№169-ГД от 28.12.2004

О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

Принят Самарской Губернской Думой
21 декабря 2004 года

Настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Самарской области.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом

1. Ветераны Великой Отечественной войны — труженики тыла из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

2. Ветераны труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», граждане, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года.

3. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, статус которым установлен в соответствии с законами Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и «О реабилитации жертв политических репрессий».

Статья 2. Реализация мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям лиц, указанным в частях 1, 3 статьи 1 настоящего Закона, проживающих на территории Самарской области, и являются расходными обязательствами Самарской области.

2. При наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одних и тех же видов социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по их выбору.

Глава 2. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

Статья 3. Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла

Ветеранам Великой Отечественной войны — труженикам тыла из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи;

2) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

3) оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

4) преимущество при приёме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

5) ежемесячная денежная выплата в размере 280 рублей.

Статья 4. Меры социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года

1. Ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

2) по достижении возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

3) ежемесячная денежная выплата на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений:

для лица, проживающего в семье из трёх человек и более — 40 рублей.

Ежемесячная денежная выплата на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений предоставляется лицу, проживающему в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяется на совместно с ним проживающих нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

4) оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление) — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленныхорганами местного самоуправления), а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, услуг по его доставке, включая погрузку и перевозку этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от форм собственности жилищного фонда;

5) ежемесячная денежная выплата в размере 310 рублей.

2. Ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсии по иным основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы, установленные в настоящей статье, предоставляется по достижении возраста 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Статья 5. Меры социальной поддержки реабилитированных лиц

1. Лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

2) первоочередная бесплатная установка квартирного телефона в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

3) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, также бесплатное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

4) оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

5) при наличии медицинских показаний бесплатное обеспечение транспортным средством в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области;

6) ежемесячная денежная выплата на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений:

для одиноко проживающего лица — 74 рубля;

для лица, проживающего в семье из двух человек — 47 рублей;

7) оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление) — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленныхорганами местного самоуправления), а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, услуг по его доставке, включая погрузку и перевозку этого топлива.

8) внеочередные прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

9) ежемесячная денежная выплата в размере 420 рублей.

2. Расходы на погребение умерших реабилитированных лиц относятся к расходным обязательствам Самарской области, финансирование которых осуществляется в порядке и размерах, определяемых Правительством Самарской области.

Статья 6. Меры социальной поддержки лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

Лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи;

2) первоочередная установка квартирного телефона;

4) ежемесячная денежная выплата на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений:

для лица, проживающего в семье из трех человек и более — 40 рублей.

Ежемесячная денежная выплата на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений предоставляется лицу, проживающему в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяется на совместно проживающих с ним членов его семьи;

5) оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление) — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленныхорганами местного самоуправления), а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, услуг по его доставке, включая погрузку и перевозку этого топлива.

Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицу, проживающему в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, и распространяются на совместно с ним проживающих членов его семьи;

6) внеочередные прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

7) ежемесячная денежная выплата в размере 280 рублей.

Статья 7. Порядок получения ежемесячных денежных выплат и ежемесячных денежных выплат на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений

1. Порядок получения ежемесячных денежных выплат, ежемесячных денежных выплат на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Самарской области.

2. Размер ежемесячных денежных выплат, ежемесячная денежная выплата на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещении подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.

Статья 8. Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

1. Получателем субвенций на ежемесячные денежные выплаты, установку квартирного телефона, обеспечение транспортным средством, протезно-ортопедическими изделиями, на погребение является министерство труда и социального развития Самарской области.

2. Получателем субвенций на предоставление льгот по зубопротезированию и обеспечению протезами является министерство здравоохранения Самарской области.

3. Получателем субвенций на предоставление льгот по лекарственному обеспечению является территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области.

4. Предоставление субвенций производится на основании заявок, формируемых указанными министерствами и представляемых в министерство управления финансами Самарской области. Отчёты о фактическом использовании средств представляются министерством труда и социального развития Самарской области и министерством здравоохранения Самарской области в министерство управления финансами Самарской области ежеквартально.

5. Получателями субвенций на реализацию мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат на частичную оплату занимаемой общей площади жилых помещений, оплату коммунальных услуг являются органы местного самоуправления в Самарской области. Средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета по соответствующему направлению в виде субвенций.

6. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Самарской области.

7. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Самарской области.

Глава 3. Заключительные положения

Статья 9. Документы, подтверждающие права ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

Реализация мер социальной поддержки лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется по предъявлении документов, подтверждающих их статус, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, за исключением пункта 3 части 1 статьи 4, пункта 6 части 1 статьи 5, пункта 4 статьи 6.

2. Пункт 3 части 1 статьи 4, пункт 6 части 1 статьи 5, пункт 4 статьи 6 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2006 года.

3. В 2005 году за лицами, указанными в частях 2, 3 статьи 1, в абзаце пятом пункта 3 части 1 статьи 4, в абзаце пятом пункта 6 части 1 статьи 5, в абзаце пятом пункта 4 статьи 6 настоящего Закона, сохраняется право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Самарской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицу, проживающему в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности.

www.samregion.ru

Закон Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (с изменениями и дополнениями)

Закон Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД
«О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»

С изменениями и дополнениями от:

9 февраля, 5 июля, 30 декабря 2005 г., 6 мая, 13 июля, 7 декабря 2006 г., 10 октября 2007 г., 10 июля, 31 декабря 2008 г., 6 мая 2009 г., 3 июля, 11 октября, 14 ноября 2012 г., 14 мая 2013 г., 19 мая 2014 г., 7 декабря 2015 г., 11 января, 11 апреля, 26 декабря 2016 г., 13 февраля, 17 апреля 2017 г.

Принят постановлением Самарской Губернской Думы

от 21 декабря 2004 г. N 1362

См. также постановление Правительства Самарской области от 19 января 2005 г. N 4 «О мерах по реализации Закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»

Настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Самарской области.

И.о. Губернатора Самарской области

28 декабря 2004 г.

Закон устанавливает меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, проживающих на территории Самарской области.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, за исключением пункта 3 статьи 4, пункта 6 части 1 статьи 5, пункта 4 статьи 6.

Закон Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, за некоторыми исключениями

Пункт 3 части 1 статьи 4, пункт 6 части 1 статьи 5, пункт 4 статьи 6 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2006 года

Текст Закона опубликован в газете «Волжская Коммуна» от 31 декабря 2004 г. N 247

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Самарской области от 7 июня 2018 г. N 43-ГД

Изменения вступают в силу с 18 июня 2018 г.

Закон Самарской области от 12 марта 2018 г. N 16-ГД

Изменения вступают в силу с 22 марта 2018 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Закон Самарской области от 5 марта 2018 г. N 15-ГД

Изменения вступают в силу с 15 марта 2018 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Действие положений пункта 2 статьи 1 названного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 5 января 2017 г.

Закон Самарской области от 17 апреля 2017 г. N 43-ГД

Изменения вступают в силу с 1 мая 2017 г.

Закон Самарской области от 13 февраля 2017 г. N 27-ГД

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Закон Самарской области от 13 февраля 2017 г. N 25-ГД

Закон Самарской области от 26 декабря 2016 г. N 143-ГД

Закон Самарской области от 11 апреля 2016 г. N 55-ГД

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Самарской области от 11 января 2016 г. N 2-ГД

Изменения вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Самарской области от 7 декабря 2015 г. N 122-ГД

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Закон Самарской области от 19 мая 2014 г. N 57-ГД

Закон Самарской области от 15 мая 2013 г. N 43-ГД

Закон Самарской области от 14 ноября 2012 г. N 112-ГД

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования названного Закона

Закон Самарской области от 11 октября 2012 г. N 97-ГД

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Самарской области от 3 июля 2012 г. N 63-ГД

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, но не ранее 1 июля 2012 г.

Закон Самарской области от 6 мая 2009 г. N 65-ГД

Закон Самарской области от 31 декабря 2008 г. N 166-ГД

Положения пункта 1 статьи 2 названного Закона распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 августа 2008 года

Закон Самарской области от 10 июля 2008 г. N 71-ГД

Изменения вступают в силу с 1 августа 2008 года

Закон Самарской области от 10 октября 2007 г. N 105-ГД

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 года

Закон Самарской области от 7 декабря 2006 г. N 163-ГД

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Самарской области от 13 июля 2006 г. N 95-ГД

Закон Самарской области от 6 мая 2006 г. N 36-ГД

Закон Самарской области от 30 декабря 2005 г. N 249-ГД

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2006 года

Закон Самарской области от 5 июля 2005 г. N 141-ГД

Закон Самарской области от 9 февраля 2005 г. N 21-ГД

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на отношения, возникшие с 1 февраля 2005 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Решение Самарского областного суда от 12.01.2010 О признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

от 12 января 2010 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего Рощиной Т.З.,

при секретаре Рощектаевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“,

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“.

В обоснование заявления указал, что Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ (далее — Закон N 169-ГД), который был опубликован в газете “Волжская коммуна“ N 4 .04.

Частью 3 статьи 2 Закона N 169-ГД установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом и предоставляемые в натуральной форме, а также в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны — труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, получающим ежемесячные денежные выплаты, установленные настоящим Законом.

Данное положение не соответствует федеральному законодательству, нарушает права граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 28.12.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Нормы настоящего Федерального закона должны реализоваться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 153 указанного Федерального закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

При принятии Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД законодатель действие данного принципа не предусмотрел.

Оспариваемая норма регионального Закона исключает предоставление мер социальной поддержки льготникам, одновременно имеющим статус федерального и регионального льготополучателя по одному основанию, которые выбрали получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета.

Для лиц, получающих ЕДВ в соответствии с федеральным законодательством, исключена возможность получения мер социальной поддержки, не предоставляемых по федеральным законам, но предусмотренных Законом Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“.

Норма ч. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД ставит в зависимость получение указанных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом и предоставляемых в натуральной форме, а также в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, категорией лиц, указанной в Законе, от получения ежемесячных денежных выплат по настоящему Закону.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Федеральное законодательство ограничений права выбора ветераном оснований социальной поддержки не содержит, тогда как оспариваемая норма Закона Самарской области N 169-ГД ограничивает право ветеранов и иных предусмотренных законом лиц на получение мер социальной поддержки по данному региональному Закону в связи с получением ЕДВ из средств бюджета области.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Ч.А. заявленные требования поддержала.

Представители заинтересованного лица П.С., К.О.Н., Н.Н.Б. просили в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы суда, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что 28 декабря 2004 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ (далее — Закон N 169-ГД).

Закон официально опубликован в газете “Волжская коммуна“ N 4 .

Статья 2 названного Закона имела следующую редакцию:

“1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категории лиц, указанных в частях 1, 3 статьи 1 настоящего Закона, проживающих на территории Самарской области, и являются расходными обязательствами Самарской области.

2. При наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одних и тех же видов социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по их выбору.“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 2 Закона N 169-ГД дополнена частью 3 Законом Самарской области от 05.07.2005 N 141-ГД. Позже Законом Самарской области от 30.12.2005 N 249-ГД были внесены изменения в часть 3 статьи 2 Закона N 169-ГД.

Законом Самарской области от 30.12.2005 N 249-ГД статья 2 Закона N 169-ГД дополнена третьей частью следующего содержания:

“3. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом и предоставляемые в натуральной форме, а также в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны — труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, получающим ежемесячные денежные выплаты, установленные настоящим Законом.“.

Установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что процедура принятия и официального опубликования оспариваемого Закона была соблюдена.

Согласно подп. “ж“ ст. 72, ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в указанный выше Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ также были внесены изменения, в частности статьей 22 Закона определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2005 года федеральным законодательством не предусматриваются конкретные меры социальной поддержки ветеранов труда, этот вопрос отнесен к компетенции субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных, законодательством.

Часть 2 ст. 2 Закона Самарской области N 169-ГД, в соответствии с которой при наличии у ветеранов права на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по их выбору, не противоречит статье 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“.

По смыслу указанных правовых норм гражданин, относящийся к нескольким категориям ветеранов, предусмотренным Федеральным законом “О ветеранах“, для которых этим Законом предусмотрена одинаковая форма социальной поддержки (например, в форме предоставления скидки при оплате жилого помещения), такая форма (мера) социальной поддержки предоставляется только по одному из оснований.

В то же время суд считает, что оспариваемая норма (ч. 3 ст. 2 Закона), противоречит как ФЗ “О ветеранах“, так и ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области N 169-ГД, поскольку получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом субъекта и предоставляемых в натуральной форме, а также в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, лицами, указанными в Законе, ставится в зависимость от получения ежемесячных денежных выплат по Закону Самарской области N 169-ГД.

Иначе говоря, механизм реализации мер социальной поддержки основывается на принципе разделения льготополучателей на категории “федеральных“ и “региональных“ и исключает получение федеральными льготополучателями мер социальной поддержки, предусмотренных законом субъекта о социальной поддержке ветеранов.

Между тем, не оспаривая довод представителя заинтересованного лица о том, что внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменения направлены на совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере предоставления мер социальной поддержки и что полномочия устанавливать меры социальной поддержки пяти категориям льготополучателей с 01.01.2005 были предоставлены субъектам РФ, суд считает не основанным на законе утверждение заинтересованного лица в письменных возражениях (л.д. 68) о том, что законодательно все льготополучатели по мерам социальной поддержки разделены на две категории — федеральные и региональные.

Реализация в оспариваемой норме данного принципа, то есть предоставление мер социальной поддержки, предоставляемых категории ветеранов, поименованных в Законе Самарской области N 169-ГД, лишь при условии получения ими ежемесячных денежных выплат, установленных настоящим Законом, лишает ветеранов, получающих ежемесячную денежную выплату как федеральные льготополучатели, права на получение предусмотренных Законом Самарской области иных мер социальной поддержки, не предоставляемых им в соответствии с федеральным законодательством.

Например, гражданин обладает двумя статусами, дающими право на меры социальной поддержки: “ветеран военной службы“ и “ветеран Великой Отечественной войны“.

Как “ветеран военной службы“ он имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьей 22 Федерального закона “О ветеранах“, в соответствии с которой меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Самарской области от 28 декабря 2004 года N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляются ежемесячная денежная выплата, размер которой с 1 января 2009 года составляет 620,00 руб., и ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 50-процентном размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Правительством Самарской области, причем ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается при условии получения ЕДВ в размере 620,00 руб.

Как “ветеран Великой Отечественной войны“ гражданин имеет права и льготы, установленные статьей 17 Федерального закона “О ветеранах“. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан не предусмотрены.

Реализация оспариваемой нормы лишает гражданина, являющегося федеральным льготополучателем, ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как регионального льготополучателя, поскольку ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Самарской области от 28 декабря 2004 года N 169-ГД может быть назначена лишь при условии получения ЕДВ по названному Закону в размере 620,00 руб.

Названный пример является иллюстрацией последствий реализации оспариваемой нормы и свидетельством противоречия данной нормы федеральному законодательству.

Суд признает обоснованной позицию заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенную в ответе на запрос депутата Государственной Думы А.С. Иванова о том, что при отсутствии специальных ограничений, предусмотренных федеральным законодательством, регулирующим вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям льготополучателей, гражданин, обладающий одновременно несколькими правовыми статусами имеет право на меры социальной поддержки соответственно каждому своему статусу (л.д. 22 — 24).

Суд считает несостоятельной ссылку представителя заинтересованного лица на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 19 февраля 2009 г. “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 5 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“, как неверно истолкованную.

Конституционный Суд РФ в названном определении изложил свою позицию, смысл которой сводится к тому, что меры социальной поддержки, предусмотренные законодателем субъекта РФ, предоставляются ветеранам при отсутствии у них прав на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь, реализация этого принципа нашла отражение в части 2 статьи 2 Закона Самарской области N 169-ГД и не вызывает сомнений в ее обоснованности.

Оспариваемая норма необоснованно сужает рамки применения Закона Самарской области, нарушая тем самым права и законные интересы отдельных категорий ветеранов.

Кроме того, ч. 3 ст. 2 Закона N 169-ГД противоречит и п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия предоставления соответствующих льгот и выплат не могут быть ухудшены.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах суд признает заявление прокурора подлежащим удовлетворению, а оспариваемую норму — недействующей как противоречащую федеральному законодательству.

Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый правовой акт применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

Заявление прокурора Самарской области удовлетворить.

Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД “О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Самарский областной суд.

www.resheniya-sudov.ru