Статья 11. Срок полномочий судьи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения

Статья 11. Срок полномочий судьи

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

Положение пункта 1 настоящей статьи о предельном возрасте пребывания в должности судьи распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ возраста 65 лет, за исключением судей, назначенных на должность в первый раз сроком на три года

1. Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Положения пункта 3 настоящей статьи о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяется на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении срока полномочий прежде назначенных (избранных) судей

3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

4. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 9-П пункт 5 статьи 11 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования не обеспечивает согласованность организационных условий осуществления полномочий судьи, назначенного во время рассмотрения им уголовного дела на должность судьи в другой суд, с обусловленным Конституцией РФ требованием Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении уголовного дела неизменным составом суда и тем самым порождает неопределенность в вопросе о возможности продолжения рассмотрения таким судьей уголовного дела по существу

5. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ в пункт 6 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Полномочия судьи федерального суда прекращаются:

в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;

на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Должность председателя Конституционного суда РФ; биография Валерия Зорькина

В 2003 году председателем Конституционного Суда вновь был избран Валерий Зорькин /переизбран в 2006 и 2009 годах/

Фото ИТАР-ТАСС

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Вместе с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ он представляет судебную власть РФ. Предшественником КС РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР, который существовал с 1989 по 1991 год.

В апреле 1992 года шестой Съезд народных депутатов РФ уточнил статус Суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями Конституцию РФ.

КС РФ был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 года и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19-ти судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента РФ. Судьи КС несменяемы. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. На председателя Конституционного Суда установленный предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства /ранее они избирались на эти должности судьями КС РФ/. Кроме того, был увеличен срок полномочий председателя Конституционного Суда с 3 до 6 лет /по аналогии с Верховным и Высшим Арбитражным Судами/.

За более чем 20-летнюю историю суда его руководство менялось несколько раз: с 1991 по 1993 год должность председателя занимал Валерий Зорькин; с 1993 по 1995 год обязанности главы КС исполнял Николай Витрук; в период с 1995 по 1997 год Конституционный Суд возглавлял Владимир Туманов, а с 1997 года должность главы КС занимал Марат Баглай. В 2003 году председателем Конституционного Суда вновь был избран Валерий Зорькин /переизбран в 2006 и 2009 годах/.

Зорькин Валерий Дмитриевич родился 18 февраля 1943 года в с. Константиновка Приморского края.

В 1964 году окончил юридический факультет Московского государственного университета /МГУ/ по специальности «правоведение».

Доктор юридических наук, профессор.

1964-1979 гг. — старший преподаватель, доцент юридического факультета МГУ.

1979-1986 гг. — профессор кафедры конституционного права и теории государства и права Академии МВД СССР. С 1986 года — профессор кафедры государственных правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР.

1990-1991 гг. — руководитель группы экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов России.

29 октября 1991 года избран судьей Конституционного Суда РФ.

С ноября 1991 по октябрь 1993 годов — председатель Конституционного Суда РФ. 6 октября 1993 года ушел в отставку с поста председателя КС РФ, сохранив членство в суде.

С 21 февраля 2003 года — председатель Конституционного Суда РФ /21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года переизбран председателем КС РФ/.

Автор ряда монографий, в том числе книг «Власть и право» и «Правовое государство».

Заслуженный юрист РФ.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» П и Ш степеней.

tass.ru

§ 2. Статус судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны и т.д.
Вместе с тем применительно к членам Конституционного Суда имеются особенности в порядке их назначения, сроках полномочий, полномочиях, организации работы, которые определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судьи Конституционного Суда РФ не избираются, а назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судьи Конституци

онного Суда Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).
Срок полномочий членов Конституционного Суда — 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет[239]. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого Суда определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
Для членов Конституционного Суда установлены более высокий возрастной ценз — не менее 40 лет и другие квалификационные требования — стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права, включая моральный ценз — наличие безупречной репутации.
По сравнению с другими судьями должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, они не только не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, но и поддерживать их материально. Им запрещена всякая политическая деятельность, в том числе участие в политических акциях, политическая пропаганда и агитация, участие в избирательных кампаниях, присутствие на съездах и конференциях политических партий и движений и т.д. Судьи Конституционного Суда не могут входить в руководящий состав не только политических партий, но и любых других политических объединений (ст. 11).

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение в вопросе, который изучает, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения Суда. Этот запрет обусловлен интересами беспристрастного рассмотрения дел, по сути дела, лишает судей Конституционного Суда возможности публично размышлять о проблемах Конституции, участвовать в публичных дискуссиях. Комментируя свое избрание на пост Председателя Конституционного Суда РФ, В.Д. Зорькин обратил внимание на два важных аспекта: если право называют математикой свободы, то в этом смысле судьи Конституционного Суда РФ должны ощущать центр свободы в виде Конституции РФ; вмешиваться в политику недопустимо ни для Конституционного Суда, ни для судьи, а сама она должна быть облечена в право1.
Закрепляя несменяемость судей Конституционного Суда, Закон (ст. 17) устанавливает основания приостановления их полномочий. Это допускается лишь по двум основаниям: если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, а также в случае болезни судьи, лишающей его способности выполнять свои обязанности.

Такая акция осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления указанных оснований.
Временное отстранение судьи Конституционного Суда от исполнения им своих обязанностей, каковым по сути является приостановление его полномочий по указанным основаниям, исключает возможность его участия в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие- либо документы и иную информацию. Однако это не лишает его других гарантий, установленных законом и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).
Что касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, т.е. его полного отстранения от исполнения должностных обязанностей, оно может быть сделано по следующим основаниям: нарушение порядка назначения на должность судьи (производится Советом Федерации по представлению Конститу

ционного Суда); истечение срока полномочий судьи; личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий; утрата судьей гражданства РФ; вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда, принятому большинством не менее 2/з от общего числа судей); продолжение, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи; неучастие в заседаниях Суда и уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление в установленным порядке умершим; смерть судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Наличие того либо иного основания для прекращения полномочий судьи констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст. 18).
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм закона, Федерального закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда (по решению Суда) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи (ст. 15).
Снятие неприкосновенности с конституционных судей вправе произвести только сам Конституционный Суд. Занимая особое место в судебной системе, Конституционный Суд не имеет организационно отделенных органов судейского сообщества (собрания судей, съезды и советы судей, квалификационные коллегии), а функции и полномочия последних выполняет он сам. Назначен
ным на должность судьи Конституционного Суда указом Президента РФ присваиваются квалификационные классы[240].
Независимо от сроков пребывания в должности все судьи Конституционного Суда имеют равные права. Им предоставлены значительные материальные гарантии независимости — материального и социального обеспечения, уровень которых не может быть ниже аналогичных гарантий судей иных федеральных судов[241], а также гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.

uchebnik.online

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ — Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.
  • Структура конституционного суда

    Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 — в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

    Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

    Основные полномочия КС РФ

    Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.
  • Кто может быть Председателем КС РФ?

    Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

    • Быть гражданином России.
    • Возраст к вступлению на должность — не менее 40 лет.
    • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
    • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
    • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.
    • Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

      Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

      Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

      Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

      Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

    • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
    • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
    • Письменное заявление.
    • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
    • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
    • Смерть.
    • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
    • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

    В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

    Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда РФ — Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому способу избрания занял свою должность уже в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награждённый орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней.

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба — заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

Срок полномочий

После вступления поправок в НПА «О Конституционном Суде РФ» в 2009 году Председатель Конституционного Суда РФ назначается палатой парламента на шесть лет. На этот же срок вступают на свой пост и его замы. По прошествии шести лет должностное лицо исполняет свои профессиональные обязанности до назначения нового лица. Стоит отметить, что после окончания срока действия полномочий они могут быть переизбраны на свой пост.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.
  • Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, — издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

    Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

    Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  • По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  • В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  • По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.
  • Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

    Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.
  • Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

    На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

    Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

    В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

    Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

    Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

    Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

    Заключение

    Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

    Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

    Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.

    businessman.ru

    Возрасту не подсуден

    Валерий Зорькин сможет председательствовать в КС и после 2012 года

    Дмитрий Медведев предложил отменить возрастное ограничение в 70 лет для председателя Конституционного суда. После окончания срока полномочий нынешнего главы КС Валерия Зорькина в 2012 году эта поправка может понадобиться лишь ему и еще трем судьям. Поправка может быть нацелена на переназначение Зорькина в 2012 году, говорят в КС.

    В понедельник президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской федерации». В полдень на сайте Кремля была опубликована справка Государственно-правового управления к законопроекту. Справка подробно описывала процедуру «оптимизации процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения её эффективности». Речь шла о возможности рассмотрения дел определенной категории без проведений слушаний и придания соответствующим решениям статуса постановления. В конце обширной справки скромно упоминались «некоторые другие» нормы ФКЗ, которые предложил изменить президент, а именно отмена предельного возраста (70 лет) для председателя Конституционного суда. Остальные судьи КС по-прежнему могут работать лишь до семидесяти лет.

    «Это любопытно», — отреагировал на новость судья КС в отставке Анатолий Кононов. Собеседники «Газеты.Ru» в суде удивлены сообщением: ранее такой вариант с судьями не обсуждался. «Да, это главная новость законопроекта», — признается источник «Газеты.Ru» в Кремле.

    Можно без слушаний

    Законопроектом «О внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» предлагается несколько изменений в.

    Дело в том, что президентская поправка выглядит несколько персонифицированной. Срок нынешнего председателя КС Валерия Зорькина заканчивается в феврале 2012 года, к этому моменту ему исполнится 69 лет. Новый председатель, согласно принятым недавно поправкам в закон о Конституционном суде, назначается Советом федерации по представлению президента из числа действующих судей на срок шесть лет. До 2012 года семьдесят лет ни одному из 19 судей КС не исполнится, то есть на пенсию в силу возраста никто не уйдет.

    Таким образом, если КС в ближайшие полтора года не ожидает «внеплановая» замена одного из судей, после сложения полномочий Зорькина президент будет иметь выбор из 19 судей, большинству из которых в следующие шесть лет семядесятилетие не грозит. Однако для четырех судей (при гипотетическом назначении) возрастной ценз может существенно сократить председательский срок: Геннадию Жилину (в 2012 году ему будет 66), Михаилу Клеандрову (66 в 2012), Николаю Селезневу (67) и действующему председателю Валерию Зорькину. Предложение президента об отмене предельного возраста для председателя позволяет любому из них руководить работой суда до конца шестилетнего срока.

    Возникает ощущение, что поправка принимается под конкретную персону, соглашается судья КС в отставке Тамара Морщакова. Собеседник в КС допускает, что поправка вносится для сохранения председательского поста за Зорькиным, самым пожилым в нынешнем составе органа. По предположению Морщаковой, поправка вряд ли нацелена на сохранение власти за Зорькиным.

    «Эта норма не персонифицируется», — заявил журналистам председатель думского комитета по конституционному законодательству и конституционному строительству Владимир Плигин.

    В 2001 году уже случалось изменение ФКЗ о КС под конкретного человека, вспоминает Морщакова: тогда формально предельный срок службы снимался для всех судей, но было понятно, что ограничение неудобно тогдашнему председателю Марату Баглаю, которому вот-вот должно было исполниться 70. Баглай проработал председателем КС до 2003 года.

    В целом определение срока полномочий судей Конституционного суда менялось самыми замысловатыми путями. Первоначальная редакция 12 статьи (срок полномочий судьи) закона о КС определяла 12-летний срок и семидесятилетний ограничитель для работы судьей. В редакции от февраля 2001 года возрастной ценз исчез, а срок полномочий увеличился до 15 лет. Менее чем через год, в декабре 2001 года, был принят закон, возвращающий 70-летний ограничитель, но в силу он вступал только с 2005 года. В 2005 году срок работы судьей КС стал неограниченным.

    Снятие возрастного ценза для председателя ранее в КС не обсуждалось, признаются сотрудники суда. В июне на совещании президента по судебным вопросам эта тема не поднималось, говорят в пресс-службе КС.

    Впрочем, собеседник в другом из высших судов утверждает, что эта идея «естественно» обсуждалась на встрече главных судей с президентом. Собеседник в Кремле утверждает, что без согласования с руководством КС президент бы такие изменения не предложил.

    Нынешнее предложение президента продолжает линию предыдущих поправок 2009 года в закон о КС, которые изменяли статус председателя и его зама (эти должности стали не избираемыми, а назначаемыми СФ по представлению президента). Статус председателя опять обособлен от статуса прочих судей КС, он выделен, поставлен над ними, говорит Морщакова. История КС России говорит о том, что этот высший суд, единственный из прочих судов России, построен на принципах равенства судей, своего рода судейской демократии (раньше судьи собственным голосованием выбирали председателя), а сейчас этот принцип рушится, соглашается сотрудник КС. По его мнению, это говорит о том, что место главы КС будет иметь важную политическую роль.

    «Когда законодательно меняются определенные параметры, совпадающие с физическими параметрами конкретного человека, это обычно значит, что принято политическое решение о целесобразности пребывания чиновника на его посту», — говорит эксперт Центра политических технологий Борис Макаренко. — Но пока это лишь возможность для Зорькина для продления полномочий, подчеркивает политолог: «Наличие возможности не есть неотвратимость назначения».

    m.gazeta.ru