Пограничный режим
Пограничный режим — это режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе.
Пограничный режим определяется государством самостоятельно и нацелен на создание необходимых условий для охраны государственной границы.
Пограничный режим включает правила:
1) в пограничной зоне: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы па суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений пограничных войск в случаях, если они расположены за пределами пятикилометровой полосы местности;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ: учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. На отдельных участках Государственной границы с сопредельным государством пограничная зона может не устанавливаться. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону, определяются время, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами.
В пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.
studme.org
Пограничная зона
Пограничная зона — полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью облегчения поиска нарушителей границы, а также для исключения диверсий, но может сохраняться также и долгое время после нормализации отношений. Пограничную зону не следует путать с охраняемыми природными территориями (заповедниками и национальными парками), куда ограничен или закрыт доступ публики, а также автономными образованиями, куда может требоваться специальное разрешение.
Практика введения пограничных зон существует в некоторых развитых странах и странах третьего мира.
В настоящее время многие европейские государства, а также США [источник не указан 641 день] и Канада отменили практику ограничения доступа как собственных граждан, так и иностранцев, к государственной границе, что впрямую связано с существованием многолетнего безвизового режима между этими странами. Очень узкая пограничная зона сохраняется на Кипре, вдоль демаркационной линии, разделяющей греческую и турецкую общины острова. Существует пограничная зона в Финляндии на границе с Россией, которая по финским законам может простираться до 4 км от линии границы по воде (в Финском заливе это соответствует реальности) и до 3 км по земле (на практике размер погранзоны по земле варьируется от 0,4 до 2,5 км).
Содержание
Погранзона в СССР
В СССР существовала с 1934 года.
В 1970-е годы в пограничную зону СССР входили огромные территории: Дальний Восток (Приморский край, Сахалинская область, Камчатка, Магаданская область, Чукотка), все северное побережье (включая такие далекие от собственно берега города, как Норильск), большие полосы на западе (включая, например, Кронштадт, Севастополь, острова Хийумаа и Сааремаа), в Средней Азии (вся Горно-Бадахшанская автономная область, большая часть территории Киргизии) и на южной границе Сибири (например, большая часть Тувы).
Для доступа на эти территории гражданам СССР необходимо было получать пропуск. Пропуск можно было получить в отделении милиции по месту жительства, при предъявлении следующих документов: командировочное удостоверение — для деловых поездок, приглашение — для посещения родственников и знакомых, постоянно живущих в пограничной зоне, маршрутные документы — для зарегистрированных туристических групп (незарегистрированные группы в пограничную зону не допускались). Лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне (имевшим в паспорте соответствующий штамп о прописке) не требовался пропуск на их место жительства, но требовался пропуск в другие пограничные зоны. Этот пропуск они получали на общих основаниях. Без пропуска в пограничную зону, как правило, невозможно было купить билет на самолет, поезд или автобус до остановки, находящейся в пограничной зоне. На въезде в пограничную зону на рейсовом общественном транспорте производилась тотальная проверка документов.
В связи с тем, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г. «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР „О государственной границе СССР“» в пограничную зону вошла значительная часть территории страны (более 3640 тыс. кв. км, или примерно 16,4 % территории) и установленные в этой зоне режимные меры сдерживали экономическое, хозяйственное развитие приграничных районов, ограничивали права советских граждан, затрудняли общение между людьми, назрела необходимость снятия режимных ограничений. КГБ СССР в соответствии с поручением от 24 января 1989 г. по выполнению обязательств, вытекающих для СССР из Венских договоренностей, поручением Совета Министров СССР от 12 июня 1989 г. N П-13752, по согласованию с советами министров всех союзных республик, МВД СССР, МИД СССР, Минобороны СССР, Минюстом СССР и Прокуратурой СССР были подготовлены предложения о сокращении пограничной зоны. Советом Министров СССР 27 ноября 1990 г. было принято Постановление «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г. «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР „О государственной границе СССР“»», которым упразднялась пограничная зона на границе со странами социалистического лагеря.
История пограничной зоны в России
В мае-июне 1991 года были открыты для свободного посещения некоторые пограничные зоны в самой России, например, Владивосток и Приморский край, Кронштадт, Камчатка, Сахалинская область. Вместе с тем, погранзоны с другими странами (Финляндия) не только не были упразднены, но их размеры и режим пребывания нисколько не были смягчены.
1 апреля 1993 года был принят Закон о Государственной Границе, по которому понятие «пограничная зона» было отменено. Вместо этого устанавливалась пограничная полоса вдоль всей границы Российской Федерации, ширина которой не должны была превышать 5 км. В эту полосу мог быть ограничен доступ граждан. Кроме того, там была запрещена хозяйственная деятельность без согласования с ФСБ. На практике, закрытой для посещения оказалась значительно меньшая часть России, включающая в основном закрытые военные города и поселки, а также удаленные острова, как Курильские и Командорские. Вместе с тем, погранзона под Выборгом (Ленинградская область, финская граница) формально по-прежнему сохранялась и её размер составлял 70 км от линии границы, фактически же КПП за Выборгом был демонтирован.
Закон 1993 года содержал большую опасность, оставляя погранзоны в совместном ведении федеральных пограничных структур и местных властей, утверждая разделенную ответственность. Самым вопиющим стало решение Президента Якутии, установившего погранзону 2200 км.
В 2004 году Президент России В. Путин, внезапно лично появившийся на коллегии ФСБ по северо-западу, дал наставление снять погранзону у Выборга, что в течение нескольких недель было выполнено (фактически, но не юридически — формально погранзона осталась). После этого при движении из России в сторону Евросоюза на автомобиле первый пост пограничников стало можно встретить в 10 км от линии границы, а не в 40-70 км, как было до этого, однако, в 2009 году тыловые погранпосты у Выборга были восстановлены.
В 2004 году Государственная Дума внесла изменения в закон о государственной границе. Из закона было изъято упоминание о пятикилометровом пределе, а также ФСБ была наделена правом устанавливать границу пограничной зоны и правила пограничного режима приказами без согласования с законодателями и местными властями, что вызвало понятные опасения у многих наблюдателей. Первые приказы о погранзонах были выпущены за подписью директора ФСБ Н. Патрушева. Пределы пограничной зоны были установлены вдоль всех границ Российской федерации, за исключением границы с Белоруссией. Во многих случаях, особенно на восточной и северной границах, в пограничную зону вошли территории, отстоящие от государственной границы много дальше, чем на пять километров, иногда до двухсот километров. В пограничную зону попали многие места традиционного отдыха, особенно в Ленинградской области, Карелии, Приморском крае, на Кавказе (Приэльбрусье), важнейшие коммуникации (автодорога из Петербурга в Сортавалу, из Петербурга в Мурманск), крупные города (Орск, Новотроицк), а также территории, вовсе не примыкающие к государственной границе (Терский берег Белого моря). В ноябре 2006 года был опубликован приказ ФСБ «Об утверждении правил пограничного режима», по которому предписывалось получение пропусков не по месту жительства (как во времена СССР), а в том региональном управлении ФСБ, к которому относится пограничная зона.
В 2007 году ФСБ значительно скорректировало размеры погранзон, убрав самые одиозные моменты. В частности за всю историю наблюдений впервые для свободного посещения стал открыт северный берег Ладоги, а также другие значительные территории в Республике Карелия.
На начало 2009 года можно говорить о восстановлении погранзон на границах России—Евросоюз в советском варианте и сохранением таковых на террористически или иммиграционно опасных направлениях (Кавказ, Китай).
Пограничная зона в России, города закрытого доступа
Пограничная зона в настоящий момент установлена в сорока шести субъектах Российской федерации. Практика выполнения приказа о пограничном режиме различается: в ряде мест документы не проверяют совсем, в некоторых местах проверяют, но пропускают по предъявлении российского паспорта, в большинстве требуют пропуск.
Мурманская область: в пограничную зону включены полоса шириной 15 км вдоль побережья и сухопутной границы, острова в Баренцевом море, а также города и поселки городского типа Видяево, Заозерск, Островной, Полярный, Североморск, Скалистый, Снежногорск. Однако, в Печенгском районе погранзона располагается от границы до рубежа инженерных сооружений, что является революционным. Республика Карелия: осталась лишь узкая полоса вдоль границы. Ленинградская область: Ивангород, город Сосновый Бор и побережье Финского Залива вокруг него, острова акватории Финского Залива (кроме Котлина), широкая полоса вдоль финской и эстонской границы (куда входят города Светогорск и Каменногорск, посёлки Кондратьево, Лесогорский, Торфяновка). Псковская область: город Гдов и побережье Чудского озера, полоса вдоль сухопутной границы с Эстонией и Латвией (город Печоры не включен). Брянская область: узкая полоса вдоль границы с Украиной, включает памятники архитектуры — деревянные церкви в селах Новый Ропск и Старый Ропск. Курская область: узкая полоса вдоль границы. Белгородская область: полоса вдоль границы, включающая районный центр поселок городского типа Ровеньки [1] . Воронежская область: полоса вдоль границы, включающая районный центр, поселок городского типа Кантемировка. Ростовская область: полоса вдоль границы [1] . Краснодарский край: полоса вдоль границы с Абхазией и острова [1] . Карачаево-Черкесская республика: полоса вдоль Кавказского хребта, включающая село Архыз с археологическими и архитектурными памятниками, верховья реки Кубань — популярный туристический район, а также село Верхняя Теберда, перекрывая, тем самым, дорогу в Домбай и Тебердинский заповедник. Кабардино-Балкарская республика: полоса вдоль Главного Кавказского Хребта, включающая Эльбрус. Верхний Баксан, Верхний Чегем и Безенги в пограничную зону не входят. Республика Северная Осетия — Алания: полоса гор шириной до 40 километров от границы. Республика Ингушетия: полоса гор вдоль границы. Чеченская республика: полоса гор шириной до 30 километров от границы. Республика Дагестан: полоса Горного Дагестана шириной до 40 км, включающая, среди прочего, райцентры Бежта, Кидеро, Ахты, а также все побережье Каспийского моря, за исключением городов Махачкала, Дербент, Избербаш, Каспийск и Дагестанские Огни. Республика Калмыкия: побережье и острова Каспийского моря. Астраханская область: побережье Каспийского моря, примыкающая к Каспийскому морю часть дельты Волги, включая памятник истории и архитектуры — маяк в селе Вышка, а также полоса между границей с Казахстаном и железной дорогой, ширина которой доходит в Харабалинском районе до 60 километров. Эта полоса целиком включает памятник природы и место отдыха — гору Богдо и озеро Баскунчак. Волгоградская область: полоса вдоль границы, включающая памятник природы и место отдыха — озеро Эльтон. Саратовская область: узкая полоса вдоль границы. Самарская область: область касается границы в одной точке, погранзона включает непосредственно примыкающее к этой точке сельское поселение. Оренбургская область: полоса вдоль границы шириной до 20 километров, в котору попадает районный центр Илек [1] . Челябинская область: полоса вдоль границы в пределах приграничных сельских поселений глубиной до 20 км. Курганская область: полоса вдоль границы до 10 км шириной, включающая села, райцентры Звериноголовское, Половинное. Тюменская область: полоса вдоль границы до 20 км шириной, включающая несколько крупных озер на востоке Озерного Края. Омская область: полоса вдоль границы. Новосибирская область: полоса вдоль границы. Алтайский край: полоса вдоль границы, включающая город Горняк. Республика Алтай: существенный пояс гор вдоль границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, включающий Чуйские Белки и поселок Джазатор — популярный туристический район. Республика Тува: широкая полоса вдоль монгольской границы, среди прочего, включающая районные центры Хандагайты и Эрзин, а также уникальные природные объекты — Убсунурскую котловину и верховья Малого Енисея. Республика Бурятия: полоса шириной до 25 км вдоль границы, включающая города Закаменск и Кяхта, а также часть туристического района Восточного Саяна (гора Мунку-Сардык). Забайкальский край: полоса шириной в основном 25 км вдоль границы, включающая районные центры Кыра, Забайкальск и Приаргунск. Амурская область: полоса между рекой Амур и Транссибирской железнодорожной магистралью, за исключением окрестностей Благовещенска, не включенных в пограничную зону. Ширина полосы в некоторых местах превышает сто километров. Еврейская автономная область: полоса вдоль Амура, включающая районные центры Амурзет и Ленинское. Хабаровский край: полоса вдоль границы с Китаем [1] . Приморский край: включена полоса между рекой Уссури и Транссибирской магистралью, города Лесозаводск и Спасск-Дальний), окрестности озера Ханка и полоса вдоль китайской и корейской границ. Сахалинская область: Все острова (кроме Сахалина), включая Курильские. Камчатский край: Все острова, кроме острова Беринга [1] . Магаданская область: Все острова [1] . Чукотский автономный округ: формально включена полоса шириной 25 км вдоль побережья и острова Северного Ледовитого океана. Реально же эта полоса включает почти все крупные населенные пункты Чукотки, в том числе города Анадырь и Певек. Не включен лишь город Билибино. Анадырь, наряду с Салехардом — один из двух центров субъектов федерации (с 1 июля 2007 года), включенных в пограничную зону. Республика Саха (Якутия): полоса вдоль побережья шириной до 100 км, включающая поселки городского типа, райцентры Черский, Нижнеянск и Тикси, а также все арктические острова (включая Новосибирские острова). Красноярский край: городские поселения Диксон и Дудинка, сельские поселения Караул и Хатанга. Это огромная часть Таймыра, несколько сот километров от побережья. Включены также арктические острова, в том числе архипелаг Северная Земля. Ямало-Ненецкий автономный округ: в пограничную зону вошла вся территория севернее линии Лабытнанги — Салехард — Надым — Новый Уренгой, включая эти города. Это огромная территория, включающая полуостров Ямал и Гыданский полуостров, упомянутая линия проходит в нескольких сотнях километров от границы. Салехард, наряду с Анадырем — один из двух центров субъектов федерации (с 1 июля 2007 года), включенных в пограничную зону. Ненецкий автономный округ: полоса шириной 20 км вдоль побережья (включающая поселок Амдерма) и все острова, в том числе Вайгач и Колгуев. Архангельская область: полоса вдоль побережья, включающая город Мезень, а также все острова, включая архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Если приказ воспринимать буквально, то в пограничную зону включены также все острова Белого моря, в том числе Соловецкий архипелаг. Было специальное разъяснение ФСБ о том, что Соловецкий архипелаг не входит в пограничную зону. Калининградская область: полоса вдоль сухопутной границы, включающая города Советск, Неман, Багратионовск и Мамоново, а также Куршская коса и Балтийская коса с городом Балтийск.
Фактическая отмена пограничной зоны в Белоруссии
Как сообщает официальный сайт Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, с 05 февраля 2009 года в этой стране вступило в силу новое законодательство. Теперь для посещения погранзоны гражданином Республики Беларусь или резидентом этой страны необходимо лишь устное уведомление по телефону и уплата госпошлины в 0.2 базовой величины (около 2EUR). Сайт Госпогранкомитета подчеркивает, что вступившее в силу законодательство о погранзоне гораздо либеральнее, чем «у наших ближайших соседей».
Фактическая отмена пограничной зоны на Украине
Пограничная зона на Украине фактически отсутствует, однако, стоят знаки на дорогах о погранзоне в Крыму.
Пограничные зоны в других странах
На территории Норвегии и Эстонии пограничных зон не существует. Поэтому в интернете можно довольно часто видеть фотографии путешественников на фоне норвежских и эстонских пограничных знаков, и, соответственно, в 10-15 метрах от российских пограничных знаков.
На территории Финляндии существует пограничная зона шириной до 4 км по воде и до 3 км по суше. На практике по воде погранзона достигает указанных 4 км, а по суше — значительно уже — от 400 м до 2 км, в отделенных районах Лапландии — до предельных 3 км. Если вблизи границы расположен поселок, хутор или какой-либо объект, хоть как-то интересный туристам, он будет обязательно вне погранзоны. Исключением является, пожалуй, лишь крайняя восточная точка Финляндии на озере Вирмаярви, доступ куда возможен только по пермитам. Выдача пермитов в финскую погранзону является разрешительным мероприятием.
На территории Литвы существует погранзона шириной в 1 км [2] .
Порядок доступа в пограничную зону. Практика
Режим погранзоны очень сильно меняется от региона к региону. В некоторых местностях существуют тыловые посты ФПС, усиленные пробросками из колючей проволоки на несколько сотен метров по обе стороны поста, препятствующими проникновению в неё нелегалов. В других регионах тыловые посты ФПС работают в выборочном режиме, например пустуют ночами или в будние дни. А в значительном количестве местностей погранзона существует лишь теоретически, давая право штрафовать находящихся в ней людей, не ограничивая физическую возможность въезда или прохода в неё.
При въезде в погранзону в рейсовом общественном транспорте в некоторых случаях регламентируется продажа билетов, в некоторых кассир лишь предупреждает путешественников о проверке, а в некоторых нет ни ограничений на продажу проездных документов, ни проверок.
Ситуация может меняться от вида транспорта — скажем проезд на автобусе быть свободным, а проезд на электричке — проверяемым, при том, что шоссе и железная дорога идут параллельно друг другу.
Почти всегда посты и наряды ФПС на европейских границах России проверяют лиц, движущихся к границе, но не проводят проверок направляющихся вглубь России.
Если на границе в интересующем туриста регионе существует пункт пропуска через границу, то появляется физическая возможность посещать погранзону, утверждая при проверке, что направляешься к ПП с целью перехода границы. Для этого необходимо иметь документы, дающие права такого пересечения, но зачастую оформление их гораздо проще, чем оформления пропуска в погранзону. Закон запрещает подобные посещения погранзоны, но чиновники ФПС всегда закрывают глаза на столь незначительные отступления. Например, в Санкт-Петербурге с 2000 года выдается упрощенная годовая многократная виза Финляндии. С 2001 года (вступление Финляндии в Шенген) виза стала шенгенской. За 2007 год выдано около 600 000 таких виз. Очень часто петербуржцы выезжают на пикники в погранзону, предъявляя на постах ФПС именно финскую визу, а не пропуск ФПС. С 21 декабря 2007 года упрощенная финская виза дает физическую возможность также посещения погранзоны с Эстонией и Латвией, поскольку эти страны теперь также являются шенгенскими.
Между Россией и Украиной (а также между Россией и Казахстаном) существует безвизовый режим, поэтому лишь предъявление паспорта и устного заявления, что направляешься в пункт перехода (при наличии такого перехода, на некоторых переход разрешён только жителям смежных областей!) достаточно для посещения погранзоны.
Полный список документов, позволяющих перейти границу, довольно объёмен и даже не всегда известен на тыловых постах ФПС. Буква российского закона, вообще говоря, запрещает сотрудникам ФПС проверять визу сопредельного государства, и, теоретически, для выезда из России достаточно лишь действительного загранпаспорта, а в некоторые страны СНГ — даже внутреннего паспорта россиянина. На практике во многих случаях виза сопредельного государства незаконно проверяется.
Пример списка документов для пересечения границы RUS-EST:
а) паспорт страны, безвизовой в Эстонию. Эстонский, латвийский, американский, израильский, гондурасский и т. д. б) пермит в стране Евросоюза (кроме Болгарии или Румынии), Норвегии, Исландии, Швейцарии или Лихтенштейне. Например, студенческий пермит во Франции, вид на жительство в Исландии и т. д. в) долгосрочная национальная виза страны Евросоюза (кроме Болгарии или Румынии), Норвегии, Исландии, Швейцарии или Лихтенштейна. г) краткосрочная шенгенская виза, выданная любой шенгенской страной. д) удостоверение личности (пластиковая ID-карта) Эстонии или другой шенгенской страны, совместно с российским загранпаспортом (возможно чистым, без виз).
Если основания для пересечения границы не имеется, для посещения погранзоны требуется либо регистрация в населенном пункте, находящемся в погранзоне, в данном субъекте РФ, либо пропуск ФПС.
Приказом ФСБ от 2006 года установлен режим монорегиональности, то есть человек, имеющий, например, регистрацию в г. Светогорск (Ленинградская обл., граница с Финляндией), может по своей регистрации без дополнительного пропуска въезжать в погранзону города Ивангород (Ленинградская обл., граница с Эстонией).
Наказания за посещение погранзоны без документов
Российское законодательство относится не слишком строго к нарушителям режима погранзоны: штрафы за такое правонарушение приблизительно равны штрафам за непристёгнутый ремень при езде в автомобиле.
Уголовный Кодекс РФ содержит лишь статью 322. «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», о погранзоне там ни слова.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит довольно обширную главу 18: «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации». О погранзоне гласит статья 18.2, пункт 1: «Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.»
Нельзя забывать, что ст. 4.5 упомянутого кодекса гласит:
То есть пограничники должны успеть провести суд в течение двух месяцев, с момента поимки путешественника в погранзоне.
Сотрудники ФПС могут сразу оформить Протокол об административном правонарушении, а могут произвести Доставление (ст. 27.2 КоАПП), которое обязательно оформляется Протоколом о доставлении, либо записью о доставлении в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
По окончании Доставления в место, удобное с точки зрения пограничников для оформления протокола, они могут выбрать такую меру как Административное задержание (ст. 27.3 КоАПП), на срок до 3-х часов (если при путешественнике есть внутренний паспорт). Эти 3 часа начинают отчитываться с момента окончания Доставления. О Административном задержании обязательно составляется протокол, копию которого по просьбе путешественника ему обязательно выдается.
Путешественник сам решает добровольно ли платить штраф, либо подать в суд. В случае проигрыша в суде — максимальные потери составят 500 руб.
Кроме того, при сохранении протокола путешественник юридически может посещать погранзону по нему, а в случае повторной поимки утверждать, что погранзону не покидал, и продолжает совершать длящееся административное правонарушение, за которое уже оштрафован. Повторный штраф в этом случае не применяется (см. КоАП, не следует забывать про то, что максимальный срок нахождения без регистрации — 90 дней). К сожалению, такое действие не проходит, если местом Доставления был офис погранслужбы вне погранзоны. В этом случае, за повторное посещение погранзоны — придется снова платить штраф с применением всех вышеперечисленных процедур ещё раз.
Общественный резонанс
В президентство Б.Ельцина пограничная зона РФ была значительно уменьшена, но в 2000-е годы она, по сути, возродилась в советском варианте. Введение многокилометровых пограничных зон ограничивает права граждан на свободу передвижения и противоречат европейской практике (так расстояние от Берлина до польской границы — 60 км — величина новой погранзоны России).
Публикация приказов ФСБ об установлении пределов пограничной зоны в Российской Газете вызвала волну обсуждений в туристических форумах.
Конкретные меры по исполнению приказов начались 1 августа 2006 года в Приморском крае, к этому моменту большинство опубликованных приказов ушли в платный архив Российской газеты, хотя отыскать их в Интернет не было никакого труда. Центральные СМИ не проявили большого интереса к проблеме, обсуждение развивалось в Интернете и в СМИ тех регионов, которые были задействованы в нововведениях.
Власти многих субъектов РФ, чей бюджет в значительной степени зависит от туризма, восприняли нововведения крайне неодобрительно.
На серверах, принадлежащих туристам и путешественникам, отмечалось, что введение пограничной зоны существенно затрудняет передвижение по стране, в частности, попадание в традиционные места отдыха. Консенсус в сети состоял в том, что введение пограничных зон не сможет выполнить задачу усиления охраны государственной границы, а просто расширит территорию, на которой ФСБ может бесконтрольно лицензировать хозяйственную деятельность (см., например, тут), хотя мнение самих специалистов из ФПС не звучало.
Уполномоченный по правам человека Приморского края Сергей Жеков обратился с письмом директору ФСБ с просьбой о пересмотре приказа (текст письма). А именно активное протуристское лобби местных властей привело к пересмотрам приказов по Карелии и Псковской области.
dic.academic.ru
Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 515 г. Москва «Об утверждении Правил пограничного режима»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 декабря 2012 г.
Регистрационный N 26042
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» 1 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила пограничного режима.
2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 10 сентября 2007 г. N 458 2 , от 15 октября 2008 г. N 501 3 и от 27 июля 2009 г. N 358 4 .
Директор А. Бортников
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1999, N 23, ст. 2808; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5134; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418.
2 Зарегистрирован Минюстом России 31 октября 2007 г., регистрационный N 10423.
3 Зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2008 г., регистрационный N 12618.
4 Зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2009 г., регистрационный N 14636.
Правила пограничного режима
Правила пограничного режима 1 разработаны в целях реализации статьи 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» и устанавливают конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия и круг лиц, в отношении которых они действуют.
I. Правила пограничного режима в пограничной зоне
1. Правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне
1.1. Въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства 2 и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону 3 , выдаваемым пограничными управлениями (пограничными отделами) ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) 4 или подразделениями пограничных органов, при наличии документов, удостоверяющих личность.
Места въезда (прохода) в пограничную зону устанавливаются на путях сообщения и обозначаются предупреждающими знаками согласно образцу (приложение N 1).
1.2. Въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют:
1.2.1. Граждане Российской Федерации:
1.2.1.1. Замещающие государственные должности Российской Федерации 5 и государственные должности субъектов Российской Федерации 6 , имеющие при себе документы, подтверждающие их должностное положение.
1.2.1.2. Имеющие регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа.
1.2.1.3. Имеющие регистрацию по месту жительства в пределах Калининградской области, в период функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области 7 .
1.2.1.4. Не имеющие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа:
а) сотрудники правоохранительных и контролирующих органов:
места постоянной службы, работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы, исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания);
следующие к новому месту службы (работы) или месту проведения отпуска, расположенному в пограничной зоне, имеющие при себе командировочные удостоверения (предписания) или отпускные билеты (удостоверения);
б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву:
следующие индивидуально или в составе команд к месту прохождения военной службы (командирования), расположенному в пограничной зоне, имеющие при себе командировочные удостоверения (предписания) или именные списки призывников, направляемых в составе команд, заверенные военным комиссаром субъекта Российской Федерации (муниципального образования), командиром воинской части (начальником военного учреждения), с указанием в них фамилии, имени, отчества, даты и места рождения военнослужащих, места прохождения ими военной службы, серии, номера, даты и места выдачи документа, удостоверяющего личность военнослужащего;
следующие к месту проведения отпуска, расположенному в пограничной зоне, имеющие при себе отпускные билеты (удостоверения);
в) проходящие альтернативную гражданскую службу:
следующие индивидуально или в составе групп (формирований) к месту прохождения альтернативной гражданской службы, расположенному в пограничной зоне, имеющие при себе предписания военного комиссариата с указанием в них фамилии, имени, отчества, пункта назначения и наименования организации, в которую направляются граждане для прохождения альтернативной гражданской службы;
следующие к месту проведения отпуска, расположенному в пограничной зоне, имеющие при себе отпускные билеты;
г) работники организаций:
места работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе документы, подтверждающие их должностное положение (справки с места работы об исполнении указанными работниками трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне, или маршрутные листы) (командировочные удостоверения (предписания);
следующие в порядке перевода на другую работу, место которой расположено в пограничной зоне, имеющие при себе копии приказов о переводе на другую работу или приглашения на работу в порядке перевода от другого работодателя в письменной форме;
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, указанных в подпункте 1.2.3.2 Правил, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, указанных в подпункте «а» подпункта 1.2.1.4 Правил, имеющие при себе документы, подтверждающие родственные отношения 8 , и справки с места военной службы (службы), работы указанных военнослужащих, сотрудников о прохождении ими военной службы (службы), исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (необходимо иметь при себе членам семей, следующим самостоятельно к указанным военнослужащим и сотрудникам);
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в местах, расположенных в пограничной зоне, следующие для их посещения и имеющие при себе документы, подтверждающие родственные отношения, и справки с места военной службы указанных военнослужащих о прохождении ими военной службы в местах, расположенных в пограничной зоне;
граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в местах, расположенных в пограничной зоне, следующие для их посещения и имеющие при себе документы, подтверждающие родственные отношения, и справки с места альтернативной гражданской службы указанных граждан о прохождении ими альтернативной гражданской службы в местах, расположенных в пограничной зоне;
работников организаций, указанных в подпункте «г» подпункта 1.2.1.4 Правил (за исключением членов семей работников организаций, места командирования которых расположены в пограничной зоне), имеющие при себе документы, подтверждающие родственные отношения, и справки с места работы указанных работников об исполнении ими трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (необходимо иметь при себе членам семей, следующим самостоятельно к указанным работникам);
е) студенты и учащиеся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, следующие к местам прохождения практики или стажировки, расположенным в пограничной зоне, имеющие при себе справки или иные документы, выданные указанными образовательными учреждениями, подтверждающие направление на практику или стажировку;
ж) персонал всех видов общественного транспорта пригородного и местного сообщения, водители иных транспортных средств, управляющие транспортными средствами в силу исполнения своих трудовых или служебных обязанностей, маршруты регулярного движения которых находятся в пределах пограничной зоны, имеющие при себе справки с места работы об исполнении ими своих трудовых или служебных обязанностей на маршрутах движения, которые расположены в пограничной зоне (путевые листы);
з) имеющие во владении, пользовании и (или) распоряжении земельные участки или жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, расположенные в пограничной зоне, и имеющие при себе документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения указанными земельными участками, жилыми помещениями, не являющимися их местом жительства, в том числе членские книжки садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений или другие заменяющие их документы;
и) следующие в медицинские, оздоровительные учреждения, санаторно-курортные организации, организации отдыха, организации отдыха детей и детские оздоровительные учреждения (лагеря), расположенные в пограничной зоне:
на лечение (обследование), отдых, имеющие при себе направления на лечение (обследование), путевки на санаторно-курортное лечение или курсовки на амбулаторно-курортное лечение;
для посещения несовершеннолетних граждан Российской Федерации, которым они являются родителями (приемными родителями), усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями 9 , находящихся в них на лечении (обследовании), отдыхе, имеющие при себе документы, указанные в подпункте «а» подпункта 1.4.1 Правил, и справки медицинских, оздоровительных учреждений, организаций отдыха детей и их оздоровления, подтверждающие нахождение детей в данных учреждениях и организациях;
к) туристы 10 , имеющие при себе договоры о реализации туристского продукта;
л) следующие в пограничную зону в случаях тяжелого состояния здоровья, смерти (гибели) их близких родственников, родственников или близких лиц, проживающих в пограничной зоне, постигшего их пожара или другого стихийного бедствия, имеющие при себе телеграммы вида «заверенная оператором связи», с заверенным в них фактом;
м) следующие в пограничную зону до пределов пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации 11 на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов 12 и на островах на указанных водных объектах 13 , а также до рубежа инженерно-технических сооружений 14 в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.
1.2.2. Иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства 15 :
1.2.2.1. Постоянно проживающие, имеющие регистрацию по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа, а в случаях:
утраты (хищения) иностранным гражданином вида на жительство, имеющие при себе справки 16 , выданные органом миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства 17 .
1.2.2.2. Временно проживающие в Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа, имеющие при себе разрешения на временное проживание, а в случаях:
утраты (хищения) иностранным гражданином документа, удостоверяющего личность, с проставленной ранее отметкой о разрешении на временное проживание и получения нового документа или лицом без гражданства разрешения на временное проживание в виде документа установленной формы, имеющие при себе справки 18 , выданные органом миграционного учета.
1.2.2.3. Временно пребывающие в Российской Федерации и в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа, имеющие при себе миграционные карты или отрывные части бланков уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
1.2.2.4. Имеющие право на пребывание (нахождение) на приграничной территории (в пределах приграничного региона) Российской Федерации в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
1.2.3.1. Должностные лица местного самоуправления 19 муниципальных образований, на территории которых установлена пограничная зона, имеющие при себе документы, подтверждающие их должностное положение.
1.2.3.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту:
места постоянной военной службы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе справки с места военной службы о прохождении указанными военнослужащими военной службы в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания);
следующие к новому месту военной службы или месту проведения отпуска, расположенному в пограничной зоне, имеющие при себе командировочные удостоверения (предписания) или отпускные билеты (удостоверения).
1.2.3.3. Следующие транзитом через пограничную зону, в том числе при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, имеющие при себе документы для выезда из Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию или транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
1.2.3.4. Несовершеннолетние, не имеющие паспортов и следующие в пограничную зону совместно с законными представителями, представителями учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей 20 , имеющими при себе документы, указанные в пункте 1.2 или пункте 1.3 Правил.
1.2.3.5. Признанные судом недееспособными, а также совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, следующие в пограничную зону совместно с опекунами, помощниками, имеющими при себе документы, указанные в пункте 1.2 или пункте 1.3 Правил.
1.3. Въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, и пропускам осуществляют:
1.3.1. Граждане Российской Федерации, следующие в пределы пятикилометровой полосы местности, на острова или за рубеж инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, за исключением граждан Российской Федерации, указанных в подпунктах 1.2.1.1 — 1.2.1.3, подпунктах «а — л» подпункта 1.2.1.4, подпункте 1.2.3 Правил.
1.3.2. Иностранные граждане, не указанные в подпунктах 1.2.2 и 1.2.3 Правил.
1.4. При въезде (проходе) в пограничную зону, временном пребывании и передвижении в ней, кроме документов, предусмотренных пунктами 1.2 или 1.3 Правил, при себе необходимо иметь:
1.4.1. Гражданам Российской Федерации:
а) следующим с несовершеннолетними гражданами Российской Федерации, не имеющими паспортов:
родителям — документы, подтверждающие родственные отношения;
приемным родителям — договоры об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, договоры о приемной семье, договоры о патронатной семье (патронатном воспитании) 21 ;
усыновителям (удочерителям) — свидетельства об усыновлении (удочерении), а при их отсутствии — распоряжения (решения) органа опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего на усыновление (удочерение);
опекунам, попечителям — свидетельства об установлении опеки или попечительства, а при их отсутствии — распоряжения (решения) органа опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего под опеку (попечительство);
представителям учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, — доверенности руководителя указанных учреждений на осуществление перевозки несовершеннолетнего, а при их отсутствии — распоряжения (решения) органа опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; командировочные удостоверения; документы, удостоверяющие их статус и полномочия;
б) следующим с гражданами Российской Федерации, признанными судом недееспособными, а также с совершеннолетними дееспособными гражданами Российской Федерации, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности:
опекунам — свидетельства об установлении опеки, а при их отсутствии — распоряжения (решения) органа опеки и попечительства о передаче недееспособного гражданина под опеку;
помощникам — решения органа опеки и попечительства об установлении патронажа и (или) назначении помощника совершеннолетнему дееспособному гражданину.
1.4.2. Иностранным гражданам, следующим с несовершеннолетними иностранными гражданами, не имеющими паспортов, или с иностранными гражданами, признанными в соответствии с личным законом иностранного гражданина недееспособными, а также с совершеннолетними дееспособными иностранными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, — документы, подтверждающие полномочия законного представителя указанных категорий иностранных граждан, или доверенности, выданные в соответствии с личным законом иностранного гражданина (с приложением их нотариально заверенного перевода на русский язык).
1.4.3. Гражданам, следующим в пограничную зону на транспортных средствах в качестве водителя, — документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством, а на приобретенные и не зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства, кроме того, документы, подтверждающие их приобретение (договор купли-продажи или дарения (справку-счет или товарный чек).
1.5. Въезд (проход) в пограничную зону граждан и транспортных средств временно ограничивается или запрещается:
а) при проведении пограничных поисков и операций, иных разыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях 22 ;
б) при введении в заявленном районе (месте) пребывания и передвижения граждан и транспортных средств чрезвычайного 23 или военного положения 24 , правового режима контртеррористической операции 25 .
1.6. Въезд (проход) за рубеж инженерно-технических сооружений осуществляется в местах и во время, которые устанавливаются пограничными органами.
Об установленных местах и времени въезда (прохода) за рубеж инженерно-технических сооружений пограничный орган информирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении муниципальных образований, территории которых прилегают к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, а также организации и граждан, расположенных и находящихся на территории указанных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.7. Пребывание и передвижение в пограничной зоне осуществляются:
1.7.1. Граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа, — в пределах субъекта Российской Федерации, в состав которого входят указанные муниципальные образования.
1.7.2. Граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах Калининградской области, в период функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, — в пределах указанного субъекта Российской Федерации.
1.7.3. Граждан Российской Федерации, въезд (проход) в пограничную зону которых осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа, — в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого расположены места их пребывания, службы (работы), командирования, учебы.
1.7.4. Иностранных граждан, постоянно или временно проживающих или временно пребывающих в Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства и (или) в установленном порядке поставленных на учет по месту пребывания в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа, — в пределах указанного муниципального района (городского округа).
1.7.5. Иностранных граждан, имеющих право на пребывание (нахождение) на приграничной территории (в пределах приграничного региона) в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, — в пределах приграничной территории (приграничного региона), указанной в международных договорах Российской Федерации.
1.7.6. Граждан, следующих транзитом через пограничную зону, в том числе при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, — на путях сообщения по кратчайшему маршруту следования от места въезда (прохода) в пограничную зону до места выезда (выхода) из пограничной зоны; от места въезда (прохода) в пограничную зону до пунктов пропуска через государственную границу и далее до государственной границы либо от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и далее до места выезда (выхода) из пограничной зоны.
1.7.7. Граждан, въезд (проход) в пограничную зону которых осуществляется по пропускам, — в пределах поселений, на территории которых расположены места их пребывания, и сроков, указанных в пропусках.
1.7.8. Пребывание граждан в пограничной зоне, прибывших в пограничную зону по пропускам, допускается на срок до одного года и может быть продлено не более чем на 6 месяцев начальником пограничного органа или подразделения пограничного органа в случаях, связанных с серьезным заболеванием указанных граждан, их близких родственников или родственников, проживающих в пределах поселения, на территории которого установлена пограничная зона, а также в других случаях, когда присутствие граждан необходимо, что не позволяет им своевременно выехать из пограничной зоны, чему имеется документальное или иное достоверное подтверждение.
При необходимости дальнейшего пребывания граждан в пограничной зоне им выдается новый пропуск в установленном порядке.
1.7.9. В пограничной зоне туристы обязаны находиться в местах, указанных в договоре о реализации туристского продукта, следовать по маршрутам, согласованным с пограничным органом организацией, предоставляющей туристские услуги в пограничной зоне.
1.7.10. Лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, запрещается:
а) находиться в стометровой полосе местности 26 :
прилегающей к государственной границе на суше (за исключением земель населенных пунктов, прилегающих к государственной границе), — круглосуточно;
прилегающей к российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, — с наступлением темного времени суток (астрономического, с захода до восхода солнца);
б) без разрешения начальника пограничного органа осуществлять фото- и видеосъемку пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, а также фото- и видеосъемку территории сопредельного государства;
в) разговаривать с лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы;
д) уничтожать, приводить в негодность, перемещать пограничные и предупреждающие знаки, линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, другие объекты пограничных органов.
1.8. Лица, въезжающие (проходящие) в пограничную зону и пребывающие в ней, обязаны предъявлять документы, удостоверяющие личность, документы, предусмотренные пунктом 1.4 Правил, и пропуска по требованию военнослужащих пограничных органов при выполнении ими служебных обязанностей, членов добровольных народных дружин и внештатных сотрудников пограничных органов при участии их в защите государственной границы.
1.9. В случае утраты или порчи пропусков граждане обязаны проинформировать об этом ближайшее подразделение пограничного органа.
2. Правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности,
проведения массовых общественно-политических, культурных
и других мероприятий в пограничной зоне
2.1. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, в том числе охота, содержание и выпас скота 27 , проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий [28] в пограничной зоне осуществляются:
а) в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), — на основании разрешения пограничных органов или подразделений пограничных органов;
б) в остальной части пограничной зоны — с уведомлением пограничных органов или подразделений пограничных органов.
2.2. Граждане или организации письменно уведомляют пограничный орган или подразделение пограничного органа по рекомендуемой форме (приложение N 2):
о работе, мероприятии за пределами пятикилометровой полосы местности или за рубежом инженерно-технических сооружений, в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), — не позднее чем за 3 суток до начала проведения работы, мероприятия;
о работах, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пограничной зоне, — незамедлительно по средствам связи с последующим уведомлением в установленном порядке.
2.3. Работы, мероприятия в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, проводятся в светлое время суток. Проведение таких работ, мероприятий в ночное время допускается в исключительных случаях на основании мотивированных предложений граждан и организаций по решению начальника пограничного органа.
Для регулярных работ, мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, по предложениям граждан или ходатайствам организаций органами местного самоуправления по согласованию с начальником пограничного органа или подразделения пограничного органа устанавливаются постоянные места их проведения.
2.4. Работы, мероприятия в пограничной зоне временно ограничиваются или запрещаются по следующим основаниям:
а) проведение пограничными органами пограничных поисков и операций, иных разыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в заявленном районе (месте) проведения работ, мероприятий, расположенном в пограничной зоне 29 ;
б) введение в заявленном районе (месте) проведения работ, мероприятий, расположенном в пограничной зоне, чрезвычайного 30 или военного положения 31 , правового режима контртеррористической операции 32 .
2.5. В случаях утраты или порчи разрешений на проведение работы, мероприятия граждане информируют об этом ближайшее подразделение пограничного органа.
II. Правила пограничного режима в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
3. Правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду
3.1. Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) 33 и средства передвижения по льду 34 (кроме пассажирских, рыбопромысловых, наливных, нефтеналивных, буксирных, военных, судов и средств правоохранительных и контролирующих органов), используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей 35 , подлежат обязательному учету в ближайших подразделениях пограничных органов и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования 36 .
3.2. Постановке на учет в подразделениях пограничных органов подлежат используемые в пределах участков (районов) российской части вод:
а) маломерные суда 37 , в том числе амфибийные транспортные средства и суда на воздушной подушке;
б) подводные средства движения, подводные обитаемые и необитаемые аппараты;
в) средства (аэросани, буера, мотосани, мотонарты и другие подобные средства, в том числе индивидуальной постройки).
Постановка гражданами и организациями на учет судов и средств осуществляется до начала их эксплуатации.
3.3. О смене пункта базирования, об изменении владельца и о прекращении дальнейшего использования судна и средства в связи с его непригодностью владельцы судов и средств обязаны письменно уведомить подразделение пограничного органа, в котором их суда и средства состоят на учете, по рекомендуемой форме (приложение N 3).
3.4. Использование в пределах участков (районов) российской части вод судов осуществляется в соответствии с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации 38 и правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми субъектами Российской Федерации 39 .
3.5. Выход судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод и их возвращение в пункты базирования осуществляются с уведомлением пограничного органа или ближайшего подразделения пограничного органа.
По возвращении судов и средств в пункты базирования их владельцы обязаны уведомить пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа о фактическом времени возвращения.
3.6. Пребывание судов и средств разрешается в светлое время суток:
а) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, — в пределах места (района), указанного в разрешении на осуществление деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим;
б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей — до границ районов, указанных в судовом билете, по согласованию с пограничным органом, на участке которого планируется деятельность. Судам и средствам, не имеющим судового билета, — на удалении до 2 миль от берега.
3.7. Судам и средствам при наличии на них технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна (средства), других сертифицированных технических средств контроля и связи (за исключением судов и средств, используемых в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим) разрешается пребывание в пределах участков (районов) внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей в любое время суток по согласованию с ближайшим подразделением пограничного органа.
4. Правила промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности
в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
4.1. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность 40 осуществляется:
а) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, — с разрешения пограничных органов или подразделений пограничных органов;
б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации — с уведомлением пограничных органов или подразделений пограничных органов.
4.2. Об осуществлении деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации граждане или организации письменно уведомляют пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа не позднее чем за 4 часа до выхода судов и средств по рекомендуемой форме (приложение N 4).
В случаях отказа от выхода во внутренние морские воды Российской Федерации, где установлен пограничный режим, и в территориальное море Российской Федерации для осуществления деятельности граждане и организации обязаны об этом уведомить пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа.
4.3. Лицам, находящимся на судах и средствах, используемых в российской части вод, запрещается:
а) приближаться и швартоваться к иностранным судам, разговаривать с членами их судовых команд и пассажирами, лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы;
б) без разрешения начальника пограничного органа осуществлять фото- и видеосъемку пограничных кораблей (катеров) и лиц, находящихся на них, пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, а также фото- и видеосъемку территории сопредельного государства;
в) вести стрельбу в направлении территории сопредельного государства;
г) уничтожать, приводить в негодность, перемещать пограничные и предупреждающие знаки.
4.4. Владельцам судов и средств, указанных в пункте 3.2 Правил, запрещается:
а) использовать не поставленные на учет суда и средства;
б) хранить суда и средства вне установленных пунктов базирования;
в) переводить суда и средства из одного пункта базирования в другой без уведомления подразделения пограничного органа, в котором суда и средства состоят на учете, передавать их для использования в российской части вод без перерегистрации другим гражданам.
4.5. В случаях утраты или порчи разрешений на осуществление деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, граждане информируют об этом ближайшее подразделение пограничного органа.
1 Далее — Правила.
2 Далее — граждане, если не оговорено иное.
3 Далее — пропуск.
4 Далее — пограничные органы.
5 Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (Российская газета, 1995, 17 января, N 11 — 12; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5912; 1998, N 43, ст. 5337; 2006, N 13, ст. 1360; 2007, N 23, ст. 2752; 2008, N 20, ст. 2290; N 43, ст. 4919; N 49, ст. 5763; 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 29, ст. 4071).
6 Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215) (далее — государственные должности).
7 Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 280; 2007, N 22, ст. 2564; N 45, ст. 5417; 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7351; 2012, N 18, ст. 2125).
8 Свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении (удочерении), свидетельство о заключении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта.
9 Далее — законные представители, если не оговорено иное.
10 Турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2007, N 7, ст. 833; 2012, N 19, ст. 2281).
11 Далее — государственная граница, если не оговорено иное.
12 Далее — пятикилометровая полоса местности.
13 Далее — острова.
14 Рубеж инженерно-технических сооружений — полоса местности, оборудованная техническими средствами охраны границы, инженерными сооружениями и заграждениями.
15 Далее — иностранные граждане, если не оговорено иное.
16 Приложение N 3 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 41 (зарегистрирован Минюстом России 14 апреля 2008 г., регистрационный N 11525) (с изменениями, внесенными приказами ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2010 г., регистрационный N 17605), от 14 октября 2010 г. N 343 (зарегистрирован Минюстом России 11 ноября 2010 г., регистрационный N 18941), от 30 мая 2011 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2011 г., регистрационный N 21426) и от 8 июня 2011 г. N 253 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2011 г., регистрационный N 21428).
17 Далее — орган миграционного учета.
18 Приложение N 4 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 14 апреля 2008 г., регистрационный N 11526) (с изменениями, внесенными приказами ФМС России от 18 мая 2009 г. N 115 (зарегистрирован Минюстом России 21 августа 2009 г., регистрационный N 14589), от 21 мая 2010 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2010 г., регистрационный N 17605) и от 30 мая 2011 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2011 г., регистрационный N 21426).
19 Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1 (ч. I), ст. 12; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 49, ст. 6411; 2011, N 49 (ч. I), ст. 7039).
20 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 51, ст. 6152; 2011, N 47, ст. 6608).
21 Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572; 2010, N 31, ст. 4257; 2012, N 21, ст. 2644; N 37, ст. 5002).
22 Подпункт 10 части второй статьи 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля
23 Статья 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277).
24 Статья 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 375).
25 Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 11, ст. 1146; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6227).
26 За исключением:
лиц, следующих транзитом через пограничную зону, в том числе при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, — на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации;
лиц, имеющих во владении, пользовании и (или) распоряжении земельные участки или жилые помещения, расположенные в стометровой полосе местности;
граждан и организаций, имеющих разрешения на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, в том числе на охоту, содержание и выпас скота, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.
27 Далее — работа, если не оговорено иное.
28 Далее — мероприятие, если не оговорено иное.
29 Подпункт 10 части второй статьи 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля
1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861).
30 Статья 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277).
31 Статья 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 375).
32 Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 11, ст. 1146; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6227).
33 Далее — суда, если не оговорено иное.
34 Далее — средства, если не оговорено иное.
35 Далее — российская часть вод, если не оговорено иное.
36 Далее — пункт базирования, если не оговорено иное.
37 Маломерное судно — судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (примечание к статье 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2012, N 18, ст. 2128; N 31, ст. 4322).
38 Утверждены приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2005 г., регистрационный N 6940) (с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 21 июля 2009 г. N 425 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2009 г., регистрационный N 14733).
39 Статья 25 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; N 30 (ч. I), ст. 4605).
rg.ru