Недвижимость

Из центра за «101-й километр»

Жителей аварийного жилья смогут выселять за пределы их города

Чтобы ускорить процесс расселения аварийных домов, подготовлены поправки в Жилищный кодекс, которые позволят предоставлять жилье за пределами муниципальных образований. Эксперты опасаются, что эти поправки развяжут руки местным властям, которые будут вынуждать жителей аварийных домов перебираться из центра городов в отдаленные поселки и села.

Жителей аварийных домов хотят начать переселять за пределы их муниципальных образований. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс подготовила группа депутатов Государственной думы (текст есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Предлагается добавить следующую формулировку: «Предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение».

Согласно существующим нормам, при расселении аварийного жилья новое жилье предоставляется в границах того же муниципального образования. Как указывается в пояснительной записке, расширение географии позволит быстрее решить проблему расселения аварийного жилья, поскольку в ряде регионов строительство не производится или стоит дорого.

«По-моему мнению, это вредный закон. Особенно для таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург.

Крым продлит бесплатную приватизацию еще на год

Здесь, в случае его принятия, чиновники будут спекулировать и ставить людям условия: «либо вы с письменного согласия перебираетесь в новое жилье на окраину, либо этого жилья не получаете совсем», — уверен депутат Государственной думы Александр Агеев.

При этом, как он отметил, в зависимости от расположения цена квадратного метра может заметно различаться — зачастую старый дом в центре города может оказаться значительно дороже, чем новое здание в глуши. По его словам, такая схема неизбежно заинтересует нечистоплотных чиновников не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.

Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», согласен, что существующая редакция поправок может создать почву для злоупотреблений. «Формулировки крайне размыты, нужен точно регламентированный механизм подобного согласия граждан. Нельзя давать органам власти безусловное право расселять и определять территории бесперспективными», — считает он.

По мнению Козлова, этот механизм можно использовать только для наиболее депрессивных муниципальных образований с высоким уровнем безработицы и отсутствием перспективы создания рабочих мест.

«Если это населенный пункт, который уже застыл и развитие становится неперспективным, то тогда стоит рассматривать этот порядок переселения граждан в пределах субъекта», — поясняет эксперт. Тем не менее он заметил, что жители должны сами решать, оставаться им в таких населенных пунктах или нет. Иначе власти сами начнут создавать новые резервации из бесперспективных, по их мнению, населенных пунктов.

Стоит отметить, что в регионах эту идею уже пытаются претворить в жизнь, не дожидаясь соответствующих поправок в законодательстве. Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, рассказал, что попытки со стороны местных властей предоставлять взамен аварийного жилья дома в других населенных пунктах уже начались.

«Попытки выселить жильцов аварийных домов за город, в деревни, уже возникают. Мне приходили соответствующие жалобы.

Я уже был у генерального прокурора Юрия Чайки и там поставил вопрос сноса аварийного жилья.

Тогда было сказано, что надо жестко наказывать глав администраций, которые позволяют себе подобное», — рассказывает Шпектор.

По словам Шпектора, сейчас все чаще звучат мнения о том, что надо менять практику расселения аварийных домов.

«Я категорически против, это приведет к вакханалии. Сегодня очень много аварийного жилья в городах, но снос жилья в пределах муниципального образования должен одновременно компенсироваться новыми объектами, а выводить людей в какие-то поселки и села совершенно незаконно», — полагает он.

На какое жилье могут рассчитывать военнослужащие

Помимо этической стороны, возникает вопрос, как в таких случаях планировать бюджет муниципальных образований.

«Это создаст неразбериху, поскольку учет аварийного жилья ведется в пределах муниципалитета, деньги направляются именно на субъект в рамках программы. Представить, что граждане сами будут решать, где жить, включая их пожелания по переезду в другой город, сложно. Непонятно, как это синхронизировать», — рассуждает Козлов.

На данный момент неизвестно точно, сколько аварийного жилья в России, поскольку первичный учет жилого фонда уже несколько лет не производится. В 2013 году был принят закон «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому учет недвижимости стал происходить в пределах кадастра, а сведения о техническом состоянии домов бюро технической инвентаризации собирать перестали. В результате Росстат не может обеспечить заинтересованные ведомства необходимой информацией и оценить, насколько эффективно расходуются средства на расселение аварийного жилья.

Последние данные относятся к 2013 году, тогда в стране насчитывалось 93,9 млн кв. м ветхого и аварийного жилого фонда.

Программа расселения аварийного жилья действует с 2014-го до 1 сентября 2017 года. К этому времени, согласно указу президента, необходимо расселить более 11 млн кв. м жилья, на которых сейчас проживают порядка 777 тыс. человек. Впрочем, после этого Минстрой планирует выработать механизм для переселения граждан из аварийного жилья, признанного таким после 2012 года.

В 2015 году на расселение аварийного жилья было выделено 97 млрд рублей. Тем не менее сообщалось, что в ряде регионов программа была сорвана. За срыв сроков губернатор Карелии Александр Худилайнен получил выговор от президента, а губернатор Забайкальского края Константин Ильковский был отправлен в отставку.

Напомним, что первая волна массовых расселений началась в СССР еще в конце пятидесятых, когда был взят курс на строительство доступного жилья, которое позволит предоставить каждой семье отдельную квартиру. Тогда жителям коммуналок в центре пришлось массово переезжать в новые спальные районы.

Несмотря на улучшение жилищных условий, далеко не все были рады сменить адрес.

«Мы раньше жили на Московском проспекте, у парка Победы, это уже тогда был престижный район с хорошей сталинской застройкой. Переезжать в Купчино было жалко. Коммуналка была очень дружная, все сроднились. Со временем, конечно, привыкли, тем более, что оказалось, что все соседи поселились рядом», — вспоминает один из старожилов санкт-петербургского района Купчино Антон К.

Экономполитика

«Проблем еще очень-очень много»

Новая программа расселения аварийного жилья может быть запущена в 2019 году

Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Это решение можно считать основным итогом прошедшего 4 мая Госсовета. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Нерешенные вопросы

Члены Госсовета 4 мая в Кремле обсудили три основные проблемы: предоставление гражданам госуслуг, независимую оценку качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из аварийного жилья. Но сначала президент Владимир Путин кратко подвел итоги реализации «майских указов» — социальных и экономических обязательств, данных в мае 2012 года, после того как он в третий раз выиграл президентские выборы.

За прошедшие годы удалось придать «некоторую новую динамику» позитивным изменениям в здравоохранении, образовании, ЖКХ, отметил глава государства.

Дмитрий Медведев поручил подготовить законопроект о повышении МРОТ до 10 466 рублей

«Разумеется, проблем здесь еще очень-очень много, и нерешенных вопросов больше, чем того, что удалось сделать», — сказал Путин.

Это был, вероятно, камень и в огород правительства, которое ранее отчиталось о выполнении более 90% поручений, данных в рамках «майских указов».

«Всего в указах содержится 218 поручений Правительству. Из них к настоящему времени Правительство должно было выполнить 180 поручений. Выполнено и снято с контроля 165 поручений — 91,7% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени», — говорится в сообщении кабинета министров.

Между тем де-факто выполнение некоторых указов (например, по повышению зарплат бюджетникам), которые тяжелым грузом легли на региональные бюджеты, отложено до лучших времен, хотя губернаторам поставлен срок — 2018 год.

Одним из успешных своих проектов власти считают создание многофункциональных центров (МФЦ). Еще несколько лет назад граждане для получения справки, документа были вынуждены практически везде простаивать в очередях, обивать пороги различных контор, платить посредникам. Сейчас стало проще, но проблемы остаются, подчеркнул Путин.

«В некоторых центрах пока сохраняются очереди, как ни странно, далеко не везде предоставляется полный спектр услуг, а их качество даже там, в МФЦ, не всегда отвечает требованиям, которые люди к ним предъявляют», — сказал президент.

Всего в России 3 тыс. МФЦ, в 2016 году число обращений в них превысило 60 млн. И граждане должны иметь возможность обратиться в любой МФЦ вне зависимости от места проживания и регистрации, потребовал Путин.

Президент считает, что мнения и пожелания клиентов МФЦ «должны стать основой для дальнейшего совершенствования работы многофункциональных центров».

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что многофункциональные центры начнут принимать налоговые декларации граждан.

«Сейчас мы вместе с налоговой службой работаем над возможностью приема налоговых деклараций и предоставления других услуг. При этом особое внимание мы здесь уделяем вопросам сохранения налоговой тайны», — сказал Орешкин на заседании Госсовета.

Министр добавил, что пилотный проект подобного типа запущен в Московской области. Так, при любом обращении гражданина МФЦ автоматически проверяет заявителя на предмет наличия налоговой задолженности и выдает квитанцию на погашение долга.

Оценки с фронта

Владимир Путин напомнил, что в рамках реализации «майских указов» начато внедрение независимой оценки качества работы организаций социальной сферы (НОК). «Нужно исключить конфликт интересов в ходе независимой оценки. Для этого нужно расширить участие в ее проведении «Общероссийского народного фронта», социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах», — сказал он и попросил гражданских активистов регулярно докладывать ему, удовлетворены люди результатами этих оценок или нет.

«Народный фронт» держит на контроле 179 ваших поручений. Из них мы считаем, что 35 исполнены, 44 не исполнены и 100 исполнены частично и требуют доработки», — сказал глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов, обращаясь к Путину. Он отметил, что исполненными частично в ОНФ называют поручения, по которым в их реализации фиксируется положительная динамика, но при этом считается, что качество исполнения, а также идеология поручений не достигнуты.

Льгота по налогу на прибыль будет предоставляться за счет региональной части

Глава государства высказался за поощрение социальных учреждений, которые откликаются на запросы граждан, и наказание чиновников, которые не готовы слушать и слышать граждан.

В 2012 году президент поручил правительству совместно с общественными организациями обеспечить независимую оценку качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Закон о независимой оценке был принят в 2014 году и вступил в силу в 2015-м.

В марте этого года ОНФ начал реализацию проекта «Народная оценка качества». Граждане получили возможность давать оценки качеству госуслуг в социальной сфере, участвовать в системе социального контроля, тиражировать лучшие управленческие практики.

Независимая оценка нужна не для галочки, убеждал Путин членов и гостей Госсовета. «Это реальная возможность для людей влиять на процесс изменений в работе тех учреждений, которые наиболее важны в конкретной, ежедневной практической жизни. Это больницы, поликлиники, учреждения образования и культуры», — перечислил он.

К заседанию Госсовета активисты ОНФ в рамках проекта «За честные закупки» проверили исполнение контрактов по строительно-ремонтным работам, проведенным на памятниках и монументах в честь победы в Великой Отечественной войне.

Были проанализированы тендеры на госуслуги в 45 регионах на сумму 106 млн руб. и выявлены развалившиеся памятники, отколовшиеся плиты, на которых выгравированы фамилии героев. В некоторых регионах либо не все запланированные работы выполнены в срок, либо их качество не соответствует нормативам.

Например, в Ордынском районе Новосибирской области все работы должны были быть закончены еще в октябре прошлого года, но Вечный огонь до сих пор не горит, видны сколы и трещины.

Глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов заявил, что, «несмотря на значительные усилия властей, сделать независимую оценку действенным механизмом повышения качества услуг, мы считаем, не удалось».

По его словам, официальные оценки в системе НОК не совпадают с мнением людей. После проверки ОНФ выяснилось, что «в половине случаев официальная оценка выше той, которую поставили граждане».

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова о майских указах и гомеопатии

Он считает, что необходимо исключить возможность аффилированности организаций и должностных лиц в ходе проведения независимой оценки качества услуг, упростить анкеты для заполнения гражданами, интегрировать НОК в систему контрольно-надзорной деятельности и сформировать единую систему прямой и обратной связи с гражданами.

Результаты рейдов ОНФ, отметил Путин, не должны «подшиваться в папку, ложиться под сукно».

Расселение не прекратится

Ключевым вопросом на Госсовете стала тема расселения аварийного жилого фонда. Текущая программа расселения аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года, завершается 1 сентября этого года.

Президент обратил внимание, что с 1 января 2014 года по 1 сентября 2017 года необходимо было расселить более 11 млн кв. м жилья, в которых проживают 711 тыс. человек. «Подавляющее количество субъектов Федерации, как показывает практика, выполняет поставленные задачи», — сказал Путин.

Всего к расселению в целом по России было запланировано 11,15 млн кв. м. При этом 8,13 млн кв. м уже построено, новую жилплощадь уже получили 520 тыс. семей, на очереди около 191 тыс. человек.

Президент предложил подумать над поощрением регионов, которые успевают завершить программу расселения аварийного жилья, в том числе и финансовым. Эту позицию поддержал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. В 49 регионах выполнение программы достигает 99%, а 14 субъектов Федерации уже расселили весь аварийный жилищный фонд. Как позднее объяснил журналистам Мень, сейчас идет обсуждение вопроса, чтобы выделить этим регионам 6 млрд руб. на поощрение.

Глава исполкома ОНФ Анисимов, в свою очередь, выразил опасение, что некоторые регионы могут попытаться использовать некачественные дома для выполнения «майского указа» по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. «Есть проблемы завершения действующей программы. Поскольку срок (2017 год) подходит, некоторые регионы не будут успевать и начнут чудить. Например, уже сейчас начинают закупать некачественное жилье на вторичном рынке или спешно принимают дома, непригодные для проживания», — сказал Анисимов. «Мы считаем, что именно сейчас нужен особый контроль», — добавил он.

Тем временем из материалов Минстроя к Госсовету следует, в 20 регионах целевой показатель выполнения программы переселения ниже 70%. Путин обратился к губернаторам отстающих регионов и попросил их взять под персональный контроль расселение аварийного фонда.

«Не ждать, не посылать объясняться подчиненных, а самим прийти к людям и сказать, когда они смогут переехать в новое жилье», — обратился президент.

Президент отметил, что важны не только сроки, но и качество жилья. По словам Михаила Меня, сегодня 70% недочетов к качеству домов устранены, оставшийся объем будет завершен к концу года.

Но аварийного жилья в стране прибавляется. Уже выявлено около 9 млн кв. м нового аварийного жилья, а к 2025 году его объем может достигнуть 42 млн. кв. м. Об этом рассказал в своем выступлении на Госсовете глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев.

Почему до 1 сентября расселить всех россиян из аварийного жилья не успеют

Игнатьев предложил пять механизмов расселения, которые учитывают социальный статус собственников. Первый вариант — развитие застроенных территорий, второй — развитие арендного жилья, третий заключается в создании правового и организационного механизма реализации инициатив собственников помещений в многоквартирных домах по самостоятельной реализации проектов реконструкции аварийного жилья и строительству новых площадей на освободившейся площади после сноса. Еще один механизм — введение специализированного жилищного фонда для переселения граждан. Последний механизм предусматривает выдачу государственных или муниципальных сертификатов.

Владимир Путин поручил кабмину выработать постоянно действующие механизмы расселения и запустить их в 2019 году.

«Поручаю правительству совместно с регионами выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года», — сказал президент.

Также Путин поручил на переходный период продлить работу фонда содействия ЖКХ, который в целом показал свою эффективность,

Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень пояснил журналистам, что работа фонда продлевается еще на год.

m.gazeta.ru

Закон «О переселении граждан из аварийного жилого фонда» отправлен на доработку

Общественная палата России выявила в федеральном законе ряд экономических, правовых и организационных пробелов

В Общественной палате РФ прошли общественные слушания, посвященные обсуждению проекта федерального закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», подготовленного Минстроем РФ.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор утверждает, что проблема аварийного жилья — это вопрос не столько политической, сколько инженерной компетенции.

«Эта проблема назревала давно. На встрече с президентом РФ я высказал свою позицию в том, что у нас неправильно сделана инвентаризация жилья. В связи с этим у мэров и губернаторов городов очень сложное положение. Как только дом признавался аварийным, то налагались оперативное переселение, не считаясь с наличием денег или резервного жилого фонда. Что касается вопросов по субъектам, то признание аварийности зависит от климатических условий, грунтов, на которых построено жилье. В первую очередь необходимо выявлять, подлежит ли дом капитальному ремонту или же подлежит сносу», — рассказал Игорь Шпектор.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис представил прогнозы, подготовленные Минстроем РФ, согласно которому до конца 2035 года предстоит расселить почти 100 миллионов квадратных метров.

При этом он отметил, что процесс расселения, согласно проекту, должен быть «не героическим прорывом», а упорядоченным и системным делом. Для ускорения процесса, Минстроем были в три раза сокращены сроки рассмотрения заявок.

«Для того, чтобы запустить процесс расселения, надо поставить точку в бесплатной приватизации жилья. Наша принципиальная позиция по этому вопросу: никто не может остаться без крыши над головой. Если людям негде жить, наша задача сделать так, чтобы у них было место проживания», — заявил Андрей Чибис.

Согласно проекту федерального закона, малоимущим будет предоставлен договор социального найма. Людям, не имеющим статус малоимущих, — договор некоммерческого найма сроком на 10 лет. Каждый человек имеет право получить взамен земельного участка долю в комфортном современном доме.

Позицию Андрея Чибиса поддержала первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Елена Николаева, отметив озабоченность по поводу нежелания инвесторов строить жилье в поселках.

«Одно дело — строить жилье в центре города, поскольку это привлекательно для инвесторов. Другое дело — строить в поселках, где нет городской архитектуры. Мы должны все вместе понять, насколько готово общество к этой модели», — отметила Елена Николаева.

Также она высказалась в пользу социального найма: «О некоммерческом найме непозволительно размышлять иллюзорно, так как это жилье строится на заемные средства и необходимо продумать механизмы страхования для людей, живущих в разных регионах».

Андрей Чибис согласился с тем, что модель расселения должна быть гибкой. Поэтому людей из неразвитых регионов нужно обеспечивать жильем на благоустроенных территориях.

По словам представителя ОНФ Виктора Рожкова, проект имеет серьезные недоработки, в числе приоритетных пунктов он отметил вопрос ограничения этажности застройки, формирование размера компенсации собственнику и процедуру переселения необеспеченной категории граждан.

«Также хотелось бы отметить, что закон не регламентирует сроки переселения граждан из аварийного жилья, что позволит межведомственным комиссиям устанавливать неопределенные сроки. В законе нет четких критериев аварийности, вследствие чего дома часто признаются аварийными не по факту износа, а в интересах недобросовестных лиц, преследующих личные цели», — заключил Виктор Рожков.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов также выступил за доработку проекта: «Граждане, проживающие в аварийном жилье, не должны быть поставлены перед необходимостью серьезно доплачивать за новое жилье при его реализации через предлагаемые механизмы или оказаться перед фактом отсутствия постоянного места проживания. В том числе, трудно признать маневренный жилфонд муниципальных образований пригодным как к постоянному проживанию, так и для длительного временного проживания. Все эти вопросы должны быть сняты в следующей редакции законопроекта».

К обсуждению законопроекта подключился и Совет Федераций, который будет также вносить изменения на стадии рассмотрения, о чем заявила представитель СФ Людмила Бокова. По ее словам, внесение изменений позволит дополнить и расширить круг нуждающихся в получении жилья.

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк отметил важность финансово-экономических последствий проекта, так как речь идет о контроле использования федеральных средств. Также он затронул проблему увязки создающейся системы капитального ремонта с системой расселения из аварийного: «Решение о признании фонда аварийным должен принимать соответствующий орган власти по соответствующей процедуре, так как это повлечет бюджетные последствия. Предложенная схема длительного заемного финансирования пока в бюджете не предусмотрена».

Немаловажным вопросом он назвал выстраивание баланса финансово-экономических моделей, которые должны быть отражены в законе. Например, застройка жилья эконом-класса в поселках может решить комплекс проблем, и, с точки зрения инженерных решений, стать не рекомендательной, а обязательной.

Эксперты Общественной палаты сумели договориться с представителем разработчика Андреем Чибисом по основным понятиям и проблемным пунктам законопроекта. В этой связи принято решение поддержать законопроект с учетом тех изменений и доработок, которые будут рекомендованы участниками.

«Дискуссия показала, что у министерства есть конкретные ответы на вопросы граждан, представителей муниципалитетов и общественных объединений и необходимость принятия законопроекта высока в связи с жестким прогнозом, который существует по расселению аварийного жилья будущих периодов с горизонтом до 2035 года», — заключил Артем Кирьянов.

www.oprf.ru

Как известно, правительство поставило цель — избавиться от развалюх — бараков, которых еще хватает на просторах родины. Но процесс признания дома аварийным и переселение оттуда граждан оказался болезненным и сложным. Две стороны — жильцы старых домов и местные чиновники, ответственные за ликвидацию барака и переселение его обитателей, очень часто не могут договориться. Несогласные граждане с одной стороны и обиженные чиновники с другой буквально атаковали суды. В результате в стране сложилась большая судебная практика по разрешению таких «аварийных» дел.

Поэтому Верховный суд показал коллегам правильный подход к разрешению некоторых спорных вопросов. Главный вывод , который сделал Верховный суд, проанализировав дела об аварийном жилье, звучит так — в основном судебные споры возникают из-за чиновников. Выражаясь точнее, из-за «ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления, обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством».

Верховный суд напоминает, по каким документам дом можно признать аварийным. Это сказано в 15-й статье Жилищного кодекса. Дом становится непригодным для проживания только по решению органа исполнительной власти. Есть главный документ — это постановление правительства от 28 января 2006 года N 47. Этот документ утвердил Положение о признании жилого помещения не пригодным для обитания там людей. Решать, сносить дом или реконструировать, должна межведомственная комиссия. Но ее мнение не окончательное и бесповоротное. Оспорить «приговор» зданию имеет право суд. Ведь не секрет, что иногда вполне нормальные дома, особенно в исторических центрах крупных городов, признают аварийными в угоду коммерсантам.

rg.ru

Какие права граждан должны соблюдаться при расселении ветхо-аварийного жилья?

Проблема расселения ветхо-аварийного жилья искажена огромным количеством самых невероятных домыслов. Зачастую люди, проживающие в ветхо-аварийных домах, не знают, на что могут рассчитывать в случае сноса.

Проблемы сноса ветхого и аварийного жилья

В настоящее время в законодательстве, регламентирующем расселение аварийного жилья, существует большое количество коллизий и пробелов, которые его существенно осложняют. Достаточно сказать, что сам термин «ветхое жилье» в законодательстве точно не обозначен. Но если исходить из практики, то ветхим признается жилье, степень износа которого составляет не менее 70% для кирпичных домов и 65% для мансард и деревянных домов. Кроме того, законодателем не установлена «формула» расчета процента ветхости.

Прежде всего необходимо помнить, что расселение, не является способом улучшения жилищных условий. Выделяемая квартира по метражу будет равна той, которая находилась в снесенном доме. При этом далеко не всегда новое жилье находится в новостройках, часто дома под расселение выделяют из «вторичного» фонда. При расселении не существует никаких льгот; есть единая для всех очередь, причем сроки «ожидания» сноса ветхого жилья и предоставления новой квартиры ничем не определены.

Свои права следует защищать в том случае, если, во-первых, полученная квартира не соответствует нормам жилищного законодательства или меньше метражом, и, во-вторых, если выкупная цена за квартиру меньше ожидаемой. В подобных ситуациях суд практически всегда встает на сторону жильцов снесенного дома.

Снос ветхого и аварийного жилья происходит в двух случаях: в рамках государственной программы и в случае индивидуального обращения граждан и принятия комиссией решения о сносе дома.

Главная задача данной программы – не просто замена старого жилья на новое, но и возможность предоставления гражданам более благоустроенного и комфортного жилья. Кроме того, по законодательству, покупка нового жилья должна осуществляться через аукционы и конкурсы.

Права жильцов расселяемого дома

При выселении из аварийного жилья, принадлежащего гражданам на праве соцнайма необходимо соблюдать такие требования как пригодность жилья для проживания (проверяется в ходе проведения экспертизы на предмет соответствия жилья СНиП (строительные нормы и правила) 2.08.01-89 «Жилые здания» и СанПиН (санитарные нормы и правила) 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»); его расположение в том же населенном пункте и равнозначность по сравнению с предыдущим помещением.

При оценке равнозначности суды не принимают во внимание такие моменты как близость детского сада или поликлиники. Может быть сочтено неравнозначной заменой, например, предоставление инвалиду-колясочнику квартиры на верхних этажах (раздел III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Расселение из ветхого жилья никак не связано с предоставлением жилья по нормативам, на семью (такой порядок предоставления жилья действует только для малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, и только по очереди).

При этом согласно решению Конституционного Суда, защита права собственности должна проводиться на условиях соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота – собственников, кредиторов, должников. Поэтому в случае нарушения ваших прав необходимо без промедления обращаться в суд.

Собственникам жилых помещений на выбор предоставляется равноценное по площади жилье, либо выкупная цена.

Согласно пункту 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. При этом в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится закон, согласно которому жилье может предоставляться в пределах одного региона. Это связано с тем, что некоторые муниципалитеты в силу объективных причин не могут обеспечить жильем всех проживающих в аварийных домах.

На практике часто бывают ситуации, когда предоставляемая квартира содержит меньшее количество комнат, что является поводом для судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать целый ряд факторов, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их половую принадлежность. При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений нашим законодательством не предусмотрена.

Выкупная цена определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (статья 32 Жилищного кодекса РФ). В нее должны быть включены все расходы собственника на приобретение квартиры плюс сама стоимость квартиры. Кроме того, может быть предоставлено другое жилье в счет выкупной суммы. В выкупную сумму также входит и упущенная выгода (например, если квартиру сдавалась в аренду), и все расходы, связанные с переездом. Для того, чтобы иметь представление о стоимости квартиры, можно обратиться в оценочную компанию, которая и назовет вам приблизительную стоимость вашей квартиры.

Если квартира не приватизирована, то также существует два варианта развития событий. Во-первых, теоретически существует шанс приватизировать квартиру. И хотя законом это не возбраняется, зачастую органы власти отказывают регистрировать подобное жилье. Пробовать стоит только в том случае, если вы не стоите на очереди по улучшению жилищных условий.

Во-вторых, вам предоставляют жилье, равнозначное сносимому. При этом, ни в коем случае вам не могут предоставлять комнаты в коммунальной квартире, если предыдущее жилье было изолированным.

Как показывает практика, региональные власти реализуют программы по расселению аварийного жилья крайне неэффективно, что приводит к срывам установленных федеральным центров сроков. В подобных случаях при наличии жилья, которое подлежит сносу, власти ничего не делают для разрешения проблемы, а граждане продолжают жить в аварийных условиях. В этом случае обязательно надо идти в суд, для того, чтобы поторопить чиновников и не допустить обрушения домов, как это было в Тюмени или в Перми.

communal-control.ru