Не являются членами предложения.

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

Являются членами предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
— придаточные предложения с однородным подчинением;
— придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
— придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Это однотипные придаточные предложения.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался:
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что.
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии? Второе – на вопрос что?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже. А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах.


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.

Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.

Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.

Дед сказал, что весна будет теплая.

Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.

Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.

Исключение.

Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:

Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

raal100.narod.ru

Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

— подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

— однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

— грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

— вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы, зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

(Когда ветер дул с суши), [у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что, то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4. сложное со всеми видами связи.

Сложность этого задания заключается в том, что в скобках дана вставная конструкция. Конечно, на первый взгляд, она содержит грамматическую основу, но вставная конструкции не является членом предложения. В предложении основами являются интересно и существование было предсказано. Варианты 2 и 4 исключатся, так как они подразумевают наличие не менее трех грамматических основ. В предложении присутствует союз что, который указывает на подчинительную связь.

Таким образом, правильным является Вариант 1

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

5-ege.ru

Составьте из простых предложений ССП, СПП, БСП. Запишите их, составьте схемы. 1. Сделаешь другому добро. 2. Тебе будет хорошо. Сделаешь другому добро, — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЭдуард Щеглов

Презентация на тему: » Составьте из простых предложений ССП, СПП, БСП. Запишите их, составьте схемы. 1. Сделаешь другому добро. 2. Тебе будет хорошо. Сделаешь другому добро,» — Транскрипт:

1 Составьте из простых предложений ССП, СПП, БСП. Запишите их, составьте схемы. 1. Сделаешь другому добро. 2. Тебе будет хорошо. Сделаешь другому добро, и тебе будет хорошо. Если сделаешь другому добро, тебе будет хорошо. Сделаешь другому добро — тебе будет хорошо.

2 1. Луна стоит над прозрачной горой, неверным светом залита окрестность, ряд кипарисов выстроились в строй, их тени побежали в неизвестность. 2. Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед. 3. Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит. 4. Поговоришь с добрым человеком — солнечный луч озарит твою душу. 5. Сделаешь другому добро – тебе будет хорошо.

3 Хочешь изменить мир к лучшему – измени себя. Желаешь себе добра – не делай другому зла. В одной комнатушке соседи живут: одни все кусают, другие жуют. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.

4 Алгоритм написания синквейна 1-я строка Кто? Что? 1 существительное 2-я строка Какой? 2 прилагательных 3-я строка Что делает ? 3 глагола 4-я строка Что автор Фраза из 4-х слов думает о теме ? 5-я строка Кто? Что? 1 существительное ( Новое звучание темы)

5 Твори добро Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши, Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных доброта. ( Т. Кузовлева)

6 Дарите, люди, тёплые слова! Чтобы от них кружилась голова. Чтоб сладким был — словесный добрый мёд! Чтобы слова топили в сердце лёд! Ведь слово может душу излечить, А может просто ранить и убить. Ведь слово может красоту создать. А может очернить, и оплевать. И не жалейте добрые слова, Чтобы цвела зелёная трава! Чтобы не плакать от укуса ос. Не кактус, а жасмин душистый рос. Ведь в слове каждом целая страна! От злого начинается война, И зарождаются обиды, месть. А сколько слов?! Их всех не счесть. Дарите, люди, тёплые слова! И пусть умолкнет злобная молва! Давайте будем счастье создавать! Ведь слово — это мир и благодать!

7 Используя ССП, СПП и БСП, выразите свое отношение к уроку, теме. Я считаю… Я согласен….. Мне кажется……. Я понял……… Мне интересна мысль……….. Я хочу……… Я убежден……. Могу сказать…. Меня привлекло… Я узнал….

8 Домашнее задание — сюрприз Выберите в лингвистическом магазине карточку с домашним заданием 1.Красная карточка( очень трудное задание, на его выполнение потребуется много времени) 2.Зеленая карточка(не сложное задание, но очень большое) 3.Желтая карточка(легкое задание)

БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемmvera1958.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.» — Транскрипт:

1 БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная

2 Вид связи: бессоюзная Знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире

3 запятая: перечисление предложения близки по смыслу

4 Точка с запятой: предложения распространенные, содержат пунктограммы предложения далеки по смыслу

5 Двоеточие: 2 предложение – причина 1 предложения 2 предложение раскрывает смысл 1 предложения 2 предложение дополняет 1 предложение

6 Тире: Предложения содержат противопоставление 1 предложение содержит время или условие того, о чем говорится во 2 2 предложение содержит вывод или следствие 1

7 Вид связи : сочинительная Сочинительные союзы: Соединительн Разделительн ИЛИ,ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО Противительн А, НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА=НО И, ДА=И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НИ — НИ

8 Запятая ставится перед СОЮЗАМИ Не ставится при наличии общего второстепенного члена

9 Вид связи: подчинительная Подчинительные союзы Союзные слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, ГДЕ, КУДА ЧТО, ЕСЛИ, ЧТОБЫ, КАК, ТАК КАК, ХОТЯ, СЛОВНО

10 Главное + придаточное 1. [ ], ( который… ) 2. [ …,( который…),…] 3. (Когда…), [ ]

11 Придаточные определительные Придаточные изъяснительные Придаточные обстоятельственные

12 [ ], (который…) Какой? что куда где Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.

13 [ ], ( что…) падежные вопросы как, будто, чтобы союзные слова частица ЛИ Я сказал мальчикам, что заблудился

14 Придаточные образа действия Как, сколько, будто, как будто, словно Ученик все сделал так, как требовал мастер

15 Придаточн времени когдапокаедва Как только До тех пор пока С тех пор как Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться

16 Придаточные условия если когда раз Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком

17 Придаточные причины Потому чтоОттого чтоТак как Вследствие того что Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели

18 Придаточные цели чтобы для того чтобы Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов

19 Придаточные места гдекудаоткуда Алексей пополз туда, куда упал самолет

20 Придаточные сравнения какчемсловноточно Лес стоит молча, словно ждет чего-то

21 придаточные уступки хотя пускай Как ни несмотря на то что Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

22 Придаточные следствия так что Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

www.myshared.ru

Правило ссп спп бсп

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса .

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ ( = частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как «части», формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. — Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. — В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова , то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения
союзные бессоюзные
сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес . Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.
При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями ( = с использованием соединительных союзов).
К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.
Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия «тогда» дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании «в то же время»: Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием «вдобавок»: Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие «поэтому» придает оттенок следствия: Буратино выглядил очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ. Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение «и поэтому» в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. «Поэтому» — это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями ( = с использованием разделительных союзов).
К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении «Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила», — подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями ( = с использованием противительных союзов).
К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.
Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку, но он не мог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин «Трех пескарей» внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе предложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными . Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

4. ССП с присоединительными отношениями ( = с использованием присоединительных союзов).
К союзам этой группы относятся ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.

Первые два из приведенных в списке союзов указывают на добавочность информации: Папа Карло решил отправится на поиски Буратино, да и Джузеппе советовал ему поехать путешествовать.

Союзы ТАКЖЕ и ТОЖЕ указывают на то, что сообщаемое в обеих частях соотносено между собой. При этом эти союзы стоят внутри второй части ССП, поэтому их, как и союз ЖЕ, часто теряют при анализе предложения и составлении схемы: Пьеро был счастлив видеть Мальвину, кукла с голубыми волосами тоже обрадовалась влюбленному в нее мальчику.

5. ССП с пояснительными отношениями ( = с использованием пояснительных союзов).
К союзам этой группы относятся всего два союза – ТО ЕСТЬ и А ИМЕННО.

Предложения с использованием этих союзов обычно относятся к книжному стилю, они довольно редки в обычной речи, но мы все же попробуем привести пример: Старый сверчок предсказал Буратино полную опасностей жизнь, то есть он заранее предсказал все страшные приключения самого Буратино и его друзей.

6. ССП с градационными отношениями ( = с использованием градационных союзов).
К союзам этой группы относятся двойные союзы НЕ ТОЛЬКО…НО И , НЕ ТО ЧТОБЫ…НО: Не то чтобы Дуремар был злым человеком, но он всегда действовал для собственной выгоды. Не только противная Летучая Мышь была заодно с Алисой и Базилио, но и полицейские собаки оказались на их стороне.

Мы описали все типы ССП. Теперь, прежде чем дать задание, нам бы хотелось рассказать о тех сложностях, которые возникают у школьников и абитуриентов при ответе на вопрос о ССП.

Главная проблема подстерегает, когда вы приводите примеры разных ССП. Не все следят за тем, чтобы придуманное предложение имело две предикативные основы. Часто приведенный как ССП пример оказывается простым предложением, потому что сочинительный союз, верно использованный, соединяет два однородных члена – или два сказуемых, или два подлежащих. К примеру: *Не только Буратино, но и его друзья хотели разгадать тайну золотого ключика. *Было и темно, и холодно, и страшно.
Поэтому наше первое задание будет связано именно с этим типом ошибки.

Ниже дан текст, в котором использованы разные сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания и подчеркните ССП, охарактеризовав тип этого ССП.

И Коза и её родственники и все остальные звери в лесу очень боялись волка. Они не только страшились оставлять детей дома одних но и сами старались не гулять по лесу в одиночестве. Но жизнь требовала если и не постоянно то хоть изредка ходить по лесным магазинам для закупок продуктов питания. В это утро не то козлята плохо ели капустные листья не то коза сама поняла необходимость разнообразить рацион детей но после завтрака она собралась и сообщила детям что они остаются одни тогда как она, их мать, идет в супермаркет на противоположной стороне леса.
Козлята не расстроились. Все дети как в обычных семьях так и в звериных любят оставаться дома в одиночестве. Что за жизнь при родителях? Ни побегать ни в прятки поиграть ни киношку посмотреть. Они проводили мать и тотчас все вместе начали баловаться. Точнее баловались старшие братья в то время как младшая сестричка пыталась их угомонить. Шум в доме стоял невероятный и никто не обратил внимания на тихие шаги снаружи. То ли волка привлек необычный шум в соседнем доме то ли он видел уходящую по делам козу но волк стоял под дверью и стучался. Козлята сначала не услышали стука однако сестричка обратила их внимание на непонятные звуки.
Козлята задали обычный в такой ситуации вопрос причем старались говорить очень строго. Волк представился мамой козой да дети не поверили. Они обнаружили подлог то есть голос говорящего был слишком толстый. Поэтому старший козленок велел непрошеному гостю уйти братья тоже присоединились к просьбе. При этом они все не только не испугались но даже и не сообразили, кто был гость.
Волк пошел к лесному кузнецу и тот выковал ему новый голос. Если голосок стал похож на козий то сам хищник никак не походил на козу однако глупые козлята все же обознались и открыли волку дверь и были тут же съедены страшным зверем. Младшая козочка однако спряталась. Как наказывала ей мать так и поступила девчушка.
Коза вернулась и увидела распахнутую настежь дверь и тут же все поняла. Ей стало плохо и она расплакалась. То ли по какой-то случайности то ли по воле сказочника по лесу шли охотники. Именно они помогли решить проблему и освободили козлят из волчьего брюха и тут сказка кончилась.

Вторая проблема возникает при расстановке знаков препинания в ССП. Обычное правило говорит о том, что запятая ставится между частями ССП. Исключения возможны при использовании союза И.
Запятая не ставится, если:
· обе части имеют общий второстепенный член: У Мальвины были большие серые глаза и голубые локоны опускались до пояса. В саду у девочки пели птицы и порхали разноцветные бабочки.
· объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены. «Необходимо померить ему температуру и надо попытаться дать ему касторку», — согласились оба доктора .
· общим для соединенных сочинительным союзом И двух частей оказывается придаточное предложение: Пока Буратино умывался, на столе появился завтрак и запахло свежесваренным кофе и сдобными булочками.
· части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам жителей Страны дураков, полицейские собаки постоянно рычат на них и они бояться в одиночку выходить на улицы. Может быть общим вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Буратино удалось спрятаться в кувшине и он смог подстушать разговор Карабаса и Дуремара.
· две соединенных союзом И части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: Это было похоже на чудо: за дверью оказлась волшебная страна и в центре сказочного города высился новый кукольный театр.
· если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: Кукол в этом театре мучают и не дают им возможности отдыхать между представлениями.
· более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: «Кто ты и что тебе нужно?» — злобно спросил Карабас. «Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!» — мечтали запертые в тесных помещениях куклы.
Итак, чтобы верно расставить знаки перед «и», соединяющим части ССП, надо:
1. Определить, что перед вами сложное предложение, увидеть обе его основы.
2. Последовательно проверить, не подходит ли ваш пример под приведенные выше случаи непостановки запятой.
3. Если предложение не имеет в своем составе ничего, что позволило бы отказаться от запятой, поставить её.

Расставьте знаки препинания между однородными членами предложения и ССП. Подчеркните ССП.

Посадил дед репку и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был деду почти по пояс и угрожающе высовываясь из земли одним своим видом приводил деда в ужас. «Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?» — думал просыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшую проблему. Но бабка переворачивалась на другой бок не понимая проблем мужа и уверенная что все как-нибудь обойдется засыпала.
К концу лета репка заполнила почти весь огород и тем самым она погубила почти весь остальной урожай. Пока бабка пилила мужа и требовала выкопать овощ оказавшийся единственным продуктом питания семьи на будущую зиму наступили первые заморозки и репка намертво примерзла к грядке. Тогда дед надел теплые перчатки подаренные женой на прошлый Новый Год и пошел извлекать гигантский продукт из земли. Только даже после часа работы репка не поддавалась и измученный дед был вынужден позвать жену. Бабка убежденная как и все женщины что тянуть репку неженская работа долго ворчала и кряхтела и ругала деда за мужскую несостоятельность. Но потом она выглянула в окно и посмотрев на измученного мужа пожалела его и пошла помогать. Дед взялся за репку бабка за дедку и стало ясно что вдвоем они не справятся.
К счастью летние каникулы еще не кончились и гостившая у стариков внучка еще не уехала в город. Надо было звать её на помощь и необходимо было убедить избалованную девицу что её помощь действительно нужна. Поворчав внучка все же пришла в огород и увидев гигантское растение пришла в восторг. «Какая красавица и как здорово будет она смотреться на фотографии!» — воскликнула внучка впервые за три месяца отдыха увидев репку и побежала в дом за фотоаппаратом. Видя активность хозяйки за ней побежала её собачка огромный сенбернар по кличке Жучка и грозно рыча попыталась помочь в вытаскивании репки из грядки. Это надо было видеть: запыхавшийся дед держится за репку и вспотевшая бабка пытается держаться за мужа и внучка в модных босоножках схватилась за бабку и даже Жучка тянет внучку за подол с риском оторвать кусок дорогущего шифона. Но все усилия тщетны и репка остается в грядке.
Тогда внучка решается на крайнюю меру и приводит толстого и ленивого кота Ваську и требует помочь в уборке урожая. Но даже в такой компании: дед и бабка и внучка и Жучка и Васька – они не в силах окончательно вытащить репку из земли. Через полчаса напряженной работы все устали и дед объявил перекур. Все присели прямо на грядки несмотря на грязь и стали обдумывать дальнейшие действия. И только Васька задремал прижавшись к теплой спине Жучки и впав в блаженное состояние даже заурчал. И тут мимо Васьки пробежала мышка и почувствовав еду котяра незамедлительно проснулся. Правда он забыл про находящуюся рядом спину сенбернара и вцепившись в неё острыми когтями вызвал отчаян…ый вопль Жучки. Несчастная заорала и вскочила с грядки и прыгнула на внучку, а та падая вцепилась в конец бабкиного платка и потянув его на себя еще туже завязала узел у бабки на шее. Свет померк у бабки перед глазами и проклиная тот день когда она вышла замуж за деда что привело и к рождению внучки и к её приезду на каникулы и к описываемым событиям с репкой бабка из последних сил ухватилась за руку сидящего рядом мужа. От неожиданности дед заорал и вскочив на ноги схватился за что-то оказавшееся рядом и со всей силой дернул на себя. Через минуту вырванная из земли репка лежала вверх хвостиком на грядке и вся компания танцевала вокруг нее не веря неожиданному счастью.
Главную виновницу событий мышку так и не нашли и мы думаем что ей поужинал другой непосредственный виновник случившегося кот Васька.

Мы бы очень рекомендовали всем школьникам попытаться составить связный текст, в котором объединить предложения с однородными членами, объединенными при помощи сочинительных союзов, и ССП. Это будет тренировкой для ответа на экзамене, а также поможет повторить правила пунктуации.

www.portal-slovo.ru