§ 1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Основная группа преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 УК РФ, входящей в разд. VIII Кодекса «Преступления в сфере экономики».
Родовым объектом этих преступлений и одновременно объектом уголовно-правовой охраны является установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества, государства.
Непосредственные объекты рассматриваемых преступлений весьма разнообразны. Их специфика с юридико-технической точки зрения наиболее полно проявляется в предмете преступления. Кроме того, характер экономических отношений таков, что некоторые преступления, основным объектом которых экономические отношения, казалось бы, не являются, на практике посягают именно на экономические блага и интересы. Поэтому изучать преступления в сфере экономической деятельности, регламентированные в гл. 22 УК, следует с учетом:
а) преступлений против собственности;
б) преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
в) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
г) ряда иных преступлений, в особенности нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, наносящих огромный ущерб экономике (ст. 146, 147 УК); выпуска или продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, приносящих вред не только здоровью населения, но и подрывающих правила поведения на рынке, т. е. посягающих на экономические отношения (ст. 238 УК), и др.
Нормы гл. 22 УК отражают структурные перемены, произошедшие в экономике страны, и обусловленные ими изменения в социальных отношениях. Они охраняют установленные ст. 8 и другими статьями Конституции Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, законную конкуренцию, свободу экономической деятельности. Глава 22 УК, так же как и гл. 21, охраняет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Вместе с тем в Уголовном кодексе РФ 1996 г. сохранены или изменены лишь в юридико-техническом плане многие нормы, содержавшиеся в последней редакции УК РСФСР. К ним относятся: незаконное предпринимательство (ст. 171), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), контрабанда (ст. 188), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194), уклонение гражданина от уплаты налогов (ст. 198), уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199), обман потребителей (ст. 200).
Как эти, так и вновь введенные составы преступлений имеют «предшественников» в российском уголовном законодательстве. Наглядным примером являются уголовно-правовые предписания о банкротстве. Один из авторитетнейших русских юристов И. Я. Фойницкий отмечал, что уже Судебники различают торговую несостоятельность на «безхитростную» и «без напрасньства», т. е. не случайную, если «виновный пропиет или иным каким безумием тот товар погубит» * . Российское уголовное право до 1917 г. знало «банкротство в обширном смысле слова как наказуемое неисполнение должником, впавшим в несостоятельность, своих по отношению к кредиторам обязательств по имуществу» ** . К составу так называемого банкротства в узком смысле примыкали деяния, создающие опасность уклонения от исполнения обязательств.
* Фойницкий И. Я. Курс уголовного права. Часть Особенная. Посягательства личныя и имущественныя. Пг., 1916, С. 381.
** Там же. С. 383.
Не менее важны для понимания традиций уголовно-правовой охраны экономической деятельности также составы вовлечения в невыгодную сделку (ч. 3 ст. 1688 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., с последующими изменениями), в недозволенную сделку (ст. 1689 Уложения) и др. В сущности, большая часть норм гл. 22 УК РФ, считающихся новыми, так или иначе была известна дореволюционному российскому уголовному законодательству.
В итоге нормы гл. 22 УК, находясь в русле длительного развития отечественного уголовного права, охраняют конституционно признанные социально-экономические ценности современного общества и должны применяться на основе и в рамках действующего конституционного, гражданского, административного и иного законодательства. Эффективная уголовно-правовая охрана экономической деятельности — в целом экономики — трансформирующегося общества была одним из важнейших стимулов уголовно-правовой реформы. Во всех проектах и предпроектных разработках нового уголовного законодательства именно экономические (ранее — хозяйственные) преступления вызывали едва ли не наиболее острые споры. Это объяснялось сменой предпосылок, обусловленной реальными процессами развития экономики. Юристу, пусть самому прогрессивному, но все же выросшему в условиях плановой экономики, объективно трудно отказаться от идеи всевластия государства в экономике.
По многим параметрам рассматриваемая группа уголовно-правовых норм и сейчас подвергается серьезной критике. Указывают на низкий технический уровень соответствующих текстов, их противоречивость, неполноту и непоследовательность. Говорят об излишней новизне закона, якобы недоступного для понимания практиков. Жалуются на излишнюю мягкость санкций (сразу отметим, что данная точка зрения представляется неверной). Предлагают восполнить имеющиеся пробелы. Все эти мнения имеют право на существование в рамках сдержанного и корректного обсуждения уголовно-правовой проблематики. Однако с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу, и он подлежит исполнению как действующее право, которое должны уважать все законопослушные граждане.
Общими признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
Противоправность. Все преступления в сфере экономической деятельности, будучи запрещены уголовным законом, одновременно нарушают Конституцию Российской Федерации и нормативно-правовые акты, устанавливающие соответствующий порядок экономической деятельности, права и обязанности ее участников которые подразделяются на:
а) взаимные, устанавливаемые на началах диспозитивности (частноправовых норм);
б) перед третьими лицами (публично-правовые и частноправовые нормы);
в) перед публичной властью, государством в целом, его органами, муниципальными органами.
Установление противоправности деяния в сфере экономики предполагает также вывод об отсутствии обстоятельств, исключающих преступность деяния, особенно крайней необходимости, физического или психического принуждения, обоснованного риска.
Общественная опасность. Она состоит либо в причиненном вреде, либо в способности причинять вред (в поставлении в опасность) и существует также и там, где УК РФ не требует наступления преступных последствий.
При совершении этих преступлений общественная опасность проявляется:
а) в нанесении ущерба граждан, организациям, государству;
б) в неохватываемых предписаниями статей вредных последствиях — потере рабочих мест, снижении зарплаты работников, уменьшении облагаемой налогами прибыли, ухудшении условий труда и т. п.;
в) в утрате доверия к государственному аппарату и управленческим структурам коммерческих организаций, подрыве экономического порядка как условия социальной стабильности.
Весь вред, отражающий общественную опасность преступлений в сфере экономической деятельности, должен быть противоправным. На практике трудно устанавливать общественную опасность, но без этого деяние ни в коем случае нельзя считать преступлением.
Виновность. Все рассматриваемые преступления являются умышленными и, как правило, совершаются с косвенным умыслом по отношению к преступным последствиям.
Наказуемость. За совершение преступлений в сфере экономической деятельности законодателем с учетом личности возможного преступника, общественной опасности деяний установлены различные виды наказания: от штрафа до лишения свободы. Они позволяют стремиться к достижению целей наказания, а их критика без особо убедительных аргументов не является продуктивной.
Все преступления в сфере экономической деятельности по УК РФ можно подразделить на следующие группы:
1) против общего порядка предпринимательской деятельности — ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175;
2) против правил кредитных отношений — ст. 176, 177;
3) против порядка законной конкуренции на рынке — ст. 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184;
4) против финансовой системы — ст. 185, 186, 187;
5) против порядка внешнеторговой деятельности — ст. 188, 189, 190;
6) против порядка оборота валютных ценностей — ст. 191, 192, 193;
7) против порядка уплаты таможенных платежей и налогов — ст. 194, 198, 199;
8) против порядка осуществления банкротства — ст. 195, 196, 197;
www.bibliotekar.ru
uristinfo.net
Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности
§1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
§2. Преступления, посягающие на законную предпринимательскую деятельность
§3. Преступления, посягающие на государственную монополию в сфере экономической деятельности
§4. Таможенные и налоговые преступления
§1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Появление в гл. 22 УК РФ норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности явилось закономерным следствием происходивших в последние годы в нашей стране реформ в политической и экономической сферах. Статьи данной главы направлены на защиту законной предпринимательской деятельности, охрану естественной государственной монополии на товарно-денежную систему, изделия, драгоценные металлы, права потребителей товаров и услуг, защиту таможенных и налоговых отношений, установленных в Российской Федерации.
С учетом коренных изменений общественных отношений в сфере экономической деятельности, существенного расширения возможностей предпринимательства и форм собственности при переходе к рыночным отношениям серьезные изменения претерпела именно эта глава (в УК РСФСР 1960 г. — часть составов относилась к главе о хозяйственных преступлениях).
Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере экономической деятельности (производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг).
Непосредственным объектом могут выступать конкретные общественные отношения, связанные с определенной сферой экономики, конкретным экономическим отношением.
Объективная сторона большинства рассматриваемых преступлений в сфере экономической деятельности заключается в совершении их путем действий (например, понуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения). Часть преступлений может совершаться путем бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).
Составы, имеющие материальную конструкцию, предполагают обязательную взаимосвязанность деяния, общественно опасных последствий и причинной связи между ними (например, незаконная банковская деятельность). Формальные составы предполагают для правовой оценки лишь установление факта общественно опасного деяния (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Субъектом преступлений в сфере экономической деятельности могут быть физические, вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Субъекты некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта — должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землей).
Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности предполагает умышленную форму вины либо может иметь две формы вины.
В зависимости от непосредственного объекта все преступления можно разделить на три группы:
а) посягающие на законную предпринимательскую деятельность (ст. 169-171, 171.1, 172-174, 174.1, 175-180, 183-185, 185.1, 187, 195-197 УК РФ);
б) посягающие на государственную монополию в сфере экономической деятельности (ст. 181, 186, 190-193 УК РФ);
в) таможенные и налоговые (ст. 188, 189, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).
uristinfo.net
ТЕМА 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами гл. 22 УК РФ.
Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленные общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, посягающие на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Родовой объектпреступлений в сфере экономической деятельности – установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Видовой объект – нормальная экономическая деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.
Непосредственный объект – конкретные сферы (области) экономической деятельности.
Объективная сторонапреступлений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности характеризуется в основном действиями, например: незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК РФ). Часть преступлений может совершаться только бездействием: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей или налогов (ст. ст. 194, 198, 199 УК РФ) и другие преступления. Отдельные преступления могут совершаться как действием, так и бездействием. Например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).
Обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений являются общественно опасные последствия, указанные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 172, ч.ч. 1 и 2 ст. 176 УК РФ и др.).
Признаки крупного и особо крупного размера и ущерба законодатель определил в примечании к ст. 169 УК РФ.
Составы, в которых объективная сторона включает общественно опасные последствия в виде крупного и особо крупного ущерба, являются материальными. Преступления с такими составами признаются оконченными с момента фактического наступления этих общественно опасных последствий.
Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к характеристике общественно опасных последствий – формальные.
При описании признаков объективной стороны некоторых составов законодатель указывает способ и место совершения преступления.
Субъектом преступления в сфере экономической деятельности может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста.
Субъект рассматриваемых преступлений может быть как общий, так и специальный.
Среди специальных субъектов особо выделяются субъекты, указанные в ст. ст. 169 и 170 УК РФ (должностные лица органов юстиции, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или коммерческой организации или сделок с землей).
Среди специальных субъектов указаны также руководители или собственники организаций (ст. ст. 195, 196, 197 УК РФ).
Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется виной в форме умысла. В некоторых составах содержатся дополнительные признаки субъективной стороны: мотив и цель. О корыстной цели или иной личной заинтересованности говорится в ст. ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК РФ, специальные цели указаны в ст.ст. 184, 187 УК РФ.
Вопрос о системе преступлений в сфере экономической деятельности тоже, как и понятие видового объекта, не нашел окончательного разрешения в науке уголовного права. Причиной тому являются различные подходы при выборе критерия для классификации. Остановим свое внимание на одной из них. Так, в соответствии с непосредственным объектом посягательства все преступления, входящие в гл. 22 УК РФ, можно подразделить на пять групп и представить, не претендуя на окончательный вариант, в виде следующей системы:
1) преступления в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности: ст. ст. 169, 170, 171, 171.1, 172, 174, 174.1, 175 УК РФ;
2) преступления в сфере кредитных отношений: ст. ст. 176, 177, 195, 196, 197 УК РФ;
3) преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободную и добросовестную конкуренцию: ст. ст. 178, 179, 180, 183, 184 УК РФ;
4) преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней: ст. ст. 181, 185, 185.1, 186, 187, 191, 192, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ;
5) преступление в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля: ст. ст. 189, 190, 193, 194 УК РФ.
Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 1342 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
poznayka.org
Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Экономические отношения являются важным аспектом государственного регулирования, а их защита – одним из наиболее приоритетных направлений. Уголовно-правовыми средствами защита экономических отношений обозначена в разделе VIII УК РФ, в котором устанавливается ответственность за деяния, посягающие на общественные отношения в сфере экономики. Данный раздел состоит из трех глав: преступления против собственности (гл. 21 УК РФ), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ).
style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>
Под объектом преступления в доктрине советского, а ныне и российского уголовного права традиционно понимаются общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Подобное понимание объекта преступления сложилось еще в работах классиков уголовного права, в частности А.А. Пионтковского, Б.С. Никифорова.
Разделяется указанная позиция и большинством современных ученых*(1). Классификация объектов преступления также являлась предметом исследования многих выдающихся ученых в области уголовного права. Традиционной классификацией объектов преступления является их деление по горизонтали и по вертикали*(2). Действующий УК РФ предложил четырехзвенную систему объектов преступления по горизонтали: общий, родовой, видовой и непосредственный. Под общим объектом понимается вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом; под родовым объектом – определенный круг однородных по своей экономической либо социально-политической сущности общественных отношений, которые в силу этого должны охраняться единым комплексом уголовно-правовых норм; под видовым объектом – совокупность общественных отношений внутри родового объекта, которые отражают один и тот же интерес участников этих отношений или выражают хотя и не идентичные, но весьма тесно взаимосвязанные интересы; под непосредственным объектом – те конкретные общественные отношения, которые поставлены законодателем под охрану определенной уголовно-правовой нормой*(3). По горизонтали объекты преступления подразделяются на основной непосредственный и дополнительный непосредственный. Под основным непосредственным объектом понимаются те общественные отношения, нарушение которых составляет социальную сущность данного преступления и с целью охраны которых издана уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за его совершение; под дополнительным непосредственным объектом – те общественные отношения, посягательства на которые не составляют сущности данного преступления, но которые этим преступлением всегда нарушаются наряду с основным объектом*(4).
Традиционно считается, что родовой объект в УК РФ обозначается наименованием раздела Особенной части УК РФ, а видовой объект – названием главы Особенной части УК РФ. Таким образом, руководствуясь данной логикой, можно говорить о том, что родовым объектом всех преступлений, предусмотренных разделом VIII УК РФ, являются общественные отношения в сфере экономики, видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, являются общественные отношения в сфере экономической деятельности. Напрашивается, исходя из этого, и еще один вывод – общественные отношения в сфере экономической деятельности являются составной частью более широкого круга общественных отношений в сфере экономики.
Следовательно, для разрешения вопроса о природе общественных отношений в сфере экономической деятельности необходимо изначально рассмотреть вопрос о природе более широкого круга отношений в сфере экономики.
Чтобы более глубоко познать сущность экономических отношений, необходимо рассмотреть их понимание в науке экономической теории в историческом развитии.
Основой экономических отношений любого исторического периода являются товарообменные отношения. Отношения между продавцом и покупателем, которые являются ключевым звеном экономических отношений, так как только с помощью данных отношений удовлетворяются потребности их участников. И уже на первом этапе развития экономической теории (начиная с античных времен) данные отношения становятся предметом изучения. В частности, возникает вопрос наличия справедливой цены, который подробно исследуется в работах Аристотеля. И уже на данном этапе экономические отношения требуют правового регулирования, т.е. их защиты, а защиту они находят в Римском праве*(5). Значит, уже на данном этапе представляется возможным говорить о государственной защите отношений в сфере экономики.
Возникает вопрос: почему данным отношениям необходима защита со стороны государства? В чем их ценность? Великий британский экономист А. Смит относительно происхождения экономических отношений и денег писал: «Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается»*(6). Таким образом, товарообменные отношения как первый элемент экономических отношений играют роль средства удовлетворения потребностей. С появлением первых форм государственности экономические отношения изначально прочно входят в объект его регулирования, так как государство заинтересовано в своей стабильности, а стабильность может быть обеспечена только в случае удовлетворения, прежде всего, жизненно необходимых потребностей гражданина. А значит, охрана этих отношений становится важной задачей для государства.
Само по себе понятие «ойкономия» (современный вариант – «экономика») появилось в Древней Греции. Одноименный трактат принадлежит перу знаменитого философа Ксенофонта. Данный трактат описывает ведение образцового домашнего хозяйства афинского гражданина и охватывает такие стороны быта, как: распределение семейных обязанностей между мужем и женой; обустройство домашних помещений и поддержание в порядке хозяйственных запасов; подбор управляющего и услуг и т.д.*(7) Экономическими отношениями в данный период являлся весьма узкий круг общественных отношений по ведению домашнего хозяйства и товарообмену. Тем не менее необходимо обратить внимание на одну деталь, свойственную уже существующим экономическим отношениям. В структуру данных отношений входят отношения собственности, без наличия которых невозможно ведение домашнего хозяйства и наличие товарообмена. Обменять или продать возможно лишь ту вещь, в отношении которой осуществляется правомочие распоряжения, что является неотъемлемой частью права собственности, а отношения собственности, таким образом, становятся неотъемлемой частью экономических отношений, без которых они невозможны. Вследствие этого отношения собственности наряду с торговыми (товарообменными) отношениями нуждаются в защите со стороны государства, так как их нарушение приводит к нарушению товарообменных процессов в обществе, а их защита также становится важным элементом деятельности государства.
Узкое понимание экономических отношений объясняется прежде всего традиционным характером самого общества. И именно применительно к характеристике общинной жизни и развивалось понятие «экономика» на первых этапах развития экономической мысли. В дальнейшем известные мыслители, такие как Аристотель, Фома Аквинский, Жан Баден, изучали природу богатства, исследовали проблему ростовщичества, но при этом в их работах оставалось узкое понимание экономических отношений.
Расширение понятия «экономика», а следовательно, и экономических отношений связано с появлением такого экономического направления, как меркантилизм. В экономической литературе данное обстоятельство связывается с тем, что эпоха меркантилизма – это эпоха становления национальных государств*(8). Политика меркантилизма вошла в историю как протекционистская политика с сильной ролью государства, без вмешательства которого невозможно ее проведение в принципе. А значит, меняются и экономические отношения. Если для экономических отношений в более ранний период истории характерны отношения двух человек, двух общин, то в данный период формирования сильных государств происходит значительное усложнение экономических отношений.
В них вмешивается новый сильный субъект – государство, а значит, и усложняются сами по себе экономические отношения.
Во-первых, с появлением сильных государств начинает развиваться товарообмен между государствами, а следовательно, экономические отношения становятся более «масштабными».
Во-вторых, для проведения торговой политики на территории целого государства и для осуществления внешней торговли необходимо наличие управленческого механизма, т.е. в структуре государственного аппарата должны быть выделены органы, отвечающие за осуществление торговли, а, следовательно, экономические отношения становятся управленческими.
Усложнение экономических отношений связано с появлением в их структуре еще одной группы жизненно необходимых для государства отношений – это налоговые отношения. В. Пети определял налоги как «…справедливую долю того, что необходимо для управления…» людьми и «…поддержания достоинства их государя и страны»*(9). Действительно для осуществления функций государства, в том числе и экономической, государству необходимы денежные средства, приобретение которых возможно путем сборов со стороны граждан данного государства. И здесь необходимо сделать две ремарки: во-первых, эти отношения имеют жизненно необходимое значение для государства, так как благодаря им государственный аппарат «получает источник своего существования» и, во-вторых, эти отношения косвенно связаны с товарообменными отношениями, так как в качестве налога (прежде всего мы говорим о денежном налоге) оно получает материальные блага, приобретенные гражданами посредством товарно-денежного обмена. Исходя из первого замечания напрашивается вывод о принудительной, в определенной степени даже наиболее жесткой, защите данных отношений, так как посягательство на них ставит под угрозу существование самого государства. Второе сделанное нами выше замечание указывает на единое происхождение и взаимосвязь налоговых отношений и товарообменных (торговых) отношений, с одной стороны, и их различие – с другой, так как налоги являются важными для государства и с точки зрения осуществления его иных функций, например, защиты государства от внешних посягательств.
XVI-XVII вв. – это период интенсивного развития капиталистических отношений; интенсивно развивалась промышленность, широкое распространение получило мануфактурное производство. Наряду с торговым шло формирование промышленного капитала, возрастало значение земельной ренты*(10). Таким образом, происходило усложнение экономических отношений: из товарообменных (торговых) они стали перерастать в предпринимательские. Именно в этот период зарождается классическая экономическая школа.
Таким образом, экономические отношения прошли длительный исторический путь развития. Их ценность, а следовательно, и обусловленность их защиты со стороны государства объясняется прежде всего необходимостью этих отношений для жизнедеятельности и стабильности самого государства и сохранения государственности как таковой. Ведь без защиты со стороны государства отношений, функции которых заключаются в удовлетворении жизненно важных для общества потребностей, в частности в продовольствии и одежде, государственный аппарат расписывается в своей беспомощности и не реализуется важнейшая государственная функция – экономическая функция. А следовательно, защита экономических отношений для государства приравнивается по сути к защите собственной жизнедеятельности. Для этого и нужен государству правовой механизм.
Применительно к динамике исторического развития экономических отношений здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, зарождение товарообменных отношений, которые позже переходят в товарно-денежные отношения. Изначально данные отношения невозможны без отношений собственности. С появлением государственности осуществление экономических отношений становится невозможным без их сочетания с управленческими отношениями. И здесь фактически управленческие отношения в сфере экономики разбиваются на две группы: экономические отношения, связанные со временем с государственным регулированием (среди иных управленческих государственных отношений), и управленческие отношения, не связанные с государственным регулированием. При этом управленческие отношения, связанные с государственным регулированием, лишь частично пересекаются в структуре экономических, так как управленческие государственные отношения связаны в том числе и с осуществлением иных государственных функций. Неотъемлемым элементом экономических отношений периода государственности сразу же стали налоговые отношения. Развитие торговых отношений привело к появлению межгосударственной торговли, что привело к появлению внешнеэкономических (таможенных) отношений. С техническим развитием общества товарообменные, товарно-денежные отношения развиваются в предпринимательские, вследствие чего появляются, в частности, отношения конкуренции. Таким образом, на основе развития отношений, основная функция которых заключается в удовлетворении жизненно важных потребностей общества, сформировалась система экономических отношений, включающая в себя целый перечень различных групп отношений, объединенных единой функцией и находящихся под государственной защитой.
В современной экономической теории сложилось несколько основных подходов к понятию «экономика». Во-первых, экономика определяется как «хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных (экономических) благ»*(11). Под экономикой также понимают общественные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью людей*(12). И наконец, под экономикой понимается отрасль человеческих знаний, специальная наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему различных направлений, обладающих определенной спецификой*(13).
Необходимо отметить, что в экономической теории, как правило, не делается различий между понятиями «экономика» и «экономическая деятельность» – они используются как синонимы*(14). На это же в своей работе указывает И.В. Шишко, проведшая комплексное исследование отношений в сфере экономической деятельности*(15). На наш взгляд, нет оснований для возражения И.В. Шишко и в отношении того, что «видовые объекты преступлений, предусмотренные нормами 21-й и 23-й глав УК РФ, полностью «вписываются» в родовой объект», исходя из того, что в структуре экономических отношений выделяются и отношения социально-экономического присвоения благ, и организационно-управленческие отношения*(16).
При этом напрашивается еще один вывод, исходя из основ экономической теории: если отношения в сфере экономики и отношения в сфере экономической деятельности охватывают фактически одну и ту же группу общественных отношений, то общественные отношения, защищаемые гл. 21 и 23 УК РФ, являются специфическими, но по сути являющимися частью как отношений в сфере экономики, так и отношений в сфере экономической деятельности.
Вследствие фактического отождествления понятий «экономика» и «экономическая деятельность» в экономической теории последнее, как правило, отдельно не рассматривается. Зато исследование понятия «экономическая деятельность» проводилось в юридической науке и в частности – в науке предпринимательского права. Так, В.В. Лаптев указывает на то, что понятие «экономическая деятельность» является более широким по отношению к понятию «предпринимательская (хозяйственная) деятельность» и «включает не только производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, но и другие виды деятельности в сфере экономики, например трудовую деятельность»*(17).
И.В. Ершов определяет экономическую деятельность как «воспроизводственную деятельность, объединяющую такие стадии, как производство, распределение, обмен и потребление. Хозяйственная деятельность, будучи видом экономической деятельности, определяется как порядок ее организации, руководства и непосредственного осуществления»*(18).
Таким образом, можно говорить о широком и узком понимании термина «экономическая деятельность». Широкое понимание данного термина идентично пониманию термина «экономика» и используется специалистами в области экономической теории. Узкое понимание выработано специалистами в области юриспруденции, и оно является в большей степени «техническим».
Вследствие изложенного возникает вопрос о видовом и родовом объектах преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ.
В науке уголовного права сложился ряд позиций относительно родового объекта преступлений в сфере экономики:
1) родовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг*(19);
2) родовым объектом является охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики*(20);
3) родовым объектом данной группы преступлений являются интересы государства и отдельных субъектов в сфере их экономической деятельности*(21);
4) родовым объектом преступлений в сфере экономики являются общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности*(22).
Нет в литературе единства позиций и относительно видового объекта группы преступлений. В частности, Л.Д. Ермакова полагает, что под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. При этом под термином «нормальная деятельность» следует понимать «деятельность, соответствующую норме права»*(23).
Все вышеуказанные позиции, на наш взгляд, точно определяют родовой объект преступлений, предусмотренных разделом VIII УК РФ. При этом определять видовой объект преступлений исходя из понятия «экономическая деятельность», на наш взгляд, нельзя. Исходя из того, что в экономической теории по сути понятия «экономика» и «экономическая деятельность» определяются как синонимы, то, определяя видовой объект исходя из понятия «экономическая деятельность», мы нарушаем соотношение философских категорий «род-вид», как «общее-частное», так как фактически общественные отношения, охраняемые родовым и видовым объектом, исходя из их сущности, являются идентичными по объему и содержанию. Поэтому и руководствоваться пониманием видового объекта согласно наименованию гл. 22 УК РФ не представляется возможным. Объединение общественных отношений, защищаемых гл. 22 УК РФ, с точки зрения законодательной техники является объяснимым, но и признать их настолько «близкими», чтобы объединить единым видовым объектом, на наш взгляд, нельзя. Объект преступления должен определяться не исходя из удобства законодательной техники, а исходя из сущности охраняемых общественных отношений, а эта сущность отношений в сфере экономической деятельности (экономики) неодинакова.
Фактически гл. 22 УК РФ охраняет восемь видов специфических общественных отношений:
– общественные отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
– общественные отношения в кредитной сфере;
– общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции;
– общественные отношения в сфере обращения денег и ценных бумаг;
– общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля;
– общественные отношения в сфере оборота драгоценных камней и валютных ценностей;
– общественные отношения в сфере налоговых платежей;
– общественные отношения в сфере осуществления банкротства.
Восемь вышеуказанных групп общественных отношений определяются пределами вмешательства государства в экономику уголовно-правовыми средствами, с одной стороны, так как именно данные сферы экономической деятельности нуждаются в наибольшей степени в государственной защите и они являются важным элементом экономики государства, а с другой – тем, что все перечисленные и охраняемые уголовным законом общественные отношения являются частью родовых экономических отношений.
Исходя из перечисленных видов охраняемых уголовным законом общественных отношений, может формироваться и классификация преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, по видовому объекту, которым будут являться для различных составов преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, соответственно собственные специфические общественные отношения.
Вызывает также интерес специфика общественных отношений в сфере экономики (экономической деятельности). Представляется, что можно выделить основные признаки, характеризующие специфику данного рода отношений.
Во-первых, сущность отношений в сфере экономики (экономической деятельности) заключается в деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Во-вторых, предметом регулирования экономических отношений являются материальные блага и услуги.
В-третьих, общественные отношения в сфере экономической деятельности являются одними из наиболее динамичных. Косвенно об этом можно судить исходя из того, что гл. 22 УК РФ является наиболее подверженной изменениям со стороны законодателя. И.В. Шишко относительно данного признака экономических отношений пишет следующее: «Экономические отношения чрезвычайно подвижны: они развиваются, подчиняясь не только экономическим законам. На них оказывают влияние природные катаклизмы и политические события (засуха, война, длительное отсутствие избранного в надлежащем порядке президента, губернатора, популистские меры в предвыборный период и т.д.). Реагирование экономических отношений на множество внутригосударственных и внешних факторов – одна из причин высокой динамичности регулирующего их законодательства*(24)».
Динамичность развития экономических отношений сама по себе предполагает проблему отставания государственного реагирования на динамику экономических отношений, что выражается в несвоевременном принятии необходимых нормативных правовых актов в сфере регулирования данной группы отношений.
В-четвертых, отношения в сфере экономики регулируются большим массивом нормативных правовых актов. Сама по себе сложность и специфичность отношений в сфере экономики предполагает проблему их нормативного регулирования. В результате на данный момент отношения в сфере экономики регулируются огромным массивом нормативных правовых актов в различных областях права. Относительно данной проблемы в литературе уже были высказаны замечания*(25).
В сложившихся условиях специфичности и сложности правового регулирования отношений в сфере экономики особую проблему создают законодательные ошибки, которые являются, к сожалению, частым явлением для современного российского законодателя. Применительно к уголовно-правовому вмешательству в экономику большое значение необходимо придавать тщательной подготовке предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере и прежде всего – криминологическим исследованиям, проведение которых способно снизить риск юридической ошибки законодателя.
Сложность уголовно-правового регулирования экономических отношений еще более усугубляется бланкетностью диспозиций многих уголовно-правовых норм в данной области, а следовательно, зависимостью от норм иных отраслей права.
Проблема бланкетности норм, предусмотренных гл. 22 УК РФ, исследовалась во многих работах наиболее известных специалистов в области экономической преступности, в частности Н.А. Лопашенко, И.В. Тюниным, П.С. Яни*(26). Наиболее развернутое исследование в данной области проделала И.В. Шишко*(27). Поэтому останавливаться подробно на данной проблеме, на наш взгляд, бессмысленно.
При этом хотелось бы отметить, что гл. 22 УК РФ на данный момент предусмотрено подавляющее большинство статей, относящихся к бланкетным. Лишь три статьи данной главы не являются бланкетными:
– ст. 174 УК РФ – легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;
– ст. 174.1 УК РФ – легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления;
– ст. 175 УК РФ – приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Причем отнесение первых двух статей к данному перечню также является несколько условным, так как в них используются гражданско-правовые термины, такие как «сделка», «финансовая операция», но столь детального обращения к гражданскому законодательству в данном случае не требуется, что, как представляется, позволяет данные нормы УК не относить к бланкетным.
В результате наличия столь сложных бланкетных диспозиций норм гл. 22 УК РФ изначально затрудняется их применение. Сами по себе нормы иных отраслей права временами представляют большую сложность для их применения, достаточно часто их несогласованность создает дополнительную сложность для применения норм уголовного права. Кроме того, необходимо отметить и возникающую проблему толкования норм иных отраслей права. В результате правильное применение нормы уголовного права ставится в прямую зависимость от верного толкования норм иных отраслей (гражданского, налогового и т.д.) права. На наличие данной проблемы также уже указывалось в литературе. В частности, А.Н. Караханов пишет: «Неизбежная бланкетность описания признаков преступлений в сфере экономической деятельности порождает и определенные проблемы в правоприменении. Основная из них – это объемная, иногда противоречия и систематически изменяющаяся правовая база, к которой необходимо обращаться при применении уголовно-правовых норм»*(28).
Необходимо также обратиться и к классификации отношений в сфере экономической деятельности (отношений, охраняемых гл. 22 УК РФ), исходя из этих деяний, предусмотренных указанной главой УК РФ. Необходимо также заметить, что на данный момент в теории уголовного права уже разработано большое количество классификаций. Как отмечает И.А. Клепицкий, практически каждый из правоведов, исследовавших данную проблему, предлагает собственную оригинальную классификацию*(29). Выше нами уже была предложена классификация охраняемых гл. 22 УК РФ отношений, а следовательно, классификация преступлений по видовому объекту.
Еще одну классификацию общественных отношений в сфере экономической деятельности можно провести исходя из того, чьи интересы в первую очередь данными отношениями обеспечиваются:
1. Общественные отношения в сфере экономической деятельности, обеспечивающие интересы государства как гаранта проведения экономической политики в государстве.
В УК РФ данная группа отношений охраняется следующими составами преступлений:
– производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции;
– легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);
– легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ);
– приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);
– нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ);
– изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК);
– изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);
– контрабанда (ст. 188 УК РФ);
– незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
– невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
– незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ);
– нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ);
– невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
– уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
– неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
– сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
2. Общественные отношения в сфере экономической деятельности, обеспечивающие права и законные интересы отдельных граждан и организаций.
В действующем УК данная группа отношений охраняется следующими составами преступлений:
– воспрепятствование законной предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 169 УК РФ);
– принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ);
– незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ).
3. Общественные отношения, которые обеспечивают интересы как государства, так граждан и организаций в процессе экономической деятельности.
В УК РФ данная группа отношений охраняется следующими составами преступлений:
– регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
– незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ);
– незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ);
– незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ);
– злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
– недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ);
– незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
– подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);
– злоупотребление при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ);
– злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ);
– нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2 УК РФ);
– манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 185.3 УК РФ);
– воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 185.4 УК РФ);
– неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
– преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);
– фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).
Отнесение составов преступлений к одной из групп согласно данной классификации является также весьма условным, исходя из того что любое преступление в той или иной мере затрагивает интересы как государства, так и отдельных граждан, организаций, при этом, проводя данную классификацию, мы руководствовались прежде всего тем, чьи интересы страдали в первую очередь.
Большинство составов преступлений, перечисленных в гл. 22 УК РФ, с точки зрения объективной стороны совершаются путем действия, хотя также имеется ряд составов, которые могут быть совершены лишь бездействием, а также как действием, так и бездействием.
По конструкции большинство составов являются формальными, т.е. для признания их оконченными не требуется наступления преступных последствий, при этом есть также и материальные составы, в ряде составов наступление преступных последствий является квалифицирующим обстоятельством.
С субъективной стороны преступления в сфере экономической деятельности могут быть совершены только умышленно, причем в большинстве случаев характеризуются лишь прямым умыслом. В ряде случаев обязательным признаком субъективной стороны является мотив или цель преступления.
Субъект многих преступлений является специальным, т.е. помимо общих признаков субъекта (физическое лицо, возраст уголовной ответственности*(30), вменяемость) должен был быть какой-либо факультативный признак, обязательный для данного состава преступления. Как правило, данные признаки связаны либо с выполнением определенных функций и наличием полномочий в организации, либо с наличием специального статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, под преступлениями в сфере экономической деятельности следует понимать предусмотренные гл. 22 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; в кредитной сфере; обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции; в сфере финансов; в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля; связанные с незаконным оборотом драгоценных камней и валютных ценностей; в сфере уплаты налоговых платежей, а также связанные с осуществлением банкротства.
www.finexg.ru