Выступление адвоката – защитника по уголовному делу. Вступительное заявление. Участие защитника в допросе на судебном следствии. Содержание и форма выступления адвоката-защитника в судебных прениях. Структура защитительной речи адвоката
Вступительное заявление адвоката по уголовному делу предусмотрено статьей 335 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая определяет, что судебное следствие в суде присяжных начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Вступительное заявление адвоката по своему содержанию обусловлено той процессуальной позицией, которую адвокат занимает при рассмотрении уголовного дела судом.
Вступительное заявление защитника состоит из двух частей: изложение согласованной с подсудимым позиции по предъявленному обвинению и предложение о порядке исследования доказательств.
Во вступительном заявлении очень важно четко и ясно изложить свою позицию по конкретному уголовному делу, которая в ходе судебного процесса будет проявляться через постановку вопросов, заявление ходатайств, дачу заключений, представление доказательств и т.д.
На структуру, содержание, продолжительность вступительного заявления влияет много факторов. Это особенности дела, характер имеющихся доказательств и их источники, личность и позиция подзащитного по отношению к предъявленному обвинению, место рассмотрения дела, состав аудитории, актуальность произошедшего, индивидуальные качества адвоката и его позиция.
Во вступительном заявлении адвокат стремится решить следующие задачи:
- вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием;
- установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие;
- психологически подготовить слушателей к восприятию содержания доказательств, подготовленных стороной защиты.
Допрос в суде представляет собой некоторую часть судебного процесса и, естественно, служит все той же цели — доведение до суда своей позиции по делу, сообщение суду неких фактических обстоятельств, на которых впоследствии адвокат сможет построить свои юридические выводы.
Серьезный допрос невозможен без тщательной подготовки. Для того чтобы разумно и правильно подготовиться к допросу, необходимо:
- определить предмет допроса;
- изучить личность допрашиваемого;
- составить примерный план предстоящего допроса;
- определить наилучший порядок для допроса свидетелей;
- определить необходимые для использования при допросе материалы дела или вещественные доказательства.
Содержание выступления адвоката в судебных прениях
Позиция адвоката по делу. Позиция по делу для адвоката — это единственный, выверенный, прошедший через все предварительное следствие, через судебное заседание, обязательно согласованный с подзащитным, тщательно проанализированный стержень того, о чем он будет говорить. Различают такие виды позиций адвоката в ходе уголовного дела:
- оправдательная позиция;
- направление дела на дополнительное расследование;
- квалификация на более мягкую статью УК РФ и т.п.
- структура артикуляционная;
- структура грамматическая;
- структура постановочная;
- структура содержательная.
- степень отчетливости произношения речевых звуков;
- моторика;
- правила редукции (выпадение звука, укорочение звука), постановки ударений, правила обращения с диалектными звуками и т.д.
Анализ фактов. С фактами приходится считаться, особенно если факты неоспоримые или труднооспоримые. Если адвокат в своей речи забудет проанализировать какой-либо факт, какой-либо довод из приведенных в речи прокурора, вполне может показаться, что адвокат не смог нейтрализовать этот факт или ответить достойно на довод.
Обращение к эмоциям. Речь идет об обращении к эмоциям тех, кто слушает адвоката: судьи, прокурора, присяжных заседателей. Адвокату приходится опираться на такие факты и делать такие выводы в своей речи, чтобы они вызывали жалость, сострадание, сочувствие, желание понять, простить, помочь и т.п.
Повторение позиции. Повторение позиции — это один из приемов дополнительного воздействия на слушателя. Иногда позицию адвоката (и подсудимого) целесообразно повторять, если рассматриваются несколько эпизодов подсудимого.
Характеристика свидетелей. Чаще всего адвокату приходится оспаривать в своей речи показания свидетелей, и он прибегает к, пожалуй, исчерпывающему перечню следующих обстоятельств: свидетель находился в нетрезвом состоянии, свидетель является родственником (приятелем, знакомым, другом, зависимым работником) потерпевшего и т.д.
Объяснение закона. Оставить присяжных заседателей без объяснения закона адвокат не вправе. И здесь не только разъяснение квалификации совершенного подсудимым, не только разъяснение последствий вердикта, но и разъяснение возможности применения снисхождения и особого снисхождения.
Реплика. Реплика для адвоката — возможность нанести точный выверенный удар сопернику и не получить ответа.
Говоря о структуре судебной речи, условно можно определить четыре равнозначных уровня:
В структуру артикуляционную входят следующие элементы:
Структуру грамматическую характеризуют степень знания литературного языка, на котором произносится речь (недопустимо смешение падежей, разговорного и литературного компонентов речи и т.д.).
Структуру постановочную характеризуют:
- психологичность, учет ментальности слушателей;
- артистичность, актерские качества;
- интеллигентность манер;
- эмоциональная доминанта;
- варьирование тембрами, тональностью;
- ясность изложения.
Структура содержательная. Несмотря на равнозначность указанных выше уровней структуры судебной речи адвоката, ее содержанию придавалось и придается наиболее важное значение, ибо только в содержании могут быть раскрыты основные доказательственные аргументы, их анализ, логическая взаимосвязь, представлены другие важнейшие элементы воздействия на суд.
Самое главное в содержании речи — ее опора на конкретно установленные и исследованные в суде факты и уверенность оратора в их правоте.
Составные части структуры защитительной речи адвоката:
- позиция по делу;
- вступление;
- анализ и оценка доказательств;
- данные, характеризующие личность подсудимого;
- анализ причин, способствовавших совершению преступления;
- вопросы, связанные с применением наказания или освобождения от него;
- вопросы, связанные с разрешением гражданского иска;
- заключение.
- доказательство, что тезис оппонента неверен (фаза вытеснения).
- предъявляется свой тезис и аргументация в пользу его правильности (фаза замещения).
- 1) жесты должны быть естественными, непроизвольными и органичными: нельзя прибегать к механической жестикуляции и нельзя подавлять импульсов на половину; жест должен совпадать с ритмом выступления (интонацией, ударениями, паузами), что достигается только благодаря увлеченности и свободному владению текстом (А. Кони: «Жесты должны сливаться со словолч и усиливать его»>;
- 2) жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом (Сперанский: «Рука движется только . в местах страстных, жарких и живых»);
- 3) жесты не должны быть однообразными, нельзя пользоваться одним жестом на протяжении всего выступления для придания словам выразительности (А. Кони; «Частные однообразные .жесты неприятны, надоедают, раздражают»);
- 4) жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должн ы соси ветствовать внутреннему состоянию оратора, его темпераменту, теме речи и составу аудитории (например, взрослые в отличии от детей предпочитают умеренную жестикуляцию).
- 1. «ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца»;
- 2. «ораторы сдержанные и проницательные, всему поучаюгцие, все разъясняющие», средний тип — умеренный.
- 3. «не обладающий ни изысканностью вторых, не бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих».
Уголовный процесс: Видео
legalquest.ruРечевая коммуникация
Таблица «Основные жанры убеждающей речи»
выступление в рамках совещания, в котором оратор формирует определенную точку зрения на предмет речи, убеждает в преимуществах данной точки зрения перед другими.
Необходимо поставить проблему и предложить пути ее решения.
речь с указанием на несогласие со словами или действиями другой стороны, а также на слабые стороны ее позиции.
Необходимо четко формулировать пункт разногласия.
Оратор должен сам предлагать меры по разрешению проблемы.
речь, которая предъявляет антитезис по отношению к речи пропонента (пропонент — собеседник, выдвигающий и отстаивающий утверждение).
Основная часть речи-опровержения состоит из двух микротем:
выступление, содержащее обсуждение и оценку общественно значимого события, действия совершенного конкретным человеком (людьми) с целью обнаружения и выправления недостатков.
Обязательно должно быть сообщено, кого именно и за что именно критикуют. Обязательно должно быть указано, почему мы считаем совершенное деяние неправильным.
выступление, содержащее обоснование вины (виновности) другого человека (людей, организации и т. п.).
Информационная часть — изложение обстоятельств дела, аудитории рассказывают о деянии, которое послужило причиной обвинения.
Анализ обстоятельств дела.
Оценка людей и событий. Здесь оратор обращается к нравственным и этическим оценкам поступка, объясняет, какой урон обществу нанесло деяния.
Заключение обвинительной речи обязательно должно содержать указания оратора на то, какое наказание он считает справедливым и сопровождаться перечислением оснований (ссылки на законы, нормативные акты), называть предполагаемую меру наказания и мотивировку ее применения.
выступление, содержащее опровержение выдвинутых против человека (людей, организации и т. п.) обвинений.
Защитник должен быть полностью убежден в истинности своей позиции и выводов.
Необходимо обосновать свою позицию по делу, убедить аудиторию в своей правоте.
выступление, предъявляющее позицию оратора по важному общественно-значимому вопросу.
Произносится от первого лица, начинается с обращения. Содержит реакцию на какое-либо событие.
pedcollege.tomsk.ru
Этика публичных выступлений и речевой этикет. Оратор и аудитория
Этика публичных выступлений — это нравственные основания риторики. Она включает в себя этическую позицию оратора по рассматриваемым проблемам, его нравственный потенциал, личностные и профессиональные качества и общую культуру речи и поведения.
Содержание
Этика публичных выступлений и речевой этикет
Этика публичных выступлений — это нравственные основания риторики. Она включает в себя этическую позицию оратора по рассматриваемым проблемам, его нравственный потенциал, личностные и профессиональные качества и общую культуру речи и поведения. Этическая позиция характеризуется здравомыслием (компетенция, эрудиция, а, следовательно, доказательность, аргументированность), доброжелательностью, открытостью, самоконтролем, порядочностью и тактичностью. Основы ораторской этики были разработаны еще в античности в трудах Платона, Демосфена и других ораторов с учетом особенностей своего времени.
Речевой этикет — это устойчивые, стандартизированные высказывания, соответствующие определенным этическим нормам. Эти речевые формулы могут быть связаны с различными ситуациями общения: формы обращения, знакомство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, благодарность, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, утешение. сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение. С. Смайлс отмечал: «Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца. а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей». Речевой этикет имеет национальную, социальную, культурную детерминированность. Для оратора самое главное — этично выразить свое согласие (полное или частичное) или несогласие с мнением собеседника, вступить в разговор и прекратить его, управлять временем речи.
Оратор и аудитория
В современной риторике становится актуальным разговор об имидже оратора, о тех факторах, которые создают его индивидуальность и неповторимость. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как его внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный ораторский стиль (как он говорит — логика, выразительность, эмоциональность, техника речи), способность к эффективному контактированию с аудиторией. Идеального оратора Цицерон определил так: «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта. голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров».
Русская поговорка гласит: «По одежке встречают, по уму провожают-«. Первое впечатление об ораторе во многом определяется его внешностью: она оказывает психологическое воздействие на слушателей еще до начала произнесения речи, в момент появления оратора перед публикой. Главное требование к одежде оратора: она должна соответствовать обстановке, не должна вызывать удивления или зависти. Когда выступающий хорошо выглядит, это придает ему уверенность. Поведение оратора и манеры не должны вызывать у слушателей недоумения, должны соответствовать этическим нормам.
Жесты, мимика, позы, выражение лица, улыбка, смех, симптомы душевных движений и состояний, (побледнел, покраснел, покрылся пятнами, мурашками, мелкая дрожь) — это так называемый невербальный или сомс/ти-ческий язык, который является обязательным атрибутом эмоционального выступления и особым экстралингвистическим средством выразительности.
Мимика и жесты порой ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить какую-то сложную, цельную, логически расчленимую мысль (речь не идет о специальных «ручных» языках, например, языке глухонемых). При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь. Таким образом, жесты оратора —
это физическое проявление чувств, эмоций, переживаний, сопровождающих его мысль (так же, как и улыбка, смех, слезы, гримаса презрения), это дополнительное средство воздействия на аудиторию.
Однако любому оратору необходимо помнить несколько основных правил пользования жестами, которые приводят в своих работах А. Пиз, П. Сопер, Д. Карнеги, М. Сперанский, А. Кони:
Лучшим и самым совершенным считается тот жест, который не замечают слушатели, так как увлечены содержанием речи. Нельзя научить естественности жестов, они индивидуальны. Об этом писал А. Кони: «Жесты человека, подобны его зубной щетке, должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и, если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными». Самое главное для оратора — во время устного выступления не нужно думать о жестикуляции, кроме случаев, когда начнет казаться, что она чрезмерна и ее надо сократить.
У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальный и неповторимый ораторский стиль — форма и способ изложения материала. Оратор отличается от актера прежде всего тем, что актер может играть каждый день разные роли, а оратор должен всегда оставаться самим собой, по его образу судят о содержании речи- Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный гин личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, эмоциональной конституцией, своим интеллектом, образованностью. Как справедливо отмечал В.Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой — вкрадчивой грагщей изложения: третий- преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый — последовательностью и ясностью изложения и т.д.».
Еще в трудах. Цицерона мы находим описание трех типов ораторов:
В.И. Андреев в «Деловой риторике», используя принцип доминирования тех или иных личностных качеств, выделяет 16 типов ораторов (эврист, теоретик, авторитетный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог и т.д.).
Кони писал в «Советах лекторам»: «Чтобы лекция имела успех, надо:
- 1) завоевать внимание слушателей и
- 2) удержать внимание до конца речи».
Решению этой задачи способствуют многие факторы.
При подготовке выступления необходим учет предполагаемой аудитории (возраст, пол, количественный и социальный состав, профессиональные интересы, уровень образования и общей культуры, физическое состояние, эмоциональный настрой, психологические особенности, отношение к теме выступления, к оратору). Оратор должен не только представить аудиторию, но и почувствовать ее. Чем больше аудитория, тем легче она реагирует на эмоции, поэтому речь должна быть нагляднее и образнее. В немногочисленной аудитории с большой по объему речью выступать легче, потому что контакт со слушателями более интимен, и они меньше устают от соприсутствия.
Для установления контакта с аудиторией (психологического, интеллектуального, эмоционального) оратор должен уважительно относиться к аудитории, видеть в слушателях партнеров общения, уметь владеть собой (уверенность в себе определяется степенью владения материалом, когда уже не нужно беспокоиться ни о том, что сказать, ни о том, как сказать), преодолеть чувство страха, неуверенности, волнения, застенчивости, которые свойственны даже опытным ораторам, постоянно контролировать слушателей, определяя их реакцию на слова.
Основной принцип взаимоотношений оратора и аудитории — это живое взаимодействие, не «я» и «они», а «мы», когда аудитория, слушая, участвует в общении.
Существуют специальные приемы привлечения и удержания внимания слушателей:
- 1. Прием соучастия — использование глагола 1 лица множественного числа.
- 2. Прием внушения — апелляция к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций.
- 3. Прием текстового ожидания — отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание на выбор из нескольких решений.
- 4. Прием психологической паузы (5-7 секунд).
- 5. Прием парадоксальной ситуации — одно событие рассматривается с разных точек зрения.
- 6. Прием апелляции к непосредственным интересам слушателей.
- 7. Прием постановки проблемного вопроса.
- 8. Прием использования фактического материала, средств наглядности, примеров.
- 9. Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того могут служить юмористические замечания, элементы оригинальности, неожиданности, импровизация, чередование разных форм подачи материала и т.д.
30.08.2016, 2046 просмотров.
myfilology.ru
Генеральная Ассамблея ООН
- Текущая 72-я сессия
- Повестка дня
- Резолюции
- Все документы
- Поиск
- Условные обозначения
- Система нумерации пленарных заседаний
- Журнал ООН
- Архив
- Декларации, конвенции и другие основополагающие документы, содержащиеся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН
- 1. Общие прения
- а) частота заседаний
- b) организация заседаний
- (i) продолжительность общих прений
- (ii) закрытие списка ораторов
- с) продолжительность выступлений
- d) представление письменных заявлений
- i) Продолжительность общих прений
- ii) Закрытие списка ораторов
- а) признавали необходимость сокращения общих прений во всех случаях, когда это возможно, без ущерба для работы этих комитетов; и
- b) шире применяли, когда это возможно, практику проведения совместных прений по смежным органически взаимосвязанным пунктам повестки дня [пункт 180].
- «а) Выступление по порядку ведения заседания представляет собой в основном обращение к Председателю, предлагающее ему воспользоваться полномочиями, присущими его функциям или определенно предоставленными ему в соответствии c правилами процедуры. Такое выступление может, например, касаться ведения прений, поддержания порядка соблюдения правил процедуры или того, как председатели используют полномочия, которыми их наделяют правила процедуры. Беря слово по порядку ведения заседания, представитель может обратиться к Председателю c требованием применить то или иное правило процедуры; он также может опротестовать то, каким образом Председатель применяет это правило. Таким образом, в рамках правил процедуры представители имеют возможность обратить внимание Председателя на нарушение или ошибочное применение правил другими представителями или самим Председателем. Выступление по порядку ведения заседания имеет приоритет перед всеми остальными вопросами, в том числе и перед предложениями процедурного характера (правила 73 [114] n и 79 [120] o ).
- b) Выступления по порядку ведения заседания, осуществляемые на основании правила 73 [114] n , касаются вопросов, требующих решения Председателя, которое может быть опротестовано. Этим такие выступления отличаются от предложений процедурного характера, предусмотренных в правилах 76 [117] p и 79 [120] o , решение по которым может быть принято только путем голосования и при которых несколько предложений могут обсуждаться одновременно, причем порядок очередности рассмотрения этих предложений устанавливается правилом 79 [120] o . Выступления по порядку ведения заседания отличаются также от выступлений c просьбой об информации или пояснении и от замечаний, касающихся технических условий (как распределение мест, порядок устного перевода, температура в помещении), документации, письменных переводов и т.п., которые, если Председатель может урегулировать эти проблемы, не требуют принятия им формального решения. Тем не менее по установившейся в Организации Объединенных Наций практике, представитель, желающий внести предложение процедурного характера или просить информации или пояснений, часто «выступает по порядку ведения заседания» для того, чтобы получить слово. Этот последний метод, основанный на практических соображениях, не должно смешивать c выступлениями по порядку ведения заседания, осуществляемыми на основании правила 73 [114] n .
-
с) B силу правила 73 [114] n Председатель немедленно выносит решение по выступлению o порядке ведения заседания в соответствии c правилами процедуры; любое опротестование этого решения должно быть также немедленно поставлено на голосование. Из этого следует, что, как общее правило:
- i) выступление по порядку ведения заседания и опротестование решения Председателя по этому выступлению не обсуждаются;
- ii) никакое выступление по порядку ведения заседания, касающееся того же вопроса, что и предыдущее выступление, или относящееся к другому вопросу, не может быть осуществлено до того, как будет принято решение по этому первому выступлению, по порядку ведения заседания и по любому опротестованию, которое могло за ним последовать.
- d) B правила 73 [114] n предусмотрено, что представитель, выступающий по порядку ведения заседания, не может в своем выступлении говорить по существу обсуждаемого вопроса. B связи c этим чисто процедурный характер выступлений по порядку ведения заседания требует краткости изложения. Председатель обязан обеспечить, чтобы выступления по порядку ведения заседания соответствовали настоящему изложению».
Тем не менее как Председатель, так и делегации могут потребовать информации или пояснений в отношении любого выступления по порядку ведения заседания. Кроме того, Председатель, если он сочтет это необходимым, может предложить делегациям высказать свое мнение o том или ином выступлении по порядку ведения заседания, прежде чем выносить свое решение; в исключительных случаях, когда прибегают к этой практике, Председатель может прекратить обмен мнениями и объявить свое решение, как только он его окончательно примет.
7. Приветственные речи
80. Специальный комитет считает, что было бы желательным сохранить ныне существующую практику пленарных заседаний Генеральной Ассамблеи, в соответствии c которой приветственные речи в адрес Председателя сводятся к кратким замечаниям, включенным в выступления, сделанные в ходе общей дискуссии [пункт 235].
81. Что касается вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи, то Специальный комитет рекомендует, чтобы, когда это касается нового органа или в случае замещения должностных лиц уже существующего органа, c приветствиями в адрес Председателя выступало только лицо, замещающее Председателя, a с приветствиями в адрес других должностных лиц выступал только Председатель [пункт 237] q .
82. Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее, чтобы соболезнования в адрес какой-либо делегации по поводу кончины какого-либо высокопоставленного лица или по поводу бедствия выражались только Председателем Генеральной Ассамблеи, Председателем какого-либо главного комитета или Председателем какого-либо вспомогательного органа от имени всех членов. Если обстоятельства потребуют, то Председатель Генеральной Ассамблеи может созывать c этой целью внеочередное пленарное заседание [пункт 242].
83. C другой стороны, Специальный комитет принимает во внимание практику, в соответствии c которой Председатель Генеральной Ассамблеи направляет от имени всех членов телеграмму указанной стране [пункт 243].
9. Поименное голосование
84. Считая, что не следует вносить изменений в положения правил процедуры относительно поименного голосования, Специальный комитет все же рекомендует, чтобы делегации требовали такого голосования лишь по веским причинам [пункт 247].
10. Электронное оборудование
85. Специальный комитет не счел необходимым высказывать свое мнение по вопросу об использовании в будущем электронной системы голосования всеми комитетами, учитывая, что вопрос об установке механического оборудования для голосования имеется в проекте повестки дня двадцать шестой сессии Генеральной Ассамблеи [пункт 249].
86. Специальный комитет не поддержал предложения об установке механической или электронной системы отсчета времени в залах Генеральной Ассамблеи и помещениях главных комитетов [пункт 250].
h. Правило 66 настоящих правил процедуры.
i. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, вторая сессия. Пленарные заседания, том II, приложение IV, документ А /388, пункт 26.
j. В правило 105 (новое правило 103) впоследствии были внесены поправки (см. пункт 30 e введения).
l. Правила 72 и 114 настоящих правил процедуры.
m. Правила 88 и 128 настоящих правил процедуры.
n. Правило 71 [113] настоящих правил процедуры.
o. Правило 77 [119] настоящих правил процедуры.
p. Правило 74 [116] настоящих правил процедуры.
q. О приветствиях в главных комитетах см. правило 110, принятое по рекомендации Специального комитета.
Полный официальный текст Правил процедуры имеется в формате PDF.
www.un.org
Правила процедуры Генеральной Ассамблеи
Приложение IV a
VI. Наиболее рациональное использование имеющегося времени
1. Выдвижение кандидатур
1. Открытие заседаний в установленное время
А. ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ АССАМБЛЕИ
а) Частота заседаний
44. Специальный комитет, признавая несомненную ценность общих прений, считает, что они в дальнейшем должны проводиться ежегодно и что следует в максимальной степени использовать отведенное для них время. Он подчеркнул также важность участия в общих прениях глав государств или правительств, министров иностранных дел и других высоких должностных лиц, присутствие которых придает большое значение этим прениям [пункт 137].
b) Организация заседаний
45. Специальный комитет считает, что общие прения приобрели бы большее значение c точки зрения организации обсуждения, если бы они проводились более интенсивно и последовательно. Их продолжительность обычно не должна превышать две c половиной недели, если будет максимально использоваться имеющееся время [пункт 142].
46. Считая, что организация общих прений была бы улучшена, если бы делегации быстрее принимали решения относительно времени их выступлений, Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее, чтобы список ораторов, желающих участвовать в общих прениях, закрывался в конце третьего дня после открытия прений [пункт 144].
с) Продолжительность выступлений
47. Специальный комитет, отмечая, что в ходе юбилейной двадцать пятой сессии Организации Объединенных Наций удалось заслушать большое число ораторов за сравнительно короткий период без ограничения продолжительности выступлений, считает, что этот результат объясняется рациональным использованием имеющегося времени, а не ограничением продолжительности выступлений [пункт 147].
48. Комитет отмечает, что в ходе последних сессий Генеральной Ассамблеи средняя продолжительность выступлений составляла тридцать пять минут, и выражает надежду, что делегации будут стремиться к тому, чтобы их выступления не были чрезмерно продолжительными [пункт 148].
d) Представление письменных заявлений
49. Специальный комитет считает, что процедура представления письменных заявлений не должна устанавливаться в официальном порядке в связи c общими прениями [пункт 152].
2. Обсуждение вопросов, уже рассмотренных в комитетах
50. Специальный комитет считает, что равило 68 h правил процедуры применялось c достаточными основаниями и c удовлетворительными результатами [пункт 155].
3. Отказ от использования трибуны
51. Специальный комитет считает, что было бы целесообразно обратить внимание представителей на возможность выступлений c места. Однако, по его мнению, в каждом конкретном случае сами представители должны решать, предпочтут ли они выступать с места или c трибуны, внося процедурные предложения, разъясняя мотивы голосования или осуществляя свое право на ответ [пункт 157].
4. Представление докладов главных комитетов
52. Специальный комитет хотел бы напомнить, что Комитет по процедурам и организации Генеральной Ассамблеи в 1947 году порекомендовал, чтобы докладчики не зачитывали свои доклады на пленарных заседаниях i . Он хотел бы подчеркнуть, что представление докладов на пленарных заседаниях должно ограничиваться краткими вступительными заявлениями [пункт 158].
53. C другой стороны, Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее соблюдать практику, в соответствии c которой докладчик может представить пленарному заседанию Генеральной Ассамблеи в одном выступлении целый ряд докладов по взаимосвязанным вопросам, не вызывающим разногласий [пункт 159].
В. ГЛАВНЫЕ КОМИТЕТЫ
1. Выдвижение кандидатур
54. Члены Специального комитета согласились c тем, что представление кандидатур приводит к заметной потере времени. Они также признали, что положение правила 105 правил процедуры, в котором предусматривается, что выборы должны проводиться путем тайного голосования, уже не соответствует существующей практике, поскольку в большинстве случаев по результатам предварительных консультаций на каждый руководящий пост выдвигается только одна кандидатура, и, следовательно, тайное голосование является излишним [пункт 161] j .
55. Специальный комитет, учитывая, в частности, финансовые последствия, к которым приведет такая процедура, не поддержал предложение o представлении кандидатур в письменном виде [пункт 162].
56. C другой стороны, исходя из требований вежливости и необходимости предупреждения случаев, когда кандидаты становятся известными только в последний момент, Специальный комитет счел нецелесообразным полный отказ от устного представления кандидатур [пункт 163].
57. По мнению Специального комитета, представление кандидатур должно ограничиваться одним выступлением по каждому кандидату, после чего Комитету следует немедленно переходить к избранию его на вакантную должность. Комитет, однако, считает, что общий принцип, в соответствии c которым выборы проводятся путем тайного голосования, должен быть сохранен [пункт 164].
2. Начало работы
58. Специальный комитет рекомендует, кроме того, чтобы все главные комитеты, возможно, за исключением Первого комитета, начинали свою работу в следующий рабочий день после получения списка пунктов повестки дня, передаваемого им Генеральной Ассамблеей [пункт 170].
59. C другой стороны, Специальный комитет рекомендует, чтобы Первый комитет был готов собраться на заседание каждый раз, когда Генеральная Ассамблея не проводит пленарного заседания [пункт 171].
60. Специальный комитет рекомендует, кроме того, чтобы главные комитеты время от времени рассматривали вопрос o ходе их работы [пункт 176].
4. Общие прения в комитетах
61. Специальный комитет, хотя и признавая полезность и бесспорную важность общих прений, считает, что председатели должны содействовать тому, чтобы главные комитеты:
62. Специальный комитет признает, что следует сохранить общие прения по вопросам, которые уже рассматривались каким-либо органом Организации Объединенных Наций и были предметом доклада указанного органа. Однако Комитет обращает внимание председателей главных комитетов на возможность консультироваться со своими комитетами во всех случаях, когда проведение общих прений по тому или иному вопросу не представляется необходимым. Председатели могут прибегать к этой практике, чтобы установить, считает ли данный комитет желательным проводить общие прения по всем вопросам, представленным на его рассмотрение другими органами [пункт 181].
63. B то же время Специальный комитет хотел бы еще раз указать, что общие прения играют необходимую и весьма полезную роль в работе главных комитетов и что их порядок ни в коем случае не следует изменять без согласия заинтересованного комитета, который должен решить, приемлемы ли вышеупомянутые предложения [пункт 182].
64. Специальный комитет не счел целесообразным представлять рекомендацию относительно предложения, направленного на то, чтобы делегации, придерживающиеся одного и того же мнения, прибегали к услугам одного представителя для изложения этих взглядов в одном выступлении. Комитет также не поддержал предложение o том, чтобы рассмотрению отдельных вопросов, которые уже обсуждались в ходе предшествующих сессий, предшествовало заявление специального докладчика, в котором излагались бы основные идеи, выдвинутые в ходе этих обсуждений [пункт 183].
5. Одновременное рассмотрение нескольких пунктов повестки дня
65. Специальный комитет считает, что в определенных случаях, когда главный комитет не может продолжать обсуждение того или иного вопроса, он должен быть готов начать рассмотрение следующего пункта его повестки дня [пункт 187].
6. Создание подкомитетов или рабочих групп
66. Специальный комитет хотел бы напомнить Генеральной Ассамблее o целесообразности для главных комитетов создания подкомитетов или рабочих групп [пункт 188].
С. МЕРЫ, ПРИМЕНИМЫЕ ОДНОВРЕМЕННО К ПЛЕНАРНЫМ ЗАСЕДАНИЯМ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ И К ГЛАВНЫМ КОМИТЕТАМ1. Открытие заседаний в установленное время
67. Члены Специального комитета согласились в том, что продуктивность работы Генеральной Ассамблеи намного возрастет, если председатели приложат особые усилия, чтобы открывать заседания в установленное время [пункт 190].
68. Учитывая практические трудности, которые подобная мера повлекла 6ы за собой, Специальный комитет не поддержал предложение o том, чтобы заседания начинались в 9 час. 30 мин. и в 14 час. 30 мин. [пункт 192].
2. Список ораторов
69. Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее, чтобы Председатель Ассамблеи и председатели главных комитетов вскоре после начала обсуждения какого-либо вопроса указывали дату закрытия списка ораторов. Они должны стремиться к тому, чтобы этот список закрывался как можно позже, после того как будет проведена треть заседаний, отведенных для обсуждения вопроса [пункт 202].
70. C другой стороны, Специальный комитет считает, что ораторам следовало бы по мере возможности воздерживаться от записи для выступления по какому-либо вопросу, резервируя за собой право выступить в другой день или на другом заседании в том случае, если они не смогли бы выдержать предусмотренные первоначально сроки [пункт 203].
71. Наконец, Специальный комитет выступает за сохранение практики, в соответствии c которой председатели должны приглашать представителей для выступления в том порядке, в каком они записаны в списке ораторов, при том понимании, что те, кто не сможет сделать этого, будут, как правило, переноситься в конец списка в том случае, если они не поменялись местами c представителями других стран [пункт 204].
3. Ограничение времени выступления или числа ораторов
72. Комитет подчеркивает, что рассматриваемая поправка k носит чисто технический характер и ее единственная цель заключается в том, чтобы ограничить число ораторов, которые могут выступить по поводу предложения, представленного в соответствии c правилами 74 и 115 l [пункт 210].
73. Что касается вопроса в целом o регламенте выступлений, то Специальный комитет, признавая, что по мере возможности заявления должны быть краткими, c тем чтобы все делегации смогли изложить точку зрения своих правительств, тем не менее считает, что не следует применять строгого правила в отношении этого вопроса [пункт 211].
4. Выступления по мотивам голосования
74. Специальный комитет считает, что во время выступлений по мотивам голосования делегации должны ограничиваться кратчайшим по возможности изложением мотивов голосования и не должны использовать эти выступления в качестве повода для возобновления прений [пункт 216].
75. C другой стороны, Специальный комитет считает, что следует поощрять использование председателями в каждом уместном, по их мнению, случае полномочий, которыми они наделены в соответствии c правилами 90 и 129 m правил процедуры [пункт 217].
76. Наконец, Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее, чтобы та или иная делегация выступала по мотивам голосования в отношении одного и того же предложения всего лишь один раз либо в главном комитете, либо на Генеральной Ассамблее, если только она не считает, что важно выступить по мотивам голосования как в Комитете, так и на пленарном заседании. Помимо этого, Комитет рекомендует, чтобы автор какого-либо проекта резолюции, принятого главным комитетом, воздерживался от выступлений по мотивам своего голосования в ходе рассмотрения указанного проекта на пленарном заседании, если только он не сочтет, что это необходимо сделать [пункт 218].
5. Право на ответ
77. Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее, чтобы делегации проявляли сдержанность при использовании их права на ответ как в Генеральной Ассамблее, так и в главных комитетах, и максимально сократили свои выступления в порядке использования права на ответ [пункт 223].
78. Помимо этого, Специальный комитет рекомендует, чтобы выступления в порядке использования права на ответ делались, как правило, в конце заседания [пункт 224].
6. Выступления по порядку ведения заседания
79. Специальный комитет рекомендует Генеральной Ассамблее принять следующий текст в качестве описания понятия порядка ведения заседания [пункт 229]:
- Текущая 72-я сессия