Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 января 2015 г. N 45
О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 АПРЕЛЯ 2005 Г. N 221
Правительство Российской Федерации постановляет:
Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1556).
Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221»
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1556).
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления
(c) 2015-2018 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты
legalacts.ru
С 3 февраля 2015 года в России действуют новые «Правила оказания услуг почтовой связи».
Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в связи с поступающими обращениями жителей окружной столицы и поселка Харп информирует граждан о следующем:
С 3 февраля 2015 года в нашей стране действуют новые «Правила оказания услуг почтовой связи». Новые Правила оказания услуг почтовой связи были утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Ранее действовавшие Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, были признаны утратившими силу постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 45.
Отмечаем, что новые Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей. Ими определяется порядок осуществления приема, доставки (вручения) почтовых отправлений и выплаты почтовых переводов.
Закреплены также особенности приема и доставки (вручения) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.
Основное новшество вышеуказанных Правил — это возможность отправки и получения простых и заказных писем в электронной форме. Это доступно пользователям Единого портала госуслуг. Указанные письма заверяются усиленной квалифицированной или простой электронной подписью отправителя и пересылаются при помощи специальной информационной системы Почты России. Воспользоваться новой услугой могут те, кто дал согласие на получение электронных заказных почтовых отправлений по своему адресу. Плата за доставку (вручение) простых и заказных электронных отправлений не должна превышать предельный уровень тарифов, установленных для универсальных услуг почтовой связи.
Кроме того, в Приложениях Правил оказания услуг почтовой связи установлены параметры письменной корреспонденции при оказании универсальной услуги почтовой связи, а также параметры международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена.
По совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) — принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) — принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене — с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться:
— с наложенным платежом (пересылаемые между объектами федеральной почтовой связи, при подаче которых отправитель поручает организации федеральной почтовой связи получить установленную им денежную сумму с адресата и выслать ее по адресу, указанному отправителем);
— с описью вложения.
Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Согласно п. 11. Правил оказания услуг почтовой связи — к внутренним почтовым отправлениям относятся следующие виды и категории почтовых отправлений:
а) почтовые отправления в виде письменных сообщений на специальном бланке, пересылаемые в открытом виде (простые, заказные) (далее — почтовые карточки);
б) почтовые отправления с письменным сообщением, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, с объявленной ценностью) (далее — письма);
в) почтовые отправления с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями (простые, заказные, с объявленной ценностью) (далее — бандероли);
г) почтовые отправления, подаваемые в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых (простые, заказные) (далее — секограммы);
д) почтовые отправления с товарным вложением (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее — посылки);
е) почтовые отправления с товарами и другими материальными ценностями, направляемые к месту назначения (обыкновенные, с объявленной ценностью) (далее — прямые почтовые контейнеры).
Операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг почтовой связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи.
Оператор почтовой связи, оказывающий универсальные услуги почтовой связи, не вправе отказать пользователю услугами почтовой связи в приеме внутренней письменной корреспонденции, если она соответствует предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам, указанным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Операторы почтовой связи оказывают услуги почтовой связи только при наличии у них соответствующей лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
На основании п. 15 Правил оказания услуг почтовой связи — Операторы почтовой связи вправе установить разряды почтовых отправлений (почтовых переводов) в зависимости от категории отправителей, прием, пересылка и доставка которых осуществляются в приоритетном порядке по установленным тарифам, предусмотренным для соответствующих видов почтовых отправлений (почтовых переводов).
Новыми Правилами оказания услуг почтовой связи определено, что плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи. Плата за пересылку наземным транспортом внутренних и международных секограмм не взимается.
Управление Роспотребнадзора по ЯНАО отмечает, что порядок оплаты услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, согласно Правилам, определяется договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Также в новых Правилах подробно изложены права и обязанности операторов почтовой связи.
При возникающих проблемных вопросах у пользователей услуг почтовой связи предлагаем обращаться за дополнительной консультацией в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО», либо в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО по тел.8(34922)3-07-03, 3-08-89 .
89.rospotrebnadzor.ru
Изменения в правилах оказания услуг почтовой связи с 2018 года
С 2018 года на всей территории нашей страны вступили в силу изменения в положении «Правила оказания услуг почтовой связи», которые утвердил Минкомсвязи на основании Приказа №234. До этого времени действовали правила, утвержденные ещё в 2005 году, но они утратили силу из-за постановления Правительства «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» №45.
Нововведение предусматривает регулирование отношений между потребителем и представителями почты при подписании договора. Новые правила позволили изменить и дополнить пункты о правах и обязанностях представителей почты и потребителей. Более того, внесены поправки в процедуре приема посылок, доставки писем и получения переводов по наложенному платежу. Правительство также пересмотрело пункт о приеме и доставки заказных писем и пересылки электронных документов.
Более подробную информацию вы можете получить у квалифицированных юристов на нашем портале круглосуточно и бесплатно.
Основные изменения
Правила оказания услуг почтовой связи от 2018 года предусматривают нововведения, а именно возможность пересылки электронных документов и заказных писем по России. Подобная возможность актуальна для всех пользователей, которые прошли регистрацию на сайте гос.услуг и уполномочившие почту России на получение и доставку, согласно подписанному договору. Электронная форма документов проходит этап заверения с помощью электронно-цифровой подписи, которая бывает двух видов: простая и квалифицированная (на выбор пользователя). Пересылка документов происходит при помощи специализированной системы. Оплата за использование взимается согласно тарифам.
Помимо вышесказанного, в приказе об утверждении правил оказания услуг почтовой связи прописаны категории и условия, как стандартных услуг, так и почтового обмена между странами.
Рассмотрим более подробно данные категории:
- простая форма пересылки – прием писем, квитанций об оплате коммунальных услуг и иных почтовых отправлений, где нет необходимости пользователю заверять документы подписью;
- регистрационные –посылки и документы с заявленной ценой требует подписи отправителя.
- с помощью наложенного платежа, когда потребитель поручает Почте России получить указанную в извещении стоимость и отправить её на указанный пользователем адрес;
- с вложенной описью.
- специализированный открытый бланк (открытка);
- письма, в т.ч. в электронной форме и заказные;
- бандероли;
- секограммы (для слабовидящих граждан);
- отправления с указанной ценой;
- контейнеры.
- служащий самостоятельно устанавливает категории отправлений;
- оператор не вправе отказывать в отправлении в корреспонденции по территории России, если она не выходит за рамки установленных правил, весу и размерам;
- оплата взимается на основании тарифных ставок, которые действуют в день отправления, если иные сроки не предусмотрены в договоре;
- пересылки секограмм по территории нашей страны, а также в другие страны (наземным транспортом) осуществляются на бесплатной основе;
- пересылки документов в электронном формате оплачиваются, согласно договору.
- прием в отделение Почты России и регистрация;
- направление извещения получателю;
- по истечению 30 дней отправляется на адрес отправителя.
- адресат заполняет в извещение все поля, указывая данные документа, удостоверяющего личность получателя (чаще всего это паспорт);
- в поле «Зарегистрирован» данные указываются только при несовпадении адреса регистрации и проживания;
- выдача осуществляется после предоставления заполненного извещения и документа, удостоверяющего личность;
- сверка веса и целостности посылки проверяется в отделении на момент выдачи. Только после этого необходимо указывать дату получения и ставить подпись.
- проверьте вес, согласно указанным данным на извещении;
- тщательно осмотрите посылку. Если было обнаружено несоответствие, необходимо произвести вскрытие, которое сопровождается составлением акта;
- проверьте оригинальность упаковки;
- при вскрытии сверьте содержимое посылки с приложенной описью;
- при нарушении наклейки адреса или отсутствии таможенной декларации (для международной отправки) также составляются акты.
Все регистрируемые пересылки осуществляются с уведомлением о вручении. Таким образом, потребитель доверяет оператору известить указанное в посылке лицо о возможности получения обычной посылки или наложенным платежом.
Правила отправления ценных грузов
Отдельно стоит упомянуть, что правила оказания услуг почтовой связи регламентируют посылки с указанной стоимостью с 2018 года (в т.ч. и электронные) могут пересылаться двумя способами:
Параметры и категории заказных документов и грузов с описью, может определять представитель Почты России на основании правил и условий организации. Образец описи можно скачать на нашем сайте.
На основании приказа №234 от 2018 года «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» к корреспонденции и грузам по территории России относят следующие категории:
Оплата данной категории пересылки производиться, согласно установленным тарифам Почтой России. При выдачи посылки данной категории оператор обязан потребовать паспорт.
Правила предоставления услуг
Правила 2018 года регулируют оказания услуг, которые заключены в нижеследующем:
Также новые Правила регламентируют и обязанности представителей Почты России. Ниже будут рассмотрены правила доставки, выдачи и способы регулирования конфликтных ситуаций.
Правила доставки
Каждая организация, специализирующаяся на услугах по доставке грузов и корреспонденции, в независимости от правовой формы, обязано регламентировать сроки доставки отправлений. Почта России – не исключение. На основании постановления Минкомсвязи РФ от 2006 года (действующие до сих пор) срок пересылки транспортом наземной службы не должен быть больше 20-ти суток. Однако практически каждый гражданин нашей страны знает, что данные сроки нарушаются и чаще всего это происходит в предпраздничные дни.
Срок пересылки отправлений с помощью курьерской службы EMS прописан во внутренних правилах организации. Просчитать стоимость можно на официальном сайте с помощью «калькулятора». Кроме сроков пересылки существует и срок вручения, который не должен превышать 30 суток (отсчет начинается со дня поступление в отделение Почты России).
Процесс доставки отправлений выглядит следующим образом:
В извещении по форме №22 обязательно должны быть указана информация о стране, трекинг-номер и наименование отправителя.
Правила выдачи посылок
Правила выдачи заказных отправлений или с помощью наложенного платежа осуществляются по следующему принципу:
Отдельно необходимо описать процесс выдачи и получения отправления с описью:
Процесс выдачи отправлений службой EMS необходимо предоставить паспорт. Получить посылку можно предварительно договорившись с курьером о месте и времени или забрать самостоятельно в отделении курьерской службы. Если в процессе выдачи были выявлены дефекты или нарушения целостности упаковки, следует истребовать возмещение за причиненный ущерб.
Способы решения конфликтных ситуаций
Возникновение конфликтных ситуаций в отделениях Почты России не является ни для кого новостью. Однако не каждый гражданин знает, как воздействовать на операторов. Не взирая причину конфликта (при выдачи посылок, отправки платежа или письма), если вы считаете, что нарушены права потребителя – смело вызывайте руководство для того, чтобы он разъяснил сотруднику правила выдачи и оформления посылок.
Нередко бывает, что вызов руководства не дает ожидаемый эффект. В этом случае вы можете позвонить по бесплатному горячему номеру телефона: 8-800-2005-888 или 8-800-2005-055 для ЕМС – данная линия создана за контролем качества обслуживания. В устной форме оставьте заявление о некорректной форме общения или иных причин звонка, сообщите индекс отделения. Далее вам необходимо оставить в жалобной книге запись о сложившейся ситуации.
Адреса, контактны, email-почта и номера телефонов ведомств, контролирующие оказания почтовых услуг можно узнать их приложенного файла.
На основании Правил, ответ о принятых мерах должен поступить на указанный вами адрес не позднее 14 дней. В ином случае, каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
pravpotrebitel.ru
Правила оказания услуг почтовой связи 2005 год
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru , Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Донудело № А53-8223/2015
06 августа 2015 года15АП-10901/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Костенковым Д.Н.
при участии:
от заявителя : представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 22.05.2015г. Милакин А.П., паспорт, представитель по доверенности от 20.02.2015г. Гудачков Е.В., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу ФГУП «Почта России»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.06.2015 по делу № А53-8223/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к заинтересованному лицу ФГУП «Почта России»
о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Пименова С.В.,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее — управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» (далее — предприятие) к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями гл. 29 АПК РФ.
Решением суда от 01.06.15г. заявление управления удовлетворено, предприятие привлечено к административной за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия состава и события правонарушения. Материалами дела доказано нарушение предприятием п.5 лицензионных требований № 108074 на оказание услуг почтовой связи на территории Ростовской области; раздела XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87; п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее — Правила № 234); п. п. 1, 2, ст. 73 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (далее — закон № 160-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована отсутствием в деянии предприятия предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ состава административного правонарушения, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении № 20150550 от 26.03.2015 г. Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, утратили юридическую силу 02 февраля 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N221». Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», подписанным Врио Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, вступившие в юридическую силу 03 февраля 2015 года. С учётом этого, в связи с отменой постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» управлению следовало внести изменения в п. 5 Лицензии № 108074 на оказание услуг почтовой связи, изложив его в следующей редакции: «. 5. Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России.» Арбитражным судом не учтено, что протокол об административном правонарушении составлен 26.03.15г., т.е. после 03.02.2015 г. — срока, с начала течения которого пункт 5 Лицензии № 108074 на оказание услуг почтовой связи утратил юридическую силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221». На момент составления протокола управлением соответствующие изменения в п. 5 Лицензии № 108074, выданной ФГУП «Почта России» на осуществление деятельности по оказанию услуг почтовой связи, не внесены. Управлением не доказано, что нарушение порядка оформления почтовых ящиков повлияло на качество оказания услуг почтовой связи потребителям, поскольку в материалах дела отсутствуют обращения пользователей услугами почтовой связи по поводу нарушения их прав при оказании услуг почтовой связи в связи с нарушением установленного порядка оформления почтовых ящиков на территории Белокалитвинского почтамта. Так же предприятие повторно привлекается к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения — за такое правонарушение предприятие было привлечено к административной ответственности решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.15г. по делу № А53-8241/2015.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФЙ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.03.15г. в целях реализации своих полномочий управлением в ходе проведения систематического наблюдения почты, осуществляемого в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи № 108074, выданной почте Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций, обнаружено нарушение п. 5 лицензионных требований № 108074; раздела XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, зарегистрированных в Минюсте России 26.12.2014 № 35442 (Правила № 234); п. п. 1, 2, ст. 73 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации».
В частности, в ходе данной проверки деятельности предприятия было установлено, что 4 почтовых ящика для сбора письменной корреспонденции, установленных на территории обслуживания Белокалитвинского почтамта, были оформлены с нарушением требований п. 8 Правил № 234: — на почтовых ящиках не указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, а также дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции: №195 г. Белая Калитва ул. Машиностроителей, 32; б/н, г. Белая Калитва ул. Машиностроителей,1/1; б/н г. Белая Калитва, ул. Заводская; № 20 г. Белая Калитва, автостанция.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.03.2015 № А-61-04/0040, к которому приложены фото почтовых ящиков.
26.03.15г. управлением по данному факту в отношении общества, в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении № 20150550 по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным на основании ст. 202 АПК РФ, ст.ст. 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности почты по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в деянии предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Так, ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Согласно статье 3 закона N 99-ФЗ лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пункт 36 статьи 12 закона N 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу положений статьи 29 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее — закон № 126-ФЗ), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно ст. 19 ФЗ от 17.07.1997 N 176-ФЗ «О почтовой связи», Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, законом № 126-ФЗ, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 62 закона N 126-ФЗ, защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе реализации своих полномочий Управлением 26.03.15г. в результате планового систематического наблюдения деятельности предприятия было обнаружено нарушение предприятием п. 5 Лицензии N 108074 на оказание услуг почтовой связи, а именно: п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (Правила № 234).
Пунктом 5 Лицензии установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, в перечень лицензионных условий включается:
1.Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги.
2.Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии.
3.Оказание услуг на территории, указанной в лицензии.
4.Обеспечение предоставления пользователю:
а)приема почтовых отправлений;
б)обработки почтовых отправлений;
в)перевозки почтовых отправлений;
г)доставки (вручения) почтовых отправлений;
д)почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
7. Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
8. Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена.
9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
10. Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
Согласно п.8 Правил № 234, на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В ходе проведения систематического наблюдения за деятельностью предприятия по оказанию услуг почтовой связи объектами почтовой связи Белокалитвинского почтамта УФПС Ростовской области — филиала ФГУП «Почта России» установлено, что на 4 почтовых ящиках по адресам: №195 г. Белая Калитва ул. Машиностроителей, 32; б/н, г. Белая Калитва ул. Машиностроителей,1/1; б/н г. Белая Калитва, ул. Заводская; № 20 г. Белая Калитва, автостанция не указано:
— наименование оператора почтовой связи,
— присвоенный почтовому ящику номер,
— дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции:
Тем самым предприятием были нарушены приведённые выше требования п. 8 Правил № 234.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к основанному на законе и материалах дела выводу о том, что тем самым предприятием были нарушены условия лицензии, не было обеспечено качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтой связи.
При этом суд апелляционной инстанции признаёт правомерным отклонение судмо первой инстанции повторенного в апелляционной жалобе довода предприятия об отсутствии события административного правонарушения, основанный на том, что, поскольку в п.5 Лицензионных требований в связи с вступлением в силу Правил оказания услуг почтовой связи № 234 и утратой силы ранее действовавших Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, не были внесены изменения в части органа, утвердившего новые правила оказания услуг почтовой связи (вместо: «Правительством Российской Федерации» следовало указать: «приказом Минкомсвязи Росии»), то нарушение почтой требований Правил оказания услуг связи № 234 не является нарушением лицензионных требований.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Разделом XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 и п. 5 Лицензии прямо установлена обязанность предприятия оказывать услуги почтовой связи в соответствии с правилами оказания услуг связи.
Издание после выдачи Лицензии введение новых Правил оказания услуг почтовой связи и изменение принявшего их органа, не отменяют обязанности предприятия в рамках осуществления им лицензионной деятельности по оказанию услуг почтовой связи соблюдать Правила оказания услуг связи, действующие в период осуществления данной деятельности.
В связи с этим формальное не внесение в Лицензию нового органа, утверждающего правила оказания услуг почтовой связи не означает, что требование по оказанию услуг почтовой связи с соблюдением действующих Правил оказания услуг оказания почтовой связи перестаёт быть лицензионным требованием.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии в деянии почты предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ состава и события административного правонарушения.
Оснований для вывода о повторности привлечения предприятия к административной ответственности за одно и то же правонарушение у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку правонарушение, за совершение которого предприятие привлечено к административной ответственности решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.15г по делу № А53-8241/2015, совершено в Сальске, в зоне деятельности Сальского филиала предприятия, а правонарушение, за совершение которого предприятие привлекается к ответственности в настоящем деле, совершено в г. Белая Калитва, в зоне деятельности Белокалитвинского филиала предприятия. То есть, место совершения правонарушений различно.
Нарушений требований КоАП РФ управлением при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предприятия не допущено.
Суд первой инстанции правомерно не нашел достаточных правовых оснований для квалификации совершенного предприятием правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере лицензируемых видов деятельности. Характер совершенного предприятием правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности.
За совершение правонарушения предприятию назначен минимальный штраф, установленный санкцией ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, а не предупреждение, с учётом того, что предприятие в течение одного года неоднократно привлекалось к административной ответственности: в рамках дел №А53-21082/2014, №А53-32847/2014, что судом первой инстанции расценено как отягчающее вину заинтересованного лица обстоятельство.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2015 по делу № А53-8223/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья Н.Н. Смотрова
15aas.arbitr.ru