Грузоперевозки автоцистернами позволяют решать транспортные задачи по перемещению наливных грузов. Перевозка грузов цистернами имеет ряд особенностей. Дело в том, что для каждого из наливных грузов, даже однотипных, требуются отдельные, специально для них модифицированные полуприцепы-цистерны.

        Например, сырую нефть и бензин, или другие продукты переработки нефти, перевозить в одинаковых цистернах нельзя. То же самое касается и пищевых продуктов молоко, патока, живая рыба и т.д. В настоящее время существует ряд модификаций цистерн, специально приспособленных для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, химических и пищевых разновидностей жидких грузов .

        Цистерны устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах. Кроме того, цистерны могу быть с термоизоляцией, подогревом и охлаждением. Так, например, цистерны для пере­возки специфических материалов (парафин, мыло, смола, мазут и др.) делают подогреваемыми во избежание застывания этих материалов при транспортировке. Для перевозки скоропортящих­ся продуктов цистерны выполняются с искусственным охлажде­нием.

        Автомобили-цистерны и автозаправщики выпускаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и по­луприцепов. Они отличаются только грузовым кузовом, изготов­ленным в виде цистерны, и оснащены специальным оборудова­нием (компрессор, насосы, краны, клапаны и др.), предназна­ченным для выполнения соответствующих работ. Применение цистерн-полуприцепов позволяет резко увеличить грузоподъем­ность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.

        Автомобили и автопоезда-цистерны получают все более широ­кое распространение, хотя себестоимость перевозок в автоци­стернах в среднем несколько выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями. Однако при их использовании исклю­чаются расходы на тару, обеспечивается лучшая сохранность гру­за при погрузке, перевозке, разгрузке и уменьшаются расходы на погрузочно-разгрузочные работы (сокращение времени, исклю­чение ручного труда).

        В настоящее время для автомобильных цистерн характерны сле­дующие тенденции: снижение собственной массы (применение легких сплавов, пластмасс и несущих конструкций прицепного состава), увеличение вместимости, совершенствование конструк­ции, а также повышение производительности оборудования для наполнения и разгрузки цистерн.

        Полуприцепы-цистерны имеют ряд модификаций, соответственно для инертных и агрессивных веществ, в зависимости от физического состояния подобных грузов, и т.д. Так же разнообразны и материалы, из которых изготавливаются ППЦ. Перевозка грузов осуществляется цистернами, специально предназначенными для отдельных видов груза.

        Среди них можно выделить основные, такие как:

        Цистерны для транспортировки промышленной наливной химии предназначены для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. Для перевозки агрессивной химии для изготовления сосуда автоцистерны, как правило используется нержавеющая сталь марки АС-316. Другое название, этой марки стали AISI 316, представляющая собой марку AISI 304, улучшенную за счёт добавления молибдена. Благодаря молибдену сталь этой марки особенно устойчива к коррозии, высоким температурам и агрессивным средам.

        Гуммированные цистерны используются в перевозках и временном хранении агрессивных кислотно-щелочных грузов, так как внутренняя поверхность покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом прочих дополнительных защитными средств, которые по своим свойства обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов полуприцепа-цистерны от его разъедания.

        Автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей нужны для перевозки, временного хранения, доставки к месту реализации и в пункты переработки пищевых жидкостей плотностью не более 1,03 г/см 3 . К пищевым жидким грузам относятся различные с оки, концентраты, растительные масла, жиры, сиропы, патока, шоколад, глюкоза, алкогольные напитки, молочные продукты, а также живая рыба и многое другое. А втомобильные цистерны для перевозки пищевых жидких грузов должны соответствовать европейским экологическим стандартам и проходить специальную обработку дезинфицирующими веществами перед каждой загрузкой.

        При транспортировке жидких пищевых продуктов, автоцистерну дополнительно оборудуют пластиковым или алюминиевым резервуаром. Вся внутренняя поверхность цистерны покрывается стеклянной эмалью, нержавейкой или цинком. Также данный тип автоцистерн имеет дополнительно теплоизоляционный слой для поддержания необходимой температуры перевозимой жидкости.

        Термоизолированная пищевая цистерна состоит из стойкой к коррозии стали и различного количества секций, основания и отсека обслуживания, расположенного в задней части автоцистерны. Цистерна имеет заливные горловины, предназначенные для наполнения, дезинфекции и осмотра внутренней поверхности корпуса ППЦ. Каждая горловина закрывается термоизолированными крышками. Трубопроводы наполнения-слива имеют эффективную защиту от обмерзания в зимнее время.

        Автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов ГСМ и кратковременного хранения производных продуктов нефти плотностью 0,7 — 0,86 г/куб. см по автомобильным дорогам общего назначения РФ в условиях, соответствующих их конкретному климатическому исполнению. Автоцистерны-бензовозы предназначены для перевозки различных видов светлых нефтепродуктов (бензины различных марок, а также дизельное топливо).

        Бензин в достаточно большой мере состоит из летучих и взрывоопасных фракций, поэтому цистерны-бензовозы изготавливаются с учетом соблюдения высоких требований по пожарной безопасности. Автоцистерны-бензовозы обычно имеют несколько автономных отсеков, позволяющих одновременно перевозить несколько видов топлива, обычно количество отсеков колеблется от 3 до 5, но встречаются и исключения.

        Также цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов различаются по объему загружаемого для перевозки топлива, причем в очень широких пределах. Таким образом, бензовозы различаются по емкости автоцистерны, по ее форме (чемодан, овал или круглая) и по количеству отсеков. Правильно выбранная форма цистерны способна увеличить объем перевозимого продукта. А несколько отсеков у автоцистерны дает возможность доставлять бензин разных марок на автозаправочные станции.

        Автоцистерны для перевозки тёмных нефтепродуктов таких как, нефть, мазут и битум, которые представлять собой остаточный продукт переработки или естественные производные каменного угля, нефти и сланцев, носит название битумовоз и является специфичным представителем техники специального назначения. Данный тип автоцистерн битумовозов может обеспечении подогрева груза во время его транспортировки до 250 градусов Цельсия.

        Подогревание битума обеспечивается специальными системами, которые функционируют на дизельном топливе или керосине. Кроме того, специальная конструкция резервуара битумовоза обеспечивает малую теплопотерю, что в совокупности с системами подогрева позволяет осуществлять транспортировку нефтепродуктов на дальние расстояния.

        При изготовлении битумовозов и всевозможных комплектующих этой спецтехники используются только специальные материалы, обеспечивающие безопасность перевозок такого груза. Ведь перевозка легковоспламеняющегося груза, температура которого колеблется в пределах 230 градусов Цельсия, – это процедура повышенной опасности, требующая тщательного подхода на всех этапах проведения.

        Автоцистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов (пропан, бутан и их смеси) используютя специальные автоцистерны и полуприцепы-цистерны газовозы, имеющие особое устройство. Цистерны-газовозы имеют несущую внешнюю оболочку и двойные стенки. Высокий уровень безопасности при эксплуатации цистерны, достигаемый использованием двустенной оболочки цистерны. Пространство между стенками заполнено специальным трудногорючим материалом.

        На автомобилях — цистернах газовозах должно быть установлено следующее оборудование:

      • вентиль для заполнения и выпуска (слива) перевозимых газов;
      • вентиль для отбора паров перевозимых газов;
      • вентиль для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров на верхней части цистерны;
      • два предохранительных клапана;
      • манометр;
      • устройства контроля уровня жидкости;
      • устройства, автоматически защищающие автоцистерну от аварийных расходов газа по сливо — наливным коммуникациям.
      • Основные виды автоцистерн:

        Автоцистерны для обычных условий эксплуатации.

        Этот вид автомобильных цистерн имеет простой металлический корпус и используется для перевозок наливных грузов только при плюсовой температуре окружающей среды или грузов неподверженных замерзанию благодаря своим химическим свойствам. В автоцистерне нет устройств подогрева и термоизоляции, поэтому в процессе транспортировки температура груза не сохраняется и неподдерживается.

        Автоцистерна изотермическая.

        Изотермические автоцистерны сохраняют температуру залитого груза в течение процесса транспортировки за счёт применения термозолирующих материалов в своей конструкция. Перевозки наливных грузов изотермическими автоцистернвми обезпечивают минимальные тепловые потери жидкого груза, которые составляют от 1 до 3 градусов Цельсия в сутки. В основном, этот вид автомобильных цистерн используется для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и прочих грузов данного сегмента . Например молоко в таких цистернах остаётся холодным даже в самую жаркую погоду.

        Автоцистерна изотермическая с паровой рубашкой.

        Этот вид автомобильных цистерн обладает абсолютно всеми вышеуказанными свойствами изотермических автоцистерн. Изотермическая автоцистерна с паровой рубашкой обладает дополнительной возможностью подогрева груза. К примеру, если температура перевозимого груза слишком низкая или в условиях зимней транспортировки груз загустел и стал вязким то его выгрузка значительно затрудняется. В этом случае загустевший груз подогревается при помощи подачи горячего пара в специальный межстенный контур полуприцепа цистерны. Наличие паровой рубашки в автоцистерне и наличие парогенератора в пункте выгрузки – это одно из важнейших условий, с помощью которого осуществляется быстрая и качественная разгрузка наиболее вязких типов жидких грузов.

        Автоцистерна изотермическая с автономным подогревом.

        Этот класс автомобильных цистерн оснащён специальным оборудованием, которое служит для поддержания необходимого температурного режима во время транспортировки жидкого наливного груза. Такие автоцистерны имеют специальный автономный теплогенератор, который не связан с двигателем тягача. Работает эта система следующим образом. За счёт специального устройства теплоноситель нагревается до необходимой температуры и циркулирует по специальным внутренним каналам полуприцепа-цистерны.

        Система автономного подогрева имеет возможность поддерживать необходимую для груза температуру за счёт предварительных настроек реле-контроллера. Тем самым в условиях зимней транспортировки автоцистерна изотермическая с автономным подогревом имеет наибольшее количество преимуществ нацеленных на сохранность и стабильность свойств различных жидких грузов в процессе их сезонной транспортировки.

        Автоцистерны для перевозки опасных химических грузов ADR.

        Цистерна для транспортировки жидких химических грузов предназначена для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. При перевозке агрессивной химии для изготовления сосудов автоцистерны часто используется нержавеющая сталь марки АС-316 и дополнительно подвергают гуммированию внутренние сосуды ППЦ.

        Гуммированные цистерны используются в перевозках и временном хранении агрессивных кислотно-щелочных грузов, так как внутренняя поверхность покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом прочих дополнительных защитными средств, которые по своим свойства обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов полуприцепа-цистерны от его разъедания. Гуммировке также подлежат все трубопроводы, устройства запорной арматуры и элементы имеющие прямой контакт с жидкой агрессивной средой химического вещества налитого в автоцистерну.

        Каждая автоцистерна оборудуется дыхательными клапанами и различными современными системами вентиляции, отстойником со спускным устройством, указателем уровня жидкости, устройствами верхнего и нижнего слива, специальными химически-стойкими шлангами, средствами пожаротушения, насосами и помпами с механическим приводом, поперечными волнорезами в отсеках для предотвращения возникновения динамических волн и раскачки груженой автоцистерны в процессе перевозки опасных химических грузов.

        Для транспортировки, перевозки лёгкой (бытовой) химии, в зависимости от сезонных требований к перевозке, могут использоваться дополнительные опции, такие как, термоизоляция для сохранности груза от внешних температурных факторов, встроенное насосное оборудование, различны системы подогрева груза для предотвращения загустевания и т.д.

        Требования к конструкции автомобильных цистерн.

        Физико-химические свойства перевозимых грузов оказывают большое влияние на конструкцию цистерн. Так, их плотность определяет нагрузку на шасси; плотность, вязкость и электризуемость — характеристики насоса и ско­рость перекачивания продуктов; давление насыщенных паров — требования к прочности цистерны, характеристики дыхательных клапанов и насосов. Коррозионность — выбор материала и антикоррозионных покрытий для цистерны и технологического оборудования; содержание воды и механических приме­сей — выбор вида средств очистки и периодичности их обслуживания. Темпе­ратура застывания — необходимость в системе подогрева и теплоизоляции технологического оборудования.

        Цистерны должны удовлетворять требованиям инструкции МВД о по­рядке перевоза опасных грузов автомобильным транспортом. В этом случае автотранспортные средства (в т.ч. цистерны) должны вы­полнять следующие дополнительные требования:

        В настоящее время не существует единой системы обозначения цистерн. Индексация автоцистерн состоит из двух-трех букв. Они обозначают тип базового шасси (А — автомобиль, П -прицеп, ПП-полуприцеп) и назначение цистерны (Ц — цистерна транспортная, ТЗ — топливозаправочная цистерна). Цифры обозначают номинальную вме­стимость цистерны в кубических метрах и марку базового шасси. Например, АЦ-4,2-53А — автомобиль-цистерна транспортная, номинальная вместимость 4,2 м 3 , на шасси автомобиля ГАЗ-53А.

        Наряду с буквами Ц и ТЗ применяются обозначения: ЦЗ — цистерна-заправщик, МЗ — маслозаправщик. Специальные обозначения типа перевози­мых грузов: М — масло, В — вода, С — спирт, СЖ — специальные жидкости. На­пример, ЗСЖ-66 — заправщик специальными жидкостями на шасси автомоби­ля ГАЗ-66.

        В подавляющем большинстве п еревозка наливных грузов осуществляется автоцистернами с типичными характеристиками.

        Можно указать основные из них:

      • ёмкость от 1.5 до 50 тыс. л;
      • длина от 5 до 16,1 м;
      • масса в пределах 4,5 -11 т;
      • от 1 до 8 отсеков в цистерне;
      • рабочее давление до 25 кг/см. куб;
      • цистерны оснащаются пневматической или рессорной подвеской, в зависимости от типа груза.

      Типы автоцистерн по форме:

    • чемоданая;
    • трапецивидная;
    • цилиндрическая;
    • эллиптическая.
    • Типы автоцистерн по характеру взаимодействия с шасси:

    • АЦ – непосредственно автоцистерны, неотъемлемы от шасси;
    • ППЦ — полуприцепы-цистерны;
    • ПЦ — прицепы-цистерны.
    • Особое значение имеет материал, из которого сделаны транспортировочные емкости ППЦ. Обычно для этих целей используется конструктивная, тонколистовая, легированная или нержавеющая сталь и прочные алюминиевые сплавы, причем каждый из вариантов имеет свои преимущества.

      Цистерны в этом сегменте делятся на 4 категории:

      1. Полуприцеп-цистерна из конструктивной стали
      2. Полуприцеп- цистерна из алюминия
      3. Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали
      4. Полуприцеп-цистерна из стеклопластика

      Полуприцеп-цистерна и з с тали

      Стальные топливные полуприцепы-цистерны изготавливается в основном российскими производителями из конструкционной стали. Имеет достаточную прочность, но при этом имеет высокий собственный вес. Срок эксплуатации такой бочки, как правило, составляет 3-5 лет.

      Можно отметить, что эта сталь является наиболее податливым материалом в плане ремонта, будь то наваривание ребер жесткости, срочная сварка в пути или комплексный капитальный ремонт. Вместе с тем, полуприцеп, произведенный из данного материала, имеет большую массу, в среднем от 7 до 9 тонн. Также это весьма экономичный материал. Толщина стенки зачастую составляет всего 4-5 мм, новые цистерны из стали самые доступные на сегодняшний день.

      В свою очередь для стальных цистерн характерны:

    • высокая жесткость;
    • ударопрочность;
    • максимальная ремонтопригодность;
    • хорошая адаптированность к российским условиям эксплуатации;
    • относительно низкая цена.
    • Полуприцеп-цистерна и з алюминия

      Алюминиевая топливная цистерна изготавливается из современного инновационного материала – легированного алюминия. В результате использования этого материала автоцистерна имеет достаточно лёгкий собственный вес — стандартная комплектация, 5 секций, 36000 л – 5700 кг. И при этом сохраняет прочность и повышает уровень экологической безопасности. В связи с тем, что отечественным производителем ещё не совсем освоена технология варки алюминия, на рынке предлагаются в основном марки европейских производителей алюминиевых цистерн.

      Стенки автоцистерн , сделанных из этого алюминиевого сплава, гораздо толще своих стальных аналогов, толщина доходит до 6 мм, в среднем. В сравнении со сталью у этого материала есть свои плюсы:

    • малый вес;
    • меньший расход топлива буксировщика;
    • стойкость, как к внутренней, так и наружной коррозии металла;
    • износостойкость и длительный срок службы;
    • высокая остаточная стоимость;
    • cпособность сохранять пластичность при экстремально низких температурах;
    • гарантийная искро безопасность.
    • Полуприцеп-цистерна и з нержавеющей стали

      Как альтернативу стальной отечественной бочке из конструкционной стали европейские производители предлагают нашему рынку для перевозки светлых нефтепродуктов полуприцепы-цистерны из нержавеющей стали АС-304. Толщина нержавеющей стали 3 мм, что даёт возможность транспортировать бензин и дизель в стандартной комплектации 4 секции, 34 000 л при собственном весе 6500 кг. Полуприцепы цистерны из нержавеющей стали значительно легче, чем прицепы из конструкционной (чёрной) стали и значительно прочнее и надёжнее чем топливные цистерны из алюминия.

      Стали коррозионностойкие AiSi 304, AiSi 321, AiSi 316Ti и др. это аустенитная сталь с низким содержанием углерода. Применяют ее при изготовлении оборудования для пищевых и химических предприятий, оборудование для производства, транспортировки и хранения молока и субпродуктов, вина, пива и иных напитков, а также кухонных и столовых принадлежностей.

      Эта сталь являет собой основной сорт в семействе нержавеющих сталей и содержит минимум Хрома (Cr) и Никеля (Ni). Такое содержание хрома обеспечивает образование на поверхности стали особого оксидного слоя, который придает стали устойчивость к воздействию различных химических веществ.

      Полуприцеп-цистерна из стеклопластика

      Новый вид рамных полуприцепов-цистерн с емкостью из стеклопластика , позволяющие перевозить агрессивные жидкости. Стеклопластик это композиционный материал, состоящий в основном из стекловолокнистого наполнителя и полимерной матрицы (связующего), объединяющего наполнитель в единую однородную композицию. Автоцистерны из композитных материалов предназначены для транспортировки и временного хранения любых видов жидкостей (в том числе — химически агрессивных сред — кислот, щелочей, нефтепродуктов и т.д.).

      Используемый стеклопластик 10 мм на основе полиэфирных, винилэфирных смол устойчив ко многим агрессивным жидкостям. Стеклопластики являются конструкционными материалами способными выдерживать все виды нагрузок, включая ударные и вибрационные. Стеклопластики нерастворимы и не подвержены плавлению. Стеклопластики обладают высокой химической стойкостью, низким водопоглощением, экологической чистотой конечного продукта. Форма цистерны цилиндрическая, постоянного сечения с внутренними элементами жесткости (волнорезами), которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов.

      Преимущества полуприцепов-цистерн из стеклопластика:

    • высокая удельная механическая прочность;
    • высокая стойкость к воздействию агрессивных средств;
    • высокая ремонтопригодность;
    • в случае необходимости ремонт или реконструкцию возможно произвести на месте эксплуатации;
    • стеклопластик не подвержен биообрастанию мхом и плесенью;
    • высокая стойкость к воздействию ультрафиолетового облучения.
    • Наиболее часто встречающиеся в практике агрессивные среды, транспортировку и хранение которых возможно производить в стеклопластиковых емкостях — соляная, фосфорная кислота, едкий натр, хлорное железо, полиоксихлорид алюминия без ограничения по концентрации, а также серная кислота, смесь кислот соляная и плавиковая, гипохлорид натрия, едкий калий и пр. Конструкция полуприцепа-цистерны -рамная, съемная, емкость крепится к полуприцепу стяжными лентами.

      Положение жидкости в автоцистерне при торможении и на поворотах.

      Управление автомобилями-цистернами, заполненны­ми жидкостями, требует не только высокой квалифика­ции, но и знания законов физики. Водители, которые впервые сели за руль автоцистерны, сталкиваются самыми неожиданными явлениями: то автомобиль «плохо» тормозит, то его куда-то затянуло на повороте, то прицеп начал раскачиваться.

      Цистерны, предназначенные для перевозки жидко­стей, имеют внутренние перегородки для уменьшения ударов жидкости в переднюю и боковую стенки, особенно при резком торможении или повороте. Правда наличие перегородок в цистерне снижает скорость сли­ва жидкости из нее, затрудняет промывку, уменьшает полезную грузоподъемность. В некоторых странах последнее время цистерны изготавливаются без внутренних перегородок. Это оказалось возможным благодаря высокой квалификации, умению и дисциплине во­дителей, управляющих такими транспортными сред­ствами.

      Рис. 1

      При резком торможении волна жидкости в напол­ненной цистерне, двигаясь вперед или вбок, как бы под­талкивает автомобиль (Рис. 1). Это может оказать чрезвычайно вредное воздействие на повороте или при торможении. Однако при плавном и непрерывном тормо­жении волна жидкости достигает передней стенки ци­стерны и, отразившись от нее, начинает двигаться в обратном направлении, способствуя торможению. Та­ким образом, плавность выполнения маневров обеспе­чивает требуемую безопасность движения.

      Рис. 2 Рис. 3

      На закруглении дороги жидкость в цистерне смеща­ется в сторону, противоположную повороту. Это вызы­вает возникновение дополнительного опрокидывающего момента из-за удара жидкости о стенку цистерны и смещения центра тяжести (Рис.2). Водитель перед поворотом должен значительно снизить скорость перед самым вращением рулевого колеса слегка уве­личить подачу топлива. Жидкость несколько сместится к задней стенке, что позволит лучше «посадить» авто­мобиль на повороте. Кроме того, это в какой-то степени разгрузит передние управляемые колеса и облегчит вращение рулевого колеса.

      Особую осторожность следует проявлять водителю при управлении автопоездом-цистерной. В этом случае все описанные явления с жидкостью возникают отдельно в автомобиле-цистерне и прицепе-цистерне, а их дей­ствие складывается. Учитывая, что в цистернах часто перевозят горючее, нетрудно представить возможные последствия в случае аварии.

      Опытный водитель учитывает степень заполнения цистерн жидкостью. Если цистерны заполнены почти полностью, то управление автомобилем упрощается, если они будут полузаполненные (Рис.3). В полностью заполненной цистерне не возникнет гидравлических ударов при торможении или разгоне, а смещение жидкости на повороте не окажет существенного влияния на поведение грузового транспортного средства.

      xn--80aaahpr6aegphgefgd9d.xn--p1ai