Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 237 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что сокрытие от граждан информации о событиях, фактах или явлениях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не позволяет населению принять соответствующие меры для сохранности своего здоровья и жизни.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительный объект — отношения, связанные с правом граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Факультативным объектом выступают жизнь, здоровье конкретного человека либо отношения собственности и т.д.

3. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды.

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под документированной документацией понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Факт — результат происшедшего, свершившегося. Например, крупный выброс токсичных веществ в атмосферу или в систему водоснабжения.

Событие — проявление, связанное с общественной жизнью. Например, возникновение чрезвычайной ситуации, аварии, крушения, взрыва, повлекших нарушение экологической ситуации на определенной территории.

Явление — чрезвычайная ситуация природного происхождения, которая угрожает здоровью населения или окружающей среде, например: землетрясение, цунами, ураган, снежная лавина, селевой поток.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Объективная сторона преступления выражается: 1) в сокрытии информации (путем действия и бездействия); 2) в искажении информации (путем действия).

Сокрытие означает утаивание соответствующей информации любыми способами, в том числе путем недоведения или несвоевременного сообщения, а также путем отказа предоставить информацию по запросам населению, а также органам, уполномоченным на принятие мер по устранению грозящей опасности.

Искажение информации — предоставление необъективной, недостоверной, фальсифицированной информации, сообщение неполных или недостоверных данных, официальных прогнозов, оценок и т.д.

4. Обязательным условием сокрытия или искажения информации является создание опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

5. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, — с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления независимо от того, поступила ли адресатам объективная информация из других источников, и была ли устранена грозящая опасность.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к деянию и в форме неосторожности применительно к наступившим последствиям.

7. Мотив и цель сокрытия или искажения информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, не влияют на квалификацию содеянного.

Отсутствует состав указанного преступления в случае сокрытия или искажения информации, которая в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) не могла быть сообщена тем или иным лицам.
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

8. Субъект преступления — специальный. Им может быть физическое лицо, обязанное обеспечить население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, соответствующей информацией. Подобная обязанность возлагается на них законом или иным нормативным правовым актом, инструкцией. Например, такими лицами могут быть должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, сотрудники специальных подразделений (владельцы информационных систем, сотрудники и руководители органов местного самоуправления, бюро прогнозов, санэпидемстанций, МЧС России, МВД России).

9. Квалифицирующим признаком ч. 2 комментируемой статьи является совершение указанного преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. коммент. к ст. 285).

В ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного квалифицирующего признака предусмотрено причинение в результате таких деяний вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

Под причинением в результате совершенного преступления вреда здоровью человека понимается вред здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкий вред. Поэтому дополнительной квалификации действий виновного помимо ч. 2 комментируемой статьи еще и по ст. 118 УК не требуется.

Наступление иных тяжких последствий включает в себя гибель людей, существенное нарушение экологической безопасности, причинение крупного имущественного вреда, нарушение нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и т.п.

stykrf.ru

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

Комментарии к ст. 237 УК РФ

1. Непосредственным объектом является здоровье населения, которому может быть причинен серьезный урон деянием, предусмотренным рассматриваемой нормой.

2. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для здоровья людей либо для окружающей среды. Открытость такой информации гарантируется Конституцией РФ, в которой закреплено право граждан на ознакомление с информацией о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни или здоровья людей (ч. 3 ст. 41), а также с информацией о состоянии окружающей среды (ст. 42).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

Открытость такой информации означает обязанность государственных органов, должностных лиц, организаций и учреждений предоставлять ее населению в полном и достоверном виде.

3. Объективная сторона этого преступления может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Бездействие заключается в сокрытии информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения, т.е. ее несообщении населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению такой опасности. Важность информации и способы ее утаивания не влияют на квалификацию преступления, но подлежат оценке при назначении наказания.

Действие выражается в искажении указанной информации при ее предоставлении населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Искажение информации может означать или утаивание ее части, или фальсификацию фактических данных, составляющих сущность информации, или искажение прогнозов о развитии опасных для жизни или здоровья людей или для окружающей среды событий или явлений.

4. Состав рассматриваемого преступления сконструирован как формальный, поэтому оконченным оно признается с момента бездействия (сокрытия информации) или действия (ее искажения) виновного, независимо от того, поступила ли адресатам эта информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию.

Мотивы и цели преступления на его квалификацию не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.

6. Субъект преступления — специальный: достигшее возраста 16 лет лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей или для окружающей среды.

7. Квалифицированные виды рассматриваемого преступления предусмотрены в ч. 2 ст. 237. В качестве квалифицирующих признаков выступают: а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285 УК), а равно главой органа местного самоуправления; б) причинение в результате совершенного преступления вреда здоровью человека или иных тяжких последствий.

8. Второй из указанных квалифицирующих признаков требует следующих примечаний. Во-первых, психическое отношение к указанным последствиям может выражаться только в неосторожности. Во-вторых, этим признаком охватывается любой тяжести вред здоровью одного или большего числа лиц. В-третьих, под иными (помимо вреда здоровью) тяжкими последствиями следует понимать существенное нарушение экологической безопасности, крупные материальные затраты, связанные с устранением экологического вреда, нарушение нормального жизнеобеспечения населения и т.п.

rulaws.ru

Статья 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Текущая редакция ст. 237 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 237 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения, обеспечивающие охрану здоровья населения; дополнительный — отношения по охране окружающей среды, охране жизни человека, охране собственности и др. — в зависимости от наступивших иных тяжких последствий. К иным тяжким последствиям могут быть отнесены негативное изменение окружающей среды (например, загрязнение земли, воздуха, воды, уничтожение флоры и фауны и др.); массовые заболевания людей и животных, их гибель; значительное причинение имущественного ущерба производственным объектам, в т.ч. в результате приостановки их деятельности или перебоев в работе, и т.п.;
2) объективная сторона: действия (бездействия), выразившиеся в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды;
3) субъект: должностное или иное лицо, обязанное доводить информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, до сведения населения и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению такой опасности;
4) субъективная сторона: характеризуется по ч.1 ст. 237 УК РФ умышленной формой вины (прямой умысел); по ч.2 ст. 237 УК РФ: по отношению к действиям (бездействию) характеризуется прямым умыслом, а по отношению к наступившим последствиям (вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия) — неосторожной формой вины.

В качестве квалифицирующих признаков (ч.2 ст. 237 УК РФ) выступают деяния, характеризуемые по ч.1 ст. 237 УК РФ:
— совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления;
— если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.

Преступление, квалифицируемое по ч.1 ст. 237 УК РФ, считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний (сокрытие или искажение информации) независимо от факта поступления адресатам (населению, уполномоченным органам) информации (о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды) из других источников, а также факта устранения опасности.

Преступление, квалифицируемое по ч.2 ст. 237 УК РФ, считается оконченным с момента реального причинения вреда здоровья хотя бы одного конкретного человека или наступления иных тяжких последствий.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.3 ст. 41 — сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом);
2) ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (ст. 20 и др.);
3) ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 6 и др.);
4) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
5) ФЗ «Об охране окружающей среды»;
6) постановление Правительства РФ от 24.03.97 N 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
7) приказ МЧС РФ от 26.08.2009 N 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
8) приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28.10.2008 N 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;
9) приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31.05.2005 N 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» и др.

3. Судебная практика:
1) судебная коллегия по уголовным делам оставила без изменения приговор Центрального районного суда г.Волгограда в отношении бывшего начальника Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области гр.С., виновного в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 237 УК РФ (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды). Суд установил, что гр.С., занимая должность главного ветеринарного врача региона, получил в ноябре 2011 года результаты лабораторных исследований по павшему в охотничьем заказнике «Лещевский» Среднеахтубинского района области дикому кабану, которые подтвердили гибель животного от вируса африканской чумы свиней. В нарушение инструкции по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней гр.С. не проинформировал о возникновении опасной инфекции — главу администрации Волгоградской области и Департамент Ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, уполномоченных на принятие мер по ликвидации эпизоотического очага. Центральный районный суд назначил гр.С. наказание в виде штрафа в размере 150 тыс.руб.;
________________
URL: http://vd-tv.ru/news.php?7845.

2) гражданин С. был признан виновным по ч.2 ст. 237 УК РФ за сокрытии информации о фактах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, совершенном лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека. В частности, сокрытие гр.С информации о загрязнении подземных вод питьевого источника водоснабжения в результате поступления канализационных стоков в колодец артезианской скважины, повлекло массовое заболевание людей острыми кишечными инфекциями. Гражданин С. осужден к 3 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью в сфера жилищно-коммунального хозяйства на срок 2 года.

________________
См. подробнее кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.09.2012 N 22-7159 / URL: http://sudact.ru/regular/doc/BrjOTcCpTNWO/?regular-txt=%D1%81%D1%82.+237+%D0%A3%D0%9A+%D0%A0%D0%A4&regular-case_doc=&regular-judge=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&_=1373605934863&snippet_pos=228#snippet

Консультации и комментарии юристов по ст 237 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 237 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 237 УК РФ

Статья 237 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

Диспозиция ст. 237 УК РФ носит бланкетный характер, но в отличие от ряда других правовых норм с бланкетными диспозициями практически все признаки данного состава преступления раскрываются в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах в сферах информации и общественной безопасности.

В том числе это касается предмета преступления, каковым является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(1). Информация, о которой идет речь в ст. 237 УК РФ, должна содержать сведения о фактах, событиях или явлениях. Упоминание в диспозиции статьи не только о событиях и явлениях, но и о фактах, на наш взгляд, является излишним, поскольку факт (от лат. faktum — сделанное) — действительное, вполне реальное событие, явление(2).

Опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды могут представлять события или явления, которые либо фактически уже происходят, либо имеется реальная опасность их возникновения и риск негативных последствий. Своевременное информирование населения, а также органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности, снижает риск гибели людей или причинения вреда их здоровью, а также позволяет снизить вред, причиняемый окружающей среде.

События или явления, представляющие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, могут быть связаны с природными явлениями либо деятельностью человека.

Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов, но в первую очередь от состояния среды обитания — совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений(3).

Опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды возникает в тех случаях, когда нарушаются нормативы качества окружающей среды, к которым относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.

Доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен(4).

В первую очередь это касается информации о чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде,

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(1).

По характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются на техногенные, природные и биолого-социальные(2).

К возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций приводят аварии — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде(3).

Особую опасность представляют радиационные аварии, чему ярким примером служит авария на Чернобыльской АЭС. Поражающие факторы были связаны не только с непосредственным причинением физического вреда здоровью, но и с нарушениями психического здоровья людей, которые явились следствием отсутствия своевременной объективной информации сразу после аварии, стресса и травм от принудительного переселения в менее загрязненные районы, разрыва социальных связей, а также страха, что облучение является опасным и может нанести вред здоровью людей и их детей в будущем(4).

Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа(5).

Объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, относятся к объектам повышенной опасности(6). В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн жителей страны (60%).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. под надзором межрегиональных, территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управлений) находились 2271 организация, предприятие и учреждение, осуществлявшие свою деятельность в области использования атомной энергии и имевшие в своем составе 4738 радиационных источников стационарных, 1438 пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, где проводились работы с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и радионуклидными источниками.

К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся: объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиака, других хладагентов и криопродуктов;

объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ; объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кислот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на которых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного аммиака от 10 до 30 тыс. тонн и более; водоочистные сооружения городов, на которых содержится до сотен тонн сжиженного хлора; объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также специальные химические производства и объекты ракетно-космической деятельности, на которых хранятся и используются химически опасные вещества.

На указанных объектах в 2009 году произошло семь аварий, в том числе четыре взрыва и три выброса опасных веществ.

В 2009 году в области обращения с взрывчатыми материалами осуществляли деятельность 1338 организаций, в том числе 1178 организаций, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов; 5185 опасных производственных объектов, связанных с взрывчатыми материалами, в том числе 1165 складов взрывчатых материалов, погребков и других оборудованных мест хранения.

По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности по вопросам транспортирования опасных веществ, составило в 2009 году 6841, из которых 6536 эксплуатируют опасные производственные объекты(1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, насколько велик риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями.

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(2).

Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами, представляющими опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду(3).

К опасным природным явлениям относятся опасные геологические явления и процессы, в том числе землетрясения. Сейсмическая опасность представляет значительную угрозу для населения, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения(4).

К опасным природным явлениям относятся также гидрологические явления (наводнение, половодье, цунами, сель, лавина и др.); опасные метеорологические явления (ураган, циклон, шторм, смерч, шквал, продолжительный дождь, ливень, град, сильный снегопад и др.).

Опасными природными явлениями являются природные пожары.

Так, в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 году сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горели леса и торфяники. Пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях(1).

Опасное природное явление может приобрести характер стихийного бедствия, под которым понимается разрушительное природное и (или) природно-антропо-генное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, либо характер природно-техногенной катастрофы — разрушительного процесса, развивающегося в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящего к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды(2).

Жизни или здоровью людей либо окружающей среде может угрожать возникновение биолого-социальной чрезвычайной ситуации, под которой понимается состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация(3).

В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, ее содержание составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения

и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации(1).

В соответствии с Положением о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, установлен порядок предоставления Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Эту информацию получают на территории Российской Федерации, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

Информацию в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Сбор информации осуществляется, в том числе, в целях своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики.

Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды(2).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывает также санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Граждане Российской Федерации имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке (санитарно-эпидемиологичес-кая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время), состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Право на информацию имеют также индивидуальные предприниматели и юридические лица(1). Опасность для здоровья населения могут представлять и некоторые заболевания животных, поэтому государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологи-ческого надзора осуществляют контроль над возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации(2).

Таким образом, исследование признаков предмета преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, требует тщательного изучения нормативных правовых актов иных отраслей права в целях установления, что, во-первых, имело место определенное событие или явление, во-вторых, это событие или явление на законодательном уровне признается представляющим опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, и в-третьих, предоставление информации специальными субъектами является их правовой обязанностью.

www.procuror.spb.ru