Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

ipipip.ru

1 Понятие, правовое регулирование и классификация досрочных страховых пенсий по старости в России 5-14

1 Понятие, правовое регулирование и классификация досрочных страховых пенсий по старости в России 5-14

  1. Понятие и классификация досрочных страховых пенсий по старости 5-7
  2. Правовое регулирование и условия для назначения досрочных страховых пенсий по старости 7-11
  3. Функции досрочной страховой пенсии пенсий по старости 11-14
  4. Порядок установления и выплаты досрочных страховых пенсий по старости в России 15-25
        1. Порядок установления и выплата досрочных страховых пенсии 15-19
        2. Определение размера досрочных страховых пенсии 19-23
        3. Перерасчет и индексация досрочных страховых пенсии 23-25

Заключение

Список используемых источников

В настоящее время выбранная мной тема — досрочные страховые пенсии по старости, очень актуальна, так как любой гражданин следит за своим стажем и заранее готовятся к выходу на пенсию. В вопросе о досрочной страховой пенсии по старости можно выделить две противоположные проблемы:

Во-первых это проблема неграмотности населения в вопросах связанных с досрочной страховой пенсией большинства населения России в правовой неграмотности и не знании законов, многие люди не знают, что им положены льготы и как ими можно воспользоваться, так не редко происходит и с досрочным назначением пенсии, куда и как обратится для получения данной информации. Многие граждане не осведомлены, какие виды работ, профессий и т.д. имеют право на досрочную страховую пенсию по старости.

Во-вторых демографическая и экономическая проблема. В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис, во многом это обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5, 10 лет) что негативно сказывается на экономике государства. Так же повышается удельный число лиц нетрудоспособного возраста. Одновременно с этим растет демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста: если в 2006 году на 1 000 человек трудоспособного населения приходилось 326,2 человека нетрудоспособного возраста, то в 2015 году их количество поднялось 411,7 человека. С помощью данной «льготной» пенсионной системы по-прежнему решается вопрос привлечения кадров в производстве вредными условиями. При этом предприятие, имеющее в своей структуре такие производства, никакой финансовой загрузки за предоставление их работникам досрочных пенсий не несет.

С создание новой пенсионной реформы в 2015г. соответствующей новым социально-экономическим условиям, снижения выше упомянутых проблем является одной из наиболее сложных и важных задач. Созданная пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию и тех, кому она будет назначена в будущем. Именно этим объясняется интерес к данной теме.

Для достижения названной цели решены следующие задачи:

1. Изучить основные понятия досрочных трудовых пенсии по старости,

2. Изучить правовое регулирование и условия для получения досрочных страховых пенсий по старости

3. Классифицировать досрочные страховые пенсий по старости

4. Изучить функции досрочных страховых пенсий по старости

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных трудовых пенсий по старости).

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных трудовых пенсии по старости).

При написании работы использованы общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и

В данной курсовой работе были использованы следующие источники: «Конституция Российской Федерации»; «Всеобщая декларация прав человека»; Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; «Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ; «О накопительной пенсии»; Федеральный закон 426-ФЗ « О специальной оценке условий труда» ; Федеральный закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ;Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ;Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон № 68-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 665 ; Постановление Сов.мина СССР № 12 ; Постановление Правительства РФ № 516 ; Диссертация Сапожниковой Н. И. «Правовое регулирование досрочного пенсионного обеспечения»; интернет ресурсы:

coolnew.ru

Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 1660 раз

Библиографическое описание:

Огрина М. В. Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9861/ (дата обращения: 26.07.2018).

Статья посвященаисследованию условий назначения трудовой пенсии по инвалидности, размер пенсии и порядок её выплаты в Российской Федерации. В данной статье рассматривается общая характеристика пенсий по инвалидности и пути реформирования законодательства о трудовых пенсиях по инвалидности в Российской Федерации.

Ключевые слова: трудовая пенсия по инвалидности, пенсия, инвалидность, инвалид.

В силу многих социально-экономических, демографических и иных причин во всем мире растет количество лиц, ставших инвалидами [6, с.265]. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. (ред. от 29.12.2015)

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Основной формой социальной защиты данной категории граждан является выплата им трудовых пенсий по инвалидности [10, с. 78]. Трудовая пенсия по инвалидности — это ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или иного трудового дохода лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления [7, с.135]. Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальные пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, если прежде данные отношения регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то теперь приняты и действуют два законодательных акта.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по инвалидности может быть установлена при наличии ограничения трудоспособности I, II, или III степени. Под ограничением трудоспособности понимают полную или частичную утрата лицом возможности осуществлять трудовую деятельность, при чем степень ограничения определяется только по медицинским показаниям Бюро медико-социальной экспертизы [8, с.372]. Так же немаловажным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности является наличие страхового стажа. То есть для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду необходимо подтвердить факт наличия страхового стажа, минимальная продолжительность которого — один день [8, с.371]. Таким образом, существует два основных условия для назначения трудовой пенсии по инвалидности: признание гражданина инвалидом и наличие страхового стажа.

С 1 января 2010 года Трудовая пенсия по инвалидности состоит не из трех частей (базовой, страховой и накопительной), а из двух частей: базовой и страховой [11, с. 96]. Размер пенсии по инвалидности определяется законодательством дифференцировано. Критериями дифференциации размера пенсии по инвалидности являются степень утраты профессиональной трудоспособности и причиной инвалидности.Минимальный размер пенсии по инвалидности для инвалидов 1 и 2 групп установлен на уровне минимальной пенсии по старости. Инвалидам 3 группы вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания и военной травмы пенсия устанавливается в размере 30 % от заработка [8, с. 382].

В целях реализации прав инвалидов, закрепленных в Конвенции ООН о правах инвалидов, на национальном уровне необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства, основными направлениями которого должны стать повышение размеров пенсий и оптимизация установления правового статуса инвалида [15].

По данным Дополнительного Офиса филиала Негосударственного пенсионного фонда «Промагрофонд» в г. о. Саранск, средний размер трудовой пенсии по инвалидности в республике составляет 5575 рублей.Еще в 2002 г. одна из ведущих ученых-юристов Н. И. Лаас указывала на то, что размеры пенсий, рассчитанные по установленной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионной формуле ниже прожиточного минимума [11, с. 217].Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., модернизированным с учетом передового международного опыта и последних научных исследований в этой области. Речь идет о том, что система пенсионного обеспечения инвалидов должна состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ: базовой пенсии, назначаемой всем лицам независимо от возраста, ставшими инвалидами и не имеющими полный страховой стаж; трудовой пенсии, чей размер зависит от страхового стажа и размера заработка; и негосударственной пенсии, формируемой путем добровольного страхования [14].

Что касается оптимизации процедуры установления инвалидности, представляется целесообразным объединить I и II группы. Данные предложения высказывали Г. С. Симоненко и Н. В. Антипьева. Необходимость введения двух вместо трех групп инвалидности связана с тем, что в российском законодательстве не всегда проводится полноценная дифференциация мер социальной поддержки по трем группам инвалидности [7, с. 129]. Так же в качестве весомой причины для объединения двух групп инвалидности в одну можно назвать цели реабилитации инвалидов данных групп. Как указывает

И. Н. Ясырева, реабилитация инвалидов I и II группы должна быть направлена на их интеграцию в общество, поскольку, учитывая тяжесть инвалидности, сущность реабилитации в данном случае состоит не столько в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении социального функционирования [13, с. 88]. То есть различий в целях реабилитации инвалидов I и II группы попросту нет, поэтому логичнее ввести две группы инвалидности. Первая группа (тяжелая инвалидность) заменяет I и II группу, а вторая группа (легкая инвалидность) вводится вместо III группы.

Таким образом, являясь основным средством жизнеобеспечения инвалидов, трудовая пенсия по инвалидности призвана частично компенсировать утраченный заработок или иной трудовой доход лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления. Несмотря на преобразования в пенсионной сфере, размеры пенсии по инвалидности не способны удовлетворять жизненные потребности инвалидов на должном уровне. Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., но с учетом международного опыта и последних научных исследований в этой области.На основе анализа существующих разработок по совершенствованию пенсионного обеспечения инвалидов можно предложить следующую структуру страховой пенсии по инвалидности, которая должна быть закреплена в законодательстве и состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ. Данные меры поспособствуют устранению серьезных недостатков в системе пенсионного обеспечения инвалидов и сделают его меры достаточными для качественного жизнеобеспечения инвалидов.

moluch.ru

Правовое регулирование страховых пенсий

г. Пятигорск, пр. Кирова, 27А
Т./ф.: (8793) 97-43-24, 39-38-08
e-mail: vnl@kmv.ru, idp@kmv.ru

Календарь событий

Проголосуйте

Сам себе адвокат

Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно — частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ-400), в части первой которой названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях.

Само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты.

Остановимся подробнее на федеральных законах, которыми регулируется пенсионное обеспечение в РФ.

1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Предметом его регулирования являются отношения в системе обязательного социального страхования. Он определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно — как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В статье 8 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно статьи 23 денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Им устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как «исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии», а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

3. Отдельная глава ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» посвящена вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ФЗ-212).

В части 3 статьи ФЗ-212 указано, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Особенности уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования определяются ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В статье 3 ФЗ-212 органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назван Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

4. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Закон оперирует такими понятиями как «застрахованные лица», «страхователи», «физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы» (в фиксированном размере в порядке, установленном ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), «страховые взносы», «индивидуальный (персонифицированный) учет», «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица», «специальная часть индивидуального лицевого счета», «профессиональная часть индивидуального лицевого счета», «информационная система «личный кабинет застрахованного лица».

Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета в статье 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» названо создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципе единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, назван Пенсионный фонд РФ, которым на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

5. Перечень федеральных законов, названный в части 1 ФЗ-400, не является исчерпывающим и подлежит дополнению. К числу «других» федеральных законов можно отнести, в частности, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей ФЗ-400.

Установленные в соответствии с данным документом трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) выплачиваются в прежнем, более высоком размере в случае, если при перерасчете указанных трудовых пенсий в соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 ФЗ-400 размер соответствующей пенсии или доли пенсии не достигнет прежнего размера пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии).

Изначально ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливались основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Трудовые пенсии делились на три вида: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца, так же как сейчас делятся страховые пенсии.

6. Отдельное место занимает ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» , который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что начиная с указанной даты страховые пенсии жители Крыма и Севастополя получают наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие законордательства о назначении и выплате социальных пенсий.

Так, в части 7 статьи 2 ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» содержится ссылка на статью 21 ФЗ-400. Суть положения состоит в том, что ст. 21 применяется при определении порядка доставки пенсии. До поступления от гражданина заявления о выборе способа доставки пенсии она осуществляется по его месту жительства или месту его пребывания, указанным в выплатном деле, через организации почтовой связи.

7. Ряд федеральных законов, входящих в пенсионное законодательство, имеет лишь косвенное отношение к урегулированию правоотношений, связанных с назначением и выплатой страховых пенсий. Например, в систему пенсионного законодательства входит ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» , нацеленный на обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования России при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В систему пенсионного законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях, входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.

По общему правилу общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В части 4 статьи 15 Конституции РФ содержится норма о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К международным договорам (соглашениям) РФ относятся международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международными соглашениями могут регулироваться отдельные вопросы предоставления пенсий российским гражданам, проживающим за рубежом, и иностранцам, проживающим в России. В настоящее время в России в данной сфере применяются такие международные договоры, как:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении (Москва, 29 июня 1999 г.)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 10 февраля 1995 г.);

Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении (Москва, 27 февраля 2009 г.);

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Рига, 18 декабря 2007 г.);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.);

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11 апреля 1994 г.) и др.

По сути, все названные международные акты основаны на принципе территориальности. Конкретные виды пенсий, в том числе виды социальных пенсий в таких соглашениях не называются. Положения международных соглашений носят общий характер, их основная суть состоит в том, что пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают.

На основании соглашений с бывшими союзными республиками при переселении пенсионера в пределах государств-участников соответствующих соглашений выплата пенсии по прежнему месту жительства может быть продолжена, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера до возникновения права на пенсию на основании правового регулирования этого государства.

Так, например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) предусматривает, что право граждан на пенсионное обеспечение может быть реализовано по одному из нескольких вариантов. Один из них предусматривает, в частности, что назначение и выплата пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после этой даты на территориях Договаривающихся Сторон, пенсия выплачивается по законодательству и за счет средств Договаривающейся Стороны, на территории которой этот стаж приобретен.

Частью 4 ФЗ-400 закреплено, что Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Поэтому постановления Правительства РФ занимают особое место в системе законодательства о социальных пенсиях.

Среди действующих ныне постановлений Правительства, регламентирующих отношения, связанные с предметом регулирования ФЗ-400, можно назвать следующие:

постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (принято во исполнение ч. 4 ст. 14 , действует с 1 января 2015 г.);

постановление Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости»;

постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»;

постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»;

постановление Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей».

В целях единообразного применения ФЗ-400 при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения.

В качестве примера приведем Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Названный Приказ разъясняет положения части 6 статьи 21 ФЗ-400, определяет документы, необходимые для установления страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости).

В части 5 статьи 2 ФЗ-400 содержится ссылка еще на два федеральных закона, которые следует отнести к системе законодательства РФ о страховых пенсиях.

Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» . Ряд норм ФЗ-400 прямо отсылает к названному закону, среди них:

часть 2 статьи 5 , предусматривающая в отдельных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право лица на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии;

часть 3 статьи 9 , устанавливающая право инвалида, не имеющего страхового стажа на социальную пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

часть 11 статьи 10 , говорящая о том, что социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначается в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I применяется к рассматриваемым правоотношениям в части назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Закон распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей.

Часть 6 статьи 2 ФЗ-400 позволяет включить в систему законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях отдельные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.

vnl-migrant.ru