Возврат товара: учет у покупателя и поставщика

При получении товара организация-покупатель должна тщательно осмотреть полученные ценности, провести внешний осмотр на наличие брака, неисправностей, повреждения упаковки, тары, непрезентабельный внешний вид. Кроме того, необходимо тщательно проверить сопровождающие товар документы, сверить данные, указанные в документах с фактически полученными ценностями. Проверить правильность заполнения документов, наличия счета-фактуры, если товар облагается НДС.

Если организацию-покупателя все устраивает, она принимает товар, если что-то не устраивает, то покупатель может его вернуть поставщику. Каким образом осуществляется возврат товара? Каковы особенности бухгалтерского учета возврата у обеих сторон сделки: поставщика и покупателя? Какие документы нужно оформить? Об этом мы поговорим ниже.

Документальное оформление возврата товара

Если организация-покупатель принимает решение вернуть товар поставщику, то он должен этот факт правильно оформить документально.

Если ненадлежащее качество товарных ценностей или неправильно оформленные документы обнаружены еще на стадии приемки, то покупатель составляет акт о расхождении, в котором изложить свои претензии поставщику и указать, что именно не устраивает. Для оформления можно воспользоваться существующей унифицированной формой ТОРГ-2 и заполнить данный документ нужно в присутствии лица, доставившего груз.

К акту о расхождении нужно приложить претензионное письмо, в котором покупатель излагает, что его не устроило и каких дальнейших действий он ожидает от поставщика (замена, возврат денег, если товар был оплачен).

Если документы оформляются в присутствии водителя-экспедитора или другого лица, доставившего груз, то документы передаются этому лицу вместе с товаром.

Если брак или несоответствие документальных и фактических данных выявлен позже, после отъезда водителя, то письмо-претензия вместе с приложенным актом направляется поставщику любым другим способом.

Бухгалтерский учет возврата у поставщика

Получив от покупателя претензию, поставщик должен произвести определенные действия. Вернуть товар или заменить его на качественный.

Прежде всего, нужно выяснить, поступила ли оплата от покупателя.

Если товар оплачен

Если покупатель возвращает оплаченный товар, то поставщик открывает счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором и будет учитываться полученная претензия.

Принятая претензия отражается с помощью проводки Д62 К76, проводка выполняется на сумму претензии, обозначенной покупателем.

Если замена товара не планируется, то необходимо выполнить проводки, нейтрализующие проводки, связанные с реализацией, выполненные при его отгрузке. Делается это с помощью операции «сторнирование», то есть выполняются все те же проводки на те же суммы, но они будут отниматься от выполненных ранее.

Например, если отгружен товар на сумму 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб., себестоимость 60000 руб., то проводки по реализации будут выглядеть следующим образом:

  • Д62 К90/1 на сумму 118000 – отражена выручка от продажи.
  • Д90/3 К68/НДС – начислен НДС с продажи.
  • Д90/2 К41 – списана себестоимость .

Подробнее о продаже товаров, готовой продукции можно прочитать здесь. Проводки по сторнированию продажи будут выглядеть таким же образом, только все суммы будут со знаком «-», то есть отниматься.

В результате этого продажа нейтрализуется, но так как покупатель товар оплатил, то у поставщика возникает задолженность перед покупателем. Поставщик деньги покупателю возвращает, это оформляется проводкой Д76 К51. Таким образом счет 76 закроется, продажа сторнируется, возврат товара покупателем оформлен.

Если товар не оплачен:

Если товар покупатель не успел оплатить, то поставщик просто выполняет проводки по сторнированию продажи и все. Счет 76 открывать не нужно.

Проводки при возврате товара от покупателя:

buhs0.ru

Отражение в 1С 3.0 возврата товара

Добрый день! Проконсультируйте,пожалуйста, по вопросу возвратов (темы на форуме читали, но проблема осталась).
Используемое ПО — Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.43.52).

Столкнулись с проблемой возврата товаров поставщику. ИП на УСН, Доходы минус расходы. Используется метод ФИФО.
Сумма первоначальной накладной (цифры условные) — 1000,00 руб. Стоимость возвращаемого товара — 100,00 руб.в количестве 4 шт. Учет товаров ведется на счете 41.01, без использования сч.42, учет суммовой, без разбивки по наименованиям. Формируем накладную на частичный возврат товара (НДС в накладной не выделен). Через модуль «Покупки», «Возвраты поставщикам» формируем операцию по возврату с указанием первоначального документа приобретения. Проблема в том, что программа формирует проводки с иными суммами.
Например, нужно: Д76.02 К41.01 — количество 4 шт. на сумму 100,00 руб.
По факту: Д76.02 К41.1 — иная сумма (не равная первоначальной накладной)
Д91.02 К76.02 — Разницы стоимости возврата и фактической стоимости товаров
В итоге сальдо по сч.76.02 равно сумме возврата.
НО: в этом случае кредитовый оборот по счету 41.1 во много раз завышен! а вернуть мы должны товар по первоначальной стоимости, указанной в первичной и возвратной накладных.
Каким образом исправить ситуацию? Подозреваю, что это связано со способом оценки МПЗ по методу ФИФО. Хотелось бы наладить автоматизированный учет, а не проводить операции вручную с занесением дополнительных записей в КУДиР.

Или же сделать через «Операции, введенные вручную» сторно документа «Поступление (акт, накладная)», в результате сформируются проводки Д41.01 К60.01 — минус 4 (количество), минус 100,00 руб. И сделать в «Записи книги доходов и расходов УСН» сторно расхода?

Возврат материалов поставщику (проводки)

Опишите Вашу ситуацию, пожалуйста. Откуда возникло сальдо по счету 76.2? В указанной Вами теме данный счет не фигурирует.

прошу прощения, я еще, видимо, ссылку на одну из тем не предоставила. Ну моя ситуация по проводкам следующая.
Д10 К 60 поступили материалы
Д19 К 60 НДС
Д68 К 19

В результате всего этого по акту сверки задолженности нет, а в оборотках по 60 и 76 висит.

Цитата (Котообъект): прошу прощения, я еще, видимо, ссылку на одну из тем не предоставила. Ну моя ситуация по проводкам следующая.
Д10 К 60 поступили материалы
Д19 К 60 НДС
Д68 К 19

Теперь оформляю возврат накладной на отпуск материалов на сторону. Формируются проводки
Д76.2 К 10
Д 76.2 К 68

Если Вы возвращаете принятый на учет товар, то проще всего прислушаться к мнению налоговиков и оформить такой возврат как обычную реализацию материалов от Вас поставщику, т.е.:
Д 62 К 91.1 — покупная возвращаемых материалов;
Д 91.2 К 68.2 — НДС со стоимости возвращаемых материалов;
Д 91.2 К 10 — балансовая стоимость возвращаемых материалов;
Д 60 К 62 — зачет Вашего обязательства по оплате материалов поставщику в счет обязательств поставщика по оплате Вам возвращаемых материалов.

Коллега, мало того, что Вы подтверждаете правильность неправильных проводок автора вопроса, но и приводите рекомендацию, прямо противоречащую нормативному акту.

Вопрос: О порядке выставления счета-фактуры по НДС при возврате товаров, принятых покупателем на учет.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 августа 2012 г. N 03-07-09/126

В связи с письмом по вопросу выставления счетов-фактур при возврате товаров Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Подпунктом «а» п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление), установлена обязанность покупателя отражать в ч. 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета показатели счетов-фактур, выставленных покупателем продавцу при возврате продавцу принятых покупателем на учет товаров.
Таким образом, при возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
28.08.2012

Как в 1С 8.3 отразить возврат товара от покупателя в следующем налоговом периоде?

Здравствуйте! Компания ООО «МЫ» на ОСНО в октябре 2016 г. закупили товар у компании на ОСНО и продали компании ООО «Покупатель» на ОСНО.
В июле 2017 года ООО «Покупатель» возвращает этот товар по причине брака. Выписывает нам возвратную ТОРГ 12 и сч.фактуру, так же прилагает акты о несоответствии, претензию и дефектную ведомость. Мне этот возврат необходимо провести в 1С:Предприятие 8.3 (8.3.10.2561) и в дальнейшем сделать возврат нашему поставщику.
В программе я захожу в ПРОДАЖИ —> Возврат товара от покупателя
Выбираю:
— счет учета 41.1
— счет доходов 91.1
— счет расходов 91.2
— счет НДС 91.3
Во вкладке расчеты выбираю:
— счет расчетов 62.1
— счет авансов 62.2
На основании этого возврата делаю счет-фактуру
Получаются следующие проводки:
Дт 91.2 кт 41.1 (сторно)317 800 бу (сторно)317 800 ну
Дт 62.1 кт 91.1 (сторно)470 492 бу (сторно)398 722 ну
Дт 62.2 кт 62.1 (сторно)470 492 бу (сторно)470 492 ну
Дт 91.2 кт 19.3 (сторно)71 770 бу
На основании записанной сч.фактуры на возврат проводки следующие
Дт 68.02 кт 19.03 71 770 бу

На основании всех этих операций в ОСВ по счету 62.2 формируется сальдо на конец по кредиту на сумму 470 492
ОСВ по счету 91 все красное и обороты и сальдо на конец
В декларацию по налогу на прибыль внереализационные доходы и расходы встают с минусом.
Это верно? Или нужно как то иначе провести этот возврат?

www.buhonline.ru

Учет возврата товара у покупателя в 1С

Добрый день! Запуталась. Поставщик — на ОСНО, мы, покупатели — на УСН. Вернули часть товара поставщику, деньги он нам возвращать не будет — в следующий раз заплатим им меньше просто. Я сделала документ Возврат поставщику и создала сч-факт на основании. Поставщик нам выдал ТОРГ-12 и сч-факт. Проводки в 1С у нас, покупателей:

41 60 36276,03 поступил товар (5шт)
Документ возврат товара (возвращаем 1 шт):

76.02 41 7255,21
60 76.02 10379,82
76.02 91.1 3124,61
76.02 68.02 1583,36

Вопрос: откуда 68 счет и как он должен закрыться (в документе стоит галка «НДС включать в стоимость) и как закрыть 76.02 и возврат я так понимаю в книгу должен встать в доходы?

1С:Предприятие 8.3 (8.3.4.437)
Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.30.16)

Цитата (OSA OSA): Добрый день! Запуталась. Поставщик — на ОСНО, мы, покупатели — на УСН. Вернули часть товара поставщику, деньги он нам возвращать не будет — в следующий раз заплатим им меньше просто. Я сделала документ Возврат поставщику и создала сч-факт на основании. Поставщик нам выдал ТОРГ-12 и сч-факт. Проводки в 1С у нас, покупателей:
41 60 36276,03 поступил товар (5шт)
Документ возврат товара (возвращаем 1 шт):
76.02 41 7255,21
60 76.02 10379,82
76.02 91.1 3124,61
76.02 68.02 1583,36

Вопрос: откуда 68 счет и как он должен закрыться (в документе стоит галка «НДС включать в стоимость) и как закрыть 76.02 и возврат я так понимаю в книгу должен встать в доходы?
1С:Предприятие 8.3 (8.3.4.437)
Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.30.16)

Здравствуйте!
Задействование Сч.76.02 — методическое решение фирмы 1с для отражения расчетов по претензиям. Просто так товар не возвращают.
Либо мы должны оформить реализацию (т.н. «обратная реализация» со свои сч-рой, при УСН, конечно, без Сф! ), либо отражаем через счет 76.02- расчеты по претензиям.

В отношении сч68.02. Похоже, что просто отрабатывает классическая схема обратной отгрузки (возврата) товара как при ОСНО. Вы когда получали товар, вх.НДС выделяли и включали в себестоимость его или нет?