Реализация имущества должников с использованием электронных технологий за рубежом и в Российской Федерации
Практика исполнительного производства, № 5, 2010
Прошкин К.Н., начальник отдела организации работы по хранению и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества Управления организации работы по реализации имущества должников ФССП России.
Мировой финансовый кризис и реалии развития современного гражданского общества ставят перед государством первостепенные задачи модернизации экономики, повышения эффективности государственного управления и снижения финансовых затрат в условиях ограниченности материальных и людских ресурсов.
Один из способов решения указанных задач — развитие информационного общества, которое характеризуется высоким уровнем информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием всеми гражданами, а также бизнесом и органами государственной власти.
Как отмечено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 07.02.2008 N Пр-212), международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств.
Реализация имущества с использованием электронных технологий представляет собой существенный резерв повышения эффективности исполнительного производства. В то же время система электронной продажи имущества в рамках исполнительного производства во многих государствах не развита и на законодательном уровне не урегулирована. Представители служб принудительного исполнения отдельных государств заявляют лишь о необходимости развития электронной продажи имущества либо о начале работы в указанном направлении. Так, по сообщению Палаты приставов Литвы, сделанному в Санкт-Петербурге на Международной научно-практической конференции 5 — 9 июля 2010 г., только в 2009 году начались практические работы по переносу процессов исполнения в электронное пространство.
Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики не содержит развернутых положений о продаже имущества в электронном виде. В то же время раздел 22 главы 5 Кодекса об исполнительном производстве Финляндской Республики предусматривает, что при продаже имущества на аукционе судебный пристав вправе разрешить делать предложения цены по телефону или в электронном виде либо одновременно организовать подачу ценовых предложений в нескольких местах. Судебный пристав-исполнитель может попросить предоставить письменные предложения цены перед проведением аукциона. Они будут учитываться во время аукциона в порядке последовательного повышения и являться обязательными для участника торгов, пока не будет проведен первый аукцион.
Таким образом, финское законодательство предусматривает возможность проведения стандартного аукциона с предоставлением потенциальным покупателям выбора способа направления ценовых предложений. Указанный порядок, безусловно, призван повысить вероятность продажи реализуемого имущества, однако не позволяет извлечь максимально возможную выгоду от реализации имущества исключительно в электронном виде (снижение издержек на проведение аукциона) и содержит определенные коррупционные риски.
Продажа имущества должников с использованием электронных технологий в Германии урегулирована Законом об интернет-аукционе в рамках исполнительного производства, вступившим в силу 1 августа 2009 г.
Согласно указанному Закону стало возможным проведение аукциона с помощью общедоступной интернет-платформы. Судебный исполнитель может публично проводить реализацию имущества лично либо использовать Интернет для охвата большего числа потенциальных покупателей. Платформа аукциона в Интернете круглосуточно доступна для каждого пользователя.
Первый практический опыт проведения интернет-аукциона оказался в полной мере положительным. С начала 2010 года реализация описанного имущества производится с помощью платформы «Судебный аукцион» (Justiz-Auktion), оператором которой является федеральная земля Северный Рейн — Вестфалия. Другие федеральные земли также демонстрируют большую заинтересованность в проведении интернет-аукционов. В работе вышеназванной платформы участвуют 11 из 16 федеральных земель.
Шаг аукциона зависит от текущего ценового предложения о приобретении имущества. Например, если текущее ценовое предложение составляет до 25 евро, то шаг аукциона — 1 евро, а при текущем ценовом предложении от 1 тыс. до 5 тыс. евро шаг аукциона — 50 евро.
Оплата приобретенного на интернет-аукционе имущества осуществляется по безналичному расчету. Доставка имущества производится продавцом за счет покупателя посредством почтовой связи и иными способами.
Порядок принудительного электронного аукциона по реализации имущества должников в Армении действует с 1 октября 2006 г. на основании соответствующих законодательных изменений. Система «Онлайн-аукцион», по которой в Армении проводится принудительный электронный аукцион, обслуживается независимой и самостоятельной компанией, что исключает не предусмотренное законом вмешательство какого-либо должностного или иного лица в процесс реализации имущества и обеспечивает его наибольшую прозрачность.
Решение о реализации арестованного имущества на принудительном электронном аукционе, представляемое сторонам в установленном законом порядке, содержит указание на интернет-сайт проведения аукциона, а также установленный законом порядок изменения цены при втором и каждом последующем аукционе.
Публичное оповещение о принудительном электронном аукционе размещается на сайте аукциона Службы принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции Республики Армения. Для участия в аукционе необходимо представить паспорт и социальную карту, а также выплатить в кассу Службы (перевести на ее депозитный счет) или заблокировать на пластиковой карте предоплату, равную 5% от стартовой цены лота.
После внесения задатка и регистрации обратившееся лицо получает карту участника торгов. В случае победы на аукционе в течение трех банковских дней необходимо внести оставшуюся сумму полностью, включая и предоплату.
При принудительном электронном аукционе длительность торгов по лоту составляет 10 дней.
В случае нового ценового предложения в течение 10 минут до завершения аукциона он продлевается еще на 10 минут, начиная с момента получения нового предложения.
Законодательство Республики Армения предусматривает возможность выставления имущества на электронный аукцион до шести раз. В случае нереализации имущества на шестом электронном аукционе допускается отчуждение лота путем прямой продажи, за исключением недвижимости, доли имущества и культурных ценностей.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве не предусматривает возможность продажи имущества должников на электронных торгах, однако внедрение электронных торгов в качестве наиболее эффективного способа реализации имущества должников рассматривается как одно из приоритетных направлений развития исполнительного производства.
Подготовленные Минюстом России, Минэкономразвития России и Федеральной службой судебных приставов проекты нормативных правовых актов по указанному вопросу направлены в текущем году в Правительство РФ и в настоящее время согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Как показывает зарубежный опыт, реализация имущества на электронных торгах не только позволяет в разы увеличить полученную выручку, но и делает процедуру торгов открытой, прозрачной, исключая коррупционные проявления в указанной отрасли.
fssprus.ru
Порядок реализации арестованного имущества судебным приставом-исполнителем
Реализация имущества должника в исполнительном произ в одстве представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В статье мы попытаемся разобраться, как пристав-исполнитель реализует арестованное имущество, чем при этом руководствуется и кто еще, помимо него, участвует в данном процессе.
Реализация арестованного имущества должника осуществляется в соответствии с общими положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) № 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 года. Приказ устанавливает порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Реализация арестованного имущества должника происходит путем его продажи Росимуществом в лице своих территориальных органов и отобранных им на конкурсной основе физических и юридических лиц (специализированных организаций). Процесс продажи такого имущества начинается с того, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию. До передачи имущества должна быть произведена его оценка по рыночным ценам в соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» — самостоятельно либо с привлечением оценщика. Услуги оценщика необходимы в случаях, когда продаже подлежит недвижимое имущество, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценные металлы и камни, изделия из них, лом таких изделий, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, вещь, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, если взыскатель не согласен с оценкой, произведенной приставом самостоятельно.
Арестованное имущество должно быть передано судебным приставом-исполнителем в течение десяти дней с момента его оценки и считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.
Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются судебным приставом-исполнителем в Росимущество, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении Росимущество письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
Продажа имущества происходит на комиссионных началах или на торгах. Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов Росимущество или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение в печатных средствах массовой информации, распространяемых в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (интернете). В течение семи дней Росимущество или специализированные организации письменно предоставляют территориальному органу Федеральной службы судебных приставов ссылку на сайт и печатные средства массовой информации, в которых опубликовано извещение. Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.
Общий срок, в течение которого арестованное имущество должно быть реализовано, составляет два месяца со дня его передачи. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня его передачи на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов. Когда имущество должника не было продано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям. При отсутствии таковых или отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой — возвращается должнику.
Датой окончания процесса реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет отдела территориального органа Федеральной службы судебных приставов, либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.
Таким образом, реализация арестованного имущества должника производится в установленные законом порядке и сроки при участии не только службы судебных приставов, но и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также специализированных организаций.
В действительности же, модель реализации имущества должника далека от идеальной, прописанной в законодательстве. Нередко взыскателю приходится применять дополнительные меры для оперативного решения задач по реализации имущества, обращаться к профес сиональным юристам, которые, благодаря своему опыту и знаниям, организовывают и контролируют процесс передачи имущества от должника и процесс его реализации.
zakon.ru
ПОМОЖЕМ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДОЛГОВ ЗАКОННО
Юридические услуги по решению проблем с долгами для физических лиц и индивидуальных предпринимателей
Мы гарантируем жизнь без долгов!
Банкротство –
это способ уменьшить или избавиться от долгов совершенно законным путем.
Регламентировано
ст.213.28 ФЗ №127 от 26.10.2002 года
(с изм. и доп. вступ. в силу 01.10.2015).
Имея большой опыт сопровождения банкротных дел в Арбитражных судах, наши юристы помогут Вам в решении долговых проблем. Мы сможем предоставить несколько вариантов решения в любой сложившейся ситуации.
Многолетний опыт юристов, ответственный подход к решению проблем, профессиональное сопровождение дел в судах и конструктивный подход в работе с кредиторами – гарант Вашей дальнейшей жизни без долгов.
В кротчайший срок мы разработаем стратегию ведения Вашего дела, оперативно соберем необходимый пакет документов, составим заявление о признании должника несостоятельным (банкротом).
Вся информация, предоставленная
нашими доверителями или полученная собственными усилиями строго охраняется с нашей стороны, что обязательно прописывается в соглашении с каждым клиентом.
НЕРЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ НЕ БЫВАЕТ
Наша работа –
это Ваша финансовая независимость
Получить помощь сейчас
Как мы решаем проблемы с долгами
Все консультации наших специалистов бесплатны. В случае необходимости, наш специалист приедет к Вам, в каком бы регионе Вы не находились.
Варианты приемлемых решений проблемы. Обоснованную стоимость услуг специалиста.
Только опытный специалист сможет в короткие сроки собрать необходимый пакет документов, грамотно выбрать стратегию судебного процесса, правильно оформить процессуальные документы для Арбитражного суда.
Вам не придется тратить массу времени на сбор документов более чем в 10 инстанциях!
Предоставим рекомендации по выбору СРО арбитражных управляющих с гарантированным представлением кандидатуры финансового управляющего для участия в деле о банкротстве.
Вы получаете полную юридическую защищенность от недобросовестных кредиторов, предвзятости судебного разбирательства и назойливых звонков коллекторов.
В зависимости от ситуации, финансовые проблемы можно решить путем досудебного урегулирования или же заключить с кредиторами мировое соглашение.
Переговоры с кредиторами могут закончиться и досудебным урегулированием спора либо подписанием мирового соглашения.
Другие проблемы, которые могут у Вас возникнуть
Мы поможем Вам решить эти проблемы!
4 шага к жизни без долгов
Сколько стоит освободиться от долгов?
Мы умеем решать проблемы с банками
С 2007 года мы наработали опыт в решении долговых проблем с банками
Люди, которые уже обрели
«жизнь без долгов»
2700 человек обратились к нам, обращайтесь и Вы!
В 2009г. взял в ипотеку квартиру. В 2014 не смог оплачивать в положенном объеме. Еще через год банк подал в суд о выселении моей семьи и реализации жилья. Обратился за консультацией «Жизнь без долгов». За 5 месяцев добились реструктуризации долга.
Машина в кредите. Ухудшились условия дохода. Оплачивать не смог. Спустя полгода Банк выставил оплату, несоизмеримую даже со стоимость авто. Благодаря юристам компании «Жизнь без долгов» добились справедливой оплаты кредита. Спасибо.
В 2012г. взял кредит на развитие бизнеса. В 2014 не смог оплачивать в положенном объеме. Еще через год банк подал в суд иск о взыскании задолженности и потом на банкротство. Обратился за консультацией в «Жизнь без долгов». Еще в ходе рассмотрения обоснованности заявления Банка о признании меня банкротом договорился о заключении мирового соглашения и реструктуризации долга на 3 года.
Не смог расплатиться с поставщиками из-за ареста счетов по иску Банка по просроченному автокредиту. Погасить долг Банку было нечем из-за прекращения поставок ввиду неоплаты по предыдущим счетам. Юристы компании «Жизнь без долгов» предложили подать на банкротство, в ходе которого сняли все аресты со счетов, частично рассчитался с поставщиками и с Банком за счет реализации автомобиля по адекватной цене. Теперь живу без догов.
dolgov-net.ru
Реализация арестованного имущества.
В соответствии с со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432). Также отметим, что приказом ФССП РФ N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
В силу требований закона имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя — также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Для реализации инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов судебный пристав-исполнитель предъявляет требования к
управляющей компании об их погашении.
О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.
Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.
Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди, предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой, имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. Копии постановлений, указанных в настоящей статье, не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.
Приведенное выше — общее правило. В то же время недвижимость может быть реализована только одним способом — продажей с публичных торгов, тогда как для иного (движимого) имущества возможны два пути реализации: на комиссионных и иных договорных началах. На практике приоритет совершенно справедливо отдается комиссионной продаже, поскольку подразумевается, что именно вследствие такого способа реализации можно выручить большую сумму от продажи имущества. Тем не менее, продажа на комиссионной основе не всегда возможна. Отдельные виды имущества (например, ценные бумаги) можно реализовать только в соответствии с договором поручения со специализированной организацией (в приведенном примере — организацией, обладающей лицензией на брокерскую деятельность).
В отличие от действовавшего ранее законодательства, имущество не может быть реализовано непосредственно судебным приставом-исполнителем, а лишь специализированной организацией, имеющей право на торговлю соответствующим имуществом. На практике управления юстиции субъектов Федерации заключают со специализированными организациями соответствующий договор общего плана, а имущество для реализации передается непосредственно осуществившей арест службой судебных приставов напрямую специализированной организации. При этом в перечнях передаваемого на реализацию имущества содержится ссылка на указанный выше договор.
Таким договором специализированной организации могут быть переданы (и, как правило, передаются на практике) достаточно широкие полномочия: обязанности по хранению, перевозке, предпродажной подготовке имущества, рекламе, непосредственно торговле и т.п. Между тем, как верно отмечает В.В. Ярков, «по этому договору органы юстиции не вправе передавать специализированным организациям те полномочия, которые отнесены к их исключительному ведению как органов исполнительной власти, либо к компетенции судебных приставов-исполнителей и органов внутренних дел, например, по розыску должника, розыску имущества, его аресту и описи»*(470).
Вопрос с правовым положением специализированных организаций не решен на практике однозначно.
Так, в целях повышения эффективности организации принудительного исполнения судебных решений, а также актов других органов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организаций-должников, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» Правительство Российской Федерации образовало Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации*(471). В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации», утвержденным п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.98. N 6, Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации являлся специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации, созданным в целях обеспечения исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций-должников на основании судебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, обращенного в федеральную собственность*(472).
Центр являлся организацией, имеющей право проведения торгов имуществом (имущественными правами) организаций-должников, конфискованным и арестованным имуществом, в том числе находящимся за рубежом, а также бесхозяйным имуществом, изъятым правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Центр осуществлял свои функции во взаимодействии с органами принудительного исполнения и другими органами, которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Центр является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, расчетные и иные счета в банках (пункты 3-5 Положения).
Основной задачей Центра являлось создание организационных, экономических, информационных и иных условий эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество организаций-должников, в том числе при истребовании задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Центр в соответствии с возложенной на него основной задачей: оценивал ликвидность имущества организации-должника в целях отбора активов должника для наложения ареста при обращении взыскания на его имущество; привлекал, в том числе на конкурсной основе, специализированные организации для реализации арестованного имущества организации-должника путем проведения торгов на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом; организовывал торги по продаже имущества
организаций-должников, подлежащего реализации путем проведения торгов; при необходимости организовывал перевозку и хранение арестованного имущества организации-должника; при выполнении функций специализированной организации по реализации имущества организации-должника получал и перечислял в установленном порядке средства, вырученные в результате продажи имущества организации-должника (п. 7-8 Положения).
При осуществлении своих функций Центр был вправе: получать у
организаций-должников, судебных приставов-исполнителей, налоговых, таможенных органов и органов налоговой полиции информацию об имуществе организации-должника, на имущество которой в установленном порядке обращено взыскание; привлекать специалистов, в том числе работников специализированных экспертных организаций, для разрешения вопросов, возникающих при совершении исполнительных действий, требующих специальных знаний; рекомендовать состав имущества (имущественных прав), подвергаемого аресту в ходе принудительного обращения взыскания на имущество организации-должника; заключать договоры, в том числе на конкурсной основе, со специализированными организациями, привлекаемыми для реализации арестованного имущества, а также с организациями и гражданами, привлекаемыми для перевозки и хранения арестованного имущества; совершать сделки путем проведения публичных торгов по реализации имущества (имущественных прав) организаций-должников; получать в установленном порядке компенсацию расходов по совершению исполнительных действий, отчисления средств от продажи арестованного имущества организаций-должников, а также комиссионное вознаграждение в случае выполнения им функций специализированной организации по реализации имущества организации-должника; безвозмездно получать от государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций документы и информацию, необходимые для выполнения своих функций; создавать свои территориальные подразделения, наделять организации правами по осуществлению своих функций на соответствующей территории; выступать в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде (п. 9 Положения).
Центр осуществлял свои функции непосредственно либо через создаваемые им территориальные подразделения (отделения, филиалы, представительства). Выполнение отдельных действий от имени Центра на соответствующей территории могло быть поручено и иным организациям на основании договора в порядке и на условиях, определяемых Центром. Руководители территориальных отделений — структурных подразделений Центра назначались на должность и освобождаются от должности директором Центра.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности Центра образуется наблюдательный совет Центра, в состав которого входили руководители (заместители руководителей) Министерства юстиции Российской Федерации — главный судебный пристав Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, а также начальник Экономического управления Президента Российской Федерации (по согласованию). Персональный состав наблюдательного совета Центра утверждался Правительством Российской Федерации.
Центр возглавлял директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, который руководил работой Центра, нес персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач и функций; организовывал взаимодействие Центра с органами принудительного исполнения и другими органами, которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; распределял должностные обязанности между заместителями директора Центра; определял структуру Центра, утверждал положения о структурных подразделениях Центра; выполнял иные функции, возложенные на него п. 16 Положения. Директор Центра действовал от имени Центра без доверенности, представлял его во всех организациях и государственных учреждениях в Российской Федерации и за рубежом, распоряжался имуществом и средствами Центра в соответствии с его задачами и функциями, заключал договоры, в том числе трудовые, выдавал доверенности.
Имущество, полученное Центром при его создании, либо приобретенное им за счет бюджетных средств, выделенных на организацию деятельности и техническое оснащение Центра и его территориальных отделений, являлось федеральной собственностью и находилось в оперативном управлении Центра. Финансирование деятельности Центра и его территориальных отделений осуществлялось в установленном порядке за счет предусмотренных средств федерального бюджета и внебюджетных средств, в том числе получаемых Центром из внебюджетного фонда развития исполнительного производства в порядке компенсации расходов по совершению исполнительных действий; предусмотренных нормативными правовыми актами отчислений (вознаграждений) по результатам проведенных Центром торгов по продаже имущества организаций-должников; доходов от размещения временно свободных средств Центра; иных внебюджетных источников и доходов от разрешенной деятельности Центра. Указанные средства и приобретенное на них имущество находились в самостоятельном распоряжении Центра, учитываются на отдельном балансе и расходовались на обеспечение его деятельности, предусмотренной указанным Положением.
В соответствии с предоставленными Центру полномочиями, его руководством совместно с Министерством юстиции РФ был издан Приказ N 57/20 от 10.02.2000., которым был утвержден Порядок передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества*(473).
Данным Порядком были установлены основные организационные условия передачи на реализацию и реализации конфискованного и арестованного имущества, а также подлежащего обращению в доход государства бесхозяйного имущества, изъятого правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий, за исключением акций акционерных обществ.
Согласно п. 2 Порядка, указанное имущество передавалось на реализацию органами и подразделениями службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, а также иными органами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право обращать взыскание на имущество во исполнение судебных актов или принимать решение об обращении взыскания на имущество.
В соответствии с п. 3 Порядка, решение задач по реализации имущества осуществлялось Федеральным долговым центром при Правительстве Российской Федерации. Реализация имущества на внутреннем и внешнем рынке осуществлялась специализированными организациями — Федеральным долговым центром при Правительстве Российской Федерации, его территориальными подразделениями и уполномоченными им организациями, отобранными на конкурсной основе. Реализация имущества осуществлялась путем проведения публичных торгов в форме аукциона (в том числе таможенного аукциона) или на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Конкретную форму реализации имущества определяла специализированная организация по согласованию с исполнительным органом. Имущество, предназначенное для реализации, подлежало обязательной оценке. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для оценки имущества привлекался специалист (специализированная организация). Основанием для проведения оценки имущества являлось решение исполнительного органа, оформленное в установленном порядке. Основанием для реализации имущества являлся договор между исполнительным органом и специализированной организацией. Порядок и конкретные условия передачи исполнительным органом имущества в специализированные организации для его оценки или реализации определялись договором.
Исполнительные органы в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, направляли в специализированные организации поручение (заявку) на реализацию имущества и передавали им имущество с указанием результатов его оценки.
Передача имущества для реализации оформлялась актом приема — передачи, включающим в себя характеристики имущества, с приложением необходимых документов. Перечень документов определялся нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок отчуждения того или иного вида имущества. Имущество, переданное исполнительным органом на реализацию, при необходимости принимается специализированными организациями на хранение. Реализация имущества производилась в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. В случаях, когда арестованное имущество не было реализовано в установленные сроки, оно подлежало возврату исполнительному органу в порядке, предусмотренном договором, если иное не было установлено законодательством Российской Федерации. Учет движения имущества и денежных средств от его реализации осуществлялся в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным долговым центром при Правительстве Российской Федерации. Обобщенные сведения о переданном и реализованном имуществе ежемесячно предоставлялись исполнительным органам.
В настоящее время, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества»*(474) Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации ликвидирован, его функции сначала были переданы Российскому фонду федерального имущества, а теперь — Росимуществу (по сути, тому же ведомству). В соответствии с п. 2 указанного выше Постановления, реализация имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в том числе находящееся за рубежом, а также бесхозяйного имущества, изъятого правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее именуется — имущество), осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества, его территориальными отделениями и отобранными на конкурсной основе представителями. До подведения итогов конкурса по отбору представителей Российскому фонду федерального имущества разрешено привлекать для оценки и реализации имущества организации, осуществляющие указанную деятельность в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1999 г. N 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества». Пунктом 3 Постановления Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству предписано в месячный срок заключить с Российским фондом федерального имущества соглашения, определяющие порядок и условия их взаимодействия при продаже арестованного и конфискованного имущества.
Выше уже говорилось о проблемах, возникающих при реализации имущества специализированными организациями. Приведем только один пример из судебной и прокурорской практики.
Управлением юстиции Ярославской области и ООО «Компания «Росса» 15.09.99. заключен договор поручения на реализацию арестованного имущества. Согласно данного договора, Управление юстиции Ярославской области поручает, а ООО «Компания «Росса» обязуется осуществлять от имени Управления юстиции реализацию имущества, подвергнутого аресту согласно Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», путем проведения торгов и на комиссионных началах, совершать все необходимые юридические действия, связанные с хранением, транспортировкой, снятием с учета автотранспортных средств в органах ГИБДД.
По результатам проведенной прокуратурой Ярославской области проверки данный договор поручения был сочтен недействительным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об исполнительном производстве», продажа имущества должника должна осуществляться специализированными организациями. Пунктом 2 ст. 95 указанного Закона Правительству РФ было поручено принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Федерального закона. В связи с чем Правительством РФ приняты постановления N 6 от 06.01.98. «О федеральном
долговом центре при Правительстве РФ» и N 459 от 23.04.99. «О реализации конфискованного и арестованного имущества» по вопросам реализации
конфискованного и арестованного имущества в рамках исполнительного производства. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.99. N 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» решение задач по реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений, возложено исключительно на Федеральный долговой центр при Правительстве РФ (п. 1). При этом деятельность по оценке и реализации имущества осуществляется отобранными на конкурсной основе специализированными организациями на основании договоров, заключаемых Федеральным долговым центром при Правительстве РФ с этими организациями (п. 3).
Совместным Приказом Министерства юстиции РФ и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 10.02.2000 г. N 57/20, во исполнение п.п. 4, 5 Постановления Правительства РФ N 459 утвержден «Порядок передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества», согласно которому реализация имущества конфискованного и арестованного имущества осуществляется Федеральным долговым центром при Правительстве РФ, его территориальными подразделениями и уполномоченными им организациями, отобранными на конкурсной основе.
Согласно информации отделения Федерального долгового центра по Ярославской области N ОС-11-2/158 от 16.03.2000 г. и письма от 22.03.2000 г. N ОС-11.2, ООО «Компания «Росса» не уполномочено Федеральным долговым центром на осуществление реализации и оценки арестованного, конфискованного и бесхозяйного имущества. Следовательно, данная организация не вправе заниматься реализацией имущества должников в рамках исполнительного производства.
Таким образом, положения договора поручения от 15.09.99. противоречит требованиям закона и иных правовых актов, действовавшим как в момент его заключения, так и в настоящее время.
После внесения прокурором области в адрес Управления юстиции представления об устранении нарушений закона и расторжении данного договора, в договор поручения от 15.09.99. внесены изменения, согласно которых ООО «Компания «Росса» осуществляет реализацию только подвергнутого аресту имущества должников — физических лиц (граждан). Однако, данным изменением условий договора нарушения закона в полном объеме не устранены.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, является недействительной (ничтожной). Недействительная сделка правовых последствий не влечет. При недействительности сделки каждая из сторон должна возвратить другой все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ). За оказанные услуги по договору (п. 4.3. договора) ООО «Компания «Росса» получило комиссионное вознаграждение от стоимости реализованного имущества в размере 44620,05 рублей. Данная денежная сумма подлежит перечислению Управлению юстиции Ярославской области.
По результатам проверки прокурором области в Арбитражный суд Ярославской области был заявлен иск о признании недействительным договора поручения*(475).
Судом иск прокурора был отклонен по тем основаниям, что в Постановлениях Правительства РФ от 10.07.98. и 23.04.99. не содержится положений об обязательной реализации арестованного имущества только через Федеральный долговой центр, а действие Приказа Министерства юстиции РФ и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 10.02.2000 г. N 57/20. распространяется лишь на те отношения, которые возникли после вступления в законную силу данного нормативного акта*(476).
Законность принятого решения весьма спорна, однако оно в последующем было
подтверждено апелляционной и кассационной судебными инстанциями.
Тем не менее, указанный пример хорошо иллюстрирует сложность и неоднозначное понимание действующих норм о реализации имущества.
Обратимся теперь к конкретным вопросам реализации имущества должника.
pravo.studio