О некоторых проблемах проведения торгов на заключение договоров ОСАГО

Лыков Андрей Юрьевич, эксперт Красноярского УФАС России.

В статье анализируется ряд актуальных проблем, возникающих при проведении торгов на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе возможные способы злоупотребления страховщиками и организаторами торгов, пробелы и противоречия страхового и антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении государственного заказа. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: ОСАГО, торги, договоры, страховое, антимонопольное законодательство, страховщик.

On certain problems of conducting tenders for OMI contracts

The article analyses a number of topical problems arising in conducting tenders for OMI contracts including the possible ways of abuse by insurers and organizers of tenders, lacunas and controversies of insurance and anti-monopoly legislation and also legislation on placement of state order. The author’s conclusions can be used in law-application practice.

Key words: OMI, tenders, contracts, insurance, anti-monopoly legislation, insurer.

В настоящее время в связи с реформированием страхового и антимонопольного законодательства на практике возникает ряд актуальных проблем, требующих нормативного урегулирования. Наиболее остро протекают споры при проведении торгов на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности, так как на данном рынке услуг действуют только крупные представители данного рынка (законодательство предъявляет серьезные требования к страховщикам для оказания услуг в данной сфере), а суммы страхования исчисляются миллионами рублей по одному лоту. Осложняет ситуацию и тот факт, что споры по оспариванию результатов торгов ведутся между ограниченным количеством страховщиков, действующих на данном рынке услуг на территории Российской Федерации.

Правовые основы, регулирующие порядок оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установлены Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее — Постановление N 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).

Таким образом, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная (рассчитанная) в порядке, утвержденном Постановлением N 739, является фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановления N 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.

Справедливости ради следует отметить, что порой суды принимают решение вразрез с указанными нормами, неправильно истолковывая ч. 4 ст. 9 Закона об ОСАГО, указывая, что законодательством устанавливается только минимальный и максимальный размер страховой премии. Например, такую позицию можно встретить в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2010 г. по делу N А43-31029/2009. Кроме того, косвенно данные выводы подтверждаются и в Определении ВАС РФ от 24 декабря 2008 г. N 15064/08 по делу N А48-3976/07-7, Определении ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 15326/07 по делу N А03-15441/06-10, в которых идет речь о допустимости проведения запроса котировок в качестве способа размещения заказа на заключение договоров ОСАГО, единственным критерием определения победителя которого является цена контракта. При этом цена является одинаковой у всех участников заказа, поскольку страховые тарифы устанавливаются государством согласно Постановлению N 739.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 9 максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 3 этой статьи, — ее пятикратный размер. Здесь речь идет о пресекательном размере страховой премии, а не о диспозитивной возможности рассчитывать размер страховой премии в рамках ее минимального и максимального размера. Так как согласно Постановлению N 739 с учетом большого количества коэффициентов и различного вида автотранспортных средств сумма страховой премии по обязательному страхованию может не соответствовать балансу имущественных интересов. Именно с этой целью, т.е. для того чтобы не было существенной поляризации между владельцами различных автотранспортных средств в отношении суммы страховой премии, была принята норма, устанавливающая максимальный размер страховой премии и тем самым уравнивающая потенциальных страхователей гражданской ответственности.

Исходя из представленных аргументов, сумма страховой премии для конкретных автотранспортных средств является фиксированной и не должна изменяться.

Конкурсы на заключение договоров ОСАГО проводятся как государственными субъектами, так и субъектами естественных монополий. Так, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по страхованию ответственности.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон «О размещении заказов») заказчик должен указать начальную (максимальную) цену контракта, порядок формирования которой с учетом особенностей предмета торгов установлен Постановлением N 739. В силу данного обстоятельства организатор торгов указывает начальную (максимальную) цену контракта (страховую премию), руководствуясь страховым законодательством. Однако прямой обязанности рассчитывать страховую премию согласно данному Постановлению не устанавливается. Более того, в ст. 8 Закона об ОСАГО говорится о расчете страховых тарифов страховщиком, когда, как правило, заказчик и (или) уполномоченный орган не являются профессиональным страховщиком. Как следствие — начальная (максимальная) цена часто устанавливается произвольно, и подача заявок и цена, указанная в них, могут отличаться между собой, что создает условия для ограничения конкуренции и правильного определения победителя торгов.

Осложняют данную ситуацию и трудности расчета КБМ. КБМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный коэффициент влияет на размер страховой премии и является обязательным для ее расчета. Вместе с тем торги проводятся до окончания действия предыдущих договоров ОСАГО в связи с необходимостью отсутствия временного промежутка, при котором отсутствуют полисы ОСАГО.

Следовательно, формально КБМ не может быть рассчитан на дату проведения любых торгов, так как период предыдущего страхования, из которого он рассчитывается, еще не закончен.

В ситуации, когда начальная цена формируется и не устанавливается фиксированной организатором торгов, указанные обстоятельства также могут привести к ограничению конкуренции и нерациональному определению победителей торгов.

Кроме того, так как цена торгов по договорам ОСАГО является фиксированной, то требуется увеличить значимость других критериев, которые могут использоваться при проведении торгов, и порядок их расчета. В большинстве случаев в конкурсной документации используется только такой критерий, как «качество услуг и квалификация участника конкурса». При этом согласно пунктам 27, 28 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», использование или неиспользование показателей для данного критерия остается диспозитивным. При отсутствии показателей отсутствует и необходимость в указании порядка их расчета для сравнения конкурсных предложений. Последнее обстоятельно, с учетом того что цена фиксирована, оставляет принятие решения о победителе конкурса полностью на усмотрение конкурсной комиссии, которая не будет руководствоваться никакими формальными критериями, кроме как личными убеждениями ее членов.

Для устранения данных пробелов в праве необходимо произвести следующие законодательные изменения. Во-первых, установить норму закона, согласно которой расчет цены для торгов на право заключения договоров ОСАГО осуществляется лицом, которое проводит торги. При этом вся ответственность должна возлагаться на указанное лицо, и в случае необходимости для правильного расчета оно может обращаться за заключением профессионального страховщика для определения начальной цены контракта. Во-вторых, требуется установить норму закона, согласно которой в содержании конкурсной документации на заключение договоров ОСАГО необходимо установление прямого правила, согласно которому цена является фиксированной и не может отличаться от изначально установленной цены. В-третьих, необходимо установление порядка определения КБМ на момент, когда действие предыдущих договоров страхования, из которых он рассчитывается, не окончено. В-четвертых, требуется увеличить значимость других критериев торгов на заключение договоров ОСАГО, кроме цены. Так как установление критерия «цена» в торгах на данный момент является формальным соблюдением требований Закона «О размещении заказов». В-пятых, ввести требование об обязательном использовании показателей и определении порядка их расчета при использовании на торгах на заключение договоров ОСАГО критерия «качество услуг и квалификация участника». В-шестых, необходимо ввести прямой запрет на проведение торгов в форме открытого аукциона и на запрос котировок для заключения договоров ОСАГО, так как данные способы определения победителя противоречат страховому законодательству и публичной природе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Указанные нормы исключат неопределенность в правоотношениях и злоупотребление со стороны недобросовестных субъектов.

wiselawyer.ru

ОСАГО по 44фз

ОСАГО по 44фз

rechflot » 15 янв 2014, 08:44

tdutybq66 » 17 янв 2014, 14:42

borei » 17 фев 2014, 17:25

ES_MAP » 17 фев 2014, 19:43

Останин » 26 фев 2014, 18:33

ES_MAP » 26 фев 2014, 20:45

Останин » 27 фев 2014, 11:43

Re: ОСАГО по 44фз

ES_MAP » 17 мар 2014, 22:29

Чтобы не задавать этот вопрос занятым людям, прежде надо самому попытаться ответить на него — ещё до того как отдать КД на утверждение.
Вероятность регистрации двух конвертов с заявками в одно и то же время равна нулю.
Чем подробней и точней пропишете порядок приёма и регистрации конвертов с заявками, тем меньше шансов вернуться к заданному Вами вопросу .

rechflot » 26 мар 2014, 11:21

ABRVAL » 26 мар 2014, 11:52

rechflot » 26 мар 2014, 12:07

rechflot » 26 мар 2014, 12:11

Oazis » 04 апр 2014, 10:21

Ksanator » 22 сен 2014, 14:48

Ilia » 22 сен 2014, 19:28

SergeiKU » 20 мар 2015, 10:40

Всем привет! Мы бюджетники работаем оп 44-ФЗ. У нас вот такой вопрос:
объявили открытый конкурс на ОСАГО с ценой 550 т.руб.
начальную цену рассчитали по методу сопоставимых рыночных в связи с тем, что согласно Указанию Банка России от 19 сентября 2014г. № 3384-У тарифная ставка может быть в пределах минимального значения и максимального.
И вот день вскрытия конвертов, было несколько участников, и один из них предложил цену ниже 25% НМЦК.
Данный участник соответствовал всем требованиям КД, следовательно отклонять мы его не стали, потому как я не нашел оснований, и он был признан победителем.

Как бы поступили Вы?

Проходит 14 дней со дня рассмотрения заявок, мы заключаем контракт с победителем. На следующий день приходит письмо из ФАС о том что подана жалоба на действия Заказчика и конкурсной комиссии, комиссия не отклонила участника снизившего цену более 25%, и конкурс был проведен с нарушением Закона о конкуренции 135-ФЗ. В письме так же указано на то что до вынесения решения по жалобе приостановить конкурс в части заключения контракта. (Он заключен и размещен на оф сайте закупок).
http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action . Id=1523852 — ссылка на жалобу

Что делать нам? и как бы поступили Вы?

Сегодня будет рассмотрение жалобы. Как думаете какое решение примет ФАС?

www.tendery.ru

Особенности закупки услуг ОСАГО

Статьи по теме

Рассмотрим в статье конкурентные способы выбора страховой компании, расчет НМЦК, особенности заключения контракта ОСАГО и размер его обеспечения.

Как показывает практика, заключение контрактов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) – одна из самых распространенных закупок среди заказчиков всех уровней бюджетного финансирования. Приобретая полис, учреждение должно руководствоваться не только положениями законодательства в области закупок, но и нормами регулирования рынка страховых услуг.

Конкурентные способы выбора страховой компании

Самый простой способ приобрести полисы ОСАГО – это заключить контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Но в конце года лимиты на такие закупки обычно уже исчерпаны.

К тому же цена контракта может значительно превышать разрешенные пределы в 100 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно. В этом случае учреждению придется провести торги.

Первым делом заказчик должен выбрать способ определения страховщика.

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

На практике чаще всего проводят конкурс. Это связано с тем, что ранее тарифы ОСАГО устанавливало Правительство РФ. Учреждения практически не прибегали к запросам котировок и аукционам для таких закупок, поскольку участники не имели права снижать НМЦК (определение ВАС РФ от 21 ноября 2012 г. № ВАС-14998/12). В настоящий момент страховщик вправе определить размер страховых тарифов самостоятельно исходя из минимальных и максимальных значений, установленных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У (далее – Указание № 3384-У). Такой тарифный коридор позволяет участникам закупок использовать методы ценовой конкуренции.

Поэтому закупка услуг ОСАГО с помощью, к примеру, запроса котировок вполне соответствует нормам Закона № 44-ФЗ.

При проведении конкурса учреждение может применить следующие критерии для оценки заявок:

  • минимальный срок проведения экспертизы и оценки ущерба;
  • минимальный срок страховой выплаты после проведения экспертизы;
  • возможность доставки страховых полисов по адресу заказчика;
  • возможность подачи заявки на страхование по электронной почте;
  • класс надежности страховой компании по шкале какого-либо рейтингового агентства и др.

Каким способом закупать страхование автомобилей? Можем ли мы провести закупку услуг ОСАГО запросом котировок или необходим открытый конкурс?

Расчет НМЦК

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта следует использовать тарифный метод. Тарифы ОСАГО формируют исходя из закрытого перечня коэффициентов, установленных Указанием № 3384-У. Цена закупки складывается из сумм страховых премий за каждое транспортное средство учреждения. При этом каждую страховую премию надо рассчитать по формуле, предусмотренной Указанием № 3384-У (приложение № 4), с учетом предельных (максимальных) базовых ставок тарифа ОСАГО.

Важно запомнить!

НМЦК на закупку услуг ОСАГО должна быть рассчитана строго с применением формулы из Указания № 3384-У (решение Челябинского УФАС России от 3 сентября 2015 г. по делу № 559-ж/2015).

Пример

Заказчик приобретает полис ОСАГО на автомобиль ГАЗ-31105 2008 года выпуска.

Мощность двигателя – 131 л. с. Территория преимущественного использования транспортного средства – г. Севастополь.

Формула для расчета страховой премии:

Т = ТБ × КТ × КБМ × КО × КМ × КС × КН × КПр,

где ТБ – базовая ставка страхового тарифа (ее максимальное значение);

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования данного транспортного средства;

КБМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент «бонус-малус»);

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (для юридических лиц этот коэффициент всегда равен 1,8);

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE»);

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КН – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия нарушений правил страхования;

КПр – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия прицепа к транспортному средству.

Итак, взяв максимальную базовую ставку страхового тарифа и коэффициенты из Указания № 3384-У, получим сумму страховой премии:

3087 руб. × 0,6 × 1 × 1,8 × 1,4 × 1 × 1 × 1 = 4667,55 руб.

Образец оформления расчета НМЦК

Извещение о закупке

Учитывая специфику расчета НМЦК по услугам ОСАГО, укажите в извещении о проведении закупки тип и марку каждого транспортного средства, номер регистрационного знака, год выпуска, срок технического осмотра, срок страхования. Потенциальным страховщикам понадобится также идентификационный номер транспортного средства, чтобы с помощью автоматизированной информационной системы правильно рассчитать коэффициент КБМ («бонус-малус»).

На заметку

В документации о закупке укажите сведения об идентификационных номерах транспортных средств (решение Иркутского УФАС России от 11 августа 2015 г. по делу № 379)

При подготовке документации и извещения также обратите внимание на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Эта норма предписывает заказчикам выставлять условия о соответствии потенциальных контрагентов единым требованиям.

Учтите, что, согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ ), страховая организация должна иметь лицензию. Поэтому требование о ее наличии надо прописать в документации о закупке.

Актуальную информацию о наличии лицензии можно проверить на официальном сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».

Электронный аукцион признали законным способом закупки

Несмотря на введенный указанием № 3384У «тарифный коридор» на услуги ОСАГО, у многих до сих пор возникает вопрос о правомерности такой закупки путем электронного аукциона. Ведь в результате торгов участники могут значительно снизить НМЦК вопреки действующим тарифным ставкам. Но вот чиновники УФАС России по Свердловской области посчитали, что, выбрав такой способ определения поставщика, заказчик действовал правомерно (решение от 20 августа 2015 г. по делу № 1120-З). Контролеры подчеркнули, что учреждения могут проводить такие торги для закупки любых видов услуг, даже не включенных в специальный «аукционный» перечень (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Квалифицированные заказчики тщательно прорабатывают проект контракта. Почему? Во-первых, проект контракта регламентирует всю дальнейшую работу с поставщиком. Во всех претензиях и судебных разбирательствах вы будете опираться именно на условия контракта. Во-вторых, когда вы заключаете контракт с победителем закупки, в проекте вы меняете только цену, условия и информацию о товаре: приписываете их с заявки. Вносить еще какие-то изменения нельзя — незаконно, поэтому важно проработать контракт заблаговременно. Мы выписали все условия безупречного контракта и показали их на наглядных примерах. Смотрите, что написать в проекте, чтоб не получить предписание от контролера и комфортно работать с поставщиком.

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Особенности заключения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта равен общей стоимости страховых полисов.

Будьте внимательны при составлении проекта контракта. Ведь при его формировании помимо норм Закона № 44-ФЗ необходимо учесть требования Закона № 40-ФЗ. Важно установить перечень страховых случаев, размеры страховой премии и страховых выплат. Согласно правилам статьи 10 Закона № 40-ФЗ, срок действия договора обязательного страхования составляет один год.

Кроме того, имеет смысл указать в проекте контракта срок оформления и доставки полисов. Например, так: «Надлежащим образом оформленный полис страхования должен быть доставлен по адресу Заказчика не позднее трех дней с момента подачи заявки на оформление полиса». Не забудьте в качестве приложения в контракту оформить список транспортных средств.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Размер обеспечения

При заключении контракта на оказание услуг ОСАГО заказчик выплачивает страховую премию до получения полиса на соответствующее транспортное средство. Таким образом, страховщик получает предоплату.

Поскольку аванс в этом случае может превысить 30 процентов НМЦК, то обеспечение исполнения контракта нужно установить в размере такой предоплаты (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Напомним, что в некоторых ситуациях требовать обеспечение исполнения контракта – это право, а не обязанность заказчика (ч. 2, 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

www.pro-goszakaz.ru

Аукцион по ОСАГО

Аукцион по ОСАГО

Сферовский » 31 дек 2014, 12:24

Vitaliy » 01 янв 2015, 18:35

Re: Аукцион по ОСАГО

Сферовский » 02 янв 2015, 05:47

Просто Петр » 04 янв 2015, 08:41

Чуть последил.Для полноты картины расширим рамки. Обращу внимание, что ВСК получила по носу в тем же самым методом, причем на процедуре в Омском АС( тока рассматривали почему-то в Новосибирске), а в Воронеже у них тоже прокатило
Для заинтересовавшихся ОСАГО- ссылка на решения- http://solutions.fas.gov.ru/search?utf8 . der_by=rel

читатель1965 » 05 янв 2015, 21:46

Константин777 » 08 янв 2015, 06:01

gyzia » 12 янв 2015, 07:34

Просто Петр » 12 янв 2015, 08:01

Егор » 12 фев 2015, 13:57

Константин777 » 13 фев 2015, 07:31

Егор » 13 фев 2015, 11:05

Меня ничего, а начальник говорит в прошлый год был конкурс, и другое нельзя делать ибо ставки фиксированные и в каком-то перечни состоят. Я вот и решил у более опытных коллег проконсультироваться) .

Константин777 » 13 фев 2015, 11:50

Егор » 13 фев 2015, 13:54

спасибо) А вот тогда подскажите еще такой вопрос, я внесу изменение в п-г, там стоит «конкурс», удаляю строку эту и переношу в ед.п до 100тыс. или оставляю эту строчку, пишу в графе -непредвиденные обстоятельства- а в цене ставлю 0 ? не очень понимаю механизм переноса или отмены конкурсной процедуры в п-г (, и до кучи вопрос, где-то регламентировано должен я измененный п-г подписывать у руководителя или можно просто в элктр. виде без подписи вывешивать ?