Судовые помещения. Правила содержания жилых и служебных помещений. Что запрещено хранить в жилых помещениях.

Основные принципы формирования судовых помещений.

Корпус судна разделен на отсеки поперечными переборками. Отсеки, расположенные в оконечностях судна, называют форпиком (носовой) и ахтерпиком (кормовой). Эти отсеки имеют большое значение для непотопляемости судна. Они обычно используются для приема жидкого балласта.

Верхняя часть форпика используется для хранения шкиперского снаряжения, а верхняя часть ахтерпика служит румпельным отделением. В форпике устраивается также цепной ящик.

Остальные отсеки основного корпуса используются для размещения силовой установки и как грузовые помещения.

В основном корпусе предусматриваются отсеки для хранения запасов топлива. Кроме того, основной корпус по высоте разделен палубами и платформами. Счет палуб ведут сверху вниз, начиная с верхней непрерывной палубы. Междупалубное пространство может быть использовано для размещения судовых помещений. Для этих же целей используют надстройки и рубки.

Машинно-котельное отделение на сухогрузных и пассажирских судах обычно расположено в средней части судна. Это создает ряд неудобств; увеличивается линия валопровода, не используется под грузовые помещения наиболее широкая часть корпуса. В последнее время, в связи со значительным снижением веса судовых двигателей, силовую установку стали располагать в корме. Это широко применяется на судах, либо поддающихся дифферентовке, — танкерах, рудовозах, небольших сухогрузных судах.

=Матрос II класса (стр.48)=

Число и расположение судовых помещений зависят от типа судна и его назначения. Но независимо от этого судовые помещения разделяют согласно Правилам классификации и постройки морских судов на посты управления – помещения, где экипаж несет вахту или выполняет различные работы, связанные с эксплуатацией судна (штурманская рубка, рулевая рубка, центральный пост управления энергетической установкой судна, станции пожаротушения и т.д.); жилые помещения (каюты, кают-компании, столовые, санитарно-гигиенические помещения и т.д.); служебные помещения (камбуз, кладовые и т.д.); грузовые помещения (трюмы, твиндеки); машинные помещения (машинно-котельное отделение, рефрижераторное отделение, помещение рыбомучной установки и т.д.); хранилища топлива, смазочных масел, пресной воды (топливные танки, цистерны питьевой и котельной воды и т.д.); производственные помещения (рыбный цех). Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках, рубках.

poznayka.org

Служебные помещения на судах

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

17.05.2015 12:32
дата обновления страницы

Служебные помещения на судне — помещения, в которых экипаж постоянно или временно выполняет работу по эксплуатации судна: машинное отделение, ходовой мостик, а также служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская, плотницкая и некоторые другие).

Рис 70 Ходовой мостик о — полузакрытый, б — закрытый

Служебные помещения, связанные с управлением судна, расположены главным образом на палубе ходового мостика.

Ходовой мостик (рис. 70). На нем расположены штурманская и рулевая рубки — место управления судном и несения вахт судоводительским составом. Современные суда имеют обычно закрытый мостик. Открытые его площадки с каждого борта называются крыльями.

На крыше ходового мостика устраивают верхний мостик. Этот высоко расположенный и совершенно открытый мостик обеспечивает хорошую видимость по всему горизонту и используется при маневрировании в уз-костях, во льдах, для проведения навигационных и астрономических наблюдений.

Рулевая рубка (рис. 71) — небольшое закрытое помещение с застекленной передней переборкой. В рулевой рубке установлены штурвальная тумба, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, РЛС, машинный телеграф и другое необходимое оборудование.

Рис. 71. Рулевая рубка

Рядом с рулевой расположена штурманская рубка, оборудованная большим столом для хранения и раскладывания карт, а также несколькими шкафами и полками для хранения навигационных инструментов и пособий. На судах с большим закрытым мостиком штурманскую и рулевую рубки часто размещают в одном помещении, отделяя штурманскую рубку шторкой.

Разновидностью судового мостика является переходной мостик, расположенный выше верхней палубы для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Такие мостики устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости палубы и на промысловых судах, у которых верхняя палуба занята большим числом палубных и промысловых механизмов.

Рис. 72. Чертежи общего расположения: 1- радиорубка; 2- рулевая рубка; 3- штурманская рубка; 4- каюта четвертого штурмана; 5- каюта третьего штурмана; б, 7- кабинет и спальня старшего помощника; 8- каюта начальника радиостанции; 9- каюта радиста; 10, 11, 12- кабинет, спальня и ванная капитана; 13- каюта лоцмана; 14- изолятор; 15- ванная; 16- амбулатория; 17- каюта первого помощника; 18- каюта врача; 19-каюта электромеханика; 20, 21, 22- кабинет, спальня и душевая старшего механика; 23- каюта второго механика; 24- канцелярия; 25- резервная каюта; 26- каюта четвертого механика; 27- каюта третьего механика; 28- каюта второго штурмана; 29- канцелярия второго штурмана; 30- буфет; 31- кают-компания; 32- салон для команды; 33- столовая команды; 34- румпельное отделение; 35- прачечная, 36- твиндек № 4; 37-каюты матросов; 38-малярная; 39-фонарная; 40-шкиперская; 41- плотницкая; 42-каюты мотористов; 43-гладильная; 44- трюм № 4; 45- цистерна питьевой воды; 46- механическая мастерская; 47-электромастерская; 48-твиндек № 3, 49-твиндек № 2, 50 — твиндек № 1; 51-помещение электроприборов; 52-отделение рефрижераторных установок; 53-провизионные кладовые; 54- цистерна смазочного масла; 55- балластная цистерна; 56- машинное отделение; 57- выгородка вспомогательного котла; 58- топливные цистерны; 59- трюм № 3; 60- трюм № 2; 61- трюм № 1; 62- туннель гребного вала

Служебно-хозяйственные помещения. Они наиболее часто располагаются в надстройках бака, что позволяет изолировать их от других помещений.

В шкиперской кладовой хранят предметы судового снаряжения (тросы, гаки, скобы, блоки и т. п.). В тех случаях, когда шкиперская имеет небольшие размеры, для хранения инвентаря используют верхнюю часть форпика, отделенную от балластной цистерны водонепроницаемой платформой.

Металлические переборки служебных помещений выполняют из огнеупорного материала. Кроме того, конструктивно эти помещения всегда должны удовлетворять самым высоким требованиям пожарной безопасности.

Устройство и расположение оборудования служебных помещений должны гарантировать максимальные удобства обслуживания и возможность использования общесудовых систем (пожаротушения, орошения и других.

К служебным помещениям относится также румпельное отделение, в котором размещен рулевой привод. Оно расположено в корме.

Детально разобраться в расположении судовых помещений помогают схемы общего расположения (рис. 72).

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

wc.matrixplus.ru

Название книги

Общее устройство судов

Чайников К. Н.

§ 18. Расположение судовых помещений

Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций, выполнение которых при постройке гражданских судов обязательно. Согласно этим правилам каждому члену экипажа должны быть обеспечены разумный комфорт, удобства для индивидуального отдыха. Так, командный состав на отечественных судах должен размещаться в одноместных каютах, а помещения старшего командного состава должны включать рабочий кабинет и индивидуальные санитарные помещения с ванной или душем. Для рядовых членов экипажа каюты должны быть не более двухместных при обязательном соблюдении лимитированных правилами норм кубатуры (не менее 4,0 м³ ), площади (в пределах 1,8-4,2 м² ), оборудования, освещения, отопления и вентиляции на одного человека. Высота жилых помещений «в свету» (расстояние от нижней кромки зашивки подволока до верхней кромки настила палубы) должна быть не менее 2,0 м, а на малых судах- 1,85 м. Размещение кают, как правило, предусматривается в надстройках, в средней части судна.. Размещение кают в носовой части судна запрещено.

Жилые помещения команды должны быть расположены на кратчайшем пути к служебным помещениям, проходящем по возможности в закрытых проходах. Двери из жилых помещений должны выходить в закрытые коридоры, которые при выходе на открытую палубу имеют две двери. Помещения коридоров, ограниченные этими дверями, называются тамбурами.

Проходы через палубы должны иметь или люковые крышки, или специальные тамбуры, герметически разобщающие палубы. Кроме основного выхода из любого помещения на судне должен быть предусмотрен запасный выход, обеспечивающий проход на открытую палубу.

Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки . Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами – лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.

Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.

Помещения расторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм.

Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы:

посты управления – помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;

жилые помещения: каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

общественные помещения – салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;

санитарно-гигиенические помещения – туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;

служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;

кладовые : фанарные, малярные, шкиперские и др.;

машинные помещения – машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов – электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;

грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах – генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки.

Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы – деревянные брусья – обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

Такие разделительные переборки называются шифтинг-бордсами. Конструкции шифтинг-бордсов состоят из вертикальных стоек, коробчатых профилей, в которые закладываются доски (или используются рыбинсы). При большой длине трюмов дополнительно устанавливаются съемные пиллерсы такого же профиля, как и основные стойки.

Рис. 36. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судде. 1 – форштевень; 2 – форпик; 3 – цепной ящик; 4 – таранная (форпиковая) переборка; 5 – трюмы; 6 – днище; 7 -растил второго дна; 8 – междудонные цистерны; 9 – поперечные переборки; 10 – коффердамы; 11 -горловины лазов; 12 – фундамент под котел- 13 – главный паровой котел; 14 – платформы; 15-главная судовая силовая установка; 16-главныи турбозубчатый агрегат, 17 – упорный подш и пни к; 18 – клинкетная дверь; 19 – туннель гребного вала; 20 – линия гребного вал а; 21 – рецесс; и – ах-терпиковая переборка; 23 – дейдвудная труба; 24 – ахтерпик; 25-ахтерштевень; 26 – ледовый шпор; 27 – гелъмпортовая труба; 28 – ют; 29 – флаг-шток; 30 – леерное ограждение; 31 – твиндеки; 32 – лючины (крышки) грузовых «люков; 33 – нижняя (вторая) палуба; 34 – комингсы грузовых люков; 35 – фалы; 36 – гафель; 37 – ванты; 38 – грот-мачта; 39 – фальшборт; 40 – планширь; 41 – верхняя палуба; 42 – наружные трапы; 43 – светлый люк; 44 – шахта светлого люка; 45 – кожух дымовой трубы; 46 -шлюпочная палуба- 47 – палуба надстройки; 48 – верхний мостик; 49 – нактоуз магнитного компаса; 50 – ходовой мостик; 51 – ходовая рубка; 52 – капитанская рубка; 53 – средняя надстройка; 54 – дымовая труба; 55 – штаг-карнак; 56 – клотик; 57 _ фок-мачта; 58 – фока-штаг; 59 – козырек; 60 – шкиперская кладовая; 61 – бак.

litresp.ru

Служебные помещения

Служебные помещения на судне —помещения, в которых экипаж постоянно или временно выполняет работу по эксплуатации судна: машинное отделение, ходовой мостик, а также служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская, плотницкая и некоторые другие).

Ходовой мостик На нем расположены штурманская и рулевая рубки — место управления судном
и несения вахт судоводительским составом. Современные суда имеют обычно закрытый мостик. Открытые его площадки с каждого борта называются крыльями.

На крыше ходового мостика устраивают верхний мостик. Этот высоко расположенный и совершенно открытый мостик обеспечивает хорошую видимость по всему горизонту и используется при маневрировании в узкостях, во льдах, для проведения навигационных и астрономических наблюдений.

Рулевая рубка — небольшое закрытое помещение с застекленной передней переборкой. В рулевой
рубке установлены штурвальная тумба, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, РЛС, машинный телеграф и другое необходимое оборудование.

Довольно часто сейчас рулевая рубка имеет застекленную и заднюю переборку для обеспечения наблюдения за кормой.

Разновидностью судового мостика является переходной мостик, расположенный выше верхней палубы для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Такие мостики устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости палубы и на промысловых судах, у которых.верхняя палуба занята большим числом палубных и промысловых механизмов.

Радиорубку, если это возможно, располагают на палубе ходового мостика, что обеспечивает быструю и надежную передачу всей полученной корреспонденции вахтенному помощнику.

Служебно-хозяйственные помещения. Они наиболее часто располагаются в надстройках бака, что позволяет изолировать их от других помещений.

Фонарная и малярная предназначены для хранения фонарей и красок, а также малярного инструмента и небольшого запаса горючего для судовых фонарей. Эти помещения опасны в пожарном отношении и поэтому должны иметь выход на открытую палубу.

Металлические переборки служебных помещений выполняют из огнеупорного материала. Кроме того,
конструктивно эти помещения всегда должны удовлетворять самым высоким требованиям пожарной безопасности.

Устройство и расположение оборудования служебных помещений должны гарантировать максимальные удобства обслуживания и возможность использования общесудовых систем (пожаротушения, орошения и др)

К служебным помещениям относится также румпельное отделение, в котором размещен рулевой привод. Оно расположено в корме. Детально разобраться в расположении судовых помещений помогают схемы общего расположения

seaspirit.ru

Расположение судовых помещений зависит от назначения судна и той функции, которую эти помещения должны выполнять.

Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций, выполнение которых при постройке гражданских судов обязательно. Согласно этим правилам каждому члену экипажа должны быть обеспечены разумный комфорт, удобства для индивидуального отдыха. Так, командный состав на отечественных судах должен размещаться в одноместных каютах, а помещения старшего командного состава должны включать рабочий кабинет и индивидуальные санитарные помещения с ванной или душем. Для рядовых членов экипажа каюты должны быть не более двухместных при обязательном соблюдении лимитированных правилами норм кубатуры (не менее 4,0 м³ ), площади (в пределах 1,8—4,2 м² ), оборудования, освещения, отопления и вентиляции на одного человека. Высота жилых помещений «в свету» (расстояние от нижней кромки зашивки подволока до верхней кромки настила палубы) должна быть не менее 2,0 м, а на малых судах— 1,85 м. Размещение кают, как правило, предусматривается в надстройках, в средней части судна.. Размещение кают в носовой части судна запрещено.

На кораблях, где личного состава значительно больше, чем на гражданских судах, матросы размещаются по принципу однородности их службы, в многоместных помещениях, называемых кубриками.

По требованиям противопожарной охраны всякое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту; кроме деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно еще быть разделено на противопожарные зоны прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них. При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну, люди, без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован сосредоточенными усилиями при использовании всех средств противопожарной обороны судна, вплоть до применения химических средств тушения огня (которыми при наличии в районе пожара посторонних людей пользоваться запрещено).

Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки . Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами — лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.

Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.

посты управления — помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;

жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

общественные помещения — салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;

санитарно-гигиенические помещения — туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;

служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;

кладовые : фанарные, малярные, шкиперские и др.;

машинные помещения — машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов — электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;

грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах — генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки.

Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы — деревянные брусья — обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

Такие разделительные переборки называются шифтинг-бордсами. Конструкции шифтинг-бордсов состоят из вертикальных стоек, коробчатых профилей, в которые закладываются доски (или используются рыбинсы). При большой длине трюмов дополнительно устанавливаются съемные пиллерсы такого же профиля, как и основные стойки.

На всех судах автономного плавания должна быть предусмотрена биологическая защита жизненно важных судовых помещений, к которым относятся: служебные и хозяйственные помещения с провизионными кладовыми и цистернами питьевой воды, медикосанитарные помещения и специальные помещения, оборудованные для противохимической обработки людей. Эта защита заключается в создании герметизации помещений с повышенным давлением, для предотвращения попадания наружного зараженного воздуха при прохождении судном зоны радиоактивного заражения. Питание этих помещений воздухом должно осуществляться через специальную вентиляцию, имеющую воздушные фильтры, очищающие зараженный наружный воздух или работающие по замкнутому циклу с регенерацией (восстановлением) надлежащего состава воздуха.

Характерное общее расположение судовых помещений показано на чертеже общего расположения судна (рис. 36).

flot.com