Статья 19. Формы социального обслуживания

Статья 19. Формы социального обслуживания

1-3. В комментируемой статье определены формы социального обслуживания. Ранее такое регулирование содержалось в ст. 16 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, в п. 1 которой предусматривалось, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

Наряду с этим в рамках определения форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ч. 2 и 3 указанной статьи устанавливалось следующее: гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (ч. 2); социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе (ч. 3).

В отличие от изложенного регулирования в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены следующие формы социального обслуживания:

1) социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому.

Называя эту форму социального обслуживания, комментируемая статья более ничего в отношении нее не определяет, что представляется не вполне понятным. Статья же 9 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения в отношении социального обслуживания на дому предусматривала следующее: социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании (п. 1); одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи (п. 2).

В Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов социальному обслуживанию на дому была посвящена статья 17, в п. 1 которой было определено, что социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Пункт 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) предусматривал, что к числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинские организации; 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; 6) содействие в организации ритуальных услуг; 7) другие надомные социальные услуги.

Статья 18 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов регламентировала социально-медицинское обслуживание на дому. В части 1 этой статьи устанавливалось, что социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в т.ч. онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в ч. 4 ст. 15 данного Закона;

2) социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме.

В рамках регламентации данной формы социального обслуживания в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения называл и регламентировал такие подобные формы социального обслуживания, предоставление временного приюта (ст. 11) и организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания (ст. 12). Так, в статье 11 названного Закона предусматривалось, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Статья 12 названного Закона устанавливала, что в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в т.ч. несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов о полустационарном социальном обслуживании говорилось в ст. 19, которой наряду с прочим предусматривалось следующее: полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни (ч. 1); на полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 данного Закона (ч. 2);

3) социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме.

Регламентируя данную форму социального обслуживания, часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При этом указано, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 ст. 20 комментируемого Закона (т.е. всех видов социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг).

В Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения социальному обслуживанию в стационарных учреждениях посвящалась статья 10, в которой устанавливалось, что социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал статью 20, регламентирующую стационарное социальное обслуживание. Данной статьей наряду с прочим предусматривалось следующее: стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении (ч. 1); стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга (ч. 2); стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением (ч. 3).

4. Положения ч. 4 комментируемой статьи устанавливают перечень требований, которые должны быть выполняться при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме. Эти положения являются нововведениями комментируемого Закона, причем в его первоначальном варианте эти нововведения формулировались иначе. В частности, предлагалось установить, что при предоставлении социальных услуг в стационарных или полустационарных (нестационарных) условиях должны быть обеспечены следующие условия доступности для инвалидов (в т.ч. детей-инвалидов) и других маломобильных лиц, учитывающие ограничения их жизнедеятельности:

1) для лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, — возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации социального обслуживания (в том числе для передвижения на креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

2) для лиц, имеющих нарушения функций зрения, — дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в соответствии со стандартами, сопровождение работниками организации социального обслуживания, ознакомление работниками организации социального обслуживания с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск собак-проводников при наличии на них документов;

3) для лиц, имеющих нарушения функций слуха, — дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, представление информации о предоставляемых социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевод).

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрена такая специальная форма социального обслуживания, как социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. Как установлено в данной части, на такое специальное социальное обслуживание принимаются граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Условиями приема на такое специальное социальное обслуживание являются отсутствие медицинских противопоказаний и наличие личного заявления соответствующего лица.

Порядок приема на такое специальное социальное обслуживание в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом не вполне понятно, как данное положение согласуется с положением п. 14 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона, относящим утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России.

Ранее подобным образом говорилось о социальном обслуживании в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания. Так, в части 5 ст. 20 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ.

Понятие «административный надзор» определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»*(53) как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Законом.

6. Часть 6 комментируемой статьи в отношении регулирования вопросов приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, отсылает к законодательству РФ о психиатрической помощи. Такая отсылка в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения и Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов не содержалась, но подразумевалась.

Основным актом законодательства РФ о психиатрической помощи является Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»*(54), в ч. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) определено, что психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Часть 3 ст. 16 названного Закона (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) соответственно комментируемому Закону предусматривает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривает такой вид учреждения социального обслуживания, как стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. В статье 41 названного Закона определены основания и порядок помещения лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а в ст. 42 — основания и порядок помещения несовершеннолетнего в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

base.garant.ru

НОВЫЙ ФАКТ

информационный портал

Виды социального обслуживания граждан в РФ – СРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Отделения срочного социального обслуживания на сегодняшний день являются одним из незаменимых видов помощи в структуре ЦСО. Срочному социальному обслуживанию посвящена ст. 22 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[1]. В соответствии с Законом, срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Важно заметить, что срочное социальное обслуживание оказывается не только категории пожилых и инвалидов, оно так же оказывается многодетным семьям, одиноким гражданам, лицам без определенного места жительства, безработным и прочим категориям.

В Москве в течение года в отделения срочного социального обслуживания обращаются около 450 тыс. человек. Из них 64,9% – инвалиды, 29,8% – пенсионеры; 3% – неполные и многодетные семьи. Остальные категории населения (безработные, бомжи, беженцы, погорельцы и проч.) обращались и получали помощь реже[2].

Целью создания и основной задачей отделения срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности с учетом индивидуальных потребностей конкретного человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Таким образом, мы видим, что социальное обслуживание может носить не только постоянный или временный характер, но и при определенных условиях – разовый характер. В штат отделения вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а также психолога и юриста. Срочное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

Процедура оказания срочной социальной помощи предполагает, что нуждающийся в ней человек подает в соответствующее отделение ЦСО заявление. К нему прилагается документ, подтверждающий его минимальный доход или иной документ, дающий право на получение такой помощи.

Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания: обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; оказание материальной помощи (с целью получения нового паспорта, например); содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций[3].

В некоторых субъектах (Оренбургская область, например) развиваются службы срочной социальной помощи на мобильной основе. Такие действия продиктованы необходимостью предоставления адресной, оперативной помощи, гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению.

Приведенный пример демонстрирует важность и необходимость разработки новых подходов к сфере социального обслуживания вообще и ее отдельных видов в частности. Так же нелишне отметить, что отделения срочной социальной помощи во многих субъектах переведены на круглосуточный режим работы. Это имеет смысл, так как эффективность рассматриваемого вида социального обслуживания выражается, прежде всего, в оперативности и неотложности оказания помощи.

Безусловно, нельзя не сказать о проблемах финансового плана, которые в последние годы лишили многие отделения срочной социальной помощи прежних возможностей. Так, в Москве в начале 90-х гг. ежедневно бесплатно (за счет средств государственного бюджета) получали горячие обеды 40 тыс. человек, а в 1995 г. эта цифра уменьшилась до 15 тыс. человек. Подобная ситуация характерна и для других городов, территорий России[4].

[1] О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ. Ст. 22 // Internet: Консультант Плюс.

[2] Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

[3] Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановленим Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

[4] Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Internet: Консультант Плюс.

2. О гражданских и политических правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

3. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. № 2200 А (XXI) // Internet: Консультант Плюс.

4. Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября 1961 г. // Internet: Консультант Плюс.

5. Об основных целях и нормах социальной политики: Конвенция МОТ № 117 от 6 июня 1962 г. // Internet: Консультант Плюс.

6. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 от 4 июня 1952 г. // Internet: Консультант Плюс.

7. О правах инвалидов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1971 г. № 3447 (XXX) // Internet: Консультант Плюс.

8. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Конвенция МОТ ратифицирована РФ 3 июня 1988 г. № 159 // Internet: Консультант Плюс.

9. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 // Internet: Консультант Плюс.

10. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.: Инфра-М. 2000.

11. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. от 10.07.2002 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

12. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

13. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

14. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

15. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 1 января 1998 г. № 134-ФЗ // Internet: Консультант Плюс.

16. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
(с изм. от 9.07.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

17. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

18. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13.01.2001 г., 07.07. 2003 г. № 111-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

19. О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с изм. от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ, 04.05.2000 N 57-ФЗ, 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

20. О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Internet: Консультант Плюс.

21. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 16.11.1997 г., 20.07, 7.08, 27.12. 2000 г., 30.12.2001 г., 13.02, 21.03, 25.06, 25.07, 24.12. 2002 г., 10.01, 7.07 2003 г.) // Internet: Консультант Плюс.

22. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. от 27.12.1999 г. № 19-П, 10.07.2000 г. № 92-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 24.10.2000 г. № 13-П, 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, 30.12.2001 г. № 194-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

23. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Подписаны Президентом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изм. от 24.12.1993 г. № 2288, 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, 20.12.1999 г. № 214-ФЗ, 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

24. О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с изм. от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ, 16.12.1997 г. № 20-П, 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, 20.11.1999 г. № 195-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, 29.12.2001 г. № 188-ФЗ, 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) // Internet: Консультант Плюс.

25. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Internet: Консультант Плюс.

26. О квотировании рабочих мест в городе Москве: Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 // Internet: Консультант Плюс.

27. Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы: Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 // Internet: Консультант Плюс.

28. О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 115 // Internet: Консультант Плюс.

29. О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. № 394 // Internet: Консультант Плюс.

30. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

31. Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70 // Internet: Консультант Плюс.

32. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 // Internet: Консультант Плюс.

33. О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

34. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 № 244) // Internet: Консультант Плюс.

35. Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 // Internet: Консультант Плюс.

36. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

37. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утв. Постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. № 676 // Internet: Консультант Плюс.

38. О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства от 26 декабря 1995 г. № 1285 // Internet: Консультант Плюс.

39. О развитии сети специальных домов – интернатов для престарелых и инвалидов: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 338 // Internet: Консультант Плюс.

40. О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 // Internet: Консультант Плюс.

41. Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 // Internet: Консультант Плюс.

42. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 // Internet: Консультант Плюс.

43. Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701(с изм. от 14.11.1999 г.) // Internet: Консультант Плюс.

44. О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 (в ред. от 30.09.1993 г. № 985, 26.06.1995 г. № 600) // Internet: Консультант Плюс.

45. Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8 июля 1997 г. № 36 // Internet: Консультант Плюс.

46. Примерное положение о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 // Internet: Консультант Плюс.

47. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. № 32 // Internet: Консультант Плюс.

48. О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому: Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. № 218 // Internet: Консультант Плюс.

49. Примерное положение о кризисном центре помощи женщинам. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 1997 г. № 40 // Internet: Консультант Плюс.

50. О мерах по реализации в Москве Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Постановление Правительства Москвы от 4 июля 2000 г. № 522 (с изменениями от 10 июля 2001 г.) // Internet: Консультант Плюс.

51. О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства г. Москвы от 15 апреля 1996 г. № 473 // Internet: Консультант Плюс.

52. О лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания в г. Москве: Постановление Правительства г. Москвы от 9 сентября 1997 г. № 666 (Д) // Internet: Консультант Плюс.

53. Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 17 июня 1997 г. № 454 // Internet: Консультант Плюс.

54. Положение о государственной службе реабилитации инвалидов г. Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 8 июня 1999 г. № 514-ПП // Internet: Консультант Плюс.

55. Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 № 53 // Internet: Консультант Плюс.

56. Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Internet: Консультант Плюс.

57. Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14 // Internet: Консультант Плюс.

58. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Утв. Постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. № 150 // Internet: Консультант Плюс.

59. Инструкция о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов. Утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г. № 35. П.14 // Internet: Консультант Плюс.

60. Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утв. Постановлением-приказом Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515 // Internet: Консультант Плюс.

61. О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 г. № 3(Д) // Internet: Консультант Плюс.

62. Положение о департаменте социальной защиты населения города Москвы. Утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1057-ПП // Internet: Консультант Плюс.

63. Об утверждении примерных Положений о Центре социальной помощи семье и детям, Социальном приюте для детей и подростков, Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних: Приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 11 апреля 2003 года № 188 // Internet: Консультант Плюс.

64. Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчева С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус. 2004.

65. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. – М.: Проспект. 2002.

66. Давыдова Н. М. Депривационный подход в оценках бедности. 2003.

67. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра. 2001. Internet: www.chelt.ru.

68. Карелова Г. Были сироты казанские, а стали социальные // Парламентская газета. 2004. № 17.

69. Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации. 2002.

70. Куманова А. А. Исторические традиции и современные модели социальной защиты населения: дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. М. 2000.

71. Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М.: Былина. 2000.

72. Под ред. Либоракиной М. И. Социальная помощь: на пути к адресности: сборник статей. – М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.

73. Лисица В. Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10.

74. Лоншакова Т. Е. Комплексный подход в организации социального обслуживания населения (социологический анализ): дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н. М. 1999.

75. Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.

76. Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. – М.: Инфра-М. 1998. С. 12.

77. Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени к.э.н. М. 1996.

78. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ. 1996.

79. Починок А. Помогать тем, кто в этом нуждается. 2002. Internet: www.mintrud.ru.

80. Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2000. № 8.

81. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр. 2002.

82. Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2001.

83. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. – М.: Юридическая литература. 1986.

84. Циткилов П. Я. Муниципальные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: опыт, проблемы, перспективы развития.

85. Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5.

В процессе работы использовались материалы следующих сайтов в Internet:

86. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

87. Официальный сайт Госкомстата РФ в Internet.

88. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

89. Консультант Плюс.

90. Специализированные сайты для инвалидов.

91. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

92. Сайт журнала Человек и труд.

93. Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности.

www.new-fact.ru