Порядок создания и ликвидации коммерческого банка

Коммерческие банки независимы от органов государственной власти при выполнении своих функций и осуществляют деятельность на основе устава, в котором должно быть указано, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе. В нем содержится также наименование банка, его местонахождение, перечень операций, которые банк намерен проводить, размер уставного капитала, резервного, страхового и других фондов, а также сведения об органах управления.

Наряду с уставом для открытия коммерческого банка необходимо представить в Главное территориальное управление Центрального Банка (ГТУ ЦБР):

  • учредительный договор с полной юридической характеристикой каждого учредителя;
  • балансы, составленные учредителями за предшествующий период и другие отчетные документы, определяющие финансовое положение учредителей;
  • сведения о руководящем составе банка: руководители должны иметь высшее экономическое образование, более чем трехлетний опыт работы на ведущих должностях в коммерческом банке, безупречную репутацию. Работникам органов государственной власти и управления запрещено участвовать в органах управления банков;
  • экономическое обоснование целесообразности и необходимости создания коммерческого банка.

Кредитные организации получают право осуществлять свою деятельность с момента получения лицензии. Однако, новым банкам, как правило, выдают лицензию на проведение ограниченного круга операций, который через два года успешной работы коммерческого банка может быть расширен. Если учредители банка планируют оказание услуг в иностранной валюте, им необходимо для получения соответствующей лицензии подготовить второй комплект учредительных документов и часть уставного капитала сформировать в иностранной валюте. Особое место среди разрешительных документов занимает генеральная лицензия, выдаваемая банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. С ее получением коммерческий банк приобретает право открывать филиалы за рубежом и формировать уставный капитал кредитных организаций-не резидентов.

Получение лицензии ЦБ РФ дает коммерческому банку формальное право привлекать клиентов, но основным экономическим условием начала деятельности банка является наличие оплаченного уставного капитала, который складывается из средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. На долю учредителей банка должно приходиться не менее 25% уставного капитала.

Регламентирование размера капитала является одним из важнейших инструментов контроля со стороны государства за стабильностью банковской системы страны. С 1 января 1999 г. минимальный размер собственного капитала банка должен быть эквивалентен 5 млн. евро. Политика ЦБ РФ направлена на стимулирование постепенного увеличения коммерческими банками их уставных капиталов с целью упрочения их финансовой устойчивости и соответствия банковской системы РФ международным стандартам. Значительная капитализация коммерческих банков способствует устранению случайных и ненадежных банков, подрывающих доверие клиентов к банковской системе страны в целом. Работа мелких банков на пределе возможностей повышает риск банкротства, так как любое нарушение кредитного процесса, не возвращенный вовремя кредит влечет за собой риск невосполнимых потерь. Для формирования уставного капитала запрещено использовать средства местных органов власти, политических организаций, российских специализированных фондов, в том числе благотворительных.

При организации деятельности любого кредитного учреждения необходимо стремиться к обеспечению его финансовой стабильности, защите прав и интересов его кредиторов и вкладчиков. Для достижения этого все банки обязаны размещать в ЦБ РФ резервы в соответствии с установленными нормативами; иметь страховой и резервный фонды, соблюдать действующие экономические нормативы.

Создание головного учреждения коммерческого банка — начальный этап формирования банковской сети. В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций-клиентов, территориально-удаленных от места расположения банка, следует организовать филиалы и представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ.

Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий.

Государство не регламентирует форму собственности, на базе которой создаются коммерческие банки, однако, текущая хозяйственная практика выявила потребности экономики в существовании банков с государственным капиталом для проведения специальных операций. Потребность в таких банках обусловлена тем, что в ряде отраслей доля централизованных кредитов во всех привлеченных пассивах достигает 60 — 90 %. Для финансирования отдельных целевых, республиканских, региональных и иных программ создают специальные банки развития, которые зачастую становятся посредниками между правительством, Банком России и предприятиями.

На основании российского законодательства ЦБ РФ не вправе исключительно административными методами руководить деятельностью кредитных учреждений, однако, в случае стойкого неисполнения экономических нормативов, регламентирующих деятельность банков, при обнаружении нарушений норм банковского законодательства и др. у кредитного учреждения может быть отозвана банковская лицензия как исключительная мера воздействия.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций, действующих на правах юридического лица производится ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана в случаях:

  1. установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  2. задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  3. установления фактов недостоверности отчетных данных;
  4. осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  5. неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  6. неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка. Ходатайства подготавливаются ГТУ ЦБР и направляются в центральный аппарат ЦБ РФ для принятия соответствующего решения.

Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом в соответствии с Положением Банка России «О Комитете банковского надзора Банка России», утвержденным Приказом банка России от 18.12.96 г. 02-463.

На основании решения Комитета издается приказ ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. После издания приказа кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией.

В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии кредитная организация может выполнять, под непосредственным надзором территориального учреждения Банка России в лице уполномоченного на это распорядительным актом руководителя территориального учреждения банка России работника, определенный круг операции.
При отзыве либо после отзыва лицензии на осуществление банковских операций в необходимых случаях по решению Комитета банковского надзора ЦБ РФ в кредитной организации может быть введена временная администрация с целью поддержания функционирования кредитной организации в режиме общей правоспособности до начала ликвидационных процедур.
После получения приказа ЦБ РФ об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ изымает у банка подлинный экземпляр лицензии.

Сообщение об отзыве у коммерческого банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ публикуется в официальном органе Центрального банка Российской Федерации — «Вестнике Банка России», территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по месту расположения банка и его филиалов — в местных средствах массовой информации. При получении Приказа ЦБ РФ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций территориальные учреждения Банка России и другие кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по балансовым и вне балансовым счетам данной кредитной организации (как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте), кроме отдельных операций. Также прекращаются все операции по счетам клиентов в банке и его филиалах.

После отзыва лицензии на осуществление банковских операций в случаях, перечисленных выше (пп. 1 — 5), учредителями кредитной организации должно быть принято решение о ее ликвидации с соблюдением требований статей 92, 95 и 104 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае непринятия такого решения учредителями кредитной организации в месячный срок после отзыва лицензии Банк России на основании статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации. Если лицензия на осуществление банковских операций отозвана у кредитной организации на основании неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, или если после отзыва лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям указанного выше пункта у кредитной организации выявятся признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», то ее ликвидация может быть осуществлена только в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с ГТУ ЦБР, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) ликвидационная комиссия формируется конкурсным управляющим, назначенным арбитражным судом. Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с ГТУ ЦБР. В ликвидационную комиссию должны входить учредители банка, кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица, кроме работников Центрального банка Российской Федерации.

При наличии реальной возможности восстановить платежеспособность банка его учредители могут осуществить процедуры санации.
Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации представляет Департаменту банковского надзора ЦБР свое заключение о результатах работы ликвидационной комиссии, подлинные экземпляры лицензии и Устава коммерческого банка, зарегистрированного в ЦБР, для внесения записи о ликвидации юридического лица в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Ликвидация коммерческого банка или не банковской кредитной организации считается завершенной с момента внесения записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
На Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России возлагаются функции рабочего аппарата Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Банка России.

finote.ru

Создание и ликвидация коммерческого банка

Московский государственный университет технологий и управления

«Создание и ликвидация коммерческого банка»

Работу выполнила студентка группы 3510 с

Кузнецова Тамара Андреевна

Лицензионный порядок осуществления банковской деятельности 4 стр.

Виды лицензий и условия их выдачи 7 стр.

Особенности регистрации банков с иностранным участием 9 стр.

Порядок реорганизации банков 11 стр.

Условия отзыва и аннулирование лицензий 13 стр.

Заключение 15 стр.

Список использованной литературы 16 стр.

Банк – финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами и платежами. 1

Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств.

Банк – коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции (Ст. 1 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»).

Существует определённый порядок создания и ликвидации коммерческих банков, который будет рассмотрен в данной контрольной работе.

Лицензионный порядок осуществления банковской деятельности.

Кредитная организация (КО) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в РФ определяется ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России №109-И от 14 января 2004 года.

КО образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью).

КО совершает банковские операции на основе лицензии, выданной Банком России. Банк России регистрирует КО и ведет книгу регистрации КО (за регистрацию КО взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала КО).

Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.

Учредителями могут быть лица, участие которых в КО не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, то есть полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.

Учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Для регистрации и лицензирования КО ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов (ст. 14 Закона «О банках и банковской деятельности») представляют в территориальное учреждение Банка России следующие документы:

заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; учредительный договор;

устав кредитной организации; протокол общего собрания учредителей; свидетельство (копия платежного документа) об уплате государственной пошлины за регистрацию КО;

нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;

список учредителей КО;

документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации КО.

К ходатайству о регистрации прилагаются также расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КО на первые три года деятельности отдельно на каждый год.

Кандидаты на должности руководителей должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением КО, связанный с осуществлением банковских операций, составляющий не менее одного года. Если кандидаты на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера получили образование за границей, они должны предоставить заключение российского федерального органа по образованию о соответствии имеющихся иностранных документов об образовании российским дипломам. Если кандидаты являются иностранными гражданами, они должны предоставить копии документов, подтверждающих их право на осуществление трудовой деятельности на территории России.

Виды лицензий и условия их выдачи.

Вновь созданной КО могут быть выданы следующие виды лицензий:

на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

В дальнейшем банк может расширить свою деятельность путем получения дополнительных лицензий. Чтобы получить дополнительную лицензию, банк должен соответствовать следующим требованиям:

финансовая устойчивость в течение последних шести месяцев;

выполнение обязательных резервных требований;

отсутствие задолженностей перед федеральным и другими бюджетами и государственными внебюджетными фондами;

наличие организационной структуры, включая службу внутреннего контроля;

наличие соответствующих технических условий и квалифицированного персонала.

Действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), которая дает право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом зарубежных банков;

лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов может быть выдана при наличии лицензии (или одновременно с лицензией) на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте);

лицензия на привлечение денежных средств физических лиц в рублях;

лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и отвечающему требованию относительно размера капитала.

Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет права создавать филиалы за границей и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.

Получить право на привлечение денежных средств физических лиц и генеральную лицензию могут только банки, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет.

Небанковские КО также могут расширить свою деятельность за счет получения дополнительных лицензий.

В зависимости от вида лицензии предъявляются различные требования к минимальному размеру уставного капитала банка. В соответствии с Указанием Банка России «О рублевом эквиваленте минимального размера уставного капитала, необходимого для создания КО, и минимального размера собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, на IV квартал 2003 года» от 1 декабря 2003 г. №1346-У и на основании телеграммы ЦБ №144-Т от 2 декабря 2003 г. минимальный размер уставного капитала для вновь создающихся банков в РФ – 175 375 500 руб. (5 млн. евро), небанковских КО – не менее 17 537 550 руб. (500 тыс. евро), дочерней КО иностранного банка – не менее 175 375 500 руб. (5 млн. евро).

Особенности регистрации банков с иностранным участием.

Порядок регистрации КО с иностранными инвестициями и пополнения уставного капитала банка за счет средств нерезидентов регулируется Положением «Об особенностях регистрации КО с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной КО за счет средств нерезидентов» от 23 апреля 1997 г. №437.

Квота иностранного участника устанавливается советом директоров Банка России. Для создания КО с иностранными инвестициями требуется предварительное разрешение Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его подписания. При рассмотрении вопроса о выдаче такого разрешения Банк России учитывает:

уровень использования квоты, участия иностранного капитала в банковской система России;

финансовое положение и деловую репутацию учредителей-нерезидентов;

очередность подачи заявлений.

Немаловажными факторами, влияющими на выдачу разрешения, является размер иностранных инвестиций в банковскую систему России со стороны данного иностранного государства, а также состояние двусторонних отношений между Россией и государством местонахождения каждого из учредителей.

Если нерезидент – юридическое лицо намерен приобрести более 10% акций создаваемой КО, он должен представить информацию о своих учредителях с указанием их местонахождения и направлений деятельности. Участники – нерезиденты должны представить учредительные документы, балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, а также письменное согласие контрольного органа страны своего местонахождения на участие в уставном капитале КО на территории РФ.

Иностранное физическое лицо должно представить подтверждение своей платежеспособности (способности оплатить свою долю в уставном капитале), выданное первоклассным банком.

Минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней КО иностранного банка установлен в размере 10 млн. евро.

Нерезиденты могут приобрести акции на первичном рынке, если КО зарегистрирована в виде открытого акционерного общества, при условии, что совокупная доля иностранных инвесторов не превысит 1% уставного капитала.

Дочерняя кредитная организация иностранного банка может открывать свои филиалы на территории России в установленном порядке.

Существуют особые требования к составу руководства кредитной организации, являющейся дочерней КО иностранного банка: если иностранный гражданин или лицо без гражданства выполняет функции единоличного исполнительного органа КО, коллегиальный исполнительный орган КО не менее чем на 50% должен быть сформирован из граждан России; руководитель и главный бухгалтер КО с иностранными инвестициями должен иметь документы о квалификации, подтвержденные российским Министерством образования, а также документы на право трудовой деятельности на территории РФ и документ, подтверждающий знание русского языка.

Граждане РФ должны составлять не менее 75% работников КО с иностранными инвестициями.

Порядок реорганизации банков.

Реорганизация кредитной организации может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При реорганизации кредитной организации с созданием иной кредитной организации Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации; за регистрацию кредитной организации, созданной в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01% от размера ее уставного капитала.

Слияние – создание новой кредитной организации с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких кредитных организаций и прекращением деятельности последних.

Присоединение – прекращение деятельности одной или нескольких кредитных организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой кредитной организации.

Разделение – прекращение деятельности кредитной организации с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным кредитным организациям.

Выделение – создание одной или нескольких кредитных организаций с передачей ей (им) части прав и обязанностей реорганизуемой кредитной организации без прекращения деятельности последней.

Преобразование – изменение организационно-правовой формы кредитной организации.

Процессы слияния и присоединения банков регламентируются Положением Банка России «Об основах реорганизации банков в форме слияния и присоединения» от 30 декабря 1997 г. №12-П.

Банку, образовавшемуся в результате слияния, выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять каждый из сливающихся банков, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

При присоединении банка он сохраняет лицензии, на основании которых действовал до реорганизации, или ему выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (включая Генеральную лицензию) в случае, если присоединяемый банк имел Генеральную лицензию либо имел право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяемого банка.

Договор о слиянии или присоединении может предусматривать разные способы конвертации акций (долей), регламентируемых банков в акции (доли) нового банковского образования.

Условия отзыва и аннулирование лицензий.

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных КО в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 г. указанием №509-У.

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений. Согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:

установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем 15 дней представления ежемесячной отчетности;

осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Бака России, регулирующих банковскую деятельность, если в течение года к КО неоднократно применялись меры воздействия за подобные нарушения;

неспособности КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательством и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к КО в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда – МРОТ (это признак банкротства);

неоднократного в течение года неисполнения требования, содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов КО при наличии средств на счетах (во вкладах) этих лиц.

Лицензия аннулируется при прекращении деятельности КО по добровольному решению ее участников в порядке, предусмотренном Указанием Банка России «О порядке предоставления в Банк России ходатайства КО об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации КО на основании решения ее учредителей (участников)» от 1 марта 2000 г., №749-У.

Кредитная организация (КО) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России.

Для получения лицензии учредители банка должны предоставить следующие документы:

декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал КО;

анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

Список использованной литературы.

Закон РФ № ФЗ от 2 декабря 1990 «О центральном Банке РФ (Банке России)» (с изменениями и дополнениями).

Закон РФ №395-1 от 2 декабря 1990 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

Инструкция Банка России №109-И от 14 января 2004 «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Инструкция Банка России №110-И от 16 января 2004 «О порядке определения норматива достаточности собственных средств (капитала банка)».

Положение Банка России №264 от 2 апреля 1996 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций РФ».

Указание Банка России №1346-У от 1 декабря 2003 «О рублевом эквиваленте минимального размера уставного капитала, необходимого для создания КО, и минимального размера собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, на IV квартал 2003 года».

Инструкция Банка России №1 от 1 октября 1997 г. «О порядке регулирования деятельности банков».

Письмо ЦБР №493 от 29 июля 1997 «О порядке рассмотрения документов, предоставляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 14.01.2004 г. №1371-У).

Банковское дело/Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2002.

Вешневский А.А.. Банковское дело. М.: Статут, 2002.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов./ Под ред. проф. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 2000

Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1995, с.33.

works.doklad.ru