Назначение судебной экспертизы по гражданским делам

Давайте рассмотрим вопросы назначения судебной экспертизы по гражданским делам.

Заключение эксперта является одним из доказательств по искам. Порядок назначения и проведения судебной экспертизы по гражданским делам закреплен в статьях 79-87 Гражданского процессуального кодекса РФ. В некоторых случаях проведение экспертизы является обязательным для суда, потому что это прямо предусмотрено в законе. В других случаях назначение экспертизы является правом суда. При этом назначение экспертизы возможно как по инициативе суда, так и по ходатайствам лиц, участвующих в деле. Очевидно, что ходатайство об экспертизе лучше оформить в письменном виде, руководствуясь общими правилами оформления исковых заявлений.

Оформление ходатайства о назначении экспертизы

В ходатайстве о назначении экспертизы следует изложить обстоятельства, для подтверждения которых необходимо проведение экспертизы, мотивировать возможность получения необходимых сведений именно из заключения эксперта, определить ее вид, цель проведения экспертизы и вопросы, которые будут поставлены перед экспертами. Желательно указать эксперта или экспертное учреждение, которому возможно доверить проведение судебной экспертизы, определить свою позицию по вопросу оплаты за проведение экспертизы по рассматриваемому судом делу.

Вопросы для судебного эксперта

Решающее значение при проведении экспертизы имеет верная формулировка вопросов, поставленных перед экспертом. Вопросы должны быть заданы так, чтобы исключить их неверное понимание и толкование. Вопросы уже должны подразумевать возможный ответ экспертов, который будет иметь значение для дела. Рекомендуется избегать общих вопросов, учитывая специфику экспертных задач. При постановке вопросов следует предусмотреть, что ответы экспертов, скорее всего, будут носить предположительный характер.

Процессуальным законодательством допускается привлечение специалиста, в том числе п ри решении судом вопросов о назначении экспертизы. Так, если специфика экспертного исследования является редкой, сложно определить род и вид экспертизы, затруднительно правильно сформулировать вопросы перед экспертами, лучшим вариантом будет заявление ходатайства о привлечении специалиста, который окажет суду помощь при назначении судебной экспертизы по гражданскому делу.

Устранение недостатков экспертизы

Гражданским процессуальным кодексом РФ предусмотрено проведение дополнительной экспертизы, если полученное экспертное заключение недостаточно ясно или полно. Суд может назначить повторную экспертизу, в случае если возникают сомнения в правильности и обоснованности экспертного заключения или имеются противоречия в заключениях экспертов. Однако такие случаи достаточно редки. Суд связан сроками рассмотрения дела и назначит проведение повторной или дополнительной экспертизы только в исключительном случае. Это необходимо учитывать при заявлении ходатайства о назначении экспертизы.

Виды судебных экспертиз

Самыми распространенными видами судебных экспертиз являются: почерковедческая экспертиза, строительная экспертиза, медицинская экспертиза, техническая экспертиза, психиатрическая экспертиза, автотехническая экспертиза. В судебной практике по гражданским делам встречаются: генетическая экспертиза, землеустроительная экспертиза, товароведческая экспертиза, оценочная экспертиза, психологическая экспертиза, бухгалтерская экспертиза, трасологическая экспертиза, экологическая экспертиза, психофизиологическая экспертиза. Однако судом могут назначаться и другие специфичные виды экспертизы.

Место проведения экспертизы

Судебная экспертиза может проводиться в судебном заседании или вне заседания. Порядок проведения определяется судом. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, об этом необходимо специально указывать в ходатайстве о проведении экспертизы. В этом случае эксперт будет обязан судом известить указанное в определении суда лицо о времени и месте проведения экспертного исследования. Участники процесса вправе заявить суду ходатайство о вызове эксперта, который в судебном заседании даст подробные пояснения по проведенным им исследованиям.

Стоимость судебной экспертизы

Заявляя ходатайство о проведении экспертизы желательно предварительно уточнить ее возможную стоимость. В последнее время стоимость проведения экспертных исследований значительно возросла. Обычно суд возлагает обязанность оплаты за проведение экспертизы на лицо, заявившее соответствующее ходатайство. Законом предусмотрена возможность учета имущественного положения лиц, участвующих в деле, однако для этого нужно подать ходатайство по оплате экспертизы. Если лицо, обязанное судом произвести оплату за проведение экспертизы, уклоняется от уплаты, экспертное учреждение вправе выставить счет для оплаты, который будет учтен судом при решении вопроса о распределении судебных расходов по делу.

vseiski.ru

Сроки проведения судебных экспертиз в свете изменения законодательства Текст научной статьи по специальности «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Евсиков К. С.

Проведен научно-теоретический анализ сроков проведения судебных экспертиз в свете изменения законодательства.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Евсиков К.С.,

Текст научной работы на тему «Сроки проведения судебных экспертиз в свете изменения законодательства»

К.С. Евсиков, аспирант, (Россия, Тула, ТулГУ)

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: судебная экспертиза, сроки проведения,

ответственность экспертного учреждения (эксперта) за нарушение сроков, развитие не государственных судебно-экспертных учреждений.

Порядок проведения судебных экспертиз в уголовном процессе регулируется гл. 27 УПК РФ и федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее закон). При этом федеральным законодательством не определен срок проведения таких исследований.

В законе отражено начало течения срока производства экспертизы, а именно: со дня вынесения соответствующего определения или постановления, при этом длительность течения срока не указана. Все это создало правовую коллизию, когда существуют сроки рассмотрения дел, но нет срока нахождения дела на экспертизе.

Необходимо отметить, что сроки проведения судебных экспертиз установлены ведомственными нормативно-правовыми актами. Например, в МВД России это, «как правило, в срок, не превышающий пятнадцати суток» (п. 12 Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от

29.06.2005 г. № 511); в МЧС России — «в срок, не превышающий двадцати суток» (п. 8 Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях ФПС, утвержденной приказом МЧС России от 19.08.2005 г. № 640; в Минюсте России — «в пределах 30 календарных дней» (Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приложение к приказу Минюста России от 20.12.2002 г. № 346); в Минздраве России — «общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 20 дней» (п. 13 Положения об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии, утвержденного Минздравом СССР 05.12.1985 г. № 06-14/30). Данные акты не охватывают все экспертные учреждения существующие в нашей стране.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством судебная экспертиза осуществляется:

а) государственными судебно-экспертными учреждениями по их профилю, определяемому соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

б) иными экспертными учреждениями;

в) вне экспертного учреждения экспертами из числа лиц, обладающих необходимыми для дачи заключения познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле [1, 2].

В нашей стране на данный момент действуют государственные экспертные учреждения Минюста (МЮ) России, экспертные подразделения системы Министерства внутренних дел (МВД) России, Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, Федеральная таможенная служба (ФТС) России, Минобороны России [3]. Несмотря на такое многообразие, существующие сегодня государственные экспертные организации не справляются с возрастающей нагрузкой. Данное утверждение неоднократно подтверждается Советом судей РФ. По судебным постановлениям в 20052006 гг. выполнено 138 549 судебных экспертиз.

Вместе с тем вызывает озабоченность качество и сроки производства экспертиз. По сообщению Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Министерства юстиции Российской Федерации, 8653 экспертизы в 2005-2006 гг. выполнены в срок свыше 30 дней. Длительное проведение судебных экспертиз влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан [4].

До 2009 г. данная проблема так и оставалась неразрешенной, что подтверждено на VII Всероссийский съезд судей, прошедшем в декабре 2008 г. Данный орган внес предложение о совершенствовании процессуального законодательства. Например, в процессуальном законодательстве и законодательстве об экспертной деятельности было предложено закрепить право суда устанавливать срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и представлено в суд заключение, определить ответственность экспертного учреждения (эксперта) за нарушение сроков, установленных судом [5]. Подобная законодательная инициатива нашла свое отражение в изменениях действующего законодательства.

Федеральным законом от 28.06.2009 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 12 июля 2009 г. в закон были введены правила, касающиеся сроков производства судебных экспертиз. Благодаря этим изменениям суды при назначении экспертизы могут устанавливать для экспертов срок производства судебной экспертизы. Подобная норм!, на наш взгляд, не способна в корне изменить существующую ситуацию.

Указанные изменения не дают ответа на вопрос, чем должен руководствоваться суд, определяя сроки производства экспертизы. Исходя из

практики назначения и производства судебных экспертиз сроки могут и должны устанавливаться судом только с учетом мнения эксперта. Причем это мнение должно быть выражено в письменной форме, например в официальном ответе эксперта на запрос суда. Игнорирование судом мнения эксперта приведет к тому, что в ответ на определение о назначении экспертизы последние пришлют вместо заключения эксперта отказ в производстве экспертизы. Ответ же будет дан в порядке и сроки, установленные законом, и ответ будет обоснованный, но суд получит его уже после истечения срока для производства экспертизы.

Таким образом, подобные изменения законодательства не способны разрешить ситуацию с длительностью периода производства судебных экспертиз и очередями, существующими в государственных экспертных учреждениях. Например, в большинстве регионов Российской Федерации количество экспертов-бухгалтеров в несколько раз ниже количества судей. Ситуация, когда несколько судей требуют от одного эксперта в одно и то же время немедленного проведения судебного исследования, не является неординарной. Следовательно, эксперты изначально поставлены в условия, когда они не способны выполнить все судебные постановления и согласно изменениям, внесенным в законодательство, должны быть систематически привлекаемы к ответственности. Подобные законодательные инициативы способны привести к кризису в судебно-экспертной деятельности.

Выходом из данной ситуации, на наш взгляд, должно стать развитие негосударственных судебно-экспертных учреждений, которые способны удовлетворить растущую потребность судов и правоохранительных органов.

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001 г.).

2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 (принят ГД ФС РФ 05.04.2001 г.).

3. Криминалистика: учеб. / под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001. С. 602-603.

4. Постановление Совета судей Российской Федерации от

30.11.2006 г. № 166.

5. О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования: постановление VII Всероссийского съезда судей от 04.12.2008 г.

The terms ofjudicial examination carrying out in light of legislation change

The science and theoretical analyze of the terms of judicial examination carrying out in light of legislation change is given in the paper.

cyberleninka.ru

СРОКИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РАЗУМНЫЙ СРОК
УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 6 ч. 1

Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). В то же время именно в уголовно-правовой сфере государство может ограничить свободу личности на законных основаниях. В этой связи трудно переоценить процессуальные и социальные последствия реализации права личности на судебное разбирательство в разумные сроки.

Введением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьи 61 «Разумный срок уголовного судопроизводства»(1) был создан новый для российского законодательства институт права, предназначенный для борьбы с затягиванием предварительного расследования и судебного разбирательства. Новация была обусловлена тем, что Европейским Судом по правам человека выносится значительное количество решений против России именно в связи с нарушением разумных сроков рассмотрения дел(2).

Соблюдение разумных сроков отнесено законодателем к основным принципам уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон не только закрепляет юридически значимые сроки в уголовном процессе, но и указывает на последствия их несоблюдения. Процессуальный срок — это существенная гарантия обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, но нередко нарушение процессуальных сроков в уголовном процессе превосходит разумные пределы, что обусловлено множеством причин, одной из которых является чрезмерная длительность производства некоторых видов судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях.

В статье 61 УПК РФ установлено, что уголовное судопроизводство должно осуществляться в разумный срок, включающий в себя период с момента начала уголовного преследования до момента его прекращения или вынесения обвинительного приговора. При этом в ч. 4 данной статьи закреплено, что никакие объективные трудности и обстоятельства в организации работы правоохранительных органов и суда не могут быть приняты во внимание в качестве обоснований для превышения разумных сроков. Представляется, что законодатель, указывая на данное обстоятельство,

руководствовался тем, что все организации и структуры, с которыми осуществляется взаимодействие в ходе проверки сообщения о преступлении и дальнейшем его расследовании, учитывают в своей деятельности сроки производства по уголовному делу.

Вышесказанное подтверждается правовой позицией Европейского Суда по правам человека, используемой в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации и касающихся защиты права лица на разумные сроки судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам: «основная ответственность за просрочку, допущенную деятельностью экспертного учреждения, возлагается на государство; национальные суды должны обеспечить своевременное осуществление экспертного исследования»(1).

Отметим, что официальные сроки производства судебных экспертиз, установленные ведомственными нормативными актами, являются достаточно лояльными применительно к срокам, установленным уголовно-процессуальным законодательством. В реальности «очередь» на производство некоторых видов экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях может достигать двух—трех лет, что приводит к невозможности выполнения требования закона о соблюдении разумности сроков.

С целью обеспечения реализации норм Федеральных законов «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок”», прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания прокуратура использует имеющиеся у нее полномочия для организации надлежащего прокурорского надзора за исполнением названных законов, обеспечением прав граждан на судопроизводство и исполнением судебных актов в разумные сроки, в том числе за соблюдением органами предварительного следствия и дознания разумного срока уголовного судопроизводства(2).

Недостатки, имеющиеся в организации и производстве судебных экспертиз, явились основанием для принятия Задания прокурорам субъектов Российской Федерации, военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур о проверке состояния законности в деятельности экспертных учреждений (подразделений) Минюста России, МВД России, Минздрава России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, ФСКН России, МЧС России, Следственного комитета Российской Федерации, негосударственных экспертов от 29 июля 2014 г. № 36-44-2014. В данном Задании, сформулированном в соответствии с поручением Генерального прокурора Российской Федерации от 30 июня 2014 г., и п. 2 плана работы коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на второе полугодие 2014 года, прокурорам предлагается проверить состояние законности в деятельности экспертных учреждений (подразделений), обратив особое внимание на проблемы экспертной деятельности, негативно влияющие на обеспечение прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Одним из направлений деятельности в ходе выполнения Задания является проверка исполнения федерального законодательства экспертными учреждениями (подразделениями), как государственными, так и негосударственными, в частности проверка соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов, регламентирующих экспертную деятельность и проведение исследований (при этом должны быть выявлены существующие на региональном уровне недостатки нормативно-правового регулирования

в названной сфере) на всех стадиях уголовного судопроизводства (в ходе дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства, а также при осуществлении оперативно-розыскной деятельности). При этом проверка исполнения требований закона при проведении экспертных исследований в ходе процессуальных проверок по сообщениям о преступлении и расследования преступлений подразумевает, в том числе, установление случаев длительного проведения криминалистических исследований и судебных экспертиз, повлекших нарушение требований закона о разумности срока уголовного судопроизводства, а также установление фактов обращений заинтересованных лиц в суд в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, с жалобами на волокиту расследования (нарушение разумных сроков следствия) ввиду длительности производства экспертиз (пп. 2.2, 2.3 Задания). Отдельно предписано отразить факты обращения прокуроров к председателю суда с заявлением в порядке ч. 5 ст. 61 УПК РФ по мотивам затягивания судебного разбирательства уголовного дела по причине длительного срока производства назначенной судом экспертизы (п. 3 Задания). Представляется, что внимание Генеральной прокуратуры к проблемам разумности сроков производства судебных экспертиз не позволяет усомниться в значимости проблемы.

Неоспорим тот факт, что заключение эксперта является одним из наиболее весомых доказательств. Назначение и производство экспертизы возможно уже на стадии проверки сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Введением этого положения предпринята попытка обеспечения качества производства доследственной проверки и обоснованности принимаемых по ее результатам решений, поскольку для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела существенным является установление достоверности фактов, имеющих уголовно-правовое значение: принадлежность объектов к ядовитым, сильнодействующим, психотропным, наркотическим средствам, взрывчатым веществам, огнестрельному или холодному оружию; наличие признаков подделки документов; причина смерти, степень тяжести вреда здоровью и т. п. Проверка сообщения осуществляется в сроки, установленные ст. 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов срок проверки может быть продлен до 30 суток. Логично было бы в течение этого срока завершить любую экспертизу, имеющую принципиальное значение для принятия решения об обоснованности возбуждения уголовного дела.

Особо проблематичным является назначение в ходе проверки сообщения о преступлении ряда судебных экспертиз, срок производства которых превышает 30 суток, а применительно к производству дознания в сокращенной форме — 15 суток (поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 2266 УПК РФ дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о его производстве, причем в этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением, и только при наличии достаточных оснований срок дознания в сокращенной форме может быть продлен прокурором до 20 суток — ч. 2 ст. 2266 УПК РФ).

Законодатель оперирует понятием «разумный срок» и применительно к возможности получения заключения эксперта (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Очевидно, что этот срок должен определяться процессуальными сроками, установленными уголовно-процессуальным законодательством. Тем не менее, сроки производства экспертиз устанавливаются ведомственными актами, утвержденными соответствующими приказами. Так, экспертно-криминалисти-ческие подразделения МВД России в своей деятельности руководствуются Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-кримина-листических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации(1). В данной Инструкции установлено, что экспертизы в экспертно-криминалистических

подразделениях (ЭКП) МВД России производятся, как правило, в срок, не превышающий 15 суток, в порядке очередности поступления материалов (п. 12). Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта большого количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу. При этом предусмотрено, что очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.

Срок производства экспертизы определяется руководителем экспертного подразделения в зависимости от вида, характера и объема предстоящего исследования, необходимости обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся сотрудниками данного ЭКП, а также необходимости реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ и (или) иными законодательными актами Российской Федерации. Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 21 названной Инструкции при наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения экспертизы в установленный срок, руководитель на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения (курсив наш. — Е. Е.), устанавливает новый срок производства экспертизы и направляет лицу (органу), назначившему экспертизу, письменное уведомление о продлении срока ее производства с указанием причин. Очевидно, что субъект, инициировавший экспертизу, в такой ситуации может быть вынужден отказаться от производства экспертизы из-за невозможности соблюдения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении или производства дознания в сокращенной форме.

В методических рекомендациях по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации(1) названы критерии, позволяющие определить категорию сложности планируемой экспертизы (п. 3) и в соответствии с этим спрогнозировать срок ее производства, руководствуясь п. 4.

Аналогичные методические рекомендации действуют в Центральном таможенном экспертном управлении(2). Сроки пребывания лица, направленного на экспертизу, в психиатрическом стационаре (стационарном отделении) определяются, а продление этих сроков производится в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Общий срок пребывания лица, направленного на экспертизу, в психиатрическом стационаре (стационарном отделении) при производстве одной экспертизы не может превышать 90 дней(3). Значимость результатов судебно-психиатрической экспертизы обосновывает длительность ее производства и признана Европейским Судом по правам человека объективным фактором,

могущим повлечь отсрочки в рассмотрении дела(1).

В отношении сроков производства судебно-медицинских экспертиз установлено только то, что руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (ГСЭУ) изучает постановление или определение о назначении экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящей экспертизы и на этом основании определяет срок производства экспертизы или участия в процессуальном действии; срок производства экспертизы определяется в пределах срока, установленного в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы(2). Не оценивая делегирование права установления срока производства экспертизы субъекту ее назначения (следователю, дознавателю, суду), необходимо признать, что отсутствие установленных временных пределов производства судебно-медицинских экспертиз в зависимости от вида (в первую очередь, трупов и объектов биологического происхождения) вызывает существенные затруднения при планировании деятельности по проверке сообщения о преступлении.

Сроки производства экспертного исследования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вне зависимости от ведомственной принадлежности экспертного учреждения (подразделения) определены межведомственной Инструкцией о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения, утвержденной Приказом МВД России № 840, Минюста России № 320, Минздрава России № 388, Минэкономики России № 472, ГТК России № 726, ФСБ России № 530, ФПС России № 585 от 9 ноября 1999 г. В соответствии с п. 10 данной Инструкции эксперт составляет заключение в срок, как правило, не превышающий 15 суток с момента поступления постановления о назначении экспертизы.

Суммируя изложенную информацию, можно выделить следующие подходы(3) к определению сроков производства судебных экспертиз, отраженные в законах и ведомственных нормативных актах: 1) существуют конкретизированные сроки и имеются критерии, позволяющие ориентировочно определить срок производства планируемой экспертизы (криминалистические и иные экспертизы 1—3 категории сложности, проводимые в экспертных учреждениях Минюста России и ФТС России); 2) определен предельный срок производства экспертизы (стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также и иных объектов); 3) срок устанавливается руководителем экспертного учреждения после ознакомления с постановлением о назначении экспертизы и определения вида, задач и объема исследования (особо сложные криминалистические и иные экспертизы, проводимые в экспертных учреждениях Минюста России, ФТС России, экспертных подразделениях МВД России, судебно-медицинская экспертиза).

Очевидно, что в более выгодном положении находится суд, который не связан сроками осуществления судебного разбирательства, в отличие от субъекта расследования, вынужденного соотносить все свои действия с процессуальными сроками, предусмотренными законодателем. К тому же в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября

1950 года и Протоколов к ней» от 27 июня 2013 г. № 21 суд не должен под предлогом соблюдения разумных сроков судопроизводства отказывать в исследовании доказательств, необходимых для полного и объективного разрешения дела, а также для обеспечения процессуального равенства сторон.

Резюмируя, следует признать, что проблема соотношения сроков производства судебных экспертиз и сроков уголовного судопроизводства не может быть разрешена без заинтересованного вмешательства государства.

www.procuror.spb.ru

Cудебные экспертизы

Порядок приема и выдачи материалов, поступивших в РФЦСЭ для производства судебных экспертиз

Порядок приема и выдачи материалов, поступающих для производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, установлен Инструкцией по делопроизводству, утвержденной приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 14.07.2014 № 133/-1 (далее – Инструкция) и состоит в следующем.

Документы и иные материалы (далее по тексту — материалы) для производства судебных экспертиз поступают почтовой связью либо доставляются лично следователями, дознавателями, прокурорами, судьями и иными лицами по их поручению.

Работник Общего отдела при получении материалов в почтовом отделении проверяет сохранность упаковки, правильность адресования.

В подразделении делопроизводства письма, бандероли или посылки вскрываются, проверяется соответствие имеющихся вложений списку материалов, указанных в сопроводительном письме.

Вещественные доказательства, упакованные отдельно, не вскрываются. Без нарушения упаковки они передаются вместе с зарегистрированными материалами в экспертное подразделение.

При отсутствии материалов, перечисленных в сопроводительном письме, работниками подразделения делопроизводства либо экспертного подразделения составляется соответствующий акт, в трех экземплярах, который утверждается директором РФЦСЭ. Первый экземпляр остается в подразделении делопроизводства, второй приобщается к поступившим материалам, третий вместе с сопроводительным письмом направляется адресату.

Регистрация поступивших материалов проводится в день их получения централизованно подразделением делопроизводства.

Материалы с грифом «Секретно» принимаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным для работы с секретными документами.

Для отметки о регистрации материалов используется специальный штамп, оттиск которого помещается на постановлении (определении) о назначении экспертизы в правом нижнем углу первого листа на свободном от текста месте.

Материалам экспертиз присваиваются регистрационные номера. Сведения о регистрируемых материалах вносятся в журнал регистрации экспертиз, а также вводятся в электронную информационную базу. Средства вычислительной техники, на которых размещается электронная база данных, снабжены паролями и не имеют выхода в сеть Интернет.

Зарегистрированные материалы передаются на рассмотрение директору РФЦСЭ или по его приказу заместителю директора.

Зарегистрированные материалы с резолюцией директора РФЦСЭ или его заместителя передаются руководителю соответствующего экспертного подразделения.

Руководитель экспертного подразделения передает материалы на исполнение конкретным экспертам.

Вся переписка по экспертизе регистрируется в Общем отделе в журналах регистрации экспертиз.

В целях оперативного решения вопросов в процессе производства экспертизы ходатайства, уведомления и другие документы могут быть переданы адресату по факсимильной связи, затем их подлинники направляются адресату заказной почтой.

При производстве повторной экспертизы исполнитель заполняет два экземпляра учетной карточки установленного образца, один из которых направляется в Отдел контроля и анализа экспертного производства, второй экземпляр помещается в номенклатурное дело.

При наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, по резолюции директора РФЦСЭ или его заместителя оформляется возврат материалов. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» директор РФЦСЭ вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в РФЦСЭ нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

Оформленное в соответствии с установленными правилами заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение или письмо о возврате материалов без исполнения экспертизы) с приложенными к нему материалами направляются адресату заказными бандеролями. При необходимости возвращения адресату вещественных доказательств большого размера они упаковываются в посылки.

Оформленные заключения экспертов, сообщения о невозможности дать заключение, письма о возврате материалов без исполнения экспертизы, а также материалы, являющиеся объектами исследований, могут быть переданы лично под роспись в Общем отделе следующим лицам:

  • дознавателям, следователям, судьям, вынесшим постановление (определение) о назначении экспертизы (при предъявлении служебного удостоверения);
  • курьерам или работникам судов (при предъявлении служебного удостоверения);
  • нарочным (при предъявлении паспорта и доверенности от органа или должностного лица, назначившего экспертизу).
  • Передача материалов экспертизы лицам, не предусмотренным данным перечнем, категорически запрещена.

    В случае передачи дела от одного лица, назначившего экспертизу, другому, получение заключений экспертов, сообщений о невозможности дать заключение, писем о возврате материалов без исполнения экспертизы вместе с материалами экспертизы осуществляется только на основании соответствующего постановления (определения).

    Получатель расписывается в журнале регистрации экспертиз Общего отдела, указывает дату получения, а также свои инициалы и фамилию, номер служебного удостоверения или паспорта, номер и дату доверенности, кем она выдана. Доверенность остается в Общем отделе. Нарочному по доверенности документы выдаются в запечатанном конверте.

    Выдача вещественных доказательств, принимаемых экспертными подразделениями на экспертизу в соответствии со специальными инструкциями, осуществляется соответствующими экспертными подразделениями. Лицо, получающее вещественные доказательства, расписывается в журнале регистрации экспертиз экспертного подразделения, указывает дату получения, а также свои инициалы и фамилию, номер служебного удостоверения или паспорта, номер и дату доверенности, кем она выдана. Доверенность остается в подразделении делопроизводства.

    После завершения экспертизы в экспертном подразделении оформляется номенклатурное дело (наблюдательное производство).

    В номенклатурное дело (наблюдательное производство) подлежат включению следующие документы:

    • сопроводительное письмо к материалам, направляемым на экспертизу;
    • постановление (определение) о назначении экспертизы;
    • копия сопроводительного письма о направлении заключения эксперта (сообщения о невозможности дать заключение) с визой заведующего экспертным подразделением;
    • копия заключения эксперта или сообщения о невозможности дать заключение с приложениями к ним, подписанные экспертом;
    • переписка, связанная с производством данной экспертизы.
    • Кроме указанных, при оформлении номенклатурных дел по экспертизам применяются соответствующие правила, установленные Инструкцией.

      Сроки производства судебных экспертиз

      В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») директор РФЦСЭ обязан обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта.

      Указанным выше Федеральным законом от 28.06.2009г. № 124-ФЗ внесены также изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ).

      Статья 55 АПК РФ дополнена частью 6 следующего содержания: «6. В случае невыполнения требования арбитражного суда о представлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в части 4 настоящей статьи, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса».

      В статье 85 ГПК РФ часть первая дополнена абзацем следующего содержания: «В случае невыполнения требования суда, назначившего экспертизу, о направлении заключения в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в абзаце втором настоящей статьи, судом на руководителя судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается штраф в размере до пяти тысяч рублей».

      Невозможность, в значительном числе случаев, выполнения экспертиз в установленные судами сроки обусловлена, в основном, следующими четырьмя обстоятельствами.

      Во-первых, сложностью и объемом конкретной экспертизы. Например, финансово-экономической, где объем представляемого материала часто достигает нескольких десятков и даже сотен томов, либо строительно-технической, на разрешение которой ставится вопрос о причине разрушения здания. Срок производства экспертизы в таких случаях может достигать нескольких месяцев и даже лет.

      Во-вторых, особенностями экспертной методики, например, определения давности изготовления документа (техническая экспертиза документов), когда измерение тех или иных параметров, должно проводиться в течение нескольких месяцев.

      В-третьих, недостаточностью представляемых для производства экспертизы материалов, что делает необходимым заявление экспертом ходатайства. Выполнение судом ходатайства эксперта нередко требует значительного времени. По большому числу экспертиз ходатайство выполняется судами несколько месяцев, в некоторых случаях ожидаемый экспертом длительное время ответ на ходатайство вообще не поступает.

      В-четвертых, нагрузкой экспертов по наиболее востребованным видам судебных экспертиз. Прежде всего, это почерковедческие, строительно-технические, пожарно-технические, автотехнические, компьютерно-технические, финансово-экономические, экологические, психологические и лингвистические экспертизы.

      Так, например, в связи с бурным развитием института частной собственности в нашей стране, имеется большая потребность в производстве судебных экспертиз, связанных с разделами домовладений. Из-за недостаточной численности экспертов очередь на производство этих экспертиз в РФЦСЭ при Минюсте России достигает года и более. Крайне напряженное положение сложилось со сроками производства экспертиз указанного вида, назначаемых судами Московской области, несмотря на то, что, в том числе, для решения этой проблемы пришлось создать отдельный филиал РФЦСЭ для экспертного обслуживания правоохранительных органов и судов Московской области. Сложности в укомплектовании штата экспертов обусловлены скромной заработной платой судебных экспертов Минюста России, которая в разы меньше оплаты труда частных экспертов в этой отрасли деятельности.

      Получив определение суда о назначении экспертизы с формулировкой конкретных вопросов, РФЦСЭ, в случае невозможности выполнения экспертизы в установленный срок, направляет суду сообщение, с указанием причины невозможности проведения экспертизы в установленный срок. В сообщении указывается также срок, в течение которого экспертиза будет выполнена. Длительность исполнения рассчитывается на основании нормативных документов исходя из оценки ее сложности и объема, а также достаточности представленных для ее производства материалов, с учетом необходимости выполнения экспертиз по ранее поступившим эксперту определениям (постановлениям) для исполнения.

      Наряду с производством судебных экспертиз эксперты РФЦСЭ выполняют большой объем работы по научно-методическому обеспечению экспертного производства СЭУ Минюста России. На выполнение РФЦСЭ функций головного научно-методического центра, предусмотренных его Уставом, затрачивается не менее 40 % рабочего времени эксперта.

      Стоимость производства судебных экспертиз

      Возможность взимания платы за производство судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях закреплена в ст. 37 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Взимание платы за производство экспертиз по уголовным делам государственным судебно-экспертным учреждениям запрещено.

      Стоимость судебной экспертизы устанавливается в соответствии с категорией ее сложности, которая, в свою очередь, определяется временем, необходимым для выполнения экспертизы. Суду, назначившему экспертизу, направляется сообщение о ее предварительной стоимости. Окончательная стоимость определяется после завершения производства экспертизы, по фактическим затратам. Стоимость экспертного часа для РФЦСЭ и других СЭУ Минюста России устанавливается приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (см. также изменения (прейскурант)).

      Вместе с заключением эксперта в суд направляется заявление о взыскании расходов (а если экспертиза проводится по арбитражному делу, направляется также Счет). К сожалению, в течении года после направления удовлетворяется не более 10% заявлений о взыскании расходов — по различным причинам, в том числе в связи с не установлением судебными приставами места жительства должника.

      В том случае, когда в РФЦСЭ производится комиссионная или комплексная судебная экспертиза с привлечением экспертов, не работающих в РФЦСЭ, суд или следователь выносит соответствующее определение или постановление. Оплата их работы производится судом или следственным органом по прямым договорам с привлеченными экспертами как физическими лицами или с организациями, которые они представляют, так как такой статьи расхода в бюджете РФЦСЭ не предусмотрено.

      Суд может принять решение об освобождении того или иного участника от оплаты расходов на производство судебной экспертизы полностью или частично (ч. 3 ст. 96 ГПК РФ). В этом случае оплата расходов производится РФЦСЭ Судебным департаментом Верховного Суда РФ по заключенным между ними договорам, после подписания договора (30% от общей стоимости работ) и после подписания акта приема-сдачи выполненных работ (70% от общей стоимости работ).

      С 2007 года, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год», и в последующие годы (Федеральные законы — от 24.07.2007 № 198 «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»), указанные денежные средства в полном объеме изымаются в Федеральный Бюджет для исполнения финансового плана установленного для всех СЭУ Минюста России. Указанное требование не действует в отношении всех иных государственных судебно-экспертных учреждений различной ведомственной подчиненности.

      www.sudexpert.ru