1.6. Слог. Правила переноса слов

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

То же самое можно проследить на примере глагола уе зж ать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Ма й -ка, Со нь -ка, со-ло м -ка.

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О- тт ечь, да- нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша- пк а, ра- вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

licey.net

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Слог. Ударение. Перенос слов.

Ранее мы разбирали, что же такое звук и буква и делали звуко-буквенный разбор. Когда ребенок твердо усвоил, что такое звук и буква, перейдем к изучению слога.

Как разбить слова на слоги, где в слове поставить ударение и как перенести слово? – это основные понятия, которые будут встречаться в изучении русского языка в начальной школе.

Усвоив эти, казалось бы, простые истины, ребенок будет легко понимать основные правила правописания в русском языке.

Итак, ранее мы договорились о том, что слово состоит из звуков. А как можно поделить слово на части? Когда мы хотим прокричать слово кому-то находящемуся далеко, мы стараемся разбить слово. Попробуйте вместе с ребенком прокричать слово мама. Как у вас получилось?

Вот вы и разбили это слово на два слога. Попробуйте ещё, например, слова весна и ручейки.

Получилось: вес-на и ру-чей-ки . То есть в слове весна 2 слога, а в слове ручейки 3 слога.

Давайте попробуем пропеть слово мама. Получается м-а-а—м-а-а .

Гласные звуки мы произносим, раскрыв рот – звук свободно выходит изо рта. Произнося согласные звуки, мы ставим речевым аппаратом препятствия звуку. Таким образом, мы разбиваем слова на части, отсюда основное правило:

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Пример слов с одним, двумя и тремя слогами:

Теперь попробуйте сами придумать слова, которые впишутся в предложенные схемы, в каждую ячейку можно вставить только один слог:

Слова, состоящие из одного слога, называются односложными , из двух слогов – двухсложными , из трех – трехсложными и так далее.

Примеры односложных слов: снег, их, птиц, по.

Двухсложных: тихо, ветку, стали.

Трехсложных: гуляет, березы.

Каждое слово произносится с акцентом, на каком ни будь слоге. Для примера возьмем, опять, слово мама .

Мы делаем акцент на первом слоге этого слова: мА-ма . А точнее на первой гласной букве этого слога. Этот акцент и называется ударением и обозначается следующим образом:

А буква, на которую ставится ударение, называется ударной.

Зачем же нужно ударение в слове? Давайте возьмем слово машина:

Мы ставим ударение на гласную букву второго слова. Попробуйте поставить ударение на гласную букву первого слога, получается совсем другое слово, не относящееся ни как к средству передвижения.

Из этих слов можно составить предложение:

Как видно это два разных слова. Ну а если поставим ударение на последний слог, то получится вовсе бессмыслица.

А гласные буквы, на которые не падает ударение, называются безударными.

Теперь потренируйтесь, вместе с ребенком, правильно ставить ударение в словах:

Морозы, пенёк, крыжовник.

Получается, что роль ударения в произношении слов очень важна, а в дальнейшем мы узнаем, что с помощью ударения мы можем узнать, как правильно писать безударные гласные в словах.

Перенос слов

При написании слов мы сталкиваемся с тем, что иногда слово полностью не помещается в строке. Тогда это слово можно перенести на другую строку. Как же это сделать? Очень просто: надо разбить слово на слоги и перенести.

Например, слово карандаш можно перенести так:

Просто? Но есть несколько правил, которыми нельзя пренебрегать:

  1. Одну букву нельзя оставлять на строке. Например, слово иней не переносится.
  2. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: труд .
  3. Одну букву слова нельзя оставлять на предыдущей строке. Также нельзя одну букву переносить на следующую строку. Например, слова аист и идея не переносятся.
  4. Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую одну согласную без гласной. Например, слово круглый можно перенести так круг-лый. Неправильно перенести так: к-руглый или кр-углый .
  5. Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: вой-на, подъ-езд, рай-он .
  6. Есть еще несколько правил переноса, но их мы будем изучать по мере усваивания дальнейшего материала.

    Спасибо, что Вы с нами.

  7. Лексическое значение словаЛюбой язык в мире стремится максимально отобразить все явления, назвать.
  8. Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.
  9. Части речи – предлоги и союзыПродолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье.
  10. Текст и предложениеБуквы мы составляем в слова, слова в предложения, а предложения.
  11. русский язык – 1 классВ первом классе закладываются основы грамотности. Дети на уроках русского.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Двойкам нет

Слова делятся на слоги.

Состав может образовываться из одного или нескольких звуков, среди которых обязательно громкий. Громкий звук составляет основу состава. Сколько гласных в слове, столько и слогов. В зависимости от того, на какой звук состав заканчивается, составы бывают закрытые и открытые.

Открытым называется такой состав, который заканчивается на гласный звук: ко-сить.

Закрытым называется состав, который заканчивается на согласный звук.

Правила деления слов на слоги

1. Согласный между двумя гласными принадлежит в следующий состав: о-по-зи-ци-я.

2. Два звонкие или глухие согласные относятся к следующего состава: ре-зьба, ми-ска, дру-жба.

3. Если между гласными есть несколько согласных, то [и], [в], [р], [л], стоящие после громкого, относятся к попередньго состава, а звуки, находящиеся после них — в следующий состав: поч-ти, со-кро-ви-ща, пыль-ца. Если второй согласный [й], [р], [л], то вместе с предыдущим согласным они принадлежат следующего состава: ви-дро.

4. Если между гласными есть несколько согласных, то после ударения один из них принадлежит к попередньго состава, а остальные — к следующему: друж-ной, один ный, дов-гий.

5. Если после безударного состава стоит несколько согласных, то все они, кроме [и], [в], [р], [л], принадлежат к следующему составу: се-стра, дя-дькив, пи-ди-бра-ти.

В современном русском языке при переносе слов придерживаются следующих правил:

1. Из строки в строку слова переносятся только целыми составами: бать-ко, по-ХИС-ник.

2. Сдвоенные согласные разрываются: цен-ный, имен-ник, Корин-ний.

3. В словах типа жизни, колосья, знания допускается двоякое перенос: знания, зна-ния.

Нельзя при переносе:

1) оставлять и переносить одну букву: озе-ро (а не о-зеро), на-действие (а не надо-я). Нельзя переносить такие слова, как: аир, озер, осень, упал, юность, ясень;

2) разрывать соединение йо, ьо: кур-йоз, слеза-за;

3) расторгать буквосочетание дз, дж, если они обозначают один звук: по-звонить, хо-джу (а не зад-звонить, ход-жу), но под-жарить, от-знака;

4) отделять мягкий знак и апостроф от предыдущей буквы: свай-ке, бур’-ян (а не па-льци, бур-‘ян);

5) в сложных словах отрывать начальную букву Вторая основа: паро-плав, трудоустройство способен (а не пароп-лав, трудоспособного)

6) отрывать инициалы или другие сокращение от фамилии: И. Я. Франко, проф. Шевчук. Если отчество или иное слово, которое передавалось сокращенно, написано полностью, то возможен перенос: Иван — Яковлевич Франко, Иван Яковлевич — Франко, профессор — С. Иваненко;

7) разрывать аббревиатуры и сокращения от слов, которых они касаются: ООН, ГАИ, ТУ-154, 20 кг, 3 км, 1994 г.;

8) разрывать условные сокращения, которые пишутся через дефис или состоящие из нескольких слов: изд-во, л-ра и др..

В остальных случаях можно произвольно переносить слова по слогам.

Ударение — это выделение одного склада в слове посредством усиления голоса. Состав, который имеет наибольшую силу звучания, называется ударных. Все другие составы в слове безударные.

Большинство слов в украинском языке имеет один акцент. Некоторые слова могут иметь двойной ударение: апостроф, первоначальный, также. Сложные слова могут иметь несколько ударений: один основной, остальные — побочные: фотокорреспондент, веломотоспОрт.

xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Слог. Правила переноса слов.

Слова делятся на слоги.
Слог
– это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.
Например: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
Запомните: В слове столько слогов, сколько гласных звуков!
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.
Запомните: Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Например: Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Правила переноса.
1. Слова нужно переносить по слогам, поэтому, во-первых, нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога, например: нельзя переносить просмо-тр, ст-рах; во-вторых, нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной, например: люб-овь, дуб-овый (следует переносить лю-бовь, дубо-вый или ду-бовый); в-третьих, буквы й, ъ, ь нельзя отделять от предшествующих букв: бой-цы, подъ-езд, боль-шой.
2. Исключением из правила о переносе по слогам является запрещение переносить и оставлять в конце строки одну гласную, хотя и образующую слог; например, нельзя переносить
о-сень, мо-я.
3. Вторым исключением из этого правила является перенос слов с приставками: если односложная приставка кончается на согласный, а дальше идёт гласный, кроме ы (безумный, разочарованный, безаварийный), то возможен двойной перенос: без-умный и бе-зумный, раз-очарованный и ра-зочарованный, без-аварийный и бе-заварийный (при этом лучшими являются переносы, при которых приставка не разбивается: без-умный, раз-очарованный, без-аварийный).
4. Если после приставки следует буква ы, то не разрешается переносить часть слова, начинающуюся с ы; например, нельзя перенести раз-ыскивать, а можно ра-зыскивать, или разыс-кать, или разы-скать.
5. При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если дальше следует согласная же, т. е. нельзя делать: по-дходить, ра-звязать, а нужно: под-ходить, раз-вязать.
6. При переносе слов с приставками не следует оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога: при-слать (а не прис-лать), от-странять (а не отс-транять).
7. При переносе сложных слов не следует оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога: пяти-граммовый или пятиграм-мовый (а не пятиг-раммовый).
8. Не следует оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными: жуж-жать (а не жу-жжать), мас-са (а не ма-сса), кон-ный (а не ко-нный); это правило не относится к начальным двойным согласным корня и второй части сложных слов, например: со-жжёный, по-ссорить (см. п. 107), ново-введение (см. п. 108).
9. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова, например, нельзя перенести спе-цодежда, следует: спец-одежда.
10. Нельзя разбивать переносом сложносокращённые слова, которые пишутся или одними прописными буквами (СССР, МИД), или частью прописными, частью — строчными (КЗоТ), или прописными буквами с цифрами (ТУ-104).
11. Кроме случаев, отмеченных в пп. 107, 108, 109, деление на слоги при стечении согласных свободное: вес-на и ве-сна; сест-ра, се-стра, сес-тра; род-ство, родст-во, родс-тво.

Чтобы правильно перенести слово, необходимо разбить его по слогам.
Примеры правильного переноса слов.
Бе-рё-за
май-ка
паль-то («ь» — показатель мягкости)
се-мья («ь» — разделительный)
подъ-езд
груп-па
НЕЛЬЗЯ
Переносить и оставлять на строчке одну букву
Переносить слог из одной гласной (уро-ки)
Отрывать одну букву от смысловой приставки (под-ле-тел)

Знаки переноса
В большинстве современных европейских письменностей перенос обозначается дефисом после начальной части разорванного слова. В старинных шрифтах (как латинских, так и кириллических) встречались более разнообразные формы этого знака:
горизонтальная черта на уровне нижней линии букв (наподобие символа подчеркивания);
черта, правый край которой загнут вверх;
наклонная черта в виде небольшого знака /;
знак в виде двух наклонных черточек

nashol.com

Слог правила переноса слов ударение

Цели : развивать умение делить слова на слоги, обобщить правила переноса слов; формировать умение правильно переносить слова.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие новые слова у вас получились? Прочитайте их, назовите гласные, на которые падает ударение.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова : стри. стол. гла. тру...

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова односложные. Во всех словах встречается орфограмма – правописание парных звонких и глухих согласных в корне: стриж – стрижи, столб – столбы и т. д.)

– Как вы узнали, что эти слова односложные?

– Определите порядок написания букв в цепочке. Продолжите строчку до конца. (Цепочка состоит из букв, которые являются орфограммами данных слов, количество букв в цепочке каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны букв ы: и, к, т, л, е, л, в, о.

– Какое слово рассыпалось? (Коллектив.)

– Что такое коллектив? (Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре. Запишите его, выделите орфограммы. Запомните написание этого слова:

коллектив