Адвокатов по назначению могут начать определять с помощью автоматизированной системы

Минюст России начал подготовку соответствующих изменений в нормы УПК о порядке назначения защитника. Отмечается, что законопроект направлен на реализацию принципа независимости адвокатуры, исключающего влияние органов дознания, предварительного следствия или суда на распределение поручений на защиту по назначению между адвокатами. Уведомление о начале разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 50 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка назначения защитника» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Специалисты министерства предлагают дополнить ст. 50 УПК РФ «Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда» новой ч. 4.1, согласно которой назначение защитника в случаях, предусмотренных ч. 3-4 этой статьи, осуществляется в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов, путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами 1 . Напомним, назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве производится в случае неявки или невозможности явки приглашенного подозреваемым адвоката.

Одновременно в ст. 75 УПК РФ «Недопустимые доказательства» планируется внести изменения, согласно которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных ч. 4.1 ст. 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.

Общественное обсуждение уведомления о начале разработки документа завершится 23 апреля.

Отметим, что Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ в ч. 3 ст. 50 УПК РФ внесены изменения, согласно которым назначение защитника в случае неявки приглашенного защитника или его явка невозможна, дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 5 октября 2017 г. (протокол № 5) был утвержден Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее – Порядок), в соответствии с которым непосредственный порядок распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами определяется региональными правилами. При этом определены основные способы распределения поручений на защиту по назначению, среди которых: распределение на основании графиков дежурств адвокатов; распределение координаторами (кураторами) либо сотрудниками организованного адвокатской палатой субъекта Федерации Центра (центр субсидированной юридической помощи, Call-центр, диспетчерский центр и др.); распределение с использованием специализированных компьютерных программ либо смешанный тип распределения (п. 4.1.1-4.1.5 Порядка).

Одновременно советы адвокатских палат субъектов Федерации при назначении защитников должны обеспечивать невозможность доступа адвокатов к принятию поручений на защиту по назначению:

  • в нарушение региональных правил;
  • с использованием внепроцессуального взаимодействия адвокатов с дознавателями, следователями или судьями;
  • с использованием знакомства и/или иной личной заинтересованности адвоката и лица, осуществляющего распределение поручений по назначению в адвокатской палате субъекта Федерации;
  • при наличии у адвоката поручений на оказание юридической помощи в большем количестве, чем адвокат в состоянии выполнить (п. 3.4 Порядка).

1 С паспортом проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 50 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка назначения защитника» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных актов (ID проекта 01/05/04-18/00079817).

www.garant.ru

назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве

Утвержден
Решением Совета ФПА РФ от 5 октября 2017 г.
(Протокол № 5)

1. Общие положения

1.1. Оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, регулируется соответствующими нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката, решениями Всероссийского съезда адвокатов и Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Стандартом осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, а также разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам.

1.2. В соответствии со статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядок назначения адвоката в качестве защитника определяется Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Целью настоящего Порядка является установление единообразных подходов к назначению адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве с учетом региональных особенностей.

1.3. В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 37, подпунктом 5 пункта 3 статьи 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» организацию оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, осуществляют советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве регулируется соответствующими решениями советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение настоящего Порядка (Региональные правила).

Действующие решения советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации о порядке назначения адвокатов для участия в качестве защитников в уголовном судопроизводстве подлежат применению при условии соблюдения требований, закрепленных в настоящем Порядке, либо должны быть приведены в соответствие с ним в установленные настоящим Порядком сроки.

1.4. Основанием назначения адвоката в качестве защитника в уголовном деле является процессуальное решение дознавателя, следователя или судьи об обеспечении права на защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в соответствии с предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации основаниями (поручение на защиту по назначению).

Применительно к целям настоящего Порядка под назначением адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве понимается порядок распределения адвокатской палатой субъекта Российской Федерации (или уполномоченными ею лицами) поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами.

2. Основные принципы назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве

2.1. Принцип независимости адвокатуры, означающий исключение какого-либо влияния органов дознания, предварительного следствия или суда на распределение поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами, которое должно осуществляться адвокатской палатой субъекта Российской Федерации (или уполномоченными ею лицами) без права его делегирования органам дознания, органам предварительного следствия и/или суду.

2.2. Принцип территориальности, означающий невозможность участия в уголовных делах по назначению на территории одного субъекта Российской Федерации для адвокатов, сведения о которых внесены в реестр адвокатов другого субъекта Российской Федерации.

Исключение в применении данного принципа возможно только для труднодоступных и малонаселенных районов страны на основании совместного решения соответствующих адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

2.3. Принцип приоритетности назначения, означающий назначение на стадии судебного разбирательства того же адвоката, который осуществлял защиту по назначению на стадии предварительного расследования.

Исключение в применении данного принципа допускается в целях надлежащей организации участия адвокатов в качестве защитников по назначению на основании Региональных правил.

2.4. Принцип контроля, означающий осуществление контроля за соблюдением настоящего Порядка и Региональных правил со стороны Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

3. Общие требования к Региональным правилам

3.1. Региональные правила должны обеспечивать соблюдение принципов, указанных в разделе 2 настоящего Порядка.

3.2. Региональными правилами должны быть предусмотрены:

– требования к адвокатам, допущенным к участию по уголовным делам по назначению, а также порядок формирования списка таких адвокатов;

– порядок распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами.

3.3. Региональными правилами могут быть предусмотрены:

– форма поручений на защиту по назначению исходя из сложившейся в субъекте Российской Федерации практики взаимодействия в этой сфере адвокатской палаты и органов дознания, органов предварительного следствия и/или суда (требование, заявка, запрос и т.п.);

– порядок оформления адвокатами, участвующими в уголовных делах по назначению, согласия на обработку персональных данных;

– индивидуализация бланков ордеров в делах по назначению;

– требование надлежащего исполнения адвокатом-защитником по назначению профессиональных обязанностей, включая ведение адвокатского досье;

– иные положения, связанные с участием адвокатов в уголовных делах по назначению.

3.4. В соответствии с Региональными правилами советы адвокатских палат субъекта Российской Федерации должны обеспечить:

3.4.1. невозможность доступа адвокатов к принятию поручений на защиту по назначению:

– в нарушение Региональных правил;

– с использованием внепроцессуального взаимодействия адвокатов с дознавателями, следователями или судьями;

– с использованием знакомства и/или иной личной заинтересованности адвоката и лица, осуществляющего распределение поручений по назначению в адвокатской палате субъекта Российской Федерации;

– при наличии у адвоката поручений на оказание юридической помощи в большем количестве, чем адвокат в состоянии выполнить.

3.4.2. сбор, обобщение и представление в Федеральную палату адвокатов Российской Федерации сведений об участии адвокатов в уголовных делах по назначению в соответствии с решениями Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

4. Способы распределения поручений на защиту по назначению

4.1. Распределение между адвокатами поручений на защиту по назначению может осуществляться с использованием следующих основных способов:

4.1.1. Распределение поручений на защиту по назначению на основании графиков дежурств адвокатов, которые составляются назначенным адвокатской палатой лицом и/или самими адвокатами по согласованию между ними и являются открытыми для сведения адвокатов и/или органов дознания, предварительного следствия или суда.

При этом на основании графика:

– органы дознания, предварительного следствия или суд направляют поручение на защиту по назначению любому дежурному адвокату из списка;

– распределение поручений на защиту по назначению осуществляется путем свободного выбора дежурными адвокатами поступивших поручений;

– принявший поручение на защиту по назначению адвокат самостоятельно уведомляет об этом соответствующий орган дознания, предварительного следствия или суд.

4.1.2. Распределение поручений на защиту по назначению координаторами (кураторами), при котором:

– органы дознания, предварительного следствия или суда направляют поручение на защиту по назначению определенному адвокатской палатой субъекта Российской Федерации координатору (куратору);

– координатор (куратор) самостоятельно распределяет поручения между адвокатами, а также уведомляет об этом соответствующего адвоката и орган дознания, предварительного следствия или суд.

4.1.3. Распределение поручений на защиту по назначению сотрудниками организованного адвокатской палатой субъекта Российской Федерации Центра (Центр субсидированной юридической помощи, Call-центр, диспетчерский центр и др.), при котором:

– поручения на защиту по назначению поступают в Центр по единому телефонному номеру и/или адресу электронной почты;

– сотрудник Центра принимает поручения на защиту по назначению, вносит информацию о них в базу данных специальной компьютерной программы, распределяет поручения между адвокатами, а также уведомляет о нем орган дознания, предварительного следствия или суд.

4.1.4. Распределение поручений на защиту по назначению с использованием специализированных компьютерных программ, при котором:

– поручения на защиту по назначению обрабатываются специализированной компьютерной программой адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, которая автоматически распределяет поручения между конкретными адвокатами и уведомляет об этом орган дознания, орган предварительного следствия или суд с помощью средств связи и интернет-технологий (СМС-сообщения, уведомления по электронной почте и т.п.).

4.1.5. Смешанный тип распределения поручений на защиту по назначению – при одновременном использовании нескольких способов распределения либо их элементов.

5. Требования к обработке и хранению информации, необходимой для назначения адвокатов для участия в качестве защитников в уголовном судопроизводстве

5.1. Информация, независимо от формы ее хранения (на бумажных носителях или в электронном виде), должна содержаться и обрабатываться в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и/или уполномоченных ею лиц таким образом, чтобы исключить возможность незаконного и/или несанкционированного доступа к ней посторонних лиц (включая органы дознания, следствия или суд).

5.2. Условия использования адвокатской палатой субъекта Российской Федерации специализированной компьютерной программы для распределения поручений на защиту по назначению:

5.2.1. Совместное использование двумя или более адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации единой специализированной компьютерной программы допускает хранение информации на едином сервере при выделении определенных прав доступа для каждой из адвокатских палат.

5.2.2. Взаимодействие специализированной компьютерной программы адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с какими-либо компьютерными программами и/или информационными системами, принадлежащими иным организациям или государственным органам (в том числе правоохранительным органам и суду), допускается исключительно при соблюдении принципа независимости адвокатуры, установленного в пункте 2.1 настоящего Порядка.

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) требований настоящего Порядка применяются меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката, а также трудовым законодательством – в отношении сотрудников адвокатских палат и иных уполномоченных адвокатскими палатами лиц, участвующих в назначении адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.

7. Переходные положения

Настоящий Порядок вступает в силу с 5 октября 2017 г.

Для целей приведения действующих решений советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, регулирующих оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствие с настоящим Порядком устанавливается переходный период сроком до 5 апреля 2018 г.

fparf.ru

Статья 50 УПК РФ. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда

1. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников.

2. По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом.

3. В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов. Если участвующий в уголовном деле защитник в течение 5 суток не может принять участие в производстве конкретного процессуального действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести данное процессуальное действие без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса.

4. Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса.

5. В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Комментарии к ст. 50 УПК РФ

1. Процедура приглашения адвоката (иного лица) для участия в качестве защитника законным представителем подозреваемого (обвиняемого и др.), а также другими лицами по поручению и (или) с согласия подозреваемого (обвиняемого и др.) обычно такова. Законный представитель, к примеру отец обвиняемого, заключает соглашение с адвокатом, после чего сам обвиняемый дает письменное согласие или заявляет ходатайство о допуске этого адвоката к участию в уголовном процессе в качестве его защитника .

См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 2 сентября 1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 2.

2. Если подозреваемый (обвиняемый и др.) дал согласие на допуск к участию в уголовном процессе одного защитника, а кто-либо из его родственников заключил соглашение с другим адвокатом, кто из них будет принимать участие в производстве по уголовному делу или будут ли они участвовать в уголовном процессе совместно, решать самому подозреваемому (обвиняемому и др.), а не следователю (дознавателю и др.).

3. Законодатель ничего не сказал о том, какова должна быть форма поручения. В этой связи следует признать законным и устное, и письменное поручение. Главное, чтобы из содержания поручения следовало, что подозреваемый (обвиняемый и др.) возлагает на конкретного человека именно выбор, приглашение адвоката (иного лица) и заключение с последним соглашения (получение устного на то согласия от не являющегося адвокатом субъекта) об оказании подозреваемому (обвиняемому и др.) юридической помощи на той или иной стадии уголовного процесса (или же в ходе всего производства по уголовному делу).

4. Приглашение лица для участия в уголовном процессе в качестве защитника может быть осуществлено не только по поручению, но и «с согласия» подозреваемого (обвиняемого и др.). «С согласия», то есть когда подозреваемый (обвиняемый и др.) не возражает против того, чтобы конкретное лицо взяло на себя функцию подыскать и заключить соглашение с адвокатом (договориться с иным лицом), который будет осуществлять защиту подозреваемого (обвиняемого и др.).

5. Причем следует иметь в виду, что при наличии соглашения на оказание юридической помощи на стадии предварительного расследования строго определенным адвокатом (иным лицом) участие других адвокатов (иных лиц), согласия на участие которых в уголовном процессе в качестве защитников подозреваемый (обвиняемый и др.) не давал, признается нарушением требований уголовно-процессуального закона . Возможные исключения из этого правила закреплены в ч. ч. 2 и 3 коммент. ст.

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

6. Этимологический анализ слова «несколько» выявляет одну важную характеристику права подозреваемого (обвиняемого и др.) иметь «несколько» защитников. С позиции русского языка «несколько» означает «некоторое, небольшое количество» . Соответственно, употребив указанное числительное в ч. 1 коммент. ст., законодатель тем самым ввел в уголовный процесс запрет приглашения большого числа адвокатов (иных лиц) для участия в качестве защитников одного подозреваемого (обвиняемого и др.).

См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 352; и др.

7. Участие защитника следователем (дознавателем и др.) «обеспечивается», так гласит ч. 2 коммент. ст. Законодатель не уточняет способы такого обеспечения. Поэтому под данным термином можно понимать любую направленную на организацию (предоставляющую соответствующую возможность подозреваемому (обвиняемому и др.)) участия в уголовном процессе защитника на стороне конкретного подозреваемого (обвиняемого и др.) не запрещенную законом деятельность. Обеспечение участия защитника не может ограничиваться лишь отказом от противодействия таковому. Обеспечение участия защитника — это активные действия следователя (дознавателя и др.), результатом которых является предоставление подозреваемому (обвиняемому и др.) реальной возможности воспользоваться помощью защитника. Следователь (дознаватель и др.) должен сделать все со своей стороны возможное, чтобы у подозреваемого (обвиняемого и др.) появился защитник. Если подозреваемый (обвиняемый и др.) защитником обеспечен не был, а заявление соответствующего ходатайства состоялось, следует считать, что следователь (дознаватель и др.) не выполнил возложенную на него обязанность — обеспечить участие защитника подозреваемого (обвиняемого и др.).

8. В ч. 2 коммент. ст. не введено никаких ограничений по поводу количества защитников, участие которых должен обеспечивать следователь (дознаватель и др.). Ничего не сказано и по поводу того, касается ли данная обязанность обеспечения только защитниками-адвокатами, или же по просьбе (ходатайству) подозреваемого (обвиняемого и др.) следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечивать участие в уголовном процессе наряду с адвокатом и лица, таковым не являющегося. В ч. 1 коммент. ст. закреплено право обвиняемого иметь несколько защитников. В этой связи последовательно заявить, что при поступлении ходатайства обвиняемого обеспечить его помощью второго, третьего и т.п. (нескольких) защитников у следователя (дознавателя и др.) нет законных оснований отказать в удовлетворении такового.

9. Несколько иначе обстоят дела и с обеспечением участия в уголовном процессе в качестве защитника наряду с адвокатом лица, адвокатом не являющегося. Если обвиняемый обратился к следователю (дознавателю и др.) с ходатайством об обеспечении участия в уголовном процессе лица, адвокатом не являющегося, то даже в случае, когда это лицо не подлежит в соответствии ч. 1 ст. 72 УПК отводу, заявленное ходатайство не подлежит удовлетворению. Исходя из закрепленных в ч. 2 ст. 49 УПК правил, оно выходит за пределы полномочий следователя (дознавателя и др.). Один из близких родственников обвиняемого или иное не являющееся адвокатом лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, могут быть допущены для участия в уголовном процессе в качестве защитников только по определению или постановлению суда, причем лишь в случае, когда в деле уже участвует защитник, являющийся адвокатом.

10. Значение выражения «следователем (дознавателем и др.) обеспечивается участие защитника в уголовном судопроизводстве» не будет разъяснено полностью, если не сказать еще об одном важном моменте. Следователь (дознаватель и др.) наделен полномочием принятия мер по назначению защитника. Между тем это последний из этапов обеспечения участия защитника в уголовном процессе. Прежде чем приступить к нему, следователь (дознаватель и др.) должен предоставить подозреваемому (обвиняемому и др.) возможность пригласить выбранного им лично и (или) его законным представителем (другим лицом по поручению или с его согласия) человека, который выступит в качестве защитника; уведомить лиц, которым подозреваемый (обвиняемый и др.) поручает приглашение лица для участия в уголовном процессе в качестве его защитника, и т.п. И только если подозреваемый (обвиняемый и др.) отказывается осуществить свое право приглашения лица для участия в уголовном процессе в качестве защитника лично (посредством иных лиц) или по объективным причинам его в данный момент реализовать невозможно, следователь (дознаватель и др.) по просьбе подозреваемого (обвиняемого и др.) обеспечивает участие в уголовном процессе защитника по назначению. Нарушение этого правила является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и может повлечь за собой отмену приговора .

См.: Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2008 год: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 7.

11. В ч. 3 коммент. ст. говорится о дне заявления «ходатайства о приглашении защитника». Редакция п. 1 ч. 1 ст. 51 УПК позволяет расширительно толковать названное словосочетание. Под таковым стоит понимать не только само соответствующее ходатайство, но и при отсутствии такового факт того, что подозреваемый (обвиняемый и др.) после разъяснения ему права пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК, пожелал, чтобы защиту его прав и (или) законных интересов осуществляло конкретное лицо. Может так случиться, что пригласить указанное лицо не будет реальной возможности. И поэтому приглашения, собственно, не состоится.

12. В этом случае моментом, с которого начинает течь пятисуточный срок, позволяющий следователю (дознавателю и др.) или суду предложить подозреваемому (обвиняемому и др.) другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника, будет другой день. Это день разъяснения подозреваемому (обвиняемому и др.) права пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК, после которого подозреваемый (обвиняемый и др.) заявил о желании пригласить конкретное лицо для участия в уголовном процессе в качестве его защитника. Этот день может считаться моментом, с которого начинает течь пятисуточный срок, только в случае своевременного уведомления адвоката (иного лица) и желании подозреваемого (обвиняемого и др.) иметь его в качестве защитника.

13. В ч. 4 коммент. ст. говорится о явке защитника, приглашенного «им». На первый взгляд речь идет о подозреваемом (обвиняемом и др.). Однако нами рекомендуется расширительное толкование местоимения «им». Следует распространить правила ч. 4 коммент. ст. не только на случаи невозможности явки к следователю (дознавателю и др.) приглашенных самим подозреваемым (обвиняемым и др.) защитников, но и тех защитников, с просьбой об участии в уголовном процессе к которым обращались законный представитель подозреваемого (обвиняемого и др.) и (или) иное лицо по поручению (с согласия) последнего.

14. Следователь (дознаватель и др.) обязан назначить задержанному (заключенному под стражу) защитника, если в течение двадцати четырех часов после задержания (заключения под стражу):

— невозможно приглашение силами подозреваемого (обвиняемого и др.) адвоката, выбранного им (против которого он не возражает), для участия в уголовном процессе в качестве защитника;

— невозможно заключение соглашения с таким адвокатом;

— по объективным причинам невозможно получение рассматриваемым адвокатом ордера от адвокатского образования;

— по не зависящим от следователя (дознавателя и др.) обстоятельствам явка защитника невозможна;

— явка возможна, но защитник в нарушение возложенной на него обязанности к осуществлению защиты не приступает (не является).

15. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ (ч. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Данному вопросу посвящено Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» .

См.: Собр. законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

16. См. также комментарий к ст. ст. 49, 108, 172, 376 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Появление защитника в уголовном процессе и его замена, оплата труда адвоката, участвовавшего в качестве защитника по назначению. Комментарий к статье 50 УПК; Рыжаков А.П. Защитник в уголовном процессе: Научно-практическое руководство. М.: Экзамен, 2007.

rulaws.ru

Порядок назначения адвокатов опубликован

Напомним, что 5 октября на расширенном заседании Совет ФПА РФ утвердил единый Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве во исполнение новых положений Уголовно-процессуального кодекса РФ и Закона об адвокатской деятельности.

Еще раньше, на заседании 16 мая 2017 г., Совет ФПА РФ принял за основу проект порядка участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда и создал группу по его доработке, поставив задачу завершить подготовку текста документа к осеннему заседанию Совета ФПА РФ.

Необходимость выработки этого документа обусловлена недавними изменениями в законодательстве.

Так, 17 апреля 2017 г. в УПК РФ была введена норма, предусматривающая обязанность ФПА РФ определять порядок участия адвокатов в судопроизводстве по назначению: в соответствии с новой редакцией ст. 50 УПК РФ, дознаватель, следователь или суд в определенных законом случаях принимают меры по назначению подозреваемому, обвиняемому или подсудимому защитника в порядке, определенном Советом ФПА РФ.

Кроме того, 29 июля 2017 г. Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Закон об адвокатуре, согласно которым:

– ФПА РФ определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, и поручает советам адвокатских палат организацию его исполнения (подп. 3.1 п. 3 ст. 37);

– совет адвокатской палаты организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определенным Советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами (подп. 5 п. 3 ст. 31).

www.advgazeta.ru