8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Комментарии

В этом пункте ПДД сформулированы два закона перестроения:

  • если вы перестраиваетесь, а другие едут прямо, то уступить дорогу должны вы;
  • в случае одновременного перестроения уступать следует при помехе справа.
  • Запомните: водитель ТС, расположенного слева, не имеет права перестраиваться, если этот маневр вынудит второго водителя прибегнуть к торможению или изменить положение на проезжей части, несмотря даже на то:

    • что он, быть может, раньше включил сигнал поворота;
    • что его машина опережает автомобиль, расположенный справа от него.

    При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся по соседним полосам, вступает в силу так называемое «правило правой руки». Оно отдает приоритет в подобной ситуации тому водителю, транспортное средство которого расположено справа. Такое положение связано с тем, что при принятом в России левостороннем расположении водителя в кабине обзорность справа от автомобиля значительно хуже, чем слева.

    Учтите, что перед въездом на мост или в тоннель, на перекрестке с круговым движением и в некоторых других местах взаимное перестроение заранее предопределено конфигурацией дороги.

    У кого преимущество?

    1 – у легкового автомобиля
    2 – у грузового автомобиля

    Решение :: Разметка оранжевого цвета является временной, поэтому водители должны руководствоваться ею независимо от требований постоянной (белой) разметки. Таким образом, несмотря на то что грузовой автомобиль продолжает движение прямо, фактически он перестраивается на соседнюю полосу и. следовательно, обязан уступить дорогу легковому автомобилю (пункт 8.4 Правил).

    прочие задачи к пункту 8.4 ПДД РФ

    Смотрите также:

    п. 8.1 — сигналы, подаваемые указателями поворота или рукой;
    п. 8.2 — правила подачи сигналов указателями поворота или рукой;
    п. 8.3 — въезд на прилегающие территории и выезд с них;
    п. 8.4 — правила перестроения;
    п. 8.5 — порядок выполнения поворотов и разворотов;
    п. 8.6 — правила выполнения поворотов;
    п. 8.7 — отступления от правил при выполнении поворота;
    п. 8.8 — правила выполнения разворотов;
    п. 8.9 — правило правой руки;
    п. 8.10 — движение по полосам разгона и торможения ;
    п. 8.11 — места, где запрещено разворачиваться;
    п. 8.12 — правила движения задним ходом.

    Приходите к нам в офис:

    м. Бауманска, ул. Фридриха Энгельса, д.23, стр.4, оф.2 (вход со двора)

    м. Коломенская, ул. Нагатинская, д.29, корп.4, этаж 2, оф.13

    www.argo-avto.ru

    Перестроение. Направление движения

    Добрый день, уважаемые автолюбители!

    Определение Правил дорожного движения «перестроение» казалось бы не вызывает никаких вопросов:

    «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

    Вопрос приоритета при перестроении тоже вполне доступно описан правилами:

    8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

    Но на практике, так как разметка на дорогах во многих городах носит сезонный характер, не редко встречаются спорные ситуации, которые заставляют усомниться: «А есть ли тут перестроение?»

    Разберем определение. Обратите внимание, что для совершения перестроения достаточно выехать из занимаемого ряда. При плотном движении зачастую в одной полосе может двигаться и два ряда. В случае отсутствия разметки количество рядов контролируется только водителями. Нужно понимать, что перестроение это любое перемещение на проезжей части с сохранением первоначального направления.

    Направления.

    В Правилах дорожного движения направления не ограничиваются движением прямо — это важно. Предусмотрено четыре направления движения:

    Следующий важный момент, направление движения определяется относительно направления дороги. Если дорога физически изменяет направление, то направление движения по этой дороге не изменяется. Движение по извилистой дороге в рамках Правил дорожного движения — это движение прямо. Например, отсутствует необходимость включать сигналы поворота, занимать крайнее положение и выполнять остальные требования правил, относящиеся к маневрированию, потому что вы едете прямо, независимо от изменения фактического направления дороги. Вы движетесь по дороге. Куда дорога — туда и вы.

    Обратите внимание: В тексте правил одни и теже понятия могут применяться как в общепринятом понимании, так и в соответствии с определениями. Например:

    Поворот — маневр, описанный в 8 главе правил, как изменение направления движения на дорогах и поворот в общепринятом понимании, обозначенный знаками «Опасный поворот» или «опасные повороты», как фактическое изменение направления движения.

    Остановка — действие определенное Правилами дорожного движения, и фактическая остановка, когда скорость движения становится равной нулю (в заторе или перед светофором). Аналогично и с направлениями.

    Изгиб дороги.

    Бывает, что дорога имеет незначительный изгиб, при этом прямое направление соответствует этому изгибу. Если продолжать движение прямо по факту (не поворачивать руль), то это уже будет считаться перестроением, не смотря на то, что физически вы двигались в прямом направлении.

    Так же изгиб может быть визуально скрыт пересекаемой дорогой, но изгиб при этом остается тем же.

    Сужение дороги

    Следующая, одна из самых спорных и обсуждаемых ситуаций — это сужение дороги. Ошибочное мнение, что движение вдоль края проезжей части всегда является движением в прямом направлении. Нет. Как мы уже выше отметили движение прямо — это движение относительно направления дороги. В случае сужения, направление дороги не изменяется, а транспортное средство, на стороне которого происходит сужение изменяет направление и совершает перестроение.

    Поворот из двух полос

    Правила дорожного движения допускают введение определенных режимов движения. Один из них — это возможность совершить поворот не только из крайнего положения, но и одновременно с нескольких полос. Введение такого режима подразумевает равное количество полос, как до поворота, так и после. Все поворачивающие транспортные средства при этом движутся в одном направлении и изменение полосы с сохранением направления движения при повороте так же является перестроением.

    Тем не менее, в спорных ситуациях самую важную роль играет внимание. Старайтесь прогнозировать действия других участников и будьте взаимовежливы. Дорог вам без препятствий.

    Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.

    ruspdd.ru

    Перестроения: о чем молчат ПДД?

    Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

    Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    В Правилах нет определения «ряда движения», но, полагаю, понятно, что это расположение нескольких автомобилей на одной условной линии по ходу движения. По действующим стандартам ширина полосы движения может варьироваться от 3 до 3,75 метра. Получается, в одной полосе может поместиться и два ряда автомобилей. Правда, будет тесно и достаточно опасно. Тем не менее в Правилах не существует запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе. Этим обычно пользуются мотоциклисты. При этом выезд из занимаемого ряда, даже если вы не покинули своей полосы, также считается перестроением.

    Поворот из второго ряда

    Поворот из второго ряда

    А что, если ширина полосы позволяет двигаться в два ряда? При этом, если из этой полосы разрешен поворот направо или налево, встает вопрос, а можно ли поворачивать пусть и с «правильной» полосы, но из второго ряда? Пункт 8.5 Правил говорит о том, что водитель перед поворотом обязан занять именно крайнее положение на проезжей части. Не полосы, как считают многие.

    В Правилах установлены случаи, когда запрещено пересекать определенные типы разметки: 1.1 (разделяет транспортные потоки), 1.2.1 (обозначает край проезжей части, при этом допускается пересечение этой линии для остановки в разрешенных местах) и 1.3 (разделяет противоположные потоки, когда для движения 4 и более полос). Однако в определении к разметке 1.1 указано, что этой линией обозначаются и границы стояночных мест. То есть, двигаясь по парковочной разметке, можно попасть на 500-рублевый штраф (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Однако, если говорить откровенно, кто из нас, когда паркуется, не наезжает на эту разметку? Сюда же относятся и островки, определяющие начало и окончание зоны парковки.

    Удивительно, но многие водители искренне считают, что двигаться по трамвайным путям полностью запрещено. На самом деле это не так. Пункт 9.6 Правил гласит: «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления». Однако если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (определяют направление движения по полосе), ехать по трамвайным путям через перекресток нельзя. Учтите, что, к примеру, в Москве такие знаки установлены практически на каждом перекрестке.

    Движение по трамвайным путям

    Выезд на дорогу с разгонной полосы или обочины

    В чем опасность? Мы начинаем движение со скоростью, меньшей, чем едет основной поток, в который планируем «вклиниться». Нужно одновременно искать свободное пространство на нужной полосе и смотреть вперед, так как прямо перед вами может возникнуть какое-нибудь препятствие.

    Наиболее типичные аварии в таких местах — это боковые столкновения и попутные «паровозики». Если вы выезжаете на основную дорогу и притираете автомобиль, двигающийся прямо по своей полосе или ряду, вина будет на вас.

    Многократная смена полосы движения

    В этом случае риск боковых столкновений очень высок. Представьте такую картину. Вы, к примеру, двигаетесь в крайней левой полосе многорядной дороги. По какой-то причине вы прозевали свой поворот направо. Точнее, не прозевали, а поняли, что поворот вот он, за несколько десятков метров впереди, и по всем раскладам вы должны были бы уже находиться в крайней правой полосе (и в крайне правом положении, как того требуют правила). Что делать? Вариантов два.

    Первый и самый безопасный – проехать до следующего поворота, не делая резких движений. Второй – все же перестроиться в правый ряд за достаточно короткое время. Если дорога свободна, то после включения указателя поворота можно «резаться» через все полосы по прямой к своей цели. Правила это не запрещают. Но дороги, как правило, у нас загружены, поэтому придется протискиваться через плотный поток. Здесь все как и при разовом перестроении. Единственное, что бы я добавил, так это не выключать сигнал поворота до окончания маневра. Да еще и перестраиваться этапами: заняли соседнюю полосу или ряд, проехали немного прямо, затем пошли дальше. И так далее, пока не окажемся в нужной полосе. Главное, не перестраиваться вслепую, когда ваш автомобиль находится под таким углом, что происходящее в соседнем ряду не видно даже в боковое зеркало. Вот как это бывает:

  • Много споров у водителей, а часто и аварийных ситуаций, вызывает обоюдное перестроение. Представим следующую картину. Вы двигаетесь по трехполосной дороге в крайней левой полосе и начинаете перестроение в среднюю. А с крайней правой полосы в среднюю же перестраивается другой водитель. Кто кого пропустить должен?

    Пункт 8.4 ПДД говорит о том, что при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется водитель автомобиля справа. Поэтому при перестроении на многополосной дороге (как одноразовом, так и многоразовом) внимательно смотрите не только на ту полосу, в которую собираетесь выехать, но и на соседние. Если видите, что водитель справа начинает маневр, придется занять второй номер. Понятно, что уступать тому, кто начал перестроение справа, нужно лишь в том случае, если ваши траектории пересекаются, то есть возможен боковой контакт.

  • При перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется прямолинейно по той полосе, на которую вы собираетесь выехать. Ваши действия не должны заставлять других водителей резко тормозить или менять траекторию движения.
  • Помните, что при одновременном перестроении преимущество у того, кто справа.
  • Перестроение возможно только тогда, когда это позволяет дорожная разметка. Проехались через сплошную (парковочная разметка не в счет), будьте готовы получить «письмо счастья» со штрафом. Камер-то сейчас в городах и весях не сосчитать. Многие из них обучены фиксировать и такие нарушения.
  • И конечно, прежде, чем приступить к перестроению, нужно включить указатель поворота. Это важно. Именно включенный поворотник говорит другим водителям о ваших намерениях.
  • m.zr.ru

    Перестроение в потоке

    К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье Маневрирование в дорожном потоке, оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:

    Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево. В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?

    Прав инспектор или не прав — ему на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.

    Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.

    Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.

    Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 «Начало движения, маневрирование» и 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» ПДД.

    Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону.

    На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а полосы для движения не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении.

    Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. п. 1.2 термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу, то обращаемся к п.8.4 Правил:

    «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

    Пункт 8.4 ПДД, по сути, можно назвать правилом перестроения. На этой странице есть картинки, где схематично представлено, когда и кто должен уступать дорогу при перестроении. Но если присмотреться к тем картинкам, то легко заметить, что смежные полосы попутного направления разделены между собой разметкой 1.5. Другими словами, при наличии этой разметки, водителю понятно, что он движется по конкретно этой полосе или перестраивается на соседнюю полосу.

    Как быть, если смежные полосы, как на нижнем рисунке выше, не разделены дорожной разметкой?

    На этот вопрос отвечает пункт 9.1 ПДД:

    «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

    Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. И вот здесь кроется один нюанс.

    Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С поворотами налево и направо вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу. Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?

    Обращаемся опять к пункту 8.4 ПДД, который приведен выше и «говорит» однозначно – кто, как и кому.

    А теперь возвратимся к самому началу статьи, где инспектор выносил «приговор» допустившим ДТП. Виновным был назначен невиновный – тот водитель, что ехал прямо, не меняя полосы и, как утверждает инспектор, не уступил дорогу автомобилю, совершавшему перестроение, который в этот момент являлся «помехой справа».

    Заключение хоть и не верное, но оспорить его трудно. Если отбросить в сторону «условные» полосы или взять дорогу без разметки, то фактически ситуация выглядит как движение в попутном направлении на широком участке двух автомобилей в пределах одной полосы. Причем, полоса может сужаться, потом становиться шире и так далее. Кто в этом случае имеет преимущество или кто кому уступает при перестроении?

    Движение двух автомобилей в пределах одной полосы Правила не объясняют. Но в ПДД есть пункт 8.9: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

    Возможно, именно на этот пункт и опирался инспектор, делая заключение о ДТП. Здесь явное противоречие с пунктом 8.4, поскольку данный маневр (перестроение, смена полосы даже в том случае, когда полоса условная) оговорен в ПДД. Но заключение касается конкретной дорожной ситуации, т.е. конкретного места и характера происшествия, его участников.

    Не будем спорить с заключением инспектора, вполне возможно, что у нас не хватает данных с места происшествия, а есть только интерпретация событий.

    Чтобы подобных противоречий и разногласий, как с участниками, так и с инспектором, непосредственно на дороге не возникало, нужно эти события пресекать еще на стадии их появления, стараться избежать ДТП.

    Правило перестроения сформулировано в пункте 8.4 Правил. Запомнить его не сложно: при перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается, а тот, кто движется по полосе прямолинейно, не меняя полосу движения – пользуется преимуществом.

    Это общее правило перестроения, и оно может быть взято за основу при разборе ДТП в поисках виновника происшествия. Но приоритетная задача в дорожной ситуации это, все-таки, не слепое выполнение пунктов Правил, а планирование своих действий таким образом, чтобы не допустить аварию.

    Дорожная реальность часто вынуждает отступать от Правил. Например, в некоторых случаях целесообразно поменяться приоритетами, т.е. один участник, имея преимущество в движении, уступает дорогу другому участнику. В таких действиях нарушения нет.

    Многие, выполняя перестроение в дорожном потоке, наверняка, замечали такой момент. Когда включаете поворотник (неважно, левый или правый) и смотрите в зеркало заднего вида, то едущий позади вас начинает чуть притормаживать, как бы уступая вам. Т.е. он, видя ваш включенный указатель поворота, имея свое преимущество, дает вам дорогу. Это нормальная водительская практика, только не нужно такое поведение путать с правилами перестроения. Со временем придет понимание того, где можно воспользоваться такой уступкой, а где лучше воздержаться.

    Что касается обоюдного перестроения, то заметить, что водитель соседнего по потоку автомобиля собрался перестроиться, например, включил указатель поворота, бывает практически невозможно – потому что он будет находиться сбоку от вас. Для того, чтобы увидеть чужой включенный поворотник, нужно находиться или сзади того автомобиля, или впереди него (чтобы видеть его в зеркалах). Боковой повторитель указателя поворота есть не на каждом автомобиле, или его можно не заметить. И решение, соответственно, нужно принимать исходя из ситуации и согласно пункту 8.4 ПДД.

    Например, вам нужно перестроиться влево из правого ряда, а рядом с вами, левее вашей машины, на некотором расстоянии движется другой автомобиль.

    В дополнение к общим правилам, касающихся перестроения и рассмотренных ранее в статье Маневрирование в дорожном потоке, ваши действия будут следующие:

  1. Оцениваете обстановку вокруг вашего автомобиля – впереди, с боков (особенно слева), сзади и включаете левый указатель поворота;
  2. Замедляете слегка движение для того, чтобы тот автомобиль, что находится слева от вашего, ушел вперед. Одновременно смотрите по зеркалам, чтобы это место слева, которое освободилось, не занял кто-нибудь другой. Поворотник продолжает работать. Если место снова оказалось занятым, начинаете сначала. Если место слева свободно, действуете далее по пунктам, и не забываете контролировать дорогу впереди машины;
  3. Поворот головы налево — быстрый взгляд в мертвую зону – если место действительно свободно и никто не стремится его занять – плавный поворот руля и перестраиваетесь. Выключаете указатель поворота. Одновременно контролируете дистанцию до впереди идущего автомобиля. Продолжаете движение.

Точно так же выполняется перестроение на правую полосу. Внимательно, аккуратно и без суеты. Но в любой дорожной ситуации, когда вопрос касается приоритета, неизменным остается одно правило: Если вашим приоритетом пренебрегают, т.е. кто-то упорно стремится пролезть вперед – не мешайте тому. Дайте ему дорогу, и пусть едет с миром.

Процесс перестроения непосредственно на перекрестке рассмотрен в одноименной статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке. Еще рекомендую статью В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам. В ней вы ознакомитесь с особенностями перестроения, когда поток машин движется в режиме сплошной пробки.

Будьте внимательны и проявляйте соучастие к другим водителям.

avtonauka.ru

Автошкола онлайн

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме«автошкола онлайн». Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

Тема 8.2. Начало движения, перестроения.

Именно так называется эта подтема в сборнике «Экзаменационные задачи тематические», по которым вы сейчас занимаетесь в автошколе. Хотя на самом деле речь тут идёт не только о начале движения и перестроениях, но ещё и о других специфических манёврах, а именно: съезд на прилегающую территорию, выезд из прилегающей территории, съезд на полосу торможения, выезд на полосу разгона, а также о случаях, которые в Правилах не оговорены.

Водитель белого автомобиля собирается начать движение после преднамеренной остановки, а водитель синего автомобиля наоборот намерен припарковаться.

Кто должен уступить дорогу?

Правила. Раздел 8. Пункт 8.1. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сейчас оба маневрируют одновременно и если руководствоваться пунктом 8.1 Правил, то ситуация патовая – оба одновременно должны уступать дорогу друг другу.

Так почему же в реальной действительности начинающий движение обязательно уступает дорогу всем остальным, в том числе и совершающим другие манёвры?

Тут дело вот в чём. «Белый», совершив преднамеренную остановку, на некоторое время выбыл из Транспортного Мира. Начиная движение (то есть, возвращаясь в Транспортный Мир), образно говоря, он должен «снять шляпу, прижать её к груди и попросить у всех разрешения войти».

Для того чтобы его действия квалифицировались, как манёвр, ему сейчас даже необязательно перестраиваться. Сам факт перевода транспортного средства из неподвижного состояния в подвижное – уже манёвр. И, следовательно, водитель не вправе тронуться с места до тех пор, пока это может создать помехи другим участникам движения.

Откуда это следует? В тексте Правил в явном виде этого нет, а пункт 8.1 полностью выглядит так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.1. Перед началом движения , перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Как видим, Правила к манёврам относят следующие действия – начало движения, перестроение, поворот, разворот и преднамеренную остановку.

Но те же Правила не раскрывают, что такое «начало движения». Заглянем в «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова – «Под началом движения понимается момент трогания транспортного средства с места стоянки или остановки с перестроением на соседнюю полосу движения или без него».

То есть «Начало движения» это особенный манёвр, он протекает не в движении, а заключается в трогании с места , и именно поэтому Правила уже в названии Раздела 8 выделили этот манёвр.

Авторы Правил могли назвать этот раздел просто – «Маневрирование». Но нет, они написали именно так – «Начало движения, маневрирование», поставив «начало движения» отдельно от всех остальных манёвров.

Правила это не учебник, это Закон. И написаны Правила, как и всякий Закон, с использованием специальной юридической лексики так, что порой понять некоторые требования Правил нелегко. Но мы-то с вами пишем не Закон, а Учебник.

И, следовательно, нам ничто не мешает изложить это требование Правил ясно и конкретно:

Начало движения, то есть перевод транспортного средства из неподвижного состояния в подвижное – это манёвр и, следовательно, начинать движение можно только при условии, что это не создаст никому никаких помех.

В противном случае водитель должен сохранять своё транспортное средство в неподвижном состоянии.

Кому-то из вас на экзамене достанется задача, показанная ниже. Имейте в виду – несмотря на то, что дорога в данном направлении имеет две полосы движения, правильный ответ не просто «Можно», а именно «Можно, если при этом не будут созданы помехи грузовому автомобилю».

Авторы этой задачки хотят выяснить, знаете ли вы требование пункта 8.1 Правил. И ждут от вас такого ответа: «Да, я знаю, что начинать движение водитель может только при условии, что он не создаст никому никаких помех».

Можно ли водителю легкового автомобиля в данной ситуации начать движение от тротуара?

2. Можно, если при этом не будут созданы помехи грузовому автомобилю.

Итак, начиная движение после преднамеренной остановки, мы уступает дорогу всем, в том числе и совершающим другие манёвры. Но вот, наконец, мы тронулись, и как теперь будут развиваться события? Ведь в процессе движения неизбежно придётся перестраиваться. Как в этом случае водители разбираются в очерёдности проезда? Принцип очень простой:

Маневрирующий уступает дорогу неманеврирующему.

Этот принцип абсолютен и действует всегда, независимо от того, перестраивается ли водитель по собственному желанию или потому, что сужается проезжая часть, или потому, что водитель перестраивается, завершая обгон. Всегда и везде маневрирующий не должен создавать помех неманеврирующему. Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Вот как об этом вас будут спрашивать на экзамене:

Водитель автомобиля, выполняющий перестроение на правую полосу, в данной ситуации:

1. Не должен создавать помех движущемуся по правой полосе автомобилю.

2. Имеет преимущество, так как завершает обгон.

Обязан ли водитель автомобиля, который движется по левой полосе, уступить дорогу в данной ситуации?

xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai