Виды грузов на судах

Классификация и транспортные характеристики грузов

С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние — становится грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряет значение ряд его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза — это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства.

Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. В последние десятилетия форма предъявления грузов к перевозке в значительной степени повлияла на специализацию флота. В настоящее время строят не только танкеры, лесовозы, хлопковозы, рефрижераторные суда и суда для перевозки генеральных грузов, но создана целая серия принципиально новых специализированных судов — автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, судов для перевозки древесной щепы, пульпы рудных концентратов, газов и химических грузов. В связи с этим соответственно предъявляются новые требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники.

Для придания грузу транспортабельного состояния его упаковывают в тару, которая должна быть достаточно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в пунктах перевалки грузов, легкой, дешевой и минимальной по объему.

В России для всех видов транспорта была установлена единая классификация и тарифная номенклатура грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения провозной платы. Однако сейчас плата устанавливается на основе договорных отношений.

В основу тарифной номенклатуры положено деление грузов по:

  • происхождению — продукты сельского хозяйства и промышленности;
  • физико-химическим свойствам — скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся;
  • технике перевозки — сухие и наливные;
  • форме предъявления к перевозке — тарно-штучные, навалочные, наливные и так далее.

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру предъявляемых к перевозке грузов. Она учитывает различные требования организации транспортного и перегрузочного процессов. Признаки общности, по которым можно объединить различные группы грузов, очень разнообразны, поэтому существует несколько видов классификации грузов. Для систематизации свойств грузов и решения вопросов совместной перевозки их принято разделять по следующим признакам: способу перевозки, физико-химическим свойствам, режиму перевозки и совместимости различных по своим свойствам грузов.

Классификация по способу перевозки. Все грузы по способу перевозки делятся на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах. К штучным грузам относится широкая номенклатура грузов в ящиках, мешках, бочках, барабанах, тюках, кулях и т. д. К штучным грузам относятся также автомобили, тракторы, строительная техника, металлоконструкции, техническое оборудование и другие, многочисленные по наименованиям грузы, перевозимые отдельными местами. Особенностью этих грузов является то, что на судне одновременно может пере­возиться как однородный груз, например мука в мешках, так и множество различных партий разнородного груза, например обувь, одежда, промышленное оборудование, медикаменты, продовольственные товары и т. д. Если линейные размеры одного места штучного груза более 9 м, оно относится к разряду длинномеров, а если масса отдельного грузового места более 3 т, то оно относится к разряду тяжеловесов. При этом учитывается, что если грузоподъемность грузовых средств судна 5 т, то к разряду тяжеловесов относятся грузовые места массой более 5 т.

Навалочные грузы перевозятся без тары, навалом. Они состоят из большого количества однородных частиц, например зерно, или частиц груза различной величины — каменный уголь, руда и так далее. Эти грузы перевозят большими партиями. Для их перевозки используют целое судно или отдельные грузовые помещения.

Укрупненные грузовые единицы (УГЕ) — это контейнеры, трейлеры, флеты, ролл-трейлеры, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать перегрузочные процессы и резко повысить производительность работы флота.

К наливным грузам относятся нефть, нефтепродукты, растительные масла, патока, спирт и винные материалы, химические грузы и сжиженные газы.

Классификация по физико-химическим свойствам

По физико-химическим свойствам грузы разделяются на:

  • гигроскопические, способные воспринимать влагу, из окружающей среды и легко ее отдавать;
  • самонагревающиеся и самовозгорающиеся;
  • ядовитые и выделяющие вредные газы;
  • огнеопасные;
  • взрывчатые;
  • слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;
  • издающие специфические запахи;
  • воспринимающие посторонние запахи;
  • пылящие.
  • Классификация по режиму перевозки

    В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности, их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах опреде­ленных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.

    Классификация по совместимости различных грузов

    Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствами. Часто это приводит к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза.

    Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки.

    Для определения возможности совместной перевозки грузов их прежде всего делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами; подверженные воздействию агрессивных факторов: нейтральные по отношению к другим грузам.

    Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяюшие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных объектов.

    Грузы, подверженные воздействию агрессивных факторов, разделяются на группы: портящиеся под воздействием влаги, тепла, пыли, подверженные воздействию ядовитых веществ и карантинных объектов, воспринимающие запахи.

    Возможность совместимости отдельных видов груза определяется данными табл. 1. В этой таблице в клеточке пересечения любых двух интересующих нас групп стоит цифра, которая по семибалльной системе характеризует степень совместимости грузов. Цифры обозначают:

    • 1 — «совместная перевозка на одном судне запрещается»;
    • 2 — «через отсек от. » — грузы должны быть разделены двумя стальными водонепроницаемыми переборками;
    • 3 — «в соседнем отсеке от. » — грузы должны быть разделены вертикальной стальной водонепроницаемой переборкой;
    • 4 — «в одном отсеке, но в разных помещениях от. » — грузы должны быть разделены двумя стальными палубами или переборками;
    • 5 — «в одном помещении при условии разделения грузом, нейтральным по отношению к двум перевозимым»;
    • 6 — «в одном помещении, но с сепарацией»;
    • 7 — «совместное размещение допускается без ограничений».
    • Существует ряд других способов решения этой задачи, например метод кодирования свойств грузов и возможности их совмещения.

      8 связи с разработкой единых и унифицированных по отдельным видам, классам и группам грузов нормативных документов ЦНИИМФ предложена система классификации грузов, в основу которой положена технология транспортного процесса, учитывающая безопасность перевозки и сохранность доставки грузов. В соответствии с предложенной классификацией все грузы разделены на четыре вида: смещающиеся (СГ); режимные (РГ); опасные (ОГ); наливные (НГ). В свою очередь вид груза делится на классы и группы грузов.

      www.trans-service.org

      Классификация грузов

      Груз – это продукт производства или товар, принятый морским транспортом к перевозке.

      Транспортные характеристики груза — это совокупность его свойств, которые определяют условия для его хранения, погрузки, перевозки и выгрузки.

      Груз характеризуется: режимом хранения; размерами, формой и массой грузовых мест; способами упаковки; средствами перегрузки; физико-химическими свойствами; технологией перевозки.

      Морской транспортный флот перевозит большое количество грузов, которые существенно отличаются своими транспортными характеристиками. Поэтому для изучения условий обеспечения сохранной доставки грузов морем необходимо иметь ясное представление о системе классификации.

      Выбор признаков, по которым выполняется классификация, не может быть произвольным. В противном случае классификация окажется подчиненной частным задачам, а не общей проблеме. Поэтому необходимо ориентироваться не на случайные, а на определяющие признаки, подчиненные основной проблеме, ради которой создается классификация. Такой проблемой, когда речь идет о грузах, является обеспечение их сохранности при перевозке на судах морского флота. Классификация, таким образом, служит для раскрытия закономерностей, характерных для того или иного множества явлений либо предметов.

      Наиболее распространенным является деление грузов на сухие и наливные (жидкие).

      Рассматривая вопросы классификации сухих грузов, необходимо иметь ввиду, что признаки общности, по которым объединяются отдельные их группы, значительно разнятся между собой, в связи с этим существует и несколько видов классификации.

      Исходя из способа перевозки грузы классифицируются на штучные, навалочные, насыпные и наливные.

      Штучные часто называют генеральными. Они состоят из отдельных упакованных либо неупакованных грузовых мест. Их особенностью является то, что на судне одновременно можно перевозить мелкие партии различных видов грузов.

      на фото: погрузка генерального груза (в мешках)

      По размерам и массе генеральные грузы могут быть:
      — длинномерные (длина 9 м и более);
      — тяжеловесные (массой 3 т и более);
      — крупногабаритные (металлоконструкции, оборудование в упаковке и без нее, автомобили, сельскохозяйственная техника и др.).

      Навалочные грузы перевозятся без использования упаковки. Они состоят из множества единиц различной величины, достигающих значительных отличий по размерам и массе, например, угол антрацит – плита, включает в себя куски массой в несколько сот килограммов и угольную пыль – штыб, представляющую мельчайшие частицы.

      Насыпные также перевозятся без упаковки, но, в отличии от навалочных, они характеризуются однородностью отдельных частиц, из которых состоит масса груза. Характерным примером могут служить: зерно, метало-рудные концентраты, удобрения.

      По физико-химическим свойствам грузы классифицируются на:
      — гигроскопические, т.е. легко воспринимающие влагу из атмосферы и легко ее отдающие в атмосферу (сахар, соль, минеральные удобрения и др.);
      — взрывчатые (порох, динамит и др.);
      — ядовитые (хлороформ, стрихнин, сулема и др.);
      — огнеопасные (бензин, керосин, волокнистые грузы);
      — выделяющие вредные газы (сера, нефть и пр.);
      — спекающиеся (агломерат);
      — смерзающиеся (сахар-сырец, удобрения, соль и др.);
      — пылящие (апатиты, цемент, уголь, рудные концентраты и пр.);
      — издающие специфические запахи (сыры, шкуры, пряности и др.);
      — воспринимающие посторонние запахи (фрукты, чай, кофе, пряности);
      — подверженные естественной убыли массы (фрукты, овощи, спирты).

      Классификация по способу перевозки позволяет решить вопросы о выборе необходимого типа подходящего судна.

      Классификация по физико-химическим свойствам позволяет перевозчику корректно планировать размещение грузов на судне, с учетом возможности их совместной перевозке, к примеру, в одном грузовом помещении, с учетом обеспечения их сохранной доставки грузополучателю.
      По режиму перевозки генеральные грузы делятся на нережимные и режимные.

      К категории нережимных относятся грузы, физико-химические свойства которых таковы, что действия агрессивных факторов трассы перевозки не вызывают ухудшения их качества или товарного вида и они не нуждаются в организации каких-либо специальных условий транспортировки (оборудование, стекло, металл и др.).

      К категории режимных грузов относятся такие, для которых необходимо создавать определенные условия в грузовых помещениях судна, без соблюдения которых сохранность грузов во время их морской перевозки либо вовсе невозможна, либо возможна в течение ограниченного времени.

      В целом структура классификации выглядит так:
      Категория – Класс – Подкласс – Род – Вид – Подвид

      Категория – первая ступень классификации грузов, в которой они объединены по признаку подверженности влиянию действующих на них агрессивных факторов (режимные и нережимные).

      Класс – объединяет грузы по признаку необходимости строгого регулирования температурного режима при их перевозке. Например, режимные включают в себя два класса: рефрижераторные и нерефрижераторные.

      Подкласс – включает грузы, характеризуемые общностью представленных ими требований к температурно-влажностному и воздухообменному режимам перевозки. Например, класс рефрижераторных грузов включает подклассы: замораживаемых, охлажденных и охлаждаемых, а нерефрижераторные делятся на подклассы: термовлагорежиимные, влагорежимные и терморежимные.

      Род – включает в себя грузы, объединенные общностью происхождения и физико-химических свойств, определяющих требования и условия перевозки. В отдельных случаях род может оказаться последним звеном в цепи классификации.

      Вид – объединяет в пределах одного рода несколько грузов по признаку более узкому, нежели род. В тех случаях, когда род является наименованием конкретного груза, вид характеризует способ его упаковки, в большинстве случаев вид – это наименование конкретного груза.

      Подвид – это последняя ступень классификации, характеризующая способ упаковки.

      Рассматривая режимные грузы, следует отметить, что эта категория включает в себя два класса: рефрижераторные и нерефрижераторные. Первый из них охватывает только скоропортящиеся.
      Известно, что ряд грузов, которые называются скоропортящимися при определенных условиях, очень часто перевозятся на обычных судах.

      С другой стороны, грузы, относимые к устойчиво сохраняющимся, могут быть испорчены в краткосрочном рейсе, если перевозчиком или отправителем не были приняты необходимые защитно-профилактические меры.

      Таким образом, все режимные грузы в той или иной степени скоропортящиеся и все они предъявляют определенные требования к температурному и влажностному режимам перевозки.
      Коренные же отличия рефрижераторных от нерефрижераторных состоят в том, во-первых, оптимальный режим их перевозки ограничен рамками более узкого диапазона, во-вторых, длительность их нахождения в условиях режима, выходящего за рамки этого диапазона, намного меньше, чем нерефрижераторных.

      Как было отмечено ранее, рефрижераторные грузы подразделяются на следующие подклассы:
      — Замороженные – перевозятся при температуре ниже -6С.
      — Охлажденные – перевозимые при температуре от -5С до -1С.
      — Охлаждаемые – требующие положительных температур при перевозке, в диапазоне от 0С до +15С. При этом подразумевается, что в зависимости от параметров внешней среды охлажденные грузы могут превратиться в «обогреваемые», т.е. может возникнуть необходимость поддерживать в трюме температуру несколько выше, нежели температура наружного воздуха.
      Рефрижераторные грузы, которые составляют подкласс охлаждаемых, характерны тем, что для их сохранной перевозки требуется поддержание в трюмах не только температурно-влажностного, но и воздухообменного режимов.

      На фото: рефрижераторное судно «Atlantic Reefer»

      Некоторые из них, например, плоды и овощи, с биологической точки зрения, являются живыми организмами, т.к. они находятся в состоянии непрерывного обмена веществ с окружающей средой. В результате «дыхания» они поглощают кислород и выделяют углекислый газ, тепло, воду, а плоды выделяют еще этилен и другие летучие вещества. Поэтому такие «живые» грузы требуют, во-первых, постоянного притока свежего воздуха, содержащего кислород, а во-вторых, непрерывного удаления продуктов дыхания, которые, оставаясь в трюме, портят груз.

      При перевозке же «неживых» грузов (колбас, мясокопченостей, рыбопродуктов) требуется периодически воздухообмен грузовых помещений для предотвращения появления запаха затхлости.

      Класс нерефрижераторных делят на следующие подклассы:
      -термовлагорежимные, требующие воздухообмена;
      — термовлагорежимные, не требующие воздухообмена;
      — влагорежимные;
      — терморежимные.

      Из этих названий подклассов видно, что к первым двум относятся грузы, которые предъявляют определенные требования к тепловому и влажностному режимам перевозки и хранения.

      Третий и четвертый подклассы включают в себя требования поддержания либо влажностного, либо теплового режимов соответственно. Оптимальные условия перевозки нерефрижераторных грузов характеризуется не только более широким диапазоном контролируемых величин, чем при перевозке рефрижераторных, но и могут быть ограничены лишь одним каким-то пределом.

      В частности, отдельные термовлагорежимные грузы, при условии поддержания относительной влажности воздуха в трюме на уровне ниже точки росы, можно перевозить при любой температуре ниже или выше определенной величины.

      Многообразие физико – химических свойств, присущих различным грузам, приводит к тому, что во многих случаях совместная их перевозка невозможна. Нарушение этих ограничений неизбежно вызывает порчу или потерю товарных качеств.

      www.midships.ru

      Виды грузов перевозимых морским транспортом (Часть 2)

      Морские доставки востребованы также для перевозки охлажденных продуктов питания. Это свежие фрукты и овощи, мясо, птица, морепродукты, соки, растения, цветы и т.д. В пути следования такие грузы могут подвергаться воздействию атмосферных факторов, механическим повреждениям и загрязнению. Очень важно держать под постоянным контролем температурный и влажностный режим и, кроме того, необходимо обеспечить своевременность доставки, поскольку любые задержки могут привести к тому, что продукты испортятся. Морские грузоперевозки пищевых грузов осуществляются в специальных рефрижераторных судах, оснащенных контейнерами с температурным контролем. Перед перевозкой все они проходят тщательную санитарную обработку.

      Морской транспорт идеально подходит для перевозки сухих насыпных грузов, к которым относится уголь, зерно, сахар, удобрения и т.д. Они имеют однородную структуру, что позволяет перевозить их без упаковки. Такой груз легко помещается в грузовом отсеке сухогруза. В такой перевозке важно предотвратить попадание влаги, которая может нанести ущерб грузу.

      Морские суда приспособлены для перевозки любых видов накатной техники – автомобилей, прицепов, тягачей, трейлеров. При осуществлении погрузки не требуется привлечения дополнительного подъемного оборудования, так как колесная техника самостоятельно заезжает на борт судна через наклонные въезды. Ролкеры бывают двух типов: «ро-ро» — предназначены только для горизонтальной погрузки накатной техники и грузов на европаллетах; «ло-ро» — смешанный тип погрузки с использованием крана.

      Доставка грузов специального назначения (как правило, это перевозка крупногабаритных грузов) осуществляется специально спроектированными судами. Для погрузки и разгрузки тяжеловесной техники и оборудования суда используют балласт для балансирования веса. Эти суда также приспособлены для транспортировки скота.

      Широкое разнообразие грузов, перевозимых морскими судами, делает морские транспортные перевозки важным звеном мировой торговой цепочки.

      108-tonn.ru

      Типы морских судов для перевозки грузов.

      На сегодняшний день, перевозятся очень большие объемы грузов между странами Европы и Азии, поэтому их перевозки осуществляются с помощью морского транспорта. Морские перевозки грузов менее затратны, чем доставка с помощью автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта. По морю осуществляется доставка самых различных грузов — нефтепродукты, зерновые культуры, газ, животные, оборудование, строительная и сельхоз. техника. Для перевозки каждого из вышеперечисленных грузов существуют различные типы морских судов.

      В соответствии с классификацией грузов существуют следующие транспортные суда: узкоспециализированные (доставка только определенного типа груза), специализированные (доставка двух или более типов грузов одной категории), суда двойной специализации (транспортировка грузов разных категорий), многоцелевые (перевозка грузов разных категорий, с возможностью перегрузки горизонтальным и вертикальным способом) и универсальные (перевозки любых грузов).

      Основным признаком классификации морских судов является их предназначение.

      Все гражданские суда разделяют на:

  1. ПРОМЫШЛЕННЫЕ
  2. ТРАНСПОРТНЫЕ
    1. пассажирские
    2. грузовые
      1. наливные (танкер, газовоз)
      2. сухогрузные
        1. суда общего назначения
        2. специализированные (лесовоз, контейнеровоз, ролкер, балкер, рефрижераторные)
      3. специальные
        1. паромы
        2. буксиры
        3. грузопассажирские
      4. СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

        Кроме вышеуказанных классификаций, существуют множество других, которые основываются на район плавания морских судов, класс двигателя и грузоподъемности.

        Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом и предназначены для доставки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных. Они оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Сухогрузы (сухогрузные суда) имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. В качестве погрузочной техники применяются краны грузоподъемностью до 200 тонн. Как правило, на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.

        Специализированные сухогрузные суда транспортируют однородные грузы и называются по типу перевозимого груза — лесовозы, контейнерные, рефрижераторные, скотовозы, ролкеры, балкеры.

        Морские рефрижераторные суда

        используются для перевозки продуктов (овощи, мяса, фруктов). Их грузоподъемность достигает 8-12 тысяч тонн. Грузовые трюмы таких судов оборудованы холодильными установками и имеют хорошую теплоизоляцию. В зависимости от требования клиента в трюмах может поддерживаться температура от +6 до -20 o С.

        Некоторые морские рефрижераторные суда имеют очень мощные холодильные установки, которые способны не только поддерживать необходимую температуру, но и осуществить быстрое замораживание товара (производственно-транспортные морские рефрижераторные суда). Некоторые суда, которые предназначены для перевозки овощей и фруктов, имеют усиленную вентиляцию грузовых трюмов.

        Контейнерные суда (контейнеровоз)

        предназначен для транспортировки груза, упакованного в стандартный ISO контейнер. Длина контейнерного судна колеблется от 80 до 400 м, грузоподъемность — 8 – 20 тысяч тонн, вместимость — 250 — 18 тыс. контейнеров. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек.

        Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку морских контейнеров (контейнера ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После загрузки контейнеров в трюмы, их загружают на палубу, там они крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами.

        Погрузочно-разгрузочные работы проходят в десятки раз быстрее, чем в сухогрузных судах общего назначения, так как в трюмы грузят стандартные морские контейнеры с грузом, а не штучные грузы — различных габаритов и тоннажа. Разгрузка такого судна происходит с использованием портовой грузоподъемной техники — козловые краны грузоподъемностью до 25 тонн.

        Разновидностью контейнеровозов являются лихтеровозы — суда для транспортировки плавучих барж. Такие баржи, грузоподъемностью 370-2000 тонн, выгружают с лихтеровоза на воду, после чего буксируют к необходимому причалу. Лихтеровозы используют в тех местах, где большие суда не проходят по какой либо причине.

        Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму — грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов — 1 – 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров. Ролкер является по своей сути паромом, только грузовым.

        Балкер — это тип судна для перевозки навалочных и насыпных грузов без тары, используется для перевозки угля, стройматериалов, зерновых, песка, щебня, руды. Балкеры, это однопалубные суда, от других отличаются большой грузоподъемностью (около 150 тысяч тонн) и небольшой скоростью хода. Трюмы балкеров имеют наклонные стенки (нижняя и верхняя часть) для самораспределение сыпучего груза. Большинство таких судов не имеют погрузочных устройств, их загружают с помощью портовой погрузочной техники. Некоторые балкеры оснащают ленточными транспортерами, которые выгружают из трюма груз, так называемые саморазгружающиеся суда.

        Лесовозы — служат для доставки леса (кругляка) и пиломатериалов, как правило – однопалубные. Морские лесовозы усиленны ледовыми подкреплениями, которые позволяют заходить в порты Полярного бассейна.

        Танкер является наиболее распространенным видом транспортных судов, используется для транспортировки нефтепродуктов и прочих наливных грузов. Танкер, это однопалубное судно, его грузоподъемность достигает до 400 тысяч тонн. Верхняя палуба такого судна оснащена множеством труб, через которые происходит налив и слив груза. Грузовая часть таких судов делится поперечными и продольными переборками на грузовые танки (отсеки), которые заполняются наливным грузом. Танкер имеет насосное отделение, с помощью которого происходит разгрузка наливного груза. Такие суда оснащены двойным дном и двойными бортами — для предотвращения попадания груза в окружающею среду. Некоторые суда такого типа могут одновременно перевезти до 5 типов наливных грузов. Разгрузка танкеров происходит возле далеко выступающих причалов, от которых идут нефтепроводы к берегу.

        Газовозы осуществляют перевозки различных газов (пропан, метан, аммиак), которые перевозятся в сжиженном состоянии. Морские газовозы имеют вкладные цистерны цилиндрической, прямоугольной и сферической формы. Например, газовозы, для доставки метана, который перевозится при температуре до -160 o С, имеют цистерны прямоугольной формы. Морские газовозы оборудованы насосами, системой трубопроводов, компрессорами — для выполнения разгрузочных операций.

        Морские паромы бывают пассажирские, автомобильно-железнодорожные, железнодорожные, автомобильно-пассажирские, которые связывают наземные дорожные магистрали. Они предназначены для перевозки ж/д вагонов, автопоездов, пассажиров. Их грузоподъемность колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Для заезда техники на морской паром используются кормовые и носовые рампы, а также бортовые лацпорты. Паром может иметь несколько палуб, колесная техника перемещается по ним с помощью лифтов или по аппарелям. На паромах имеются пассажирские помещения, бары, рестораны, развлекательные центры для пассажиров. В среднем, автомобильно-пассажирский паром способен перевезти 150-200 автомобилей и 900-1000 пассажиров, а железнодорожный — до 50 ж/д вагонов. Для выгрузки автомобилей из парома используют сквозную систему- заезд и выезд колесной техники через разные ворота.

        Буксир, Буксир-Толкач – это движущее средство для несамоходных и самоходных судов. Буксиры-толкачи, в отличие от буксиров, приводят в движение несамоходные суда.

        Особым типом транспортных судов являются морские скотовозы. Такими судами являются «Stella Deneb», «Becrux». Becrux может перевезти одним рейсом около 16 тысяч голов скота, Stella Deneb — 22 тысячи голов. Becrux имеет девять палуб для скота, «Stella Deneb» — шесть. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или железнодорожным составом. Морские суда для перевозки скота оборудованы мощной системой вентиляции, состоящей из нескольких десятков вентиляторов. Корм для животных находится в спецхранилище, которое состоит из бункеров. Функция бункеров заключается в доставки корма на палубы судна. Из каждого бункера корм подается на множество конвейеров, которые доставляют его «потребителю».

        В случае падежа скота его выбрасывают за борт – где туша станет добычей для морских хищных рыб.

        Судно для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов «HHL Valparaiso»

        tbncom.com