Стаж семейной жизни
Кроме того, известно, что дети – обстоятельство, вызывающее сомнения у супругов, собирающихся расторгнуть свой брак. Исследование показало, что доля респондентов, которые очень любят детей и хотят иметь их больше, увеличивается по мере роста их семейного стажа – от 8% в три-пять лет семейной жизни до 19% к десяти и более годам супружества. И напротив, опрошенных, кто считает, что один ребёнок способен дать чувство удовлетворения своим родителям, в начале семейной жизни зафиксировано 7,7%, в подгруппе со стажем более десяти лет – 1,4%, что в 5,5 раз больше.
Вместе с тем по мере роста семейного стажа супруги проявляют меньше наивности в вопросах распределения приоритетов в рождении и воспитании детей. Так, если в первые год-два семейной жизни опрошенные заявляют, что «дело в не числе детей, а в том, какое воспитание им даётся» (100%), то в группе самых старших респондентов так думают вдвое меньше отцов и матерей (45,2%).
Характерно и то, что с появлением первенца семейная жизнь изменилась, по мнению респондентов, «очень заметно» для 66% из них, и самые яркие впечатления об этом периоде сохранились у тех, чей семейный стаж составляет от 6 до 10 лет (77%). Те, кто в браке три-пять лет либо не имеют детей, либо растят только одного ребёнка и затруднены в ответе на подобный вопрос, а старшие возрастные группы заняты не столько детьми, сколько иными социальными видами деятельности.
Отметим также, что с течением совместной жизни супруги всё более требовательно относятся друг к другу и меньшее значение придают факту наличия в семье детей. С этим фактом далеко не все из опрошенных согласовывают свои важнейшие жизненные шаги. Так, принимая решение о сохранении брака, только 54% респондентов склонны считаться с наличием детей в семье. Они заявляют: «Развод нежелателен, если в семье есть хотя бы один ребёнок». Но характерно, что чем старше брак, тем меньше сомнений и переживаний по данному поводу. Если супруги со стажем в три-пять лет семейной жизни в 69% случаев опасаются думать о разводе при не сложившихся межличностных отношениях тогда, как у них есть хотя бы один ребёнок, то респонденты, более старшие по возрасту и стажу семейной жизни (после десяти лет супружества), считают так лишь в 54% случаев.
«С двумя детьми без супруга выжить можно, нельзя с тремя и более», — считают 50% молодожёнов, 11,5% супругов со стажем от шести до десяти лет и 1,4% опрошенных, проживших вместе больше десяти лет.
Таким образом, семейная жизнь в современном российском обществе делает людей всё более индивидуалистичными, отодвигает на второй план интересы семьи как социального целого и выводит на первые места личные интересы каждого из супругов. Эта жизнь ещё и закаляет их волю, мотивирует на самостоятельность, подталкивает к одиночному плаванию в море житейских проблем. Развестись для многих означает продемонстрировать окружающим свою социальную устойчивость, жизнеспособность, тем самым, повысив свой престиж в их глазах.
Иначе говоря, проявление независимости в семейных отношениях в условиях трансформации российского социума ставится в один ряд с достижениями в профессиональной сфере, которые привычно трактовались как средство повышения социального статуса людей. Интересы детей не выступают в этих условиях значимым фактором стабилизации семьи и тем более не являются защищёнными, что государство и общество не заинтересованы в их удовлетворении.
Есть и другая закономерность в полученных ответах. Чем старше семья, тем больше значения в ней придаётся психологической стабильности, моральному комфорту. Так, думают, что «развод в любом случае лучше жизни с конфликтами» 7,7% опрошенных из семей со стажем в три-пять лет, 35% респондентов, имеющих семейный стаж в шесть-десять лет, и 27% тех, кто живёт с семьёй больше десяти лет.
Следовательно, можно выявить некоторую динамику во взаимосвязи двух параметров – семейного стажа и принятия решения о расторжении брака супругами, имеющими детей. Так, самые молодые супруги стараются избежать развода, оценивают его как крайнюю меру в супружеских отношениях. Прожившие некоторое число лет и обзаведшиеся двумя детьми стремятся уйти от конфликтов любым путём, включая и развод. Далее, если развод не состоялся, на более позднем этапе супружества они несколько успокаиваются, снижают свои амбиции и ищут компромисса во взаимоотношениях друг с другом.
TRIBAL GOTH
Вид готов близких к modern primitives («модернистский примитивизм») эстетике. Обильный пирсинг, в tribal стиле (кольца в нос, проколотые губы), одежда используется разнообразная, часто это кофты сетки или что-то из «фетиш» — области. .
Стратификация общества
Социальная стратификация – структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым обществе социальным статусом. Объективные критерии стратификации – доход, образо .
Место Пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионной системе
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года № 442 -1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.[54] В 2001 году в .
www.sociologyinweb.ru
Мы начали встречаться шесть лет назад, через год после этого стали жить месте. Вопрос о свадьбе был поднят сразу же, но мы не спешили и поженились только год назад (загс). Как все же считать стаж «семейной» жизни: год или пять?
Евгения, Москва, 28 лет
Екатерина Кондратьева
Ответ семейного психолога:
Официальный стаж Вашей семейной жизни — 1 год. Так как в Законодательстве РФ «гражданский» или «неформальный» брак, т.е. союз мужчины и женщины, незарегистрированный официальными уполномоченными органами не может называться браком. Но в обществе понятие «гражданского брака» уже уверенно ассимилировалось. Так что, если Вы указываете Ваш семейный стаж в официальных документах, то считаете начиная с даты регистрации брака, если «для себя», то 5 лет.
С уважением, Екатерина Кондратьева.
Уточнить вопрос 0
Похожие вопросы
Мужчина избегает интимной близости
Добрый день! Благодарю за консультацию! Вопрос у меня такой. Дело в том, что мой мужчина избегает интимной близости, →
Стелла, Москва, 29 лет
Почему я притягиваю людей, которые меня обесценивают?
Здравствуйте. Пытаюсь разобраться в себе. Два раза я выходила замуж. И каждый раз меня пытались уничтожить. →
Марина, Украина, 32 года
Муж ничего не делает для семьи, но я не ухожу от него
Мой муж не даёт внимания семье, ничего не делает для семьи. Хочет хорошего отношения к себе после его выкидонов. →
Наталья, Абакан, 30 лет
Быстро теряю интерес к девушкам
Часто перекидываюсь с девушки на девушку. Уже третий год мои отношения крутятся аки пластина: То я клянусь в любви и →
Владислав, Украина, Киев, 19 лет
Муж не хочет секса после потери нашего ребенка
Добрый день. Подскажите, как быть. Мы с мужем потеряли первенца, он прожил всего 44 дня. Ребенок был желанным. →
www.kleo.ru
Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Психология»
Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна
Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающими на современном этапе развития общества процессами трансформации родительско-детских отношений, изменениями в содержании и ролевых функциях супругов . В статье рассматриваются особенности родительских установок супругов , имеющих различный стаж семейной жизни . Описаны организация и методы исследования, приведены результаты исследования родительских установок отцов и матерей, имеющих супружеские отношения различной степени длительности. Рассматриваются особенности родительских установок мужчин и женщин, определяющие отношение к ребенку и к воспитательной практике. В родительских установках мужчин выявлен высокий уровень строгости и авторитетности в отношении с ребенком. Особенностями родительских установок женщин выступают стремление к партнерским отношениям с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, низкий уровень зависимости от семьи . Определены особенности родительских установок супругов со стажем семейной жизни менее пяти лет. У мужчин этой группы в большинстве случаев проявлялась такая родительская установка , как гипоопека, в то время как женщины данной группы предпочитали демократические отношения с ребенком. Выявлены особенности родительских установок супругов , стаж семейной жизни которых составляет от пяти до пятнадцати лет, выражающиеся в том, что у женщин доминируют такие родительские установки , как гипоопека и отсутствие демократичности в отношениях с ребенком, у мужчин доминирует установка на демократичность в общении с детьми. Определено, что сочетание характеристик родительских установок у мужчин в группе со стажем семейной жизни от шестнадцати лет и более свидетельствует о выраженности такого типа родительского воспитания, как отказ от авторитарности и гипоопека. Женщины также отказываются от авторитарности и отдают предпочтение демократическому стилю воспитания.
Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна,
PECULIARITIES OF PARENTAL ATTITUDE OF SPOUSES FROM FAMILIES WITH VARIOUS FAMILY LIFE EXPERIENCE
The issue chosen for the study is directly related to the processes of transformation of parent-child relations that are taking place at the current stage of the society development, changes in the roles and functions of spouses . The paper analyzes the features of the parental attitude of spouses with different family life experience . It describes organization and methods of research, presents the results of the study of the parental attitude of fathers and mothers having conjugal relations of various duration. The paper considers peculiarities of the parental attitude of men and women that determine their attitude to a child and to the educational practice. The parental attitude of men reveals a high level of rigor and authority in relation to a child. The peculiarity of the parental attitude of women is expressed in the commitment to the partnership approach to a child, pursuance to boost the development of the child, a low level of dependence on the family . The author defines features of the parental attitude of spouses with less than five years of family life experience. Men belonging to this group in most cases are characterized by weak custody while women from this group prefer democratic relationships with the child. The features of parental attitude of spouses having from five to fifteen years of family life experience are the following: women belonging to this group prefer such parental instructions as weak custody and lack of democracy in the relationship with their children, while men from this group demonstrate democracy as dominating parental attitude in communication with their children. The author defines features of the parental attitude of spouses having at least sixteen years of family life experience. The features of men belonging to this group are weak custody and rejection of authoritarianism. Women with the same family life experience also refuse authoritarianism and prefer the democratic style of child-rearing practices.
Текст научной работы на тему «Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни»
ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК СУПРУГОВ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
И.С. Морозова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития
Кемеровский государственный университет, Кемерово (Россия)
Ключевые слова: родительство; родительские установки; семья; стаж семейной жизни; супруги.
Аннотация: Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающими на современном этапе развития общества процессами трансформации родительско-детских отношений, изменениями в содержании и ролевых функциях супругов. В статье рассматриваются особенности родительских установок супругов, имеющих различный стаж семейной жизни. Описаны организация и методы исследования, приведены результаты исследования родительских установок отцов и матерей, имеющих супружеские отношения различной степени длительности.
Рассматриваются особенности родительских установок мужчин и женщин, определяющие отношение к ребенку и к воспитательной практике. В родительских установках мужчин выявлен высокий уровень строгости и авторитетности в отношении с ребенком. Особенностями родительских установок женщин выступают стремление к партнерским отношениям с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, низкий уровень зависимости от семьи.
Определены особенности родительских установок супругов со стажем семейной жизни менее пяти лет. У мужчин этой группы в большинстве случаев проявлялась такая родительская установка, как гипоопека, в то время как женщины данной группы предпочитали демократические отношения с ребенком. Выявлены особенности родительских установок супругов, стаж семейной жизни которых составляет от пяти до пятнадцати лет, выражающиеся в том, что у женщин доминируют такие родительские установки, как гипоопека и отсутствие демократичности в отношениях с ребенком, у мужчин доминирует установка на демократичность в общении с детьми. Определено, что сочетание характеристик родительских установок у мужчин в группе со стажем семейной жизни от шестнадцати лет и более свидетельствует о выраженности такого типа родительского воспитания, как отказ от авторитарности и гипоопека. Женщины также отказываются от авторитарности и отдают предпочтение демократическому стилю воспитания.
Проблемы семьи, формирования представлений о родительских функциях и ролевом поведении в браке в современной ситуации общественного развития актуализируются в связи с изменением содержательных характеристик поведения детей и родителей, трансформацией меры ответственности за последствия принятых решений, ослаблением межличностных отношений между родителями и детьми, возрастанием конфликтности и агрессивности в ситуациях семейного взаимодействия. Теоретический анализ феномена родительства позволил выделить следующие направления исследований: социокультурные различия (Т.А. Гурко, И.С. Кон, М. Мид), гендерные аспекты (В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), содержательные характеристики структуры (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова), компоненты структурной организации (С.С. Жигалин, Е.В. Милюкова, А.С. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер и др.) [1]. Полученные данные позволяют констатировать отсутствие внимания исследователей к особенностям родительских диспозиций и установок.
По результатам проведенных исследований (В.И. Брутман [2], О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл [3], М.С. Радионова [4]) выявлено наличие отрицательных влияний на психическое развитие личности в онтогенезе последствий семейного воспитания и нарушений взаимоотношений ребенка с родителями. Формирование представлений о себе как будущем родителе имеет возрастную и гендерную обусловленность, что аргументированно доказывается в работах Е.И. Захаровой [5], Р.В. Овчаровой [6]. Исследователи отмечают нали-
чие у ребенка предопределенности отношения к самому себе, обусловленное опытом семейного воспитания (Г.Т. Хоментаускас [7], А.З. Шапиро [8]). Актуализируя значение внутрисемейных отношений, авторы подчеркивают факт детерминирующего воздействия детских переживаний на становление собственной модели родительского поведения (О.А. Карабанова [9], А.С. Спиваковская [10], Э.Г. Эйдемиллер [11]). А.И. Баркан [12], Л. Беньямин [13], В.И. Гарбузов [14] убедительно доказали, что возрастание деструктивных детско-родительских взаимодействий приводит к развитию определенных аномалий и дефектов в развитии ребенка как личности.
На наш взгляд, актуализируется проблема расширения и дополнения теоретического и практического знания о возрастно-психологических особенностях родительских установок супругов в семьях с различным стажем.
Результаты, полученные нами [15; 16], позволили определить различия в содержательных характеристиках образов представлений, возникающих у мужчин и женщин в период юности и детерминирующих формирование будущих родительских установок. Мы выявили, что у мужчин представления о будущем неразрывно связаны с карьерой и профессией, у женщин мечты о будущем обозначены в категориях «супруги», «матери», и лишь в части высказываний упоминается образ «профессионала». Образы будущего родительства определяются опытом семейного воспитания [17]. Мы поддерживаем позицию Н.Н. Васягиной, которая считает, что одной из определяющих детерминант формирования
отношения к своему будущему ребенку выступают отношения с собственными родителями в период детства и отрочества [18]. Модели будущего родительского поведения, выхода из субъективно кризисных ситуаций, в том числе и воспитательных, усваиваются людьми с самого раннего детства и проявляются в собственном родительском поведении не всегда осознанно. Компоненты модели родительского поведения, как и родительская установка в целом, различаются по степени осознанности (осознанные и неосознанные), модальности (положительные и отрицательные), характеру воздействия (конструктивные и деструктивные) [19].
Родительские установки рассматриваются нами как совокупность содержательных характеристик, включающих эмоциональное отношение к ребенку, восприятие ребенка родителем и выбор способов поведения с ним. И.М. Марковская, ссылаясь на результаты английских исследователей, утверждает, что особенности отношения родителей к своим детям закрепляются у последних в их собственном отношении к окружающим и их оценкам. На основании анализа родительских установок у детей можно определить, насколько гармонично или напряженно положение ребенка в семье [20]. Наше отношение к действительности, ценности, предрассудки и убеждения, проявление наклонностей и то, чем они будут сдерживаться, определяются родительскими установками.
Родительские установки, а также их следствия, такие как формирование индивидуальных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, достаточно широко описаны в клинической литературе. Так, например, Р. и М. Гулдинг трактуют родительские предписания как сообщения, передаваемые родителями, вследствие их (родителей) собственных проблем: гнева, страха, растерянности, несчастий, тревоги, несостоятельности и т. д. [21]. Т.В. Архиреева [22] подчеркивает, что родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания. Она выделяет следующие феномены, характеризующие родительские позиции: «гиперопека — отсутствие родительской опеки»; «отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность»; «диктат в воспитании — отказ от авторитарности».
Для целей нашего исследования наиболее интересна типология Е.С. Шеффера и Р.К. Белла [23]. Авторы выделяют три класса отношений. Во-первых, позитивный эмоциональный контакт, включающий побуждение различных видов активности, в том числе и речевой. Для него характерны партнерские отношения между родителями и ребенком. Во-вторых, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, которая проявляется во вспыльчивости и раздражительности, излишней строгости и суровости, в уклонении от контакта с ребенком. Третий вариант реализуется в излишней концентрации на ребенке, проявляющейся в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости; в подавлении воли и преодолении сопротивления; в опасении обидеть и создании безопасности; в исключении вне-семейных влияний; в стремлении ускорить развитие ребенка. Е.С. Шеффер и Р.К. Белл полагают, что в понятие «установка» помимо отношения к ребенку должно входить отношение к семейной роли (мужа — отца -хозяина, жены — матери — хозяйки дома). Выделяются
факторы, характеризующие установки: «авторитарность», «демократичность», «опека» и «супружеские отношения» [23].
Целью исследования стало изучение особенностей родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни.
Экспериментальная база исследования — 72 семьи с семейным стажем от 1 года до 25 лет, имеющие детей. Возраст супругов — от 20 до 55 лет, национальность -русские. Нами использовался «Тест-опросник по исследованию особенностей родительских установок» (Е.С. Шефер и Р.К. Белл [24]), а также «Опросник взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской [24].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С помощью критерия Стьюдента для независимых выборок сравнивались средние значения показателей женщин групп семей со стажем семейной жизни от одного года до пяти лет, от шести до пятнадцати лет и от шестнадцати и более лет совместной семейной жизни. По результатам эксперимента мы выделили значимые различия по следующим параметрам (таблица 1).
Сравнение средних значений содержательных характеристик родительских установок женщин в группах с различным стажем семейной жизни показало, что значимые различия по таким показателям, как «подавление воли ребенка», «семейные конфликты», «раздражительность родителей», «излишняя строгость родителей», «избегание общения с ребенком» и «невнимательность мужа к жене», отсутствуют. Высокие баллы по шкалам «зависимость от семьи», «исключение внесемейных влияний», «подавление агрессивности ребенка», «подавление либидо», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» характерны для женщин 1 -й группы. Результаты позволяют констатировать установку на роль матери, которая была бы только хозяйкой дома, жила бы исключительно семейными заботами, ограничивая свое общение и интересы кругом семьи. Женщины данной группы, в отличие от женщин других групп, склонны считать, что дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что их мудрость есть высшая мудрость. Они стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль. Ребенок, по их мнению, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Они склонны подавлять сексуальность ребенка, его интерес к сексуальным проблемам, избегать разговоров, связанных с отношениями полов, в его присутствии. Чрезмерное вмешательство в мир ребенка проявляется в желании молодых матерей делать все, чтобы знать, о чем думает ребенок, знать его мысли и чувства.
Женщины 2-й группы в среднем имеют более высокие баллы, чем женщины 1-й и 3-й групп, по шкалам «вербализация», «опасение обидеть» и «уравнение отношения с ребенком». Данные показатели свидетельствуют о том, что матери в семьях со стажем семейной жизни от шести до пятнадцати лет оказывают большее словесное влияние на ребенка, чем испытуемые из других групп, настаивают на выполнении своих требований,
Таблица 1. Средние значения показателей женщин в группах с различным стажем семейной жизни
Стаж Стаж 1-5 лет (1 группа) Стаж 6-15 лет (2 группа) Стаж 16 Значимые
Показатели ‘ ——-—___ и более лет (3 группа) различия (р
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970
cyberleninka.ru
Сравнительный анализ представлений о семье в семьях с разным стажем супружеской жизни
Дата публикации: 04.03.2016 2016-03-04
Статья просмотрена: 1223 раза
Библиографическое описание:
Короткова Ю. А. Сравнительный анализ представлений о семье в семьях с разным стажем супружеской жизни // Молодой ученый. 2016. №5. С. 614-619. URL https://moluch.ru/archive/109/26555/ (дата обращения: 25.07.2018).
Актуальностьисследования. Семья является одним из важнейших социальных институтов, который требует постоянного научного исследования. Это помогает, во-первых, иметь представление о реально существующем положении жизни и внешних связях, во-вторых, прогнозировать его развитие, оказывать необходимую помощь, координировать его взаимодействие с другими социальными структурами государства. Новая современная ситуация неизбежно сказывается и на современной семье.
Высокий уровень разводов, тенденция консенсуального общежития делают актуальным поиск путей стабилизации семьи и соответствующего подхода к ее образованию, формированию у молодежи представлений о будущей семье.
Большую часть своей жизни человек растет и воспитывается в семье, наблюдает за поведением своих родителей. Какой будет семейная жизнь в будущем, во многом зависит от представлений, которые сложились о семье в детские и юношеские годы до момента создания своей собственной семьи. Молодых людей невозможно считать подготовленными к браку, если у них не сформированы четкие представления о том, для чего они женятся, чего ждут от будущего семьи, какие семейные отношения хотели бы построить, какие обязанности возлагает на них брак.
Но досемейный этап (назовем его так) не является завершающим этапом формирования образа идеальной семьи. Напротив, представления об идеале постоянно изменяются, приобретая все новые и новые аспекты. Именно это и обосновывает актуальность исследования.
Цель работы — изучить особенности представлений о семье в семьях с разным стажем совместной жизни.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить особенности понятия «семья»;
исследовать особенности типологии семьи;
изучить специфику формирования представлений о семье в супружеских парах с разным стажем совместной жизни;
провести исследование на изучение модификации представления о семье у супружеских пар с разным стажем совместной жизни.
Объектом исследования является семья как ячейка формирования идеального образа.
Предметом исследования являются психологические особенности формирования представлений о семье у супружеских пар с разным стажем совместного проживания.
Гипотеза: воснову нашего исследования было положено предположение о том, что представления о семье у супружеских пар меняется соответственно с увеличением стажа совместного проживания.
Проблема семейно-брачных отношений всегда привлекала внимание ученых.
А. Волкова, А. Харчев, З. Янкова основной особенностью современной семьи определяют переход от жестко заданных ролевых взаимоотношений к гибким, более динамичным. Такое изменение делает особенно важным общение супругов, которое является результатом совместного творчества.
Проблемы типологии семьи, формирования новых семейно-брачных отношений, стабилизации брачного союза нашли наиболее полное отражение в работах И. Волги и В. Горелика, В. Дмитровского, В. Зинич, А. Хоменко; функций семьи исследовано в работах В. Ключникова, С. Лаптенка, А. Пономарева, Г. Свердлова, А. Харчева; психологические проблемы современной семьи и пути их решения освещаются в работах А. Волковой, И. Голода, В. Зацепина, С. Ковалева, С. Рапопорта.
Так, моральная подготовка старшеклассников к созданию семьи исследовалась В. Барским и Н. Верещагина; Е. Ильина и Д. Луцик исследовали подготовку старшеклассников к созданию семьи и выполнение воспитательных родительских функций; Н. Феоктистова рассматривала индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе подготовки к созданию семьи.
Проблема подготовки юношества к семейной жизни в родительский семьи нашла свое отражение в исследованиях И. Гребенникова, А. Сизанов, А. Красовского.
В современной психологии представления учащихся средних и старших классов о семье изучали З. Кисарчук, Н. Толстых, А. Прихожан, Т. Юферева и другие. Ими обнаружено, что семейно-брачное представления старшеклассников отличаются недостаточной полнотой, невысокой оценкой себя как будущих супругов.
Представление о любви, будущей семейной жизнь слабы, представления о будущем семейной жизни формируются преимущественно в родительской семье, а представление о мужчине и женщине складываются в сфере взаимоотношений с противоположным полом. Анализ различий в представлениях будущих супругов позволил В. Зацепину, К. Витек и И. Гребенников выявить следующие особенности: чаще партнеры имеют разные представления о кооперации домашнего труда и своем участии в нем, о воспитании детей, способах проведения свободного времени, планирования бюджета.
Таким образом, формирование представлений о будущей семье является важной составляющей процесса становления современной семьи и должно носить целенаправленный характер.
Брак и семья — взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству. Брак — союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе»; [20] Семья — общественная ячейка, основана на таком союзе и обслуживает его экономически. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связь семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и ее положение в системе общественных отношений. Иными словами, семья — это не просто ячейка общества, но и, субъект образования. [18].
Семья — это одна из важнейших форм организации жизни людей, которая имеет фундаментальное значение как для индивида, личности, так и для общества. Семья — это такая общность людей, которая опирается на брачный союз, на родственные связи, на различные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, между самими детьми, между другими членами семьи, которые проживают совместно.
Потребность в семье — сущностная человеческая потребность. Большинство населения в мире живет семейно. Такое человеческое сообщество как семья, построенная на кровнородственных связи, возникает раньше, чем нации или государства.
В своей эволюции семья прошла путь от расширенного типа семьи, которая состояла из представителей нескольких поколений, до современного нуклеарного, который включает супругов и детей.
Итак, по определению социологов, брак — это форма отношений между мужем и женой, которая исторически изменяется и через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, а также видит их супружеские и родительские права и обязанности [14]. Когда хотят подчеркнуть неинституциональный характер связи, который тоже присущ браку, и отражен в первоначальном смысле этого слова, употребляют термин «супружество», который означает личностное взаимодействие супругов, которое регулируется моральными принципами и присущими ему ценностями, и предусматривает равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий супругов.
Семья имеет более сложную систему отношений, объединяя не только супругов, но и их детей, а также других родственников или юридически приравненных к ним людей.
Итак, семью определяют, как важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе (браке) и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, отцом и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Еще семью определяют, как малую социальную группу общества, выполняющую ряд серьезных функций, важных как для членов семьи, так и для общества в целом.
Для того, чтобы глубже понять детерминанты и типы супружеских отношений, в практику семейной психологии введено понятие «эмоциональная зависимость партнеров от брака». В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости — как благоприятный, обреченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из существенных элементов такой зависимости является привлекательность партнера. У женщин — это красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность. У мужчин — ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание и лишь отчасти красота. Если зависимость умеренная, адекватная, то профиль брака оценивается как благоприятный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относится к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости — к категории «бедственного».
Исследование проходило в три этапа:
- наблюдение за семейными парами, взаимоотношениями между супругами, отношением к детям;
- диагностика семей по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Волковой, Г. Трапезникова (приложение А);
- изучение и обобщение результатов проведенного исследования.
- Проведение исследования по рассмотренным методикам предусматривает проведения подсчета и анализа полученных результатов.
На первом этапе исследования мы диагностированные молодые браки и получили результаты представлены на диаграмме 1.
Семейные ценности распределились в соответствии с определенными шкал в количестве:
интимно-сексуальноличностная идентификация (16 %);
хозяйственно-бытовые ценности (13 %);
родительско-воспитательные ценности (24 %);
социальная активность (13 %);
эмоционально-психопрофилактические ценности (17 %);
внешняя привлекательность (17 %).
Рис. 1. Семейные ценности в молодых браках
На втором этапе исследования мы диагностированные пожилые браки и получили результаты представлены на диаграмме 2.
Семейные ценности распределились в соответствии с определенными шкалами в количестве:
личностная идентификация (14 %);
хозяйственно-бытовые ценности (11 %);
родительско-воспитательные ценности (22 %);
социальная активность (11 %);
внешняя привлекательность (14 %);
Рис. 2. Семейные ценности в пожилых браках
Следующим этапом проведения исследования было сравнение показателей диагностирования молодых и пожилых семей.
Результаты сравнения представлены на диаграмме 3.
Рис. 3. Сравнительная характеристика молодых и пожилых семей
Итак, в процессе проведенного нами исследования нами были проанализированы психологические особенности семей с такими показателями:
личностная идентификация с брачным партнером;
Таким образом, основными отличиями психологического состояния молодых семей и пожилых семей есть разные ценностные ориентации семейных отношений. В зависимости от количества совместно прожитого времени меняются ценностные ориентации семейных супругов. В молодых семьях недостаточно сформированы следующие ценности: социальная активность; хозяйственно-бытовые ценности.
В пожилых семьях прослеживается тенденция равномерного распределения ценностных ориентаций по указанным показателям.
Таким образом, анализируя и сравнивая результаты исследования молодых и пожилых семей можно утверждать, что идеальный образ семьи в семьях с небольшим стажем супружеской жизни формируется как семья с детьми, с хорошими сексуально-интимными отношениями, с разделением быта.
В то же время ценности пожилых семей концентрируются вокруг ценностные родительско-воспитательных ценностей и личностной идентификации. Но, следует отметить, что пожилые семьи одинаково ценят практически все виды ценностей, отдавая большее предпочтение именно родительско-воспитательным.
Семья является сложным социокультурным явлением. Она представляет собой практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального к общественно-историческому, от материального к духовному. На современном этапе в жизни российского общества семья и семейное благосостояние среди перечня ценностей человека выходит на передний план.
Такие явления повседневной жизни, как инфляция, социальная политическая нестабильность, отсутствие правовых гарантий, неопределенность будущего и даже сама ситуация социальных изменений дают толчок социальной дезадаптации людей во многих ее проявлениях и развития девиаций.
Благодаря этому иерархия общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознания претерпела существенную деформации. Этот процесс, отягощенный состоянием хронического эмоционального стресса, охватил все слои населения и имеет влияние на сложные социальные структуры. В сложившихся условиях особое значение приобретают межличностные отношения, которые в большей степени, чем другие социальные структуры, способна обеспечить гармоничная семья.
Современный кризис семьи связан с целым рядом противоречий, важнейшее из которых возникает между обществом и семьей. В условиях изменения демографических процессов в Российской Федерации, характеризующихся кризисным состоянием (рост числа разводов; одиноких людей; превышение уровня смертности над уровнем рождаемости; остается высокой материнская и детская смертность; смертность мужчин и женщин трудоспособного возраста, из-за чего сохраняется высокий уровень овдовения и сиротства) прослеживается негативное влияние этих факторов на функционирование института семьи.
В данной работе проведен анализ литературы и рассмотрены основные методологические аспекты социально-психологического анализа семьи. Осуществлено экспериментальное исследование изучения психологической атмосферы и взаимоотношений в семьях с различным семейным стажем.
По результатам проведенного исследования выявлено, что основными отличиями психологического состояния молодых семей и пожилых семей есть разные ценностные ориентации семейных отношений.
В зависимости от количества совместно прожитого времени, меняются ценностные ориентации семейных супругов.
В молодых семьях недостаточно сформированы такие ценности как: социальная активность; хозяйственно-бытовые ценности.
Ценным является то, что большинство молодых семей положительно оценивают родительско-воспитательную ценность.
Что касается пожилых семей, то, исходя из равномерного оценивания ценностей, можем говорить о том, идеальным для пожилой семьи является стабильность в отношениях, личностная ориентация, родительско-воспитательные ценности.
В контексте социальных изменений семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.
Следует учитывать национальные и региональные особенности моделей семьи и формы семейного поведения, направленных на удовлетворение духовных, культурных потребностей населения страны, сохранение и развитие их традиций, специфических черт жизни.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что представления о семье у супружеских пар меняется соответственно с увеличением стажа совместного проживания является верной. Также одним из приоритетных направлений государственной политики в России должна стать эффективная семейная политика.
- Андреева Т. В. Семейная психология. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 244 с.
- Басс Д. Стратегия партнёра// Сексология: Хрестоматия. СПб.: 2009. — 19–23 с.
- Бестужев — Лада И. В. Ступени к семейному счастью. // М.2008. — 36 с.
- Вейнингер О. Пол и характер (мужчина и женщина в мире страстей и эротии) — Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с.М.: FORUM, 1997. — 192 с.
- Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. — К.: Рута, 2001.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 2009. — 160 с.
- Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр., психологии. — 2009. — № 3. — С. 58–59.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 2007.
- Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 2007. — 160 с.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. — Дубна: Когито-Центр, 1998.
- Левицкий В. Н. Психология семейных отношений. Рекомендации и тесты. — К., 2008. — 67 с.
- Левкович В. П., Зуськова О. Е. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. — 2008. — Т. 6. — № 3. — С.127–128.
- Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: учебное пособие / А. В. Либин. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2006. — 544 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 2009. — 688 с: ил.
- Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психол. журн. — 2009. — №.—С. 147–148.
- Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М: Изд-воМГУ, 2007.
- Основы психодиагностики /Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006
- Романова Т. Л. Опросник «Психологические затруднения» // Психол. журн. — 2008. — № 2. — С. 141–142.
moluch.ru