ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальными органами ПФР производятся удержания из пенсии
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из пенсии производятся на основании:
- исполнительных документов;
- решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением обязательства безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе об изменении места жительства[21] ;
- решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
- решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Закона о трудовых пенсиях;
- решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке (ст. 26 Закона о трудовых пенсиях).
- исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
- судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
- удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
- акты органов, осуществляющих контрольные функций, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- постановления судебного пристава-исполнителя;
- акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- Корреспонденты на фрагмент
- Добавить комментарий
- Поставить закладку
- Судебные решения
- Показать изменения
- Посмотреть закладки
При удержании из пенсии по исполнительным документам за гражданином должно быть сохранено 50% от суммы пенсии. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержаний может достигать 70%. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% установленной пенсии
Решения территориального органа ПФР о взыскании излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии могут быть обжалованы пенсионером в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд.
Важно! В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
www.pfrf.ru
Удержание с пенсий
ПРОШУ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ
1 вопрос:
3 декабря 2015 года внесены изменения и дополнения в закон РК о «Пенсионном обеспечении». Перечисление 70% от назначенного размера пенсионных выплат по возрасту производится на отдельный банковский счет или на контрольный счет наличности медикосоциальных учреждений (организаций).
Размер пенсии у получателей услуг разные в зависимости от стажа и по инвалидности. Поэтому у некоторых получателей услуг проживающих в МСУ на контрольный счет наличности временного размещения денег (далее-КСН) поступает по-разному.
Например, у получателей услуг, которые имеют, 30-40 лет трудового стажа перечисляется, на КСН около 40000-50000 тенге, а которые в жизни не работали и не имеют, трудового стажа на КСН перечисляется, 2-6 тенге.
По утвержденному приказу №139 Министра здравоохранения и социального развития РК от 24.02.2016 года поступившие денежные средства на КСН, расходуются на приобретения мягкого инвентаря, предметы санитарной гигиены и медикаментов.
Данная ситуация вызывает конфликт среди получателей услуг. Насколько справедливо в МСУ для всех получателей услуг одинаковое расходование денежных средств с КСН?
2 вопрос:
Можно ли оплатить из денежных средств в КСН на отдых в санаториях и расходы на поездку к родственникам по территории РК и заграницей?
3 вопрос:
Какие дополнительные продукты-питание можно приобрести для получателей услуг в МСУ за счет денежных средств в КСН. Есть ли норматив дополнительных продуктов питание которые закупается за счет денежных средств КСН.
4 вопрос:
Можно ли для получателей услуг МСУ которые являются лицами без гражданства (ЛБГ) за сет денежных средств в КСН закупать медицинские услуги а именно УЗИ, МРТ, анализы и т.д.
Я этот вопрос направляю повторно. Прошу дать ответы и не оставлять на рассмотрение.
Касательно первого вопроса сообщаем, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты инвалидов» предусмотрены меры по оптимизации пенсионных выплат и пособий лицам, проживающим в медико-социальных учреждениях (далее – МСУ) и находящимся на полном государственном обеспечении.
Так, на период проживания в МСУ с 1 января 2016 года:
– государственная базовая пенсионная выплата приостанавливается, за исключением лиц, не имеющих право на пенсионные выплаты по возрасту и государственное социальное пособие по инвалидности;
– пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет выплачиваются в объеме 30 % от назначенного размера, но не менее минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
При этом если размер пенсионных выплат ниже минимального размера пенсии, то выплачивается фактический размер пенсии.
– государственные социальные пособия по инвалидности и по случаю потери кормильца в размере 30% от размера, но не ниже прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
– лица, проживающие в МСУ для лиц с психоневрологическими заболеваниями, которым ГСП по инвалидности и по случаю потери кормильца выплачиваются в объеме 30 процентов от назначенного размера пособия;
– дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, которым ГСП по инвалидности и по случаю потери кормильца выплачиваются в полном объеме.
Перечисление 70 процентов от назначенного размера пенсионных выплат по возрасту, пенсионных выплат за выслугу лет и государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца производится на отдельный банковский счет или на контрольный счет наличности медико-социальных учреждений (организаций) для оказания специальных социальных услуг этим же лицам.
В случае выбытия получателя из МСУ выплата государственной базовой пенсии, пенсионных выплат по возрасту, пенсионных выплат за выслугу лет возобновляется в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Касательно второго вопроса:
Согласно Правил использования пенсионных выплат по возрасту, за выслугу лет и государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца медико-социальными учреждениями (организациями) (утверждены приказом и.о. МЗСР РК от 24.02.2016 г. № 139) (далее – Правила) пенсионные выплаты и пособия лиц, поступающие на контрольные счета наличности, проживающих в медико-социальных учреждениях (организациях) в условиях стационара и находящиеся на полном государственном обеспечении, расходуются на приобретение мягкого инвентаря согласно приложению № 1 Правил, предметы санитарной гигиены, лекарственных средств и медицинских услуг, не входящих в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи согласно постановлению Правительства «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи».
Расходы на отдых в санаториях и поездку к родственникам за счет пенсионных выплат и пособий, находящихся на контрольных счетах наличности Правилами не предусмотрено.
В данном случае, полагаем, что расходы на отдых для недееспособных лиц, расходуются опекуном в соответствии с решением комиссии с предварительного разрешения органа опеки и попечительства; дееспособных лиц, за счет собственных средств.
Касательно третьего вопроса:
Нормативы продуктов питания регулируются Натуральными нормами питания для лиц, обслуживающихся в МСУ, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей-инвалидов, территориальных центрах социального обслуживания, отделениях дневного пребывания, центрах социальной адаптации (утверждены приказом и.о. МЗСР РК от 27.11.2015 г. № 896) .
Приобретение дополнительного питания для недееспособных лиц, оформляется решением комиссии; дееспособных лиц, за счет собственных средств.
Касательно четвертого вопроса:
Согласно Закону «О специальных социальных услугах» предоставление специальных социальных услуг для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации распространяется на граждан Республики Казахстан, оралманов, а также постоянно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.
Также в соответствии с Законом «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются правом на государственные социальные пособия наравне с гражданами Республики Казахстан.
Вместе с тем, пенсионные выплаты и пособия, находящиеся на КСН временного размещения денег, расходуются на приобретение мягкого инвентаря, предметов санитарной гигиены, лекарственных средств и медицинских услуг, не входящих в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи вне зависимости от перечисленных на КСН пенсионных выплат и пособий лиц, проживающих в медико-социальных учреждениях (организациях).
На основании изложенного, закуп медицинских услуг, не входящих в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи для ЛБГ возможно с решением комиссии.
исп. эксперт ДСОСС Каликенова Б.,
www.enbek.gov.kz
Всё об оформлении, выплате и доставке пенсий
Удержание из пенсии является принудительной мерой.
Если лицо отказывается добровольно оплатить присужденные ему к уплате денежные суммы, взыскание осуществляется через Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В любом случае, прежде чем производить удержания из пенсии, пристав как минимум должен направить в адрес пенсионера постановление о возбуждении исполнительного производства с требованием добровольно уплатить взыскиваемую сумму.
А платить добровольно или «терпеть» удержания из пенсионных выплат — это вправе решить должник в установленные законом сроки.
Удержания из трудовой пенсии возможны только в трех установленных законом случаях, а именно на основании:
Удержания на основании исполнительных документов Исполнительными документами являются:
Вопрос-ответ. Будет ли возможно взыскание путем удержания из пенсии, если исполнительный лист утерян при пересылке в отделение службы судебных приставов?
Да, согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» «в случае утраты подлинника ис полнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт». На основании этого взыскатель всегда может обратиться за дубликатом исполнительного документа.
Исполнением судебных актов и актов других органов занимается служба судебных приставов-исполнителей.
При исполнении своих служебных обязанностей приставы руководствуются Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Закон наделяет приставов правом принимать адекватные меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства и выносить соответствующие постановления (об аресте и т.п.), разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Любой исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью. Судом может быть выдан судебный приказ или исполнительный лист по вынесенному судебному решению.
Исполнительные документы имеют свой «срок действия», т.е. могут быть предъявлены к исполнению судебному приставу-исполнителю в указанные в таблице сроки
Вид исполнительного документа
Срок предъявления к исполнению
www.ypensioner.ru
Удержание из пенсии в рк
Закон
Республики Казахстан
О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан
См. о внесении изменений:
Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2020 г.)
Закон РК от 06.04.16 г. № 483-V (вводятся в действие с 1 января 2020 г.);
Закон РК от 25.12.17 г. № 122-VI (вводятся в действие с 1 января 2019 г.);
Закон РК от 02.07.18 г. № 168-VI (вводятся в действие с 1 января 2019 г.)
Настоящий Закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.
Глава 1. Общие положения
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.14 г. № 156-V (введен в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. )
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. )
1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее — Государственная корпорация) — юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения;
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI
1-1) диверсификация — размещение пенсионных активов в различные финансовые инструменты с целью снижения риска их потерь в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом;
2) печатное издание — периодические печатные издания, перечень которых определяется уполномоченным органом;
3) единый накопительный пенсионный фонд — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам;
4) минимальная пенсия — минимальный размер пенсии, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
5) добровольный накопительный пенсионный фонд — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий на основании лицензии уполномоченного органа деятельность по управлению инвестиционным портфелем с правом привлечения добровольных пенсионных взносов;
6) добровольные пенсионные взносы — деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд в пользу получателя пенсионных выплат в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан и договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов;
7) договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов — договор, заключаемый единым накопительным пенсионным фондом и (или) добровольным накопительным пенсионным фондом, с одной стороны, и вкладчиком (получателем пенсионных выплат), с другой стороны, об установлении, изменении или прекращении правоотношений, связанных с добровольными пенсионными взносами, накоплениями и получением пенсионных выплат;
8) ставка добровольных пенсионных взносов — размер платежа в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, определяемый договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов;
9) вкладчик добровольных пенсионных взносов — физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы в пользу получателя пенсионных выплат в соответствии с договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов;
10) индивидуальный пенсионный счет — личный именной счет вкладчика (получателя пенсионных выплат), на котором учитываются обязательные пенсионные взносы либо обязательные профессиональные пенсионные взносы, либо добровольные пенсионные взносы, инвестиционный доход, пеня и иные поступления в соответствии с законодательством Республики Казахстан и с которого производятся пенсионные выплаты;
11) накопительный пенсионный фонд — юридическое лицо, осуществлявшее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, действие лицензии которого прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 73 настоящего Закона;
Статья дополняется подпунктами 11-1 и 11-2 — Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2020 г.)
Подпункт 12 изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. )
12) пенсия — совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда;
13) пенсионные активы — деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для обеспечения и осуществления пенсионных выплат, переводов, а также иных целей, предусмотренных настоящим Законом;
Подпункт 14 изложен в редакции Закона РК от 02.07.18 г. № 166-VI ( см. стар. ред. )
14) договор пенсионного аннуитета — договор страхования, согласно которому страхователь (получатель пенсионных выплат) обязуется передать страховой организации сумму пенсионных накоплений, а страховая организация обязуется осуществлять страховые выплаты в пользу страхователя (получателя пенсионных выплат) и (или) застрахованных пожизненно или в течение определенного периода времени;
15) пенсионные накопления — деньги вкладчика (получателя пенсионных выплат), учитываемые на его индивидуальном пенсионном счете, включающие обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы, инвестиционный доход, пеню и иные поступления в соответствии с договорами, настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан;
Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. )
16) пенсионные выплаты:
по возрасту — выплаты денег физическим лицам, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, осуществляемые пропорционально трудовому стажу;
за выслугу лет — выплата денег военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, в соответствии с настоящим Законом;
С 1 января 2016 г. до 1 января 2020 г. абзац четвертый подпункта 16 действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V
из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда — выплаты пенсионных накоплений получателям пенсионных выплат;
из добровольного накопительного пенсионного фонда — выплата денег физическим лицам, за которых уплачены добровольные пенсионные взносы;
Подпункт 17 изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. )
17) получатель пенсионных выплат (далее — получатель) — физическое лицо, которому назначены государственная базовая пенсионная выплата и (или) пенсионные выплаты по возрасту, и (или) пенсионные выплаты за выслугу лет, и (или) имеющее право на получение пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда;
18) инвестиционная декларация — документ, определяющий перечень объектов инвестирования, цели, стратегии, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении пенсионных активов, условия хеджирования и диверсификации пенсионных активов;
19) инвестиционный портфель — совокупность финансовых инструментов, входящих в состав пенсионных активов;
20) управляющий инвестиционным портфелем — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению инвестиционным портфелем на основании лицензии уполномоченного органа, либо зарубежная организация, осуществляющая аналогичный вид деятельности в соответствии с законодательством иностранного государства, отвечающие требованиям , установленным нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан;
21) инвестиционный доход — деньги, полученные (подлежащие получению) в результате инвестирования пенсионных активов;
22) банк-кастодиан — Национальный Банк Республики Казахстан для единого накопительного пенсионного фонда или банк второго уровня для добровольных накопительных пенсионных фондов, осуществляющий учет финансовых инструментов и денег, подтверждение прав по ним, хранение документарных финансовых инструментов с принятием на себя обязательств по их сохранности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
23) кастодиальный договор — договор хранения и поручения, заключаемый банком-кастодианом и его клиентом, определяющий порядок предоставления клиенту услуг по кастодиальному обслуживанию;
23-1) Государственный фонд социального страхования — юридическое лицо, производящее аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи — иждивенцев в случае потери кормильца — участника системы обязательного социального страхования;
Подпункт 24 изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введено в действие с 1 июля 2018 г.) ( см. стар. ред. )
24) государственная базовая пенсионная выплата — ежемесячная денежная выплата, предоставляемая по достижении пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона;
25) обязательные пенсионные взносы — деньги, вносимые в соответствии с настоящим Законом в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
Подпункт 26 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г. ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введено в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. )
26) задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам — исчисленные, удержанные (начисленные) и не перечисленные в единый накопительный пенсионный фонд обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в сроки, установленные настоящим Законом, а также неуплаченные суммы пени;
27) договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов — договор присоединения, условия которого принимаются вкладчиком (получателем) не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом;
Подпункт 28 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) (с 1 января 2016 г. до 1 января 2020 г. подпункт 28 действует в редакции статьи 2 Закона) ( см. стар. ред. )
28) агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее — агент) — физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
Страховая организация рассматривается в качестве агента;
Подпункт 29 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )
29) ставка обязательных пенсионных взносов — размер платежа в единый накопительный пенсионный фонд, выраженный в процентном отношении к доходу вкладчика, принимаемому для исчисления обязательных пенсионных взносов, и (или) к страховым выплатам, осуществляемым в качестве возмещения вреда, связанного с утратой заработка (дохода);
30) вкладчик обязательных пенсионных взносов — физическое лицо, имеющее индивидуальный пенсионный счет в едином накопительном пенсионном фонде;
Подпункт 31 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.17 г. № 76-VI ( см. стар. ред. )
31) обязательные профессиональные пенсионные взносы — деньги, перечисленные агентами за счет собственных средств в единый накопительный пенсионный фонд в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников;
Подпункт 32 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )
32) ставка обязательных профессиональных пенсионных взносов — размер платежа агента в единый накопительный пенсионный фонд, выраженный в процентном отношении к доходу работника, принимаемому для исчисления обязательных профессиональных пенсионных взносов;
33) исключен в соответствии с Законом РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )
Подпункт 34 изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. )
34) центральный исполнительный орган — государственный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения;
35) пруденциальный норматив — устанавливаемые нормативным правовым актом уполномоченного органа экономические требования для обеспечения финансовой устойчивости добровольных накопительных пенсионных фондов;
36) страховая организация — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по заключению и исполнению договоров страхования в отрасли «страхование жизни» на основании соответствующей лицензии уполномоченного органа;
37) выкупная сумма — сумма денег, которую имеет право получить от страховой организации страхователь (получатель) при досрочном расторжении договора пенсионного аннуитета;
38) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций;
Подпункт 39 изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. )
39) органы, назначающие государственную базовую пенсионную выплату и пенсионные выплаты по возрасту , — уполномоченные государственные органы;
40) исключен в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. )
41) аффилиированные лица — физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий, и национального управляющего холдинга), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки. Наличие национального управляющего холдинга в составе акционеров добровольного накопительного пенсионного фонда не является основанием для определения аффилиированными по отношению друг к другу лиц.
Статья дополняется подпунктами 42 и 43 — Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2020 г.)
Статья 2. Право граждан на пенсионное обеспечение
1. Граждане Республики Казахстан имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о пенсионном обеспечении
1. Законодательство Республики Казахстан о пенсионном обеспечении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Статья 3 дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI
1-1. На единый накопительный пенсионный фонд, добровольные накопительные пенсионные фонды и иные юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках введенного в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» особого режима регулирования, нормы настоящего Закона и нормативных правовых актов уполномоченного органа, принимаемых в соответствии с настоящим Законом, распространяются в пределах, предусмотренных условиями особого режима регулирования.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.04.14 г. № 200-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.11.14 г. № 248-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 17.03.15 г. № 293-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 19.05.15 г. № 315-V ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (см. сроки введения в действие) ( см. стар. ред. )
Статья 4. Государственные гарантии по пенсионному обеспечению
1. Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, вышедшим на пенсию до 1 января 1998 года, с сохранением установленного размера пенсионных выплат до 1 апреля 1999 года, в последующие периоды пенсионные выплаты будут осуществляться в соответствии с пунктом 5 статьи 15 настоящего Закона.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. )
Пункт 2 в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V действует с 1 июля 2018 г. ( см. стар. ред. )
2. Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется физическим лицам:
1) пенсионные выплаты по возрасту, которым назначены до 1 июля 2018 года, и пенсионные выплаты за выслугу лет, которым назначены до 1 января 2016 года;
2) достигшим пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона, за исключением судей в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание, военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года.
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии в размере 54 процентов от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 100 процентов от величины прожиточного минимума , установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2020 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2020 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы;
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
10) периоды трудовой деятельности лиц, указанных в подпункте 2) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона. С 1 января 2005 года указанные периоды засчитываются при условии осуществления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется за счет бюджетных средств.
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 03.12.15 г. № 433-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.)
С 1 января 2016 г. до 1 марта 2016 г. пункт 2-1 действовал в редакции пункта 2 статьи 2 Закона РК от 03.12.15 г. № 433-V
2-1. Государственная базовая пенсионная выплата приостанавливается на период проживания получателя, находящегося на полном государственном обеспечении, в медико-социальных учреждениях (организациях) в условиях стационара, за исключением лиц, не имеющих право на пенсионные выплаты по возрасту и государственное социальное пособие по инвалидности.
В случае выбытия получателя из медико-социальных учреждений (организаций) возобновляется государственная базовая пенсионная выплата в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
3. Размер минимальной пенсии является минимальным социальным стандартом в сфере социального обеспечения в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».
Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 06.04.16 г. № 483-V ( см. стар. ред. )
4. Ежегодное повышение размеров пенсионных выплат по возрасту и пенсионных выплат за выслугу лет осуществляется в размере, установленном на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
5. Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, имеющим право на пенсионные выплаты за выслугу лет и зарегистрировавшим это право до 1 января 1998 года в органах, назначающих и (или) осуществляющих пенсионные выплаты за выслугу лет. В этом случае пенсионные выплаты за выслугу лет осуществляются со дня увольнения со службы с соблюдением условий пунктов 1 и 4 настоящей статьи.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.14 г. № 156-V (введен в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. )
Статья 5. Гарантия сохранности пенсионных накоплений
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )
1. Государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент достижения лицами возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 и подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 32, а также в случаях, установленных подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 31, подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, в порядке, определенном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Лицам, указанным в подпункте 2) пункта 1 статьи 31 настоящего Закона, государство гарантирует сохранность обязательных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, осуществленных за период с момента заключения договора пенсионного аннуитета со страховой организацией до достижения возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )
2. Гарантия сохранности пенсионных активов также обеспечивается посредством:
С 1 января 2016 г. до 1 января 2020 г. подпункт 1 действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V
1) аккумулирования пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде;
2) осуществления инвестиционного управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда Национальным Банком Республики Казахстан;
3) регулирования деятельности единого накопительного пенсионного фонда путем установления соответствующих требований в отношении привлечения пенсионных взносов и осуществления пенсионных выплат;
4) регулирования деятельности добровольных накопительных пенсионных фондов путем установления соответствующих норм и лимитов, а также требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) установления требований к учредителям, акционерам и руководящим работникам добровольных накопительных пенсионных фондов, а также к размеру и составу их уставного капитала;
6) установления требований к руководящим работникам единого накопительного пенсионного фонда;
7) установления требования по хранению пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
8) установления требования по хранению добровольными накопительными пенсионными фондами финансовых инструментов и денег, входящих в состав пенсионных активов, исключительно в банках-кастодианах, не аффилиированных с добровольными накопительными пенсионными фондами;
9) ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда или добровольного накопительного пенсионного фонда, а также установления контроля за их целевым размещением;
online.zakon.kz