Статья 26 62-ФЗ — Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.
kodeks.systecs.ru
Статья 165 СК РФ. Усыновление (удочерение)
Новая редакция Ст. 165 СК РФ
1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.
2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.
3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.
Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.
Комментарий к Статье 165 СК РФ
1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.
Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.
Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны — члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.
Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.
Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.
Когда и ребенок, и один из супругов — граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарии к ст. 124 — 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.
2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка — российского гражданина должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений Семейного кодекса РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а, скорее, дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.
В случае, если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются е учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.
Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.
Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.
3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять «в пределах, допускаемых нормами международного права», защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.
С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).
В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).
Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).
4. Усыновление ребенка — гражданина России за границей признается действительным, если:
а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;
б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;
в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).
Другой комментарий к Ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Обязательным условием усыновления ребенка на территории РФ, независимо от гражданства усыновителя и ребенка, является соответствие усыновления интересам ребенка. Если усыновление может нарушить права ребенка, установленные законодательством РФ, то такое усыновление не допускается, а если оно уже произведено, то подлежит отмене судом.
1. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (СЗ РФ, 2000, N 15, ст.1590) утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Эти Правила определяют порядок постановки на учет детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии указанного учреждения — дипломатическим представительством РФ. Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в 3-месячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей.
2. Для постановки на учет усыновленного ребенка усыновители представляют в консульское учреждение следующие документы: 1) заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением 2 фотографий ребенка; 2) свидетельство об усыновлении (удочерении); 3) документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка. Сведения о ребенке заносятся в учетную карточку, форма которой утверждается Министерством иностранных дел РФ. Консульское учреждение проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из РФ через Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ. В этом случае указанный Департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей и проставляет в паспорте ребенка отметку о постановке его на учет.
3. При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания. Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей (иностранная организация), представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории РФ.
4. В целях обеспечения своевременной постановки на учет консульскими учреждениями усыновленных детей Министерство образования РФ каждые 6 месяцев направляет им информацию об усыновленных детях. Консульские учреждения в конце календарного года направляют в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.
skodeksrf.ru
Статья 165. Усыновление (удочерение)
1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.
При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124-126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131-133 настоящего Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.
Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.
4. Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 165 СК РФ
1. За последнее десятилетие большое распространение получили случаи так называемого международного усыновления российских детей, когда иностранные граждане усыновляют (удочеряют) российских детей, в результате чего между ними возникают правоотношения, аналогичные существовавшим до усыновления между кровными родителями и детьми .
———————————
Как отмечает О.А. Дюжева, к концу 80-х гг. XX в. усыновление иностранцев и, соответственно, усыновление иностранцами стало в большинстве стран мира обычной практикой. Именно в этот период, по ее мнению, начинает широко применяться термин «международное усыновление», объединяющий ранее употреблявшиеся раздельно понятия «усыновление детей-иностранцев» и «усыновление детей иностранцами» (Антокольская М.В., Дюжева О.А., Нечаева А.М. и др. Семейное право России: проблемы развития. М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 98).
Г.Ф. Шершеневич указывал, что «усыновление — признание за посторонними лицами юридического положения законных детей… это имитация семьи со стороны недостающего потомства» (Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: Спарк, 1995. С. 444). А.Г. Гойхбарг, в свою очередь, отмечал, что усыновление «есть создание искусственных семейных отношений за отсутствием по общему правилу естественной связи» (Гойхбарг А.Г. Сравнительное семейное право. М.: НКЮ РСФСР, 1925. С. 163). Многие авторы говорят о тождестве правоотношений усыновленных и родных детей, т.е. усыновление они приравнивают к факту рождения ребенка от определенных лиц: акт усыновления в правовом значении приравнивается к рождению ребенка (Пергамент А.И. Основы законодательства о браке и семье. М.: Знание, 1969. С. 67; Иванова Н.А., Королев Ю.А., Седугин П.И. Новое законодательство о браке и семье. М.: Юрид. лит., 1970. С. 84). Подробнее об институте усыновления см. комментарий к ст. 124 СК РФ.
Активное усыновление российских детей иностранцами началось в начале 90-х гг. прошлого века. Имевшееся тогда законодательство не отвечало практике международного усыновления, в связи с чем был установлен мораторий на международное усыновление, кроме случаев усыновления детей, которые по состоянию здоровья нуждались в медицинской помощи, недоступной в России.
В настоящее время данный мораторий не действует и международное усыновление детей — граждан РФ допускается законодательством РФ с учетом требований, предъявляемых комментируемой статьей к такому усыновлению, в том числе в части разрешения вопроса о подлежащем применению праве.
2. В соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (если он иностранный гражданин) или в котором усыновитель имеет постоянное место жительства (если он лицо без гражданства) на момент подачи заявления об усыновлении.
Таким образом, п. 1 комментируемой статьи формально, в виде общего правила, отдает приоритет в части определения условий международного усыновления российского ребенка на территории РФ не законодательству государства гражданства ребенка, т.е. не законодательству РФ, а законодательству иностранного государства.
На первый взгляд может сложиться ошибочное впечатление, что законодатель, не предусматривая применение законодательства РФ в виде общего правила, в принципе забыл о защите интересов российских детей. Каждый может задаться вопросом: как мог законодатель решиться заложить в качестве основного критерия определения законодательства, подлежащего применению, такую коллизионную привязку? Вместе с тем следующее положение п. 1 комментируемой статьи проясняет позицию законодателя.
В частности, требование абз. 2 п. 1 комментируемой статьи о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, по существу, свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а факультативным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей.
Факультативность данного критерия в еще более значительной степени проявляется в требовании п. 2 комментируемой статьи, который не допускает усыновление ребенка независимо от гражданства усыновителя и, соответственно, независимо от законодательства государства, применяемого к этому усыновлению, если в результате такого усыновления будут нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ .
———————————
Данное требование в полной мере соответствует международным договорам РФ. В частности, согласно ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. N 44/25 (Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955), государства — участники Конвенции должны обеспечить, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны. Следует учитывать, что в некоторых государствах правовое положение усыновленных детей с точки зрения российского законодательства может быть дискриминационным относительно правового положения родных детей: наиболее часто встречающаяся норма в законодательстве иностранных государств — ограничение усыновленных детей в наследственных правах. Данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в усыновлении на территории РФ.
Коллизионная привязка именно к российскому законодательству, подлежащему применению к международному усыновлению российских детей, находит свое непосредственное отражение и в ратифицируемых Российской Федерацией международных договорах.
———————————
Следует учитывать, что подписанная Российской Федерацией Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения), принятая 29 мая 1993 г. на XVII сессии Гаагской конференции по международному частному праву, до настоящего времени не ратифицирована в России в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей условия, при которых российский ребенок может быть усыновлен, какие лица или органы должны давать согласие на его усыновление, а также необходимость получения согласия ребенка на усыновление и форма такого согласия определяются законодательством РФ. При этом требования, которым должны отвечать кандидаты в усыновители, процедура усыновления должны определяться как российским, так и итальянским законодательством.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 462.
С учетом положений названного Договора имеется в виду ребенок, который является гражданином РФ и постоянно проживает в России.
3. В соответствии с абз. 2 комментируемой статьи при международном усыновлении на территории РФ ребенка — гражданина РФ должны быть применены требования СК РФ при решении следующих вопросов:
— о допустимости усыновления данного ребенка, в том числе с учетом того, что усыновителями являются иностранные граждане или лица без гражданства (см. комментарий к ст. 124 СК);
— о порядке его усыновления (см. комментарий к ст. 125 СК), в том числе с учетом того, что предварительно соблюдены порядок его постановки на официальный учет в качестве ребенка, подлежащего усыновлению, а также установленный порядок постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих его усыновить (см. комментарий к ст. 126 СК);
— о наличии права у лиц, обратившихся за усыновлением данного ребенка, быть усыновителями (см. комментарий к ст. 127 СК), на данных лиц в соответствии с комментируемой статьей не распространяется положение абз. 8 ст. 127 СК РФ, т.е. норма о запрете усыновлять детей лицам, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители;
— об оценке допустимости усыновления с учетом разницы в возрасте между лицами, обратившимися за усыновлением, и усыновляемым ребенком (см. комментарий к ст. 128 СК);
— о порядке получения согласия родителей на усыновление данного ребенка, в том числе с учетом случаев, когда такое согласие не требуется (см. комментарий к ст. 129 СК), в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с комментируемой статьей не действует абз. 5 ст. 130 СК РФ, т.е. норма об отсутствии необходимости получения согласия родителей ребенка на его усыновление, когда данные родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживали совместно с ребенком и уклонялись от его воспитания и содержания;
— о порядке получения в конкретных случаях согласия иных лиц, связанных с усыновлением данного ребенка: согласия опекуна (попечителя), приемных родителей, руководителя учреждения, если в нем находится ребенок, согласия самого ребенка, достигшего возраста 10 лет, согласия супруга усыновителя (см. комментарий к ст. ст. 131 — 133 СК).
При этом следует обратить внимание на то, что в СК РФ введен приоритет в отношении усыновления детей российскими гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации . В этих целях п. 4 ст. 124 СК РФ допускает усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников .
———————————
Такой приоритет в полной мере отвечает требованиям международного права. В частности, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. N 41/95 (Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября — 19 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение N 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328 — 330), и ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. N 44/25, признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Положения аналогичного характера, к примеру, включены также в Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 462), согласно ст. 3 которого усыновление ребенка может иметь место только при условии, если не представилось возможным устроить его на воспитание или поместить в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление в государстве происхождения ребенка в порядке, установленном законодательством этого государства. При этом в соответствии со ст. 6 названного Договора установление факта наличия такого условия также определяется законодательством государства происхождения ребенка.
Одновременно в целях расширения возможности для усыновления гражданами РФ, проживающими в Российской Федерации, законодатель установил требование, предусматривающее возможность передачи детей на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении шести месяцев со дня поступления в установленном порядке сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 124 СК).
———————————
Ранее, до 2005 г., был установлен срок в три месяца.
См. также: Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4. Соблюдение требований СК РФ при решении обозначенных вопросов является обязательным условием международного усыновления на территории РФ российского ребенка: если условия усыновления, установленные законодательством государства, гражданами которого являются усыновители или в котором постоянно проживают (если они являются лицами без гражданства), менее строги, к примеру не устанавливают запрета для усыновления лицами одного пола, то применение законодательства РФ в любом случае обязательно и гражданам данного государства, обратившимся за усыновлением российского ребенка, на основании ст. 127 СК РФ будет отказано в усыновлении . Единственное предусматриваемое комментируемой статьей исключение из правила о применении к международному усыновлению требований СК РФ, которое следует из требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ, составляет случай, когда иное правило установлено международным договором РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.
———————————
Необходимо также учитывать, что порядок усыновления определяется и нормами процессуального российского законодательства (см. гл. 29 ГПК), которые исходят из требований СК РФ. В международном частном праве принято применение норм национального процессуального законодательства в деятельности судов.
5. Не исключены также ситуации, когда на территории РФ российский ребенок усыновляется гражданином иностранного государства, законодательство которого устанавливает более широкий по сравнению с СК РФ перечень обстоятельств, препятствующих возможности усыновления им детей. К примеру, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет; в Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет; в Германии и Израиле не допускается усыновление одинокими гражданами; в Израиле, Италии и Швейцарии разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна составлять 18 лет, в Великобритании — 21 год .
———————————
Подробнее см.: Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. С. 284.
В таких ситуациях наряду с требованиями СК РФ применяется также законодательство государства, гражданином которого является усыновитель или в котором он постоянно проживает (когда является лицом без гражданства), и если это законодательство не допускает в конкретном случае усыновление ребенка, то такое усыновление не может иметь место и на территории РФ (даже если отсутствуют перечисленные в СК РФ обстоятельства, препятствующие усыновлению) . При этом если усыновляется ребенок супругами, имеющими разное гражданство, то подлежит применению законодательство как одного, так и другого государства, гражданами которых они являются.
———————————
М.М. Богуславский отмечает, что применение при усыновлении норм иностранного законодательства о требованиях к усыновлению призвано обеспечить в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, куда может быть перемещен усыновленный ребенок (см.: Богуславский М.М. Международное частное право. С. 350).
Вместе с тем согласно абз. 3 п. 1 комментируемой статьи усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Достаточно очевидно, что данная норма прежде всего рассчитана на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей супруга — гражданина РФ. В данном случае уже не будут подлежать применению требования СК РФ, устанавливающие особенности усыновления российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, к примеру, в части необходимости соблюдения установленного п. 4 ст. 124 СК РФ приоритета в усыновлении детей российскими гражданами, проживающими в Российской Федерации.
6. Если на территории РФ граждане РФ решат усыновить ребенка, являющегося гражданином иностранного государства, то с учетом абз. 1 п. 1 комментируемой статьи и российского гражданства усыновителей такое усыновление будет производиться в соответствии только с законодательством РФ.
Основное дополнительное требование, которое устанавливает абз. 4 п. 1 комментируемой статьи для данного случая усыновления, — это необходимость получения согласия законного представителя усыновляемого ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является этот ребенок, на усыновление, а также согласие самого ребенка, если законодательством указанного государства установлено требование о необходимости его получения.
7. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ , в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.
———————————
Учитывая, что в соответствии со ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. дипломатические представительства могут выполнять консульские функции, при отсутствии консульского учреждения РФ в конкретном иностранном государстве функцию по защите прав и законных интересов детей, в том числе их учет, может осуществлять дипломатическое представительство РФ. Подробнее об актах, регламентирующих деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, см. в комментарии к ст. 157 СК РФ.
Порядок постановки на учет консульскими учреждениями РФ таких детей определен утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее — Правила).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.
В частности, согласно названным Правилам постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. При этом после представления усыновителями предусмотренных п. 2 данных Правил документов и занесения в учетную карточку по форме, утвержденной Министерством иностранных дел РФ, сведений о ребенке консульское учреждение РФ проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. Следует иметь в виду, что усыновители вправе осуществить постановку на учет усыновленного ребенка и до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ. В этом случае указанный департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей.
В случае изменения места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение РФ, в котором ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение РФ по их новому месту проживания.
Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении РФ, а также за условиями его жизни и воспитания дополнительно осуществляет специально уполномоченная иностранным государством организация по усыновлению детей, представлявшая в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории РФ. Данная организация обязана представлять в установленном порядке соответствующие отчеты и информацию об усыновленном ребенке. В частности, согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 Положению о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением (п. 22) представительства таких иностранных организаций в Российской Федерации обязаны направлять в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого проживал ребенок до усыновления, отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801.
В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания седьмого месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Представление отчетов по истечении трех лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей.
В соответствии с подп. «б» п. 8.1, подп. «в» п. 9 названного Положения нарушения иностранными организациями своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка являются основаниями для приостановления или досрочного прекращения действия разрешений об открытии представительства такой иностранной организации в России и на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории РФ.
8. Если ребенок — гражданин РФ, проживающий в иностранном государстве, усыновляется в этом государстве, то усыновление может быть произведено в соответствии с законодательством иностранного государства компетентным органом такого государства. Вместе с тем согласно п. 4 комментируемой статьи данное усыновление будет признано действительным в Российской Федерации только при условии, если предварительно, до момента установления усыновления, было получено разрешение на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.
Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ определяют перечень документов , которые должны быть представлены для получения указанного разрешения лицами, усыновляющими ребенка, через соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.
———————————
В данный перечень включены следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление; согласие родителя(-ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с СК РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей; заключение компетентного органа государства места жительства лиц, усыновляющих ребенка, об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка. Наряду с этими документами должны быть представлены также иные документы, указанные в ст. 271 ГПК РФ.
Если же усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами РФ, никогда не проживали на территории РФ, то указанные документы представляются в Министерство образования и науки РФ, которое в последующем и выдает предварительное разрешение на усыновление ребенка.
9. В отличие от усыновления, которое с учетом коллизионной привязки п. 1 комментируемой статьи производится прежде всего с соблюдением требований СК РФ, отмена усыновления в соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи производится только в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (если он иностранный гражданин) или в котором усыновитель имеет постоянное место жительства (если он лицо без гражданства) на момент подачи заявления об отмене усыновления. Поэтому основания для отмены усыновления ребенка, круг лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления ребенка, должны будут определяться в соответствующих случаях законодательством государства гражданства или места постоянного проживания усыновителя.
Вместе с тем следует учитывать, что если в результате произведенного усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, то в соответствии с п. 2 комментируемой статьи такое усыновление независимо от гражданства усыновителя подлежит отмене в судебном порядке . При этом очевидно, что с учетом этого подлежать применению будет законодательство РФ, в том числе ст. 275 ГПК РФ, предписывающая суду осуществлять рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления по правилам искового производства.
———————————
См. также: подп. «и» п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (Бюллетень ВС РФ. 2006. N 6).
Таким образом, комментируемая статья, по существу, предписывает применение к отмене усыновления требований ст. 141 СК РФ. Поэтому, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией либо если иным образом нарушаются права ребенка, предусмотренные законодательством РФ или международными договорами РФ, отмена усыновления в российском суде может быть произведена независимо от перечня оснований для отмены усыновления, содержащегося в законодательстве государства усыновителя. При этом не вызывает сомнения, что с учетом п. 2 комментируемой статьи с требованием об отмене усыновления в указанных случаях вправе обратиться в российский суд орган опеки и попечительства, а также прокурор в пределах их компетенции .
———————————
Информация о нарушениях прав несовершеннолетних детей — граждан РФ, перемещенных после усыновления для проживания за пределы территории РФ, может быть представлена Министерством образования и науки РФ, которому консульские учреждения РФ обязаны в конце календарного года направлять списки усыновленных российских детей, поставленных на учет, а также информировать о нарушении их прав и законных интересов и неблагополучии семьи усыновителей (см. п. 8 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590)).
stskrf.ru