Апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 октября 2013 г. N 33-4423/2013 (ключевые темы: следственный комитет — обязательства имущественного характера — сведения о доходах — коррупция — надзор за исполнением законов)
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 июля 2013 г., которым заявление И.О. прокурора Калининградской области удовлетворено.
Решение и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета России по Калининградской области С.А.Ю., об отказе в предоставлении сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей в целях проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год признано незаконным.
На должностных лиц следственного управления Следственного комитета России по Калининградской области возложена обязанность по предоставлению в прокуратуру Калининградской области сведений в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год:
— место регистрации, жительства и (или) пребывания;
— вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
Заслушав доклад судьи З.А.М., объяснения представителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области — О.Ю.М., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения прокурора Р.В.А., возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила:
И.о. прокурора Калининградской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой области проводится проверка соблюдения законодательства по организации профилактики коррупционных нарушений, в том числе обеспечения обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудниками следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области.
В целях проверки достоверности представленных сотрудниками следственного управления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супругов (супруги) несовершеннолетних детей 08.05.2013 в порядке статей 6 , 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области направлено требование о предоставлении в срок до 17.05.2013 сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей, а также по иным вопросам, связанным с исполнением требований действующего законодательства.
В предоставлении указанных сведений в части указа выходных данных сотрудников управления, членов их семей для проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области письмом от 14.05.2013 прокурору области было отказано со ссылкой на ст. 88 ТК РФ о запрете работодателю сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Данный отказ полагает несостоятельным и противоречащим требованиям Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» , «О следственном комитете Российской Федерации» , «О противодействии коррупции» , Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», утвержденному Национальному плану противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Просил признать отказ И.О. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области А.Ю.С., выразившийся в отказе в предоставлении сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей в целях проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, незаконным. Понудить должностных лиц следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области предоставить в прокуратуру Калининградской области сведения в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, а именно:
В апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Согласно ч. 2.1. ст. 4 данного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Таким образом, Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право при осуществлении возложенных на них полномочий, осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации, а также, проверять исполнение законодательства как при наличии сообщения о его нарушениях, так и самостоятельно выявлять нарушения в целях проверки соблюдения законодательства. С этой целью прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц вышеуказанных органов, представления необходимых документов и сведений, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Следовательно, в рамках проведения проверок исполнения законодательства, в том числе, о противодействии коррупции, генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры вправе требовать и получать доступ к личным делам, в том числе к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемым работниками проверяемых органов, а также к иным необходимым материалам и сведениям независимо от наличия информации о конкретных нарушениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» (с внесенными изменениями и дополнениями) следует, что Следственный комитет Российской Федерации (далее также — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Из положений, содержащихся в ст. 44 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации», следует, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Таким образом, в указанной статье прямо указано об использовании прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов Следственным комитетом, полномочий, предоставленных федеральным, а не только уголовно-процессуальным законодательством . При этом, круг вопросов, по которым осуществляется прокурорский надзор, законодательством не ограничен.
В связи с чем, доводы заинтересованного лица об отсутствии у Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров полномочий на осуществление надзорной деятельности в отношении органов Следственного комитета РФ, за исключением осуществления надзорных полномочий в раках уголовно-процессуального законодательства не состоятельны и прямо противоречат, в том числе, требованиям Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации».
Отказ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области в предоставлении в прокуратуру Калининградской области сведений в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, препятствует осуществлению прокуратурой области полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», по установлению конкретных нарушений закона и затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, вытекающие из, охраняемых законом публичных интересов, связанных с противодействием коррупции.
Решение суда соответствует закону. Оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 июля оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
www.garant.ru
Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 8 г. Москва «Об утверждении порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете Российской Федерации»
Изменения и поправки
Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 апреля 2013 г.
Регистрационный N 28204
Во исполнение пункта 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2544; 2010, N 3, ст. 274; 2012, N 12, ст. 1391), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующего кадровую работу, и заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителя Главного военного следственного управления.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
генерал-полковник юстиции А. Бастрыкин
Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Следственном комитете Российской Федерации
1. Настоящий Порядок представления сведений регулирует представление гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации (далее — граждане), и федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации (далее — государственные служащие) сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в виде справок, форма которых утверждена Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
3. Гражданин при назначении на должность федеральной государственной службы (далее — должности государственной службы) представляет:
а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или по месту замещения выборной должности, а также пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы; сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности; сведения о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).
4. Государственный служащий представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в двух экземплярах:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в управление кадров Следственного комитета Российской Федерации (далее — управление кадров) гражданами при назначении на должности государственной службы в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации, на должности руководителей главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений и следственных отделов (далее — территориальные следственные органы), учреждений и организаций Следственного комитета Российской Федерации и их заместителей, а также государственными служащими, замещающими должности в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации, должности руководителей территориальных следственных органов, учреждений и организаций и их заместителей.
6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровые подразделения территориальных следственных органов (далее — кадровые подразделения) гражданами при назначении на должности государственной службы в территориальных следственных органах и государственными служащими, замещающими должности в территориальных следственных органах (за исключением должностей руководителей территориальных следственных органов и их заместителей).
7. В целях надлежащей организации приема сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в управлении кадров или в кадровых подразделениях распоряжением соответствующих руководителей определяются работники, ответственные за прием указанных сведений (далее — ответственный работник).
Ответственный работник не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, направляет государственным служащим напоминания о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
8. Ответственный работник при получении от государственного служащего справок:
в течение 5 рабочих дней проверяет полноту и правильность заполнения справки и в случае отсутствия замечаний по оформлению справок ставит отметку о принятии данных документов с указанием даты принятия, должности, ФИО и подписи работника, принявшего справки;
не позднее следующего дня с момента окончания указанной проверки направляет государственному служащему второй экземпляр справки с соответствующими отметками о принятии документов.
9. Подлинники справок в течение 5 рабочих дней со дня направления государственному служащему второго экземпляра справки приобщаются к материалам личного дела государственного служащего.
10. В том случае, если гражданин или государственный служащий обнаружил, что в представленных ими в управление кадров или кадровые подразделения сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения (справки).
Уточненные сведения (справки), представленные государственными служащими в течение трех месяцев после истечения срока, указанного в абзаце первом пункта 4 настоящего Порядка представления сведений, не считаются представленными с нарушением срока.
Прием уточненных сведений (справок) осуществляется в порядке, определенном в пункте 8 настоящего Порядка представления сведений.
11. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации, а также государственными служащими, замещающими такие должности, направляются ответственным работником в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.
12. В случае непредставления по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению:
в отношении федеральных государственных гражданских служащих — соответствующими комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
в отношении сотрудников — соответствующими аттестационными комиссиями.
13. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Порядком представления сведений гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Порядком представления сведений гражданами и государственными служащими, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
В том случае, если сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральным законом отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, они представляются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Порядка представления сведений и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2546; 2010, N 3, ст. 274), размещаются на официальных сайтах Следственного комитета Российской Федерации и сайтах территориальных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
16. Ответственные работники, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или использовании их в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. В том случае, если гражданин или государственный служащий, представивший справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не был назначен на должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616), а также в перечень должностей государственной службы, утвержденный приказом Следственного комитета Российской Федерации от 28.09.2012 N 67 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России 27.11.2012, регистрационный N 25938), эти справки возвращаются им по их письменному заявлению вместе с другими документами.
18. Возврат документов осуществляется ответственными работниками в следующем порядке:
в течение 2 рабочих дней после принятия решения об отказе гражданину (государственному служащему) в назначении на государственную должность ему направляется уведомление о возможности возврата документов и необходимости с этой целью представления соответствующего заявления;
в случае поступления заявления гражданина (государственного служащего) о выдаче ему документов на руки они выдаются ему лично под роспись;
в том случае, если в заявлении гражданина (государственного служащего) содержится просьба о выдаче документов на руки, однако он в течение 30 рабочих дней не явился для получения документов, документы в течение 3 лет хранятся в архиве центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (территориального следственного органа), после чего подлежат уничтожению.
Если в заявлении гражданина (государственного служащего) содержится просьба о выдаче документов на руки третьим лицам, к заявлению должна быть приложена доверенность, оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Выдача документов третьим лицам, указанным в заявлении, осуществляется в порядке, установленном в абзацах третьем и четвертом данного пункта.
19. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о доходах следственного комитета
Лекторы: В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, А. В. Мазуров. Слушателям программы выдаётся удостоверение установленного образца!
Что изменилось в Законе № 223-ФЗ в 2018 году, вы узнаете на программе, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 октября 2013 г. N 33-4423/2013 (ключевые темы: следственный комитет — обязательства имущественного характера — сведения о доходах — коррупция — надзор за исполнением законов)
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 октября 2013 г. N 33-4423/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 июля 2013 г., которым заявление И.О. прокурора Калининградской области удовлетворено.
Решение и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета России по Калининградской области С.А.Ю., об отказе в предоставлении сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей в целях проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год признано незаконным.
На должностных лиц следственного управления Следственного комитета России по Калининградской области возложена обязанность по предоставлению в прокуратуру Калининградской области сведений в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год:
— фамилия, имя отчество;
— дата и место рождения;
— должность и место работы (службы);
— идентификационный номер налогоплательщика.
Заслушав доклад судьи З.А.М., объяснения представителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области — О.Ю.М., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения прокурора Р.В.А., возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила:
И.о. прокурора Калининградской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой области проводится проверка соблюдения законодательства по организации профилактики коррупционных нарушений, в том числе обеспечения обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудниками следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области.
В целях проверки достоверности представленных сотрудниками следственного управления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супругов (супруги) несовершеннолетних детей 08.05.2013 в порядке статей 6 , 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области направлено требование о предоставлении в срок до 17.05.2013 сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей, а также по иным вопросам, связанным с исполнением требований действующего законодательства.
В предоставлении указанных сведений в части указа выходных данных сотрудников управления, членов их семей для проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области письмом от 14.05.2013 прокурору области было отказано со ссылкой на ст. 88 ТК РФ о запрете работодателю сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Данный отказ полагает несостоятельным и противоречащим требованиям Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» , «О следственном комитете Российской Федерации» , «О противодействии коррупции» , Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», утвержденному Национальному плану противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Просил признать отказ И.О. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области А.Ю.С., выразившийся в отказе в предоставлении сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей в целях проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, незаконным. Понудить должностных лиц следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области предоставить в прокуратуру Калининградской области сведения в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, а именно:
— фамилия, имя, отчество;
— место регистрации и место работы (службы);
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с. внесенными изменениями и дополнениями) прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 данной статьи в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, Субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В силу ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1 , 22 , 27 , 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на то, что в части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не указаны Следственный комитет РФ и входящие в его структуру следственные органы, несостоятельна, поскольку данная норма не содержит перечень конкретных органов, организаций и лиц, в отношении которых прокуратурой осуществляется надзор. Из положений указанной нормы и содержания ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» следует, что прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением и исполнением законов всеми государственными органами федерального уровня, к которым, безусловно, относится Следственный комитет РФ и его территориальные подразделения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Следовательно, в рамках проведения проверок исполнения законодательства, в том числе, о противодействии коррупции, генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры вправе требовать и получать доступ к личным делам, в том числе к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемым работниками проверяемых органов, а также к иным необходимым материалам и сведениям независимо от наличия информации о конкретных нарушениях.
При этом, в системе государственных органов Российской Федерации отсутствуют органы, в отношении которых законодательно установлена невозможность надзора за их деятельностью со стороны органов прокуратуры.
В связи с чем, доводы заинтересованного лица об отсутствии у Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров полномочий на осуществление надзорной деятельности в отношении органов Следственного комитета РФ, за исключением осуществления надзорных полномочий в раках уголовно-процессуального законодательства не состоятельны и прямо противоречат, в том числе, требованиям Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации».
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться суд в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Отказ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области в предоставлении в прокуратуру Калининградской области сведений в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, препятствует осуществлению прокуратурой области полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», по установлению конкретных нарушений закона и затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, вытекающие из, охраняемых законом публичных интересов, связанных с противодействием коррупции.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
webcache.googleusercontent.com