Состав и структура районного суда

Для каждого районного суда разрабатывается структура и штатное расписание в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 апреля 2011 г. № 61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ в соответствии с установленной штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Под структурой суда понимается организационное построение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей. Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС), ежемесячного должностного поощрения, надбавок.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда осуществляется аппаратом суда.

Структура районного суда зависит от количества работников суда. Например, структура аппарата районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда; помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от семи единиц); помощники судей; судьи; отделы: общий отдел (делопроизводство, материально- техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства; администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения (в штат суда не включен).

Структура аппарата районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц представлена на рис. 7.1.

Численный состав судей районного суда определяется в количестве, достаточном для обеспечения прав граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. Штатная численность судей районного суда определяется Судебным департаментом по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в районном суде может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное

судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Судьи районных судов (в том числе председатель районного суда и его заместитель) назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Предельный срок пребывания в должности судьи районного суда – 70 лет (ст. 11 Закона о статусе судей).

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но нс более двух раз подряд.

Председатель суда осуществляет процессуальные и административные функции, направленные на реализацию полномочий районного суда. Являясь судьей районного суда, он осуществляет полномочия судьи по рассмотрению и разрешению конкретных дел в судебных заседаниях, то есть отправляет правосудие. В то же время председатель суда:

– организует работу суда;

– устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утвержденных Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

– распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

– организует работу по повышению квалификации судей;

– осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними;

– принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

– организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

– регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

– осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Кроме указанных полномочий, председатель районного суда:

– занимается организацией работы по изучению и обобщению судебной практики районного суда и по их результатам вносит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

– ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб на деятельность суда;

– вносит представления о назначении на должность и об освобождении от должности администратора суда (ст. 35 Закона о судах общей юрисдикции).

В случае временного отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда, то есть осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и аппаратом этого суда.

Аппарат районного суда призван осуществлять организационное обеспечение деятельности суда. Законодатель конкретно не определил круг лиц, являющихся работниками аппарата суда. Работников аппарата районного суда можно подразделить на две группы (ч. 6 и 8 ст. 38 Закона о судах общей юрисдикции):

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) работники, замещающие должности, не являющиеся федеральной государственной гражданской службой.

К первой группе работников аппарата суда относятся: начальники отделов (общего отдела, отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдела информационно-правового обеспечения и кадров), заместители начальников отделов, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист первой, второй категории, специалист первой категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Эти работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, а также иные работники, принятые по трудовому договору в районный суд.

Председатель районного суда осуществляет руководство деятельностью аппарата суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата районного суда определяются председателем районного суда по согласованию с Судебным департаментом в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Численность работников аппарата районного суда, отделов и их название не везде одинаковы и зависят от организационно- штатного расписания суда. Перечень должностей сотрудников аппарата судов определен в Указе Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат районного суда осуществляет следующие функции:

– принимает и выдает документы;

– удостоверяет копии судебных документов;

– производит вручение документов, уведомлений и вызовов; контролирует уплату пошлин и сборов;

– осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

– обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний, ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

– обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов;

– участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ;

– осуществляет прием граждан (ст. 39 Закона о судах общей юрисдикции).

Рассмотрим полномочия отдельных работников аппарата районного суда.

Помощник председателя суда (судьи) назначается на должность и освобождается от должности председателем районного суда. Круг его полномочий определяется с учетом вида судопроизводства. Так, помощник судьи районного суда в гражданском судопроизводстве осуществляет:

– изучение по поручению судьи поступивших на рассмотрение по первой инстанции заявлений и приложенных к нему документов с целью проверки соответствия представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты (судьей может быть составлен перечень вопросов, которые должен выяснить помощник судьи при изучении поступивших материалов);

– доклад судье устного (письменного) заключения по изученному делу с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 133–136 ГПК РФ;

– подготовку проектов сопроводительных писем о направлении принятых судьей судебных актов лицам, участвующим в деле;

– контроль за сроками устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению (рассмотрению) гражданского дела и послуживших основанием для оставления заявления без движения, приостановления производства по делу, со своевременным докладом об этом судье;

– выполнение по поручению судьи всех необходимых действий для подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе направление заявления с пакетом документов заинтересованным лицам (ответчикам), а также участие по поручению судьи в разрешении вопросов, связанных с назначением дела к рассмотрению;

– контроль получения адресатами почтовых отправлений с судебными актами (судебными повестками), доклад судье о возврате указанных почтовых отправлений без вручения адресату, подготовка по поручению судьи проектов запросов в соответствующие органы для установления местонахождения лица, участвующего в деле;

– проверку поступивших частной жалобы, представления прокурора на определение мирового судьи на соответствие требованиям ст. 332–333 ГПК РФ;

– доклад судье устного (письменного) заключения по проверенной частной жалобе, представлению с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 334 ГПК РФ;

– выполнение иных поручений судьи, связанных с рассмотрением гражданского дела в первой инстанции.

Следует заметить, что процессуальный статус помощника судьи до настоящего времени не определен ни в УПК РФ, ни в ГПК РФ. Свои полномочия он осуществляет на основании должностной инструкции и Типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 6 декабря 2010 г. № 272.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Он назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его распоряжения.

Администратор районного суда призван освободить председателя суда от выполнения функций, не связанных непосредственно с осуществлением правосудия. Основная обязанность администратора суда – обеспечить организацию деятельности районного суда. С этой целью он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений районного суда, осуществляет другие полномочия.

В районных судах, имеющих большой объем судебной работы, предусматривается должность консультанта. Консультант районного суда ведет прием граждан, осуществляет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, доводит эти изменения до сведения судей, участвует в повышении квалификации других сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда (в районном суде может быть одна канцелярия, а в многосоставном суде – две: канцелярия по гражданским делам и канцелярия по уголовным делам, или отдел делопроизводства) организует делопроизводство в районном суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее выполнение, оформляет служебную переписку суда с вышестоящими судебными и другими правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений по районному суду (см. Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36).

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению в суде, ведет соответствующие журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела и принятые но нему решения, обеспечивает хранение вещественных доказательств, выполняет иные полномочия.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают техническую подготовку судебного заседания, осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц (прокурора, адвоката, подсудимого, потерпевшего, эксперта, переводчика, свидетелей), проверяют их явку в суд, выполняют иные поручения судьи.

Обеспечение установленного порядка деятельности районного суда возлагается на ФССП России, находящуюся в ведении Минюста России, в лице ее судебных приставов. В обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда, в частности, входит обеспечение безопасности судей, участников судебного процесса и свидетелей, обеспечение охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, поддержание общественного порядка в судебных помещениях. Во время судебного заседания судебный пристав выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания. Он также исполняет решение суда о применении к подсудимому и иным лицам предусмотренных законом мер процессуального принуждения (привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, задержание правонарушителей с последующей передачей их органам полиции и др.) (ст. 11 Закона о судебных приставах).

studme.org

Аппараты судов общей юрисдикции как субъекты административного права Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мащук Виталий Юрьевич

Проанализированы сущность и содержание понятия « аппарат суда ». Рассмотрены особенности аппаратов судов общей юрисдикции в системе субъектов административного права Украины.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мащук Виталий Юрьевич,

The general jurisdiction’s courts staffs as the subject of administrative law

The essence and content of the notion «court staff» are analyzed. The specific characteristics of general jurisdiction’s courts staffs in the system of subjects of administrative law of Ukraine are considered.

Текст научной работы на тему «Аппараты судов общей юрисдикции как субъекты административного права»

Мащук В.Ю. Аппараты судов общей юрисдикции как субъекты административного права

TPMsvHa молодого vvtHoro

Мащук Виталий Юрьевич Mashchuk Vitaliy Yuryevych

Днепропетровский государственный университет внутренних дел (49005, Украина, Днепропетровск, пр. Гагарина, 26)

Dnepropetrovsk state university of internal affairs (26 Gagarina av., Dnepropetrovsk, 49005, Ukraine)

Аппараты судов общей юрисдикции как субъекты административного права

The general jurisdiction’s courts staffs as the subject of administrative law

Проанализированы сущность и содержание понятия «аппарат суда». Рассмотрены особенности аппаратов судов общей юрисдикции в системе субъектов административного права Украины.

Ключевые слова: административное право, субъекты административного права, аппарат суда, суды общей юрисдикции, организационное обеспечение деятельности судов.

Keywords: administrative law, subjects of administrative law, court staff, general jurisdiction’s courts, organizational provision of the courts activity.

Становление правового, социального, демократического государства невозможно без эффективного функционирования системы органов судебной власти, главной обязанностью которой является обеспечение и защита прав и свобод человека. Реализация судами задач по защите прав и свобод физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов общества и государства требует надлежащего правового и организационного обеспечения их деятельности. Особая роль в организационном обеспечении работы суда принадлежит его аппарату. Именно от его деятельности зависит эффективность работы суда, так как без правильно организованной работы всех подразделений аппаратов судов невозможно выполнить весь объем работы, возлагаемой на судебную систему.

Анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что в последние годы исследованиям различных аспектов деятельности судов уделяется большое внимание. В частности, в сфере изучения вопросов обеспечения организации функционирования судебной власти и судебного управления можно отметить работы таких ученых, как В. Аверьянов, Д. Бахрах, Ю. Битяк, В. Брин-цев, И. Голосниченко, И. Марочкин, С. Кивалов, Л. Москвич, А. Стрижак, Д. Притыка, Ю. Старилов, В. Чернявский, Ю. Шемшученко, С. Штогун и др. Тем не менее, проблемы администрирования в судебной системе еще не исследованы в достаточной мере, — в частности, без внимания исследователей остается ряд проблемных вопросов, связан-

ных с определением административно-правового статуса аппарата судов общей юрисдикции, установлением его места в системе субъектов административного права.

Целью данной статьи является анализ предназначения и содержания деятельности аппаратов судов общей юрисдикции как субъектов административно-правовых отношений, что предполагает определение сущности и содержания понятия «аппарат суда», установление задач, возлагаемых на аппараты судов общей юрисдикции, анализ их основных функций с целью определения места аппаратов судов общей юрисдикции в общей системе субъектов административного права.

В общетеоретическом плане под субъектом права понимается любой участник правоотношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Большой юридический словарь дает такое определение субъекта права: «субъект права — это лицо, обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности», подчеркивая при этом, что «выступая необходимым элементом правоотношений во всех отраслях права, субъекты права в каждой из них имеют определенную специфику» [1, с. 594]. Таким образом, понятие «субъект права» является такой социально-правовой категорией, которая существует лишь в правовой действительности и которая приобретает конкретное содержание в соответствии со специфическими особенностями каждой

конкретной отрасли права [2, с. 5]. Специфика административных правоотношений заключается в том, что одной из сторон всегда выступает государство и возникают они в сфере государственного управления, что предопределяет особые характеристики потенциальных субъектов административного права, а также наличие специфических (управленческих) прав и обязанностей, по поводу которых и могут возникать данные правоотношения. Д. Бахрах отмечает, что «субъектами административного права следует признавать участников управленческих отношений, которые административно- правовыми нормами наделены правами и обязанностями, способностью вступать в административные правоотношения» [3, с. 41]. Ю. Старилов также определяет субъекты административного права как реальных участников административно-правовых отношений, которые, имея соответствующий административно-правовой статус, принимают участие в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах) [4, с. 419]. Таким образом, субъект административного права может быть определен как самостоятельное лицо, которое обладает административной правосубъектностью, то есть является носителем субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных нормами административного права, и имеет потенциальную способность реализовывать собственную волю и собственные интересы в административноправовых отношениях.

Рассматривая вопрос о системе субъектов административного права, Д. Бахрах отмечает, что данная система является более сложной по сравнению с другими отраслями [5, с. 22]. Действительно, административное право наделяет правосубъектностью довольно большой круг участников общественных отношений, что, в свою очередь, предопределяет большое многообразие подходов к их классификации на основании тех или иных критериев. Чаще всего субъекты административного права подразделяют на индивидуальные и коллективные субъекты с последующим распределением данных групп на подгруппы. К первой группе, как правило, относят граждан, иностранцев, апатридов и бипа-тридов [6, с. 483], должностных лиц [7, с. 295]. Ко второй группе — органы государственной власти, органы местного самоуправления, социальные общности, сложные коллективные субъекты, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации [7, с. 295], а также их составные части, структурные единицы, наделенные административной правосубъектностью [6, с. 483]. Для структурного подразделения как составного элемента государственного органа, который образован на основании соответствующего нормативного правового акта и который выполняет определенную часть его дел, характерны наличие иерархических связей и осуществление самоуправления [5, с. 24—25]. М. Костив отмечает, что структурные подразделе-

ния государственных органов власти как отдельная группа коллективных субъектов административного права, наделенных административной правосубъектностью, имеют собственную компетенцию, руководство, выступая субъектами многих обязанностей (общих и специальных), могут вносить предложения от собственного имени и др. [8, с. 84—86].

Аппараты судов как структурные подразделения судебных органов власти, создаваемые для организационного обеспечения их работы, выступают в качестве самостоятельного субъекта административного права, наделенного административной правосубъектностью. Административная правосубъектность аппаратов судов, как и правосубъектность органов государственной власти вообще, проявляется в нормативно закрепленной компетенции как совокупности юридически-власт-ных полномочий, предоставляемых им для выполнения соответствующих задач и функций. В Рекомендации № Я (94) 12 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О независимости, эффективности и роли судей» отмечается, что для эффективной работы судей должны быть созданы надлежащие рабочие условия, в частности, путем обеспечения их надлежащим вспомогательным персоналом, с тем чтобы судьи могли эффективно и оперативно выполнять свои обязанности; предлагается принятие соответствующих мер для передачи выполнения несудейских функций другим лицам с целью предотвращения и сокращения чрезмерной рабочей нагрузки на суды [9]. С целью освобождения судей от выполнения задач, которые непосредственно не связаны с отправлением правосудия, при каждом суде создается аппарат суда, призванный осуществлять разнообразные функции организационного, вспомогательного и подготовительного характера, направленные на обеспечение действий судей по решению конкретных юридических дел. Р. Куйбида, подчеркивая необходимость и важность аппаратов судов, отмечает, что судьи ни в коем случае не должны быть заняты решением проблем, связанных с организационным обеспечением судебного процесса, в частности, техническим оснащением кабинетов и залов для судебных заседаний, ведением делопроизводства и судебной статистики, фиксированием судебного процесса техническими средствами и т. п. Решением этих проблем должны заниматься исключительно аппараты судов [10, с. 202].

В современной справочной юридической литературе, к сожалению, нет четкого определения понятия аппарата суда. В самом общем виде он может быть рассмотрен как специальный орган, который осуществляет организационное обеспечение деятельности судов [11, с. 165]. Согласно этому определению главной задачей аппарата суда является создание организационных условий обеспечения правосудия по конкретным делам [11, с. 175]. В. Сердюк на уровне организационно-штатной структуры определяет аппараты судов как совокупность соответствующих подразделений суда,

Мащук В.Ю. Аппараты судов общей юрисдикции как субъекты административного права

работниками которых являются государственные служащие [12, с. 20]. В соответствии с основной задачей аппарата суда, которой, по мнению исследователя, является организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности суда, ученый предлагает рассматривать аппарат как неотъемлемую составляющую часть суда, созданную, согласно закону, с целью информационно-методического, кадрового, финансового, материальнотехнического, социально-бытового, медицинского, транспортного и другого обеспечения его деятельности [12, с. 24]. Наиболее точное и, по нашему мнению, содержательное определение аппарата суда, которое дает возможность использовать его как базовое при анализе правового статуса аппарата суда, в том числе при установлении и характеристике его основных задач и функций, предлагает В. Бевзенко, представляющий аппарат суда как единую, четко определенную систему организационно-штатных единиц (отделов, должностей), наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями для организации надлежащего функционирования судейского корпуса соответствующего суда с целью обеспечения полного, всестороннего, обоснованного и законного решения конкретных юридических дел [13, с. 66].

Обращаясь к российскому опыту нормативноправового определения и закрепления административно-правового статуса аппарата суда общей юрисдикции, отметим, что действующее законодательство Российской Федерации в данной сфере определяет аппарат суда как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия [14, ч. 1 ст. 32; 15, ч. 1 ст. 38]. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия [15, ч. 1 ст. 37]. Таким образом, аппарат суда рассматривается как вспомогательный орган суда, одно из его структурных подразделений, призванное оказывать содействие работе суда, осуществляя деятельность, которая непосредственно не связана с отправлением правосудия. В свою очередь, аппарат суда может выступать посредником во взаимоотношениях судов с исполнительной и законодательной ветвями власти. Кроме того, аппарат должен оградить суд от влияния со стороны других органов государственной власти. Согласно своей задаче на аппарат суда возлагается осуществление организационного, научно-аналитического, справочно- информационного и другого обеспечения деятельности суда. Он также призван содействовать материально-техническому, ресурсному и социально-бытовому обеспечению суда.

Действующее законодательство Украины также не дает четкого и исчерпывающего определения понятия «аппарат суда». Так, Законом Украины

«О судоустройстве и статусе судей», определяющим структурное построение судов как органов государственной власти, устанавливается, что помимо судейского корпуса в состав любого суда входит аппарат, состоящий из нескольких структурных подразделений и возглавляемый его руководителем. Главной задачей аппарата является организационное обеспечение работы суда [16, п. 1 ст. 149]. Организационное обеспечение деятельности суда составляют мероприятия финансового, материально-технического, кадрового, информационного и организационно-технического характера, направленные на создание условий для полного и надлежащего осуществления правосудия. Закрепляются положения, согласно которым в аппаратах судов общей юрисдикции могут создаваться управление, отделы, осуществляющие свои функции на основании положения о соответствующем управлении или отделе. В аппарате суда общей юрисдикции создается канцелярия, обеспечивающая принятие и регистрацию документов, которые подаются в соответствующий суд, а также выполняющая другие задачи, определенные положением, утвержденным руководителем аппарата соответствующего суда. В штаты аппаратов судов общей юрисдикции входят также секретари судебного заседания, научные консультанты и судебные распорядители [16, п. 7—9 ст. 149]. Законом устанавливаются особенности создания, структуры и деятельности аппаратов Верховного Суда Украины и высших специализированных судов [16, ст. 150]. Однако, закрепляя организационное обеспечение работы суда как основную задачу аппарата и определяя его структуру и особенности, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» не содержит прямого определения аппарата суда как его составной части. Не устанавливаются на уровне Закона ни функции аппарата суда, ни полномочия его сотрудников. Уяснение этих вопросов требует более детального рассмотрения норм действующего законодательства Украины, в частности, тех правовых источников, которые закрепляют правовой статус аппарата суда.

Функции аппаратов судов могут быть определены как основные, нормативно-регламентированные и организационно-обеспеченные устойчивые направления их деятельности, в которых отражаются и конкретизируются объективно необходимые задачи, проявляются их содержание и предназначение. В соответствии с общей задачей, функции аппаратов судов детализируются и закрепляются в таких нормативных правовых актах, как Положение об аппарате Верховного Суда Украины от 21 января 2011 года, Положение об аппарате Высшего административного суда Украины от 27 декабря 2010 года, Положение об аппарате Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 26 октября 2010 года, Положение об аппарате Высшего хозяйственного суда Украины от 5 ноября 2010 года, Типовое положение об аппарате местного, апелляционно-

го судов от 28 сентября 2012 года, а также в ряде должностных инструкций руководителей и работников соответствующих аппаратов судов. Анализ положений данных нормативных актов дает возможность выделить следующие основные функции, осуществление которых возлагается на аппараты судов общей юрисдикции:

организационное обеспечение работы суда; методическое и правовое обеспечение работы суда;

документальное обеспечение работы суда; информационное обеспечение работы суда; финансовое, материально-техническое обеспечение работы суда;

кадровое обеспечение работы суда; социально-бытовое обеспечение работы суда; обеспечение работы суда в других сферах деятельности соответствующих судов (международное сотрудничество;

охрана государственной тайны; обеспечение безопасности судей и работников аппарата; взаимодействие со средствами массовой информации, общественностью и др.).

Таким образом, аппараты судов общей юрисдикции выступают самостоятельными субъектами административного права, деятельность которых, в отличие от других органов судебного администрирования, занятых решением общих вопросов организационного обеспечения функционирования судебных органов власти, направлена на создание организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам. Деятельность аппаратов судов по организационному и материально-техническому обеспечению работы судов позволяет освободить судей от выполнения несвойственных им хозяйственных и других задач, непосредственно не связанных с осуществлением правосудия, тем самым существенно повышая эффективность работы органов судебной власти, способствуя как повышению уровня непосредственного организационного обеспечения деятельности судов, так и созданию и внедрению новых технологий, инноваций в материально-техническом обслуживании органов судебной системы.

1. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

2. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

3. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.

4. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. М., 2002. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты.

5. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 1996.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред.

Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

8. Костів М.В. Адміністративна правосуб’єктність юридичних осіб: теоретичні та практичні аспекти: монографія. Л., 2006.

9. Рекомендация № R (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей: принята Комитетом Министров Совета Европы 13.10.1994. URL: http://docs.pravo.ru/document/ view/4821749/

10. Куйбіда Р. Реформування правосуддя в Україні: стан і перспективи. Київ, 2004.

11. Бибило В.Н. Судоустройство: учебник. Минск, 2001.

12. Сердюк В. Функціонування апарату вищих судових органів у контексті судової реформи // Вісник Академії адвокатури України. 2010. № 3 (19).

13. Бевзенко В.М. Адміністративні суди України: навч. посіб. Київ, 2006.

14. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1, ст. 1.

15. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 898.

16. Про судоустрій і статус суддів: Закон україни: від 07.07.2010 р. № 2453-VI // Відомості Верховної Ради України. 2010. № 41—42, 43, 44—45, ст. 529.

1. Big legal dictionary / under ed. of A.Y Sukharev, V.Y Krutskykh. 2-d edition, revised and added. Moscow, 2003.

2. YakymovA.Y. Status of a sublect of law (theoretical issues) // State and law. 2003. № 4.

3. Bakhrakh D.N. System of subjects of soviet administrative law // Soviet state and law. 1986. № 2.

4. StarylovY.N. Course of general administrative law: in 3 v. Moscow, 2002. V.1: History. Science. Target. Norms. Subjects.

5. Bakhrakh D.N. Administrative law: textbook for universities. Moscow, 1996.

6. Theory of state and law: course of lectures / under ed. of N.I. Matuzov and A.V. Malko. Moscow, 1999.

7. КоmarovS.A. General theory of state and law: textbook. 4-th ed., revised and added. Moscow, 1998.

8. Ковґ^M.V. Administrative legal personality of legal en-taties: theoretical and practical aspects: monograph. L., 2006.

9. Recomendation № R (94) 12 of the Committee of Ministers for the states-members about independence, effectiveness and role of judges: adopted by the Committee of Ministers of European Union dated from October 13, 1994. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/4821749/.

10. ^¡bida R. Reformation of justice in Ukraine: state and perspectives. №ev, 2004.

11. Bybylo V.N. Judiciary: textbook. Minsk, 2001.

12. Serduk V. Functioningof the apparatus of highest court agencies in the context of court reform // Visnyk of the Academy of advocacy of Ukraine. 2010. № 3 (19).

13. Bevzenko V.M. Administrative courts of Ukraine: textbook. №ev, 2006.

14. About judicial system of Russian Federation: federal constitutional law of Russian Federation dated from October 23, 1996 № 1-FKZ // Collection of legislative acts of the RF 1997. № 1.

15. About courts of general jurisdiction in Russian Federation: federal constitutional law of Russian Federation dated

from February 7, 2011 № 1-FKZ // Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 7.

16. About judiciary and status of judges: law of Ukraine dated from July 7, 2010 № 2453-VI // Bulletin of Verkhovna Rada of Ukraine. 2010. № 41 —42, 43, 44—45, art. 529.

cyberleninka.ru