Тема 16. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Нормы, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются новыми для Российского законодательства. В 1990 г. Российская Федерация стала участницей Конвенции ООН “О правах ребенка”, в связи с чем приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствии с требованиями указанной Конвенции. После чего в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ появились нормы, посвященные личным и имущественным правам несовершеннолетних детей (ст. 54-60 СК РФ).

Обязанности ребенка в правовых нормах не закреплены и определяют­ся нормами морали.

На законодательном уровне закреплено пять личных прав ребенка, раз­личных по своему содержанию (см. схему 83).

Имущественные права ребенка регулируются не только семейным, но и гражданским законодательством (см. схему 85).

В ст. 60 СК РФ дан лишь примерный перечень имущественных прав ре­бенка. Так , право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом предусмотрено ст. 26 и 28 ГК РФ.

Право ребенка стать собственником жилого помещения в результате приватизации предусмотрено Федеральным законом РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

Защита прав и законных интересов детей может осуществляться через представителя, прокурором, судом, а также самим ребенком путем обраще­ния в орган описи и попечительства или в суд (см. схему 86).

Глава 11. Права несовершеннолетних детей. Комментарий к статье 55 кодекса. 1. Условием полноценного воспитания детей является постоянный контакт.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей. Комментарий к статье 54 кодекса. 1. Определение понятия ребенка дается в статье 1 Конвенции ООН о правах.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей. в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием.

Сам по себе факт рождения ребенка порождает признание его матери обладателем родительских. прав безотносительно к ее возрасту.

Права несовершеннолетних детей. Комментарий к статье 56 кодекса. 1. В ст.56 СК впервые вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное. место.

www.bibliotekar.ru

Урок по теме: «Права несовершеннолетних»

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;
  • познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Развивающие:

  • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.
  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.
    • Основные вопросы урока:

      1. Права ребёнка, закреплённые в международных документах;
      2. Личные и имущественные права ребёнка.

      Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

      1. Работать с текстом учебника, словарём (над основными понятиями темы) и документами (Конвенция о правах ребёнка, статьи СК РФ, ГК РФ).
      2. Составлять схемы (личные и имущественные права ребёнка, дееспособность несовершеннолетних).
      3. Выбирать главное и правильно формулировать выводы.
      4. Отстаивать свою точку зрения.
      5. Применять полученные знания на практике (выполнение практических заданий).
      6. Развивать творческие способности учащихся.
      7. Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.
      8. Тип урока: изучение нового материала.

        Основные понятия урока: декларация, конвенция.3

        Внутрипредметные связи: обращение к понятиям – государство, суд, прокуратура, дееспособность, договор, сделка.

        Межпредметные связи: русский язык, история.

        Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каждую группу), подборка заданий по группам, алгоритм работы в группах.

        Формы и методы работы на уроке: групповая форма, с использованием ролевых ситуаций, частично-поисковый метод, иллюстративный метод.

        На доске: дата, тема, цели урока, понятия, эпиграф.

        Счастье всего мира не стоит одной одной слезы на щеке невинного ребёнка.

        Ход урока

        I. Организационный момент.

        II. Вступительное слово учителя.

        Сообщение темы и определение задач урока.

        Учитель: Ребята! Тема нашего урока – права несовершеннолетних. Вы знаете, о ком идёт речь? (Дети отвечают, учитель корректирует, если есть необходимость). Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? Дети отвечают. (Да, так как растёт детская беспризорность, преступность, всё больше детей при живых родителях предоставлены сами себе, увеличивается и число детей беженцев из новых независимых государств, с каждым годом всё меньше процент новорожденных детей с заключением врача “здоров”). Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске:

        1. Познакомится с международными документами о правах ребёнка.
        2. Познакомиться с правами ребёнка, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка, в Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ.
        3. Я бы хотела предложить в качестве эпиграфа к нашему уроку слова великого русского писателя-гуманиста – Фёдора Михайловича Достоевского: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”. Как вы думаете, ребята, о чём хотел сказать нам писатель, какой смысл он вкладывает в эти строки?

          Сегодня на уроке мы будем использовать групповую форму работы. Поэтому в конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам: (записаны на доске)

          1. Международные документы по правам ребёнка.
          2. Конвенция о правах ребёнка 1989 г. (Приложение 1)
          3. Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ и ГК РФ. (Приложение 2)
          4. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. (Приложение 3)

          III этап урока: Алгоритм работы в группе.

          Каждая группа получит свой алгоритм работы и тему, которую должны изучить, обсудить и предоставить свою точку зрения по данному вопросу всему классу.

          Алгоритм работы в группе.

          1. Выбрать командира группы.
          2. Выбрать помощника командира.
          3. Выбрать хранителя времени.
          4. Все участвуют в обсуждении.
          5. Время работы в группе – 12 минут.
          6. Подготовка ответа на вопрос урока (соответственно своей теме).
          7. Составить план ответа, схему, таблицу (если есть необходимость).
          8. Ответить на практическое задание.
          9. Оценить работу каждого в группе.
          10. При знакомстве с новым материалом необходимые сведения записывать себе в тетрадь.
          11. Критерии оценивания.

            “5” – ответ полный, последовательный, логически выстроенный; речь лексически богатая, правильная; умение применить знания на практике.

            “4” – полное владение содержанием вопроса, но есть небольшие недочёты, неточности; рассказ полный, но отсутствует логика (и т.д.).

            “3” – ответ по образцу.

            IV этап урока: Работа в группах.

            Учитель: следит за работой групп, в случае необходимости оказывает помощь, направляет деятельность ребят, организует и контролирует деятельность учащихся.

            Каждая группа по окончанию ответов может задать свои вопросы отвечающей группе и внести свои дополнения. Время работы в группах – 12 минут, время выступлений – 3-4 минуты.

            V этап урока: Выступление групп.

            VI этап урока: Закрепление нового материала (практическая работа по ситуациям).

            Ситуации

            1. Папа с мамой осуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взгляну на неё, сказала: “Помолчи, не доросла ещё”.

            Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

            2. Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения о дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет.

            Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

            3. Мать пятнадцатилетнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.

            Правомерно ли требование матери?

            Подарки Александры и Владимира.

            (конфликтная ситуация)

            Саша и Володя были довольны новогодними подарками. Володя, как и хотел, получил в подарок новый магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была рада – ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом фан-клубе, спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию.

            Сначала брат и сестра были очень довольны, но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила Володю сделать перерыв в прослушивании и подпевании песен, записанных на кассете, и дать возможность поиграть ей на гитаре. Володя сказал, что её “бренчание” на “балалайке” не беспокоит, и он может усилить звук. Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт подпевая какие-то отрывки из песен. Тогда Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

            Вопросы к ситуации:

            1. Как произошёл этот конфликт? Почему?
            2. Что чувствовали действующие лица?
            3. Счастливый ли был конец?
            4. Как это конфликт был предотвращён?
            5. Какие ещё могли быть варианты его завершения?
            6. Какие и чьи права были проигнорированы?
            7. Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

              Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

              VII. Подведение итогов урока.

              Рефлексия.

              Сегодня на уроке мы познакомились с правами ребёнка, закреплёнными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

              Теперь каждый из Вас знает, какие права предоставляются ребёнку от рождения и какие приобретаются со временем, и какая доля ответственности и обязанностей возникает в связи с правоспособностью.

              Почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

              1. Как мы это делали?
              2. Зачем мы это делали
              3. Достигли мы сегодня тех целей, которые перед собой ставили?
              4. Мы правильно определили беспомощность, беззащитность маленького существа – ребёнка, но его духовный мир и защищённость очень важны для нас, так как он с детства закладывает в своём сознании тот образ поведения, с которым будет жить дальше, идти по дороге жизни. И мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: “Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот больше идёт назад, чем вперёд”.

                Дети, идите же только вперёд!

                VIII. Домашнее задание.

                Прошу вас сдать оценочные листы и запишите задание на дом:

                Д/з: параграф № 11, вопросы практикума, подобрать публикации из периодической печати по данной теме.

                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                Права и обязанности несовершеннолетних

                Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

                — Конвенция ООН о правах ребенка.

                — Семейный кодекс РФ.

                — Трудовой кодекс РФ.

                — Гражданский кодекс РФ.

                — Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

                — Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

                — Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

                — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

                С рождения ребенок имеет права:

              5. на имя;
              6. жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
              7. знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
              8. на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
              9. на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
              10. выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
              11. на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
              12. на гражданство;
              13. иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
              14. на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
              15. слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
              16. •.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

                С 6 лет добавляются права

                • совершать мелкие бытовые сделки;
                • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
                • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
                • получить основное общее образование (9 классов);
                • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
                • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
                • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
                • С 8 лет добавляются права:

                  • на участие в детском общественном объединении;

                  обязанности:

                • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
                • перед детским общественным объединением и его участниками.
                • с 10 лет добавляются права:

                • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
                • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
                • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
                • ответственность:

                • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
                • С 14 лет добавляются права:

                • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
                • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
                • требовать отмены усыновления;
                • давать согласие на изменение своего гражданства;
                • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
                • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
                • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
                • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
                • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
                • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
                • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
                • участвовать в молодежном общественном объединении;
              17. выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
              18. соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
              19. исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
              20. самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
              21. возмещение причиненного вреда;
              22. ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
              23. уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
              24. С 15 лет добавляются права:

              25. работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
              26. С 16 лет добавляются права:

              27. вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
              28. работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
              29. быть членом кооператива;
              30. управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
              31. быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
              32. за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
              33. за совершение всех видов преступлений.
              34. С 17 лет добавляется обязанность:

              35. встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
              36. В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

                to15.minjust.ru

                «Права несовершеннолетних » Методические рекомендации. — презентация

                Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНина Неприна

                Похожие презентации

                Презентация на тему: » «Права несовершеннолетних » Методические рекомендации.» — Транскрипт:

                1 «Права несовершеннолетних » Методические рекомендации

                2 Права несовершеннолетних Цели урока: Цели урока: познакомить учащихся с международными документами о правах ребенка; познакомить учащихся с международными документами о правах ребенка; познакомить учащихся с правами ребенка, закрепленными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ; познакомить учащихся с правами ребенка, закрепленными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ; научить распознавать свои права; научить распознавать свои права; воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим пра­вам; воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим пра­вам; развивать способность реализовывать права в повседнев­ной жизни; развивать способность реализовывать права в повседнев­ной жизни; научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не на­рушать права другого человека; научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не на­рушать права другого человека; развивать творческие способности учащихся. развивать творческие способности учащихся. Основные вопросы урока: Основные вопросы урока: права ребенка, закрепленные в международных документах; права ребенка, закрепленные в международных документах; личные и имущественные права ребенка; личные и имущественные права ребенка; реализация и защита прав ребенка. реализация и защита прав ребенка.

                3 Умения и навыки, отрабатываемые на уроках: Умения и навыки, отрабатываемые на уроках: работа с текстом учебника, словарем (над основными поня­тиями темы) и документами (Конвенция о правах ребенка, статьи СК РФ и ГК РФ); работа с текстом учебника, словарем (над основными поня­тиями темы) и документами (Конвенция о правах ребенка, статьи СК РФ и ГК РФ); составление схем (личные и имущественные права ребенка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних); составление схем (личные и имущественные права ребенка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних); умение выбрать главное и правильно формулировать выводы; умение выбрать главное и правильно формулировать выводы; умение отстаивать свою точку зрения; умение отстаивать свою точку зрения; умение применять полученные знания в конкретных ситуаци­ях (выполнение практических заданий). умение применять полученные знания в конкретных ситуаци­ях (выполнение практических заданий). Основные понятия урока: декларация, конвенция, нацио­нальные меньшинства, органы местного самоуправления, наследование, нотариус, органы опеки и попечительства, опека; попечительство, усыновление. Основные понятия урока: декларация, конвенция, нацио­нальные меньшинства, органы местного самоуправления, наследование, нотариус, органы опеки и попечительства, опека; попечительство, усыновление.

                4 Внутрипредметные связи: обращение к понятиям — государство, суд, прокуратура, дееспособность, эмансипация, договор, сделка, несовершеннолетние. Внутрипредметные связи: обращение к понятиям — государство, суд, прокуратура, дееспособность, эмансипация, договор, сделка, несовершеннолетние. Оборудование: сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека (1 на парту), сокращенный вариант Конвенции о пра­вах ребенка (1 на парту); выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каж­дую парту); подборка заданий (на каждую парту); ватман (2 шт.); маркер (1 шт.). \ Оборудование: сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека (1 на парту), сокращенный вариант Конвенции о пра­вах ребенка (1 на парту); выборка статей СК РФ и ГК РФ (на каж­дую парту); подборка заданий (на каждую парту); ватман (2 шт.); маркер (1 шт.). \

                5 Ход урока Ход урока I.Вступительное слово учителя. Сообщение темы и опреде­ ление задачи урока — рассмотрение основных вопросов урока через изучение теоретического блока и практических заданий. I.Вступительное слово учителя. Сообщение темы и опреде­ ление задачи урока — рассмотрение основных вопросов урока через изучение теоретического блока и практических заданий. II.Изучение нового материала. Знакомство учащихся с международными документами по правам ребенка (особое внимание уделить Конвенции о правах ребенка 1989 г.). II.Изучение нового материала. Знакомство учащихся с международными документами по правам ребенка (особое внимание уделить Конвенции о правах ребенка 1989 г.). 1.Организация работы с документом. 1.Организация работы с документом.

                6 Вопросы: Вопросы: Как вы считаете, какое из прав, определенных Конвенцией, является самым важным для ребенка? Как вы считаете, какое из прав, определенных Конвенцией, является самым важным для ребенка? Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас? Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас? Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребенка? Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребенка? 2.Инсценизация учащимися конфликтной ситуации (опере­ жающее задание). 2.Инсценизация учащимися конфликтной ситуации (опере­ жающее задание). Вопросы к ситуации: Вопросы к ситуации: Как произошел этот конфликт? Почему? Как произошел этот конфликт? Почему? Что чувствовали действующие лица? Что чувствовали действующие лица? Счастливый ли был конец? Счастливый ли был конец? Как этот конфликт мог быть предотвращен? Как этот конфликт мог быть предотвращен? Какие другие концовки могли бы быть? Какие другие концовки могли бы быть? Какие и чьи права были проигнорированы Какие и чьи права были проигнорированы

                7 Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Выход из конфликта- совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта. Выход из конфликта- совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

                8 Знакомство учащихся с основными правами ребенка, закрепленными в СКРФ и ГКРФ Личные права детей СКРФ, ст Право жить и воспитываться в семье Право знать своих родителей Право на их заботу, на совместное с ними проживание Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками Право на защиту своих прав и законных интересов Право выражать свое мнение Право на имя, отчество и фамилию Право на изменение имени и фамилии

                9 Имущественные права ребенка Имущественные права ребенка Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих Право на имущество, полученное в дар Право на имущество, полученное в порядке наследования Доходы, полученные ребенком Имущество, приобретенное на собственные средства ребенка

                www.myshared.ru

                Права несовершеннолетних схема

                Название: Семейное право: Схемы, комментарии

                Рейтинг:

                Тема 16. права несовершеннолетних детей

                Обязанности ребенка в правовых нормах не закреплены и определяются нормами морали.

                На законодательном уровне закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию (см. схему 83).

                Имущественные права ребенка регулируются не только семейным, но и гражданским законодательством (см. схему 85).

                В ст. 60 СК РФ дан лишь примерный перечень имущественных прав ребенка. Так , право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом предусмотрено ст. 26 и 28 ГК РФ.

                Защита прав и законных интересов детей может осуществляться через представителя, прокурором, судом, а также самим ребенком путем обращения в орган описи и попечительства или в суд (см. схему 86).

                Схема 83. Личные права несовершеннолетних детей

                Схема 84. Право ребенка жить и воспитываться в семье

                Схема 85. Имущественные права несовершеннолетних детей

                Схема 86. Защита прав несовершеннолетних детей

                robotlibrary.com