Статья 39. Руководитель следственного органа

СТ 39 УПК РФ

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Комментарий к Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса

1. Руководитель следственного органа осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию уголовного преследования, выступая при этом в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Реализуя функцию уголовного преследования, он обладает теми же полномочиями, что и следователь на досудебной части уголовного судопроизводства. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.) Но при этом в рамках реализации функции уголовного преследования основная задача полномочий руководителя следственного органа связана с осуществлением ведомственного процессуального контроля за процессуальной деятельностью следователя. Речь в данном случае идет о процессуальном контроле за принимаемыми процессуальными решениями и совершаемыми процессуальными действиями следователем при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Для этого он наделен рядом полномочий по проверке материалов уголовных дел, поручению ведения предварительного следствия одному либо нескольким следователям, по даче указаний, обязательных для исполнения следователем, и др.

2. К основным полномочиям руководителя следственного органа, которые связаны с осуществлением процессуального контроля, действующее законодательство относит следующие:

1) дача поручений о производстве предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Речь в данном случае идет о принятии процессуального решения руководителем следственного органа в зависимости от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления и т.д. Создание следственной группы для производства предварительного следствия по данному уголовному делу. В этом случае в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственного органа должен вынести постановление о создании следственной группы с перечислением всех следователей, а также с указанием, кто из следователей назначается руководителем следственной группы. Руководитель следственного органа вправе и изменять состав следственной группы. (Более подробно см. комментарий к ст. 163 УПК РФ.) Кроме того, руководитель следственного органа в зависимости от профессиональной подготовки следователя, его опыта, от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления поручает производство предварительного следствия конкретному следователю;

2) изъятие уголовного дела у следователя и передача его другому следователю. Основания изъятия уголовного дела у следователя могут быть всевозможные. Но в первую очередь они связаны с положениями УПК РФ. К таким основаниям относятся случаи, когда: уголовное дело подследственно другому следственному органу, в силу того что предварительное следствие должно производиться на территории юрисдикции другого следственного органа (ст. 152 УПК РФ), предварительное следствие должно производиться другим следователем в силу подследственности другим следственным органом (статья 151 УПК РФ), и т.д. При этом данное процессуальное решение и действие руководителем следственного органа должно быть обосновано. Свое процессуальное решение руководитель следственного органа оформляет в форме постановления. Руководитель следственного органа в соответствии с ч. 6 ст. 152 УПК РФ должен письменно уведомить прокурора о принятом процессуальном решении и совершенном процессуальном действии. Кроме того, данное процессуальное решение и действие следователем в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи может быть обжаловано руководителю вышестоящего следственного органа;

3) принятие уголовного дела к своему производству. В этом случае в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи руководитель следственного органа обладает всеми полномочиями следователя, которые предусмотрены ст. 38 УПК РФ;

4) проверка материалов сообщения о преступлении или материалов уголовного дела. Данное полномочие по осуществлению процессуального контроля руководителем следственного органа заключается в самостоятельной проверке материалов уголовного дела посредством рассмотрения соответствующих постановлений, которые находятся в контрольном производстве в следственном органе. При этом руководитель следственного органа при проверке материалов сообщения о преступлении или материалов уголовного дела должен сделать отметку в соответствующей карточке процессуального контроля ;
———————————
См. в системе ГВСУ СК РФ: Инструкция об организации и осуществлении процессуального контроля в военных следственных органах Следственного комитета РФ, утвержденную Приказом заместителя Председателя СК — руководителя Главного военного следственного управления от 12 августа 2010 г. N 130.

5) отмена незаконного или необоснованного постановления следователя. Речь идет о том, что если постановление вынесено следователем незаконно или одновременно и необоснованно, то руководитель следственного органа обладает полномочиями об отмене данного постановления. Такое постановление руководитель следственного органа выносит в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и ч. 6 ст. 148 УПК РФ об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и других случаях;

6) отмена по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконных или необоснованных постановлений руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Нередко в производстве у следственного органа имеются уголовные дела, по которым уже осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность другими следователями, руководителями следственного органа либо дознавателями. В дальнейшем такие уголовные дела были переданы в соответствии с УПК РФ руководителю соответствующего следственного органа и находятся в производстве у следователя следственного органа либо у самого руководителя следственного органа. При этом в ходе дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по данному уголовному делу следователь либо сам руководитель следственного органа, выявив обстоятельства, свидетельствующие о том, что уже имеющиеся в уголовном деле постановления следователя, руководителя следственного органа либо дознавателя незаконны или одновременно необоснованны, руководитель следственного органа принимает процессуальное решение в форме постановления об отмене уже вынесенных постановлений;

7) в качестве особых полномочий по осуществлению процессуального контроля руководитель следственного органа вправе давать следователю указания по вопросам о направлении расследования. Реализация данного полномочия по осуществлению процессуального контроля в части направления расследования заключается в совместной со следователем выработке следственных версий, которые формируются в зависимости от следственной ситуации, и в зависимости от этого выработке дальнейшего плана расследования уголовного дела. Речь идет о начальном и дальнейшем этапе расследования по уголовному делу, а также, в зависимости от оснований принятия процессуального решения, о приостановлении либо прекращении уголовного дела; о производстве отдельных следственных действий; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом все вышеназванные полномочия руководителя следственного органа в случае их реализации в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и приостанавливают их исполнение;

8) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения;

9) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Речь идет о реализации таких следственных и иных процессуальных действий, которые должны в соответствии со ст. 165 УПК РФ производиться на основании судебного решения;

10) разрешение отводов, заявленных следователю, а также его самоотводы. В соответствии со ст. ст. 61 и 67 УПК РФ разрешать заявленные отводы следователю имеет право только руководитель следственного органа;

11) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения требований УПК РФ. За какие нарушения руководитель следственного органа имеет право отстранить следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, действующий УПК не предусматривает. Как правило, речь идет о фальсификации доказательств, фальсификации процессуальных документов, которые связаны с пометкой процессуальных документов задним числом, запоздалым собиранием подписей и т.п. Кроме того, к таким нарушениям могут быть отнесены и прекращение уголовного дела и уголовного преследования, возвращение дела для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения, и т.д. Отстранение следователя от дальнейшего производства предварительного расследования возможно не только в случае допущения им нарушений требований УПК РФ, но и при нарушении им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, которые так или иначе применяются при производстве предварительного расследования по уголовному делу. За данные нарушения следователь может нести не только дисциплинарную, но и уголовную ответственность, предусмотренную ст. ст. 299 — 304, 312 УК РФ;

12) отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ. Речь идет о том, что если процессуальные решения и действия руководителя следственного органа, которые он реализовал при осуществлении процессуального контроля в форме соответствующих постановлений, признаны вышестоящим руководителем следственного органа незаконными и, соответственно, необоснованными, то данное постановление отменяется посредством вынесения постановления;

13) продление срока предварительного расследования. Так, в соответствии со ст. 162 УПК РФ продление срока предварительного следствия свыше 2 месяцев осуществляется только на основании процессуального решения, которое принимает руководитель следственного органа;

14) утверждение постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу. Речь идет о процессуальном решении следователя, которое он принимает при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 24 — 281 УПК РФ. Прекращение уголовного дела осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 212, 213 УПК РФ;

15) утверждение постановления следователя об осуществлении государственной защиты лиц, перечисленных в ст. 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Порядок принятия мер государственной защиты осуществляется на основании постановления следователя, которое выносится в соответствии с ч. 3 ст. 11 и ч. 9 ст. 166 УПК РФ. При этом руководителю следственного органа в системе Следственного комитета РФ необходимо руководствоваться указанием Следственного комитета от 26 декабря 2008 г. N 6/206 «О порядке применения следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства», а также рекомендациями, изложенными в информационном письме Следственного комитета от 24 декабря 2009 г. N 226-28538-09 «О положительном опыте государственной защиты участников уголовного судопроизводства»;

16) дача согласия следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. Содержание данных полномочий руководителя следственного органа связано с несогласием с прокурором о принятом им процессуальном решении, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 221 УПК РФ.) При этом само обжалование процессуального решения прокурора в соответствии с ч. 5 ст. 221 УПК РФ приостанавливает его исполнение;

17) возвращение уголовного дела следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Принятие такого процессуального решения руководителем следственного органа, как правило, связано с необходимостью изменить объем обвинения, изменить квалификацию действий обвиняемого , пересоставления обвинительного заключения, устранения иных недостатков, которые были выявлены по данному уголовному делу. Данное процессуальное решение оформляется в форме постановления, о котором уведомляется обвиняемый, его защитник, потерпевшие. Кроме того, им должно быть разъяснено их право на обжалование и порядок обжалования данного постановления. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ руководитель следственного органа продлевает срок предварительного следствия на один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК РФ;
———————————
В некоторых случаях, когда производство по уголовному делу осуществляется следователем в форме дознания, то и подозреваемого.

18) осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. К таким полномочиям относится полномочие продлевать по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144), и т.д.

3. Некоторые полномочия руководителя следственного органа не связаны с осуществлением уголовного преследования при производстве по уголовному делу и осуществлением процессуального контроля. Руководитель следственного органа, осуществляя уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу, выполняет функции по административно-процессуальному руководству предварительного расследования. В связи с этим он организует и контролирует обязательное участие следователей, а в необходимых случаях и сам участвует в судебных заседаниях, когда необходимо судебное решение при производстве по уголовному делу. Кроме того, руководитель следственного органа должен организовать производство самого предварительного расследования. При этом руководитель следственного органа в соответствии с имеющимися полномочиями, предусмотренными УПК РФ, лично рассматривает сообщения о преступлении; участвует в проверке сообщения о преступлении; лично допрашивает подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайств, связанных с избранием, продлением, отменой или изменением меры пресечения, а также при возбуждении перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, и т.д.

4. Ряд полномочий руководителя следственного органа в системе Следственного комитета РФ конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» .
———————————
.

5. Одновременно руководитель следственного органа может осуществлять функцию уголовного преследования, в связи с этим он вправе принимать уголовные дела к своему производству, производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.)

Постановление № 22К-1997/2014 от 8 мая 2014 г. по делу № 22К-1997/2014

Судья Горковенко М.Ю.

Судья-докладчик: Шульгина Л.А.

г. Кемерово 08 мая 2014года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего

при секретаре: Шишкине А.А.

с участием прокурора: Семенова А.С.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на постановление Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 17 февраля 2014года, которым

Заслушав доклад судьи Шульгиной Л.А., прокурора Семенова А.С., полагавшего необходимым постановление суда отменить, производство по жалобе прекратить, суд апелляционной инстанции,

У с т а н о в и л:

Суд, отказывая в удовлетворении жалобы, указал, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом, обладающим необходимыми полномочиями. При этом, обстоятельств, исключающих производство по делу судом не установлено, порядок вынесения постановления прокурором соблюден.

В апелляционной жалобе ФИО1 (предварительной и основной) выражает несогласие с принятым решением и просит отменить постановление суда по следующим основаниям.

В жалобе указывает, что прокурор Платов М.И. изымая уголовное дело из производства следователей органов МВД и передавая в производство следователей следственного управления Следственного комитета РФ по КО нарушил требование п.12 ч.2 ст. Часть 1. Общие положения > Раздел II. Участники уголовного судопроизводства > Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения > Статья 37. Прокурор’ target=’_blank’>37 УПК РФ и в том числе не указал основания передачи уголовного дела.

Считает, что действующим законодательством не предусмотрено изъятие и передача уголовного дела, в нарушение подследственности, на основании необходимости проведения следственных действий с бывшими сотрудниками органов внутренних дел, поэтому в постановлении суда отсутствуют предусмотренные законом основания изъятия и передачи уголовного дела, а основание – необходимость проведения следственных действий с бывшими сотрудниками правоохранительных органов- в законе не предусмотрено.

Суд же первой инстанции не обратил внимание на факт злоупотребления правом прокурором Платоновым, который принял решение по изъятию и передаче уголовного дела, в нарушение ст. Часть 2. Досудебное производство > Раздел VIII. Предварительное расследование > Глава 21. Общие условия предварительного расследования > Статья 151. Подследственность’ target=’_blank’>151 УПК РФ.

Считает, что постановление суда об отказе в удовлетворении жалобы, ограничивает его право на доступ к правосудию, нарушает его гражданские, процессуальные и конституционные права и свободы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ФИО1, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

По смыслу указанных положений закона в порядке ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ в суд могут быть обжалованы не все решения и действия органов следствия, а лишь те, которые ограничивают права участников судопроизводства в доступе их к правосудию, создают препятствия для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права и не могут быть предметом проверки законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом данные требования уголовно-процессуального закона соблюдены не были.

Из материала усматривается, что постановлением прокурора г. Новокузнецка Кемеровской области от 12.11.2012 года уголовное дело № 11451157 изъято из производства следователя по ОВД ГСУ ГУ МВД России по Кемеровской области и направлено руководителю следственного отдела по г. Новокузнецку следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области для организации производства расследования по делу.

При этом обжалуемое постановление прокурора не исключает дальнейшего движения по уголовному делу, не причиняет ущерб конституционным правам и свободам заявителя и не затрудняет его доступ к правосудию как обвиняемого по данному уголовному делу.

Однако, в связи с тем, что передача уголовного дела из ОВД ГСУ ГУ МВД России по Кемеровской области в СО по г. Новокузнецку СУ СК РФ по Кемеровской области не причинила и не может причинить ущерб конституционным правам и свободам заявителя ФИО1 либо ограничить его доступ к правосудию и не исключает дальнейшего движения по уголовному делу, предмет судебного разбирательства в порядке ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ по жалобе ФИО1 отсутствует.

Однако, суд апелляционной инстанции не находит оснований для направления жалобы заявителя ФИО1, поданной в порядке ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ, на новое судебное рассмотрение, поскольку отсутствует предмет рассмотрения в указанном порядке по вышеприведенным основаниям. Учитывая эти обстоятельства, суд апелляционной инстанции также не входит в обсуждение доводов апелляционной жалобы заявителя по существу и считает необходимым производство по жалобе обвиняемого, поданной в порядке ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ, прекратить.

Постановление Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 17.02.2014 года, которым жалоба ФИО1, поданная в порядке ст. Часть 1. Общие положения > Раздел V. Ходатайства и жалобы > Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство > Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб’ target=’_blank’>125 УПК РФ на постановление прокурора г. Новокузнецка от 12.11.2013 года об изъятии и передаче уголовного дела №11451157 оставлена без удовлетворения, отменить.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его оглашения в порядке, установленном главой 47-1 УПК РФ.

sudact.ru

Комментарий к СТ 39 УПК РФ

Статья 39 УПК РФ. Руководитель следственного органа

Комментарий к статье 39 УПК РФ:

1. Руководитель следственного органа (СО) — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5, введенный ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ. Он имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме руководства предварительным следствием. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» все полномочия по руководству предварительным следствием, которые ранее принадлежали прокурору, переданы руководителю СО. Это имеет своей целью разграничить на предварительном следствии процессуальную деятельность по расследованию уголовных дел и по надзору за соблюдением законов.

Ряд полномочий руководителя СО конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации».

2. Поручение производства предварительного следствия нескольким следователям (п. 1 ч. 1 ком. статьи) означает одновременно и принятие руководителем следственного органа процессуального решения о создании следственной группы.

3. Хотя в п. 6 ч. 1 ком. статьи буквально сказано о нарушении следователем требований «настоящего Кодекса», т.е. только УПК РФ, представляется, что основанием для отстранения следователя от ведения дела в не меньшей (а может быть, и в большей) степени может служить также нарушение им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, так или иначе применяемых при производстве расследования.

4. На основании п. 3 ч. 1 ком. статьи руководитель СО вправе давать следователю указания лишь по следующим вопросам:

— о направлении расследования;

— о производстве отдельных следственных действий;

— о привлечении лица в качестве обвиняемого;

— об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения;

— о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Вместе с тем, по смыслу части 3 той же статьи, указания руководителя СО могут, помимо названных вопросов, касаться также изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, а также направления дела в суд или его прекращения. Но если право давать указания об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю имеет самостоятельное основание (ранее указано в п. 1 ч. 1 ком. статьи), то названное в части 3 право давать указания следователю о направлении дела в суд или о его прекращении формально не вписывается в ранее перечисленные полномочия руководителя СО. Логически получается, что указания следователю о направлении дела в суд или о его прекращении как бы выходят за ранее четко очерченные прерогативы руководителя СО, что порождает нежелательные для закона сомнения и неясности. Выход из этого противоречия могло бы дать лишь такое юридическое толкование, при котором названные спорные полномочия охватывались бы понятием направления расследования.

———————————
Более правильно было бы говорить о направлении следователем дела прокурору, поскольку в суд его направляет не следователь, а именно прокурор (ч. 1 ст. 222).

По своему семантическому (общеупотребительному) смыслу направление расследования — это по крайней мере: 1) выдвижение следователем версий, т.е. подлежащих следственной и оперативно-розыскной проверке предположений, касающихся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела; 2) определение квалификации инкриминируемых преступлений; 3) определение вопросов и обстоятельств, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объема обвинения); 4) определение источников доказательственной информации, подлежащих исследованию; 5) определение следственных действий, необходимых по данному делу. Помимо понятия «направление расследования» в УПК РФ встречается и другое понятие — «направление уголовного дела». Направление дела — это определение дальнейшего процессуальной судьбы дела, т.е. принятие решений, определяющих его движение от одного процессуального этапа или стадии в другие: возбуждение уголовного дела, направление (поручение) руководителем СО дела следователю или прокурором органу дознания для производства расследования; принятие уголовного дела следователем или дознавателем к своему производству; направление органом дознания уголовного дела руководителю СО после производства неотложных следственных действий; направление дела по подследственности или подсудности; привлечение лица в качестве обвиняемого; приостановление и возобновление предварительного расследования; прекращение, выделение дел, направление дела прокурору и в суд либо его возвращение прокурором для производства дополнительного расследования, передача из одной судебной стадии в другую и т.д. В этом или подобном значении понятие «направление уголовного дела» встречается в ст. ст. 149, 157, гл. 30, ст. ст. 222, 386, 451, 458 УПК. Если предположить, что понятия «направление уголовного дела» и «направление расследования» являются однопорядковыми (независимыми друг от друга), то принятие решений, определяющих движение дела (в т.ч. и решений о направлении дела в суд или о его прекращении), не может быть включено в понятие «направление расследования». Тогда отмеченное противоречие между пунктом 3 части 1 и частью 3 ком. статьи становилось бы неразрешимым. Однако если принять, что понятие «направление уголовного дела» (по крайней мере, на досудебном производстве) по своему объему уже, чем понятие «направление расследования» и охватывается последним, то указания руководителя СО следователю о направлении дела в суд или о его прекращении также являются проявлением полномочий руководителя СО по направлению (хода) расследования.

5. В соответствии с п. 10 ч. 1 ком. статьи руководитель СО вправе давать согласие следователю на обжалование решений прокурора, вынесенных при поступлении к последнему уголовного дела с обвинительным заключением (п. 2 ч. 1 ст. 221): о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или о пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков. Причем обжалование названных решений прокурора следователем приостанавливает их исполнение. Практически это означает, что решения прокурора о возвращении дела для производства дополнительного следствия и т.д. не обязательны для исполнения следователем в течение всей процедуры обжалования, если, конечно, руководители следственных органов солидарны с позицией следователя. При этом процедура обжалования, установленная ч. 4 ст. 221, может оказаться весьма длительной: согласно ч. 6 ст. 162 только на обжалование решения прокурора следователю может быть дан срок до 1 месяца; далее предусмотрена процедура, состоящая из восхождения уголовного дела с жалобами (ходатайствами) следователя по трем инстанциям (вышестоящий прокурор, председатель Следственного комитета РФ либо руководитель СО соответствующего федерального органа исполнительной власти — для получения их согласия на обжалование, Генеральный прокурор РФ). Если при этом обвиняемый содержится под стражей, а ранее установленный срок применения данной меры пресечения истекает, то возникает проблема основания, по которому может продлеваться срок содержания под стражей. Особенно остро этот вопрос встает при продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, поскольку основанием для продления срока в этом случае является только особая сложность уголовного дела (ч. 2 ст. 109). Вряд ли несогласие следователя с решением прокурора может рассматриваться как проявление особой сложности дела; напротив, его возражения против необходимости проведения дополнительного расследования и т.д. свидетельствуют об обратном. Кроме того, обвиняемый не должен нести добавочные тяготы пребывания под стражей только потому, что его дело, по мнению прокурора, нуждается в дополнительном расследовании, а следственный орган против этого возражает. Логическое толкование действующего закона приводит к довольно неприятному для следствия выводу, что в подобной ситуации мера пресечения должна быть изменена на другую, не связанную с содержанием под стражей.

6. На основании п. 11 ч. 1 ком. статьи руководитель СО имеет право возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Смотрите об этом ком. к ст. 220.

7. Письменные указания руководителя СО обязательны для исполнения следователем (ч. 3 настоящей статьи). Они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего СО, но, как правило, без приостановления их исполнения. Исключение составляют лишь случаи, когда указания относятся к вопросам, касающимся т.н. процессуальной самостоятельности следователя, его внутреннего убеждения или ограничений конституционных прав личности, а именно: изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

8. К числу иных полномочий руководителя СО относится, в частности, право продлить по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144).

upkod.ru