Открытый урок по светской этике «Золотое правило нравственности»

Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности человека.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с золотым правилом нравственности;
  • создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.
  • Ожидаемые результаты урока:

    • учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности;
    • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
    • будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
    • научатся применять золотое правило нравственности
    • Основные термины и понятия: золотое правило нравственности

      1 этап. Организационный

      1. Организация деятельности учащихся

      2 этап. Проверка домашнего задания (беседа)

      Оценить поступок литературного героя с точки зрения морали.

      Каждый поступок героя, подлый или благородный, обязательно имеет свою нравственную цену, “оплачивает” которую герой и только он. Размер этой цены также будет зависеть от характера героя.

      Например, благородный разбойник Робин Гуд грабил богачей, раздавая награбленное бедным – явно хороший поступок – но в то же время он забирал долю себе, а также не гнушался убийством – поступки, явно далёкие от благородных.

      Следовательно, и нравственная цена поступка не может быть однозначной, хотя какова она будет – зависит только от героя и от его характера.

      3 этап. Актуализация знаний.

      Учитель зачитывает сказку:

      “На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

      Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

      — Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня “Счастливый Принц”. А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

      — Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

      — Мне надо скорее улетать, идет зима, — ответила Ласточка.

      — Останься хоть на одну ночь, помоги мне, — опять попросил Принц.

      Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно. ”

      Вопрос: “Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

      Вы правы, она совершила добрый поступок.

      — А почему люди ценят добро?

      Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь.

      На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Среди правил есть самое главное.(Золотое правило нравственности).

      Тема урока: “Золотое правило нравственности” (слайд 1)

      • Узнаем почему появилось З.П.Н. Чему учит З.П.Н.
      • Как формулируется З.П.Н.
      • Как применять З.П.Н. в жизни

      — Подберите существительные к прилагательному золотой.

      Что может быть золотым?

      — Составьте словосочетания с этим словом в прямом и переносном значении.

      — Как вы думаете, если речь идёт о З.П.Н., в прямом или переносном значении употреблено это слово?

      Работа в группах.

      — Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть З.П.Н.?

      (речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике)Запишите предложения на листочках, отложите на время, позже мы к ним вернемся

      Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветлённый”. Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Давайте познакомимся с добрыми поступками, которые совершали вы (Чтение записей из дневников)

      Будда учит нас: “не делай другим того, что сам считаешь злом”.

      Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”.

      Конфуций говорил: “только добро ведёт к счастью”.

      В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”.

      Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы боль тебе”. (слайд2)

      В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.

      Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: “Какая жизнь самая лучшая и справедливая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”.

      Чему же учат эти правила, что их объединяет? (слайд2)

      Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.

      Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

      Работа с учебником

      Чтение статьи из учебника с.42

      Почему появилось З.П.Н?

      — Выпишите из учебника З.П.Н. в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее) (слайд3)

      — Сопоставьте то что вы узнали, с теми предложениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас.

      — В чем вы были близки к формулировке З.П.Н.? Согласны ли в с ним?

      — Чему учит золотое правило нравственности?

      Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: “Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?”

      Работа с притчами

      Кто Осёл?”

      Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: “Осёл”. Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

      — Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

      — Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.

      — Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.

      -Как герой притчи догадался кто к нему приходил?

      Притча “Мудрый Соломон”.

      “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только же не убивайте его”.

      — Которая же из них была матерью?

      — Почему вы так считаете?

      Работа на страницах рабочей тетради по этике

      Притча Мальчик и зеркало (коллективно)

      — Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

      (в жизни каждому нужно быть дружелюбным)

      Мультфильм “Крошка Енот”

      — Что понял герой мультфильма?

      Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.

      Работа с пословицами и вопросами (самостоятельно)

      Проверка на доске. Проверка.

      — Попробуй не наступить, а уступить

      — Не захватить, а отдать.

      — Не кулак показывать, а протянуть ладонь.

      — Не спрятать, а поделиться

      — Не кричать, а выслушать.

      — Не разорвать, а склеить.

      1.Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни.

      Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего не хотел получить по отношению к себе.

      Например, “Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось”

      Работа на листочках. (Каждый пишет слово)

      Ученик прикрепляет слово на доске.

      Я НЕ БУДУ . ТАК КАК.

      Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

      Пословицы к золотому правилу этики (морали и нравственности)

      Золотое правило этики полезно знать каждому человеку. В школе его изучают на уроках «Основы православной культуры» в 4 классе. И в качестве одного из заданий в рамках предмета дается следующее:

    • Подбери пословицы, подходящие к золотому правилу этики.
    • Давайте сначала разберемся, что это за правило . Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иными словами:

    • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Хочешь добра — делай добро. Хочешь, чтобы про тебя не разносили грязные сплетни — сам говори только правду.

    Это правило еще называют Золотым правилом морали и нравственности, а не только этики. В русском языке есть также много пословиц, отражающих эту мысль:

    • На добрый привет, добрый и ответ.
    • Как мы людям, так и люди нам.
    • За доброе жди добра, за худо худа.
    • Делая зло, на добро не надейся.
    • Кто за худом пойдет, тот добра не найдет.
    • По добру — добро, а по худу — худо.
    • Добрым быть — добрым и слыть.
    • Добро сеять — добро и пожинать.
    • Добродетель вознаграждается.
    • Как постелешь, так и поспишь.
    • Каково аукнешься, таково и откликнешься.
    • Как аукнется, так и откликнется.
    • Каково посеешь, таково и пожнешь.
    • Что посеешь, то и пожнёшь.
    • Доброе семя — добрый и всход.
    • Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
    • Каково бьют, таково и плачут.
    • Каково на Фому, таково и самому.
    • Каково поживешь, так и прослывешь.
    • Какову другу чашу налил, такову и самому пить.
    • Каков дядя до людей, таково ему и от людей.
    • Чего себе не хочешь, того другому не желай.
    • У хорошего садовода хороший сад.
    • Не красна жизнь днями, а красна делами.
    • Живи смирнее, так всем будет милее.
    • Жесток нрав не будет прав.
    • Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
    • Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт.
    • Не делай зла – не будешь в вечном страхе.
    • Не делай зла, не будешь знать лиха.
    • Дерево узнаётся по плоду, а человек — по делу.
    • Доброе начало — полдела откачало.
    • Всякий человек у дела познается.
    • По твоим делам о тебе судят.
    • Доброе дело без награды не остается.
    • За худые дела голова платит.
    • Кто с злыми живет неразлучно, тот не проживет веку благополучно.
    • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
    • Кто сам плут, тот другим не верит.
    • Кто сам собой не управит тот и других не наставит.
    • Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.
    • Мы перечислили пословицы, которые отражают смысл Золотого правила морали, этики и нравственности. А теперь хотелось бы привести примеры народных высказываний о хороших манерах поведения и нравственных качествах человека. Они также могут пригодиться ?

    • За худую привычку и умного дураком обзывают.
    • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
    • Молодец красив, да на душу крив.
    • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
    • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
    • Ласково слово, что вешний день.
    • Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
    • Дома, как хочу, а в людях, как велят.
    • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
    • Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
    • На языке медок, а на сердце ледок.
    • Доброе слово и кошке приятно.
    • Пословицы взяты из источников:

  1. И. М. Снегирев. «Русские народные пословицы и притчи».
  2. Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».
  3. А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки».
  4. О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».

pro-poslovicy.ru

Золотое правило нравственности

Разработка содержит конспект урока и презентацию по ОРКСЭ «Золотое правило нравственности».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Золотое правило нравственности»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Рязани

Учитель Филатикова Светлана Викторовна

Конспект урока по курсу Основы светской этики.
4 класс.
Тема урока: Золотое правило нравственности.

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

учить прогнозированию последствий своих поступков;

развивать готовность к социальному взаимодействию.

Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

1. Организационный момент.

Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2).

Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.

Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?

2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки.

Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3).

Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4):

«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

— Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

— Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

3. Беседа по содержанию сказки.

Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Задание: Выберите карточки со словами, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро.

Дети добавляют слова: взаимопонимание, помощь, дружелюбие, забота, благодарность, понимание, уважение (презентация, слайд №5).

Вопрос: Почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков (презентация, слайд №6).

Постижение основных понятий и идей урока.

Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7).

Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности.

Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом. Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом нравственности.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

4. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)

Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину? Почему люди отступили?

Применение на практике приемов нравственного поведения.

— Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

— А что нужно еще?

Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9):

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся

Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.

Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).

Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).

— читать параграф 20;

— узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12).

Просмотр содержимого документа
«приложение»

Золотое правило нравственности

Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

multiurok.ru

Урок и презентация на тему «Золотое правило нравственности»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (307,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.

Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики», ЦОР: тренажёр по теме «Золотое правило нравственности», проектор, компьютер, интерактивная доска, «Волшебные слова», сборник рассказов и стихов. М.: «Детская литература», 1977; тест «Какой Я?».

Ход урока

I. Вызов.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

II. Сообщение нового материала.

У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

  • Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.
  • У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы:

  • + «знаю»
  • V «совершенно новая информация»
  • ? «не понял»
  • = «знал, но забыл»
  • Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.
  • Обсуждаем.
  • У.: Почему появилось золотое правило?

    Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

    Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.

    У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

    У.: Как и когда появилось это правило?

    Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
    Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
    В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

    У.: Чему учат эти правила?

    Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

    Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

    Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

    Д: Учат правильно жить.

    У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Прочитаем его ещё раз (стр. 42).

    У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм

    применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.

  • Групповая работа (стр. 43).
    1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
    2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
    3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

      У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

      III. Тренажёр:

      • Диск «Основы светской этики «Проверь себя»,
      • «Кто они и откуда?» (по страницам сборника детских рассказов и стихов «Волшебные слова». Издательство «Детская литература», 1977 г.:
        В. Железников «История с Азбукой»,
        – А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»,
        – А.Барто, Р. Зелёная «Из словаря вежливого человека»).
        Оцените слова и поступки героев известных произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.
      • IV. Рефлексия.

        Тест «Какой Я?».

        В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

        Твоё мнение

      • Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
        __________________________________________________________________
        __________________________________________________________________
      • Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Методическая разработка по теме:
    ОРКСЭ. Урок «Золотое правило нравственности».

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Урок №20 «Золотое правило нравственности»

    Образовательная: знакомство с понятиями, обозначающими признаки нравственных поступков: мотив, цель, средства достижения цели, само действие, результат. Воспитательная: формировать умения правильно оценивать себя, свои поступки и поступки других; учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей, предвидеть исход ситуации, находить оптимально правильный способ выхода из создавшейся ситуации.

    Развивающая: развитие творческой активности, развитие речи. Развивать умения осмысленного чтения произведений, анализировать прочитанное; вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Задачи урока: познакомиться с формулировкой золотого правила нравственности; научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

    зародить желание делать выбор в пользу добра;

    следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

    Планируемые достижения учащихся: уметь объяснять и применять золотое правило нравственности; уметь оценивать поступки с точки зрения нравственности; научиться прислушиваться к себе и к окружающим.

    Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)

    ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.

    — Добрый день, ребята! Присаживайтесь.

    2. Подготовка к восприятию нового материала

    — Вспомните русскую народную сказку «Лиса и Журавль».

    (Сказка представлена на слайде проектора или в приложении)

    Чтение сказки по ролям.

    -Какую цель преследовала лиса, приглашая журавля в гости?

    (Ответы детей) Намерение попасть в гости, наесться на неделю.

    -Её действия для достижения своей цели?

    (Она пригласила журавля в гости, угостила.)

    — С какой целью журавль пригласил лису в гости? (Проучить её, наказать её и т.д.)

    — Его действия для достижения цели?

    (Налил окрошку в кувшин с узким горлышком?)

    (Лиса ушла несолоно хлебавши, дружба врозь.)

    — Почему журавль так поступил с лисой?

    ( Потому что она с ним так поступила.)

    -Вспомните пословицу, выражающую основную мысль сказки.

    ( Как аукнулось, так и откликнулось.)

    — К какому же выводу мы пришли?

    ( Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.)

    3. Знакомство с новым материалом.

    Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся с. 42.

    Обращаемся к рубрике «Вы узнаете» с.42. Обсуждаем ее пункты.

    4. Самостоятельная работа учащихся.

    Задание: выпишите в тетрадь из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее).

    5.Работа с вопросами и заданиями учебника

    — Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.

    — Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

    6. Тест по теме «Золотое правило нравственности»

    1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

    а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

    б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

    в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

    г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

    2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

    а) Потому что это закон государства.

    б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

    в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

    г) Все варианты верны.

    3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

    а) Задуматься о своих поступках. в) Все варианты верны.

    б) Любить самого себя. г) любить людей как самого себя.

    4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? а) Восторг. б) Страх. в) Уважение. г) Жалость.

    5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

    а) Потому что даёт людям добро и радость

    б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

    в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

    г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

    6) Вставь пропущенное слово.

    Как аукнется, так и …. Что …, то и пожнешь.

    7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.

    а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

    б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

    в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства окружающиx

    7.Беседа с учащимися .

    Задание: Приведите примеры применения золотого правила нравственности.

    9. Задание на дом.

    Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.

    Русская народная сказка.

    Лиса с журавлем подружились.
    Вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
    — Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
    Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке.
    Подала и потчует:
    — Покушай, мой голубчик, куманек, сама стряпала.

    Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает, А лисица в это время лижет да лижет себе кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
    — Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем.
    — Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.

    На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
    — Кушай, кумушка. Не стыдись, голубушка!
    Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает: Толку все нет и нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
    — Ну, не обессудь, кума, больше угощать нечем!

    Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Золотое правило нравственности.Конспект урока по курсу Основы светской этики. 5 класс.

    В этом году я веду еще один предмет — «Основы Светской Этики». Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами.

    Классный час «Золотое правило нравственности».Тема: Золотое правило нравственности.Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через вклю.

    В конспекте урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока, его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен.

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Золотое правило этики» Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добр.

    Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей «Школа этикета», 11-13 лет.

    В материале представлена рабочая программа к курсу для 5 класса.

    nsportal.ru