Правила агитации в СМИ на выборах президента России
13 февраля 2018 года ЦИК проведет жеребьевку, в ходе которой распределит между кандидатами в президенты эфирное время на федеральных телеканалах и радиостанциях для агитации и участия в дебатах
ТАСС-ДОСЬЕ. 13 февраля 2018 года Центральная избирательная комиссия РФ проведет жеребьевку, в ходе которой распределит между кандидатами в президенты и выдвинувшими их партиями эфирное время на федеральных государственных телеканалах и радиостанциях для проведения агитации и участия в дебатах.
Правила предвыборной агитации в СМИ регулируются федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента РФ» от 10 января 2003 года. Закон гарантирует зарегистрированным кандидатам в президенты равные условия доступа к средствам массовой информации.
Что считается предвыборной агитацией
Предвыборной агитацией считаются призывы голосовать за или против определенного кандидата; публичное выражение предпочтения кому-либо из них (за исключением публикаций соцопросов); описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах или выдвинувших их партиях в сочетании с позитивными или негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с исполнением им своих служебных или профессиональных обязанностей; и др.
К проведению агитации не допускаются органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, а также члены органов управления организаций при исполнении ими должностных обязанностей, воинские части и учреждения, благотворительные и религиозные организации, члены избиркомов с правом решающего голоса, иностранцы и лица без гражданства, международные организации, представители СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности, несовершеннолетние.
Сроки и правила предвыборной агитации в СМИ
Агитационный период в СМИ начнется 17 февраля 2018 года — за 28 дней до дня выборов, и завершится 17 марта — за день до их проведения.
Кандидаты и выдвинувшие их партии могут вести предвыборную агитацию на каналах телерадиовещательных компаний, в периодических печатных и сетевых изданиях в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, телефильмов и др. Содержание и методы проведения агитации определяют сами партии и кандидаты. Законодательство о выборах не предъявляет к информации, распространяемой в порядке проведения предвыборной агитации, требования достоверности.
В дебатах на федеральных каналах кандидаты должны участвовать лично. Если кто-либо из них не может принимать в участие в дебатах по болезни или в связи выполнением должностных обязанностей, его может представлять доверенное лицо. В полемике на региональных телеканалах доверенные лица могут участвовать без ограничений.
При этом претенденты на высший пост не вправе использовать эфирное время для призывов голосовать «против» или «за» других кандидатов, описания возможных негативных последствий их избрания, распространения о них информации, способствующей созданию отрицательного отношения у избирателей.
Не позднее чем за 10 дней до выборов политические партии, выдвинувшие кандидатов, должны опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также разместить ее текст в интернете.
Организации СМИ не вправе в течение пяти дней до выборов и в сам день голосования публиковать итоги опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов и др., а в день выборов — данные об итогах голосования (до его окончания).
В день выборов и предшествующие ему сутки (т. н. день тишины) любая агитация запрещена.
В случае проведения повторного голосования агитационный период начинается со дня опубликования решения ЦИК о назначении повторных выборов и прекращается за сутки до дня голосования.
Бесплатное эфирное время и печатные площади в государственных СМИ
Зарегистрированные кандидаты и выдвинувшие их партии имеют право на получение бесплатного эфирного времени на государственных теле- и радиоканалах, а также бесплатной площади в общероссийских печатных изданиях, выходящих не менее одного раза в неделю. При этом все кандидаты получают равные объемы эфирного времени и печатной площади (одинаковое место на полосе, одинаковый размер шрифта и др.). Бесплатный доступ к СМИ не предоставляют претендентам на высший пост от политических партий, которые на прошлых президентских выборах выдвигали кандидатов, набравших по итогам голосования менее 2% голосов избирателей.
Согласно закону, все агитационные программы на теле- и радиоканалах должны выходить в рабочие дни, в рейтинговое время, и не прерываться рекламой.
По словам секретаря ЦИК Майи Гришиной, бесплатный телеэфир для агитации кандидатов предоставят пять федеральных государственных телеканалов («Россия 1», «Россия 24», Первый канал, «ТВ Центр», Общественное телевидение России), три радиостанции («Радио России», «Маяк» и «Вести ФМ»), а также порядка 300 региональных теле- и радиокомпаний.
В течение месяца, отпущенного законом на агитацию, каждый федеральный канал должен предоставить кандидату и партии, его выдвинувшей, по часу своего эфира (региональные государственные телекомпании — не менее 30 минут). Поэтому претенденты, участвующие в выборах от партий, имеют преимущество по сравнению с самовыдвиженцами.
Треть бесплатного эфира выделяется партиям, которые могут передать его своим кандидатам. Из оставшегося времени половина отводится на дебаты и другие совместные агитационные мероприятия, например, дискуссии и круглые столы. Оставшийся хронометраж занимают предвыборные ролики кандидатов.
В печатных СМИ каждая партия и кандидат должны бесплатно получить не менее 5% от общего объема еженедельной печатной площади издания один раз в неделю в течение всего агитационного периода.
Агитация на платной основе
По закону, средства массовой информации должны заранее зарезервировать часть своих площадей и эфирного времени для агитации кандидатов на платной основе. Эфирное время, предоставляемое на федеральных телеканалах на коммерческой основе, также разыгрывается в ходе жеребьевки в ЦИК. Платный эфир, в отличие от бесплатного, может выделяться в выходные дни.
Негосударственные СМИ, редакции сетевых изданий могут предоставлять свои услуги для предвыборной агитации только в том случае, если они были зарегистрированы не менее чем за год до начала избирательной кампании.
Претенденты на президентский пост обязаны оплачивать коммерческие договоры со СМИ только из своих избирательных фондов. Редакции телеканалов, газет и интернет-изданий должны предоставлять платный эфир и печатные площади для всех кандидатов за равную плату и в равных долях. Также в их обязанность входит публикация расценок не позднее чем через 30 дней с момента назначения выборов.
Разрешение споров, связанных с предвыборной агитацией кандидатов
28 декабря 2017 года Центризбирком сформировал рабочую группу по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании. Ее возглавила Майя Гришина. В состав группы вошли 53 человека, в том числе члены ЦИК, представители Министерства связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, руководители федеральных СМИ, члены Общественной палаты, эксперты и др.
Участие СМИ в кампании по выборам президента РФ 2012 года
На последних президентских выборах 2012 года бесплатное эфирное время кандидатам и выдвинувшим их партиям выделили четыре федеральных телеканала («Первый канал», «ТВ Центр», «Россия 1» и «Россия 24») и три общероссийских радиостанции («Радио России», «Маяк», «Вести ФМ» и «Голос России»). Суммарно для предвыборной агитации на безвозмездной основе было предоставлено по 36 часов федерального теле- и радиоэфира.
Бесплатное время предоставлялось также кандидатам и партиям на 218 региональных телеканалах и 161 канале радиовещания. В общей сложности они получили более 3 тыс. 77 часов.
Бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации кандидатам и партиям выделяли 13 (из 16) общероссийских государственных периодических изданий. Ее общий объем, по данным ЦИК, составил 32 тыс. 224 кв. см, 12,8 страниц и 71,8 полосы.
С уведомлениями о готовности предоставить для агитации платные площади в Центризбирком обращались 105 государственных и 27 сетевых общероссийских изданий, 2 тыс. 440 печатных региональных изданий и 85 сетевых. Платный эфир выделили девять общероссийских телеканалов и 12 радиоканалов, в регионах — 626 и 763 соответственно. При этом абсолютным лидером по предоставлению платных печатных площадей и эфира стала Свердловская область.
tass.ru
Какие требования закон применяет к объему печатной площади для бесплатной публикации агитационных материалов в период избирательной кампании в государственных и муниципальных СМИ?
Если вы не нашли ответа на интересующий Вас вопрос, то можете отправить ответ нашим юристам и они постараются Вам помочь.
Задать вопрос
Объемы бесплатной печатной площади устанавливаются исключительно федеральными законами о выборах различного уровня и законами субъекта РФ (в зависимости от уровня и вида выборов).
Информация об общем объеме бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должна быть опубликована в этом издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Так, например, Федеральным законом «О выборах депутатов ГД ФС РФ» (статья 59) установлено, что политические партии имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади соответственно в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и региональных государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следующих условиях:
- объем предоставляемой печатной площади должен быть равным для всех кандидатов,
- место на полосе должно быть равноценным,
- одинаковый размер шрифта и
- иные равные условия.
Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет кандидатам (политическим партиям), должен составлять не менее 10% от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах агитационного периода в СМИ.
Итак, общим требованием для размещения агитационных материалов в печатных СМИ является обеспечение равных условий для проведения предвыборной агитации кандидатами.
Что же касается объема предоставляемой государственными и муниципальными СМИ бесплатной печатной площади, то некоторые законодательные акты субъектов РФ устанавливается еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади в размере не менее чем 10% от общего объема еженедельной печатной площади СМИ (Избирательный кодекс Воронежской области), другие определяют этот объем в размере не менее 15 % от общего объема печатной площади соответствующего издания (Избирательный кодекс Свердловской области) и т.д. Поэтому необходимо уточнять требования к объему бесплатной печатной площади в региональном законодательстве или соответствующей избирательной комиссии.
Общий объем бесплатной печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, распределяется между кандидатами путем деления этого объема на число политических партий или региональных групп кандидатов, имеющих право на предоставление бесплатной печатной площади в данном периодическом печатном издании.
Кроме того, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Соответственно, если печатное издание выходит реже, чем раз в неделю оно не обязано предоставлять площадь для публикации агитационных материалов (как платных, так и бесплатных). Общий объем платной печатной площади, который редакция периодического печатного издания резервирует для предоставления под предвыборную агитацию, должен быть не меньше объема бесплатной печатной площади или может превышать его, но не более чем в два раза.
© Подготовлено юридической службой Центра защиты прав СМИ
mmdc.ru
Дело N901-О-О.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 декабря 2008 г. N 901-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЕДАКЦИИ
ГАЗЕТЫ «ОРЛОВСКАЯ ИСКРА» НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 5.5 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПУНКТОМ
1 СТАТЬИ 2, ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 49 И ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ
52 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В
РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
ПУНКТОМ 4 ЧАСТИ 1 И ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 55
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию редакции газеты «Орловская искра» вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации редакция газеты «Орловская искра» оспаривает конституционность положений части 1 статьи 5.5 «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов» КоАП Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 «Основные термины и понятия», пункта 2 статьи 49 «Агитационный период» и пункта 6 статьи 52 «Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях» Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также пункта 4 части 1 и части 2 статьи 55 «Предвыборная агитация» Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51- ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Как следует из представленных материалов, редакция газеты «Орловская искра» была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП Российской Федерации. Суд, принимая решение по делу, пришел к выводу, что агитационные материалы о кандидате в депутаты Государственной Думы опубликованы в газете с нарушением установленного порядка.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют квалифицировать любую информацию о кандидатах, опубликованную в период избирательной кампании, как агитационную, что приводит к нарушению конституционного права на свободу слова и на свободное распространение информации. В связи с этим заявитель просит признать их не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2 , 6 (часть 2) , 29 (части 1 и 4 ) и 55 (часть 3) .
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Исследуя вопрос о разграничении информирования избирателей и предвыборной агитации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П сформулировал следующую правовую позицию.
В целях защиты права на свободные выборы, являющиеся одной из основ конституционного строя, в том числе в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей, свобода выражения мнений для представителей средств массовой информации, как следует из статей 3 (часть 3) , 17 (часть 3) , 29 (часть 5) , 32 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может быть ограничена федеральным законом при условии соблюдения баланса конституционно защищаемых ценностей.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает различия в осуществлении средствами массовой информации информирования избирателей и предвыборной агитации. Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели — склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.
Не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели, наличие или отсутствие которой во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменительными органами при оценке ими тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации.
Таким образом, оспариваемые законоположения — с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации — не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы заявителя.
Заявитель в поданной им жалобе обосновывает свою позицию тем, что опубликованные им материалы не были непосредственно связаны с избирательной кампанией, а касались деятельности кандидата в депутаты Государственной Думы как губернатора Орловской области. Между тем установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, равно как и проверка законности и обоснованности правоприменительных решений не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 части первой статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы редакции газеты «Орловская искра», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
advokat-malov.ru
Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
1. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.
1 1 . При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании, кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, не допускается.
5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума.
5 1 . Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
5 2 . Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
8. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2–6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
1–1 1 . Комментируемые пункты изложены в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, одной из основных целей принятия которого было противодействие экстремистским проявлениям в ходе избирательных кампаний, а также недопущение прохождения во власть политиков экстремистского толка. Комментируемые положения направлены против злоупотреблений свободой слова, свободой массовой информации, правом свободно распространять информацию в смысле положений статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Прежний пункт 1 разделен на два пункта (соответственно пункт 1 и пункт 1 1 ): произведена градация нарушений в зависимости от степени общественной опасности. В силу этого за нарушение положений указанных пунктов наступает различная ответственность: если судом будет установлено, что гражданин в ходе какой-либо избирательной кампании нарушил положения комментируемого пункта 1, он лишается на определенный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона срок пассивного избирательного права. За нарушение положения комментируемого пункта 1 кандидатом из списка кандидатов может нести ответственность в форме отмены регистрации списка кандидатов избирательное объединение, если не исключит такого кандидата из списка (подпункт «д» пункта 8, пункт 11 статьи 76 комментируемого Федерального закона). Подпунктом «в» пункта 2 статьи 77 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения их результатов, если установлен факт нарушения комментируемого пункта 1 при проведении агитации кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Вместе с тем, как за нарушение положений пункта 1, так и за нарушение положений пункта 1 1 комментируемой статьи, если факты нарушения установлены судом, предусмотрены такие меры ответственности по избирательному праву, как отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключение из списка кандидатов (подпункт «к» пункта 24, подпункт «и» пункта 25, подпункт «з» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона), отмена регистрации кандидата, списка кандидатов (подпункт «д» пункта 7, подпункт «д» пункта 8 статьи 76 комментируемого Федерального закона). Применение указанных мер ответственности не исключает применения иных видов ответственности: за ряд перечисленных в комментируемом пункте 1 нарушений предусмотрена уголовная (в частности, по статье 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») либо административная (статья 20.3 КоАП РФ) ответственность.
По сравнению с прежней редакцией норма конкретизирована по субъектному составу, а также в части описания запрещенных деяний.
Запреты, установленные комментируемыми пунктами 1 и 1 1 , распространяются на всех участников избирательного процесса, как общих 1 , так и специальных субъектов права на предвыборную агитацию. Избирательные объединения реализуют свое право на предвыборную агитацию через своих представителей, т.е. лиц, уполномоченных в соответствии с уставом соответствующего избирательного объединения или в соответствии с иным юридически значимым документом представлять избирательное объединение. Например, представителем избирательного объединения является лицо, выступающее в агитационном материале или в совместном агитационном мероприятии в рамках эфирного времени, предоставленного в соответствии с законом избирательному объединению для проведения предвыборной агитации.
По смыслу комментируемого пункта 1 при осуществлении агитации любыми методами (пункт 3 статьи 48 комментируемого Федерального закона) запрещается призывать к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2 как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Статья 1 указанного Федерального закона относит к экстремистской деятельности (экстремизму):
а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
возбуждение расовой, национальной 3 или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
________________
1 Следует отметить, что за нарушение гражданами, не являющимися кандидатами, требований комментируемой нормы, наступает, как было уже отмечено, уголовная или административная ответственность.
2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3447.
3 См.: решение Московского городского суда от 2 ноября 2005 года по делу № 3-562/2005, а также определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2005 года по делу № 5-Г05-134 по вопросу о признании агитационного материала возбуждающим социальную и национальную ненависть и вражду.
воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;
публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;
б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;
г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
В комментируемом пункте 1 перечисляются выделенные по содержанию формы предвыборной агитации, которые, исходя из вышеприведенного определения экстремистской деятельности, сами по себе могут быть признаны экстремистской деятельностью 1 .
________________
1 Как исключение можно отметить несовпадение запретов в части разжигания социальной розни. Если в вышеуказанном Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ экстремизмом признается возбуждение социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, то в комментируемом пункте 2 просто указывается на недопустимость возбуждения социальной розни (то есть, в том числе в ненасильственных формах). Однако при этом указывается, что не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. По вопросу применения нормы см.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 71-Г06-12. В нем, в частности, указывается, что изложенная в агитационной листовке информация, в контексте ее изложения, возбуждает социальную ненависть и вражду между социальными группами населения по признаку материального положения и места жительства.
Запрету осуществлять экстремистскую деятельность соответствуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях». Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (часть 1 статьи 9), создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (часть 3 статьи 9). При этом включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни (часть 2 статьи 9).
Исходя из положений статей 56 и 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция СМИ также несет ответственность за злоупотребление свободой массовой информации в случае распространения предоставленного кандидатом, избирательным объединением агитационного материала, нарушающего требования пункта 1 комментируемой статьи, за исключением случая выпуска материала в эфир без предварительной записи.
Комментируемый пункт 1 1 указал, что при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в комментируемом пункте 1, формах. С учетом определения злоупотреблений свободой массовой информации, изложенных в статье 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» к указанным формам можно отнести использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (часть 1 статьи 4).
Как злоупотребление свободой массовой информации должно квалифицироваться также использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (часть 2 статьи 4). В соответствии с частью 3 статьи 4 указанного Закона Российской Федерации злоупотреблением свободой массовой информации является распространение и иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (об авторском праве и смежных правах), которое запрещается нарушать при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федеральных законов от 19 июля 1995 года № 110-ФЗ и от 20 июля 2004 года № 72-ФЗ) 1 основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ГК РФ 2 , указанного Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» 3 ,
________________
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1242.
2 В настоящее время – раздел «Авторское право» ГК РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года) // Свод законов РСФСР. Т. 2. С. 7.
3 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2325.
федеральных законов 1 . Следует учитывать, что 24 ноября 2006 года Государственной Думой принята часть четвертая ГК РФ, посвященная правовому регулированию вопросов интеллектуальной собственности, при этом предусматривается, что указанный закон от 9 июля 1993 года № 5351-1 утратит силу одновременно с вступлением в силу части четвертой ГК РФ (с 1 января 2008 года).
2. В комментируемом пункте конкретизировано понятие «подкуп избирателей» 2 . Согласно пункту 2 статьи 79 комментируемого Федерального закона лица, осуществляющие подкуп избирателей (участников референдума), т.е. действия, запрещенные пунктом 2 статьи 56, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами. КоАП РФ предусматривает ответственность за подкуп избирателей, участников референдума (статья 5.16). УК РФ относит подкуп к числу квалифицирующих признаков такого преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав (статья 141). Не являются подкупом избирателей (участников референдума):
а) распространение аудиовизуальных агитационных материалов, изготовленных в соответствии со статьей 54 комментируемого Федерального закона 3 ;
б) проведение агитационных публичных мероприятий (встреч с избирателями и т.п.) с участием и выступлениями работников культуры (артистов, других творческих работников), если затраты на организацию этих мероприятий осуществлены из соответствующего избирательного фонда.
________________
1 См. также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 2006. 28 июня. № 137.
2 Как указывается в определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2006 года № 9-Г06-7 в случае, если предвыборная программа кандидата, политической партии составлена на основании наказов избирателей, правовой статус которых определен, в частности, законом субъекта Российской Федерации о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в частности, наказами депутату являются предложения и поручения граждан, данные депутату как в период его избрания (как кандидату в депутаты), так и при осуществлении им депутатских полномочий), то обещания исполнения наказов избирателей не могут быть расценены как подкуп избирателей и поставлены в зависимость от избрания кандидата депутатом.
3 См., например: определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 7-Г05-19, которым подтверждена правомерность признания судом первой инстанции отнесения полиэтиленовых пакетов, изготовленных полиграфическим способом, за счет средств избирательного фонда, с соответствующими выходными данными, предусмотренными пунктом 2 статьи 54 комментируемого Федерального закона, к категории печатных агитационных материалов.
Как указывается в комментируемом пункте, подкупом избирателей (участников референдума) не признается вознаграждение избирателей (участников референдума) за проведение организационной, в том числе агитационной работы. Вместе с тем следует учитывать, что заключение договора на проведение агитационной работы с избирателем (участником референдума) в целях сокрытия факта подкупа не может служить основанием для освобождения от ответственности инициаторов заключения такого договора. В данном случае имеет место мнимая сделка, поскольку она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Такая сделка согласно части 1 статьи 166, части 1 статьи 170 ГК РФ ничтожна и, соответственно, недействительна независимо от признания ее таковой судом. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
3. Запрет, установленный комментируемым пунктом, напрямую вытекает из принципа свободных выборов (статья 3 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 комментируемого Федерального закона). В случае, когда гражданин заинтересован в исходе выборов в связи с участием в какой-либо лотерее, связанной с их результатами, указанный принцип ставится под сомнение. Общие условия организации лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр установлены в статьях 1062 и 1063 ГК РФ (часть 2). Подробное правовое регулирование содержится в Федеральном законе от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» 1 . В пункте 6 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что организатор лотереи – Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с указанным Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Статьей 6 1 указанного Федерального закона установлены ограничения на проведение лотерей в период избирательной кампании, кампании референдума, аналогичные установленным в комментируемом пункте.
4. Комментируемый пункт устанавливает ряд требований к размещению рекламы коммерческой и иной деятельности, которой занимаются непосредственные участники избирательного (референдумного) процесса. Под коммерческой деятельностью в смысле комментируемого Федерального закона понимается любая деятельность, направленная на получение прибыли, в том числе предпринимательская деятельность. ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (часть 3 пункта 1 статьи 2). Под иной, не связанной с выборами деятельностью понимается благотворительная, научная, творческая, спортивная деятельность. Действие комментируемой нормы пункта 4 распространяется только на рекламу (в том числе социальную рекламу), которая напрямую указывает на участников избирательного (референдумного) процесса, используя их имена (наименования), образы (символику).
________________
1 СЗ РФ. 2003. № 46. Ч. 1. Ст. 4434.
Комментируемый пункт не препятствует распространению рекламы в период избирательной кампании, кампании референдума до начала агитационного периода в СМИ. Вместе с тем с момента выдвижения федерального списка кандидатов указанная реклама допускается только при условии ее оплаты из соответствующего избирательного фонда. Соблюдение данного требования закона, а равно перерыв в распространении рекламы в день голосования и предшествующий ему день должны являться существенными условиями любых контрактов на размещение рекламы.
КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (статья 5.9). Ответственность за выполнение комментируемой нормы лежит равным образом на распространителе рекламы и на лице, обязанном осуществлять соответствующую оплату избирательного фонда, фонда референдума.
5. Комментируемый пункт предусматривает ограничения на осуществление благотворительной деятельности в период кампании. Статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1 установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Комментируемый Федеральный закон дифференцированно подходит к возможности осуществления данной деятельности разными субъектами избирательного процесса: либо прямо запрещает осуществлять указанную деятельность, либо запрещает осуществлять ее по просьбе, поручению или от имени непосредственных участников процесса. Абсолютный запрет действует в отношении кандидатов и иных указанных в комментируемой статье участников избирательного процесса. Иным же физическим и юридическим лицам разрешено осуществлять указанную деятельность при соблюдении оговоренных условий. Вместе с тем в отличие от ранее действовавшей нормы запрет на деятельность соответствующих благотворительных организаций не относится к благотворительным организациям, созданным до начала избирательной кампании.
5 1 . Комментируемый пункт распространяет запрет, ранее содержавшийся в пункте 4 статьи 54 комментируемого Федерального закона применительно к агитационным печатным материалам, на любые агитационные материалы. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» 2 под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Коммерческую рекламу следует отличать от политической рекламы, т.е. при проведении выборов – предвыборной агитации (пункт 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»), и социальной, под которой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 указанного Федерального закона).
________________
1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
2 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
5 2 . Комментируемый пункт включен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ и представляет собой ограничение для кандидатов и избирательных объединений в выборе форм своей агитации. Указанное ограничение направлено на защиту принципов свободных и подлинных выборов и призвано противодействовать избирательной технологии, когда кандидаты выдвигаются, а избирательные объединения выдвигают списки кандидатов не с целью быть избранными, а с целью противодействовать избранию тех или иных кандидатов, списков кандидатов. Поскольку именно в сфере предоставления эфирного времени на телевидении комментируемый Федеральный закон предоставляет наиболее весомые государственные гарантии, именно в этой сфере и налагается ограничение. Кроме того, ограничение касается только агитационных материалов в смысле пункта 5 1 статьи 51 комментируемого Федерального закона, то есть индивидуальных выступлений кандидатов, представителей избирательных объединений, а также их рекламных роликов, таким образом ограничение не распространяется на совместные агитационные мероприятия, транслируемые в телеэфире. За неоднократное нарушение запрета, установленного комментируемым пунктом, суд вправе отменить регистрацию кандидата (списка кандидатов) в соответствии с подпунктом «е» пункта 7, подпунктом «е» пункта 8 статьи 56 комментируемого Федерального закона. Неоднократным нарушением может быть признано такое, которое совершено после вынесения соответствующего предупреждения (пункт 5 1 статьи 20 комментируемого Федерального закона) либо после вступления в силу решения суда об административном наказании в соответствии со статьей 5.8 КоАП.
6. Редакция комментируемого пункта изменена Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» для опубликования опровержения установлены четкие сроки (статья 44). Если применять для опубликования опровержения порядок, предусмотренный указанным Законом Российской Федерации, то опровержение может последовать за рамками агитационного периода. Комментируемым Федеральным законом установлено, что возможность для опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства, деловой репутации должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. В данном случае необходимо исходить из специальной нормы комментируемого Федерального закона. Ответственность за нарушение данной нормы установлена статьей 5.13 КоАП РФ. Комментируемая норма не распространяется на случаи законного опубликования агитационных материалов в соответствии с положениями статей 50–52 комментируемого Федерального закона. Систематическое предоставление бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади какому-либо кандидату под надуманными предлогами не следует рассматривать как соблюдение комментируемой нормы. Такая деятельность свидетельствует о наличии у редакции СМИ агитационной цели (подпункт «е» пункта 2, пункт 2 1 статьи 48 комментируемого Федерального закона).
7–8. Обязанность контроля за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации и принятия мер по устранению нарушений возлагается на комиссии. Согласно комментируемого пункта 8 комиссиям предоставлено право обращаться с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности 1 , об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При принятии решений в отношении СМИ избирательным комиссиям следует учитывать положения статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которой изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе, как по вступившему в силу решению суда 2 .
9. Комментируемый пункт определяет обязанности правоохранительных и иных органов по обеспечению проведения агитационной деятельности в соответствии с требованиями законодательства. В ряде случаев на них возложена обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях (в частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.52 КоАП РФ, возбуждаются прокурором). Нарушение правил проведения предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума помимо ответственности по избирательному праву (см. комментарий к пункту 1 комментируемой статьи) влечет уголовную (статьи 141 и 141 1 УК РФ) или административную (статьи 5.5, 5.8–5.16, 5.48, 5.49, 5.51 и 5.52 КоАП РФ) ответственность.
________________
1 Согласно пунктам 5.1.1 и 5.1.12 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 301, указанная Федеральная служба осуществляет в том числе надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в сфере массовых коммуникаций // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2671.
2 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 октября 2005 года № 156/1044-4 «О жалобах В.В. Жириновского и Н. Гусева на действия Избирательной комиссии Белгородской области и постановление от 29 сентября 2005 года № 75/460 «О заявлении кандидата в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого в составе общеобластного списка кандидатов в депутаты избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Селиверстова Ю.И.» и жалобе В.В. Жириновского на постановление Избирательной комиссии Белгородской области от 6 октября 2005 года № 77/470 «О заявлении кандидата в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого в составе общеобластного списка кандидатов в депутаты избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Беспаленко Н.» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 11 (190).
cikrf.ru