Правили великого поста

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СЕДМИЦА > О МНОГОДНЕВНЫХ ПОСТАХ

В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный — Великий Пост, в 2018 году — с 19 февраля по 7 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2018 году составит 39 дней, с 4 июня по 12 июля.
Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это — Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.

По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, — говорят святые, — тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души — главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.

Великий пост – подготовка к Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем покаяния и углубления духовной жизни. Это самый продолжительный из всех многодневных постов. В течение этого времени устав Православной Церкви предписывает воздержание от мясных и молочных продуктов, а также яиц и рыбы (в случае болезни может быть сделано послабление, мера которого определяется вместе с духовником). Однако надо помнить, что главным содержанием поста является воздержание от всякого зла и борьба за исцеление души. Он является одним из самых действенных орудий в духовной брани (Мф. 17:21). «Чадо Божие! Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело». Такова мысль одного из великопостных текстов, читаемых в храмах. Без всего этого пост становится диетой.

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина. В среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского.

Великий пост длится шесть седмиц + Страстная седмица, начинаясь не ранее 15 февраля и оканчиваясь не позднее 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Каждая из шести седмиц четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Каждая Неделя посвящена воспоминанию какого-то святого (или события из истории Церкви). Таким образом, выстраивается цепочка размышлений и чувств, помогающих постящимся постепенно осознавать, какие изменения должны произойти в душе и как этого достигнуть.

Точкой отсчета в этом пути является Неделя сыропустная, посвященная воспоминанию Адамова изгнания из рая и осмыслению его причины. Это воскресенье еще называется Прощеным, так как вечером в этот день в храмах совершается Чин Прощения. Вступая на путь возвращения на духовную Родину, желая прощения своих грехов, мы должны выполнить слова Спасителя о необходимости примириться с обиженными нами и обидевшими нас.

Путь правильно осмысленной великопостной «духовной весны» приводит нас к Светлому Христову Воскресению. В 2018 году ПАСХА будет праздноваться 8 апреля по новому стилю.

Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Великим пост назван не только по продолжительности своей, но и по значению его для души христианина. Началом установления Четыредесятницы является пример сорокадневного поста в пустыне Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, совершая сорокадневный пост, мы становимся не только подражателями Иисуса Христа, но и сопричастниками спасительных Христовых Страстей и Его Светлого Воскресения.

Великий пост – строгий пост. Устав Православной Церкви воспрещает вкушать даже рыбу, кроме как на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Продолжительность и строгость Великого поста вызывает у некоторых страх за свое телесное здоровье, но напрасность этих опасений подтверждают множество подвижников благочестия, несших подвиг поста в течение всей своей жизни, некоторые из которых жили до ста лет и более. Одним из примеров является прп. Илия Египетский, проживший 75 лет на пустынной горе, в каменистой пещере и преставившийся 110 лет от роду. Авва Исаия говорил, что утончающий себя воздержанием приближается к здоровью.

Однако воздержание от скоромной пищи лишь средство, а не цель. Цель же поста – это борьба со страстями и теми, кто эти страсти в нас разжигает, т.е. с диаволом и слугами его, род которых «изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Очищение души через борьбу со страстями необходимо для того, чтобы Святой Дух имел возможность обитать и действовать в нашей душе, освящая и обожая нас. В этом и есть смысл христианского подвига. По словам свт. Феофана Затворника, пост есть всемерное воздержание и всемерное Богообщение. Всемерное воздержание – это воздержание не только от скоромной пищи, но и от различного рода развлечений и удовольствий, а также вредных привычек. В этой связи пост доступен всем – больным и здоровым, взрослым и детям. Всемерное Богообщение – это постоянная связь с Господом через церковную и домашнюю молитву и Таинства Церкви. Очень важно в течение поста несколько раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Без молитвы и покаяния пост не имеет ценности пред Богом и вреден для души.

Необходимо помнить, что мера поста для каждого христианина индивидуальна. Это значит, что проходить пост надо с рассудительностью. «Как должно остерегаться пресыщения, точно так же должно остерегаться и излишнего воздержания», – говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Для каждого православного христианина эту меру устанавливает духовник, которым, как правило, является приходской священник. Если же нет возможности личного общения со священником, то следует руководствоваться хотя бы правилом «золотой середины», т.е. не злоупотреблять ни послаблением поста, ни его строгостью. Отменять же совсем пост не следует. Нужно помнить, что первой заповедью человеку в Раю была заповедь о посте, и нарушение этой заповеди привело к катастрофе Человечества.

Великий пост отличается от всех других постов особым богослужением. Чтобы легче было проходить его, следует постараться по возможности чаще посещать храмовые службы, содержание которых поможет человеку настроиться на покаянный лад. Накануне Великого поста в воскресенье вечером совершается служба с чином прощения, поэтому оно называется Прощеным воскресением. В этот вечер христиане испрашивают прощения у всех людей, особенно у тех, кто держит на них обиду.

В первые четыре дня Великого поста вечером в храме читается Покаянный канон св. Андрея Критского, который справедливо и по объему, и, главное, по смыслу назван великим. В течение Святой Четыредесятницы православные христиане воздерживаются не только от плотских радостей, но и от духовных, поэтому в будние дни в храме не служится обычная литургия. Однако чтобы не лишать своих чад духовного подкрепления Святая Церковь в среду и пятницу установила совершать литургию Преждеосвященных Даров. Все службы Великого поста являются как бы путеводителем духовной жизни, раскрывая перед христианином безграничные просторы Божественной Премудрости, только бы сам человек желал со смирением принять ее.

Для чего все-таки пост и покаяние? Ответ на этот вопрос не из легких. Ясно одно, что любой труд должен иметь свой плод. Но как описать человеческим языком то, что описанию не поддается? Можно ли в полной мере передать, к примеру, впечатления от музыки, или от созерцания живописного пейзажа? Не легче ли предложить человеку самому послушать или посмотреть? В общих чертах можно сказать, что пост и покаяние приносит человеку очищение совести, мир и тишину души, радость от сознания примирения с Богом и общения с Ним, глубокое осознания себя образом Божиим и чадом Творца. Но более глубокое понимание этих вещей человек может постигнуть, лишь пройдя лично этот путь.

В глобальном масштабе вся польза от поста передается и на Вселенную. Если человек – это микрокосмос, то состояние Вселенной напрямую зависит от состояния каждой ее частицы. Так вот, если мы хотим, чтобы окружающий нас мир не поражал нас катаклизмами, а общество не будоражили безнравственность и преступления мы должны начать со своего духовного возрождения, которое и предлагает нам Великий Пост. #9;

Священник Олег Вилко,
настоятель Вознесенской церкви г. Питкяранта, 2012 г.

«Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста», – так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста». Об особенностях и традициях Великого поста наша беседа с клириком Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерееем Константином САВАНДЕРОМ:

– Когда и кем был установлен пост?

– Еще в Ветхом Завете Господь повелел израильтянам отдавать десятину (то есть десятую часть) от всего, что они приобретали. Поступая таким образом, люди получали благословения во всех своих делах. Зная это, Святые Апостолы установили десятую часть года для посвящения Богу, чтобы мы были благословлены во всех своих делах и очистились от грехов, совершенных в течение всего года.

– Каков основной смысл Великого поста?

Великий пост предшествует дням, в которых вспоминаются страдания, смерть и Светлое Воскресение Христово, даровавших надежду и нашего воскрешения для вечной жизни. Для совершения этой надежды нужно подражать Спасителю в чистоте и святости. Мы всю жизнь должны молиться, нести покаяние, творить дела милосердия, а в дни поста нужно особенно потрудиться. Пост – это особое время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Ему следует отказаться от увеселений: посещений кино, театра, концертов, максимально уменьшить просмотр телевизора. Нужно исключить из меню скоромную пищу – мясо, молоко, яйца и изделия из них. А по средам, пятницам, на первой, третьей и Страстной неделях нельзя есть и рыбу.

– Отец Константин, допускаются ли послабления?

– Пост – время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост – это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника.

– Как Церковь помогает провести время поста?

– Особым строем богослужений. В первую неделю пост особенно строгий, в первые четыре дня по вечерам читается Великий канон св. Андрея Критского. Каждый воскресный день Великого поста наполнен особым значением. В первое воскресенье празднуется Торжество Православия, установленное в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Во вторую, третью и четвертую субботы совершается поминовение усопших. Следующий воскресный день посвящен памяти св. Григория Паламы. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатью. Вечером в это воскресенье совершается первая пассия – очень трогательное богослужение с чтением отрывка из Евангелия, посвященное страданиям Спасителя. Остальные три пассии служатся в последующие воскресенья.

В третью неделю, называемую Крестопоклонной, пост очень строгий. В субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это особое напоминание верующим о любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал себя на крестную смерть.

Четвертое воскресенье посвящено памяти св. Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» – книги о духовном возрастании. На вечернем богослужении в четверг читается канон прп. Андрея Критского и житие св. Марии Египетской, отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота этой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от персидского и аварского нашествия, в память чего накануне за вечерним богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Этот день называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.

Суббота шестой недели – «Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается великий праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В храме освящаются ветки вербы, которые потом хранятся весь год около икон. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданий, крестной смерти и погребения.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА, 2010 год

19 февраля — начало Великого поста 2018 года. Длится он 7 недель и неразрывно связан с праздником Пасхи. Пост готовит нас к великому и светлому празднику, очищая и освящая душу через покаяние и причащение.

Люди, далекие от духовной жизни, часто спрашивают, зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты, почему человек должен ограничивать себя в пище? На этот вопрос мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха ДОСИФЕЯ (Ларионова).

— Если человек не имеет определенных рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всем удовлетворять любое свое желание, тогда в принципе он существует, так же, как существует животное, которое если, например, набредает на пищу, то обязательно ее съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.

В Православной Церкви четыре поста и среди недели два постных дня – среда и пятница. Пост идет на пользу человеку, даже если он еще не начал жить полноценной духовной жизнью. Потому что ничто так не закаляет его характера, как постные дни, в этом я убедился на своем малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, как-то рассказывала мне, что в годы гонения на Церковь она работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И ее это нисколько не соблазняло.

Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретенное в посту качество вы можете использовать во время борения страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.

Утесняя свое чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для ее восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», — говорил преподобный.

Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.

Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ

Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом — они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью.
Для мирян существует несколько степеней послабления поста — это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов.
В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым — что можно вкушать мирянам как послабление устава.

Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца.

Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца.
Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста — хотя бы на молочное в некоторые дни.

1, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно — сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу — вареная пища.
Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.

В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим.
Мирянам — сухоедение.

В Великую Субботу — сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом.
Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу.

В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба. Но в 2018 году Благовещение приходится на Внликую Субботу, поэтому рыба исключается.

eparhia.karelia.ru

Великий пост 2018

Слово «пост» большинству людей знакомо и включает в себя больший смысл, нежели просто отказ от еды. Прибегая к нему, человеку удается не только избавить себя от лишнего веса, а некоторые, надо сказать, ошибочно видят смысл поста именно в этом, но и очистить душу. Поэтому отказ от излишеств в пище – всего лишь незначительное его условие. Главное чего должен придерживаться человек – это отказ от дурных мыслей и действий, все они в пост должны быть чистыми и приятными для окружающих. Должны быть исключены:

  • скверные слова,
  • гнев,
  • во всем необходимо проявлять сдержанность,
  • не вести сплетен,
  • не лгать и многое другое.
  • Все это поможет соблюсти пост и очистить душу от зла. Одним словом, главная цель этого самого светлого и очищающего периода в христианском календаре, – дать человеку возможность избавиться от всякого порочного. Если человек смог ограничить себя в употреблении той или иной пищи, но не сумел или не захотел ничего не изменить в своих помыслах практических делах, то вряд ли он может считаться пройденным испытания. Если не произошло духовное очищение, то не случилось и подвига покаяния.

    Кроме ограничений в еде и пищи, что считается пассивным действием, в этот период человеку нужно проявлять и активность. Нужно не забывать в это время о молитве и посещении храма. Каждодневно в течение этого Великого поста нужно заниматься подготовкой душевного и телесного состояния к самому значительному в религиозном мире празднику Пасхе.

    Великий пост: в чем суть?

    Великий пост 2018 года знаменателен особым характером богослужений и молитв. Он посвящается 40-дневному посту, именно его соблюдал в пустыне Спаситель.

    Каждый должен принести покаяние и посвятить себя воспоминанием о том, как жил Иисус Христос, ради кого пошел на мученическую смерть. Чтобы глубоко понимать значение поста, следует обратиться к сказанному в Святом Писании. Где говорится, что ведомый Духом, Иисус был подвергнут в пустыне страшным искушениям – он отказался от пищи на протяжении сорока дней. Спаситель осознанно пошел на эти жертвы во имя спасения наших душ. Отсюда можно сделать вывод о сути Великого поста – он посвящается Иисусу, а последняя неделя этого важного периода для каждого верующего – мукам и смерти Спасителя.

    Когда начинать поститься?

    Как уже отмечалось, одним из самых важных постов признается Великий пост, который будет в 2018 году. Это связано не только с тем, что он является самым продолжительным по количеству дней, но в большей степени его предшествием главному церковному празднику – Пасхе. Именно поэтому истинно любящие бога должны подготовиться к данному церковному торжеству со всей основательностью. Когда же начинается пост? Начинается он за 7 недель до главного церковного праздника – Пасхи. А если точнее – за шесть недель и страстную седмицу (последние семь дней), когда особенно строго нужно блюсти воздержание от всех перечисленных продуктов и утех плоти. Для определения конкретного числа его надо знать дату Великого дня. Продолжительность поста сорок девять дней. Приступать к этому ответственному мероприятию следует 19 февраля. Это значит, что с этого дня надо будет строго выполнять все необходимые для поста воздержания от еды и телесных удовольствий. Такое воздержание будет продолжаться до 7 апреля включительно. После чего верующих ждет вознаграждение за их подвиг во имя Спасителя. 8 апреля весь православный мир отметит – праздник Светлой Пасхи.

    Подготовка к посту

    Как уже говорилось, это значительное мероприятие начинается девятнадцатого февраля. Это не просто дата – она несет в себе начало важных изменений повседневной жизни, и это касается не только отдельно взятой семьи, но всего общества. По церковному заведению во время поста будут совершаться молитвы верующих, церковнослужителей за каждого человека на земле, независимо от того, какого он придерживается вероисповедания, за мир в целом. Они будут помогать избавлению человечества от войн, грехопадения, неприязни на расовой, религиозной почве, греха, лжи, установлению мира между народами.

    Однако следует признать, что не каждый человек знает, что нужно заранее готовить себя к посту, да и вообще об основных правилах этого таинства. А значит, а таким людям будет трудно без чьей либо помощи, совета, самостоятельно подготовить себя к столь важному действу, каким является пост. Для того чтобы не только правильно начинать пост, но и выходить из него, необходимы хорошие знания. Поэтому несведущим людям следует сначала изучить все постные каноны, чтобы в реальности, а не мнимо провести очищение от злобы и неприязни, которые до сих пор заселяют наши грешные души.

    Необходимо рассмотреть наиболее важные основы правильного соблюдения Великого поста. Это позволит правильно сориентироваться и выбрать нужный и верный для себя способ. Первым делом, наверное, стоит поговорить об ограничениях в еде.

    Пасхальный пост не только этот, о котором идет речь сейчас, но и те, что были раннее, и те, что будут позднее, требуют соблюдения определенных правил ограниченного питания. Согласно им, нужно хоть и строго следовать церковным правилам, однако не следует проявлять излишнего рвения следовать бездумно всем запретам. Ведь многие верующие просто не в состоянии выполнять требования поста по ряду причин, которые довольно часто просто не зависят от них. Это может быть связано со слабым здоровьем, кормлением грудного ребенка и многим другим.

    Каковы же идеальные критерии пищи, разрешенной к употреблению, периодичность питания?

  • Церковные правила говорят о том, что употребление постной еды нужно всего раз в день.
  • В воскресный и субботний дни можно себе позволить в немного вина и два раза в сутки постное масло.
  • Не обязательно чтобы постные блюда служили для создания кулинарных шедевров. Во всем должна быть простота, а не изысканность, в том числе и еде. Поскольку по большому счету Великий пост нельзя назвать праздником, напротив, это трудная работа по совершенству духа своего и тела.

    Тем не менее, абсолютно не стоит заставлять себя терпеть ограничение в пище выше тех сил, на что вы способны. Так поститься – это не только вред для здоровья, но и, по сути, бесполезная трата времени, так как человек от этого вовсе не становится духовно богатым, сосредоточившись только на непреодолимой борьбе. Самоистязания часто приводят к слабости тела, тут уж не до духовных подвигов. Ко всему следует подходить разумно, это же касается и еды и много другого.

    Пост в настоящее время

    В наш стремительный век, когда все мы на каждом шагу подвластные разного рода стрессам, а продукты не всегда хорошего качества, соблюдать пост довольно трудно, тем не менее, вполне возможно. Что же надо сделать, чтобы правильно поститься? Что можно и что нельзя кушать? Все, наверное, хорошо знают, что в это время можно есть овощи в вареном и тушеном виде. В данном случае можно употреблять:

  • капусту и все ее разновидности;
  • картофель;
  • свеклу;
  • морковь;
  • топинамбур;
  • перец;
  • огурец;
  • томаты;
  • бобовые культуры;
  • зеленый лук, а также репчатый;
  • зелень, включающая салаты и многое другое.
  • Все эти продукты можно использовать для приготовления великолепных блюд, пюре и многого другого. Если верующие будут пытаться применять ежедневно новые рецепты, то от этого будет только польза и, ограничения, связанные с постом, уже не покажутся такими тягостными. В настоящее время можно поститься, используя для этого каши, конечно, с одним условием, чтобы все они не были жирными. Здесь только надо уметь их вкусно приготовить.

    Еще можно воспользоваться рецептами, на основе злаковых культур. Они помогут надежно восполнить имеющийся дисбаланс отдельных элементов и минеральных веществ в вашем рационе. А для того, чтобы сделать еду не только полезной, но и вкусной, нужно не опасаться экспериментов в приготовлении блюд; старайтесь сочетать многие, даже казавшиеся вам ранее не совместимыми продукты. Вы убедитесь, что это очень интересно. И, конечно же, в этом отличными помощниками будут различные специи, их сейчас большое разнообразие, и они весьма доступны.

    Нет никаких проблем в настоящее время приобрести ягоды и фрукты. Вполне сгодятся для поста обычные яблоки, цитрусовые культуры (апельсины, мандарины и т.д.), виноград. Отлично подойдут ягоды в замороженном виде, это может быть клюква, вишня, слива и даже экзотический абрикос. Тем верующим, кто занят тяжелым физическим трудом или занимающимся спортом, для восполнения белкового недостатка, можно готовить блюда из бобовых культур либо грибов. А они могут очень разные, начиная от прекрасных супов, подливок, до шницелей и отбивных. В изделия из муки также можно вносить разнообразие, приготавливая лаваш, лепешку, отрубной хлеб. Не запрещается в пост употребление сладких, но скромных продуктов. Например, отлично будет поститься:

    • клюквой в сахаре;
    • овсяным печеньем;
    • казинаки;
    • горьким шоколадом.
    • Из напитков можно употреблять:

      • кисель;
      • компот;
      • морс;
      • сок;
      • лечебные чаи, настоянные на травах.

      Забавам и праздности – не время

      Пост перед Пасхой – это работа верующего над собой. Дни осознанности и владения ситуацией, они должны нести в себе покаяние и умиротворение. В общем, достаточно нелегкие задачи, но посильные задачи для тех, кто намерен соблюдать пост. Не нужно поддаваться никаким уговорам либо соблазнам в это время, не участвовать или самим являться организаторам каких либо пышных празднований и больших застолий. Аскетический образ, соблюдение заповедей должны стать нормой.

      Что непозволительно совершать во время Великого поста:

    • употреблять спиртные напитки;
    • пользоваться наркотическими веществами;
    • заниматься курением табака.
    • предаваться праздности либо унынию.
    • Если по какой-то причине вы не смогли удержаться от агрессивного поступка, проявили злость к вашему ближнему человеку, у вас возникло чувство зависти или жадности нужно непременно принести покаяние. Не может быть позволительно чревоугодничество. Следует воздерживаться от половой жизни парам, состоящим в браке, так и не венчанным.

      Некоторые люди задают вопросы, например, о том, не запрещено ли жениться в пост? Здесь нужно сказать церковнослужители отрицательно относятся к проведению свадеб в это время. Тем не менее, обычная регистрация брака не возбраняется, однако венчание в церкви вряд ли будет проведено. Не нужно лишь устраивать пиршества и гуляния. Для более полного очищения и понятия своей сущности верующему нужно ограничить свое тело от лишних веселий и шумных застолий. В этот период будет только на пользу уединение.

      Задачи поста

      Как уже говорилось пасхальный пост 2018 года – это работа над собой. Приходится отказываться от многих развлечений и забав, привычной и сытной пищи и тому подобных вещей. Конечно же, невольно возникает вопрос: кому это нужно, и с какой целью приходится соблюдать все эти ограничения? Ответ может быть только один – этим самым мы показываем любовь Богу, приближаясь к нему. Только таким аскетическим образом верующий может сосредоточиться на своем внутреннем мире, не отвлекаясь на многие суетные проблемы, и лучше понять самого себя, дать оценку своей жизнь и определить на будущее праведные помыслы.

      Бродя по пустыне, Спаситель в течение 40 дней выдерживал пост, он смог одолеть все искушения недоброжелателя. Нам же следует всего лишь воздержаться от излишеств, которые присутствуют в жизни, тем самым очистить душу и тело покаяниями и молитвами. Это дает человеку силу для укрепления веры и сохранения любви в течение всего года. Именно усмирением страстей, невольных прегрешений, каждый просветляет свой путь и разум духа. Соблюдение Великого поста – это не только благодарность Богу, но и настоящее спасение для верующего.

      Не может настоящим быть пост, если не заниматься каждодневно чтением молитв. Ведь это всегда были два неотделимых друг от друга действа – пост и молитва. В этот период нужно не только дома читать все основные молитвы, но и непременно бывать на всех утренних и вечерних богослужениях. При этом верующий обязательно должен читать молитву от Ефрема Сирина, которую каждый должен иметь в своем списке молитв, так она считается основной молитвой в великий Пост.

      Посещение храмов

      Также как и молитва, для любого верующего пост не может быть отделим от Литургии. Ее еженедельно по воскресеньям читают в храмах. Каждый, кто вступил в пост, должен считать для себя обязательным посещать церковь по воскресеньям. Также должно стать правилом посещение церкви на седмицы, особенно, это должно быть соблюдено в первую и страстную, то есть последнюю неделю поста.

      Причастие и исповедь

      В этих таинствах скрывается глубокое осмысление верующим своего предназначения. Добиваясь духовного и телесного очищения, человек приносит Спасителю покаяние в грехах, тем самым образует верное соблюдение и Великого поста. В эти ответственные дни каждый должен посвятить время исповедованию и причащению. В каждом пункте правил соблюдения поста нет второстепенных действ, любой несет в себе божественный смысл и предназначение.

      Чтение Евангелия

      Раньше знание всего Евангелия считалось делом нормальным, и прочтение перед постом было обязанностью каждого верующего. Это сделать следовало даже тем, кто читал его полностью много раз. Для вступивших в пост людей, Евангелие должно играть роль духовного наставника и являться настольной книгой. Ведь в ней собран огромный пласт знаний, накопленных человечеством, и мудрость, которые были соединены вместе.

      Конечно, как уже говорилось выше, далеко не всем будет под силу выдержать строгие церковные требования, предъявляемые посту, по разным причинам. Но это не означает, что такой верующий потеряет возможность приближения к Богу. Каждый из нас может болеть, или иметь какие-то недостатки или слабости, и в этой ситуации потребуется определенная корректировка при вступлении в пост. Чтобы легче было разобраться в том, как правильно соблюдать правила поста конкретного верующего, ведь у каждого могут быть разные возможности, следует обратиться за помощью к церковным служителям. Они всегда пойдут на встречу и дадут нужный совет, который поможет правильно и разумно пройти данное таинство.

      Календарь питания великого поста на 2018 год

      Само слово «пост» уже говорит о том, что питание в этот период будет значительно отличаться от того, которое человек имел в обычные дни, в первую очередь ограничением на употребление некоторых продуктов. Помимо этого питаться дни поста следует в строго определенное время. Ниже будет рассказано об особенностях постного питания по дням, которые входят как в первые три недели поста, так и в последующие недели:

      Торжество православия. Именно так называют первую неделю поста. В данный период верующие чтят память всех, кто сложил голову за православную веру, и вспоминаются и чествуются истинно верующие в настоящее время.

    • 19.02.2018 г. (понедельник) – необходимо посвятить этот день полному воздержанию от приема любой пищи.
    • 20-23.02.2018 г. (вторник-пятница) – в эти четыре дня верующие должны придерживаться сухоядения. Здесь нужно соблюдать следующие ограничения: можно употреблять сырые продукты негорячее питье, например, овощи, мед, орехи, а также сухофрукты, хлеб и воду.
    • 24-25.02. 2018 г. (суббота-воскресенье) – в эти два дня верующим, придерживающимся поста, можно употреблять отварную пищу и добавлять в нее масла. А также пить вино.
    • Памяти Григория Паламы. Эта неделя, которая во время поста является по счету второй, посвящена памяти святителя. Верующие должны вспоминать его всю вторую неделю.

    • 26.02.2018 г. (понедельник), 28.02.2018 г. (среда), 2.03.2018 г. (пятница). В эти три дня верующие должны непременно соблюдать ограничения. Они заключаются в том, что следует придерживаться сухоядения.
    • 27.02.2018 г. (вторник) и 1.03.2018 г. (четверг). В данные дни можно отведать отварную пищу, но масла добавлять в нее не следует.
    • 3.03.2018 г. и 4.03.2018 г. (суббота, воскресенье) – в эти, как правило, выходные дни позволительно вкусить каждому верующему отварной еды с маслом, а также испить вина.
    • Крестопоклонная неделя. Именно так именуют во время Великого поста третью неделю.

    • 5.03.2018 г. (понедельник), 7.03. 2018 г. (среда) и 9.03.2018 г (пятница). Данные три мартовских дня должны быть посвящены верующими исключительно сухоядению.
    • 6.03.2018 г. (вторник) и 8.03.2018 г. (четверг) – эти два дня предназначены в пост исключительно для отварной пищи. Добавлять в нее масло не рекомендуется.
    • 10.03.2018 и 11.03.2018 г. (суббота и воскресенье) – в эти выходные дни верующие могут себе позволить горячую пищу и вино.
    • Календарь питания на последующие недели

    • 12.03. (понедельник), 14.03. (среда) и 16.03.2018 г. (пятница). Три мартовских дня следует соблюдать сухоядение.
    • 13.03. (вторник) и 15.03.2018 г. (четверг) – в эти два дня только можно принимать в пищу отварную еду с маслом.
    • 17.03 и 18.03 (суббота и воскресенье). Как всегда в выходные верующие могут побаловать себя горячей пищей с маслом, а также испить вина.
    • 19.03. (понедельник), 21.03. (среда), 23.03.2018 г. (пятница). Разрешается употреблять хлеб, а также овощи и фрукты в разном виде: свежем, моченом или сушеном.
    • 20.03. (вторник), 22.03.2018 г. (четверг). Можно кушать отварную пищу с маслом.
    • 24.03. и 25.03.2018 г. (суббота и воскресенье). Разрешается горячая еда, сдобренная маслом, а также вино.
    • 26.03. (понедельник), 28.03. (среда), 30.03.2018 г. (пятница). Рекомендуется кушать только хлеб, овощи и фрукты в разном виде.
    • 27.03. (вторник) и 29.03.2018 г. (четверг) – верующие употребляют пищу в отваренном виде, икру.
    • 31.03. – 1.04.2018 г. (суббота и воскресенье) – в эти воскресные дни, кроме привычного рациона, разрешено есть рыбу.
    • Страстная седмица. Эта неделя считается самой ответственной за все время поста.

    • 2.04. (понедельник), 3.04. (вторник), 4.04. (среда) и 5.04.2018 г. (четверг) – эти дни отведены сухоядению.
    • 6.04.2018 г. (пятница) – в этот день верующие полностью отказываются от еды пищи.
    • 7.04.2018 г. (суббота) – день сухоядения.
    • В заключение

      Как уже говорилось, в 2018 году Великий пост будет длиться с февраля (19) по апрель (7), за это время верующие смогут пройти не только через физическое, но и, но и духовное очищение.

      Просим оценить работу автора

      tradicii.com