Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. комментарии к статье 1.7 КоАП РФ

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 1.7 настоящего Кодекса во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ и пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 23-П

О конституционно-правовом смысле положений части 2 статьи 1.7 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 20-П и определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 2017-О

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 195-ФЗ статья 1.7 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Правила ч. 1 ст. 1.7 устанавливают общие принципы действия законодательства об административных правонарушениях:

1) во времени . По общему правилу лицо подлежит административной ответственности только на основании закона, который уже действует в момент, когда совершено административное правонарушение. При этом:

а) под словом «закон» в данном случае понимается сам КоАП, а также законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) действует ли закон, нужно судить либо из текста самого закона (где указывается день введения его в действие), либо из текста специального закона, регулирующего порядок и дату его вступления в силу (примером может служить Закон N 196, он устанавливает, что КоАП вступает в силу с 01.07.2002, ст. 1), либо нормами Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ст. 6 этого Закона указано, что федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу). Официальными источниками опубликования федеральных законов являются «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». Принципиальное значение имеет постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П о том, что днем обнародования такого закона считается день первой публикации , а не дата подписания в печать указанных выше изданий;

в) законы каждого субъекта Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном в самих этих законах либо в специальных законах этого субъекта Российской Федерации;

2) в пространстве (до 11.08.07). Это означает, что лицо подлежит административной ответственности по закону, который действует в месте совершения административного проступка. Так, за правонарушение, совершенное в Тульской области, ответственность наступает по закону этой области (если, конечно, за это деяние не установлена ответственность нормами самого КоАП). В практике возникает вопрос: по закону какого субъекта Российской Федерации несет ответственность лицо, совершившее в марте 2007 г. административные правонарушения на территории нескольких субъектов Российской Федерации и привлеченное к ответственности, допустим, в г. Ростове-на-Дону ? В этом случае правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании законов каждого из таких субъектов Российской Федерации: орган или должностное лицо, осуществляющие производство по делу, должны применять именно эти законы. С 11.08.07 действию законодательства об административной ответственности в пространстве посвящена специальная статья — 1.8 (см. коммент. к ней).

2. Специальные правила предусмотрены в ч. 2 ст. 1.7:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку вступил в силу закон, который:

а) отменяет административную ответственность за ранее совершенное лицом (т.е. до дня введения этого закона в действие) административное правонарушение;

б) хотя и не отменяет ответственность за административное правонарушение, но смягчает ее;

в) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение (например, предусматривает возможность применения не только штрафа, как это было раньше, но и предупреждения);

2) они императивно предусматривают, что в упомянутых выше случаях закон имеет обратную силу. При этом в ч. 2 дается легальное определение (для целей КоАП) обратной силы закона.

Закон (смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение) распространяется на лицо:

— которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу;

— относительно которого постановление о назначении административного наказания не было принято либо уже принятое постановление не было исполнено ;

3) они императивно запрещают придавать обратную силу закону, который:

а) устанавливает административную ответственность за данное деяние. Речь идет о случаях, когда деяние (до вступления закона в силу) не признавалось административным правонарушением;

б) отягчает административную ответственность за совершенное лицом (до вступления в силу данного закона) административное правонарушение (например, вместо предупреждения этот закон вводит штраф);

в) иным образом ухудшает положение лица, совершившего административное правонарушение до вступления этого закона в силу;

4) для их правильного применения необходимо руководствоваться правилами:

а) ст. 5 Закона N 196, предписывающими прекратить с 1 июля 2002 года находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, признанных административными правонарушениями в соответствии с законами РСФСР, законами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президиума Верховного Совета РСФСР, указами Президиума Верховного Совета Российской Федерации и не признающихся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также дела об административных правонарушениях, по которым истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установлено также, что с 1 июля 2002 года не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о наложении административных взысканий за административные правонарушения, установленные законами РСФСР, законами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президиума Верховного Совета РСФСР, указами Президиума Верховного Совета Российской Федерации и не являющиеся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также неисполненные постановления о наложении административного взыскания в виде исправительных работ. Органам, должностным лицам, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо было передать не рассмотренные до 1 июля 2002 года дела об административных правонарушениях судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) ст. 6 Закона N 196 о том, что в связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратную силу имеет закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 года и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (выделено мной — А.Г.). О судебной практике по применению ч. 2 см. п. 5 Пост. N 2.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 1.7 состоят в следующем:

1) они императивны, т.е. не дают права судье, органу, должностному лицу, осуществляющему производство по делу, применять по своему усмотрению правила отмененного закона (либо закона, который вступит в силу через некоторое время);

2) они не предусматривают возможности придания обратной силы закону, регулирующему порядок производства по делу об административном правонарушении: в любом случае он должен осуществляться на основании закона, который действовал именно во время производства по делу. См. также п. 1 Пост. N 5.

4. ВАС (в Пост. N 2) разъяснил судам что:

1) ответственность за правонарушения совершенные до 30.06.02 — наступает по правилам ранее действовавшего законодательства (п. 4);

2) если КоАП не установлена ответственность за деяние, считавшееся до 30.06.02 правонарушением, то после 30.06.02 судом не может быть вынесено постановление об административном наказании. При этом и взыскание ранее наложенных штрафов за такое деяние — не производится (п. 5);

3) если КоАП предусматривает более мягкую ответственность, то взыскание ранее наложенных штрафов после 30.06.02 производится в части не превышающей максимального размера штрафа предусмотренного КоАП за такое правонарушение (п. 5);

4) пересмотр неисполненных постановлений после 01.07.02 не противоречит закону и в том случае, когда после указанной даты изменена подведомственность соответствующих дел (п. 6.1);

5) указанный пересмотр может быть осуществлен арбитражным судом (с учетом правил о подведомственности) и по заявлению правонарушителя (п. 6.2, 6.3);

6) дело об административном правонарушении, совершенном до 01.07.02 подлежит рассмотрению после этой даты тем судом (органом, должностным лицом) к подведомственности которого это дело отнесено новым КоАП и в соответствии с процедурами, предусмотренными КоАП (п. 7).

base.garant.ru

СТ 1.7 КоАП РФ

Комментарий к Ст. 1.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило действия законодательства об административных правонарушениях во времени, в соответствии с которым лицо подлежит административной ответственности только на основании закона (под которым понимаются КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях) действующего либо действовавшего на момент совершения административного правонарушения.

2. В случае включения в законодательство об административных правонарушениях новых норм либо внесения изменений в ранее действовавшие нормы надлежит установить, с какого времени действует данная норма.

О действии закона либо нормы закона надлежит судить, исходя из:

— текста самого закона, в котором указывается день введения его в действие;

— текста специального закона, определяющего порядок и дату вступления в силу того или иного закона;

— положений ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которыми федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Согласно ст. 4 указанного Закона официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое опубликование (размещение) на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru).

Законы субъектов РФ вступают в силу в порядке, установленном в самих этих законах либо в специальных законах субъектов РФ.

3. Часть 2 комментируемой статьи содержит специальные правила действия законодательства об административных правонарушениях во времени, которые применяются только в тех случаях, когда вступил в силу закон, который смягчает или отменяет административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение; устанавливает или отягчает административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшает положение лица, совершившего административное правонарушение.

4. Часть 2 ст. 1.7 КоАП РФ применяется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не в порядке усмотрения, а императивно, т.е. в обязательном порядке.

При этом закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу и подлежит обязательному применению в отношении лица, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания было принято, но не было исполнено.

Одновременно установлен запрет на придание обратной силы закону, который:

— устанавливает административную ответственность за деяние, которое не признавалось административным правонарушением до вступления в силу закона;

— отягчает административную ответственность за административное правонарушение, например исключает в санкции статьи предупреждение из числа возможных видов административного наказания, назначаемых за данное правонарушение, и оставляет в качестве безальтернативного наказания административный штраф;

— иным образом ухудшает положение лица, например, в случае повышения размера административного штрафа, назначаемого за данное деяние.

5. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает общее правило действия законодательства об административных правонарушениях во времени, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не вправе по своему усмотрению применять правила отмененного закона либо принятого, но не вступившего в силу.

При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:

— ответственность за административные правонарушения, совершенные до вступления в силу нового закона, наступает по правилам ранее действовавшего закона;

— если новым законом не установлена административная ответственность за деяние, ранее считавшееся административным правонарушением, то после вступления его в силу за данное деяние постановление об административном наказании не может быть вынесено, а в случае если такое постановление было вынесено, то его исполнение подлежит прекращению;

— дело об административном правонарушении, совершенном до вступления в силу нового закона, которое находится в производстве после вступления в силу данного закона, подлежит рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, к подведомственности которых оно отнесено новым законом и в соответствии с процедурами, установленными данным законом;

— после вступления в силу нового закона пересмотр ранее вынесенных постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, совершенных до вступления в силу нового закона, и исполнение постановлений по таким делам осуществляются на основании правил нового закона.

www.kodap.ru

Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени (действующая редакция)

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарий к ст. 1.7 КоАП РФ

1. При истолковании данной статьи следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Действие законодательства об административной ответственности во время и по месту совершения правонарушения означает, что к нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенные КоАП: органы государственной власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы не вправе устанавливать административные санкции, однако правомочны осуществлять предусмотренные КоАП виды административно-процессуальной деятельности.

2. Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что следует из сопоставления ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Установление административной и любой другой юридической ответственности возможно только федеральным законом, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускаются актом, принятым в указанной форме.

Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более значительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде. Административная ответственность может быть усилена в виде повышения размера денежного взыскания либо путем замены имущественных административных санкций наказаниями, ограничивающими свободу правонарушителя.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается обратная сила закона только применительно к постановлению о назначении административного наказания. В отличие от этого, порядок, исключающий обратную силу закона, применяется также и в отношении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Правило об обратной силе закона применяется только в отношении постановления о назначении административного наказания при осуществлении предусмотренных КоАП процессуальных действий, предшествующих стадии исполнительного производства. При этом необходимо учитывать, что:

а) данное правило применяется в отношении постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП, но не приведенного в исполнение в соответствии со ст. 31.4 КоАП. Таким образом, указанное правило действует также применительно к постановлению, обращенному к исполнению (см. ст. 31.3 КоАП);

б) в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают его исполнение в соответствии с п. 2 ст. 31.7 КоАП. Данные правовые последствия наступают и применительно к вынесенному постановлению о назначении административного наказания в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (см. п. 1 ст. 31.7 КоАП);

в) правило об обратной силе закона не может быть применено в отношении вынесенного постановления об административном аресте, поскольку данное постановление исполняется ОВД немедленно после его вынесения (см. ч. 1 ст. 32.8 КоАП).

3. Принятие акта, смягчающего ответственность, означает общую гуманизацию наказания, при этом возможно установление менее значимых размеров имущественных санкций либо сокращение сроков применения административных наказаний, ограничивающих для нарушителя право на свободу. Смягчение ответственности происходит при внесении коррективов в перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, например в случае сокращения видов указанных обстоятельств, определенных ч. 1 ст. 4.3 КоАП.

Гуманизация наказания возможна при изменении компетенции органов административной юрисдикции: предоставлении им дополнительных полномочий, в соответствии с которыми указанные органы вправе и не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность (см. абз. 8 ч. 1 ст. 4.3 КоАП).

4. КоАП не определяет содержания понятия «время совершения правонарушения». Применительно к УК под временем совершения преступления подразумевается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК). В отличие от КоАП, УК предусматривает возможность принятия федеральных законов, улучшающих положение лица, совершившего преступление; к их разновидностям относятся законы, устраняющие преступность деяния или смягчающие наказание (ч. 1 ст. 10 УК).

Некоторыми кодифицированными актами, предусматривающими применение административных санкций, установлен особый порядок их действия во времени, отличный от порядка, определенного комментируемой статьей. Статьей 6 Водного кодекса РФ, ст. 4 ЛК и п. 1 ст. 5 БК предусмотрен идентичный порядок действия водного, лесного и бюджетного законодательства во времени: акты указанных отраслей законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие . Названные кодексы не относятся к правоустанавливающим актам: ст. 130 Водного кодекса РФ, ст. 110 ЛК определено применение мер административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно ст. 289 — 306 БК штрафные санкции применяются в соответствии с КоАП.

Согласно п. 1 ст. 5 БК вышеуказанный порядок действия бюджетного законодательства во времени применяется, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.

Таким образом, при назначении административных наказаний должен применяться порядок действия во времени законодательства, устанавливающего административную ответственность, определенный ч. 2 комментируемой статьи.

При применении административных санкций согласно БК необходимо учитывать, что указанным актом наряду со штрафом (в соответствии с КоАП) установлены самостоятельные, главным образом имущественные, административные санкции: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, начисление пеней и другие, предусмотренные ст. 282 БК.

Поскольку административные санкции, применяемые к правонарушителям согласно ст. 282 БК, являются составной частью бюджетного законодательства, то в указанных случаях применяется порядок действия законодательства во времени, определенный п. 1 ст. 5 БК; в отличие от ч. 2 ст. 1.7 КоАП, в п. 1 ст. 5 БК указано, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленное ст. 5 НК, существенно отличается от аналогичных предписаний КоАП: согласно п. 4 ст. 5 НК акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иными лицами своих обязанностей, предусмотренных ст. 23, п. 3 ст. 24 НК, может рассматриваться в качестве налоговых правонарушений (ст. 116 — 129.1 НК).

Федеральный закон, устраняющий такие обязанности, фактически устраняет и ответственность за их неисполнение, однако установление этого юридического факта зависит от истолкования правовой нормы, во всяком случае, федеральным законом должны быть точно определены предписания, имеющие обратную силу.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК налоговые отношения представляют собой разновидность административных отношений и не регламентируются гражданским законодательством. Таким образом, налоговые санкции, определенные п. 2 ст. 114 НК, представляют собой разновидность административных санкций, а федеральные законы, устанавливающие, смягчающие или отменяющие ответственность за налоговые правонарушения, являются составной частью законодательства об административной ответственности.

5. Следует учитывать следующие особенности действия во времени законодательства, устанавливающего ответственность за административные правонарушения, и законодательства, определяющего меры гражданско-правовой ответственности:

а) согласно п. 1 ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, действие федерального закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом; таким образом, акты федеральных министерств и ведомств, содержащие нормы гражданского права, не имеют обратной силы (во всяком случае, ГК это не предусмотрено);

б) обратная сила указов Президента РФ и постановлений федерального Правительства, содержащих нормы гражданского права, ГК предусмотрена только в случаях, если этими актами установлены правила, обязательные для сторон договора (императивные нормы): договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения (см. п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 422 ГК);

в) гражданско-правовая ответственность устанавливается только федеральными законами, указанные выше федеральные подзаконные акты могут содержать нормы гражданского права, но не устанавливать гражданско-правовую ответственность: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ любые виды юридических санкций могут быть определены только федеральным законом. В то же время необходимо принимать во внимание и особенности обратной силы подзаконных актов, учитывая, что в них могут быть регламентированы административно-процессуальные действия: например, полномочия органов административной юрисдикции, как правило, определяются на подзаконном уровне.

Обратная сила федеральных законов, устанавливающих административную ответственность либо предусматривающих применение административных санкций в соответствии с другими федеральными законами, определена применительно к их действию во времени (см. ст. 6 Водного кодекса РФ, ст. 4 ЛК, ст. 5 БК, ст. 5 НК), однако в некоторых случаях она определяется применительно к порядку введения в действие федерального закона и не оговаривается в специальных структурных единицах акта (см. п. 3 ст. 72 Градостроительного кодекса РФ).

6. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Указанный закон применяется во все время рассмотрения впредь до его отмены. Под временем рассмотрения дела подразумевается время, затраченное на осуществление процессуальных действий, осуществляемых органами административной юрисдикции и (или) уполномоченными ими должностными лицами. Начало его исчисления обусловлено юридическим фактом, с которым КоАП связывает возможность осуществления процессуальных действий, например с момента составления протокола об административном правонарушении или с начала осуществления действий, необходимых для его составления (в тех случаях, когда КоАП предусмотрено составление протокола) (см. ст. 28.2, 28.6 КоАП).

Начало исчисления сроков рассмотрения дела об административном правонарушении может быть связано с осуществлением мер административного пресечения, применяемых в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка. Такими мерами могут быть личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и другие, предусмотренные ч. 1 ст. 27.1 КоАП; в указанных случаях сроки рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляются со дня получения уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Применительно к административным правонарушениям в области таможенного дела (гл. 16 КоАП) при истолковании комментируемой статьи следует учитывать письмо ГТК России от 21 июня 2002 г. N 01-06/24460 «О некоторых вопросах применения положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при определении того, какой закон смягчает ответственность, должно приниматься во внимание не возможное уменьшение или увеличение размера наказания для конкретного лица, а смягчение или отягчение установленной законом административной ответственности за правонарушение, т.е. сравнению подлежат санкции самих статей Таможенного кодекса и КоАП, характеризующие подход законодателя к установлению ответственности в целом.

www.zakonrf.info