Правонарушения несовершеннолетних

Абсолютное большинство подростков вырастают достойными гражданами своей страны. Некоторые же подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, а иногда и преступные действия. По сравнению с преступлениями взрослых преступления лиц, не достигших совершеннолетия, как правило, менее опасны. До 80 % всех преступлений несовершеннолетних составляют хищения предметов, представляющих для подростков непосредственно потребительский интерес (сладости, спиртное, спортивные принадлежности, мобильные телефоны, плееры), а также менее опасные виды хулиганства. Такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, составляют 6 — 8 %. К опасным последствиям в ряде случаев могут привести неосмотрительные действия подростков, пренебрегающих обычными правилами предосторожности (например, разогревание на костре найденных взрывоопасных предметов, неосторожное обращение с огнем и др.). В последнее время несколько увеличилось число угонов автомашин.

Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 22 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 — 3 человек.

Большую настороженность должны вызывать и мелкие правонарушения, антиобщественные поступки несовершеннолетних — мелкое хулиганство, мелкие, нередко домашние, кражи, побеги из дому и детских учреждений, злоупотребление алкоголем, аморальное поведение девочек, самовольное оставление учебы или работы и др.

Нередко такие деяния остаются невыявленными или безнаказанными. А известно, что совершению опасного преступления обычно предшествуют мелкие правонарушения и поступки, на которые не было обращено внимания или которые своевременно не были раскрыты.

Несовершеннолетние правонарушители, — говорил А.С. Макаренко, — обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания. На предыдущих страницах сайта уже было отмечено, что на формирование трудных детей и подростков оказывают влияние различные причины и условия, например конфликтные и безнравственные ситуации в некоторых семьях, нечестность и равнодушие взрослых, отрицательное влияние антиобщественных элементов, воздействие «промывания мозгов» и т.д. Чуждые цивилизованному обществу взгляды, привычки, потребности — корысть, стяжательство, паразитический образ жизни, пьянство и т.п. — могут вызвать у некоторых молодых людей стремление к праздности, отвлечь их от полезной деятельности, коллектива, привести к преступлению. Восприятие отрицательных влияний может способствовать безнадзорность детей, анонимность их поведения в большом городе, недостатки в работе некоторых учебных заведений в организации досуга.

Но, как свидетельствуют данные судебной практики, материалы комиссий по делам несовершеннолетних, криминологические исследования, среди причин и условий, оказывающих отрицательное влияние на формирование личности несовершеннолетнего и его поведение, особое значение имеют недостатки воспитания в семье.

Действие неблагоприятных условий воспитания детей в семье начинает сказываться иногда очень рано, еще в дошкольном возрасте. Воспитатели детских садов называют «трудными» детей, на которых родители не обращают внимания, в семьях которых нет единых требований в воспитании, где отсутствует один из родителей (чаще отец), где родители — пьяницы.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних решающую роль играет нравственное воспитание детей в семье, формирование эмоционально-нравственных представлений, чувств, привычек, определяющих отношения в учебном и трудовом коллективах и служащих базой для выработки более сложных моральных и правовых чувств и представлений. Лень, грубость, лживость, безответственность, потребительское отношение к результатам чужого труда, жестокость, пренебрежение к людям, эгоизм, цинизм, жадность, пристрастие к спиртным напиткам, отсутствие трудовых навыков, никогда не испытанное чувство радости, удовлетворения от результатов своего труда, отсутствие стыда и стыдливости, равнодушие к 6еде другого человека, жестокость к животному, увлечение крайностями моды — вот далеко не полный перечень последствий тех или иных недостатков воспитания в семье.

В ряде случаев можно услышать от родителей: «Мы такого от него не ожидали», «А мы — и не знали, что он этим интересуется». Это может относиться и к плохому, и к хорошему. Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их способности, интересы, планы, их друзей, любимые занятия, их неудачи, неприятности, огорчения. Зная это, опираясь на хорошие стороны ребенка, правильно используя его возрастные особенности, можно помочь ему самому проделать необходимую нравственную работу, предупредить деформацию личности и поведения. Излишние, навязчивые заботы, мелочная опека, отсутствие требовательности, баловство уродуют подростка. Особенно характерно это для семей с одним ребенком, где нет должных условий для взаимопомощи, заботы о младшем и где ребенок нередко занимает исключительное положение.

Улучшение условий жизни — централизованное водоснабжение, газ, электротехника, прачечные, интернет-магазины с доставкой товаров на дом, — все это невольно сужает сферу возможного участия детей в домашних делах и заботах. Многие из них вообще не имеют в семье никаких трудовых обязанностей, постоянных поручений (хотя бы уборка, покупка продуктов и т.п.).

В некоторых семьях родители своим поведением способствуют общественно опасной деятельности подростков. Известен случай, когда мать продавала шапки, украденные в школе ее 12-летним сыном. В тяжелом состоянии оказался в психиатрической больнице 10-летний мальчик, которого отец систематически с 8-летнего возраста «угощал» водкой. 16-летний подросток был осужден за кражи, которые он совершал у одиноких стариков, посещая их под видом «социальной помощи». При обыске в квартире была изъята швейная машина, которую его мать купила два года назад на деньги, похищенные ею в присутствии сына у пьяного.

Низкий уровень культуры, низменный характер потребностей некоторых родителей при значительной материальной обеспеченности обостряют недостатки семейного воспитания, приводят к культивированию мещанства, накопительства, к игнорированию трудового воспитания подростков. В семьях, в которых источник материального благосостояния семьи несовместим с воспитанием правильного отношения к труду (преступные доходы), у детей, как правило, складывается паразитическое отношение к труду, к деньгам, возникают иждивенческие настроения и потребности. Некоторые родители, и не имея больших достатков, отказывая себе в необходимом, иногда стремятся подольше продлить «безмятежное детство» подростку, безотказно приобретая ему дорогие вещи, воспитывая тем самым тунеядца и иждивенца.

Известно, что наиболее опасные преступления — злостное хулиганство, изнасилование, некоторые преступления против личности — несовершеннолетние совершают в состоянии опьянения, а многие хищения — ради выпивок. Участились случаи распития спиртных напитков девочками, что не может не сказаться отрицательно на их поведении, здоровье, нравственном облике, подготовке к супружеской жизни и материнству.

Обычно считают, что в употреблении несовершеннолетними алкоголя виноваты чужие люди, случайные знакомые, «друзья в подворотне». Да, бывает и так. Но преобладающее большинство правонарушителей начали употреблять, «пробовать» спиртные напитки именно в семье.

Особенно отражаются на воспитании детей острые конфликтные ситуации в семье, грубые, неуважительные отношения супругов друг к другу, ситуации, нередко в течение длительного времени предшествовавшие разводу. В свою очередь и развод, как правило, весьма болезненно переживается детьми и отрицательно сказывается на воспитании несовершеннолетних.

Как бы ни были родители заняты трудовой или иной полезной деятельностью, это не может оправдать их самоотстранения от воспитания детей. Детская безнадзорность, независимо от того, какими обстоятельствами она вызнана, служит главным источником антиобщественного поведения несовершеннолетних. Она проявляет себя и тогда, когда отец почти не участвует в воспитании детей, поскольку по роду работы (рыбаки, моряки, лица, часто выезжающие в командировку) мало находится дома. Отрицательно сказывается на духовном развитии подростков и передача их на воспитание родственникам, бабушке.

Улучшению семейного воспитания и предупреждению правонарушений несовершеннолетних наряду с общими мерами, применяемыми по воспитанию подрастающего поколения, будет служить и повышение действенности пропаганды среди родителей педагогических знаний, культуры отношений, быта; укрепление связи семьи с педагогами, повышение ответственности родителей за воспитание детей, а также своевременное выявление неблагополучных семей и применение мер правового воздействия к тем родителям, кто не выполняет свой гражданский долг.

www.glavsovet.ru

Что такое правонарушение

  • Познакомить учащихся с понятием «правонарушение».
  • Познакомить учащихся с видами наказаний за преступления.
  • Закрепить полученные знания о необходимости соблюдения законов.
  • Сформировать у учащихся представление о видах правонарушений и мере ответственности за них.
  • Сформировать у учащихся представление о мере ответственности родителей при совершении их ребенком правонарушения.
  • Развивать умения работать с фотодокументами.
  • Развивать учащихся научное мировоззрение о законах.
  • Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
  • Формирование навыков работать в коллективе.
  • Оборудование: схемы роста правонарушений, фотографии правонарушений.

    Основные понятия: правонарушение, преступление, гражданское правонарушение, дисциплинарное проступок, административное правонарушение.

    Учитель: В нашей жизни мы все чаще встречается с различными правонарушениями. И количество их не уменьшается, так как многие не знают, что нарушают закон, думают, что уйдут от ответственности. Посмотрим на графики.

    Учитель: Что мы узнали из схем? (Количество преступлений растет, особенно в области экологии, появляются новые виды преступлений.)

    Нашу беседу начнем с определения понятия – правонарушение.

    Правонарушение – это противоправное, антиобщественное действие (или бездействие), которое или нарушает установленные запреты, или не исполняет нормы права.

    — Кто из вас, ребята, в жизни встречался с правонарушениями законов? Приведите примеры.

    — Кто из вас наблюдал, что нарушается закон? Приведите примеры.

    — Кто был свидетелем того, что совершается правонарушение, но никто не хочет остановить нарушителя дисциплины? Приведите примеры.

    — А что значит антиобщественное нарушение закона? Приведите примеры. (Действия против других людей.)

    Учитель: Самый первый закон для вас, учащихся, правила поведения для учащихся.

    — А какие законы школьной жизни вам известны?

  • Нельзя опаздывать на уроки.
  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
  • Нельзя шалить на переменах.
  • Нельзя курить в школе и на территории школы.
  • Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.
  • Учитель: А в не школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы

    • Не появляться на улице без родителей после 22.00.
    • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, уурить в общественных местах.
    • Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
    • Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.
    • Учитель: Какие же бывают виды правонарушений, и кто определяет степень вины? Это мы сегодня выясним на нашем классном часе.

      (По ходу занятия на доске записываются виды правонарушений.)

      1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.

      (Приведите примеры из школьной жизни и во внеурочное время.)

      2. Дисциплинарный проступок. Это прогул, не выполнение приказа руководителя. За такой вид правонарушения предусмотрены замечание, выговор, увольнение.

      3. Административное правонарушение – мелкое хулиганство: разбил стекло, избил, нарушил правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, строительства, содержание домашних животных и т.д.

      За такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда).

      Штрафы выписывают ГПДД, СЭС, инспектор пожарной охраны.

      4. Самый опасный вид правонарушения – уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.)

      Наказания за преступления: исправительные трудовые работы, лишение свободы, смертная казнь (как исключительная мера наказания).

      Ответственность за правонарушения наступает с 14 (частично) с 18 лет полностью за гражданские правонарушения.

      За дисциплинарные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. За уголовные преступления – с 14 лет.

      Исключение составляют люди психически нездоровые.

      До 14 лет ответственность за детей несут родители. За невыполнение родительских обязанностей родителей лишают родительских прав.

      Учитель: Кто же определяет меру вины и наказание?

      Милиция и суд учитывают степень вины при совершении правонарушения.

      1. Если преступление совершено по злому умыслу. Человек понимает опасный характер своих действий, знает их результат и ждет их наступления (например, кража). В этом случае, наказание будет суровое в соответствии с законом.
      2. Если преступление совершено по неосторожности. Чаще всего такое преступление совершается из легкомысленного поведения (пример: все знают, что нельзя оставлять без присмотра электроприборы, т.к. может произойти пожар), или небрежности: люди знают о последствиях, но продолжают действовать (пример: авария на Чернобыльской АС, взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на складе пиротехники в Воронеже). За такие преступления – менее суровые наказания.
      3. Подведение итогов беседы.

        Зачем нужно соблюдать законы?

        — А нарушаешь ль ты законы? Задумайся над этим.

        Учитель: А теперь проверим, как вы сможете по фотографиям определить вид правонарушения и можно ли его предотвратить.

        Работа по группам. Каждая группа по рисункам пытается установить вид правонарушения. Предлагает свои варианты предотвращения этого вида правонарушения.

      4. Экологические правонарушения (Приложение 1).
      5. Правонарушения в торговле (Приложение 2).
      6. Преступления (Приложение 3).
      7. Правонарушения на транспорте (Приложение 4).
      8. Правонарушения подростков (Приложение 5).
      9. Хулиганские действия (Приложение 6).
      10. Правонарушения и алкоголь (Приложение 7).
      11. Игры и правонарушения (Приложение 8).
      12. Учитель подводит итоги работы по группам и задает заключительный вопрос классу:

        — А нарушаешь ли ты законы? Задумайся над этим.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

        Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

        Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

        На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

        Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

        Правонарушения несовершеннолетних:

        — нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

        -незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;

        -употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;

        -деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;

        -управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

        -управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;

        -нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;

        — заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

        — пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

        — появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

        Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:

        · обязательные работы (общественные работы);

        · конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;

        Советы родителям несовершеннолетних детей

        Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.

        Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

        Незнание закона не освобождает Вас от ответственности.

        Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

        Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

        Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

        Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

        Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

        Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

        Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

        Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

        Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:

        — неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

        — порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

        — девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);

        — предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

        — противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

        СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

        В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

        1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.

        2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.

        3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.

        4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.

        5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.

        6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

        Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

        Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

        «Незнание законов не освобождает от ответственности»

        В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения числа правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

        Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягиваются несовершеннолетние.

        Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретённые в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и, как результат, – к росту преступности и рецидивам.

        «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживает среди людей, совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое. Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тысяч преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

        Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым систематически проводятся беседы с учащимися школ, направленные на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В ходе мероприятий обсуждаются проблемы преступности среди несовершеннолетних, учащимися при помощи специалистов по социальной работ разбираются различные ситуации, где необходимо определить виды ответственности за различные противоправные деяния.

        Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Мы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он совершил преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. Так что же он выбирает? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз человек выбираете закон и порядок, то не должен забывать, что выбранный им путь законопослушных граждан потребует от него самого неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

        «Правонарушения и ответственность за них»

        Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть административными и уголовными.

        Теоретически каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предсказать последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои последствия своих поступков. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

        Согласно нормам действующего законодательства в России несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.

        Проблемы подростковой преступности в России следующие: исходя из статистических сведений, полученных в результате расследования дел несовершеннолетних, совершивших преступления, установлено:

        — лица, не достигшие возраста совершеннолетия, легко подпадают под дурное влияние лиц, которые преследуют корыстные цели;

        — большое число преступлений совершается подростками, объединившимися в группы;

        — подростки из неблагополучных семей легче соглашаются на совершение преступного деяния;

        — юридическая безграмотность и уверенность в своей безнаказанности существенно способствует подростковой преступности.

        Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет. Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей. Тем не менее, на законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

        Принимая во внимание все вышесказанное, специалистами по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым проводятся мероприятия для учащихся школ. С учениками проводятся беседы и тренинги на тему: «Правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них», направленные на формирование умений учащихся школьных заведений выбирать правильную позицию и уметь её отстаивать; учащихся знакомят с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения морали; специалисты моделируют ситуации, развивают умения несовершеннолетних находить пути выхода из сложившихся сложных ситуаций, выражать свои взгляды, отстаивать свою позицию, умение сказать «НЕТ», работать в группе, вести дискуссию.

        Подросток, правонарушение, ответственность

        Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

        Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

        Специалисты по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым в городских, поселковых, сельских клубах, на родительских собраниях в школах с родителями и детьми проводят групповые мероприятия по темам: «Правонарушения среди подростков. Ответственность родителей», «Ответственность за совершенные правонарушения».

        В ходе бесед специалисты рассказывают о видах правонарушений, основных пунктах административной и уголовной ответственности. Напоминают родителям несовершеннолетних детей их права и обязанности; какие административные наказания могут быть применены к родителям, которые недобросовестно относятся к исполнению своих родительских обязанностей; в каких случаях родители несут уголовную ответственность. Специалисты в ходе занятий настоятельно рекомендуют родителям контролировать свободное время подростков, больше времени проводить со своими детьми, по максимуму заполнять свободное время несовершеннолетних посещением кружков, секций по интересам, с целью реализации своих потребностей и возможностей и развития зоны успешности.

        xn--d1alhofaa1b.xn--p1ai