Квотирование рабочих мест инвалидов в 2018 году

Статьи по теме

Работодатель обязан предоставить рабочие места для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы. К такой категории относится молодежь и инвалиды. В статье рассмотрим кто из работодателей обязан квотировать рабочие места для инвалидов, какие обязанности должен выполнять работодатель, размер квоты на территории Москвы и многое другое.

Кто обязан квотировать рабочие места

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ для каждой организации, учреждения, предприятии в пределах, установленных Федеральным законом.

Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты составляет 2% -4% от среднесписочной численности работников. Если персонал работодателя находится в пределах от 35 до 100 человек, то квота — не более 3% (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2017).

При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.

От квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены:

  • общественные объединения инвалидов
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов
  • хозяйственный товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов
  • Какие обязанности работодателя в обеспечении занятости инвалидов

    В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ работодатель должен:

  • создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и применять локальные нормативные акты, которые содержат сведения о данных рабочих местах
  • создавать необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида
  • предоставлять информацию в службу занятости
  • Какая квота на территории Москвы

    Порядок установления квоты для инвалидов определен ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».

    Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты для инвалидов составляет 2% от среднесписочной численности работников. Расчет производится работодателем самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.

    Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

    Пример расчета квоты

    Среднесписочная численность работников компании (г. Москва) составляет 325 человек. Размер квоты для инвалидов: 325 х 0,02 = 6,5 Это значит, что квота для компании — 6 человек.

    Выполнением квоты является трудоустройство инвалида, который имеет рекомендации к труду. Подтверждение – заключение договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

    Пошаговая инструкция как организовать работу с квотированием

    Локальный нормативный акт о квотировании (образец)

    1. Общие положения

    1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ___________________________

    (закон субъекта РФ)

    1.2 Квотирование рабочих мест в ________________________________________ проводится в целях

    усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

    1.3 Квота для приема на работу инвалидов для _____________________________ составляет 2%

    от среднесписочной численности работников школы.

    1.4 Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников школы), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

    1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

    1.6 В среднесписочную численность работников _______________________ включаются состоящие в

    штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

    1.7 Работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    1.8 Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет квоты, утверждаются приказом по школе по мере их создания.

    2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

    2.1 Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица:

    2.1.1 Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является ответственный за охрану труда.

    2.1.2 Ответственным за работу с центром занятости является секретарь руководителя.

    2.2 Секретарю руководителя:

    1. в течение месяца, а затем ежемесячно, направлять в центр занятости информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

    2. осуществлять учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

    3. ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнение квоты для приема на работу инвалидов.
  • 4. направлять в центр занятости населения информацию, о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок, после заключения трудового договора с инвалидом.

    2.3 Бухгалтер (расчетчик) школы ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности работников школы за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору школы предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов рабочих мест.

    3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

    3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

    3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

    3.3 Работодатель имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственный специалист школы направляет соответствующие запросы в центры занятости населения г. _______ и иные организации.

    3.4 Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

    3.5 За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица школы несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Какая отчетность по квотированию рабочих мест

    Работодатель обязан предоставлять органам службы занятости:

  • данные о созданных им рабочих местах для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте
  • информацию о локальных нормативных актах о квотировании
  • сведения о выполнении квоты
  • Бланки и сроки сдачи отчетности устанавливаются региональным законодательством о квотировании или принятым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости.

    Сведения о выполнении установленной квоты предоставляются в центр занятости ежеквартально.

    Ответственность работодателя

    Административная ответственность работодателя за несоблюдение установленных норм по квотированию установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

    Нарушение

    Основание

    Размер штрафа

    В отношении кого применяется

    Неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте

    5 000 – 10 000 руб.

    Отказ от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты

    Непредставление (как полное, так и частичное; искажение данных) или несвоевременное представление необходимых сведений в службу занятости

    3 000 – 5 000 руб.

    Согласно ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (утв. Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45) штраф за неисполнение обязанности по созданию квотируемых рабочих мест:

  • для должностных лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.
  • Подпишитесь на популярные статьи

    Подпишитесь на статьи журнала «Упрощенка», и вы будете получать подборки актуальных и популярных статей, комментарии экспертов, обзоры документов, которые пригодятся вам в работе.

    www.26-2.ru

    Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

    Как правильно создать резерв рабочих мест

    Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места — только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

    На все эти вопросы мы и ответим. Сразу отметим, что порядок квотирования рабочих мест регулируется региональным законодательство м ст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Мы приведем наиболее часто встречающиеся в регионах показатели и правила. Не забывайте, что в вашем субъекте они могут быть другими, поэтому сверьтесь со «своим» законом, который обычно так и называется — «О квотировании/ о порядке квотирования рабочих мест».

    Какие организации обязаны соблюдать квоту

    Итак, квотирование рабочих мест — это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройство м п. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1 .

    Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 челове к ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ; см., например, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 . Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 челове к Закон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

    Среднесписочная численность работников определяется:

  • за период, указанный в региональном законе (например, в Республике Карелия фирмы отчитываются ежегодно и численность работников берется по состоянию на 1 октября текущего год а ст. 2 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве — ежеквартальн о ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 );
  • в порядке, предусмотренном для заполнения статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».
  • Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

    Например, в компании работает всего 200 человек — 50 из них в головном офисе в Москве, 150 — на производстве в Солнечногорске. Вы должны выполнить квоту:

  • в головном офисе по московскому Закону зарезервировать два места (50 х 4%) ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;
  • на производстве по Закону Московской области — четыре места (150 х 3% = 4,5, округляем до 4) ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ .
  • Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

    Сколько мест нужно квотировать

    Резервирование рабочих мест предусмотрено:

  • федеральным законодательством — для инвалидо в ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ;
  • региональным законодательством, в частности, для таких категорий:
  • — молодежи (например, граждан в возрасте 18— 20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразовани я п. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ , детей в возрасте 16— 18 лет из семей, потерявших кормильц а подп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО );

    — граждан, уволенных с военной службы, и членов их семе й ст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ ;

    — одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидо в п. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ .

    Регионы могут устанавливать свои квоты, например, для молодежи

    Размер квоты составляет, как правило, 2— 4% среднесписочной численности работников организации. Из закона своего региона вы можете узнать точный размер:

  • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты — 2% для некоммерческих организаций и 3% — для коммерчески х ст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз );
  • квоты для конкретной категории работнико в ч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (например, в Москве 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства молодеж и Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).
  • Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин у ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

    Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшени я ч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ , так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и выш е ч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

    Когда квотирование считается выполненным

    Итак, какие действия вы должны предпринять, чтобы квота для приема работников считалась выполненной.

    Заполнить квотируемые рабочие места

    Заполнение проходит двумя способами:

  • человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
    • с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии — не менее 3 месяцев в течение календарного год а ст. 4 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве — не менее 15 дней за меся ц ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;

    РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

    Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя — федеральным законодательством это не предусмотрено.

  • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном 30-днев ­ном отпуске);
  • вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат ы ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).
  • Подать сведения

    Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:

  • утвержденной региональными нормативными актами;
  • произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.
  • Такой отчет надо подавать ежемесячн о п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 , если региональным законодательством не установлено иной периодичности. В региональных законах смотрите и конкретные сроки представления отчетности по квоте.

    Там же могут устанавливаться дополнительные обязанности компаний в сфере квотирования рабочих мест. Например, московские работодатели должны становиться на учет в государственное казенное учреждение «Центр квотирования» в течение месяца со дня регистрации в налоговых органах.

    И именно в этот Центр нужно представлять отчет по форме № 1-кво ­ти­ро­ва­ние ежеквартально — до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало м п. 2.1 Положения о квотировании, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП .

    Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот ы ст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

    После представления в орган занятости сведений о квоте уже не нужно искать потенциального работника из квотируемых категорий. Ваша обязанность — только рассмотреть кандидатуру такого сотрудника, когда его пришлет орган занятости или он обратится за трудоустройством к вам самостоятельно.

    Всегда четко указывайте требования к работнику в информации о вакансии, документируйте процесс собеседования с кандидатами на квотируемую должность при помощи анкет, тестовых заданий по профессиональной тематике. Так у вас будет возможность доказать, что отказ в приеме на работу по квоте был обоснованным, если у соискателя нет, к примеру, необходимого образования, опыта работы, квалификации.

    Ответственность за несоблюдение квоты

    Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

    Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя ) ст. 5.27 КоАП РФ .

    Даже если вы выполняете все условия квотирования, налоговых «подарков» не ждите

    Если трудинспектор выявит:

  • необоснованный отказ в приеме на работу инвалид а ст. 5.42 КоАП РФ (например, фирма имеет среднесписочную численность более 100 человек, у вас на собеседовании был инвалид, из его тестового задания видно, что он подходит по профессиональным качествам, но вы не приняли его на работу, указав, что «мест нет»);
  • непредставление вами в службу занятости информации о выполнении квот ы ст. 19.7 КоАП РФ ,
  • то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в суд статьи 28.3, 23.1 КоАП РФ .

    Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000— 10 000 руб.), так и для компании (до 50 000 руб. ) ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500— 4000 руб. ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

    За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комисси ю ст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судь е ст. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ .

    Налоги и взносы

    Никаких специальных налоговых преференций для работодателей, обязанных резервировать рабочие места для разных категорий работников, нет, за исключением некоторых льгот компаниям, где работают инвалиды.

    Страховые взносы

    На выплаты в пользу работника-инвалида организация начисляет страховые взносы на обязательное страхование по пониженным тарифам: в 2012 г. в ПФР — 16%, ФСС — 1,9%, ФОМС — 2,3%, в 2013— 2014 гг. — 21%, 2,4%, 3,7% соответственн о п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

    По «несчастному» страхованию есть льгота в части выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов независимо от группы — им взносы рассчитываются в размере 60% страхового тариф а ст. 2 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ .

    Налог на прибыль

    Льгота есть только для организаций, у которых:

  • численность работников-инвалидов — не менее 50% среднесписочной численности работников без учета инвалидов-совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов — не менее 25% всех расходов на оплату труда.
  • Такие компании могут учитывать траты на инвалидов (например, улучшение условий их труда, переобучение, стажировка, взносы на содержание общественных организаций инвалидов) в составе прочих расходо в подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ .

    Не облагаются НДФЛ суммы:

  • потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации для работников-инвалидов — протезы, слуховые аппарат ы п. 22 ст. 217 НК РФ ;
  • возмещения/ оплаты своим работникам-инвалидам стоимости приобретенных ими/ назначенных им лечащим врачом медикаментов, не превышающей 4000 руб.
  • Запросите у работника документы, подтверждающие расходы на приобретение таких средств и медикаментов, если он покупал их самостоятельно (чеки товарные или кассовые, договор купли-продажи).

    По письменному заявлению работника-инвалида ему нужно предоставить стандартные налоговые вычет ы пп. 1, 2 ст. 218 НК РФ :

  • в размере 3000 руб. в меся ц подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это чернобылец, военнослужащий, ставший инвалидом при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, человек, получивший инвалидность вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • в размере 500 руб. в меся ц подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это инвалид с детства или инвалид I и II групп.
  • Если инвалид имеет право на оба указанных вычета, то предоставляете максимальный из них независимо от величины годового дохода работника, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

    Имейте в виду, что компенсационную стоимость квотируемого рабочего места будет сложно учесть в расходах: Минфин и ФНС прямо говорят, что этого сделать нельзя. Ведь компенсации вместо трудоустройства, к примеру, молодежи — это добровольные взносы, федеральными законами они не предусмотрен ы Письма Минфина от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1; ФНС от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ . Скорее всего, вам придется через суд доказывать право на включение компенсационной выплаты в налоговые расходы. При этом судебные решения в пользу налогоплательщиков имеютс я Постановления ФАС МО от 12.04.2012 № А40-123929/10-107-687, от 31.03.2011 № КА-А40/1937-11, от 21.09.2010 КА-А40/10470-10 .

    glavkniga.ru

    Если не берете работу инвалидов в 2019 возможно придется за это заплатить

    Готовятся изменения в законодательство, связанное с социальной защитой инвалидов. В частности, могут изменится последствия невыполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

    За что работодатель отвечает сегодня?

    В настоящий момент в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Размер квоты устанавливается согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).

    Ответственность у работодателей возникает только в случае не предоставлении информации о созданных рабочих местах для инвалидов в виде административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

    Административной ответственности за невыполнение квоты для трудоустройства инвалидов на данный момент нет.

    Куда планируется внести изменения?

    Социальная защита инвалидов в Российской Федерации включает разработку различных мероприятий. Одним из мероприятий является разработка Минтрудом РФ законопроектов, которые внесут поправки в ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года
    ‎№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • КоАП РФ.
  • Все поправки направлены на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

    Проекты законов обсуждаются и, в случае их принятия, предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

    Как будет работать новая система?

    Органы занятости в субъектах будут создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов.

    Финансирование данных фондов будет возложено на работодателей, которые не выполнили квоту по трудоустройству инвалидов.

    Установленная квота для трудоустройства инвалидов будет зависеть от численности штатных работников организации:

  • от 35 до 100 человек — квота не более 3% среднесписочной численности работников;
  • если более 100 человек — квота от 2 до 4 % среднесписочной численности работников.
  • Конкретный размер квоты для трудоустройства инвалидов будет устанавливаться законодательством субъекта Российской Федерации.

    Выполнением квоты будет считаться:

  • оформленное наличие трудовых отношений работодателя с лицами, имеющими инвалидность, либо
  • осуществление взносов (компенсационных выплат) в фонд трудоустройства инвалидов за каждое незаполненное рабочее место.

Размер компенсационной выплаты будет устанавливаться в бюджете субъекта на очередной год и не может быть меньше 7800 рублей за один месяц.

Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов будет осуществляться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Индексация размера компенсационной выплаты будет осуществляться в сроки и в объемах, предусмотренных для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Выплаты, поступившие в фонды содействия трудоустройству инвалидов, будут направлены на:

  • на стимулирование работодателей за превышение квот, установленных для приема на работу инвалидов;
  • организацию обучения (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • создание и оборудование рабочих мест для инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • иные стимулирующие меры.
  • Контроль и ответственность за несоблюдение порядка квотирования

    Предполагается, что налоговые органы будут предоставлять в органы исполнительной власти субъектов РФ сведения о работодателях, которые в истекшем году уплатили компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты

    За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с квотой, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

    Одновременно предлагается установить некоторые ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться:

    • допуска к получению мер государственной поддержки;
    • к участию в государственных закупках;
    • права привлечения иностранных работников.
    • Будут ли внесены описанные поправки в законодательство о квотировании трудоустройства инвалидов пока непонятно. Чтобы не пропустить важные изменения следите за новостями.

      pravovest-audit.ru