Новости и аналитика

Минфин выпустит специальные еврооблигации на сумму до $3 млрд

Президент Владимир Путин поддержал идею выпуска облигаций валютного займа для опасающихся расширения санкций США и желающих вернуть деньги в РФ бизнесменов.

Речь идет о выпуске обычных еврооблигаций на сумму $1-3 млрд. Именно столько поступило предварительных заявок от желающих вернуть капиталы на родину.

«В соответствии с поручением президента, Минфин проработает вопрос параметров выпуска евробондов, которые смогут приобретать российские инвесторы, желающие вернуть капиталы в российскую юрисдикцию. Мы создадим для них такую возможность в рамках имеющейся программы государственных внешних заимствований, без увеличения ее объема», — рассказал журналистам глава Минфина Антон Силуанов в четверг.

В программе внешних заимствований Минфина на 2018 год заложено размещение евробондов на сумму до $3 миллиардов и возможность выпуска еврооблигаций до $4 миллиардов для обмена уже обращающихся бумаг.

2 августа президентом США был подписан закон о расширении антироссийских санкций, по которому в конце января 2018 новые ограничения коснутся наиболее богатых политических деятелей и бизнесменов России. Таким образом, под угрозой могут оказаться их источники дохода и капиталы за пределами страны. На фоне этой угрозы российский истеблишмент проявляет высокий интерес к идее выпуска облигаций внутреннего валютного займа, которые стали бы более удобным способом размещения капитала в российской юрисдикции.

Минфин РФ разместил 10-летние и 30-летние евробонды на $3 млрд

Москва. 20 июня. INTERFAX.RU — Минфин РФ разместил суверенные еврооблигации со сроками обращения 10 и 30 лет на $1 млрд и $2 млрд соответственно, сообщило ведомство.

Ориентир доходности долговых бумаг 10-летнего транша изначально составлял 4-4,5%, 30-летнего — 5-5,5%, затем был изменен на «около 4,25%» и «около 5,25%». Незадолго до закрытия книги заявок (около 16:00 по Москве) ставки были зафиксированы на уровне 4,25% и 5,25% годовых.

Организатором нового размещения, как и обоих прошлогодних траншей, выступил «ВТБ Капитал».

Перед закрытием книги заявок спрос составлял около $6,6 млрд.

Размещение, стартовавшее в понедельник, проходит с использованием инфраструктуры Национального расчетного депозитария (НРД) и международной системы Euroclear.

В бюджете РФ на 2017 год предусмотрены внешние заимствования на $7 млрд, из них на $4 млрд планируется произвести обмен старых выпусков евробондов. Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что размещение нового выпуска евробондов и обмен старых выпусков будут происходить поэтапно. «Все будет последовательно — выходим на внешние рынки, смотрим котировки, цену, вторым этапом происходит уже обмен. Это связанные вещи. (. . .) Нам сейчас главное разместиться, посмотреть стоимость наших бумаг, и соответственно, будет основание и benchmark для последующего обмена», — сказал министр в начале июня.

Над сделкой по обмену также будут работать Газпромбанк и Sberbank CIB.

В прошлом году РФ разместила 10-летние евробонды на $3 млрд двумя траншами, единственным организатором обеих сделок был «ВТБ Капитал». Россия вернулась на внешние рынки после перерыва почти в три года, связанного с резким ухудшением геополитической обстановки из-за событий вокруг Украины. При этом первый транш сначала не был принят к обслуживанию международными клиринговыми системами Euroclear и Clearstream, поэтому использовалась только инфраструктура НРД.

В этом году Минфин РФ изменил порядок отбора организаторов суверенных евробондов. Главные изменения коснулись возможности участия в размещениях иностранных банков — запросы на оказание услуг им направляются, только если они дадут предварительное согласие на организацию сделки. Изменения были связаны с тем, что в прошлом году отобрать организаторов через традиционную процедуру Минфину не удалось. Министерство в начале февраля 2016 года направило 28 международным банкам запросы предложений на оказание услуг по размещению евробондов. Но вскоре стало известно, что правительство США предостерегло некоторые крупнейшие американские банки от участия в организации размещения российских суверенных еврооблигаций, так как считает, что это нарушило бы режим санкций в отношении РФ. Следом за американскими банками от участия в организации сделки стали отказываться и европейские банки. В итоге размещение двух траншей евробондов взял на себя российский «ВТБ Капитал».

Начиная с прошлого года Минфин включает в проспекты к евробондам РФ обязательство не использовать валюту, полученную от размещения, на помощь физическим или юридическим лицам, находящимся под санкциями США и ЕС. Эта фраза есть и в проспекте к новым евробондам. О новых американских санкциях, инициированных сенаторами (там, среди прочего, есть пункт о том, что через полгода после вступления закона в силу министр финансов США должен представить отчет, описывающий потенциальный эффект расширения антироссийских санкций за счет включения в них суверенного долга), в проспекте не говорится.

www.interfax.ru

Закон о еврооблигациях

Розничные инвесторы — налоговые резиденты России избавятся от необходимости платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), которые могут возникать при переоценке еврооблигаций Минфина России на момент их продажи (погашения) из-за изменения валютных курсов. Это следует из правительственного законопроекта, внесенного 6 июня в Госдуму.

Освободить частных инвесторов-россиян от НДФЛ, связанного с курсовой переоценкой суверенных евробондов, обещал министр финансов Антон Силуанов еще в декабре 2017 года. В то время правительство по указанию президента Владимира Путина готовилось к выпуску валютных облигаций с целью возврата капиталов из-за рубежа, и налоговая мера преподносилась как стимул для состоятельных россиян вложиться в эти бумаги.

В итоге евробонды были размещены на $4 млрд, но в рамках репатриации капитала российские физлица купили только $200 млн, и никаких «олигархов» среди них не оказалось, как писал Bloomberg.

Тем не менее правительство сдержит обещание по улучшению налоговых условий для россиян — держателей государственных евробондов и рассчитывает, что данная поправка «обеспечит привлекательность перевода в российскую юрисдикцию зарубежных активов российских лиц», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По действующему порядку, определяемому Налоговым кодексом, российские физлица, купившие еврооблигации Минфина, обязаны платить НДФЛ 13% на положительный финансовый результат при продаже или погашении евробондов. Финансовый результат определяется как разница между стоимостью продажи (погашения), пересчитанной в рубли по курсу ЦБ на дату продажи (погашения), и стоимостью покупки, пересчитанной в рубли по курсу ЦБ, соответственно, на дату покупки.

Например, если еврооблигация куплена за $1 млн при курсе Центробанка 60 руб. за доллар, а продана за $1,05 млн при курсе 65 руб., то финансовый результат составляет 8,25 млн руб., а НДФЛ — 1,07 млн руб. Таким образом, чем слабее рубль, тем больше НДФЛ. Удержать этот налог должен российский брокер как налоговый агент.

Такой принцип определения налоговой базы по НДФЛ в отношении валютных инструментов неоднократно критиковался участниками финансового рынка. Еще в октябре 2015 года зампред правления Сбербанка Белла Златкис заявляла: «Если мы на территории Российской Федерации торгуем евробондами, предлагаем их населению, из-за высокой волатильности валюты никакого значения доходность в валюте выпуска не имеет, налоги съедают всю доходность, которую человек заработал на этом рынке». Ассоциация НАУФОР в ноябре того же года жаловалась Минфину, что даже если розничный инвестор продает валютный инструмент с убытком в иностранной валюте, у него может образоваться доход для целей налогообложения в результате снижения курса рубля, и предлагала рассчитывать финансовый результат как разницу между доходом и расходом, выраженную в валюте, с пересчетом этой разницы в рубли по курсу ЦБ на дату получения дохода. Именно этот вариант спустя три с половиной года утвердило правительство, но только в отношении гособлигаций внешних займов.

В результате правительственных поправок валютный курс для определения налоговой базы будет зафиксирован как курс ЦБ на дату продажи (погашения) еврооблигаций. Новый порядок расчета «нивелирует изменение курса рубля к иностранным валютам за время от приобретения до реализации (погашения)» бумаг, утверждается в пояснительной записке. Соответственно, если инвестор купил еврооблигации Минфина за $1 млн, а реализовал за $1,05 млн, то курс для пересчета будет браться одинаковый — на дату «фактического получения дохода от реализации (погашения) указанных облигаций». НДФЛ будет уплачиваться только с дохода от повышения рыночной цены облигаций или от того, что бумага покупалась с дисконтом, а погашается по номиналу. НДФЛ на купонный доход по еврооблигациям Минфина платить не нужно.

Закон вступит в силу «не ранее первого числа очередного налогового периода» по НДФЛ. Иными словами, предполагается, что он будет применяться к доходам, полученным с 1 января 2019 года, говорит партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский. При этом он будет распространяться в том числе на любые существующие еврооблигации РФ, следует из текста законопроекта. В феврале замминистра финансов Илья Трунин говорил, что новый порядок коснется облигаций, эмитированных после 1 января 2018 года.

Новый порядок увеличит налоговую привлекательность государственных евробондов в условиях рисков ослабления рубля. Однако поскольку действующий расчет НДФЛ зависит от двух параметров — изменения цены бумаг и изменения валютного курса, то при определенных соотношениях роста цены и укрепления рубля пересчет может оказаться не в пользу налогоплательщика, говорит руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Например, если облигации выросли с $1000 до $1010, а курс доллара снизился с 58 до 55 руб., то при нынешнем порядке обязанности платить НДФЛ не возникает, а при новом налоговая база становится положительной и НДФЛ должен быть удержан. «Можно предположить, что ситуацию с повышением курса рубля не предусмотрели как маловероятную», — рассуждает Овеснов.

«Данный законопроект направлен на то, чтобы полностью исключить какое-либо влияние изменения курса рубля на налоговые обязательства людей, и он решает эту задачу», — сообщила пресс-служба Минфина в ответ на запрос РБК.

webcache.googleusercontent.com

Вложить в отечественные еврооблигации до $3 млрд крупному бизнесу предложил президент Владимир Путин на встрече с предпринимателями в конце 2017 г.

Учет инвесторов должен был вести Национальный расчетный депозитарий, а не Euroclear – это позволило бы держателям бондов скрыть свои инвестиции от иностранных чиновников. Предполагалось, что такой механизм позволит инвесторам, опасавшимся новых санкций США, безопасно вернуть капитал в Россию. Но предложением бизнес не воспользовался.

В пятницу Минфин разместил облигации на $4 млрд – на $1,5 млрд новые бонды с погашением в 2029 г. и доходностью 4,625% годовых и дополнительный выпуск на $2,5 млрд с погашением в 2047 г. и доходностью 5,25%. Первоначально Минфин ориентировал инвесторов на доходность выпуска с погашением в 2029 г. на уровне 4,75%, а в 2047 г. – 5,5%, сообщает Reuters. Единственный организатор сделки – «ВТБ капитал».

Из привлеченной суммы $3,2 млрд будут использованы для выкупа облигаций «Россия-30», в результате обмена Минфин планирует получить облигаций этого выпуска на $5,79 млрд без учета амортизации, сообщило министерство.

На российских инвесторов пришлось лишь около 5%, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Возможно, потребности российских инвесторов были удовлетворены на вторичном рынке, предположил он. Для репатриации инвесторам не обязательно участвовать в первичном размещении, глубина вторичного рынка больше, рассуждает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. Активность иностранных инвесторов, напротив, оказалась высокой – заявки из США, Великобритании, Европы и Азии превысили $7 млрд, половину нового выпуска приобрели инвесторы из Великобритании, рассказал Силуанов.

Минфин может выйти на рынки с выпусками других сроков и в других валютах, отметил он. В бюджете на 2018 г. предусмотрены внешние займы на $7 млрд, $4 млрд из них – для обмена старых выпусков бондов на новые.

5% российских инвесторов – это слишком мало, говорит Полевой. Никаких особенных условий в итоге создано не было, вероятно, состоятельных россиян с теневым капиталом на Западе общие условия недостаточно мотивировали, рассуждает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Но часть средств могут иметь российское происхождение, например из Швейцарии, предупреждает Полевой. Например, среди купивших еврооблигации в мае 2016 г. было много квазииностранцев – российские деньги, заведенные из-за рубежа, говорили участники размещения.

Размещение уже по традиции проходило на фоне риска ужесточения санкций и эскалации конфликта с Западом. 14 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй объявила, что Лондон вышлет 23 российских дипломата в связи с отравлением в Солсбери бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, в пятницу МИД России объявил об ответных мерах в отношении Лондона.

Значительная часть евробондов «Россия-30» ранее принадлежала «Открытие холдингу»: согласно отчетности по МСФО за первые шесть месяцев 2017 г. группе принадлежал 51% всего выпуска. На 1 февраля 2018 г. банк держал еврооблигации «Россия-30» на сумму 230 млрд руб. ($4,1 млрд), а также, возможно, передал контрагентам по сделкам репо суверенные бонды на сумму около 12 млрд руб., оценивает руководитель аналитического департамента БКС Максим Осадчий. В сентябре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что бумаги «Россия-30» стояли на балансе «Открытия» по завышенной цене, что приукрашивало финансовое состояние банка. Сейчас обмен идет на рыночных условиях, считает Порывай: «С тех пор как ЦБ высказался о нерыночном ценообразовании выпуска, его котировки опустились со 120 до 113% от номинала». По данным Минфина, заявки на выкуп еврооблигаций «Россия-30» удовлетворяются по цене $536 за каждые $1000 номинальной стоимости с учетом их амортизации, сообщил Минфин. Представитель «Открытия» не ответил на запрос в воскресенье вечером.

Высокий спрос на облигации показывает, что нерезиденты не реагируют на политику, считают эксперты. После повышения S&P рейтинга России до инвестиционного ­(­BBB-) высокий спрос на бумаги был ожидаем, полагает Денис Порывай, аналитик Райффайзенбанка, премия финальных доходностей находится в пределах 7 б. п., что немного, учитывая размер выпуска. Премия оказалась в границе ожиданий – 5–10 б. п., говорит руководитель Sberbank Investment Research Александр Кудрин. Реальная доходность российских бумаг по-прежнему максимальна для развивающихся стран с сопоставимым уровнем риска, отмечает Митрофанов.

Амнистия капиталов в России проходит не впервые, но если раньше пришедшие средства могли оседать на банковских депозитах, а инвесторы искали инструменты для вложений, то сейчас государство прямо предложило им такой инструмент, замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Кроме того, в феврале замминистра финансов Илья Трунин говорил, что Минфин готовит законопроект, отменяющий НДФЛ с доходов от курсовой разницы при совершении операций с государственными еврооблигациями, эмитированными после 1 января 2018 г.

Интерес к облигациям был большой, говорит Порывай, особенно со стороны тех, кто из-за опасений персональных санкций США выводил свои деньги из иностранных юрисдикций в Россию. Для инвесторов важно, что суверенный долг России не находится под санкциями и, скорее всего, уже не окажется (в феврале минфин США не рекомендовал администрации вводить санкции против госдолга России. – «Ведомости»).

Россия уже в третий раз размещает евробонды на фоне санкций, оказавшись отрезанной от внешних рынков после присоединения Крыма в 2014 г. В 2016 г. Минфин решил вернуться на рынки с 10-летними евробондами, ставка составила 4,75%. Правда, само размещение было скорее похоже на военную операцию, признавали организаторы и чиновники: очень быстро, в секретном режиме и во враждебной среде – американские и европейские банки отказались от участия в размещении, а Euroclear и Clearstream отказались обслуживать этот выпуск. В итоге Россия разместила мало (только $1,75 млрд из запланированных $3 млрд) и дорого – ориентировочная доходность была 4,65–4,9%, а итоговая составила 4,75%. Следующий выпуск оказался более удачным: Минфин в сентябре дополнительно разместил выпуск по ставке 4%. А в июне 2017 г. – два транша на 10 и 30 лет на $3 млрд. По 10-летним бумагам Россия заплатила 4,25% и 5,25% по 30-летним (коридор был 4–4,5% и 5–5,5%).

www.vedomosti.ru

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Почему российские еврооблигации оказались так популярны

Реальные иностранцы из-за рисков нарушения санкционного режима в основном уклонились от участия — обошлись и без них. В значительной степени это была сделка «для своих», ну и для тех, кто готов прийти со стороны на таких же условиях, что и свои. По форме это были еврооблигации, а по сути облигации федерального займа, но не в рублях, а в долларах.

Ситуация с суверенным внешним долгом России — это один из немногих параметров, который не вызывает беспокойства ни у властей, ни у инвесторов. Внешний долг (номинированный в иностранной валюте вне зависимости от того, кто им владеет) составляет (с учетом нового выпуска) около $51 млрд, или 4% ВВП, если считать только прямые обязательства России. В основном это еврооблигации ($37 млрд) с погашением до 2043 года и гарантии по кредитам, не требующие обслуживания ($11 млрд). По сравнению с долгом большинства развивающихся стран это очень немного, а если учитывать еще не истраченные резервы, то вообще не вызывает беспокойства.

Россия планирует разместить евробонды на сумму три миллиарда долларов США

Почему Китай продает американские облигации?

Инвестируйте в облигации стран с развивающейся экономикой!

WirtschaftsWoche Heute 14.06.2013 Государства, как правило, занимают либо на внутреннем рынке, по местному законодательству и в национальной валюте (в России это рынок ОФЗ, облигаций федерального займа), или в виде еврооблигаций (иностранная валюта, оборот на международном рынке, по английскому праву). Внутренний долг менее рискован, но заимствования на внешнем рынке могут быть выгодны, особенно если монетарные власти делают расчет на стабильность и укрепление национальной валюты. Иностранные инвесторы обычно предпочитают еврооблигации.

Состоявшаяся на этой неделе сделка по размещению российских еврооблигаций стала сюрпризом для участников рынка и экспертов. После отказа международных банков организовать привлечение иностранных инвесторов для ожидаемой сделки было объявлено, что она «отложена», что в обычной ситуации означает отказ от нее на длительный срок. Однако позднее без обычной в таких случаях подготовки (например, поездок делегации Минфина и банка-организатора по финансовым столицам мира) сделка все-таки была объявлена.

Ее формат оказался необычным для суверенных выпусков. У сделки был всего один чисто российский банк-организатор («ВТБ Капитал»), а обычно в размещениях суверенных выпусков принимают участие несколько банков, в том числе глобальные гранды. Расчеты по сделкам будут осуществляться не в стандартных для еврооблигаций международных расчетных системах (которые, по данным СМИ, отказались участвовать из-за рисков, связанных с антироссийскими санкциями), а через отечественный НРД — Национальный расчетный депозитарий. В проспекте, посвященном нынешней эмиссии евробондов, заявлено, что средства не будут переданы санкционным компаниям и банкам, — это необычно для займа, доходы от которого должны идти в бюджет под честное пионерское.

Спрос на российские евробонды был на удивление высоким для стагнирующей экономики, находящейся под санкциями и в конфронтации с Западом. Было объявлено, что он в пять раз превысил предложение: инвесторы подали заявки на $5,5 млрд при предложении $1 млрд.

Хотя Минфин заявил об успехе размещения, вопросов осталось много. Доходность (процентная ставка по облигациям), дававшая хорошую премию к обращающимся на рынке выпускам (разумеется, за риск и за новую непривычную схему размещения — через Национальный депозитарий), не снизилась в ходе размещения, хотя сообщается о тройной переподписке при размещении $1,75 млрд при намеченных заранее $1 млрд и лимите в бюджете этого года $3 млрд для внешних займов, и осталась в рамках заранее объявленного коридора — что необычно. Также есть вопросы к тому, насколько реальными были 70% иностранных участников при таком формате сделки, который требовал дополнительных и непривычных телодвижений от инвесторов, и санкционных рисках.

Наиболее реалистичным объяснением представляется то, что сущность новой бумаги (она называется «Россия-26») и ее формальная структура разнятся. По своей структуре данный выпуск идеально подходит для российских банков, у которых не так много безрисковых инструментов для размещения ликвидности в валюте. То, что валюта внутри страны особенно не нужна, видно из почти нулевых ставок по депозитам в банках, при этом средства размещать надо. Если сделка адаптирована под потребности крупнейших российских финансовых структур, то иностранные участники в данном случае, скорее всего, — кипрские офшоры и лондонские офисы финансовых групп. Переподписка также, скорее всего, была результатом желания поучаствовать в сделке и получить свою долю бумаг, не уступая в доходности, — отсюда доходность 4,75% при заявленном ожидании 4,65–4,95%. Когда заявок больше, чем объем выпуска, обычная практика — снижать процентную ставку, и тогда часть заявителей отпадает сама собой или заявки удовлетворяют не полностью, одним продают, другим нет (процесс принятия решений тут не всегда прозрачен).

При этом реальные иностранцы из-за рисков нарушения санкционного режима в основном уклонились от участия — обошлись и без них. В значительной степени это была сделка «для своих», ну и тех, кто готов прийти со стороны на таких же условиях, что и свои. По форме это были еврооблигации, а по сути ОФЗ, облигации федерального займа, но не в рублях, а в долларах.

Сделка пошла на пользу Минфину (в том числе его долговой команде) — они показали свою нужность и активность даже в кризис. «ВТБ Капитал» также заработал свою комиссию и поучаствовал в престижном выпуске. Российские банки получили хорошую возможность размещать свои излишки. Бюджету валютные обязательства не очень нужны, но при внешнем долге меньше 5% ВВП любые негативные последствия от них будут незначительными. При этом выпуск показал, что, пока действуют санкции, рассчитывать на внешний рынок как источник финансовых ресурсов в сложной ситуации не стоит, там всегда найдут благовидный предлог не участвовать, поэтому необходимость развивать внутренний финансовый рынок сохраняется.

inosmi.ru