База знаний

§4.5. Техника безопасности при монтаже, эксплуатации и ремонте лифтов

К работе по монтажу, эксплуатации и ремонту лифтов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные к выполнению работ на высоте. Вновь поступившие рабочие обязаны пройти вводный инструктаж по безопасности труда и инструктаж непосредственно на рабочем месте.

В период производства строительно-монтажных работ лифтовые шахты должны быть перекрыты на каждом этаже инвентарным или типовым настилом, все проемы шахты — ограждены щитами.

Перед началом монтажа надо убедиться в надежности подмостей и ограждений, исправности инструмента и такелажной оснастки, достаточной освещенности рабочих мест и наличии низковольтного переносного освещения. При опускании узлов лифта в шахту обеспечивают надежную связь сигнальщика с крановщиком или лебедчиком.

Перед подачей сигнала о подъеме или спуске груза необходимо убедиться, что груз надежно застроплен, на нем нет незакрепленных деталей, инструментов и других предметов. Подготовленный груз должен двигаться свободно, ни за что не цепляясь. В этот момент в шахте никого не должно быть. Расстроповку груза производят только после установки груза на место и закрепления его. При работе в шахте лифта следует пользоваться защитной каской. При сварочных работах следует оберегать глаза щитком от воздействия сварочной дуги. Монтажник, работающий со сварщиком, должен надевать защитные очки с темными стеклами.

Приступая к наладке лифта, необходимо убедиться в исправности заземления всех частей лифта, которые могут оказаться под напряжением. Необходимо проверить ловители и все защитно-блокировочные устройства в кабине, шахте и машинном помещении.

При обслуживании лифтов электромеханику не разрешается: производить пуск лифта, воздействуя непосредственно на аппараты, подающие напряжение на электродвигатель; производить пуск лифта с этажной площадки через открытые двери шахты и кабины, выводить из действия предохранительные и блокировочные устройства; пользоваться переносными лампами напряжением более 36 В; подключать к цепи управления лифтом электроинструмент, лампы освещения и другие приборы, кроме измерительных; лазить по шахте без лесов и лестниц и опускаться по канатам; подниматься на крышу кабины, за исключением случаев, когда управление производится с помощью кнопочного аппарата, установленного на ее крыше, при скорости кабины не более 0,36 м/с.

Перед началом технического обслуживания и ремонта лифтов электромеханик должен выполнить технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих и пользующихся лифтом. К таким мероприятиям относятся: разъяснение членам бригады характера предстоящих работ: подготовка и проверка необходимого инструмента, материалов, запасных частей, защитных и предохранительных средств, предупредительных плакатов; подготовка спецодежды и защитных касок всеми членами бригады; сообщение о предстоящей работе лифтеру, лифтеру-диспетчеру, диспетчеру и отметка в журнале об остановке лифта на ремонт; проверка ограждения шахты, дверей и замков; вывешивание предупредительных плакатов «Лифт на техосмотре» или «Лифт на ремонте». На лифте с автоматическим приводом дверей отключают автоматический выключатель этого привода.

Перед началом работы в машинном помещении необходимо отключить все находящиеся в машинном помещении лифты, за исключением ремонтируемого. Вводное устройство отключают так, чтобы разрыв цепи между всеми пинцетами и ножами был видим, разрядить конденсаторы и проверить отсутствие напряжения на отключенных токоведущих частях (отсутствие напряжения проверяют в диэлектрических перчатках указателем напряжения или переносным вольтметром).

Канаты с канатоведущего шкива снимают после установки противовеса на подставки, посадки кабины на ловители и закрепления кабины строповочными канатами к балкам в машинном помещении.

При перемещении лифтового оборудования из машинного помещения на этажную площадку необходимо проверить исправность тали, крюка, стропов, рым-болтов и ушек на перемещаемом оборудовании; застропить перемещаемый груз универсальным стропом соответствующей грузоподъемности, обеспечить охрану зоны над открытым люком. Все работы в шахте производятся с крыши кабины, за исключением работ в приямке.

Перед началом работ в шахте с крыши кабины необходимо проверить исправность контактов дверей шахты, осмотреть исправность крыши и люка, включить переносную лампу на 36 В, с крыши кабины переключить электросхему на режим «Ревизия», проверить действие контакта ловителей и натяжение подъемных канатов.

Перемещаясь по шахте на крыше кабины, необходимо располагаться ближе к центру кабины, не находиться вблизи выступающих частей шахты, не останавливать кабину, воздействуя на контакты дверей шахты и автоматических замков, не производить работы при движении кабины, не стоять на датчике точной остановки.

proznania.ru

Техника безопасности при монтаже лифтов

При выполнении работ по монтажу лифтового оборудования следует руководствоваться правилами техники безопасности, приведенными в нижеперечисленных нормативных документах: СН и П III-4-80 «Техника безопасности в строительстве»; «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭ); «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок по-требителей»(ПТБ); «Типовая инструкция по охране труда при монтаже лифтов и канатных дорог».

При выполнении монтажных и такелажных работ необходимо, кроме правил, указанных в приведенных документах, соблюдать нижеперечисленные требования.

Запрещается начинать монтаж лифта без распоряжения на открытие объекта, ознакомления бригады с условиями монтажа и инструктажа на рабочем месте.

Запрещается вести работы по монтажу лифтового оборудования, а также находиться на строительной площадке без защитной каски.

Запрещается производство монтажных работ в шахте с помощью грузоподъемных механизмов при отсутствии видимой связи между рабочим местом монтажников и машинистом крана или мотористом лебедки без налаженной телефонной или радиосвязи.

Запрещается вести работы по монтажу лифтового оборудования, находясь на крыше здания при скорости ветра 15 м/с и более, отсутствии ограждения, а также при гололеде, грозе, сильном снегопаде или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ.

Подъем оборудования массой, близкой к максимальной грузоподъемности подъемных средств, следует производить в два этапа. Сначала оборудование поднять на высоту 200-300 мм, проверить строповку и надежность тормоза, затем -на полную высоту. Запрещается поднимать оборудование, масса которого неизвестна.

Особую осторожность следует соблюдать при подъеме и опускании узлов или элементов лифта по шахте. Если его необходимо сопровождать в процессе подъема или опускания, то это надо делать, переходя с одной посадочной площадки на другую. На время перехода перемещение груза приостанавливают.

Груз стропят надежно так, чтобы не могла произойти его расстроповка при зацепах за элементы оборудования в шахте и прослаблении грузового каната.

Расстроповку груза можно производить только после того, как он будет надежно установлен на место и монтажники убедятся, что груз не может упасть после снятия стропов.

Лебедки, тали, блоки крепят к конструкциям шахты или здания только в соответствии с проектом производства работ или по указанию прораба после согласования с генподрядчиком.

Лебедку включают по сигналу лица, ответственного за подъем груза. Любой непонятный сигнал следует выполнять, как «стоп».

Электроинструмент, питающийся от сети напряжением 220 В должен иметь двойную изоляцию. Одинарная изоляция допустима для электроинструмента, питающегося от сети не выше 42 В, при этом работа с ним должна выполняться с использованием диэлектрических перчаток.

При монтаже лифтов также запрещается: оставлять открытыми двери шахты; подключать к цепи управления лифта электрический инструмент, лампы освещения или другие электрические приборы, за исключением измерительных; производить работы с каркаса или с крыши кабины во время их движения; находиться на крыше кабины более, чем двум монтажникам; перевозить в кабине лиц, не связанных с монтажом лифта; оставлять после работы на крыше кабины или на подмостях горюче-смазочные материалы, ветошь, инструмент и запчасти; входить на крышу кабины и перемещаться по шахте на малых грузовых лифтах; производить пуск кабины с этажной площадки через открытые двери шахты и кабины; шунтировать (выводить из действия) при движении на номинальной скорости предохранительные и блокировочные устройства лифта; пользоваться переностными лампами напряжением более 42 В; опускаться или подниматься по канатам, направляющим и закладным деталям; переходить из шахты в смежную шахту по металлоконструкциям; подключать инструмент к контактам, находящимся под напряжением (наличие напряжения проверять только контрольными приборами); укладывать без предварительного разрешения руководителя работ детали оборудования на подмости во избежании возможного их обрушения; изменять положение стропов или захватных приспособлений при грузе, находящемся на весу; работать вблизи места сварки без защитных очков; выполнять на крыше кабины работы (промывку и очистку канатов, деталей и т.п.), которые можно производить вне шахты; совмещать работы в шахте с работами строительной или других монтажных организаций; пользоваться незакрепленной монтажной лебедкой; перемещаться, находясь на крыше кабины со скоростью более 0,4 м/с, исключение составляют односкоростные лифты со скоростью перемещения кабины 0,71м/с; находиться в кабине при испытании ловителей; производить пуск лифта механическим нажатием контакторов «Вверх» или «Вниз»; заменять рабочий элемент режущего электроинструмента без отключения его из сети; оставлять без присмотра электроинструмент, включенный в сеть; оставлять лифт подключенным к сети после прекращения работ на объекте; использовать нештатный кабель для его подключения к К^парату управления режима «Ревизия» и НКУ.

www.liftspas.ru

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Последние публикации:

Лифт является довольно обыденным транспортным средством, которым каждый из нас пользуется чуть ли не по нескольку раз в день. Однако он, согласно нормативным документам, относится к средствам, имеющим повышенную опасность. Для осуществления безопасности в эксплуатации лифтов, они должны постоянно проходить технический осмотр. Ответственность за их исправность несет владелец, в здании которого находится сам лифт или обслуживающая организация (например в жилых домах).

Современные лифты более надежны и соответствуют всем стандартам, но и у них в редких случаях бывают непредвиденные поломки и неисправности, которые могут привести к человеческим жертвам. О каких правилах необходимо помнить, чтобы поездка была безопасной, что делать, если застрял в лифте и как себя вести, если он вдруг стал резко падать, рассмотрим более подробно.

Основные устройства безопасности лифта: для чего нужны

В данном техническом средстве предусмотрены механизмы, которые должны обеспечивать его безопасность. Они в обязательном порядке подлежат сертификации. К ним относятся:

  • Ограничители скорости, которые включаются, когда скорость лифта начинает превышать установленную.
  • Буфер, также призван влиять на плавный ход кабины.
  • Гидроаппарат безопасности представляет собой клапан, который связан с корпусом лифта и обязан предотвращать возможное падение.
  • В дверях кабины есть замки, которые можно механически открыть специальным ключом и вызволить застрявших пассажиров.

В каждом лифте современного типа есть аварийная кнопка, пожарная сигнализация, электропривод, который не допустит движение кабины с плотно незакрытыми дверями. Однако, несмотря на все эти устройства безопасности лифта, необходимо помнить о собственной безопасности до и вовремя поездки.

Общие рекомендации по безопасному пользованию лифтом

  1. Никогда не вбегайте в кабину, внимательно не осмотрев ее. Посмотрите и убедитесь, что после открывания дверей не будет видна часть шахты лифта. Ждите, когда двери полностью откроются. Не помогайте им руками и не придерживайте ногами.
  2. Не стойте рядом с зеркалами. В случае резкой остановки, они могут разбиться, и вы получите травмы.
  3. Учитывая, что лифт относится к средствам повышенной опасности, то первым входит мужчина, потом женщина.
  4. Кнопку с нужным этажом следует нажимать, когда все люди войдут в кабину.
  5. Старайтесь не входить в кабину с незнакомыми людьми подозрительной внешности или поведения. Такое же правило действует в случае, если в лифте плохая освещенность или вовсе отсутствует свет.
  6. Если вы все-таки оказались в лифте с малознакомым и подозрительным человеком, то займите положение ближе к дверям, спиной закрывая панель с кнопками. Так, человек не сможет заблокировать двери. Нажмите несколько кнопок, как бы случайно. Часто открывающиеся двери дадут вам возможность побега в случае нападения. Не опускайте глаза, держите человека в поле вашего зрения.
  7. Если за вами в кабину, буквально в последний момент вбежал странный человек, то не спрашивая у него, какой ему нужен этаж, нажмите кнопку ближайшего и выходите. Можно повернувшись к панели случайно нажать кнопку связи с диспетчером. Лучше потом извиниться, чем стать жертвой нападения.
  8. Запрещается в кабине топать, прыгать. Такие действия могут спровоцировать остановку.
  9. Следует также помнить о том, что каждый лифт имеет свой максимальный вес подъема, который он может выдержать. Не следует заполнять его до отказа, соблюдайте предусмотренное инструкцией количество человек. В современных лифтах установлены специальные датчики, которые просигнализируют вам о перегрузе.

    Безопасность ребенка в лифте

    В большинстве случаев, дети не воспринимают лифт, как средство, от которого может исходить опасность. Для них он средство для игр, в котором можно по нажимать кнопочки и попытаться его остановить, прыгнув, как можно сильнее.

    Родителям следует объяснить ребенку, что такое лифтовая кабина и какие правила безопасности предусмотрены для ее пользования. Большое значение имеет собственный пример взрослого.

    Помните, что маленькие дети могут пользоваться этим средством только в сопровождении взрослого. Входит в лифт сначала взрослый человек, а потом ребенок. Выходить следует наоборот: сначала выпускать детей, потом взрослых. Если ребенок находится в коляске, то схема та же. Но, безопаснее будет, если малыша вы будете держать у себя на руках. В случае внезапного закрывания дверей пострадает только пустая коляска.

    Ребенку следует объяснить, что нажимать нужно только 1 кнопку, соответствующую вашему этажу. Вести себя нужно спокойно: не прыгать, ни кричать и не играть с панелью. Расскажите детям о кнопке «вызов диспетчера». В каких случаях следует ее нажимать и что говорить.

    Запретите входить в кабину с незнакомыми людьми. Если за ребенком в кабину вошел незнакомый, то пусть малыш сделает вид, что передумал ехать или что-то забыл на улице, и выходит из кабины.

    Малолетних детей лучше всего встречать и провожать до 1 этажа, составляя им компанию в кабине. Это наиболее безопасный способ.

    Правила поведения в лифте: что делать, если он застрял или падает

    1. Лифт остановился без причины, соблюдайте спокойствие, даже если у вас есть клаустрофобия. Кабина оснащена вентиляцией, поэтому как бы долго вы в нем не находились, задохнуться не сможете.
    2. Воспользуйтесь кнопкой связи с диспетчером. Именно для таких случаев она и нужна. В случае, если не удалось с ним связаться, воспользуйтесь телефоном. На панели обычно есть телефоны аварийных служб, куда следует обращаться.
    3. Можете поднять шум, чтобы привлечь внимание жильцов. Постучите по кабине.
    4. Запрещается самостоятельно открывать двери и пытаться вылезти через них. Лифт может застрять между этажами, а вы об этом не знаете. Кроме того, пуск кабины может быть таким же внезапным, как и остановка!
    5. В ожидании помощи снимите верхнюю одежду и примите удобное положение.

    Заметив, что скорость лифта увеличивается и при подозрении на то, что он падает, следует не забывать про кнопку «стоп» на панели и воспользоваться ей. Затем, по – возможности, примите наиболее безопасную позу – лягте на пол, лицом вниз. Под голову подложите скомканную одежду иили сумку. В этой позе сила удара равномерно распределиться по всему телу, и есть возможность, что полученные травмы не заденут важные внутренние органы.

    Если в кабине тесно и лечь не получается, то присядьте на корточки и упритесь руками об пол, зафиксируйте тело. Чем вы будете менее подвижными в момент остановки или падения лифта, тем меньше пострадаете.


    fireman.club

    10.2. Безопасная эксплуатация лифтов. Техника безопасности.

    Подъемники (лифты) служат для вертикального перемещения грузов и людей между этажами здания. Общее устройство лифта показано на рис. 10.6. В машинном помещении установлены: лебедка с электроприводом, вводное устройство -автоматический выключатель или рубильник с комплектом плавких предохранителей (на рисунке не показан), панель управления с этажными реле и реверсивным контактором, тормозное устройство с электромагнитным оттормаживанием при включении электродвигателя. Машинное помещение обычно располагается в верхней части шахты, в которой по направляющим рельсам перемещаются кабина и противовес.

    Рис. 10.6. Общий вид лифта:

    1 — стена шахты; 2 — панель управления; 3,4 — направляющие рельсы; 5 — кабина; 6 — противовес; 7- грузовые канаты; 5 — стальная рама; 9 — канатоведущий шкив; 10- электродвигатель; 11 -тормоз; 12- конечный выключатель; 13 — буфер

    Ограждения шахты могут быть в виде глухих стен, а также сетчатые и комбинированные. В качестве ограждения используют стальные листы толщиной не менее 1,4 мм или сетку из стальной проволоки с ячейками не более 20X20 мм, а также листовое стекло толщиной не менее 8 мм. При сетчатом или стеклянном ограждении со стороны посадочных площадок шахта лифта ограждается на высоту 1 м от уровня пола стальным листом.

    В нижней части шахты оборудован приямок, в котором установлены блоки для вспомогательных канатов, пружинный буфер для мягкой посадки кабины в случае ее аварийного опускания вниз.

    Электрифицированная лебедка подъемника может быть барабанного типа, когда на барабан с желобами наматываются канаты, к которым подвешены кабина и противовес, или с канатоведущим шкивом, когда для движения кабины и противовеса канаты перетягиваются шкивом. В пазах шкива в зажатом положении находятся рабочие канаты. Пасажирские подъемники обычно оборудованы лебедками с канатоведущим шкивом.

    Для безопасной работы лифта служат следующие приспособления и приборы:

    1) ловители — специальные устройства, захватывающие и удерживающие кабину на направляющих рельсах в случае обрыва рабочих канатов или недопустимо большой скорости движения кабины;

    2) тормоза, удерживающие систему «кабина — противовес» в неподвижном состоянии при отключенном электродвигателе, т.е. при остановке;

    3) концевые выключатели, ограничивающие движение кабины вверх и вниз за пределы предусмотренных этажей здания;

    4) автоматические замки дверей шахты, не позволяющие открывать их при отсутствии кабины на данном этаже;

    5) дверные контакты в цепи дистанционного управления электродвигателем, не позволяющие кабине с пассажирами или грузом перемещаться при открытых дверцах кабины;

    6) подпольные контакты в цепи управления электродвигателем, не допускающие вызова кабины, занятой пассажирами (при опускании пола под тяжестью груза контакты размыкаются), и позволяющие вызвать ее при отсутствии пассажиров (груза) при открытых дверцах кабины;

    7) дверные контакты дверей шахты (встроенные в автоматический замок), не допускающие движения кабины при открытых дверях шахты;

    8) сигнальные лампы, предупреждающие о занятости кабины лифта (при опускании пола под тяжестью груза замыкаются контакты в цепи сигнальной лампы «занято»);

    9) звонок или телефон (микрофон) для вызова электромеханика или лифтера в случае неполадок в работе лифта (например, кабина остановилась в промежутке между этажами и пассажиры не могут из нее выйти, поскольку заперты автоматические замки дверей шахты);

    10) грузопассажирские лифты снабжаются ограничителем грузоподъемности, обеспечивающим невозможность движения кабины при перегрузке свыше 110% номинальной грузоподъемности лифта.

    Управление пассажирскими лифтами, как правило, кнопочное, грузовыми лифтами — кнопочное (с проводником и без проводника) или рычажное (при помощи командоконтроллера внутри кабины).

    На каждый лифт составляется технический паспорт и книга для записей о проведенных осмотрах и ремонтах. Обслуживающий лифт электромеханик осуществляет технический надзор в соответствии с типовой инструкцией, утвержденной Госгортехнадзором СССР 13.10.1972 г.

    В случае появления признаков неисправности (например, ненормального резкого гудения электродвигателя, ослабления тормоза, скрипа в направляющих рельсах, рывков и стуков в лебедке, неисправности дверных контактов и замков) лифт должен быть остановлен для внепланового ремонта.

    Лицо, ответственное за исправное состояние грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, подкрановых путей и т. п. (механик, мастер), должно проводить регулярные осмотры и ремонты в соответствии с графиком ППР (планово-предупредительного ремонта).

    delta-grup.ru

    Правила безопасности при эксплуатации лифтов

    ГОСТ Р 55964-2014

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Общие требования безопасности при эксплуатации

    Lifts. General safety requirements in service

    ОКС 91.140.90
    ОКП 48 3600

    Дата введения 2014-09-01

    1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение», Ассоциацией делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис»

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

    4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

    5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

    Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения выполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» и устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы.

    Настоящий стандарт предназначен для повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, с учетом рисков, возникающих при эксплуатации лифтов.

    Выполнение на добровольной основе требований настоящего стандарта позволяет обеспечивать соответствие лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в течение назначенного срока их службы.

    1 Область применения

    1.1 Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — TP ТС 011/2011) [1].

    1.2 Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие TP ТС 011/2011 [1].

    1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований TP ТС 011/2011 [1] на стадии эксплуатации лифтов.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

    ГОСТ Р 53783-2010 Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации

    ГОСТ Р 54999-2012 (ЕН 13015:2001) Лифты. Общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 54999, а также следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1 владелец лифта: Юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации.

    3.2 внеплановый ремонт: Непредвиденные работы капитального характера, необходимость в которых возникла в результате непредвиденных обстоятельств (затопление, пожар, умышленные поломки, хищение и др.), выполняемые для восстановления работоспособности лифта и обеспечения его безопасной эксплуатации.

    3.3 квалифицированный персонал: Работники, подтвердившие свою квалификацию в соответствии с профессиональным стандартом, устанавливающим квалификационные характеристики для выполнения соответствующих работ

    3.4 материально-техническая база: Совокупность материальных и технических средств, необходимых для осуществления соответствующих видов работ.

    3.5 модель лифта: Лифт определенного завода-изготовителя, характеризующийся определенными конструкторскими решениями, грузоподъемностью, скоростью движения и комплектацией оборудования привода, кабины и системы управления.

    3.6 осмотр лифта: Периодическая проверка исправности оборудования и функционирования лифта.

    паспорт лифта: Документ, содержащий сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основные технические данные и характеристики лифта и его оборудования, сведения об устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта, а также предназначенный для внесения необходимых сведений в период эксплуатации.

    3.8 использование лифта по назначению: Применение лифта в соответствии с его назначением, указанным изготовителем лифтов в эксплуатационных документах.

    3.9 ремонт лифта: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изношенного, пришедшего в негодность или поврежденного оборудования лифта.

    3.10 специализированная организация: Субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории РФ, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и монтажу лифтов.

    3.11 техническое обслуживание лифта: Комплекс операций по поддержанию безопасности и работоспособности лифта на стадии его эксплуатации.

    3.12 тип лифта: Лифт, характерными признаками которого являются назначение для применения (пассажирский, больничный, грузовой с проводником) и (или) используемая система главного привода (электрический привод, гидравлический привод, привод на постоянном токе).

    3.13 эвакуация пассажиров из кабины лифта: Освобождение пассажиров из остановившейся кабины лифта, выполняемое квалифицированным персоналом с соблюдением мер безопасности, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя.

    4 Общие положения

    4.1 В соответствии с TP ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифтов в период назначенного срока службы, должны выполняться следующие требования:

    — использование лифта по назначению, а также проведение осмотра, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с технической документацией (руководством по эксплуатации) изготовителя;

    — выполнение работ по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом;

    — проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования;

    — проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока.

    5 Обеспечение условий безопасной эксплуатации лифта

    5.1 Для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия:

    — обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифта только по назначению в течение всего срока эксплуатации;

    — обеспечение условий эксплуатации в помещениях с размещенным оборудованием лифта, предусмотренных документацией изготовителя лифта;

    — исключение хранения в помещениях с размещенным оборудованием лифта посторонних предметов, не имеющих отношения к обеспечению эксплуатации лифтов;

    — обеспечение возможности беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) обслуживающего персонала к помещениям с размещенным оборудованием лифта, в том числе освещения подходов, проходов;

    — исключение доступа в помещения с размещенным оборудованием лифта посторонних лиц;

    — обеспечение организации хранения, учета и выдачи ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта;

    — обеспечение организации хранения технической документации, в том числе паспорта лифта и внесения в него необходимых сведений;

    — обеспечение соответствующего уровня освещенности этажных площадок и помещений с размещенным оборудованием лифта по ГОСТ Р 53780;

    — наличие «Правил пользования лифтом» в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже;

    — наличие в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже информации для связи с обслуживающим персоналом или диспетчерской службой;

    — обеспечение двусторонней переговорной связи из кабины лифта с местом нахождения обслуживающего персонала (диспетчерская, аварийно-диспетчерская служба и т.п.);

    — исключение использования лифта для транспортирования строительных материалов и грузов при выполнении строительных и отделочных работ в помещениях зданий и сооружений без выполнения мероприятий по предотвращению повреждения оборудования лифта.

    5.2 Владелец для обеспечения условий безопасной эксплуатации лифта, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя, может привлечь по договору организацию, оказывающую соответствующие услуги.

    6 Требования к безопасной эксплуатации лифта

    6.1 В период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

    — использование лифта по назначению осуществляется в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя лифта;

    — прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

    — информирование специализированной организации по техническому обслуживанию лифта (при наличии договора):

    а) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации;

    б) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

    в) о планируемом проведении третьей стороной проверок, освидетельствований или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием;

    г) о планируемом длительном прекращении (приостановке) использования лифта по назначению;

    д) о месте хранения ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта в здании;

    — выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

    — проведение технического освидетельствования лифтов по ГОСТ Р 53783;

    — проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока службы с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению (при необходимости).

    6.2 Условия выполнения работ устанавливаются в договоре между владельцем лифта и специализированной организацией.

    6.3 Объем и периодичность выполняемых работ при техническом обслуживании должны соответствовать требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации заводов — изготовителей лифтового оборудования.

    7 Состав и виды работ, выполняемых при эксплуатации лифта

    7.1 Система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя:

    — осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля;

    — систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).

    7.2 Осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля

    7.2.1 Осмотр лифта выполняет лифтер или электромеханик по лифтам в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя и перечнем типовых проверок по ГОСТ Р 54999.

    7.2.2 В ходе осмотра осуществляются проверка функционирования лифта, а также проверка исправности оборудования (если эти проверки не включены в перечень работ организации по техническому обслуживанию):

    2) сигнальных устройств;

    3) кнопок вызова на этажах;

    4) кнопок приказов в кабине;

    5) устройства контроля дверного проема;

    6) двусторонней переговорной связи;

    7) оборудования освещения кабины;

    8) устройства реверса дверей лифта;

    9) информационных знаков.

    7.2.3 Осмотр лифта, подключенного к устройству диспетчерского контроля, выполняет электромеханик по лифтам с периодичностью, установленной изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации, или ежемесячно при проведении технического обслуживания лифта.

    7.2.4 Контроль за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля осуществляет диспетчер с пульта системы диспетчерского контроля в соответствии с документацией по эксплуатации данной системы диспетчерского контроля.

    7.3 Техническое обслуживание лифтов

    7.3.1 Виды, состав и периодичность работ по техническому обслуживанию лифтов устанавливаются изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54999.

    При отсутствии информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ:

    — ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) — проводится не реже одного раза в месяц;

    — квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — проводится не реже одного раза в три месяца;

    — полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — проводится не реже одного раза в шесть месяцев;

    — годовое техническое обслуживание (ТО-12) — проводится не реже одного раза в двенадцать месяцев.

    7.3.2 Специализированная организация для осуществления работ по техническому обслуживанию лифтов разрабатывает:

    — инструкции, руководства по техническому обслуживанию лифтов.

    Данные документы должны содержать виды, периодичность и состав работ, безопасные методы их выполнения, применяемый инструмент и приспособления, технические требования к оборудованию и узлам по ГОСТ Р 54999.

    7.4 Аварийно-техническое обслуживание

    7.4.1 Аварийно-техническое обслуживание лифтов проводится аварийной службой специализированной организации.

    7.4.2 Аварийно-техническое обслуживание предусматривает проведение работ по:

    — безопасной эвакуации пассажиров из кабин остановившихся лифтов;

    — устранению неисправностей лифта, оборудования системы диспетчерского контроля (при наличии).

    7.4.3 Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 мин с момента поступления информации в аварийную службу специализированной организации.

    Срок устранения неисправностей оборудования лифтов, эксплуатирующихся в жилищном фонде, не должен превышать 1 сут.

    7.4.4 Специализированная организация обеспечивает:

    — круглосуточное функционирование аварийной службы в рабочие, выходные и праздничные дни;

    — прием, регистрацию и передачу заявок на исполнение электромеханикам аварийной службы, контроль их исполнения;

    — организацию работ в экстремальных условиях (непредвиденное отключение электроэнергии в зданиях, пожар, затопление и т.п.);

    — организацию контроля за соблюдением электромеханиками по лифтам и электромонтерами диспетчерского оборудования и телеавтоматики аварийной службы, требований охраны труда и производственной дисциплины.

    7.4.5 Аварийная служба должна быть укомплектована необходимым количеством квалифицированного персонала, необходимого для выполнения требований 7.4.1, 7.4.2, с учетом количества, типов, модификаций лифтов, а также оснащена необходимым автотранспортом, инструментом, приспособлениями и механизмами.

    7.4.6 Если при аварийно-техническом обслуживании для восстановления работоспособности лифтов требуется выполнение работ капитального характера, данные работы выполняет специализированная организация по отдельному договору или по дополнительному соглашению к договору на техническое обслуживание лифтов.

    7.5 Внеплановый ремонт

    7.5.1 Внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера) выполняется в целях восстановления работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных чрезвычайных ситуаций.

    Внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера) в состав системы планово-предупредительных ремонтов не входит.

    7.6 Капитальный ремонт лифтов

    7.6.1 При капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации.

    В случаях, предусмотренных ГОСТ Р 53783, проводят техническое освидетельствование лифта. В случае замены системы управления лифта, шкафа управления, жгутов электропроводки также проводятся электроизмерительные и пусконаладочные работы.

    7.6.2 В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей):

    — лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт;

    — электродвигателя лебедки главного привода;

    — канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения;

    — оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов);

    — привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей;

    — кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства;

    — дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей;

    — шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов;

    — преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат;

    — натяжного устройства уравновешивающих канатов;

    — ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости;

    — противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии);

    — разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине;

    — уравновешивающих канатов, цепей;

    — каната ограничителя скорости;

    Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.

    Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.

    7.6.3 Проведение капитального ремонта лифта должно планироваться, исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимают в соответствии с приложением А.

    7.6.4 Проведение капитального ремонта лифта допускается осуществлять по фактическому состоянию оборудования, исходя из интенсивности использования, условий эксплуатации и результатов оценки соответствия лифта.

    7.6.5 Срок проведения капитального ремонта лифта должен планироваться владельцем лифта совместно со специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт данного лифта.

    7.7 Модернизация лифта

    7.7.1 Модернизация лифта может проводиться как по истечении назначенного срока службы лифта, так и в течение назначенного срока службы.

    7.7.2 Решение о модернизации (замене) лифта владелец принимает на основании заключения по результатам оценки соответствия лифта, содержащего соответствующие рекомендации.

    8 Оценка соответствия лифта в период эксплуатации

    8.1 Оценку соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляет организация, аккредитованная (уполномоченная) в установленном порядке, на основании договора с владельцем лифта.

    8.2 Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы проводится в форме технического освидетельствования по ГОСТ Р 53783.

    8.3 Оценка соответствия лифта отработавшего назначенный срок службы проводится в форме обследования по ГОСТ Р 53783.

    9 Требования к организации диспетчерского контроля работы лифтов

    9.1 Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется владельцем лифта или специализированной организацией по согласованию с владельцем лифта.

    9.2 Владелец оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов должен обеспечить мероприятия по содержанию его в исправном состоянии.

    9.3 Обслуживание и ремонт оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов осуществляется специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание лифтов, подключенных к данной системе диспетчерского контроля и располагающей техническими средствами и квалифицированным персоналом.

    9.4 Устройство диспетчерского контроля работы лифта должно обеспечивать:

    — двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной и крышей кабины, диспетчерским пунктом и машинным помещением, диспетчерским пунктом и основным посадочным этажом (при необходимости);

    — сигнализацию об открывании дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме нормальной работы;

    — сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;

    — сигнализацию об открывании дверей, окон, люков машинного (блочного) помещения или шкафов управления, расположенных вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения).

    9.5 Энергоснабжение оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов должно осуществляться независимо от энергоснабжения лифта. При прекращении энергоснабжения оборудования систем диспетчерского контроля владелец оборудования системы диспетчерского контроля должен обеспечить функционирование системы в течение не менее 1 ч.

    10 Требования к специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание, ремонт, модернизацию лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов

    10.1 Специализированная организация должна иметь материально-техническую базу, технические средства, оборудование для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту и (или) модернизации лифтов и (или) оборудования систем диспетчерского контроля их работы.

    10.2 Специализированная организация должна располагать достаточным количеством специалистов и рабочих, имеющих профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию и имеющих необходимые группы по электробезопасности. Численность квалифицированного персонала должна быть достаточной для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.

    Расчет численности персонала проводится с учетом типов и моделей лифтов, а также с учетом их этажности и ряда других факторов, влияющих на трудозатраты и время выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.

    10.3 Специализированная организация должна осуществлять контроль качества выполняемых работ.

    10.4 Специализированная организация должна:

    — назначить специалистов, ответственных за организацию выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

    — назначить персонал и возложить на него выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

    — обеспечить специалистов должностными инструкциями, а персонал — производственными инструкциями и инструкциями по охране труда;

    — обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планово-предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации;

    — обеспечить своевременную подготовку и аттестацию специалистов и персонала в установленном порядке;

    — обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями и приборами, необходимыми для обеспечения безопасного производства работ;

    а) в кабине лифта или на основном посадочном этаже «Правила пользования лифтом»;

    б) на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов;

    — в случае угрозы жизни и здоровью людей незамедлительно информировать владельца о необходимости приостановить использование лифта по назначению;

    — информировать владельца о необходимости приостановить использование по назначению лифта, у которого истек назначенный срок службы;

    — в разделе паспорта лифта «Сведения о ремонте и модернизации» указывать сведения о замененном оборудовании с указанием типа или обозначения и заверять их подписью уполномоченного представителя специализированной организации;

    — информировать владельца лифта о принятии новых нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к лифтам и эксплуатации лифтов.

    11 Требования к квалификации персонала

    11.1 Персонал, выполняющий работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов

    11.1.1 В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должен выполняться ряд требований, в том числе выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом.

    11.1.2 Непосредственно работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов выполняют электромеханики по лифтам, которые должны обладать соответствующей квалификацией и опытом работы.

    11.1.3 В соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта для получения основ знаний по указанной профессии электромеханик по лифтам должен обладать профессиональной подготовкой при наличии образования не ниже основного общего или иметь среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

    Указанные основы знаний электромеханик по лифтам получает в профильных образовательных учреждениях или иных учебных заведениях, имеющих компетентный персонал, способный обеспечить высокий уровень подготовки, а также имеющих необходимую для занятий материально-техническую базу.

    Квалификация (компетенция), полученная электромехаником при профессиональной подготовке, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

    11.1.4 Электромеханик по лифтам, получивший основы знаний по профессии, а также навыки практической работы по техническому обслуживанию лифтов под руководством опытного квалифицированного электромеханика, проходит практическую стажировку по техническому обслуживанию лифтов конкретных моделей.

    Практическая стажировка электромеханика по техническому обслуживанию лифтов конкретных моделей оформляется документально (протокол, удостоверение и т.п.) с указанием количества часов практической стажировки.

    11.1.5 Владелец лифтов, специализированная организация обеспечивают своевременное повышение квалификации электромехаников, но не реже одного раза в три года, а также обеспечивает повышение квалификации при техническом обслуживании лифтов новых моделей.

    11.1.6 В соответствии с требованиями настоящего стандарта специалисты, ответственные за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, должны подтвердить компетенцию для выполнения своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта.

    11.1.7 Базовым образованием для назначения на должность специалиста, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов является среднее техническое или высшее техническое образование.

    Кроме того, претендент на должность специалиста должен иметь практический опыт работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов не менее:

    — одного года — при среднем техническом образовании;

    — шести месяцев — при высшем техническом образовании.

    11.1.8 Учитывая специфику должностных обязанностей специалиста и требования к его квалификации перед назначением на должность, специалист, ответственный за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, проходит соответствующую подготовку, в которую входит изучение ТР ТС 011/2011 [1], национальных стандартов, необходимых для его применения и исполнения, настоящего стандарта.

    11.1.9 Подготовку указанных специалистов могут проводить учебные центры по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

    11.1.10 Знания, полученные при подготовке специалистом, ответственным за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, подтверждаются соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

    11.2 Персонал, выполняющий работы по осмотру лифтов

    11.2.1 В соответствии с требованиями подпункта 3.1 пункта 3 статьи 4 TP ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы проведение осмотра лифта должно выполняться в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя.

    11.2.2 Персонал, выполняющий работы по осмотру лифтов (далее — лифтеры), проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

    Квалификация, полученная лифтером при профессиональной подготовке, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

    11.2.3 Специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

    11.2.4 Знания, полученные при подготовке специалистом, ответственным за организацию эксплуатации лифтов, подтверждаются соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

    11.3 Персонал, осуществляющий диспетчерский контроль за лифтами

    11.3.1 Диспетчер, осуществляющий диспетчерский контроль за лифтами подтверждает квалификационные характеристики в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

    11.3.2 Диспетчер в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

    11.3.3 Квалификация, полученная диспетчером при подготовке по профессии, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

    docs.cntd.ru