• Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Обжаловать представление прокурора в суд или дать ответ на него?
  • Содержание представления прокурора

    Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.

    Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.

    Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:

    «. безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;

    или «. незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».

    Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.

    Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.

    Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.

    Какие предъявляются требования к прокурорскому представлению?

    В законе «О прокуратуре РФ» четких требований к содержанию представления прокурора не содержится.

    Это, однако, не означает, что допускается вносить представление не мотивированное, не содержащее ссылок на конкретные нормы закона или подзаконного акта, нарушения которых прокурор усмотрел в действиях лица, которому представление адресовано.

    В представлении прокурора должны быть отражены:

  • орган, должностное лицо, которому оно вносится;
  • источники информации об имевших место нарушениях закона;
  • характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий;
  • требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;
  • указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную.

Что именно следовало предпринять ТСЖ для устранения якобы имевших место быть нарушений ЖК РФ из представления не следовало. Более того, представление прокурора, формально содержащее ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены должностными лицами ТСЖ. Кроме того, требования прокурорского представления фактически были направлены на обязание ТСЖ предпринять меры по оформлению договорных отношений с третьими лицами, размещающими рекламу на жилом доме, либо на принятие мер по обращению в суд с иском о демонтаже рекламных конструкций, что можно квалифицировать как вторжение в хозяйственную деятельность ТСЖ.

Ответ на представление прокурора

В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.

В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства : «. для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа . об устранении нарушений жилищного законодательства от . года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «. «: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «. » нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «. «.

Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.

Признание судом незаконным представления прокурора

Представление прокурора может быть обжаловано в суд.

Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ , умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ , после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.

Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса ). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).

Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7. КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления должен доказывать в суде прокурор.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.

logos-pravo.ru

Представление прокурора не исполняется

В прокуратуру . административного округа г. Омска
г. Омск, ул. . .

председателя ТСЖ «. »
г. Омск, ул. . д. .

ответ на представление прокурора
об устранении нарушений жилищного законодательства

. 01.2013 года заместителем прокурора округа . внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства , в котором содержится требование «незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры округа и принять действенные меры к устранению допущенных нарушений».

Можем пояснить и указать следующее.

1. ТСЖ «. «, равно как и ряд собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме № . по ул. . в г. Омске сами заинтересованы в разрешении проблемы пользования фасадом здания для целей размещения на нем рекламных конструкций, упорядочении такого пользования, демонтаже рекламных носителей, размещенных в отсутствие согласия на то собственников помещений дома.

Для достижения указанных целей представителями ТСЖ принимается ряд мер, которые, однако не всегда имеют результат. Так, например, предпринимались попытки провести общее собрание собственников помещений дома для принятия решений по вопросам законности размещения на фасаде дома рекламных конструкций, возмездности такого пользования общим имуществом собственников, определения условий договора о пользовании общим имуществом (цена, срок договора, иные условия). Однако общее собрание не имело кворума, в чем не усматривается вины инициаторов проведения собрания.

. мая 2012 года в ООО «К.» направлялась претензия с требованием демонтировать размещенные на фасаде здания рекламные конструкции и восстановить штукатурный слой фасада, однако претензия осталась без ответа. Стоит также обратить внимание на то, что с жалобой в прокуратуру на нарушение жилищного законодательства обратилась также В., представляющая ООО «К.» и не желающая устранить нарушения закона, а именно, демонтировать принадлежащие ей конструкции.

В настоящее время планируется снова провести общее собрание собственников помещений дома для разрешения ситуации с пользованием фасадом здания в отсутствие договорных отношений с собственниками помещений дома.

2. По существу представления

Обращаем ваше внимание, что требование «принять действенные меры к устранению допущенных нарушений» не является конкретизированным, а потому не может являться исполнимым.

Согласно статье 24 закона «О прокуратуре РФ» , представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из приведенной нормы закона вытекает, что для возможности принятия конкретных мер по устранению нарушений во исполнение представления прокурора, предполагаемому нарушителю закона необходимо понимать:

  • — какие конкретно нормы закона им нарушены;
  • — какими действиями (средствами, способами) представляется возможным устранить нарушения;
  • — возможно ли устранение причин и условий, способствующих нарушениям.
  • Между тем, в представлении от . 01.2013 года отсутствуют ссылки на нормы закона, которые, по мнению прокурора, нарушены должностными лицами ТСЖ. Нарушение со стороны ТСЖ нормы закона может быть вменено в том случае, когда конкретная норма права императивно обязывает ТСЖ осуществить определенные действия, либо воздержаться от совершения определенных действий, нарушающих права собственников помещений дома, однако ТСЖ данный императив не исполняется.

    В представлении прокурора приводятся цитаты их Жилищного кодекса РФ , в частности, статьи 44, в которой изложены нормы о компетенции общего собрания собственников (что не относится к деятельности ТСЖ). Указанная статья не содержит положений об обязанностях ТСЖ и его должностных лиц.

    В представлении также приводятся цитаты из положений Устава ТСЖ «. «, в частности его пункта № 2.2., согласно которому, «предметом деятельности товарищества, является организация управления и обеспечение эксплуатации общего имущества собственников дома № . по ул. . в г. Омске, организация его надлежащего технического, противопожарного, экологического, санитарного состояния, обеспечение исполнения собствнниками жилья указанного дома и иными лицами правил пользования общим имуществом дома, организация сохранности указанного имущества».

    Из приведенных положений прокурор заключает, что «ТСЖ «. » не принято необходимых мер по организации управления и обеспечение эксплуатации общего имущества собственников дома № . по ул. . в части надлежащего оформления права пользования общего имущества указанного дома ООО «К.» для размещения наружной рекламы, либо по демонтажу указанной рекламы. Таким образом, ТСЖ «. » должным образом не осуществляется деятельность по обеспечению сохранности вверенного имущества указанного дома».

    Однако автором представления не учитываются положения приведенных в представлении норм ЖК РФ, которые входят в противоречие с изложенным, в частности положения статьи 44 ЖК РФ , согласно которым к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Остается неясным какое отношение к реализации указанного правомочия собственников помещений имеет ТСЖ. К тому же согласно той же статье 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

    Любой собственник помещения в доме не лишен права инициировать проведение общего собрания собственников для принятия решения об утверждении правил пользования общим имуществом или принятия решения о передаче в пользовании конкретной части общего имущества.

    Более того, как уже указывалось выше, должностными лицами ТСЖ «. » инициировались общие собрания собственников, но из-за отсутствия кворума не состоялись. Данное обстоятельство нельзя вменять в вину ТСЖ, ибо собственники выразили волю на безразличие к вопросам жизнедеятельности дома, повлиять же на формирование воли собственников помещений принимать участие в голосовании ТСЖ не имеет возможности — законодательство не позволяет в целях принуждения применять к таким гражданам ни физическое, ни психическое воздействие.

    Кроме того, ООО «К.» уклоняется от заключения договора о пользовании фастью фасада здания под размещение рекламной конструкции. «Заставить» заключить такой договор ТСЖ не может — не наделено таким правом.

    3. О возможных способах «устранения нарушений закона»

    1) Обращение в суд с иском о понуждении заключить договор не является надлежащим способом защиты права, такой иск не может быть удовлетворен судом, ибо договор, предметом которого является пользование частью общего имущества собственников не является публичным, обязанности заключить его не установлена ни законом, ни предварительным договором об обязательствах в будущем.

    2) Что касается самозащиты права , т.е. демонтаж рекламных конструкций силами ТСЖ в отсутствие решения суда, то такой способ защиты права также неприменим, ввиду наличия разъяснений, данных Высшим Арбитражным судом РФ, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10 по делу N А33-13956/2009, в котором, в частности, указано следующее.

    » Статья 19 Закона о рекламе различает рекламные конструкции, установленные самовольно и с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование. По смыслу Закона о рекламе под самовольной рекламной конструкцией понимается та, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение компетентного органа.

    Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается».

    У ООО «К.» имеется разрешение на установку рекламной конструкции, уполномоченным органом выдан паспорт рекламного места.

    В приведенном постановлении указано, что если на момент установки такое разрешение было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной.

    Аналогичное понимание приведенного постановления изложено и в Письме ФАС России от 16.12.2011 N АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» арбитражными судами», где указано, что «собственник имущества вправе устранить нарушение, допущенное в отношении его имущества, без обращения в суд, то есть в порядке самозащиты права, предусмотренном статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Однако такой порядок демонтажа может быть применен только в отношении самовольно установленной рекламной конструкции, то есть такой рекламной конструкции, в отношении которой не выдавалось разрешение на установку».

    Данное положение означает не только то, что демонтаж спорных конструкций ООО «К.» в отсутствии судебного решения будет являться незаконным, но и то, что аннулирование паспорта рекламного места органом местного самоуправления само по себе также не создаст правовых последствий в виде возможности ТСЖ самостоятельно демонтировать рекламный носитель.

    3) Обращение в суд с иском о демонтаже конструкций. Данный (судебный) способ защиты права является надлежащим, однако сопряжен с материальными затратами (судебные расходы: госпошлина, оплата услуг квалифицированного юриста). В настоящее время ТСЖ занимается подготовкой документов для обращения в суд с иском о демонтаже рекламных конструкций, для чего необходимо провести общее собрание собственников, изыскать денежные средств.

    Представление прокурора в настоящем случае не может подразумевать принятие мер ТСЖ в виде обращение в суд с иском по следующим основаниям.

  • 1) Прокурор не входит в обсуждение вопроса финансовой возможности (наличие соответствующих статей расхода в смете на год) ТСЖ нести судебные расходы, а потому нет оснований для вывода о возможности обращения в суд;
  • 2) Согласно Конституции РФ, общих принципов гражданского и процессуального права никто не может обязать лицо (физическое и юридическое) обратиться в суд;
  • 3) Любой собственник помещения жилого дома вправе обратиться в суд с негаторным иском, в том числе не лишены данного права и заявители жалобы в результате рассмотрения которой внесено данное представление;
  • Таким образом, учитывая вышеизложенное, ТСЖ «. » не ясно, каким образом и какие именно необходимо принять действенные меры для устранения нарушений жилищного законодательства.

    Кроме того, неясно какие именно нарушения усматриваются в деятельности ТСЖ «. » (что именно, по мнению прокурора, в действиях должностных лиц ТСЖ приводит к отсутствию обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, или к ненадлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме).

    Довод в представлении о том, что «ТСЖ «. » должным образом не осуществляется деятельность по обеспечению сохранности вверенного имущества дома», по нашему мнению, лишен смысловой нагрузки, ибо сведений об утрате части общего имущества, его уменьшении ни в представлении прокурора, ни в каком-либо ином документе не содержится. Стены вверенного ТСЖ дома сохранены в полном объеме, доводов, свидетельствующих об обратном не приведено.

    Что касается технического обслуживания дома, то в данный момент действует Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

    Указанное постановление Госстроя содержит пункт 3.5.8., согласно которому, организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.

    Исходя из того, что вопросы пользования, владения и распоряжения общим имуществом, находящимся в долевой собственности, урегулирован нормами ЖК РФ и ГК РФ , учитывая при этом, что Постановление Госстроя РФ N 170 является актом публичного, а не частного права, под «соответствующим разрешением» в данном случае понимается разрешение на установку рекламной конструкции, выдаваемое органом местного самоуправления, которое, как уже указывалось выше у ООО «К.» имеется. Поэтому ТСЖ «Луч» не может нести ответственность за нарушение пункта 3.5.8. постановления Госстроя № 170.

    На основании изложенного, прошу:

    для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа . об устранении нарушений жилищного законодательства от . 01.2013 года конкретизировать (уточнить) требования к ТСЖ «. » и его должностным лицам:

    1. указать какие именно действия (бездействие) должностых лиц ТСЖ «. » нарушают жилищное законодательство;
    2. какие императивные нормы закона нарушены действиями должностных лиц ТСЖ «. «;
    3. какие действия, по мнению прокурора необходимо совершить должностым лицам ТСЖ «. » для устранения допущенных нарушений и имеется ли у ТСЖ «. » реальная возможность устранения нарушений, каковыми им полагает прокурор;

    Что такое представление прокурора? Кассационное и апелляционное представление прокурора

    В любом деле общественной значимости необходимо соблюдать, прежде всего, законность выполняемых действий. Это касается непосредственно и уголовного процесса, так как именно в этот период очень легко нарушить права и свободы человека не только того, кто привлекается за преступление, но и того, кто является свидетелем или потерпевшим.

    За исполнением законности каждого действия сотрудников следственного отдела полиции или отдела дознания наблюдает прокурор.

    Функции прокурора

    Прокурор отличается по своим функциям от других граждан и должностных лиц в уголовном процессе. Для него в законодательстве («ФЗ «О прокуратуре», в УПК РФ) предусмотрены специальные статьи и положения, согласно которым он несет ответственность за соблюдением законности проводимых процессуальных действий. Государственный обвинитель при этом выполняет только контролирующую функцию и ни в коем случае не должен сам участвовать в проведении следственных действий.

    Прокурор, согласно УПК РФ, может только давать письменные или устные указания на осуществление каких-либо действий, а также имеет право беспрепятственно проверять материалы дела, соответствие проводимых действий сотрудниками следствия или дознания, нормам уголовно-процессуального кодекса.

    Прокурор сам не исполняет никакой процессуальной функции и не может прямо вмешиваться в дела следователей или дознавателей.

    Представление

    В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

    Представление прокурора — это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела.

    Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная.

    Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

    После того как в суде первой инстанции был вынесен приговор, прокурор имеет полномочия обжаловать решение суда, которое еще не имеет законной силы, то есть он обладает такими же правами, как и другие участники уголовного процесса.

    Обжалование (апелляционное представление прокурора) может использоваться в том случае, если первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Сама суть дела при этом не имеет значения, и представление прокурора по уголовному делу содержит только лишь описание нарушенных уголовно-процессуальных норм закона.

    Необходимо отметить, что доказательства или свидетели могут быть приняты только в том случае, если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты. Данное правило распространяется не только на представление прокурора, но и на все жалобы в апелляционную инстанцию.

    Прокурор может обжаловать приговоры судов, включая приговоры Судебной коллегии по уголовным делам, и приговоры по военным делам Верховного Суда РФ.

    Сроки по апелляции

    На то, чтобы вынести апелляционное представление прокурора, дается 10 суток со дня вынесения приговора в суде первой инстанции. При пропуске этого срока государственному обвинителю возвращается представление, но он может ходатайствовать о восстановлении пропущенных сроков, указав при этом те уважительные причины, из-за которых этот период был пропущен.

    В течение 14 дней со дня вынесения представления орган, в который был направлен данный документ, должен принять решение. В случае положительного ответа о рассмотрении документа прокурор также участвует в процессе, заявляя ходатайства и предъявляя доказательства.

    Необходимо отметить важность участия прокурора в апелляционном суде. Он должен присутствовать для того, чтобы процесс осуществлялся по закону, не ущемляя права и свободы граждан, то есть применялся принцип состязательности.

    Кассационное представление прокурора несколько отличается от апелляционного, однако несет в себе такую же смысловую нагрузку. Отличие состоит в том, что апелляционное представление подается на решение мировых судей, кассационное – всех остальных.

    В данном документе точно так же описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, если они были допущены в суде на первых этапах рассмотрения по делу. Должны быть указания, какие именно статьи были применены неправильно, что повлекло за собой нарушение прав одной из сторон, участвующих в деле.

    Кроме того, апелляционное представление прокурора, так же как и кассационное, содержит в себе решение вопроса о применении кодекса в правильном варианте. Сроки подачи представления и действия при их пропуске – 10 суток со дня вынесения приговора, или ходатайство о восстановлении пропущенного периода.

    Если прокурор после внесения представления решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

    Надзорное представление

    В том случае, когда уже произведено заседание суда, но кассационное представление прокурора не удовлетворено, он может обжаловать решение в надзорном порядке.

    Согласно Федеральному закону «О прокуратуре», прокурор имеет право потребовать любое дело в канцелярии суда, даже по которому сроки подачи жалобы или представления пропущены, и обжаловать его в порядке надзора. Если обжалование таких дел не входит в компетенцию данного прокурора, он может обратиться с письменной просьбой о том, чтобы было вынесено надзорное представление прокурора к вышестоящему государственному обвинителю.

    По закону обжалование в надзорном порядке носит особенный процессуальный статус. Именно поэтому в законодательстве предусмотрены суды, которые имеют право рассматривать такие представления. Согласно статье 403 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, надзорные представления могут приносить прокурор субъекта или Генеральный прокурор РФ.

    Ответ прокурору

    Ответ на представление прокурора в надзорном порядке может быть как положительный, так и отрицательный. При положительном ответе дело рассматривается, и выносится определенное постановление, например, отменить решение суда, в котором рассматривалось дело. В этом случае материалы направляют на доследование при необходимости, или выносят оправдательный приговор.

    Если ответ суда отрицательный, то дальнейшее обжалование происходит в следующем порядке: определения президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам может быть обжаловано в порядке надзора, как указано ранее. Постановления Президиума Верховного Суда РФ обжалованию не подлежат, за исключением случаев выявления новых обстоятельств.

    Представление об устранении нарушений

    Кроме представления, которое вносится в суд и содержит совокупность нарушенных норм, существует также представление прокурора об устранении нарушений. Предметом данного документа могут являться нарушения норм закона в различных областях общественной деятельности и содержать в себе требования привлечения какого-либо лица (или лиц) к материальной или дисциплинарной ответственности. Ответ на представление должен быть отправлен в письменном виде прокурору, который внес документ на рассмотрение компетентному органу.

    Классификация представлений

    Стоит также выделить, на основании вышеизложенного, что существует неузаконенная классификация для такого вида документов, как представление, внесенное прокурором. Выделяют надзорные и ненадзорные представления.

    Ненадзорными документами как раз являются те, которые приносят в судебную канцелярию – апелляционное, кассационное и в порядке надзора.

    Надзорные представления связаны с непосредственной функцией прокурора в осуществлении надзора и выявлении фактов нарушения законов. Это касается в первую очередь должностных лиц, занятых на государственной службе.

    Жалоба на представление

    На любое представление прокурора, если дело касается физических или юридических лиц, и рассматривается в суде, можно подать жалобу.

    В том случае, если прокурор не соглашается с постановлением или решением суда и просит ужесточить меру наказания или увеличить штраф уже осужденному лицу, этот человек имеет право подать жалобу в тот же суд, что и прокурор – апелляционной или кассационной инстанции. В любом случае осужденный может привести возражения, которые базируются только на нормах закона, в письменном варианте, самостоятельно или при помощи третьих лиц.

    Протест и представление

    В действующем законодательстве протест и представление определены в разных статьях, однако все чаще используется именно второй термин, хотя функции данных документов различны. Чтобы не запутаться в многообразии процессуальных документов, которые прокурор может вносить и заявлять, необходимо точно установить значение этих терминов.

    Представление, как уже было сказано ранее, это акт реагирования прокурора на нарушения. В судебных заседаниях стали применять это понятие намного чаще. Протест предусматривает решительное несогласие с чем-либо. А такой подход считался бы неуважением к суду. Поэтому термин представление — как более демократичный — стал применяться в большинстве случаев.

    Однако если протест – это заявление о нарушении какой-то одной нормы закона, то представление, внесенное прокурором – комплексный документ. Его предметом являются несколько нарушений положений в законодательстве, которые необходимо устранить, или привлечь к ответственности определенных лиц.

    Необходимо также отметить, что все эти документы должны рассматриваться вне зависимости от того, какое решение планируется принять. Недопустимо озвучить прокурору отказ о принятии мер по устранению нарушений, если на это нет оснований.

    Содержание представления

    Информация, которую должно содержать каждое представление прокурора, довольно характерна для судебного постановления. Однако необходимость внесения сведений определяется практической значимостью данного документа:

    1. Наименование суда.
    2. Наименование лица, подающего представление (прокурор) и процессуальное положение (государственный обвинитель).
    3. Указание, какое именно решение суда обжалуется или с каким не согласен прокурор.
    4. Требования прокурора.
    5. Причины, по которым обвинитель считает, что решение неверное.
    6. Список документов и доказательств, которые могут быть приложены к представлению.

    Как выглядит представление прокурора (образец приведен в качестве примера) на устранение нарушений в уголовно-исполнительном законодательстве, можно посмотреть на фото, расположенном ниже.

    Таким образом, прокурор, выполняя свои прямые обязанности, не только должен выявлять факты неправильного применения закона или нарушение его норм, но и обязан требовать любую информацию, относящуюся к делу, и давать указания для устранения нарушения.

    С изменениями в уголовно-процессуальном кодексе, которые произошли сначала в 2007-м, а затем и в 2014 году, прокурор был несколько ограничен в своих полномочиях, однако это дало ему право занять позицию наблюдателя и стать при этом незаинтересованной стороной в любом деле.

    businessman.ru