Законы граждан рк
Основные обязанности граждан Республики Казахстан. Конституционные обязанности. Обязанности налогоплательщиков. Защита Родины.
Основные обязанности граждан. Хотя права и свободы граждан имеют самостоятельное значение, их нельзя рассматривать отдельно от обязанностей. Каждый человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством. Эти обязанности настолько важны, что они закрепляются в законе.
На граждан возлагается множество правовых обязанностей. Их можно разделить на обязанности, предусмотренные конституцией, и на обязанности, вытекающие из конституционных законов. Конституционные обязанности называются основными, к ним относится соблюдение положений конституции и законов.
Конституция Республики Казахстан выражает волю народа, определяет правовую основу государства. Конституция — самый важный государственный акт, закрепляющий суверенитет и независимость государства. Иначе говоря, конституция — это акт, определяющий основные аспекты взаимоотношений Республики Казахстан с другими государствами. Из этого вытекает обязательность соблюдения положений конституции всеми должностными лицами, всеми гражданами без исключения. Нарушая конституционные нормы, гражданин, хочет этого или не хочет, покушается на суверенитет и независимость государства, на нормальное функционирование государственных органов, на их авторитет как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Поэтому уважение и беспрекословное соблюдение положений конституции является священной обязанностью каждого гражданина.
Конституционной обязанностью граждан является, с одной стороны, соблюдение законов республики, с другой — выполнение возложенных обязанностей. Конечно, требование соблюдения законов предполагает, что гражданин знает законы. Однако на практике многие граждане не знают их. Поэтому конституция обязывает издавать всё законы, другие нормативные акты. Неизданные законы считаются недействительными. Гражданам же следует знать, соблюдать законы, которые относятся к ним, К их работе.
Уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц. Другая конституционная обязанность гражданина — уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц. Конституция придает особое значение правам, свободам, чести, достоинству граждан, считая их высшей ценностью. На самом деле, что может быть ценнее жизни, здоровья, личной свободы, человеческого достоинства? Для того чтобы уважать права, свободы, честь и достоинство другого, надо быть глубоко порядочным, воспитанным, культурным человеком, понимать, что каждый находится под защитой закона.
Обязанности налогоплательщика. Налоги, сборы, пошлины — это денежные средства, поступающие от налогоплательщиков в обязательном порядке. Сбором налогов занимаются местные и республиканские налоговые органы. Республиканские налоги и сборы устанавливает и изменяет парламент Республики Казахстан. Их размеры и сроки внесения определяются в законе. Налоги, сборы, пошлины платят юридические и физические лица, как граждане Казахстана, так и иностранные граждане. Иностранцы тоже должны поддерживать государство материально, т.е. вносить в бюджет государства установленные законом денежные средства. За неуплату налогов виновные привлекаются к ответственности.
В условиях рынка в собственность граждан переходят заводы, фабрики, фирмы, предприятия, технические средства. Собственники этого имущества должны таким образом использовать его, чтобы не наносить вреда окружающей среде, здоровью, другим законным интересам граждан. В случае нарушения этой обязанности виновные привлекаются к имущественной, а иногда » уголовной ответственности. Эта обязанность возлагается и на иностранных граждан, поскольку и они имеют право приобретать средства производства, создавать предприятия.
Обязанность граждан защищать Родину. Защита Родины в сознании нашего народа издревле считается священным долгом каждого. С позиций современного законодательства защита Республики Казахстан — конституционная обязанность граждан нашей страны. Все обязаны выполнять свой воинский долг. Военная служба это особая форма государственной службы, связанная с выполнением военнообязанными своего воинского долга в рядах Вооруженных сил.
Виды военной службы следующие:
— срочная военная служба солдат, матрасов, сержантов и старшин;
— выполняемая по контракту военная служба в должности солдат, матросов, сержантов и старшин;
— выполняемая по контракту женщинами военная служба в частях;
— военная служба курсантов военных учебных заведений;
— военная служба прапорщиков и мичманов;
— военная служба офицерского состава.
Согласно закону Республики Казахстан, каждый, кто является гражданином Республики Казахстан, обязан пройти военную службу. От воинской обязанности освобождаются:
— мужчины, не достигшие 16 лет, и старше 50 лет;
— женщины, не достигшие 18 лет, и старше 40 лет;
— не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Государство Казахстан — Отечество всех граждан
независимо от национальности, пола, вероисповедания, социального положения.
Вопрос и задание
1. Чем можно объяснить взаимосвязь обязанностей граждан с их правами и свободами? 2. Приведите примеры из окружающей жизни и расскажите, что вы думаете о выполнении гражданами Республики Казахстан своих обязанностей.
Институт президентства. Переход к президентскому правлений Место президента в системе государственной власти,
его функции. Выборы президента.
Введение в Казахстане института президентства.
Институт президентства в Казахстане возник накануне
развала СССР. Верховный Совет Казахской ССР на апрельской сессии в 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР”. Согласно Президент должен был быть избран.
Президент (пат. praesidens — «сидящий . впереди»): 1) выборный
руководитель в ряде общественных и научных учреждений; 2) глава государства с республиканской формой правления. В парламентских республиках президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют члены парламента. В президентских республиках президент избирается путем прямых или косвенных выборов.
Он не был главой правительства. Верховный Совет имел неограниченную власть, он мог принимать законы по всем вопроёам, переизбирать президента и т.д. С момента образования Независимой Республики Казахстан полномочия президента были расширены.
Президент и другие органы власти. Конституция Республики Казахстан 1995 г. л провозгласила страну государством с президентской формой правления. Государственная власть в нашей республике, как и во многих других странах, строится по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Президент не относится ни к одной из них. В то же время деятельность президента связана со всеми сторонами государственной власти.
Закон, принятый парламентом, подписывается президентом. Президент имеет право вето, т.е. может вернуть закон на доработку парламенту. Президент имеет право обратиться к парламенту предоставить ему законодательные полномочия на определенный срок. Если парламент удовлетворит просьбу, президент может принимать законы. Следовательно, на определенный срок президент заменяет парламент по вопросам принятия законов. Если парламент не сможет принять закон, который президент считает срочным, то последний может принять указ, имеющий силу закона. Президент может распустить парламент, если он не в состоянии нормально работать или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным судом.
Вето (лат. veto — «запрещаю») — запрещение магистратом Рима некоторых указов или действий других магистратов в Древнеримской империи; право главы государства приостановить введение в действие закона, принятого законодательным органом. Такое право обычно предоставляется главе государства. Правом вето обладают постоянные члены Совета Безопасности ООН.
С согласия парламента президент назначает на должности премьер-министра, председателя Национального банка РК. С согласия Сената парламента Президент РК назначает на должности Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности.
Международная сфера деятельности президента. Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договоры. Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит парламент. Это называется ратификацией международных договоров.
Таким образом, президент влияет на деятельность парламента, парламент оказывает влияние на деятельность президента.
Компетенция президента. Президент оказывает прямое воздействие на исполнительную власть: правительство, местные исполнительные органы. Президент:
— выдвигает на должность премьер-министра;
— определяет структуру правительства;
— назначает и освобождает министров;
— образует, упраздняет министерства, государственные комитеты;
— принимает присягу членов правительства;
— председательствует на заседаниях правительства по особо важным вопросам;
— поручает правительству вносить в Мажилис законопроекты;
отменяет или приостанавливает действия решений правительства.
Президент осуществляет руководство работой местных исполнительных органов. Он назначает и освобождает областных акимов, может приостановить действие решений акимов. Акимы являются прямыми представителями президента в областях, поэтому за свою работу несут ответственность перед ним. Президент проводит с акимами совещания, заслушивает отчеты об их работе на местах, как они выполняют законы, справляются со своими обязанностями.
Президент имеет отношение и к судебной власти: он образует Высший судебный совет и назначает его председателя. Высший судебный совет рассматривает кандидатуры председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда и рекомендует их на избрание Сенатом. А председателей областных судов, председателей коллегий областных судов утверждает президент по рекомендации Высшего судебного совета. Таким образом, президент имеет прямое отношение к формированию судебных органов. Но это не означает, что президент может вмешиваться в работу судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Судьи при решении судебных дел ни от кого не зависимы и подчиняются только закону.
Президент имеет и другие полномочия. Среди них — право проводить референдумы (всенародное голосование) по важным вопросам государственной жизни. Референдум это форма прямого участия народа в управлении государством.
Референдум (лат. referendum — «то, что должно быть сообщено») — всенародное голосование по конституции, законам и другим вопросам. При конституционном референдуме на голосование выносится конституция или изменения в нее. Предметом обычного референдума может быть проект какого-нибудь закона или вопрос, имеющий общегосударственное значение.
Для выполнения своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Указы президента бывают нормативными и ненормативными. Нормативными являются такие указы, в которых имеются нормы права, т.е. правила, определяющие полномочия государственных органов, общественных объединений, права, свободы и обязанности граждан и т.д.
Президент является главой государства, имеет право выступать от имени народа и государства как внутри страны, так и на уровне международных отношений. Поэтому честь и достоинство президента защищаются. Президент как избранник народа служит его интересам. В силу этого после избрания, прежде чем вступить в должность, он приносит народу присягу.
1. Являются ли результаты референдума самыми справедливыми и действительно ли они отражают волю народа? 2. Какие факторы могут повлиять на результаты референдума?
tak-to-ent.net
Права человека и гражданина в Конституции и в Гражданском кодексе Республики Казахстан (Сулейменов М.К., Директор НИИ частного права Каспийского университета, академик НАН РК, д.ю.н., профессор)
Директор НИИ частного права
академик НАН РК, д.ю.н.,
«Вне права нет свободы» — гласит одна из самых известных максим Н. Шайкенова. Другие максимы развивают эту мысль.
«Только Право дает голос Свободе. Потому что Право есть мера цивилизованности общества».
«Мы можем с полным основанием утверждать, что без права нет свободной рыночной экономики, а значит и материального благополучия» [1] .
«Право есть освоенная обществом мера свободы».
Нагашбай Шайкенов свято следовал этим максимам. Он был настоящим подвижником права и верил, что только в правовом государстве возможны и свобода, и рыночная экономика, и гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Об этом еще одна его максима: «Если попытаться одной формулой раскрыть социальную ценность права, то достаточно сказать, что нет личности иной, чем правовая, ибо только право нормативно выделяет личность, защищает ее автономию, экономическую самостоятельность».
Идею права и защиты прав личности он отстаивал всегда и пытался воплотить в законах, подготовкой которых он руководил, и в Конституции, которую он написал.
Какова была историческая необходимость принятия Конституции 1995г.? Ведь первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г., всего лишь за полтора года до принятия действующей.
Когда приняли Конституцию 1993 г., было много высказываний, что она на века. Я в то время опубликовал статью, в которой утверждал, что через 2-3 года в Конституцию придется вносить изменения, так как это Конституция переходного периода, ситуация экономическая и политическая тогда менялась очень быстро. Правда, я не ожидал, что придется принимать новую Конституцию.
Основная причина — в нерешенности вопросов разделения властей в старой Конституции. Была закреплена президентская форма правления, однако большими полномочиями обладали и Верховный совет, и местные Советы народных депутатов. В то же время механизма разрешения этих противоречий не было разработано. Когда я в одной из газет увидел статью «Две вершины одной горы» (имелись в виду Назарбаев Н.А. и Абдильдин А.С.), лично я понял, что политический кризис неизбежен. Первый кризис произошел в ноябре 1993 г. когда произошли самороспуски Советов народных депутатов и 13 декабря Верховного Совета.
После этого началась работа по подготовке изменений в Конституцию. Однако в марте 1995 г. разразился новый политический кризис, связанный с признанием Конституционным Судом нелегитимным Верховного Совета.
В этих условиях встал вопрос о разработке новой Конституции.
Кто автор Конституции?
Постановлением Президента РК от 22 мая 1995 г. был создан Экспертно-консультативный Совет при Президенте РК по проекту новой Конституции РК.
Членами Совета были 9 человек, из них 3 чиновника:
Шайкенов Н.А. — Министр юстиции, д.ю.н.
Колпаков К.А. — представитель Президента РК в Верховном Совете, к.ю.н., будущий Министр юстиции.
Мухамеджанов Б.А. — зав. отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы аппарата Президента, следующий Министр юстиции.
Остальные 6 членов — это ученые:
4 специалиста по конституционному праву: академик Сапаргалиев Г.С., проф. Ким В.А., проф. Котов А.К., проф. Нурпеисов Е.К.
2 специалиста по гражданскому праву: проф. Басин Ю.Г. и академик Сулейменов М.К. Я был назначен научным руководителем Совета.
Кроме того, было 3 иностранных эксперта:
Жак Аттали — советник Госсовета Франции;
Роллан Дюма — председатель Конституционного совета Франции;
Алексеев С.С. — председатель Научного совета Исследовательского центра РФ.
Нас называют авторами конституции. Но мы не авторы, мы эксперты. В постановлении Президента от 22 мая 1995 г. записано: завершить работу к 10 июня. Меньше месяца. За месяц Конституцию не напишешь. Мы, конечно, работали каждый день с утра до вечера, но обсуждали уже готовый текст.
Кто же был автором?
Идеологом Конституции был Президент Назарбаев Н.А. В одной из книг он писал, что прочитал конституции 20 стран, потом пригласил юристов. При этом назвал наши фамилии.
Но на самом деле текст написал Нагашбай Шайкенов.
Была еще одна причина, почему потребовалось изменение Конституции 1993 г. Одним из главных ее недостатков Нагашбай Шайкенов называл отсутствие раздела о правах человека. Раздел назывался права гражданина, о правах человека говорилось мельком, только в одной статье. Н. Шайкенов считал, что в Конституции во главу угла должны быть поставлены права человека. Именно поэтому Конституция 1995 г. открывается (после Общих положений) разделом, который называется «Человек и гражданин».
Одной из центральных статей Конституции является ст. 12, где говорится, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Обратите внимание на слова: «в соответствии с Конституцией». Это значит, что права человека, являясь естественными правами, тем не менее приобретают правовую защиту только будучи закрепленными в Конституции РК.
В этой же статье имеется п. 5, гласящий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.
Это означает, что права и свободы человека неразрывно связаны с правами и свободами других лиц и что права и свободы человека неразрывно связаны с правом и нравственностью.
Права человека являются естественными правами в отличие от прав гражданина, которые возникают только в связи с наличием у личности гражданства или иного правового статуса (иностранца, лица без гражданства). Может ли повлиять включение естественных прав в Конституцию РК на решение дискуссии о понятии права?
В литературе выделяют различные типы правопонимания, но в основном их сводят или к трем, или к двум.
Три типа правопонимания, которые обычно выделяют, — это: естественно-правовой, этатистский, социологический.
1. Естественно-правовой подход (юснатурализм) — один из древнейших вариантов правопонимания. Естественное право понималось как постоянное и жизненное, и подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. Его связывали то с теологическим (божественным) основанием, то с естественными правами и свободами человека, то с неким правовым идеалом, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.
Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма (естественного права) имеют сходство в следующих моментах:
1) естественное право как безусловная ценность, как «хорошее», «настоящее», «правильное» право противопоставляется «несовершенному», «плохому», «неправильному» позитивному праву (закону, установленному государством);
2) естественное право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека (реифицированная социальная реальность);
3) как явление идеальное и абсолютное, естественное право постоянно и неизменно, не подвержено «порче» в рамках любого социального хронотопа [2] .
Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное или положительное право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах или иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека [3] .
2. Этатистский подход — относится к классическому варианту правопонимания, сформировавшемуся в рамках классической научной рациональности. Согласно этому подходу право всегда является созданием государства или опосредуется государством и понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона.
3. Социологический подход — возник на излете классического типа научной рациональности (вторая половина XIX в.). Право понимается как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право — это не то, что выражено в законе, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях [4] .
Можно сформулировать два положения, которые мне представляются правильными:
1. Все существующие типы правопонимания можно свести к двум: узкое (нормативное, легистское) и широкое (юридическое, антилегистское) типы правопонимания и понятия права.
2. Любые концепции правопонимания не отвергают нормативности права. Более того, они основываются на позитивном праве, от него отталкиваются и на его основе строят свои концепции правопонимания. Тем более это неоспоримо для континентальной системы права, ибо только современная американская реалистическая правовая школа отрицает нормативность права.
Для цивилиста из всего этого вытекает одна простая истина: нормативное понимание права существует при любых концепциях правопонимания — или как единственно верное по нормативной концепции права или как часть широкого понимания права по другим антилегистским концепциям правопонимания.
Включение прав человека в Конституцию РК означает, что естественные права включены в нормативно-правовую систему Казахстана и регулируются Конституцией РК и другими нормативными правовыми актами РК.
Права человека как естественные права принадлежат человеку независимо от того, где и когда он появился на свет, но охрана и регулирование этих прав производится государством путем включения их в правовую систему через закрепление норм об этих правах в Конституции как основном законе государства.
Право на жизнь — это естественное право человека, однако лишение человека жизни может рассматриваться или как преступление, или как правомерное действие — применение государством высшей меры наказания. Таким образом, право на жизнь включается в нормативно-правовую систему государства.
Как я уже говорил выше, в РК гарантируются права и свободы человека «в соответствии с Конституцией РК» (п.1 ст. 12 Конституции).
Именно закрепление в Конституции дает естественным правам человека поддержку и защиту в соответствии с законодательством РК.
При этом очень важное значение имеют положения п. 2 ст. 12 Конституции РК: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов».
Именно из этого надо исходить при включении естественных прав в правовую систему Казахстана: не законы Казахстана определяют содержание прав человека, а права и свободы человека определяют содержание и применение законов.
Согласно Конституции РК к конституционным правам и свободам относятся, в частности, права: на признание правосубъектности и защиту своих прав и свобод (ст. 13), на равенство перед законом и судом (ст.14), на жизнь (ст. 15), на личную свободу (ст. 16), на защиту достоинства (ст.17), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 18), на определение национальной, партийной и религиозной принадлежности (п. 1 ст. 19), на пользование родным языком и культурой (п.2 ст. 19), на свободу слова и творчества (ст. 20), на свободное передвижение по территории и свободный выбор местожительства (ст. 21), на свободу совести (ст. 22), на свободу объединений (ст. 23), на свободу труда (ст. 24), на неприкосновенность жилища (ст. 25) и другие.
Однако, что характерно, большинство этих конституционных прав являются также гражданско-правовыми и закреплены в ГК.
Для наглядности я приведу ряд классификаций личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом.
По структурно-функциональному признаку личные неимущественные права в гражданском праве могут быть классифицированы следующим образом:
1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина (физические лица), в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность;
2) личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина (физического лица), включая право на имя (фамилию, отчество), право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на частную (личную) жизнь, право на свободу передвижения. [5]
По целям осуществления рассматриваемых прав они могут быть классифицированы следующим образом:
1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду;
2) права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе, включая право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию;
3) права, обеспечивающие автономию личности (права на тайну и неприкосновенность личной жизни);
4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности личности [6] .
Предлагается также следующая классификация:
1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и достоинства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ;
2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, право на неприкосновенность личного облика, а также право личного изображения;
3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны личной жизни граждан: право на неприкосновенность жилища, личной документации, право на тайну личной жизни, в том числе адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации [7] .
Как видим, многие конституционные права и свободы одновременно являются гражданско-правовыми личными неимущественными правами. Как это можно объяснить? И как объяснить, что конституционные нормы, регулирующие конституционные права и свободы, одновременно являются или превращаются в нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения?
В теории конституционного права делались попытки разрешить эту проблему, причем иногда весьма оригинальным образом, я бы сказал, поэтически-математическим.
Во-первых, конституционное право сравнивается с генеральным планом застройки города. Строительство конкретных объектов требует разработки типовых проектов, являющихся продолжением и завершением градостроительного проектирования. Градостроительный проект красной нитью проходит через детальное проектирование, «растворяется» в нем, но «растворяется» не исчезая, а воплощаясь, не теряя своего предназначения, а обретая его. Точно так же и конституционное право лежит в основе всей системы советского права, не утрачивая характера отрасли права. Во-вторых, конституционное право сравнивается с арифметикой, которая лежит в основе комплекса различных отраслей математики — алгебры, геометрии, функциональных и интегральных исчислений и многих других. В-третьих, право с его многочисленными отраслями сравнивается с большим ветвистым деревом. Каждая ветвь этого дерева — отрасль права, а его ствол, от которого отходят ветви, — конституционное право [8] .
И после такого поэтического сравнения автор сам же признает неопределенность предмета конституционного права, невозможность отграничить его от предмета других отраслей права. Не надо даже опровергать автора, достаточно просто процитировать его:
«Конечно, с абсолютной точностью невозможно сказать, где кончается арифметика и начинается алгебра, ибо арифметика используется в алгебре, проникает в нее. Но это не значит, что арифметика исчезает, растворяясь в алгебре, и утрачивает свой предмет. Конечно, с абсолютной точностью невозможно показать ту точку, в которой кончается ствол и начинается ветвь дерева, ибо ветвь произрастает из ствола. Но это не значит, что, порождая ветвь, ствол перестает существовать. С математической точностью невозможно очертить и круг тех общественных отношений, которые составляют объект регулирования нормами конституционного права, ибо эти отношения вплетены в сложный узор общественных отношений. Но сказанное не означает и того, что этого круга нет и что нет соответствующей отрасли» [9] .
Какой же есть выход из данной ситуации?
Правильным является мнение, что предмет конституционного права носит двуединый характер, т.е. включает в себя две группы общественных отношений:
1) общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права в общем, а конкретная регламентация осуществляется нормами других отраслей права;
2) общественные отношения, которые регулируются только нормами конституционного права (организация государственной власти и т.п.) [10] .
Таким образом, совершенно очевидно, что конституционное право как отрасль права состоит из двух самостоятельных частей:
1) конституционное право, которое непосредственно регламентирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Эту часть конституционного права можно назвать «конституционное государственное право»;
2) конституционное право, выступающее основой всех остальных отраслей национального права. Эту часть можно назвать «конституционные основы отраслей национального права».
Конституционное право представляет собой суперотрасль права, надотрасль, стоящую над всеми отраслями национального права и выступающую их основой.
Отсюда возникает вопрос, к какой группе отраслей — публичному или частному праву — относится конституционное право?
Конституционное право обычно относят к публичному праву, причем к его основной части [11] . Однако иногда его называют публично-частным правом [12] .
С решением вопроса о публично-правовой или частно-правовой природе конституционного права связано решение другого вопроса: где проходит грань между конституционным и другими отраслями права?
Или эту грань невозможно определить?
Возвращаясь к образу ствола и ветвей, как определить, где и в какой точке ствол переходит в ветви? А если у дерева два ствола?
А так оно и есть: один ствол — конституционное государственное право, другой ствол — конституционные основы отраслей национального права. Этот ствол состоит из отдельных частей. каждую из которых составляют нормы отдельной отрасли национального права: гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д. Соответственно из каждой такой части вырастают отдельные ветви, каждая из которых составляет отдельную отрасль права: соответственно гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д.
Право на труд (или как сейчас в п.1 ст. 24 Конституции РК — право на свободу труда) регулируется нормами конституционного права. Но одновременно это нормы и трудового права в том широком его понимании, которое господствует в науке трудового права. Если говорить о частном трудовом праве, то нормой трудового права является, например, норма п. 4 ст. 24 Конституции РК: «Работающим по трудовому договору гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Несомненно, одновременно эта норма и конституционного права.
Если пример, с трудовым правом не убеждает, то как отнестись к такой норме: граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (п. 1 ст. 26 Конституции РК). Несомненно, это нормы гражданского права. Они закрепляются и получают дальнейшее развитие в ГК (ст.ст. 191, 192 и другие). Несомненно также, что это нормы и конституционного права.
Нормы гражданского права закреплены во многих статьях Конституции Республики Казахстан, — например, ст. 6 о государственной собственности, ст. 2 о правах и свободах человека и гражданина (в частности, п. 4 ст.12 о правах и обязанностях иностранцев и лиц без гражданства), ст. 13 о правосубъектности, ст. 18 о личных имущественных правах, ст. 20 об информации, ст. 21 о праве свободного передвижения, ст. 22 о свободе совести (объединяться в религиозные организации), ст. 23 об общественных объединениях, ст. 25 о праве на жилище, ст. 26 о праве граждан на частную собственность и на предпринимательство, ст. 29 — услуги на охрану здоровья, ст. 30 — услуги на получение образования, подпункт 4) ст. 66 о праве Правительства РК на организацию управления государственной собственностью.
То же самое можно сказать и о других отраслях права. Все отрасли права как основные, так и комплексные, получили или должны получить закрепление в Конституции. Конституция является основой, базой и источником всех отраслей права.
Это значит, что Конституция является источником и конституционного, и всех других отраслей права. Это значит, что одна и та же норма находится в составе и конституционного права, и в составе, например, гражданского права.
Как раз этот вопрос является камнем преткновения для всех конституционалистов: как можно допустить, чтобы одна и та же правовая норма находилась одновременно в составе сразу двух отраслей права.
Между тем эта проблема легко решается с позиции теории комплексных отраслей права.
Конституционное право — эта суперотрасль, надотрасль, стоящая над всеми отраслями права. Оно стоит во главе пирамиды отраслей права. И все отрасли права берут из него начало. Нормы этих отраслей, проросшие в конституционное право, являются ведущими, основой и началом этих отраслей права. Но поскольку отрасли права являются и публичными, и частными, то и нормы конституционного права в этой части являются и публичными, и частными. А отрасль права, объединяющая в себе публичные и частные нормы, по моей концепции, является комплексной отраслью права.
Конституционное право, на мой взгляд — это комплексная суперотрасль права.
«Конституционное государственное право»- это публичное право. А вот «конституционные основы отраслей национального права» состоят из норм как публичного, так и частного права.
www.zakon.kz