Открытая краеведческая библиотека Оренбуржья

Результат поиска

Чибилёв А.А. Урал — золотое дно // Гостиный двор. — 2009. — №25. — С. 335-354.

Чибилёв А.А. Зеленая книга степного края. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. — 156 с. (далее…)

Чибилёв А.А. Зеленая книга степного края. – 2-е изд., перераб. и доп.– Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987.– 208 с. (Природа и мы).

Чибилёв А.А. Заповедник «Шайтан-Тау» — эталон дубравной лесостепи на Южном Урале. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2015. — 144 с. (далее…)

Чибилёв А.А. Заповедник «Оренбургский»: история создания и природное разнообразие. — Екатеринбург: Институт степи УрО РАН, Оренбургское отделение Русского географического общества. ООО «УИПЦ», 2014. — 139 с.: ил.

Степной заповедник «Оренбургский» : физико-географическая и экологическая характеристика / отв. ред. А.А. Чибилёв. — Екатеринбург : УрО РАН, 1996. — 167 с.

Режимы степных особо охраняемых природных территорий : материалы междунар. нач.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения профессора В.В. Алехина (г.Курск — пос.Заповедный, 15-18 января 2012 г.). — Курск, 2012. — 276 с. (далее…)

Почвенно-климатические и геоботанические аспекты зеленого строительства в Центральном Оренбуржье / А.Г Смирных, И.А. Новоженин, Н.И. Прихожай, О.В. Примак // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2012. — №6. — С. 133-137.

Барбазюк Е.В. Птицы участка «Айтуарская степь» государственного природного заповедника «Оренбургский». Аннотированный список, 1984-2014 гг. // Известия Самарского научного центра РАН. — 2013. — Т.15, №3 (1). — С. 459-462.

Бакирова Р.Т. Первый этап реинтродукции лошади Пржевальского в Оренбургском заповеднике. Завоз первой группы животных-основателей популяции / Р.Т. Бакирова, Т.Л. Жарких // Степной бюллетень. — 2016. — №46. — С. 45-49.

Расширенный поиск

Анонсы событий

Проекты открытой краеведческой библиотеки Оренбуржья

Поделись историей об оренбуржцах!

Поделись историей своей семьи!

Методические разработки по краеведению

Исследовательские краеведческие работы

460018, Россия, г.Оренбург, пр.Победы 75А.

телефон: +7 (3532) 30-61-34

Рядом с нами живут удивительные люди, достойные восхищения и уважения, земляки, которые прославили Оренбуржье трудовыми делами, боевыми подвигами, мастерством и талантом.

Расскажите о ваших родственниках, друзьях, соседях и просто знакомых, о земляках и соотечественниках, которые проживают в Оренбургской области и за пределами России.

Здесь вы можете разместить авторские методические разработки по краеведению, исследовательские краеведческие работы по истории родного края с древнейших времен до настоящего времени.

Вы можете отправить краеведческий материал по почте или при нажатии на кнопку ниже:

biblioteka56.ru

Рабочая программа по биологии (6 класс) на тему:
Рабочая программа по биологическому краеведению

Данная программа предназначена для учащихся 6-7 классов при изучении биологического краеведения Оренбургской области.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1

Шарлыкского района Оренбургской области

Руководитель ШМО________ Шаталова В.И.

Протокол от «____»___________2015 г.

Заместитель директора школы по УВР

МАОУ Шарлыкская СОШ №1_________

Директор МАОУ Шарлыкская СОШ №1

______________ Гончаренко А.Н.

ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

6 А,Б классы (базовый уровень)

Рабочая образовательная программа курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область»/ В.Н.Мишакова, Л.А. Квасникова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 58 с.

Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Биологическое краеведение. Оренбургская область: учебное пособие для уч-ся.- Изд-во «Русское слово».-2013.

Учитель химии и биологии Долгих Татьяна Викторовна

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы «Биологическое краеведение», авторы: Мишакова В. Н. к. п. н, доцента кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ, Квасникова Л. А. учитель биологии Красноярской СОШ Илекского района. Программа содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии 6 класса. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.

Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю.

Концептуальной основой данного курса являются идеи:

— преемственности экологического образования;

— интеграции учебных предметов (экология, биология, география, краеведение);

— личностной ориентации содержания образования;

— формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цели программы: способствовать духовно-ценностной и практической ориентации, социальной адаптации учащихся в их жизненном пространстве.

Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:

  • Расширение знаний о биологическом разнообразии, геологической истории родного края.
  • Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.
  • Воспитание нравственного и гуманистического отношения к природе и культурным ценностям родного края.
  • Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.
  • Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
  • Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня.
  • Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

    — личностная ориентация содержания образования;

    — деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

    — усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлении личности ученика;

    Новизна данного курса заключается в следующем:

    — формирование учащихся универсальных учебных действий происходит благодаря совместным усилиям учителей естественно – научного цикла;

    — авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, — единство ведущих идей, заложенных в их программе;

    Универсальные учебные действия по биологическому краеведению.

    1. Личностные УУД: воспитание любви к природе родного края и Отечеству; желание изучать биологическое краеведение; формирование основ биологической культуры; формирование бережного отношения к природе; содействие появлению у школьников желания активно и заинтересованно познавать растительный мир родного края; содействовать духовно-нравственному развитию учащихся; формирование активности и заинтересованности в познании растительного мира родного края, осознание его ценности; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; формирование убеждения в необходимости сохранения природы родного края; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
    2. Познавательные УУД: умения работать с текстом, делать выводы на основе полученной информации; понимание особенностей географического положения, климата и почвы Оренбургской области; умение работать с разными источниками информации о природных памятниках; знание методов исследования природы, основ фенологических наблюдений; стремление к познанию, пониманию особенностей среды обитания, приспособленности водорослей, мхов, папоротниковидных; понимание особенностей голосеменных растений, условий и мест их произрастания в Оренбургской области; понимание особенностей покрытосеменных растений, условий и мест их произрастания в Оренбургской области; понимание основ заготовки растительного сырья, изготовления гербариев, наблюдений за растениями; навыки исследовательской и проектной природоохранной деятельности; навыки определения грибов, пользования справочниками и определителями; навык биоиндикации, определение видов лишайников, умение выполнять творческие задания; навык сравнения разных экологических групп животных области (зависимость от условий обитания); навык выполнения простых учебных исследовательских и практических работ при знакомстве с разнообразием позвоночных животных родного края, определения особенностей, связанных с их образом жизни; умение строить речевые высказывания в устной и посменной форме; умение применять методы исследования следов жизнедеятельности животных, применять на практике полученные ранее знания; стремление к познанию сезонных изменений в жизни животных, обитающих на территории нашей области, приспособленности животных к меняющимся условиям среды; умение использовать в работе различные источники информации о разнообразии промысловых и опасных животных родного края; умение проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, навык смыслового чтения; умение выбирать и обосновывать наиболее эффективные действия по охране природы; умение выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи при определении лимитирующих факторов редких и исчезающих организмов области, делать обобщения и выводы; умение объяснять роль биологии в практической деятельности людей, объяснять природные явления.
    3. Регулятивные УУД: умения организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, оценить полученные результаты; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение применять на практике различные методы исследования природы, работать с текстовой информацией; навык установления причинно- следственных связей при определении факторов, влияющих на разнообразие растительного мира родного края; умение применять общие сведения о ядовитых растениях в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни; умение применять общие сведения о лекарственных растениях; умение применять на практике навык публичного выступления; умение составлять план действий по охране растений; навыки сравнения, сопоставления, формулирования выводов, самостоятельной работы с учебником; навык выполнения заданий в группе и индивидуально; установка и улучшение результатов учебной деятельности; навык объективной оценки результатов учебной деятельности; умение структурировать и знания о млекопитающих, ставить и достигать задачи по углублению знаний об экологических особенностях млекопитающих своей местности; умение применять сведения о промысловых и опасных животных в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни; умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, анализировать и делать выводы; умение оценивать экологическую обстановку наших дней; умение планировать, прогнозировать, предлагать пути решения экологических проблем; умение выбрать направление наблюдения и описания биологических объектов и процессов; провести биологический эксперимент и объяснить его результаты;
    4. Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; умение выполнять в группе практические работы по наблюдению за природой родного края; умение использовать в работе различные источники информации о флоре родного края; дивергентное мышление, навык активного участия в деловой игре, конструктивного общения; умение использовать в работе различные источники информации о разнообразии голосеменных и покрытосеменных растений , о разнообразии ядовитых и лекарственных растениях родного края; умение выполнять в группе практические работы по наблюдению за природой родного края, собирать и хранить растительное сырье; умение доброжелательно и уважительно общаться при работе в группе; толерантное отношение к окружающему миру, умение сотрудничать при проведении фенологических наблюдений; навык поддержки делового разговора, выражения своей точки зрения, ее обоснования; навык делового сотрудничества; навык учебного сотрудничества на основе уважения к другим людям; активное участие в групповом взаимодействии, понимание чувств и переживаний окружающих людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданий; способность строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

    Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

    Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

    -соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

    -соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

    Условия, обеспечивающие развитие УУД

    Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

    Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

    Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

    УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

    Краеведение — наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением — география, биология, геология, история, метеорология. Предмет биологического краеведения.

    *Практическая работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края

    I. Геологическая история и природные памятники Оренбургской области -2 ч .

    *Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

    II. Изучение природы. Методы изучения родного края. – 3ч.

    Основные методы исследования природы. Метод полевых наблюдений. Литературный метод. Сравнение. Описание. Измерение. Метод полевого сбора. Картографический метод. Статистический метод. Визуальный метод. Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами. Фотографирование и киносъемка. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Фенология. Основные понятия и термины фенологии. Феносигналы. Фенологические наблюдения. Понятие о биоиндикации. Организмы – индикаторы загрязнения окружающей среды.

    Экскурсия : Природа Родного края и методы ее исследования.

    III. Флора родного края-12 ч.

    Практические работы.
    1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

    Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии

    IV. Грибы и лишайники. – 3ч.

    Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов.

    Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение грибов и лишайников.

    Экскурсия : Растения. Грибы и лишайники местного биотопа.

    V. 6. Фауна родного края — 9 ч.

    Общая характеристика фауны области. Особенности животного мира Оренбуржья. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни.

    Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Природные достопримечательности животного мира Оренбуржья

    Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

    3.*Составление списков местных животных и растений.

    Экскурсия Животные родного края.

    VI. Охрана природы родного края

    * Составление красной книги своего района.

    VII . Человек и современные ландшафты — 2 ч.

    Итоговое занятие-2 ч.

    Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Конференция: «Судьба природы – наша судьба». Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.

    nsportal.ru

    Краеведение по биологии Оренбургской области

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Региональная программа по краеведению к курсу

    «Биологическое краеведение. Оренбургская область». 6 класс (или 5кл., или 7кл.)

    ( Общий объём курса- 34 часа)

    Мишакова Валентина Николаевна,

    к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ;

    Квасникова Лилия Алексеевна,

    учитель биологии Красноярской СОШ

    Илекского района (высшая категория)

    Образовательная программа «Биологическое краеведение. Оренбургская область содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии 6класса. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.

    Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы областного и местного значения, экологическое состояние природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов биотопа. Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы. Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств.

    Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям.

    Концептуальной основой данного курса являются идеи:

    — соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

    — деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

    Цели программы: способствовать духовно-ценностной и практической ориентации, социальной адаптации учащихся в их жизненном пространстве.

    Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:

    Расширение знаний о биологическом разнообразии, геологической истории родного края.

    Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.

    Воспитание нравственного и гуманистического отношения к природе и культурным ценностям родного края.

    Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.

    Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.

    Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня.

    Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

    — введение ФГОС на средней ступени школы;

    — соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

    — обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

    Новизна данного курса заключается в следующем:

    — данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;

    — данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

    Требования к уровню подготовки учащихся,

    обучающихся по данной программе

    Получить представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Оренбургской области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды, на здоровье человека.

    Научиться узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать в конкретной ситуации; соблюдать правила по охране окружающей среды.

    определения основных экологических понятий по краеведению;

    — о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; ко­личественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

    — законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исклю­чения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

    — об отношениях организмов в популяциях;

    — о строении и функционировании степных и лесостепных экосистем;

    — о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водо­ема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

    — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости попу­ляций, биоценозов, экосистем;

    — о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

    — о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные осо­бенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

    — о динамике отношений системы «природа-общество»;

    — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила ох­раны природы, правовые основы охраны природы);

    — о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лес­ных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и Оренбургской области, их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

    — о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воз­действие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России и Оренбургской области в охране редких и исчезающих видов).

    Учащиеся должны уметь:

    — решать простейшие экологические задачи;

    — использовать количественные показатели при обсуждении экологических вопросов;

    — объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и ус­тойчивости в популяциях и биоценозах;

    — строить графики простейших экологических зависимостей;

    — применять знания экологических правил при анализе различных видов хо­зяйственной деятельности;

    — использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природ­ных явлений.

    — определять уровень загрязнения воздуха и воды;

    — устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

    — объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

    — прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

    — проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных экологических проблем;

    — проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

    — уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

    — Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов,

    рефератов, исследовательских работ и презентаций.

    Формируемые ключевые компетентности:

    компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

    — компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

    — компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

    — компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

    — компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.

    Общее количество часов- 34 .

    I . Геологическая история и природные памятники Оренбургской области -2 ч.

    Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области.

    Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Характеристика почв области. Красота и величие Оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы.

    *Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

    II . Изучение природы. Методы изучения родного края. – 3ч.

    Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования.

    III . Флора родного края-12 ч.

    Разнообразие растений. Общая информация о флоре. Зональность. Ярусность. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Голосеменные, покрытосеменные Природные достопримечательности растительного мира Оренбуржья. Значение и роль растений в природе. Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта.

    Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

    Дикорастущие, ядовитые, лекарственные и пищевые растения Оренбургской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира.

    Практические работы.
    1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

    2. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.
    *Составление рефератов, сообщений, докладов об интересных растениях района.

    Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и кустарников в безлистном состояние

    IV . Грибы и лишайники. – 3ч.

    Экскурсия: Растения. Грибы и лишайники местного биотопа.

    V . 6. Фауна родного края — 9 ч.

    1.Изучение следов жизнедеятельности животных края.

    2. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.

    Экскурсия Животные родного края.

    *Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.
    *Наблюдения за птицами.

    VI . Охрана природы родного края

    Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки др. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Оренбургской области. Охраняемые территории Оренбургской области. Степной заповедник «Оренбургский».

    *Составление красной книги своего района.

    VII . Человек и современные ландшафты — 2 ч.

    Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду. Экологическое состояние природного ландшафта Оренбургской области. Влияние деятельности человека на степь. Загрязнение человеком окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма.

    Ландшафтотерапия. Зона отдыха «Уральская урема».

    Итоговое занятие-2 ч.

    Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Конференция: Судьба природы – наша судьба. Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.

    «Биологическое краеведение. Оренбургская область»

    (34часа, 1час резервное время, 1час в неделю)

    Предмет и задачи курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область»

    Геологическая история и природные памятники Оренбургской области

    Красота и величие оренбургских степей и пойменных лесов.

    Методы изучения родного края

    Методы исследования. Фенология. Феносигналы.

    Понятие о биоиндикации.

    Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования

    Флора родного края

    Разнообразие растений. Флора.

    Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные.

    Разнообразие растений. Голосеменные. Покрытосеменные.

    Урок-практикум. Ядовитые растения. Лекарственные растения.

    Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

    Урок – практикум. Дикорастущие растения. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев

    Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и кустарников в безлистном состояние

    Обобщающий урок по теме: Флора родного края

    infourok.ru