Виды и этапы предупредительной деятельности.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или

общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т. д.).

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: 1)

общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

Выделяются в предупреждении преступности такие стадии (этапы), как профилактика, предотвращение, пресечение.

— профилактика – это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.

— Предотвращение- деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем «разведку», начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т. д.

— пресечение – это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

Цель во всех случаях одна – не допустить совершения преступления либо его повторения.

criminology-info.ru

Виды предупреждения преступлений

При классификации предупредительных мер по такому основанию, как уровень профилактической деятельности, выделяют предупредительные меры:

1) в общесоциальном направлении;

2) в специальнокриминологическом направлении.

При классификации предупредительных мер по масштабу предупредительной деятельности различают названные мероприятия в рамках: 1)всего общества;

2) отдельных социальных групп или определенного круга лиц;

В зависимости от территории деятельности по предупреждению преступлений различают:

4) локальные предупредительные меры. Предупредительные мероприятия подразделяются в зависимости от характера воздействия на отношения:

2) собственно экономические;

Формы предупреждения преступлений заключаются в осуществлении соответствующей деятельности различными субъектами:

4) основной объем работы по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений возлагается, конечно же, на правоохранительные органы (прокуратуру, суд, милицию и т. д.);

5) органы юстиции при осуществлении своей деятельности призваны обеспечивать организацию работы по правовому воспитанию населения. Названная деятельность должна проводиться в непосредственном взаимодействии со всеми правоохранительными и другими органами.

Указанными субъектами проводятся и специальные мероприятия по предупреждению и предотвращению правонарушений и преступлений различногохарактера при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану государственной, муниципальной, коллективной, индивидуальной и других видов собственности.

www.tinlib.ru

§2. Виды предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от некоторых оснований (см. рис. 7.1). Так, по характеру и направленности предупреждения преступлений выделены его общесоциальный и специально-криминологический уровни.

? Виды предупреждения преступлений ?

? Предупреждение преступлений ? ?Основания для дифференциации видов?

?Общесоциальное предупреждение. Социально-криминалистическое?_? ? ? ? ?Характер и направленность?

?- общегосударственный;?_. ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?Уровень применения?

?- региональный; ? ? ? . ?предупредительных мер ?

?- местный ? ? ? ?- преступность в целом; ? .

. ? ? ?- отдельные группы или? .

? ? ? виды преступлений; ?_? ??Объект предупреждения ?

? Общее предупреждение ? ? Индивидуальное предупреждение ?_? ? ? ?предупредительных мер ?

. ? Предотвращение ? Пресечение _? ?предупредительных мер ?

? ранняя ??непосредственная?? рецидива ?_?? ?? . . . . . . ?? .

Общесоциальный уровень предупреждения преступности отличается тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономической деятельности, устранения недостатков в политической, социальной, нравственно-психологической и духовной сферах общества. Они, как правило, связаны с улучшением материального благосостояния граждан, условий их труда и отдыха, укреплением дисциплины и организованности, а также с другими позитивными изменениями в обществе. Направленные на решение указанных задач, эти меры попутно устраняют негативные процессы и явления, выполняя при этом опосредованно функцию предупреждения преступлений.

Следует признать, что в настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов, осложняющих жизнеобеспеченность членов нашего общества.

Специально-криминологический уровень предупреждения преступлений характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем у общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает, например, целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.).

Специально-криминологическое предупреждение преступлений — это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям общественной морали и законности специальных методов и приемов, знаний и навыков регулирования социальных отношений в целях ликвидации тех их отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений.

Специальное криминологическое предупреждение называется таковым не только потому, что оно направлено на достижение указанных целей, но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д.

Помимо отмеченной дифференциации предупреждения преступлений в криминологической литературе в рамках общесоциальных и специально-криминологических мер выделяются его уровни на основе вертикальной структуры их применения.

Первый уровень (высший) предусматривает решение крупных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом — в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества. Этим обеспечивается планомерное опосредованное воздействие на все звенья антиобщественного поведения личности, начиная с момента ее формирования и кончая воздействием на уже сформированные мотивы поведения.

Второй уровень (средний) влечет за собой предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций. На этом уровне, например, могут приниматься меры по трудоустройству выпускников школ, не поступивших в высшие, средние или специальные учебные заведения, наведению должного порядка и культуры обслуживания в системе торговли и бытового обслуживания и т.п.

Третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентаций человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

Все вышеназванные уровни предупреждения преступлений находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Персонализация применяемых мер служит основой для выделения общего и индивидуального предупреждения преступлений, имеющих свою специфику, выражающуюся как в способах и приемах воздействия на объект регулирования, так и в самом характере объекта. Оба этих вида предупреждения преступлений находятся между собой в диалектической взаимосвязи и дополняют друг друга.

Общее предупреждение преступлений состоит в деятельности, которая обеспечивает позитивное воздействие на социальные процессы и способствует устранению действия криминогенных факторов. Оно осуществляется в рамках общества в целом, отдельных регионов, а также в отношении различных социальных групп и коллективов и преследует цель мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действительности, которые при определенных условиях создают возможность перехода индивидов на антиобщественные позиции. По своей сути общее предупреждение преступлений направлено на такое управление социальными процессами, которое противодействует проявлению предпосылок антиобщественного поведения и возможности его перерастания в преступное. Объектом общего предупреждения преступлений служат детерминанты преступности, криминогенные явления различного уровня: влияющие в целом на преступность, ее динамику и структуру; на отдельные виды и группы преступлений, на конкретные преступления и личность преступника.

Общее предупреждение преступлений связано с целенаправленным воздействием субъектов этой деятельности на недостатки криминогенного характера в организации и управлении социальными общностями, государственными органами и общественными организациями.

Общее предупреждение преступлений может быть эффективным лишь тогда, когда оно сочетается с другими средствами предупредительного воздействия, в частности с индивидуальным предупреждением преступлений.

Индивидуальное предупреждение преступлений состоит в непосредственной воспитательной работе с конкретным человеком, и лишь в том случае, когда его поведение свидетельствует о реальной возможности перехода на преступный путь. С практической стороны индивидуальное предупреждение — это выявление лиц, склонных к совершению преступлений, изучение их, оказание на них положительного воздействия с целью недопущения совершения преступлений. Непосредственными объектами индивидуального предупреждения являются как конкретные лица, так и окружающая их микросреда.

Меры индивидуального предупреждения преступлений призваны не только устранить либо исправить отрицательные черты внутреннего мира, сложившиеся антиобщественные ориентации, но и постепенно сформировать такие качества, которые могут обеспечить неуклонное соблюдение социальных норм и правил общественной морали.

Предупредительное воздействие на конкретную социальную среду включает меры позитивного регулирования элементов материального и духовного порядка, оздоровляющие условия среды ближайшего окружения профилактируемого лица. Воздействуя на неблагоприятные условия, меры индивидуального предупреждения обеспечивают устранение либо нейтрализацию источников вредного влияния на личность.

При осуществлении индивидуального предупредительного воздействия необходимо также исходить из того, что формирование преступного поведения не является единовременным актом, а происходит постепенно и на различных этапах жизнедеятельности антиобщественная направленность индивида выражается по-разному и с неодинаковой степенью интенсивности. Здесь, по нашему мнению, речь следует вести не только о конкретных носителях антиобщественных взглядов, но и о степени выраженности криминогенной «зараженности» тех или иных явлений и процессов. Чем раньше на такие объекты будет оказано предупредительное воздействие, тем больше вероятность получить ожидаемый профилактический эффект. Поэтому допустимо говорить о двух основных формах индивидуального предупредительного воздействия: ранней и непосредственной. Основанием для такого разграничения служат степень социальной «испорченности» лица либо интенсивность проявления криминогенных элементов в том или ином явлении или процессе.

Раннее предупреждение по времени значительно опережает возможные отрицательные последствия и применяется тогда, когда криминогенность только начинает проявляться, но еще не достигла большой интенсивности. В этом случае наступление отрицательных последствий хотя и возможно, но еще отдалено по времени. Сказанное можно проиллюстрировать на группе подростков. Как обычно, такие группы образуются на основе общих интересов и влечений, не носящих антиобщественного характера. Но как только в группе станут проявляться антиобщественные настроения либо к ней примкнут лица, совершающие правонарушения (хотя их отрицательное влияние еще не стало преобладающим), необходимо раннее вмешательство в процесс дальнейшего формирования характера направленности группы и ее переориентация в социально полезном направлении. Если же антиобщественные позиции группы подростков уже сформировались и лидерство в ней заняли те, кто склонен к совершению преступлений, то следует проводить непосредственное воспитательно-профилактическое воздействие как в отношении всей группы, так и каждого ее участника, вплоть да принятия административно-правовых мер.

Непосредственное предупредительное воздействие осуществляется тогда, когда криминогенные элементы как в личности, так и в явлениях (процессах) уже достаточно закрепились (например, лицо уже находится в состоянии, близком к совершению преступления, или в интересующем нас явлении криминогенные элементы стали преобладающими). В этой ситуации наряду с профилактическими применяются и меры предотвращения преступлений в целях недопущения конкретным лицом замышленного или готовящегося уголовно наказуемого деяния, склонения к добровольному отказу от его совершения.

Процесс индивидуального предупреждения складывается из выполнения соответствующей работы на следующих основных этапах:

подготовительного, который заключается в выявлении и изучении лиц с антиобщественными установками и ориентациями, а также элементов микросреды, оказывающих на них отрицательное влияние;

непосредственного, состоящего из комплекса мероприятий по организации, планированию и непосредственному практически-преобразовательному воздействию на личность и окружающую ее среду;

заключительного, когда осуществляется анализ и проверка результатов проведенных профилактических мероприятий, намечаются новые цели и задачи по закреплению достигнутого.

Важнейшим требованием, предъявляемым к индивидуальному предупреждению преступлений, является педагогическая подготовленность и психологическая обоснованность этой деятельности, поскольку речь идет о конкретной личности, нуждающейся в педагогической коррекции поведения и имеющей свои индивидуально-психологические особенности. Исходя из этого, можно выделить:

а) лиц, обнаруживших первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение простейших норм морали, правил общежития, совершение малозначительных правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;

б) лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам, о наличии системы в нарушении их требований;

в) лиц, ранее совершивших преступления.

Помимо этих типологических характеристик следует также учитывать индивидуальные особенности лиц, в отношении которых осуществляется предупредительное воздействие (особенности их духовного облика, привычные формы поведения, жизненный опыт, ценностные ориентации, специфика условий, в которых формировалась личность). Изучение и использование типологических особенностей позволяют выработать наиболее действенную программу социального оздоровления личности, избрать педагогически и психологически верные приемы воздействия на нее.

В этой связи особую значимость приобретают такие педагогические меры индивидуального предупреждения преступлений, как воспитание в коллективе и через коллектив, умелое сочетание убеждения и принуждения, целенаправленность и непрерывность воспитательного процесса, преемственность и систематичность воспитательных мероприятий, индивидуальный подход.

Общее и индивидуальное предупреждение преступлений в литературе часто обозначают как их профилактику. С таким их названием следует согласиться, учитывая семантическую близость этих терминов. В то же время термин «профилактика» используется для характеристики не только криминологического вида деятельности, направленного на недопущение самой возможности совершения преступления. Выделяется несколько иных разновидностей профилактики, к числу которых относятся:

моральная — утверждение нравственных принципов, предписаний и оценок, моделирующих определенный тип поведения и ставящих его под контроль общественной морали;

правовая — направленная на недопущение правонарушений и любых форм противоправного поведения;

уголовно-правовая — осуществляемая в отношении лиц, совершивших преступления и нуждающихся в исправлении и перевоспитании;

виктимологическая — направленная на лиц, которые могут стать жертвами преступления.

lib.sale

28. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

При классификации предупредительных мер по такому основанию, как уровень профилактической деятельности, выделяют предупредительные меры:

При классификации предупредительных мер по масштабу предупредительной деятельности различают названные мероприятия в рамках: 1)всего общества;

3) индивидуальной профилактики.

В зависимости от территории деятельности по предупреждению преступлений различают:

4) локальные предупредительные меры. Предупредительные мероприятия подразделяются в зависимости от характера воздействия на отношения:

Формы предупреждения преступлений заключаются в осуществлении соответствующей деятельности различными субъектами:

1) ведущая роль в деле по устранению негативных процессов и явлений, отрицательно влияющих на состояние преступности, а также на формирование личности в нравственном плане, принадлежит непосредственно трудовым коллективам и общественности. Это объясняется тем, что большую часть своего времени человек находится на работе, в коллективе и его общественных организациях;

2) органы государственной власти в деле по предупреждению преступлений играют роль координаторов и определяют основное направление данной деятельности. Посредством нормотворчества (издания федеральных законов, законов, подзаконных актов и иных нормативных правовых актов) устанавливается компетенция других субъектов предупредительной и профилактической работы; принимаются различные программы и планы по предупреждению преступлений и т. д.;

3) местные органы власти в соответствии с законом обязаны обеспечивать соблюдение законности и надлежащего правопорядка на своей территории. При этом данная деятельность должна проводиться в рамках, установленных законодательством федерального уровня и законами субъектов РФ;

www.e-reading.mobi

4. Уровни, формы и виды профилактики преступлений

Рассматривая профилактику преступлений как систему, имеющую свою специфическую структуру, неизбежно рассмотрение и ее уровней. При этом понятие «уровни профилактики» используется для выражения качественно различных видов деятель­ности. В плане рассматриваемой проблемы сказанное означает, что профилактика правонарушений располагается на разных уровнях уп­равленческой иерархии.

Уровни профилактики характеризуются следующим образом.

Первый уровень (высший) — это решение крупных социальных, экономических и иных проблем жизни общества, совершенствование общественных отношений в стране. Этим обеспечивается планомер­ное опосредованное воздействие на все звенья антиобщественного поведения, начиная с формирования личности и заканчивая воздей­ствием на уже сформировавшиеся мотивы поведения, на выбор целей и средств при осуществлении того или иного поступка.

Второй уровень (средний) связан с осуществлением профилактического воздействия на конкретные социальные группы (микросреду), в которых складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления. Здесь необходимо оперативное устранение различных недостатков, выявленных в той или иной социальной группе, коллективе.

Третий уровень (низший) — это индивидуальная воспитательная профилактическая работа, суть которой заключается в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодоле­нии его антиобщественных взглядов и установок, в формировании уважения к личности и достоинству окружающих, к правопорядку.

Известно, что правонарушения, как правило, совершаются не вдруг, им предшествует чаще всего длительное антиобщественное поведе­ние. Возникает, таким образом, необходимость осуществления про­филактического воздействия не только в отношении лица, находяще­гося, условно говоря, в состоянии, близком к совершению преступ­ления, но и профилактики, объектом воздействия которой является: личность, характеризуемая отрицательно, находящаяся на стадии, от­даленной от совершения преступления. Следовательно, допустимо говорить о двух формах профилактики: ранней и непосредственной.; Основными критериями разделения профилактики на раннюю и не­посредственную являются, во-первых, время, отдаляющее лицо ой момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальной испорченности» личности. В профилактической деятельности с конкретным человеком важно не упустить именно время.

Непосредственная профилактика является основной формой профилактической работы. Сущность ее заключается в организации осуществлении превентивной деятельности, направленной конкрет­но (и непосредственно) на выявление и устранение причин и условий преступлений, на выявление лиц, от которых можно ожидать совер­шения преступлений, и проведение с ними работы в целях недопуще­ния совершения преступлений. Об этом говорилось еще на заре фор­мирования отечественной теории профилактики преступлений. Не­посредственная профилактика тесно связана с предотвращением и пресечением преступлений.

Рассмотрение проблемы ранней профилактики влечет за собой постановку ряда вопросов: «Когда должна начинаться профилакти­ческая работа с людьми?», «Кто должен проводить такую работу?». Какое место занимает ранняя профилактика в системе воспитания подрастающего поколения?». На каждый из этих вопросов однознач­но ответить нельзя. Все они тесно связаны между собой. Надо разобраться, прежде всего, в том, что такое ранняя профилактика.

Под общей профилактикой следует понимать деятельность, обеспечивающую нормальное (законопослушное) поведение граждан. Это — сдерживающее воздействие на членов общества, исходящее от соци­альных норм (в том числе правовых) и соответствующей деятельности и государственных органов и общественных организаций.

Переход от общей профилактики к индивидуальной есть движение в сторону конкретного, поскольку не общая, а именно индивидуальная профилактика связана с так называемым личностным уровнем для которого характерны особые качества, обусловленные спецификой работы с каждым конкретным человеком. На этом уровне концентрируются все практические заключения и выводы, касающиеся поведения личности.

Индивидуальная же профилактика рассчитана, прежде всего, на конкретную работу с каждым отдельным человеком. Она используется тогда, когда поведение индивида свидетельствует о реальной возможности перехода его на антиобщественные позиции. Меры индивидуальной профилактики обеспечивают соответствующее воздействие с одной стороны, на саму личность, а с другой — на окружающие е непосредственные условия среды.

Основными элементами системы индивидуальной профилактики являются:

во-первых, тщательное изучение лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, с тем чтобы выявить категории из числа таких лиц, в отно­шении которых особенно полезно (и целесообразно) индивидуальное воздействие;

во-вторых, определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые можно было бы на практике осуществлять такую работу;

в-третьих, выработка рациональных методов организации, конт­роля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Основной задачей индивидуальной профилактики преступлений является установление лиц, в отношении которых она действительно необходима и криминологически обоснована.

Целью индивидуальной профилактики является изменение, перестрой­ки отклоняющегося поведения, с тем, чтобы пресечь антиобщественную направленность индивида

Задачи индивидуальной профилактики можно считать выполнен­ными, если ведущими элементами системы внутреннего контроля стали моральные и правовые предписания и императивы. Социальный контроль представляет собой совокупности норм, институтов и отношений, направленных на обеспечение поведения людей в соответствии с интересами какой-либо социальной группы, общества в целом. Основа социального контроля — это система норм и костей в сферах морали и права, а также в иных областях, которые снижают интересы данной социальной общности.

При опре­делении же основных направлений социального контроля в процессе организации профилактики антиобщественного поведения необходи­мо учитывать некоторые особенности.

Во-первых, социальный контроль содействует такой регуляции социальных процессов, такому влиянию на личность, благодаря ко­торым эффективность профилактики повышается, и поведение граж­дан приводится в соответствие с господствующими в обществе нрав­ственными и правовыми представлениями, идеями, взглядами, оцен­ками и суждениями.

Во-вторых, социальный контроль ставит действия лиц в опреде­ленные регулятивные рамки, которые соответствуют требованиям об­щественной дисциплины и не позволяют нарушить императивы мо­рали и права или же затрудняют такие нарушения.

В-третьих, социальный контроль является одной из форм вовле­чения широких масс трудящихся в предупреждение правонарушений, в профилактическую деятельность государственных органов и общественных организаций.

В-четвертых, развитие социального контроля выступает как не­обходимая предпосылка и как важнейший фактор дальнейшего со­вершенствования государственной и общественной деятельности, на­правленной на предупреждение правонарушений.

Особо надо сказать о том, что социальный контроль как средство профилактического воздействия имеет строго определенные правовые основания и свой правовой статус. Этот вид контроля используется при осуществлении как общей, так и индивидуальной профилактики антиобщественного поведения. Именно социальный контроль созда­ет реальные условия для развития такого эффективнейшего средства предупреждения преступлений, как самопрофилактика.

Самопрофилактика — особый вид социальной профилактики ан­тиобщественного поведения.

В свою очередь, формирование самооценки и специфики воспри­ятия социальной ситуации зависит от критериев социальных оценок, которые на уровне индивида образуют индивидуальную шкалу оце­нок, а на уровне социальной группы — общественную шкалу оценок.

Самопрофилактика — это воздействие индивида на самого себя. Всем людям свойственно не только познавать самих себя, но и влиять на самих себя. Именно поэтому профилактируемому следует приви­вать методы самовоспитания, показывать огромные возможности са­моформирования, самопрофилактики.

Речь идет, прежде всего, о выработке у каждого человека способности к самостоятельному осмыслению своих поступков, к саморегуляции, управлению своим поведением. Любое управленческое воздействие (таковым и является профилактическое воздействие) предполагает, что управляемая подсистема имеет собственные интересы и цели, в соответствии с которыми строит свое поведение. Следовательно, задачи управления в сфере профилактики должны решаться тем ус­пешней, чем в большей степени будут близки цели управляющей и управляемой подсистем. Однако необходимо добиться того (это осо­бенно относится к сфере профилактики), чтобы управляемая подсис­тема сама стремилась к интересам и целям, заданным управляющей подсистемой. В подобных случаях профилактическое воздействие до­полняется самопрофилактикой, саморегулированием личностью сво­его поведения.

Самопрофилактика является одним из эффективных средств лич­ностного развития, ведущего в итоге к совершенствованию образа жизни. С помощью такой профилактики человек изменяет в лучшую сторону самого себя.

Самопрофилактика — это сознательная целенаправленная деятель­ность определенных категорий людей по преодолению у самих себя отри­цательных качеств и формированию положительных, необходимых об­ществу и личностному развитию человека. В систему самопрофилактики входят самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самокрити­ка. Особое значение имеет верная самооценка. Она необходима чело­веку для осознания своего поведения.

Практически решение всех профилактических задач сливается в еди­ный процесс. Именно такое единство позволяет сделать вывод о том, что мы не просто пропагандируем цельность системы профилактики, а воплощаем это на практике. Исходя из научно обоснованной кон­цепции единства системы профилактики и строится сама эта систе­ма, функционирует и развивается. Данная система — единая сила профилактического воздействия.

Контрольные вопросы и задания:

В чем состоит предупреждение преступности в широком и уз­ком смысле?

Раскройте сущность общесоциального предупреждения пре­ступности.

В чем выражается сущность специально-криминологического предупреждения преступности?

В чем состоит социально-правовая обусловленность профилак­тики преступности?

Расскажите о видах предупреждения преступности.

Каким задачам подчинена профилактика преступлений?

В чем состоит специфика деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений?

Расскажите об информационном обеспечении профилактики преступлений.

Назовите основные направления правового регулирования предупреждения преступлений.

Что лежит в основе разграничения общего и индивидуального предупреждения преступлений?

Каковы цели общего предупреждения преступлений?

Перечислите меры общего предупреждения преступлений и раскройте их содержание.

В чем смысл мер-сигналов и мер-действий?

Какие особенности личности изучаются в процессе индивидуальной профилактики?

Перечислите лиц, к которым применяются меры индивидуаль­ной профилактики.

Раскройте основные методы индивидуальной профилактики.

1.Алексеев А.И. Правовые основы профилактики преступлений. М., 1980.

2.Криминологическая характеристика и профилактика современных проявлений преступности в Республике Казахстан: научное издание / под ред. Толеубекова Б.Х., — Алматы: Данакер, 2001.

3.Криминология / под ред. Дж. Ф. Шелли. Пер. с англ. – СПб., 2003

4.Миндагулов А.Х. Профилактика преступлений:. – Алматы: HAS, 2005.

5. Старков О.В. Предупреждение преступлений. М, 2005

6. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. — Волгоград, 1998.

7. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные, российские тенденции. — М., 1997.

studfiles.net